Общая психология — это основы психологии как научной дисциплины

Иногда общая психология называется теоретической и экспериментальной психологией. Основные задачи, стоящие перед ней:

  • Разработка проблем методологии и истории психологии;
  • Разработка теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.

Общая психология дает научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, характеризует основные научные понятия, которые объединяются в три основные категории:

  • Психические процессы. Данное понятие подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Это обычно познавательные процессы, такие как ощущения и восприятия, действующие на органы чувств раздражителем. К этим же процессам относится память – возобновляющееся отражение действительности, воображение и мышление – отражение свойств действительности, обобщенное и отраженное в сознании человека. Пробуждение потребностей, возникновение мотивов или побуждений действовать определенным образом, принятие решений и их выполнение, что относится к волевым процессам и эмоциональные процессы;
  • Психическое состояние. Данное понятие характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности.
  • Психические свойства или особенности личности. Этим понятием выражается устойчивость психического факта.

Один психический факт может быть охарактеризован и как психический процесс (бурная и кратковременная эмоциональная вспышка), и как психическое состояние (т.к. представляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление психических особенностей человека, поскольку обнаруживается такая черта личности, как вспыльчивость, несдержанность, гневливость.

При рассмотрении вопросов общей психологии наиболее правильный путь открывает принцип развития сознания личности в её деятельности, который должен быть основой для изложения общей психологии. Данный принцип на первый план выдвигает:

  • Исследование личности и деятельности, а также анализ их важнейших проявлений;
  • Рассмотрение познавательной, эмоциональной, волевой сферы личности и деятельности человека с обязательной характеристикой важнейших индивидуально-психологических особенностей.

Почерпнутые в общей психологии знания отражают текущее научное представление обо всех формах психической жизни на различных этапах развития человечества.

Таким образом, общую психологию можно сравнить с компасом в лабиринте психологических проблем, дающим психологу возможность представить свое местонахождение в настоящий момент и определить направление дальнейшего движения.

Общая психология, как и другие её отрасли, конкретных ответов на все вопросы не дает, но помогает путнику ориентироваться в ненастную погоду в незнакомом городе, она направляет усилия исследователя по пути объективного научного знания.

Общая психология изучает психику нормального взрослого человека, но к её задачам относится изучение психики и детей, и больных, а также психологических законов научения и обучения, трудовой деятельности и др.

По мере того, как происходит выделение новых конкретных предметов исследования, появляются новые частные и специальные психологические науки. Это неизбежный и прогрессивный процесс, поэтому система психологических наук открыта для расширения. Любое расширение психологических наук идет с обязательным правилом – они опираются на общую психологию и в то же время оказывают на неё влияние, обогащая новыми знаниями. Исходя из этого, общей психологии можно дать еще одно определение: как науки, которая концентрирует основные достижения всех других психологических наук. Эти определения вовсе не исключают, а только дополняют друг друга.

Общая психология: введение

Каждому человеку присущи определенные качества личности и психические свойства. И общая психология занимается изучением этих свойств и качеств. Основные процессы психических состояний также исследуются наукой.

Изучение личности человека — неотъемлемое звено фундаментальной психологии.

Общая психология формулирует основные определения и законы процессов психики и изучает способы и приемы исследований. Общая психология — это теория, выступающая в роли основы для всех своих отраслей.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3 стр., 1054 слов

Психика. Сознание и бессознательное

… Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения; Самоконтроля и самовоспитания Этап. Развитие социального поведения человека. Психика представлена человеку в нескольких формах Психические … реальности. Оно позволяет восстанавливать прошлое и предвосхищать будущее Психика Сознание Сознание также, как и психика реализует целый ряд функций. Функции: Познавательная; Отражательная; …

3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

История психологии от античности до наших времен

Во времена античности авторы психологических учений в основном задавались вопросами о природе разума отдельного индивида.


Древних авторов очень интересовала человеческая душа

Большую часть трудов занимала человеческая душа. Аристотеля по праву называют основоположником общей психологии.

Прославился в этом направлении он благодаря своему трактату «О душе», четко определив предмет исследования психологической науки.

Гиппократ классифицировал виды темперамента, в то время как Платон отдавал свое предпочтение изучению структурных составляющих личности со стороны философских взглядов.

Главная отличительная черта средневековой психологии — концентрация науки на вопросах веры и разума человека. Философия религии определяет основные направления исследования.

Идеи Аристотеля актуальны в данный период изучения психологии. В данный период прославился Фома Аквинский, благодаря своим работам в христианской философии.

В эпоху Нового времени термином «психология» обозначают науку о душе. И только в работах Оттона Касмана термин приобретает современное научное значение. 18 век — век астрономических вычислений, которые взяли под контроль и изучение психологии.

19 век — наиболее важный период для психологической науки, в частности для ее становления. В 1879 году под руководством Вильгельма Вунда открывается и начинает свою работу лаборатория психологических исследований, первая в своем роде. Именно с этого момента психология выделяется в отдельную и самостоятельную науку.

Начало 20 века — время стремительного развития психоанализа. Популярностью пользуются работы Зигмунда Фрейда. Бихевиоризм очень активно набирает обороты в своем развитии.

В Германии начинает развиваться гештальт-психология. Появляются основы психодиагностики — тесты для проверки интеллекта.

Основой для социальной психологии с 1930 по 1940 годы становится гештальт-психология. В этот временной промежуток появляется особый интерес к практическим технологиям, эргономике. Большую славу приобрели труды К. Левина, Б. Ф. Скиннера, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского.

В 1950-1960 годы психология получает свой расцвет как науки. Различные направления начали активно развиваться. Проводится большая часть психологических исследований и психологических экспериментов.

Тесты

Много рассказывает о тестах общая психология. Учебник любого автора содержит информацию о данном виде методов. Тесты представляют собой определённое испытание, которое позволяет установить у конкретной личности определённый набор качеств и свойств характера. Они представляют собой кратковременные и одинаковые для всех задания. Тесты могут быть собраны как по мере готовности испытуемого, так и по истечении определённого периода времени. Кроме того, по результатам исследования делается вывод о наличии тех или иных личностных качеств и свойств, уровень развития индивида.

Тесты используются психологами для того, чтобы установить прогноз на будущее, предугадать поведение личности. Кроме того, благодаря проведению такой работы сотрудниками учреждений ставятся диагнозы. Все тесты должны быть правильно оформленными, а также отражать суть полученных результатов. Каждый вопрос должен преследовать определённую цель (например, узнать уровень развития личности в учебном плане или же сформировать криминогенный психологический портрет преступника и так далее) и иметь научное обоснование. Надёжность и точность – ещё одни качества, обязательные для проведения тестов.

Предмет изучения общей психологии

Предмет общей психологии — это законы и механизмы психики. Развитие определенных личностных качеств также относят к предмету психологического исследования.


Общая психология изучает законы, по которым работает психика человека

Психология развивалась, и предмет ее исследования постоянно изменялся в зависимости от того, какая эпоха правила мировоззрением людей.

Изначально в роли предмета исследования общей психологии выступала душа. Но в 18 веке положение изменилось в пользу сознания человека, а точнее его явлений.

Явления психического — это то, что человек наблюдает по отношению к себе на данный момент.

В 20 веке в силу бурного развития и популярности такого направления как бихевиоризм меняется и предмет изучения, им становятся поведенческие характеристики человека.

Но и по сей день в отдельных отраслях науки предмет отличается. Понятие же предмета общей психологии включает все аспекты психологического развития в целом.

Организация человека в плане психического гораздо сложнее нежели организация биологическая. Изучая другого человека, индивид получает возможность познать себя как субъект и на основе этого исследования понять закономерности собственных действий внутреннего плана.

Учебный курс

Общая психология – это общетеоретическая наука. Она тесно переплетается с педагогикой, социологией, искусствоведением, философией, языкознанием и так далее. Введение в общую психологию начинается с многочисленных исследований. Благодаря им эта наука не стоит на месте и приносит заметную пользу обществу.

Полный теоретический курс включает в себя общая психология. Темы подразделяются на определённые разделы: введение, общие понятия, исторический ракурс, методы, принципы, система, особенная часть, зарубежный опыт и так далее. Особую роль в психологии играет практика, которая показывает результаты педагогической и практико-психологической работы.

Объект общей психологии

Психика — объект психологии. Это свойство характерно для любого высокоорганизованного существа. Без психики человек или животное не сможет управлять своим поведением и изменять его согласованно с обстоятельствами. Психика в науке считается высшей формой сознания живого существа.


Психика есть у любого высокоразвитого существа

Параметры оценки психики:

  • активность;
  • целостность;
  • развитие;
  • саморегуляция;
  • адаптация;
  • коммуникативность.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение — это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Свойства темперамента:активность и эмоциональность.

Теории темперамента

Методология общей психологии

Методы общей психологии — это приемы, которые дают возможность получить конкретные данные. Впоследствии полученные материалы используются для дальнейшего изучения и составления рекомендаций, которые нужно применить на практике.

Приемы общей психологии разнообразны. Выделяют основные приемы и средства: наблюдение и эксперимент. Дополнительные: тестирование, опрос, беседа, биографический метод. Разберем более подробно каждый:

  1. Наблюдение — непосредственная регистрация поведения объекта, за которым ведется наблюдение. Этот прием является самым древним в истории психологии в целом. Основные виды наблюдения: полевое — это наблюдение без создания какой либо специальной среды, то есть в привычной обстановке; лабораторное — наблюдение в искусственно созданных условиях.
  2. Эксперимент подразумевает специальное вмешательство в жизнедеятельность объекта для получения дополнительного материала исследования. Основные виды эксперимента: естественный эксперимент — эксперимент проводится в естественных условиях среды без вмешательства экспериментатора; лабораторный эксперимент — проводится в специально созданных условий для определения конкретных данных.
  3. Тестирование. При помощи тестирования изучают определенные качества человека. Требуется когда методы опроса и беседы не дают полной картины свойств личности. Основные виды тестирования: тесты достижений используются при необходимости оценить уровень овладения теми или иными навыками или знаниями; вербальные тесты предназначены для того, чтобы понять, умеет ли человек описывать происходящее вокруг словами; тесты интеллекта используют, чтобы определить уровень интеллекта человека; тесты личности помогают наиболее точно изучить свойства личности; тесты на профессиональную ориентацию проводятся для того, чтобы понять, имеет ли человек определенные качества, которые предрасполагают его к той или иной профессии.
  4. Опрос — один из самых распространенных методов в психологии. Применим не только к одному человеку, но и к группе людей. Основу составляет непосредственное взаимодействие испытуемого и исследователя. Основные виды опросов: письменный — дает более поверхностные знания в изучаемой области; устный — позволяет более подробно исследовать психологические особенности человека.
  5. Беседа — это метод, который используют в том случае, когда наблюдение не дает достаточно ясных и четких данных, необходимых для исследования.
  6. Биографический метод. Данный метод используется при необходимости диагностики жизненного пути человека для последующей его коррекции.

Говоря более простым языком, методы изучения психики — это способы изучения окружающей реальности.

Общая характеристика метода наблюдения

Особенно подробно о способах исследования рассказывает автор многих учебников по фамилии Маклаков. Общая психология включает такой метод, как наблюдение, которое по праву считается самым древним способом познания. Самая простая и известная его форма – житейская жизнь и житейское наблюдение. Даже если вы обратите на себя внимание, то заметите, что пользуетесь этим психологическим методом изо дня в день. Выделяют следующие виды наблюдения:

  1. Кратковременное и долговременное, которое может протекать в течение нескольких лет.
  2. Выборочное.
  3. Сплошное и специальное. В последнем случае наблюдатель сам погружается в исследуемую атмосферу.

Каждое наблюдение состоит из нескольких этапов:

1. Обязательная постановка конкретной цели и ряда задач, помогающих достичь ожидаемых результатов.

2. Выделение конкретного предмета, объекта исследования, ситуации.

3. Определение ряда способов, которые оказывают минимальное влияние на исследуемый объект.

4. Определение формы закрепления и обработки данных.

Считается, что большей объективностью обладает внешнее наблюдение, так как закрепление результатов осуществляется посторонним человеком. Данный метод также подразделяется на прямое и косвенное. Отдельно выделяется такой вид, как самонаблюдение. Данный метод обладает эффективностью лишь во взаимодействии с экспериментом и беседой.

Структурные элементы фундаментальной психологии


У психологии есть своя структура

В своем составе общая психология содержит следующие структурные элементы:

  1. Психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, мышление, речь, эмоции, ощущения, воля, представления.
  2. Свойства психики: способности, характер, темперамент, мотивация.
  3. Состояния психики.

На базе определений общей психологии создаются области, более подробно изучающие определенные аспекты человеческой жизни.

Темперамент и характер

Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
  • Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
  • Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
  • Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:

Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы; Устойчивость и пластичность психических явлений; Темп и ритм действий; Эмоции, воля и другие психические свойства; Направленность психической деятельности.

Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:

  • Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
  • Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
  • Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
  • Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.

Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».

Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.

Наиболее значимые отрасли в психологии

  1. Педагогическая психология — одна из отраслей общей психологии, которая исследует вопросы воспитательного процесса и обучения новым навыкам. Главная задача данного направления — найти приемы и методы построения наиболее эффективного образовательного процесса посредством индивидуального подхода.
  2. Возрастная психология выделяет этапы, по которым проходит развитие человека и изучает закономерности каждого из этапов.
  3. Дифференциальная психология изучает особенности психики групп и индивидов в отдельности, а именно: их отличительные черты и сходства.
  4. Политическая психология исследует жизнь людей, занимающихся политикой, с точки зрения психологического аспекта.
  5. Психология искусства исследует психологические аспекты влияния искусства на человека и на социум.
  6. Психология труда изучает виды деятельности человека в процессе труда как отдельный психологический элемент: определяет необходимые личностные качества для той или иной деятельности; исследует способы повышения производительности труда, взаимоотношения в коллективе, вопросы профессиональной пригодности и мотивации.
  7. Юридическая психология исследует психологические особенности отношений подсудимых и работников правоохранительных органов. Также изучает противоправную деятельность и способы ее предупреждения.
  8. Практическая психология — одна из самых крупных сфер общей психологии, которая строится на всех основных отраслях и занимается вопросами диагностики.

Общая психология — понятие, объемлющее основы для развития своих элементов структуры, специализирующихся на исследованиях в узкой направленности.

Психология формируется рука об руку с различными научными дисциплинами. Исследования, основанные на природной сущности, базируются на основах биологии.

История общества тесно связна с психологической наукой. Развитие высших психических функций напрямую зависело от орудий труда и деятельности, направленной на их изготовление.

Благодаря социологии у общей психологии есть более подробные материалы для изучения человека как существа биосоциального. Общая психология сохраняет самостоятельный предмет своего исследования, несмотря на тесное соприкосновение с другими науками.

Прародителем психологии называют философию. Философские учения способствовали появлению психологических трудов. В изучении личности общая психология опиралась на выводы философов о деятельности человека, его природе сознания и специфике бытия.

В этом видео вы узнаете об основах общей психологии:

Психологическая антропология

Связь психологии с антропологией, например, устанавливается потому что существует фундаментальная отрасль психологии – психология личности.

Психологическая антропология относится к междисциплинарным отраслям знания. Она изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, а также закономерности формирования и функции национального самосознания.

Психологическая антропология как термин появился в 50-е годы XX века в США. Введен он был на смену абстрактному названию «личность и культура», китайским исследователем Хсю.

Единого целого современная психологическая антропология ни по тематике, ни по методам не представляет. В ней, как и в других психологических науках можно выделить целый ряд самостоятельных направлений:

  • Кросс-культурные, сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи, составляющих неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии;
  • Культурологические исследования, связанные с разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и др.;
  • Этническое сознание и самосознание, исследуемые соответствующими разделами социальной психологии;
  • Этнические особенности социализации детей, понятийный аппарат и методы, близкие к социологии воспитания.

В мире последние несколько десятков лет вопросы психологической антропологии стали очень популярными.

А зачем она

Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает сведения, без которых невозможно будет углубленное изучение какой-то отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной ветви науки.

Рекомендуем: Что изучает медицинская психология?

И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты уберегут себя от лишних переживаний, а во-вторых, глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился. Психология вообще крайне важна для тех, кто избрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькими детьми или, наоборот, пожилыми людьми, людьми с особенностями развития).

«Ну хорошо, — скажет кто-нибудь из читателей. — Специалистам, понятно, нужно все это знать. А обычным людям зачем?» Обычным людям глубоко вникать, может, и незачем, но вот в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будут полезны каждому, независимо от его профессии и образования. Да, специалист и неспециалист будут усваивать информацию в такой литературе на разных уровнях, но и тот и другой смогут почерпнуть для себя что-то ценное.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]