Что такое самовоспитание и зачем уделять ему время?

Автор материала:

Игорь Лядский

ученый-генетик, писатель, бизнес-тренер, доктор философии (PhD).

Популярное ныне саморазвитие известно многим. Самостоятельным обучением тоже никого не удивишь. Но что такое самовоспитание? Одно дело воспитывать других, заниматься нравоучениями, объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. А как воспитывать себя? Сам же себя в угол не поставишь, по мягкому месту не шлепнешь… Возможно, самовоспитание личности – всего лишь красивое слово, за которым ничего не имеется? Но почему тогда сплошь и рядом говорят о его необходимости? Стоит ли заниматься самовоспитанием, и как это делать?

Понятие — самовоспитание

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная линия поведения.

Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. Главная цель и объект усилий – собственная суть.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый. Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и добивается успеха.

Что такое самовоспитание?

Самовоспитание — это осознанные действия, направленные на полноценное раскрытие личности. В детстве воспитанием человека занимаются родители, школьные учителя, затем в некоторой степени преподаватели университета. Но, по окончании учебы, когда человек переходит во взрослую жизнь, вмешательство извне постепенно прекращается. При этом вопрос дальнейшего развития личности своей актуальности не теряет.

Как же быть в этом случае? Кто должен продолжить воспитательный процесс? Друзья, мужья или жены, возможно работодатели? Скорее всего, все это будет неправильным. Взрослый человек тем и отличается от ребенка, что ему не нужны внешние стимулы для развития. Дальнейшее свое самосовершенствование он способен осуществлять и сам.

Используемые методы самовоспитания

Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.

Основные методы самовоспитания:

  • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
  • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
  • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли»;
  • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
  • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
  • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
  • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

Его виды.

Самосовершенствование – это процесс комплексный и всесторонний. Нельзя постоянно развиваться в каком-то одном направлении. Все равно жизнь скорректирует движение. Например, кто-то решил стать первоклассным специалистом. Он всего себя посвятил выбранной профессии. Но этот человек абсолютно не умеет вести себя в обществе. Даже будучи профессионалом, он с треском проваливает собеседования и, даже в случае трудоустройства, долго на одном месте не задерживается. Значит одни только рабочие умения или навыки не являются залогом успеха.

Пройти тест на тип личности

Уместно говорить, что бывают такие виды самовоспитания:

  • Интеллектуальное;
  • Физическое;
  • Эстетическое;
  • Психологическое;
  • Социально-ориентированное.

Первое заключается в стремлении приобретать новые знания, расширять свое мировоззрение. Второе поддерживает на хорошем уровне физическую форму, умение обращаться со своим телом. Третье помогает видеть прекрасное, радоваться окружающему миру. Четвертое вырабатывает волевые качества. Пятое помогает налаживать связи, поддерживать коммуникацию в обществе.

Элементы самовоспитания.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые расшифровки бесплатно.

Самовоспитание личности становится возможным только при наличии таких четырех основных компонентов:

  • Самоанализ – умение видеть свои сильные и слабые стороны;
  • Самоотчет – взятие на себя ответственности за свою жизнь;
  • Самомотивация – способность настраивать себя на работу;
  • Самоконтроль – сверка личного прогресса с прогнозируемым;
  • Самооценка – адекватная оценка своих поступков.

По сути, все это атрибуты школьного процесса, только во взрослой жизни человек их применяет сам. Оценивать других всегда проще, чем самого себя. Еще сложнее себя контролировать и мотивировать. Поэтому психологическое самовоспитание – один из наиболее важных этапов самосовершенствования.

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

Методы и способы самовоспитания личности

Чтобы достичь желаемых результатов, необходимо постоянно работать над собой. Первое, что следует сделать – поставить цель: укрепить волю, изменить привычный способ жизни, развить способности и т.д. Вы должны постараться искоренить недостатки, которые мешают в повседневной жизни.

Пример программы самовоспитания, составленной известным педагогом Константином Ушинским:

  • умение внешне сохранять спокойствие;
  • совершать только обдуманные действия, не поддаваться эмоциям;
  • быть прямым и открытым человеком;
  • рационально использовать время, делать, то, что хочется.
  • анализировать поступки, можно каждый вечер делать отчет на основе прожитого дня;
  • не хвастаться и не превозносить себя выше других людей;
  • вести дневник, как средство самовоспитания и самоконтроля. Но хранить его втайне от посторонних глаз.

А вот методы воспитания весьма разнообразны и делятся на несколько категорий.

Методы:

  1. Самоубеждение.
  2. Самоанализ.
  3. Самонаблюдение.
  4. Самовнушение.

Некоторые используют более критичные методы самообучения:

  1. Самонаказание.
  2. Самопринуждение.
  3. Самокритики.
  4. Самоодобрение.

Методы и способы самореализации направлены на то, чтобы помочь человеку измениться, искоренить недостатки и получить желаемый результат. Важно составить программу и определить, что необходимо изменить и, что конкретно вы хотите достичь.

В чем заключается проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными. В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им. Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.

Педагогика

Методы самовоспитания – это совокупность приемов и способов педагогического воздействия воспитанника на самого себя с целью формирования и развития желательных и необходимых личностных качеств и устранения отрицательных.

Приемы самовоспитания следует рассматривать как частичное влияние питомца на самого себя, как некий единичный акт в каждом конкретном случае и методе.

Совокупность методов и приемов самовоспитания должны составлять систему, которая для каждого человека является конкретной, индивидуальной и неповторимой. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу наиболее распространенных методов и приемов.

• Процесс самовоспитания начинается с самосознания – осознание воспитанником себя как личности и своего места и жизненных ориентиров в общественной деятельности. Сознание является высшим уровнем развития сознания,

Самосознания состоит из трех взаимосвязанных процессов – самопознания, самоактуализации и саморегуляции, которые должны действовать согласованно. Ведущей среди них является волевая сфера, которая регулирует поведение и деятельность воспитанника. Воля активизирует деятельность личности воспитанника в соответствии с его установками, мотивами поведения, профессиональными задачами. «Самовоспитание требует, – писал В. А. Сухомлинский, – очень важного, мощного стимула – чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческих средств воздействия – доброго слова, ласкового или укоризненного взгляда. Не может идти речь о самовоспитания, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой своей сути самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием – это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения.

• Самопознание – начальный этап самовоспитания личности, изучение ею своих свойств, системы ценностей, жизненных целей, ведущих мотивов и мотиваций, характера, темперамента, особенностей процессов познания (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и др), благодаря которому может самостоятельно определить, каких успехов он может достичь в той или иной деятельности, а также проанализировать возможности совершенствования повседневной деятельности,

Девиз «Познай самого себя» был начертаний на арке Дельфийского храма в Греции в V в, до н. есть. Он означал: познай волю богов в своей судьбе, подчинись ей. Древнегреческие мыслители времен Платона трактовали этот девиз так: познай свое предназначение, открой свои возможности, предскажи свое поведение.

Итак, основное правило самопознания – это поиск смысла жизни, своего истинного «Я». Академик А. В. Петровский предлагает два пути познания собственного «Я»:

первый путь – внимательный анализ не столько замыслов собственных поступков, сколько самих поступков в соотношении с замыслами. Условно говоря, это выяснение смысла собственной жизни и его сопоставление с общественными и личностными ценностями, анализ собственных действий и конкретных поступков с точки зрения общечеловеческой, национальной и личностной морали, профессионального и личностного становления и деятельности;

второй путь – обращение к возможностям науки и распознавания с ее помощью собственных индивидуально-психических свойств, жизненных установок и тому подобное. Этой наукой является психология личности.

Эти два пути, по мнению А. В. Петровского, многократно переплетаясь, приведут каждого, кто по ним пройдет, к познанию самого себя.

Методически правильно организованное самопознание, А. В. Петровским, осуществляется с помощью самоизучения и самооценки.

• Самоконтроль и самоанализ – сопоставление принятого плана самовоспитания с реальностью, результатами деятельности, установление их несоответствия и внесение необходимой коррекции для достижения намеченного, поиск причин отклонений и тому подобное. Самоконтроль как метод самовоспитания развивается на основе способности воспитанника контролировать любую свою деятельность.

Важно различать виды самоконтроля: непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный).

Непреднамеренный (непроизвольный) самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непреднамеренного самоконтроля является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь ее процессуальная сторона.

Преднамеренный (произвольный) самоконтроль определяется специальной целью и имеет значительные возможности стабилизации деятельности. Воспитанники, которые сознательно ставят перед собой цель – осуществить намеченную программу, не отвлекаться посторонними делами, будут способны более систематически и последовательно выполнять свои профессиональные и общественно-полезные обязанности.

Самоконтроль выполняет функции стабилизации действий (реализации программы действий внутри деятельности) и коррекции (стабилизации) деятельности в соответствии с ее мотивами и мотивацией.

• Сущность метода самоорганизации жизни и деятельности заключается в том, что воспитанники, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом является умение питомца управлять собой.

В процессе реализации программы самовоспитания у воспитанника формируется желание выполнять требования коллектива или воспитателя, придерживаться достойного поведения. Возникновение программы самовоспитания можно представить как следствие эволюции внешних требований к воспитаннику в его внутренние требования к своей деятельности.

Программа самовоспитания выполняется двумя путями:

первый – подчинение собственной деятельности мотивам и мотивации самовоспитания и превращения их в деятельность самовоспитания;

второй – реализация программы воспитания с сохранением учебной, спортивной и других видов деятельности, собственных смыслообразующих мотивов и при наличии сопутствующего мотива и мотивации самовоспитания.

Реализации данной программы способствует знание основных приемов и способов самовоспитания.

• Самообязательство – это добровольное принятие осознанных целей, задач, содержания самосовершенствования и определение на этой основе программы самовоспитания. Они возникают благодаря внутреннему убеждению в их необходимости и определяются условиями жизни, потребностями общества, обязанностями воспитанника. Это процесс сопоставления своего «Я» с требованиями, которые выдвигаются коллективом, группой, воспитателями, общественной организацией, обществом в целом.

• Самовнушение помогает воспитаннику обрести самоопределение необходимости развития у себя тех или иных качеств личности. Это – поиск доказательств необходимости исправления своих недостатков, мобилизация себя на достижение цели самовоспитания, истребления конкурирующих мотивов и обольщений.

• Самовнушение – это воздействие воспитанника на самого себя с целью самовоспитания, вследствие чего возникают различные психические и соматические состояния. Это техническая процедура, которая осуществляется путем повторения определенных вербальных формул, которые выражают желание, определенные другими формами самовоспитания. Примером целенаправленного самовнушения является аутогенная тренировка.

Аутотренинг – это эмоционально-волевое тренировки, суть которого заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек способен для себя создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний и ввести эту модель в свою психику.

• Самотренирование – направленность на активное выполнение задач, ведущих к поставленной цели самовоспитания, реализации программы самовоспитания, понимание каждой следующей препятствия как возможности для самосовершенствования. Этот метод дает возможность закрепить навыки и умения, необходимые воспитаннику в процессе профессиональной деятельности.

• Самопринуждение – это выявление недовольство собой в случае невыполнения самообязательств, назначение себе дополнительного задания и принуждение себя к его выполнению.

• Следование примеру – ориентация на поиск лучших примеров действий и поведения, их активное усвоение, что обогащает питомца опытом других людей, более авторитетных и выдающихся.

• Самостимулирование – определение для себя определенных поощрений и взысканий и их применение. Самопоощрение и самонаказание – взаимосвязанные приемы самовоспитания. Самопоощрение – осознание и переживание своих успехов, награждения себя за успехи в выполнении программы самовоспитания благодарностью, свободным временем, любимым делом. Самонаказание – осознанное переживание вины перед собой, перед коллективом; недовольство собой.

Стимулирование самовоспитания может осуществляться с помощью создания внешних условий:

– четкого внутреннего порядка (например в школе);

– научной организации учебно-познавательной деятельности;

– формирование позитивного общественного мнения в учебных коллективах;

– выдвижение высоких требований к воспитанникам в сочетании с заботой о них;

– привлечение каждого воспитанника к активной деятельности;

– пропаганды воспитательной литературы;

– организации досуга всех категорий воспитанников и тому подобное.

Стимулировать самовоспитание можно также, воздействуя на его внутренние предпосылки, то есть формируя сознательную мотивационную установку. Этому способствуют педагогически целенаправленные поощрения за достигнутые результаты в самосовершенствовании, оказание действенной методической помощи в разработке программы самовоспитания.

Основные этапы педагогического руководства самовоспитанием:

  1. подготовительный – убеждение воспитанника в необходимости самовоспитания и в возможности достичь желаемых результатов; формирование потребностей, мотивов и мотивации самовоспитания; определение основных целей и задач самовоспитания.
  2. основной – определение содержания самовоспитания; помощь в выборе приемов, способов, форм и методов самовоспитания в составлении программы самовоспитания и ее реализации; организация контроля за ходом самовоспитания и внесение в него необходимых коррективов.
  3. заключительный – помощь в самоконтроле и приучение воспитанников к нему; стимулирование; суммирование достигнутых результатов и определение новых ориентиров к самосовершенствованию; корректировки и внесения нового содержания в программу самовоспитания и тому подобное.

Основные условия успешного осуществления самовоспитания:

– создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

– формирования ярких идеалов;

– вооружение воспитанников приемами, способами, методами и формами самовоспитания, его эффективной методике;

– привитие навыков и умений самообучения, выделение позитивных и негативных индивидуально-психических качеств;

– помощь в разработке программы самовоспитания и ее реализации;

– создание условий для самовоспитания;

– популяризация положительного опыта самовоспитания, стимулирование за достигнутые положительные результаты и тому подобное.

Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании

Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.

  • Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
  • Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
  • Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
  • Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
  • Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.

Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.

Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]