Школьная дезадаптация – это психическое состояние ребенка, проявляющееся проблемами с дисциплиной, усвоением знаний, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Вариантов проявления дезадаптации много, как и причин. Но основа дезадаптации – невозможность ребенка принять новую роль и новую ситуацию развития.
Дезадаптация чаще возникает у учеников начальных классов, но также встречается при переходе из младшего звена в среднее и из среднего в старшее, при смене места обучения. В подростковом возрасте чаще это последствие незамеченных ранее проблем с адаптацией. Задача родителей и учителей – вовремя выявить дезадаптацию и помочь ребенку.
Диагностика
Для диагностики школьной дезадаптации можно использовать несколько методов. Предлагаю рассмотреть карту наблюдений для диагностики всех возрастов и отдельно методики для младших школьников и подростков.
Карта наблюдений
Карта наблюдений Д. Стотта представляет собой уже готовый бланк с утверждениями, в который предлагается вписать ответы о верности этих утверждений относительно конкретного ребенка. Всего представлено 16 блоков, то есть все симптомы разделены на симптомокомплексы. Это позволяет установить особенности дезадаптации:
- недоверие к людям, вещам, ситуациям;
- депрессия;
- уход в себя;
- тревожность во взаимоотношениях со взрослыми;
- враждебность во взаимоотношениях со взрослыми;
- тревога в отношении сверстников и других детей;
- асоциальность;
- враждебность к детям;
- неугомонность и неусидчивость;
- эмоциональное напряжение;
- признаки неврозов;
- неблагоприятные условия развития;
- проблемы в сфере сексуального развития;
- умственная отсталость;
- болезни и патологии;
- физические недостатки.
В баллах определяется сам факт дезадаптации, выраженность каждого симптомокомплекса и его роль в дезадаптации. Карту можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.
Это обширный и многофункциональный (качество и количество, врожденные и приобретенные причины, выраженность отдельных причин) метод исследования дезадаптации. Но минус методики в том, что более полное наблюдение может провести только специалист школы, но и то не всегда, возможны субъективные ошибки в оценке. Кроме того, это длительный по осуществлению метод.
Младшие школьники
Для диагностики младших школьников, особенно первоклассников, часто используют опросник Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Методика тоже ориентирована на наблюдение за ребенком со стороны учителей, но как и в первом случае, отвечать на вопросы может любой взрослый, хорошо знающий ребенка.
Опросник включает в себя 46 вопросов, которые разделены по блокам (возможные причины и факторы дезадаптации):
- родительское отношение к ребенку;
- готовность (неготовность) к школе;
- леворукость;
- неврозы и невротические симптомы;
- инфантильность;
- гиперкинетический синдром (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), чрезмерная расторможенность;
- инертная нервная система;
- слабая произвольность психических функций;
- недостаток учебной мотивации;
- астенический синдром;
- нарушения интеллектуальной сферы.
Высчитывается коэффициент дезадаптации. Среди возможных вариантов: нормальная адаптация, средняя степень дезадаптации, серьезная дезадаптация, показания к посещению психоневролога (врожденно обусловленные проблемы).
Подростки
При диагностике подростков можно использовать комплексы диагностических методик для анализа отдельных сфер:
- тесты акцентуаций личности;
- тест тревожности Филлипса;
- методику «Дом. Дерево. Человек»;
- метод незаконченных предложений;
- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
- тест Томаса (поведение в конфликтах);
- Q-сортировка (анализ самооценки);
- СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности);
- тест ценностных ориентаций;
- Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
- Фурман А. «Насколько адаптирован ты к жизни».
В наблюдении о дезадаптации подростков свидетельствуют:
- Отставание в развитии, при исключении умственной отсталости.
- Проблемы в усвоении школьных знаний, успеваемости.
- Недоразвитость речи, проблемы в виде недостаточного словарного запаса, сложности обобщения, систематизации и других функций речи. Слабость внутренней речи.
- Нехватка познавательной активности, любознательности и словесно-смысловой памяти.
- Агрессия в отношении людей, вещей, животных.
- Чувство неполноценности.
- Возбудимость и конфликтность.
- Неадекватная самооценка.
- Побеги из дома и (или) школы.
- Девиантное поведение.
Как среди младших школьников, так и среди подростков для определения их истинных мотивов, потребностей и интересов можно использовать метод сочинения (для младших детей – сказку, для старших – рассказ).
Причины школьной дезадаптации
Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:
- сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
- расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
- слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
- слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
- специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).
Коррекция
Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать. Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает. Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.
Итак, что можно сделать:
- Выявить способности и интересы ребенка.
- Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, неуверенность или страхи.
- Помочь ребенку преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом, играть в КВН и так далее.
По тому же принципу нужно работать с агрессией и грубостью ребенка. Возможно, это гиперкомпенсация неуверенности в себе, неумения общаться. Соответственно, учим общаться и быть уверенным – грубость уходит сама.
Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:
- возрастные особенности;
- индивидуально-личностные особенности;
- проявления и первопричины дезадаптации;
- условия среды развития.
Не нужно бояться дезадаптации и тем более замалчивать проблему. Проблемы в адаптации возникают у 15-40 % школьников. К сожалению, это популярная проблема, но на первых стадиях легко поддающаяся коррекции.
Работа должна вестись сообща родителями и специалистами школы:
- психолог составляет рекомендации и индивидуальный план развития ребенка;
- родители следят за соблюдением рекомендаций в рамках дома (помощь в усвоении знаний, контроль над выполнением уроков, разбор пропущенного или непонятного материала);
- педагог помогает ребенку в классе: создает ситуации успеха, следит за здоровым психологическим климатом и соблюдением индивидуально-личностного подхода.
Большую роль в коррекции дезадаптации ребенка играют индивидуально-личностные качества взрослых (родителей и педагогов) и их характер взаимодействия. Важно помнить об общей цели – помочь ребенку адаптироваться. Единство родителей и педагогов способствует как минимум снижению уровня тревожности у ребенка.
Младшие школьники
Ученики начальных классов только начинают переходить от игровой деятельности к учебной, потому прекрасная форма помощи в адаптации – игры:
- Если речь идет о проблемах во взаимоотношениях с коллективом, то игры на сплочение.
- Для развития познавательных процессов – интеллектуальные игры.
Игры на сплочение:
- Оркестр. Игра проводится по аналогии с настоящим дирижированием: ведущий (дирижер) поднимает и опускает руки. Чем выше он их поднимает, тем громче другие дети (оркестр) выполняют выбранное действие.
- «Пусть тот, кто…». Ведущий выходит в центр круга и говорит «Пусть тот, кто любит играть в футбол (например) выйдет ко мне». Называть можно любое слово: предмет одежды, вариант хобби, внешние особенности.
Познавательные игры нужно подбирать в зависимости от того, в какой именно сфере отмечен пробел. Вот несколько примеров:
- Для развития кратковременной памяти. Ребенку предлагается посмотреть в течение 20 секунд на лист с нарисованными фигурами, запомнить их и потом повторить на чистом листе.
- Ассоциации. Ребенку предлагается соединить по смыслу картинки и слова, после чего аргументировать свое решение.
- Определить творческий потенциал позволит методика «Дорисуй картинку». Ребенку предлагается набор одинаковых (простой уровень) или разных (сложный уровень) заготовок фигур и требуется дорисовать их. Других ограничений нет. Оценивается не только итог работы, но и активность, вариативность, скорость мыслей и действий.
Подростки
Лучший метод коррекции дезадаптации подростка – помощь в его самореализации. Для этого нужно проводить беседы, организовывать совместную и интересную подростку деятельность, уважать его личность и чувство взрослости.
Положительно зарекомендовала себя терапия творчеством. Род занятий подбирается индивидуально. Например, если проблема не только в социально-психологической (неуверенность), но и в познавательной сфере, то подойдут занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику (шитье, вышивка, плетение).
С целью сплочения класса нужно использовать тренинги, групповые консультации. Работу нужно направить на развитие эмпатии, рефлексии, самостоятельности (в том числе самоорганизации).
Например, можно придерживаться такого плана тренинга:
- Разминка и введение (полчаса). Дети знакомятся друг с другом методом игры в «Горячий мяч»: кидают друг другу мяч, называют свое имя и говорят комплимент другому человеку (кому кидают). Потом ведущий оценивает готовность всей группы, активность отдельных участников, особенности состава группы. Поможет в этом игра «Стрелка»: группе нужно представить, что они стрелка (шкала), и сдвинуться в сторону максимума или минимума настолько, насколько они готовы работать, веселы, здоровы и так далее. Ну, и в завершение ведущий называет тему тренинга, озвучивает проблему и описывает суть и цели занятия.
- Основная часть. В зависимости от конкретных условий используются релаксация с освобождением подсознания и воображения, ситуационно-ролевые игры, имитационные игры, психологические этюды, психодрамма, дискуссии, метафоры, рисование и так далее.
- Рефлексия. Подводятся итоги тренинга, строятся планы на следующее занятие (всего 7-8 занятий), обсуждаются мысли и чувства участников.
Проведение тренинга допустимо только специалистом! У этого метода есть своя технология и ряд нюансов.
Общие рекомендации
Независимо от возраста ребенка, обязанность родителей, психологов и педагогов:
- Сотрудничать с ребенком, уделять больше внимания, играть, советовать, наблюдать.
- Готовить ребенка к школе: работать над развитием всех видов мышления, развивать мелкую моторику, работать над произвольным вниманием.
- Избегать завышенных ожиданий и требований, позволять ребенку быть несовершенным и ошибаться. Искренне без насмешек замечать успехи.
- Не сравнивать ребенка с другими учениками, особенно более успешными. Оценивать успехи ребенка можно только относительно его же предыдущих успехов.
- Помочь ребенку найти референтную группу и деятельность для самореализации. Дополнительное образование, соответствующее интересам и возможностям ребенка, подарит уверенность в себе за счет внимания и успеха, эмоциональной поддержки, которые ребенок будет получать в этой сфере. Постепенно уверенность в себе распространится на все сферы жизни.
- Делать значимой ту сферу, в которой у ребенка успехи лучше. Постепенно сформируется установка «Если я так хорош здесь, то я могу добиться успеха и в другом деле».
Нужно помнить, что любое слово взрослого обладает воспитательной силой и корректирует поведение, а также мышление школьника. Как похвала, так и ругань, крик – инструменты подкрепления и провокации на то или иное ответное поведение.
Профилактика
Начальная школа
Перед поступлением ребенка в школу показано прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, на которой определяется готовность к школе, состояние здоровья и даются рекомендации по индивидуальному пути развития ребенка.
Многие родители боятся комиссии, считая ее оскорбительным мероприятием и видя риски выявления диагнозов у ребенка. Как следствие – отказываются от прохождения. Имеют право, но нужно понимать, что члены комиссии работают в интересах ребенка и семьи.
В целях профилактики дезадаптации нельзя отправлять неготового психологически ребенка в школу, даже если ему 6-7 лет. По законам нашей страны максимально ребенка в школу можно отдать в 8 лет. Второй вариант – заранее выявить пробелы в структуре готовности и работать с ребенком, готовя его к школе.
Младшие и старшие подростки
Подростковый возраст сам по себе характеризуется дезадаптацией личности в широком смысле. Подросток активно познает себя и ищет свое место. Лучшее, что могут сделать родители для профилактики школьной дезадаптации – общаться с подростком, относиться к нему с уважением и пониманием, изучить особенности возраста и специфику реакций.
Что еще можно сделать:
- Не требуйте от ребенка хороших оценок и успехов по всем предметам.
- Помогите подростку разобраться в своих интересах и способностях, составьте индивидуальный план обучения.
- Снисходительно относитесь к естественным для этого возраста когнитивным ухудшениям, помогайте питанием, совместной деятельностью и отдыхом.
Переход из одного учреждения в другое
Смена привычного образа жизни – стресс для любого человека. Переход из одной школы в другую – двойной стресс для ребенка, особенно если это сочетается со сменой места жительства или приходится на переходные классы. Вхождение в коллектив – непростая задача:
- Познакомьтесь и поговорите с классным руководителем. Расскажите об особенностях своего ребенка и успехах в старой школе.
- Узнайте особенности и устав школы, познакомьте ребенка со школой заранее.
- Ученику младших классов полезно помочь найти друзей – сосед по парте, участник кружка. Подростки сами объединяются в группы, не нужно мешать. Но нужно всегда быть готовым прийти на помощь, поговорить со своим ребенком.
Переход из одного учебного заведения в другое – индивидуальное мероприятие. Предугадать развитие событий невозможно, так как все зависит от особенностей ребенка, школы и класса. Рекомендации должны составляться для частного случая. Лучшее, что могут сделать родители для повышения адаптации ребенка – обратиться к местному психологу.
Процесс развития ПШД
Для описания процесса развития психогенной школьной дезадаптации Каган Е.В. приводит следующую схему. По его мнению, в процессе ПШД преобладают астенические нарушения, которые сначала проявляются в области обучения и весьма легко компенсируются во вне-учебных занятиях. На этом этапе появляются реакции психологической защиты, в случае если они не разрешают возникших трудностей, ситуация усугубляется расширением поля реакции на внешкольное поведение. Далее утомляемость, головные боли, нарушения сна, аппетита (сомато – вегетативные проявления) могут становиться регулярными, а при слабости определенных мозговых структур еще и переходить в форму системных неврозов с возможными нарушениями пищеварения, дыхания, а после сердечно-сосудистой системы и др.
Послесловие
Если ребенок рад школе и всей своей жизни, то и проблем не возникнет. Значит, вся работа должна быть направлена на формирование позитивного отношения ребенка к жизни, самому себе, окружению, школе и всем участникам образовательного процесса. В этом помогут любые значимые для личности ребенка и дарящие ему положительные эмоции виды деятельности, в том числе общение как отдельная деятельность.
Подробнее об успешной школьной адаптации, ее признаках и роли родителей в этом читайте в статье «Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации». О признаках и факторах дезадаптации – в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».
Типы проявления школьной дезадаптации
1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.
2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.
3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.