Когнитивные функции. Что это?
Все когнитивные функции подразделяются на память, внимание, речь, праксис (целенаправленная деятельность), гнозис (ориентация, узнавание места и времени), мышление. Возможности когнитивных функций формируют личность индивидуума, определяют успешность в обучении, в профессиональной деятельности, других жизненных сферах
Выделяют 4 основные взаимодействующие компоненты когнитивных функций: 1. восприятие информации (зрительный, слуховой, тактильный гнозис, обоняние, вкус и др.); 2. обработка и анализ информации («исполнительные» функции), которые включают произвольное внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений. Сюда же можно отнести и мышление, интеллект, которые подразумевают, в том числе, умение адаптироваться в обществе, адекватно вести себя в изменяющейся обстановке, выстраивание программы поведения, корректировка своих действий исходя из целесообразности момента; 3. запоминание и хранение информации (память) и 4. обмен информацией, построение и осуществление программы действий — «экспрессивные» функции, к которым относятся речь, навыки целенаправленной двигательной активности (праксис) Памятью называют способность ЦНС усваивать новую информацию, сохранять ее и неоднократно использовать в процессе жизнедеятельности. Память состоит из стадий: запоминание (ретенция), хранение информации и воспроизведение информации. При сосудистых когнитивных расстройствах страдает, в большей степени, воспроизведение информации, тогда как запоминание и хранение может сохраняться. Семантически опосредованные «подсказки» при тестировании помогают пациентам воспроизводить информацию. При нейродегенеративных заболеваниях (БА) в первую очередь страдает запоминание. Существуют индивидуумы с гипо- или гипермнезией, с врожденной «мнестической одаренностью». Есть пациенты, чувствительные к интерференции (отвлечениям), а бывает первичная слабость запоминания и без интерференции. При нарушении воспроизведения информации, выделяют псевдореминисценции (незначительные неточности в деталях), контаминации (включение одних воспоминаний в структуру других), конфабуляции (вспоминаются события, не имеющие места) ГИПОМНЕЗИИ подразделяют на: Фиксационные (забывается отрезок времени, соответствующий определенному событию), антеро- и ретроградные; прогрессирующие и непрогрессирующиие
М.С Веджетти
Рим, Италия
Современные исследования в различных дисциплинах, таких, как психология, нейропсихология, неврология, философия, клиническая нейрофизиология, характеризуются растущим взаимодействием между учеными, как это было отмечено A. Marcel & Ег. Bisiach (1988).
Анализ этих взаимодействий может продемонстрировать, что в клинических областях растет тенденция поднимать теоретические вопросы и когнитивную проблематику, чтобы строить модели функционирования нормальных и патологических процессов психики и поведения.
В то же время растет участие философов науки и теоретических философов в анализе функций мозга, лежащих в основе когнитивных процессов, как это может быть продемонстрировано на примере открытия новой программы обучения теориям и методам познания на факультете философии 1-го Университета Рима.
Сходная картина наблюдается и в исследованиях по общей когнитивной и педагогической психологии, которым посвящен этот доклад. Это мнение обосновано современными исследованиями процессов обучения и, более точно, школьного обучения, которые доказывают, что отдельные когнитивные процессы, например, внимание или оперативная память, недостаточны для обеспечения успехов в школьном обучении.
Некоторые данные неврологических исследований внимания, полученные Driver и Vuilleumier (2001), объясняют, что даже этот отдельный процесс может быть рассмотрен как результат взаимодействия между зрительным анализатором и зонами лобной и теменной коры, таким образом, рассмотрение этого процесса снова нуждается в более широком контексте, и проблема сохраняется.
При решении проблемы сознания многие учёные соглашаются, что науки о мозге должны избегать как редукционизма, так и дуализма.
Мы можем напомнить, что в начале формирования психологии как науки отказ от рассмотрения сознания как возможного объекта психологии не принес плодотворных результатов. В психологии есть классические исследовательские данные, которые необъяснимы без отнесения к комплексному определению того, что значит осознание и самосознание основных форм личного опыта (см., например, Bruner & Goodman, 1947).
Таким образом, главный вопрос – как это сформулировала Patricia Churchland Smith (1988) – попытаться разъяснить «explanandum». Для этого она перечисляет различные способы осознания, отталкиваясь от определения Dennett (1988): “вещи, какими они кажутся нам” (с. 42), к более тонким проприоцептивным ощущениям, к другим аспектам сознания, таким как планирование, размышление, принятие решений, представление и прогнозирование задач, а также к разным видам осознания временной протяженности, последовательности, упорядочивания или расположения в пространстве, которые типичны для высшего уровня функционирования и вводит ндополнительный уровень осознания себя как “Я”, как что-то, отличающееся от других объектов. Это подводит нас близко к теме специфическою функционирования человеческого субъекта.
Каждый, кто познакомился с выдающимися произведениями А.Р. Лурия о высших корковых функциях и кто имел возможность дискутировать с ним о культурно-историческом подходе к нейронаукам, согласится с тем, что один из его основных вкладов в нейронауки заключается в описании и предложении понятия “романтическая наука” (Лурия, 1982). Последнее не полностью пересекается с культурно-исторической концепцией высших психических функций Л.С, Выготского (1934, 1984), в силу разных областей применения, по методология этих учёных предлагает общую стратегию научного анализа, включающуюся в объединении естественных и исторических наук.
Романтическую науку как попытку объединения в клинических исследованиях номотетического и идеографического подходов Лурия намеревался сделать как можно ближе к теории Субъекта сознания (Dennett, 2001). Остановимся на этом несколько подробнее.
Целью конкретного научного анализа, по Лурия (1982), должно быть рассмотрение явления в системе всех возможных отношений. Если этот анализ применен к высшим психическим функциям человека, ученый должен избегать наблюдения и описания субъективного опыта как открытия, являющегося результатом интроспективного описания от первого лица Dennet (2001) также пишет, что не существует наука от первого лица, но лишь гетерофеноменология, как подход к сознанию от третьего лица (с. 230).
В предложении Лурия клиницист наблюдает и сообщает факты, полученные на основе сознательной передачи собственного опыта другим субъектом, что и составляет “непридуманный портрет”. Портрет конкретного человека с одной чертой, определяющей всю его личность, как это было в случае человека с исключительной памятью – Шерешевского.
В таком случае коммуникация между экспертом-клиницистом и пациентом, страдающим конкретным синдромом, сознательное обращение к собственному опыту делают возможным выявить путь конкретного объяснения генезиса самосознания через осознание субъективного патологического опыта.
На самом деле этот опыт достигается без абстрактно усвоенного или пассивно принятого диагноза, то есть без клинического вмешательства “qualia”.
недостатки – предыдущая | следующая – рефлексивное сознание
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание
Когнитивные процессы в учебной деятельности
Множество теорий обучения признают важность когнитивных процессов. Во время учебы все познавательные процессы максимально задействованы. Чтобы получить от учебы необходимый результат, приходится прилагать усилия и время.
Познавательные процессы при обучении чтению
Для чтения человеку необходимо знать буквы и звуки, быть сосредоточенным, помнить и понимать слова, которые он читает. Важно также соотнести прочитанное с уже имеющимся опытом.
В зависимости от задачи, которую ставит перед собой читающий, он может по-разному обрабатывать информацию. Например, когда он читает роман, чтобы приятно провести время или готовится по учебнику к экзамену.
Познавательные процессы при письме
При написании текста задействованы те же когнитивные процессы, что и в случае с чтением. Пишущему человеку необходимо сохранять сосредоточенность, игнорировать посторонние раздражители, следить за разборчивостью букв, орфографией и пунктуацией.
Перед тем как приступить к письму, необходимо составить план текста, продумать содержание так, чтобы читатели его поняли.
Способы улучшения когнитивных процессов
Когнитивные способности можно развить в любом возрасте. В этом помогут несложные рекомендации.
- Следите за здоровьем. Общее самочувствие и состояние нервной системы напрямую связаны с качеством познавательных процессов. Производительность снижается, если человек ведет нездоровый образ жизни, страдает недосыпанием. Патологии сердечно-сосудистой, нервной системы и другие проблемы со здоровьем могут также привести к снижению умственных способностей.
- Используйте тренажеры для мозга. Специальные компьютерные программы, логические задачи, головоломки — все это развивает когнитивные способности. В сети можно найти тренажеры с интересными заданиями, предназначенные для развития внимания, памяти, восприятия, речи у детей и взрослых.
- Акцентируйте внимание на успехах. Это необходимо, чтобы крепить самооценку и заметить прогресс на пути к поставленной цели. Даже, если вы замечаете собственные слабые стороны и промахи, важно верить в собственные силы и продолжать самосовершенствование.
- Мыслите критически. Привычка подвергать сомнению информацию, искать подтверждение в авторитетных источниках помогает стать самостоятельным и повысить уровень компетентности. Критическое мышление помогает глубоко размышлять, определять взаимосвязь между событиями и фактами, анализировать их.
- Много читайте. Чтение активизирует множество когнитивных процессов, доставляет удовольствие, служит источником новых знаний. Чтение — это несложный и приятный способ развить концентрацию внимания, память, речь и воображение.
- Занимайтесь творчеством. Сочиняйте истории, рисуйте, лепите, танцуйте и пойте. Каким бы творчеством вы ни занимались, оно развивает познавательные способности. Творчество улучшает концентрацию, умение находить решение в нестандартных ситуациях, расслабляться, расширяет кругозор и развивает интеллект.
- Концентрируйтесь на одном деле. Старайтесь избегать мультизадачности. Стремление к выполнению сразу нескольких дел снижает продуктивность, создает большую нагрузку на мозг, приводит к быстрому утомлению. Мультизадачность не предполагает концентрации на одном деле, из-за этого страдает качество выполняемых действий.
Когнитивные процессы участвуют в отражении и превращении информации из внешней среды, формируют опыт, собственную картину мира. В любом возрасте можно развивать и совершенствовать когнитивные процессы.
Ирина Шербул
Когниции
Когниция (от лат. cognitio) – это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний», — утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в современной психологии». Этот термин охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума.
Когниция — общее понятие, охватывающее все формы знания, включая воспринимаемые образы, логические доказательства и оценочные суждения; процесс познания человеком мира и себя самого, с помощью которого происходит обработка информации. Он включает в себя уровень ощущений, уровень восприятия, внимание, память, уровень представлений и уровень мыслей. Он основан на убеждениях клиента, его установках, ожиданиях, идеях, представлениях, мнениях и образе мыслей.
В когнитивной психотерапии выделяют следующие когнитивные структуры и процессы – убеждения, установки, правила, ожидания, отношения, предположения, автоматические мысли, схемы, системы действия и контроля. Содержание когнитивной сферы постоянно видоизменяется. Когнитивные изменения происходят на трёх уровнях:
- в произвольном мышлении (мысли можно вызвать по желанию, и они временны);
- в автоматическом мышлении (мысли возникают непроизвольно, они временны);
- в предположениях (убеждениях).
Эти уровни различаются друг от друга стабильностью и доступностью для анализа.
Какие науки изучают познавательные процессы
Изучением когнитивных процессов занимаются несколько наук:
- психология (общая, возрастная, нейропсихология);
- психолингвистика;
- неврология;
- антропология.
Ученые стали проявлять особенно активный интерес к изучению познавательных процессов в 60 годах прошлого века. Изучение процессов познания продолжается и по сей день. Полученными знаниями о когнитивных процессах пользуются не только психологи, но и педагоги, социологи, маркетологи.
Необычный эксперимент
С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.
Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.
Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.
Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом
Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида
Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.
Разновидности
Теперь разберёмся с тем, какими бывают умственные процессы.
Базовыми (низшими) когнитивными процессами
Они представлены:
Ощущением и восприятием
На нас постоянно воздействуют различные стимулы и сигналы, заставляющие нас что-то чувствовать. Чувства служат дополнительным инструментом познания окружающей реальности. Причём они могут исходить как извне, так и из глубин нас самих.
Большую заслугу здесь внесли гештальт-психологи, занимающиеся детальным изучением восприятия мира человеком. Ими были придуманы законы гештальта, согласно которым объясняется восприятие происходящего через оптические иллюзии.
Вниманием
Мы живём в мире информации и ежедневно принимаем множество сигналов и стимулов, уделяя при этом внимание тому, к чему испытываем наибольший интерес.
Для ряда действий, таких как ходьба либо жевание, мы не нуждаемся во внимании. Зато потребуется большая концентрация на том, что мы говорим и как это преподносим, если, допустим, предстоит выступать на публике.
Положительный момент – при систематическом повторении определённых процессов они становятся автоматическими. К примеру, если на первых порах нам тяжело даётся вождение автомобиля, то впоследствии навыки совершенствуются и выполняются «на автомате», благодаря чему тратится намного меньше энергии.
Памятью
В нашей памяти хранятся ответы на бесчисленное количество вопросов, возникающих по жизни. Именно благодаря ей мы шифруем получаемую извне информацию и храним её, чтобы, когда будет нужно, восстановить.
Память может быть разных видов: сенсорной, краткосрочной, рабочей, автобиографической и так далее. Все из разновидностей взаимодействуют друг с другом, но все возникают в разных частях мозга.
Высшими (сложными когнитивными процессами)
Они представлены:
Умом (интеллектом)
Интеллект выступает совокупностью способностей, которые помогают в решении разных задач. В наши дни наибольшей популярностью пользуется теория про множественный интеллект, которую предложил Гарднер. Согласно ей, нет одного вида ума, а в разных ситуациях человек пользуется разными способностями, отталкиваясь от происходящего.
Умным людям присущ ряд конкретных опознавательных признаков. Но интеллект может быть усовершенствован, для этого существует несколько методик.
Мышлением
Мысли человека невероятно сложны и разноплановы. Благодаря мышлению мы можем решать различные трудности, рассуждать, принимать решения, мыслить творчески, логически и так далее.
Для упрощения данных процессов в нашем мозгу создаются мысли с суждениями. Наша задача – группирование идей, предметов, людей и т.д., что ускоряющее сказывается на умственных процессах.
Но в желании достичь логики человек часто забывает о своей иррациональности. Ведь подумать только – для ускорения мышления мы пользуемся ярлыками, но по итогу не анализируем все сведения! В результате возникают когнитивные предубеждения, отклонения от нормы.
Из-за когнитивных предубеждений развиваются когнитивные искажения, негативные и иррациональные мысли, доставляющие много страданий. К примеру, «меня никто не любит», «я всегда буду одинок» и так далее.
К счастью, у человека есть власть над собственными мыслями, просто не все её осознают и не все умеют ею правильно пользоваться.
Речью
Человеческий мозг воспроизводит и понимает разные слова, звуки, комбинирует неисчисляемое количество букв с предложениями для выражения наших мыслей и эмоций. Некоторые люди одновременно говорят на нескольких языках (полиглоты).
Речь развивается и совершенствуется всю жизнь. Хотя с рождения мы все обладаем разными коммуникативными навыками, они могут улучшиться, если долго практиковаться. Последнее особенно важно для людей, имеющих нарушения речи, ведь их тоже реально если не убрать полностью, то хотя бы уменьшить.