Почему школьникам необходимо развивать понятийное мышление

Что такое понятийное мышление, как оно формируется, почему влияет на успеваемость? Какие виды мышления должны быть развиты для занятия гуманитарными или естественными науками? Что мешает школьникам вычленять главное в тексте, отличать существенные признаки от случайных, видеть причинно-следственные связи? На эти вопросы педагогов и родителей многие годы отвечает руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, специалист по психодиагностике Людмила Ясюкова. Приводим конспект нескольких ее выступлений.

Что такое понятийное мышление

Понятие определяется через его подчинение родовому понятию и через его специфическое отличие от других соподчиненных тому же самому родовому понятию терминов. Не существует единичных понятий, они всегда образуют систему. Формирование понятий происходит в процессе познания людьми объективных законов природы и общества, научно-исследовательской деятельности человечества.

Понятийное мышление можно определить через три важных умения: выделять суть явления, объекта; видеть причину и прогнозировать последствия; систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

По данным исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы.

Те, кто не обладает им, тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это иллюзия. В реальности они действуют под влиянием своих эмоций и субъективных представлений, их прогнозы не сбываются, хотя они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации. Даже среди людей с высшим образованием больше 70% мыслят во многом как дети: обобщают от частного к частному, не видят существенные признаки и причинно-следственные связи…

Понимание сущности

Главные характеристики явлений часто скрыты, поэтому мы пытаемся понять явления через случайные, ситуационные, эмоциональные признаки.

Например, люди часто отождествляют домашнее и семейное образование, опираясь на ситуационную характеристику: место обучения. Но сущность образования – это цели, стандарты и парадигмы, лежащие в его основе.

Также многие испытывают трудности в понимании сущности светского образования. Часто даже считают, что элементы одежды учеников определяют характер образования.

Я почти всегда хожу в солнцезащитных очках. Нередко окружающие воспринимают это как экстравагантный стиль и спрашивают, почему я в очках. Стиль – это второстепенная характеристика очков, побочный эффект. Сущность солнцезащитных очков отражена в их названии: они защищают глаза от солнца (заодно и от ветра, пыли, снега и дождя). Меня так часто спрашивали об очках, что я даже записал видео на эту тему.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Меня спрашивают об этом каждый день! Отвечаю. Речь идёт о поляризационных линзах.

Публикация от Кирилл Карпенко (@kirill_karpenko__) 15 Сен 2022 в 3:46 PDT

Три основных операции понятийного мышления

Интуитивный компонент:

умение выделять сущностные признаки, существенное, главное.

Логический компонент:

осознание закономерных причинно-следственных связей между явлениями, понимание сути правил и формул.

Понятийная категоризация:

установление категориальной принадлежности, выделение классов, родовидовых, уровневых отношений; умение обобщать и систематизировать информацию, строить структуры.

Понятийное мышление, таким образом, служит субъективной формой отражения сущностной стороны явлений и объективных законов окружающего нас мира. В понятийном мышлении анализ и систематизация информации осуществляются с опорой на существенные характеристики предметов и явлений, в отличие от классификации объектов по любым общим для них признакам, даже случайным и внешним.

Существенный признак отличается от всех остальных свойств объекта тем, что это:

  1. постоянный признак, который сохраняется при любых преобразованиях объекта;
  2. не принадлежит к характеристикам, воспринимаемым с помощью органов чувств (как цвет, форма, вкус);
  3. выводится логически, посредством рассуждения;
  4. характеризует не сам объект, а его отношение к более общей категории;
  5. является не индивидуальной характеристикой объекта, а свойством всех представителей данного вида.

Связывание между собой явлений, событий, отдельных объектов, предметов или их групп в понятийном мышлении происходит посредством установления иерархических родовидовых и объективных причинно-следственных зависимостей, а не любых возможных отношений и ассоциаций.

Тренинг

Наиболее эффективным способом развить мышление за короткий срок, является прохождение тренинга. Представляю Вашему вниманию курс «Развитие мышления» от Викиум.

Вы научитесь:

  • молниеносно принимать правильные решения;
  • четко аргументировать в спорах и убеждать;
  • грамотно и логично строить свою речь;
  • с легкостью считать сложные примеры в уме.

Курс включает в себя:

  1. программу развития мышления;
  2. теоретические видеолекции;
  3. практические упражнения и задания
  4. тренажеры на развитие логики

Этот курс поможет:

  • улучшить и ускорить мышление;
  • развить аналитические способности;
  • критически мыслить в любой ситуации;
  • принимать нешаблонные решения.

Определение уровня понятийного мышления с помощью тестов

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Интуитивный компонент понятийного мышления определяется, например, с помощью такого теста.

Ребенку предъявляют 4 картинки: белка, ежик, зайка, собачка. Нужно выбрать лишнюю. Ребенок с понятийным мышлением уберет собачку, потому что это домашнее животное, а остальные — дикие.

Другие дети назовут несущественные признаки: например, уберут ежа, потому что он колючий, а остальные — мягкие, или зайца, потому что у него длинные уши, а у остальных — маленькие.

Вот другой пример тестирования детей 6–7 лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? Многие говорят, что утка. Почему утка? Потому что она самая большая? И к тому же водоплавающая? На самом деле лишнее понятие в этом ряду «птица», потому что это название целого класса существ, обобщающий признак, но, чтобы это понять, нужно обладать понятийным мышлением.

Людмила Ясюкова адаптировала и многие годы использует в работе тест структуры интеллекта Амтхауэра, предназначенный для оценки уровня и структуры интеллектуальных способностей людей в возрасте от 13 до 60 лет, в том числе в целях профориентации и профотбора. По ее данным, уровень понятийного мышления студентов постоянно снижается: среди студентов политехнического университета средний балл по одному из субтестов в 2008 году составил 12,8; в 2009 — 12,7; в 2010 — 11,1; в 2011 — 9,5; в 2012 — 9,3; в 2013 — 8,9; в 2014 — 8,3.

Как формируется понятийное мышление

Формирование понятийного мышления происходит в процессе познания людьми объективных законов природы и общества, научно-исследовательской деятельности человечества. Понятийное мышление отсутствует в примитивных сообществах и культурах, в которых еще не сложились науки и соответствующие системы обучения. Понятийное мышление не подчиняется законам возрастного созревания, не возникает само собой, поэтому далеко не все взрослые люди им обладают.

Понятийное мышление — это результат обучения. Причем только такого обучения, при котором ребенок изучает науки, потому что все науки построены по понятийному принципу, в науках отражены объективные законы окружающего мира.

По мере овладения научными знаниями индивидуальный внутренний опыт перестраивается и организуется в соответствии с системой объективных отношений, которые присущи той или иной науке, и воспроизводит ее многомерную «сетку вертикальных и горизонтальных связей», как указывал Лев Выготский. Получаемые ребенком научные знания организуются в понятийные структуры, и тем самым постепенно им усваивается и общий понятийный принцип структурирования информации.

Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться еще в начальной школе на природоведении, дальше с 5 класса начиналась ботаника, в 6–7 классах была зоология, в 8 классе — анатомия и уже в старшей школе — общая биология. Выстраивалась некая пирамида знаний: растительный мир и животный мир, которые подчинены общим законам развития. Теперь систематического изложения нет, все идет вперемежку — и ботаника, и животный мир, и человек, и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, что, по мнению Людмилы Ясюковой, не дает возможности ребенку развивать понятийное мышление.

Влияние на школьные результаты

Смысл школьного образования не в том, чтобы передать ребенку знания, — часть из них устареет еще до того, как он закончит школу. Смысл школьного образования в том, чтобы научить ребенка думать. Только тогда он сможет самостоятельно жить во взрослом мире.

До школы ребенку не приходится ежедневно совершать сложные мыслительные операции — он то гуляет, то играет. У него нет структурированной системы мышления, поскольку нет необходимости систематично обрабатывать информацию.

А в школе четыре урока в день, пять дней в неделю нужно как-то обобщать и систематизировать информацию. И эти операции, которые ребенок использует каждый день, будут закрепляться в качестве операций мышления.

Хороший уровень интуитивного компонента

позволяет легко осваивать программы гуманитарной направленности. При слабости интуитивного компонента мышление в целом остается несамостоятельным. Ребенок может выполнить задание, когда ему дана инструкция, но теряется, если нужно разбираться самому. Он легко пересказывает содержание учебника (особенно по истории или литературе), но не может составить план рассказа и ответить на вопросы по тексту.

Логический компонент

отвечает за общую способность к обучению и возможность специализации в естественных науках. Если не развито умение находить логическую связь между явлениями, то в старших классах будет затруднено обучение по всем предметам, а также не сформируется абстрактное мышление, необходимое для изучения физико-математических наук.

Понятийная категоризация

необходима для систематизации научных знаний, для формирования структурно-лингвистических способностей, грамотности и освоения иностранных языков. Если не развита операция категоризации, возникают проблемы с биологией, химией.

Высшие функции, как доказано Львом Выготским, могут компенсировать нижестоящие, поэтому мышление важно и в более широком смысле. Например, через развитие мышления можно компенсировать проблемы с вниманием и коротким циклом работоспособности. Есть и неожиданные плюсы. Дети с более развитым понятийным мышлением спокойнее воспринимают другое бытовое поведение, другую культуру. У них прогностические способности выше, поэтому «другие» для них не столь непонятны и не вызывают чувства тревоги или агрессии.

Роль понятий для людей

Если взглянуть на само определение понятия, то оно может выглядеть следующим образом:

  • подведенный и структурированный итог мыслительного процесса, его вывод;
  • развитие процесса мышления, построение выводов без обращения к реальным предметам, а только благодаря операциям и логическим заключениям.

Давно известно и не менее очевидно, что все развитие человечества в целом и общение людей в частности просто немыслимо без применения в повседневной жизни понятий. Все формы общения включают в себя постоянное использование понятий, будь то бытовая беседа двух горожан в парке или масштабная научная конференция по биологии. Разумеется, развитие понятийного мышления крайне полезно для любых областей деятельности человека: юридической, политической, экономической, научной и так далее. Если представить, что неумение изъясняться и отсутствие единого толкования базовых понятий вдруг стали бы характерны для текущей информационной эры, то все человечество непременно откатилось бы в развитии до уровня древнего мира.

Способы развития понятийного мышления

Если школьная программа не позволяет в достаточной степени сформировать понятийное мышление, родителям придется взять дело в свои руки. Как можно заниматься с ребенком? Вот некоторые идеи.

Проводить анализ предметов и событий

, задавать вопросы и вместе рассуждать о том, из чего это состоит и для чего нужна каждая часть. Что необходимо для того, чтобы это событие, явление или вещь произошли/существовали.

Проводить классификацию и систематизацию

, давая предмету место в общей картине мира. Например, ложка — это столовый прибор, какие еще столовые приборы ты знаешь? А чем еще мы пользуемся на кухне? Еще есть посуда для приготовления, для еды, есть бытовые электроприборы. Главное, делать это по основному признаку, а не по цвету, или форме — нижнее белье, уличная одежда, летняя одежда, праздничная и так далее. Как определить существенный признак? Он должен быть постоянным. Например, у яблока может меняться цвет, форма, размер, вкус, но оно всегда будет фруктом. Это и есть его существенный признак. Мы выводим его логически, а не ощущаем на уровне чувств. Он обозначает не сам объект, а его отношение к более общей категории (и характеризует не один объект, а всю категорию).

Использовать схемы

мы можем не только тогда, когда рисуем план комнаты. Схематично можно объяснять время суток и события, план действий. Или, например, что с собой взять в гости к бабушке на три дня — одежду по погоде (какая погода может быть?) и что конкретно надо (обувь, верхняя одежда, нижнее белье); игрушки (для дома, для улицы).

Наводить порядок в комнате

, используя обобщения, например: солдатики и военная техника стоят рядом, но это не одно и то же. А вот «Почему?» и «Что еще можно поставить рядом?» — это развивающие вопросы. И по тому, как ребенок наводит порядок, можно судить о последовательности, системности, логичности его мышления.

Работать с маленькими текстами.

Можно предложить ребенку выбрать одно из двух-трех названий к тексту, сказать одним предложением, о чем был рассказик, задавать вопросы по сути текста (сначала разобрать вопросы, а потом читать и отвечать).

Применение в научной сфере

Здесь необходимость однозначности понятий не менее очевидна, так как результат научной работы во многом определяется правильной трактовкой исходных данных. Однако достоверно известно, что одно понятие может иметь несколько разное значение в определенном контексте.

Если вновь обратиться к экономической отрасли, то нетрудно представить верное толкование понятия рынка для конъюнктуры страны, города или района. Но если вспомнить этот же термин в контексте похода за продуктами, он сразу же приобретает совершенно другой смысл.

Зачем нужно понятийное мышление во взрослой жизни

Адаптация к новым ситуациям

Если понятийные структуры не сформировались, то человек не замечает ошибочных суждений, нелогичности собственных высказываний, затрудняется с проверкой или обоснованием выводов, принимает решения, которые не приводят к желаемому результату. Социальный интеллект формируется только на базе понятийного мышления.

Преодоление инфантилизма

Инфантилизм молодежи, ее несамостоятельность, на которую многие жалуются, связаны не с тем, что мы слишком сильно о них заботимся. Они объясняются несформированностью понятийного мышления.

Молодые люди, уже будучи взрослыми, не понимают ситуации, в которой они оказались, и поэтому вынуждены спрашивать у старших коллег, начальников или родителей, как им поступить.

Они просто не могут понять суть проблемы, не видят, почему что-то произошло и что надо делать. В быстро меняющемся мире нужно обладать мышлением, которое способно проанализировать ситуацию, в которой человек оказался…

Применение в бытовой сфере

Отсутствие понятийного мышления в повседневной жизни способно создать множество трудностей для человека. Практическая деятельность того, кто не владеет таким видом мышления, приобретает неорганизованный и неопределенный характер.

Ярким примером может послужить фраза «Сидоров находится в отпуске». Если толковать слово «отпуск» как любое отсутствие сотрудника на рабочем месте, то сразу же возникает определенная путаница и введение в заблуждение. Другой наглядной иллюстрацией необходимости наличия понятийной формы мышления в бытовой сфере может послужить обычный просмотр спортивного соревнования по телевизору. Как правило, в передаче используются понятия «призер», «участник», «победитель». Без конкретного и четко закрепленного смысла всех этих терминов просмотр соревнования лишен всякой смысловой нагрузки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]