Критическое мышление — что такое, зачем и как развивать


Автор: Еремчук Людмила Геннадьевна, врач — невролог. Исследователь, кандидат медицинских наук.

Для того чтобы принять обоснованное решение, необходимо развивать такой навык, как критическое мышление. Оно подразумевает более высокий уровень работы мозга, чем при обычном способе думать.

Умение мыслить критически необходимо для развития личности, но с ним не рождаются. Без него человек будет постоянно ведомым при формировании мировоззрения. Станет лёгкой жертвой религиозных, политических и маркетинговых технологий.

Если человек мыслит рационально, чётко определяет логику разных идей, концепций и их взаимосвязь, то можно назвать его способным мыслить критически. Такой индивид умеет рассуждать и анализировать, способен активно обучаться, а не быть накопителем информации.

К навыкам такого мышления нельзя относить только умение рассуждать логически. Логика это лишь необходимый инструмент, позволяющий находить закономерности, рассчитывать ход развития событий, умело и доходчиво обосновывать ход мыслей.

Критическое мышление в психологии

Diane F. Halpern, учёная из США, определяет его как тип, базирующийся на когнитивных навыках и привычке мыслить стратегически и логично. Особое внимание она обращает на то, что это не врождённый навык, и он вполне поддаётся развитию.

Более того, его необходимо развивать. Ведь человек, умеющий критически мыслить способен:

  • быть наблюдательным,
  • концентрироваться на главном,
  • улавливать поворотные и ключевые моменты,
  • правильно анализировать ситуацию,
  • грамотно обосновывать своё мнение,
  • правильно интерпретировать.

Профессор, автор книг по критическому мышлению, Дэвид Клустер, делит его на 5 видов:

  • самостоятельное,
  • аргументированное,
  • обобщённое,
  • социальное,
  • оценочное.

Интересно прочитать Пространственное мышление

Примеры

Примеры критического мышления мы находим на протяжении развития человечества, когда были открыты важнейшие законы физики, математики и других наук. Все открытия – это и есть примеры постановки правильных вопросов, поиска смысла и закономерностей.

Примером развития этого мышления в начальной школе является вопрос учителя по поводу какого-то явления: “Дети, как вы считаете, где лучше обучаться плаванию: на море или на реке?” Думающие ученики выскажут мнение и начнут придумывать доводы. А если учитель хочет действительно научить, он проведет сначала эксперимент, а потом задаст вопрос повторно.

Ну это такой примитивненький пример, но он показывает, как развивать ребенка в образовательном процессе. Кстати, Ньютон, Эйнштейн, древнегреческие философы обладали способностью критически мыслить. Именно благодаря им, в частности Гиппократу, мы до сих пор используем принципы разделения личности по типам, лечения болезней.

Методы развития

Эффективным тренингом развития критического мышления являются онлайн-тренажёры, которые позволяют сформировать и закрепить новые навыки.

Как тренировать критическое мышление онлайн

Уроки курса служат для развития следующих навыков:

  • грамотное выражение мыслей,
  • принятие эффективных решений,
  • умение рассуждать,
  • способность анализировать.

Эти умения будут востребованы, если возникает нестандартная практическая задача. Когда в профессиональной деятельности появляется проблема, которую нельзя решить с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то способность мыслить нетривиально может помочь.

Польза курса

Человеку ошибки свойственны. А если точнее, мозгу. И в этих ошибках хорошо разбираются не только исследователи мыслительной деятельности, но и те, кто хочет продать свои идеи или товары. Пропагандисты и рекламщики хорошо разбираются в слабостях мышления человека. Почитайте подробнее об этих уловках в статье Нейроэкономика наука, которая читает наши мысли и решения

Критический ум не позволит манипулировать вашей жизнью, удержит от бесполезных трат денег, ресурсов и времени. Уделяйте онлайн тренировкам всего по 15 минут в день, развивайте возможности своего мозга и достигайте успеха в карьере, учебе, жизни.

Виды

В психологии выделяют два вида критического мышления:

  1. Слабое. Люди этого типа, как правило, имеют довольно высокий уровень образования и квалификации, но являются псевдоинтеллектуалами с эгоистичными мотивами. Они считают, что осведомлены во многих вопросах лучше других, их слабо волнует этическая сторона действий и решений. Слабое критическое мышление диктует всюду искать выгоду. Такие люди постоянно думают: “Что я получу взамен, выгодно ли мне это?”
  2. Сильное. Им обладают люди, ищущие логическую суть без эгоцентрического и социального окраса. Они предпочтут выгоде истину. Их намерения всегда позитивны, а решения принимаются исходя из общей объективной пользы, а не личной корысти.

А как понять, обладаете ли вы критическим мышлением и в какой степени? Определить это помогут тесты.

Простые и полезные привычки на каждый день

Доступны в любом возрасте и не требуют специального оборудования:

  • Расставьте приоритеты. Проанализируйте свои цели и возможности. Тогда результат не заставит себя долго ждать и на следующем уровне развития появятся новые цели и задачи.
  • Оцените время. Подумайте, куда вы тратите своё свободное время и насколько необходимо такое расходование ресурсов. Особенно если зависаете в социальных сетях, смотрите по телевизору всё подряд или увлекаетесь компьютерными играми.
  • Проанализируйте свой день. Отметьте успехи и допущенные ошибки. Составьте план по сокращению бесцельного расходования времени.

Эти простые уловки, если превратить их в привычки и выполнять регулярно, помогут относиться осознанно к окружающей реальности. Мозг ленив, ему проще действовать по привычке и шаблонам. Сыграйте на этом, выработайте привычку думать о полезных вещах и рационально расходовать время.

Проблемы деградации человека

Вот они злятся на машины, но машины будущего освобождают людей от работы. В будущем не будет шахтёров. Уголь будут добывать машинами и автоматически. Мы не хотим, чтобы люди занимались грязными или опасными работами! Понимаете?

Для этой однообразной работы не нужны люди. Я против того, чтобы такая девушка как ты стояла за магазинным прилавком. “Чем-то помочь мэм?”. Это же не работа головой. Она продаёт яркую помаду и лосьон для волос.

Женщина работает так 18 лет, а потом идёт на пенсию и знаешь что у неё в голове? Лак для волос, помады и тому подобная херня!

Если ты 17 лет печатал текст в корпорации и пошёл на пенсию, что у тебя в голове? Корпоративные письма. Это же не работа головой, когда люди выполняют однообразную работу. Мы хотим ликвидировать все однообразные профессии. Автоматизировать их, освободить людей.

К примеру, если человек работает по 8 часов в день, теперь он будет работать по 4. Машина делает в десять раз больше тебя, так что я буду платить тебе больше. Но ведь наниматели так не делают! Людей сокращают и увольняют или отдают работу в Китай. Там дешевый труд.

Кажется, вот платил бы он прислуги не 5 долларов и 65 центов в час, а все 10 долларов. Тогда вот он хороший мужик, скажете вы. Он строит площадки для детей, работниц своего завода. С ним не пропадешь, вроде как. Понимаете?

Однако в реальной жизни ты будешь уволен, а он отдаст всю работу в Китай. Так что ты, если бы был нанимателем, тоже начал бы отдавать работу в Китай, при этом забывая про этику.

Как формируется критический склад ума


Человек современной эры находится под непрерывным прессингом мнений и суждений посторонних ему людей. Информации стало очень много, она стала всеобъемлющей и распространяется с помощью СМИ и интернета очень быстро.
Чтобы сформировать критическое мышление, необходимо подвергать сомнению всё, что пытаются навязать агитаторы, пропагандисты и специалисты по рекламе. Зачастую они преследуют собственную выгоду и их слова далеко не правдивы.

Необходимо научиться отделять правду ото лжи и формировать своё будущее на основе грамотного анализа ситуации.

Чтобы выработать правильный план действий, психология критического мышления рекомендует начать с самоанализа. Для достижения поставленных целей необходимо адекватно оценить свои возможности и потенциал. И заняться самосовершенствованием, получая новые знания из интернета и новых книг, следя за своим здоровьем и развивая новые навыки.

Зачастую поведение человека определяют традиции и негласные правила. Оказавшись в незнакомой среде, постарайтесь как можно быстрее изучить их. Развивайте наблюдательность и собирайте информацию из доступных источников, чтобы поступки были безопасными, а действия — эффективными.

Внимательно относитесь к невербальным формам общения. Анализируйте мимику, жесты, позы, сопоставляйте то, что люди говорят, с известными фактами и только после этого приступайте к анализу информации. Не делайте скоропалительных выводов и избегайте спешки при принятии решения. Полагайтесь больше на своё мнение, не будьте жертвой моды и политтехнологий.

Также вам будет интересно почитать статью Развитие мышления, тренировки, игры, упражнения

Ключевые навыки

Под ключевыми навыками понимают своеобразный алгоритм, с помощью которого человек подвергает сомнениям поступающие утверждения и самостоятельно находит ответ на свои вопросы.

Анализ

Человек сложную ситуацию “раскладывает по полочкам”. Проанализировав выделенные составляющие проблемы, он находит ее корень и устраняет ее. Аналитическое отношение позволяет еще раз прокрутить в мышлении проблему, это очень полезно, так как психика самостоятельно настраивается на поиск выхода.

Стандартизация

После произведенного анализа человеку нужно выбрать наиболее подходящее решение. Для этого необходим именно процесс стандартизации, который помогает оставлять некоторые действия на автомате и освобождать нужные ресурсы для выполнения задач.

Дифференциация

Люди со способностью критически мыслить могут отличить необходимое решение от идеального, выбирать наиболее оптимальный путь. Эти решения часто не совпадают.

Поиск информации

Умение искать информацию, систематизировать ее, обрабатывать и брать для себя пользу доступно немногим. Поиск информации из разных источников, на разные темы – необходимое умение. Такой тип мышления можно развивать через чтение и письмо.

Логика

У таких людей с логикой все отлично. Они могут подбирать факты, основываясь на полученной информации делать выводы.

Предугадывание

Чтобы идти немного вперед, определять план своих действий, нужно учиться предугадывать ситуацию и ее окончание. При этом, если вы составите несколько исходов ситуации, это будет только вам в плюс, ведь тогда вы проявите свою креативность.

Как обучиться самостоятельно

При использовании критического мышления проходят три стадии:

  • Вызов. Накопленные знания и опыт делаются актуальными. Это формирует склад ума и мотивирует к дальнейшей работе, пробуждая интерес к получению новой информации. Основная цель вызова уже имеющихся знаний — формирование собственных целей и задач.
  • Анализ информации. Он делится на два этапа. Сначала анализируются новые знания, причём для сохранения интереса к изучению это делается, двигаясь от старых познаний к новым. На основе синтеза старой и новой информации корректируются сформированные цели и задачи с использованием критического склада ума.
  • Размышления. Новые знания соотносятся с давно известными, вносятся необходимые изменения и дополнения. Исследовательская деятельность стимулирует творческий потенциал, производится интерпретация новой информации. В итоге ставятся новые цели и задачи.

Эта технология, в контексте психологии, обучает без чьей-то помощи работать с информацией, способствуя самообразованию в целом и формируя самостоятельность мышления.

Чтение с паузами

Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Учитель читает вслух часть рассказа, делает паузу и задает проблемный вопрос аудитории. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению.

Обсуждения проводятся в паузах, после чего преподаватель зачитывает следующую часть текста и снова прерывается.

Способы мышления

Их всего два. Мышление может быть либо критическим, либо нет. И шагов, чтобы развить первый вид, нужно сделать тоже два:

  • признать, что собственный способ мыслить несовершенен
  • развивать правильное мышление регулярно

А вот стратегий для разработки критического мышления целых 5:

  1. Не проводить зря время, расходуя на бессмысленные вещи
  2. Назначить одну задачу на один день
  3. Создать стандарты мышления и придерживаться их. Под ними подразумеваются точность, логика, значимость, актуальность
  4. Вести дневник с описанием ситуаций, их анализом и оценкой
  5. Изменить свой характер. Развить силу воли, дисциплину и настойчивость. Научиться критически относиться к своему мнению

Один из типов некритического мышления — творческое. Творческое и критическое мышление мешают друг другу. Одно открывает новые пути решения задач. А другое проверяет пригодность этих решений для достижения поставленных целей. То есть творчество генерирует новые идеи, а критический склад ума выявляет их недостатки.

Проект Венера Жака Фреско

В будущем не будет рекламы всё это уйдет. Не нужно будет ходить к Fresco с вопросами: “А можно в субботу покататься на яхте?” Ты уже 15-ый проситель. Мы уже настроили больше яхт, чем был спрос. Так, что катайся на здоровье, даже заполнять ничего не нужно!

Заходишь в ресторан и только ты сел за стол загорается меню без твоих действий. Появляется картинка. И когда меню загорелось, можно вслух или кнопками сделать заказ.

А в столе необходимый датчик, который тебя сканирует: есть ли у тебя диабет или нет. Рецепт сразу адаптируется. Вам не нужно говорить “у меня диабет” или “мне нельзя взбитые сливки и мёд вместе”. Это не нужно будет говорить.

Вот что я подразумеваю под будущими направлениями. Столы и стулья все будут умными! Ты вышел из комнаты и погас свет! Экономия. Мне не нужно самому гасить.

Когда подносишь телефон или планшет ближе, то фокус становится крупнее. Видите? Мы даже не начали применять эти знания в жизни!

Мы еще слишком примитивны и про нас не напишут, в будущем, в книгах по истории. Им, будущим поколениям, нас даже неинтересно будет читать. У нас технические, а не политические проблемы. Сто лет назад с политикой всё было отлично!

Других систем не было, ну почти. Вон там правительство на картинке, позади! Видите землю и дисплеи? Это правительство будущего без людей. Потому, что люди обсирались всякий раз как добирались до власти!

Все правители продаются и покупаются! Развязывают войны, доводят страны до кризиса и никогда не решают проблемы! А вот как работает эта власть:

  1. Департамент сельского хозяйства-это компьютеризированная система
  2. Однако это не один компьютер, а 6, соединённых контуром.
  3. Если один компьютер ломается, то его страхует другой.

Развитие умения мыслить критически у взрослых

Обучиться критическому мышлению можно в любом возрасте. Сложнее всего даётся самоанализ и критика самого себя. Умение увидеть беспристрастно себя со стороны это один из главных навыков, приобретаемых в процессе обучения. Практически это исходная точка, с которой начинается движение.

Чтобы научить мыслить критически, при обучении используются инструменты:

  • тексты и работа с ними
  • анализ видео, фильмов
  • изображения, схемы, таблицы
  • информация из интернета

Думать и принимать решения приходится самостоятельно. Далеко не все взрослые способны делать это. Проще опираться на мнение разных авторитетов. Поэтому учиться приходится не спеша, делая один шаг за другим:

  • Сначала станьте реалистом. Не принимайте на веру чужие суждения, даже авторитетные, проверяйте источники информации. С пристрастием осмысливайте свои возможности и навыки.
  • Держите разум открытым, не зашоривайте его. Мыслящий человек не позволит эмоциям одержать верх.
  • Методично и последовательно собирайте и анализируйте информацию.
  • Подвергайте сомнению то, что говорят другие.
  • Не спешите. Подходите ко всему обстоятельно и не перескакивайте от одной задачи к другой.
  • Не позволяйте собой манипулировать. Если решение принимается под давлением, то оно уже не ваше, как бы критично к нему не относишься.
  • Эмоции должны быть под контролем. Любые свои действия предпринимать, руководствуясь разумом, а не чувствами.
  • Постоянно работайте на перспективу, не останавливайтесь на достигнутом.
  • Бросайте вызов способностям, цельтесь выше.

Если что-то не вышло, не отчаивайтесь, примите это с юмором. Старайтесь, чтобы эмоции были положительными. Так оценки сохранятся объективными, а ум ясным.

Понятие

Критическое мышление – это один из видов мышления, которые я разбирала в отдельной статье. Давайте посмотрим, какое определение дает Википедия этому понятию.

Критическое мышление – это система суждений, которая помогает анализировать вещи и события, формулировать обоснованные выводы и оценки, чтобы после применить полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Мыслить критически – значит рационально, ясно и непредвзято воспринимать информацию, всегда искать доказательства ее правдивости и достоверности. Если говорить простыми словами, это такой мыслительный процесс, когда вы не просто принимаете информацию на веру, а ставите ее под сомнение, пытаетесь проверить на достоверность, умеете находить неточности и отсеивать их, отделяете факты от их интерпретаций и т. д.

По мнению некоторых ученых, именно переход общества к критическому уровню мышления является предпосылкой для начала цивилизационного развития.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Впервые о критическом типе мышления заговорили в конце XIX века. Сам термин был предложен философом Джоном Дьюи. Но только на рубеже XX и XXI вв. вопрос начал исследоваться более детально. Так в 1995 году Ричард Пол выделил классификацию и задачи критического мышления.

Некоторые психологи сегодня склоняются к тому, что данный тип мышления является психической активностью, которая позволяет контролировать свои решения и действия, что повышает вероятность получить желаемый результат. Критически мыслящий человек за счет логических умозаключений может сделать выводы, принять какое-либо суждение, отклонить или временно отложить его рассмотрение.

Критическое мышление для учёбы и карьерного роста

Данный тип можно рассматривать как технологию получения необходимых знаний и формирования профессиональных компетенций. Это один из главных навыков будущего. Чтобы добиться успеха в работе, применяйте следующие приёмы:

  • научитесь понимать вербальную и невербальную информацию,
  • изучайте положительные и отрицательные стороны людей и ситуаций,
  • будьте разносторонним, не упускайте ничего из внимания,
  • не будьте категоричны,
  • сомневайтесь и проверяйте,
  • оценивайте не людей, а действия.

Используйте эти технологии как средство формирования правильного отношения к окружающим.

Предательство ученых

А ещё интересно, что учёные раньше в своих первых книгах, что нас ждет впереди, писали книги о том, “Почему люди не смогут летать”. Я не знаю видели вы их, или нет? Они давно уже не издавались.

А вот братья Right этих книг не читали и сделали летающую машину. Когда ученые так делают, они предают научный метод. Вот как правильно писать: “Я лично не представляю, как человек может летать”-так писать можно.

Но нельзя писать: “человек никогда не полетит” или “мы никогда не доберемся до Луны”. Напиши: “Я не представляю как это сделать”. Это образ речи будущего. Так ты не наживешь врагов и не рассердишь никого, не обидишь.

Однако у многих людей развилось крепкое самомнение. Это одна из самых пагубных вещей, когда можешь заменить самомнением стремление делиться идеями. Вот это начало настоящего развития. Начинайте с этого. И еще неплохо говорить людям, что ты сам когда-то был таким же и мыслил также.

Иначе будет получаться, что ты говоришь свысока. Это неприятно слушать. Вы поняли? Говорите: “я тупил не меньше твоего” или “я тоже наделал много глупостей”.

Человек не хочет чтобы ты был умнее его. Не забывайте! Когда столкнулся с эгоистом, а таких людей именно так называют, он пытается всегда удержать свое положение лидера.

Упражнения для развития критического мышления

Чтобы развить в себе навыки критического мышления, можно прибегнуть к простым упражнениям, разработанным психологами.

«Дерево предсказаний»

Упражнение поможет научиться предсказывать, каким образом будет развиваться ситуация, то есть развить навык экстраполяции.

Выполняется упражнение следующим образом:

  • в центре листа нужно записать вопросы, касающиеся важной ситуации или рабочей задачи;
  • сформулировать, как будут развиваться события, и записать предположительные исходы в квадратах, размещающихся вокруг «проблемной ситуации»;
  • проанализировать каждый исход, оценить его вероятность.

Упражнение позволяет тщательно проанализировать ситуацию и структурировать имеющуюся информацию.

«Карта памяти»

Чтобы научиться подбирать данные, необходимые для решения задачи, надо уметь оперативно фиксировать появляющиеся идеи. Проще всего сделать это при помощи ассоциативного метода и построить «карту памяти».

Карта представляет собой схему, в центре которой располагается важная информация о ситуации. Возникающие в ходе размышлений или обсуждения варианты записываются вокруг центрального блока. Особенно здорово применить упражнение в процессе брейн-сторминга, то есть коллективной дискуссии.

«Кластер»

Главный принцип упражнения — организация информации при помощи группировки.

Главная информация размещается в центре листа. От центрального блока выстраиваются несколько вариантов развития ситуации. При этом учитываются как самые вероятные, так и те, вероятность наступления которых минимальна. Для каждого варианта создаются «кластеры» с несколькими решениями и их следствиями.

При помощи упражнения можно проанализировать причинно-следственные связи, а также выявить, какие действия принесут максимальную выгоду.

«Корзина с идеями»

Упражнение поможет организовать дискуссию в группе.

Сперва озвучивается тематика беседы. После этого каждый участник должен записать на листе все, что ему известно о вопросе, а также свои ассоциации и возможные решения проблемы.

Вся информация в дальнейшем используется как «банк данных». Важно не критиковать чужие идеи и не оценивать их, а принимать как возможный способ решения задачи или выхода из проблемной ситуации.

«Верные и неверные утверждения»

Упражнение дает возможность научиться оценивать информацию с точки зрения ее ложности или правдивости. Выполняется оно следующим образом:

  • формулируется проблемная ситуация, которую требуется обсудить;
  • суждения о ситуации делятся на две группы: правильные и неправильные по мнению каждого участника беседы. Если упражнение выполняется в одиночку, человек сам распределяет свои утверждения по двум категориям;
  • ситуация обсуждается или переосмысливается, исходя из имеющейся информации;
  • после тщательного анализа надо вернуться к первоначальным суждениям (правильным и неправильным) и оценить, какие действительно верны, а какие — ошибочны. После анализа данные могут переходить из одной категории в другую.

«Рыбий скелет»

Упражнение помогает получить навык оценки причинно-следственных связей. Научит оценивать, какие факторы оказывают влияние на ситуацию.

Сперва следует нарисовать схему, напоминающую скелет рыбы. Голова представляет собой проблемную ситуацию или вопрос, требующий решения. Верхние кости скелета, располагающиеся над «позвоночником» — причины, приведшие к появлению ситуации. Нижние «ребра» — данные, говорящие об актуальности заявленной проблемы. В «хвосте» записываются выводы или принятые решения.

Способ часто используется для анализа проблем, возникающих в бизнесе. Например, ведущие менеджеры крупных компаний нередко пользуются подобными диаграммами, чтобы найти оптимальное решение трудной ситуации.

«Синквейн»

Синквейн — стихотворение из пяти строк, в основе которого лежит не рифма, а установление смысловых взаимосвязей между понятиями. Появилась стихотворная форма в Америке на основе традиционных японских хайку и танка.

Основные принципы создания синквейна следующие:

  • в первой строке должна быть тема, желательно из одного слова;
  • во второй строке содержится описание ситуации из двух слов;
  • третья строка — действие, которое описано тремя словами;
  • четвертая строка — отношение к проблемной ситуации автора синквейна;
  • пятая фраза — это синоним первой строки.

Чтобы написать синквейн, надо тщательно проанализировать сведения и отбросить все второстепенное, чтобы уловить суть ситуации или идеи.Можно нарушать правила создания стихотворения, но важно сохранить базовые принципы.

Благодаря регулярной тренировке при помощи синквейна можно научиться кратко формулировать суть любого вопроса и систематизировать большие блоки информации.

«Шесть шляп мышления»

Упражнение разработал психолог Де Боно. Человеку предлагается подумать над проблемой, поочередно примеряя несколько «шляп»:

  • белая — оценка на уровне фактов, не допускающая эмоций;
  • желтая — проблема рассматривается с позитивной точки зрения;
  • черная — поиск проблемных сторон с рассмотрением причин, по которым они возникли;
  • красная — эмоции по отношению к проблеме, чувства, возникающие при обдумывании различных способов изменения ситуации;
  • зеленая — креативное рассмотрение проблемы, размышление над тем, какие есть варианты решения вопроса. В «зеленой шляпе» не стоит сдерживать свои творческие способности. Можно предлагать как рациональные, так и необычные методы, которые позволят добиться нужного результата;
  • синяя — шляпа обобщений. На последнем этапе надо подвести финальный итог своим размышлениям и подвести итоги с учетом всей имеющейся информации.

Упражнение может быть использовано во время группового обсуждения, где каждому участнику предлагается мысленно «надеть» шляпу определенного цвета. Возможно и индивидуальное применение метода, когда требуется обдумать какой-либо вопрос, задействовав все ресурсы своего мышления.

Равновесие динамической системы

Это значит, что если у нас есть 100 акров и на них есть четыре кролика, то кролики едят корни растений. Еще есть 2 лиса. Если будет засуха, кролики умрут и лисы тоже.

Но если корней очень много, кролики станут размножаться и лисы тоже. Однако лисы не могут размножаться сверх потенциальной емкости среды.

Иными словами, если нарожать больше людей чем Земля способна прокормить, будут бунты, голод, преступность. Поэтому нужно изучать потенциальную емкость каждого региона Земли и удерживать численность населения в рамках потенциальной емкости.

Это не Фреско придумал, понимаете? Я не диктатор. Поймите это. Кучка ученых не стремится показывать людям наработки и технологии. Сначала нужно оценить сколько у нас транспорта, сколько пахотных земель. Это покажет сколько людей можно накормить.

Затем составляем глобальную статистику по здоровью, по странам, по всем физическим болезням. Только после этого строим больницы, сообразно статистики. А не так, что строим и надеемся, что за 4 года будет достаточно клиентов в больнице.

Бизнес больницы тоже прогорает, потому что система мусор. Она несет вред во всех областях. Я не вижу в этой системе ни одного достоинства, кроме технологий. Тут мы разбираемся. Однако в остальных областях мы тормозим.

Как развивать критическое мышление подросткам

Чем раньше начнёте подвергать всё сомнению, тем более блестящие перспективы откроются. Умение правильно мыслить позволит избежать ошибок на жизненном пути. Поначалу постарайтесь следовать следующим советам:

  • Не надо гадать. Изучайте всё новое. Пусть это станет хорошей привычкой.
  • Сначала изучите вопрос, а потом оценивайте информацию. Этот навык научит отличать правду от лжи.
  • Всё подвергайте сомнению.
  • В планах заходите дальше ровесников.
  • Критично оцените предрассудки и оценочные мнения.
  • Всегда думайте о последствиях.
  • Научитесь понимать, как работает ум.

Полезная статья Игры и правильные привычки для развития мозга, качаем интеллект!

Использование современных технологий

Ты можешь с телефона поговорить с кем угодно в мире! Вы поняли? Некоторые робототехники, те кто изучают роботов, пишут в книгах, что машины захватят власть! Это неправда.

Да потому, что у машины нет стремлений! Она не хочет захватывать власть! У неё нет порывов! Если взять компьютер и разбить его перед 15-ю другими, они не скажут: “Мы тебе отомстим! Может быть не сегодня, но мы отомстим!”

Да им насрать! Если сидеть за компьютером подряд в субботу, воскресенье, понедельник, он не скажет: “Блин ты задолбал! Дай мне пару выходных!”

Машине знаете-ли плевать! Они не хотят ничего захватывать! Это люди переносят свои мысли на них! В Голливуде снимают фильмы как робот душит создателя.

У роботов нет порывов, нет стремлений. Поэтому правительство из роботов будет только следить за фермами, населением и вычислять сколько вырастить еды, чтобы накормить все рты!

Понимаете? Она будет не указывать, а только управлять механизмами. Машины не будут править людьми. Запомните это. В проекте Венера компьютерное правительство не управляет людьми, оно управляет железными дорогами, распределением товаров и услуг, автоматизацией и так далее. Но не людьми. Это понятно?

Машины это усилители человеческих функций. Например звонишь ты бабушке. До её дома 3 мили. Спрашиваешь: “А ты в субботу будешь дома?” “Да приходи в гости”-получаешь ответ. Однако без телефона ты бы пришёл, а её дома не было бы.

Получается телефон — это усилитель! Это вы понимаете? Все машины усилители. Например: сначала копали руками, а потом придумали лопаты. Стало легче. Многие говорят: “Я ненавижу машины!” Так говорят люди, которые из-за новых машин теряют работу.

Синквейн

Синквейн в переводе с французского языка означает пятистишие. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.

Задача практикующихся – написать 5 строк:

  1. Одно существительное, формулирующее тему.
  2. Два прилагательных, уточняющих тему.
  3. Три глагола, описывающих действия по теме.
  4. Короткая фраза, в которой содержится основная мысль.
  5. Резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.

Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]