Причины дезадаптации
Основными причинами дезадаптации человека является группа факторов. Они включают: личные (внутренние), экологические (внешние) или и те, и другие.
Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с неадекватной реализацией его социальных потребностей как личности.
Они могут включать в себя:
— длительная болезнь;
— ограниченные возможности общения ребенка с окружающей средой и людьми, отсутствие адекватного (с учетом его индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны окружения
— длительная изоляция человека независимо от его возраста (принудительная или насильственная) от среды повседневной жизни
— переход на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение других служебных обязанностей) и т.д.
Средовые факторы (внешние факторы) дезадаптации человека связаны с тем, что они непривычны для него, вызывают дискомфорт и каким-либо образом препятствуют развитию личности.
К ним относятся:
— нездоровая обстановка в семье, подавляющая личность ребенка. Такая обстановка может сложиться в семьях «группы риска»; в семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие по отношению к ребенку;
— отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;
— подавление личности новым окружением (поступление ребенка в детский сад, школу, смена группы, класса).
— подавление личности группой (дезадаптивная группа) — отвержение ребенка коллективом, микрогруппой, угнетение, насилие по отношению к ребенку и т.д. Это особенно характерно для подростков. Проявление жестокости (насилия, бойкота) со своей стороны по отношению к сверстникам — обычное явление;
— негативное проявление «рыночного воспитания», когда успех измеряется исключительно материальными благами. Поскольку человек не в состоянии обеспечить себе достаток, он находится в сложном депрессивном состоянии1;
— негативное влияние СМИ в «рыночном образовании». Формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительным разочарованиям, комплексам, неустроенности. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у незрелого человека представление о смерти как о чем-то смутном и идеализированном;
— дезадаптивное влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает сильное напряжение, беспокойство. Такого человека называют дезадаптивным (дезадаптивный ребенок — группа) — это человек (группа), который в определенных условиях по отношению к среде (группе) или к отдельной личности выступает как фактор дезадаптации (влияет на самовыражение), тем самым ограничивая его активность, способность полностью реализовать свой потенциал. Примеры: девушка по отношению к парню, которому она безразлична; гинекологический ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый человек, активно играющий провокационную роль, по отношению к учителю (особенно молодому) и т.д;
Депрессия (от лат. depressio — угнетение, подавленность) — болезненное психическое состояние, выражающееся в переживании уныния и безысходности на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной вялости. Резко снижается привлекательность, мотивы, волевая активность и самооценка. Заторможенность, отсутствие инициативы и быстрая утомляемость характерны для поведения в этом состоянии.
— переутомление, связанное с «заботой» о развитии ребенка, не соответствующее возрасту и индивидуальным способностям и т.д. Это происходит, когда неподготовленного ребенка отправляют в школьный или гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным способностям; ребенка перегружают без учета его физических и умственных способностей (например, через занятия спортом, обучение в школе, участие в кружке по интересам).
Понятие
Психологическое развитие человека — сложный процесс, который включает несколько компонентов. Один из них — способность усваивать социальные нормы поведения и становится частью общества. Если по каким-либо причинам человек не соответствует социуму, это явление называют дезадаптацией.
Это поведенческое расстройство, мешающее понимать принципы взаимодействия людей. Для дезадаптированного человека общество кажется непонятным и враждебным. Он не только не умеет выстраивать отношения, но и боится их, считает ненужными. Такое отношение лишает человека возможности создавать дружеские и партнерские отношения, семью, строить карьеру.
Дезадаптация у детей и подростков
Дезадаптация у детей и подростков приводит к различным последствиям.
Чаще всего эти последствия носят негативный характер, включая:
— деформации личности;
— недостаток физического развития;
— умственная отсталость;
— возможной дисфункции мозга;
— типичные нервные расстройства (депрессия, вялость или возбудимость, агрессивность).
— одиночество — человек остается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека или отчуждением от самого себя;
— проблемы в отношениях со сверстниками, другими людьми и т.д. Такие проблемы могут привести к подавлению основного инстинкта самосохранения. Не имея возможности адаптироваться в существующих условиях, человек может пойти на крайние меры — самоубийство.
Возможно позитивное проявление дезадаптации путем качественных изменений в окружении девиантного ребенка или подростка.
Нередко дезадаптированными детьми считаются те, кто серьезно влияет на адаптацию другого человека (группы людей). В этом случае правильнее говорить о дезадаптированном человеке, группе.
«Беспризорных детей» также часто называют неадаптированными. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше адаптированы, чем взрослые. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат обращаться за помощью, которую им предлагают. Профессионалы обучены работать с ними, убеждать их и доставлять в приют или другое специализированное учреждение. Когда такого ребенка забирают с улицы и помещают в учреждение, поначалу может возникнуть несоответствие. По прошествии времени трудно предсказать, кто будет дезадаптирован — он сам или среда, в которой он находится.
Высокая адаптивность к среде новых детей с девиантным поведением часто приводит к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной группе детей. Практика показывает, что бывают случаи, когда появление такого ребенка требует определенных защитных усилий со стороны учителя, воспитателя по отношению ко всей группе (классу). Отдельные люди вполне могут оказывать негативное влияние на всю группу, что способствует их дезадаптации в плане обучения и дисциплины.
Все эти факторы представляют прямую угрозу, особенно для интеллектуального развития ребенка. Трудное воспитание, социально-педагогическая запущенность создают угрозу дезадаптации ребенка в сфере образования, воспитания и обучения, а также личности, группы. Практика убедительно доказывает, что ребенок, сам становясь жертвой дезадаптации к новой среде, в определенных условиях выступает как фактор дезадаптации других, в том числе и учителя.
Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо проводить профилактическую работу по ее предупреждению.
Основными способами предупреждения и преодоления последствий дезадаптации у детей и подростков являются:
— создание оптимальных условий окружающей среды для ребенка;
— предотвращение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня сложности обучения и индивидуальных способностей ребенка, а также организация процесса обучения;
— поддержка и помощь детям в адаптации к новой среде;
— поощрение ребенка к самодеятельности и самовыражению в окружающей среде, стимулирование его адаптации и т.д;
— создание специальных служб социальной, психологической и образовательной поддержки для различных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: Телефонные горячие линии, кабинеты социальной, психологической и педагогической помощи и кризисные центры.
— обучение родителей, учителей и воспитателей методам профилактики дезадаптации и преодоления ее последствий.
— подготовка специалистов по оказанию специализированных услуг по социальной, психологической и педагогической поддержке различных категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Неадаптированным детям нужны усилия, чтобы заботиться о них или помочь им преодолеть трудности. Такие мероприятия направлены на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация
Коррекция
Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:
- работа с психологом и психотерапевтом;
- социальные контакты.
Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.
Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.
Социально-психологический подход к проблеме дезадаптации
В процессе социально-психологической адаптации меняется и внутренний мир человека: появляются новые представления и знания о деятельности, которую он выполняет, что приводит к самокоррекции и самоопределению личности. Самооценка личности, связанная с новой деятельностью субъекта, его цели и задачи, трудности и требования, уровень требований, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими, также претерпевают изменения. На основе этих причин происходит изменение отношения к самоутверждению, человек приобретает необходимые знания, навыки и умения. Все это определяет суть его социально-психологической адаптации к обществу, успешность его обучения.
Рассматривая личностную дезадаптацию на социально-психологическом уровне, авторы выделяют три основных варианта личностной дезадаптации:
а) устойчивая ситуативная дезадаптация, которая возникает, когда человек в определенных социальных ситуациях (например, в составе определенных малых групп) не находит путей и средств адаптации, хотя и предпринимает такие попытки — это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;
б) временная дезадаптация, которая устраняется адекватными адаптивными мероприятиями, социальными и интрапсихическими действиями, что соответствует неустойчивой адаптации.
в) общая устойчивая дезадаптация, представляющая собой состояние фрустрации, наличие которой активизирует формирование патологических защитных механизмов.
К проявлениям психологической дезадаптации относятся так называемая неэффективная дезадаптация, которая выражается в формировании психопатологических состояний, невротических или психопатических синдромов, а также неустойчивая адаптация в виде периодических невротических реакций, обострения акцентуированных черт личности.
Результатом социально-психологической дезадаптации является состояние личностной дезадаптации.
Конфликт формирует основу дезадаптивного поведения, и под его влиянием постепенно формируется неадекватная реакция на условия и требования окружающей среды в виде поведенческих отклонений в ответ на систематические, постоянно провоцирующие факторы, с которыми ребенок не в состоянии справиться. Вначале у ребенка наблюдается дезориентация: Он теряется, не знает, как вести себя в данной ситуации, чтобы справиться с этой перегрузкой, и либо не реагирует вообще, либо реагирует первым возможным способом. Поэтому на начальном этапе ребенок в определенной степени дестабилизирован. Через некоторое время это замешательство пройдет, и он успокоится; если такие признаки дестабилизации повторяются достаточно часто, это приведет к возникновению стойкого внутреннего (неудовлетворенность собой, положением) и внешнего (по отношению к окружению) конфликта, что приведет к постоянному психологическому дискомфорту и, как следствие такого состояния, к дезадаптивному поведению.
Эту точку зрения поддерживают многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов,1986; М.А.Аммаскин,1979; М.С.Певзнер,1995; И.А.Невский,1981; А.С.Белкин,1981; К.С.Лебединская,1988 и др. ) Авторы определяют отклонения в «поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, вследствие чего, не имея возможности изменить среду, пребывание в которой для себя обременительно, осознание своей некомпетентности заставляет субъекта переходить на защитные формы поведения, создавать смысловые и эмоциональные барьеры по отношению к окружающим людям, снижать уровень притязаний и самооценку».
Эти исследования составляют основу теории, учитывающей компенсаторные возможности организма, где социально-психологическая дезадаптация понимается как психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсаторных возможностей и проявляющееся в недостаточной активности личности, в трудностях реализации ее основных социальных потребностей (потребности в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения.
Опасность нарушения
На первый взгляд может показаться, что дезадаптация не таит в себе серьезной угрозы и при желании ребенка можно будет заставить адекватно реагировать на какие-то ситуации и проблемы.
Однако это не совсем так. Когда родители и педагоги не усматривают в дезадаптации ребенка серьезную проблему и не пытаются корректировать его поведение, то закрепление такого негибкого поведения происходит на психофизическом уровне.
В результате у ребенка прочно закрепляются определенные психологические привычки, которые сложно исправить, даже прорабатывая их с психологом. Зачастую родители и учителя не видят проблему с дезадаптацией у ребенка и списывают поведенческие особенности на характер.
С другой стороны вычислить дезадаптацию на какой-то начальной фазе не просто, так как проявляется она не сразу, поэтому еще одна опасность данного состояния кроется в трудности распознавания этого поведенческого отклонения. Чаще всего становится очевидно, что человек совершенно дезадаптирован, только лишь когда он попадает в сложную ситуацию и оказывается совершенно не приспособлен к ней.
Методы устранения
Для решения проблем с адаптацией используют 3 подхода:
- Медицинский — дезадаптация развивается на основе нервно-психических нарушений. Лечить ее необходимо медикаментозно.
- Социально-психологический — причина дезадаптации кроется в невозможности индивида принять правила общества. Помочь человеку может психотерапия.
- Онтогенетический — рассматривает дезадаптацию как механизм, который запускается в кризисный момент жизни человека. Индивид может справиться с ним самостоятельно, когда вернется в благоприятную среду.
Определять, какой способ подойдет в конкретном случае, лучше с помощью психотерапевта и психиатра. Совместная работа специалистов гарантирует правильную постановку диагноза и выбор типа лечения.
Классификация
В общепринятую психологическую классификацию дезадаптации входят:
- Социальная — разрыв связи с обществом. Основной симптом — асоциальное поведение, неприятие правил общества.
- Психическая — отклонение, выраженное в неадекватной реакции. Человек не способен контролировать свое поведение и эмоции.
- Психосоциальная — невозможность следовать социальным нормам из-за личностных деформаций.
Часто виды дезадаптации неразличимы, поскольку человек демонстрирует целый комплекс симптомов, соответствующих сразу всем видам отклоненассоий. Лечение в этом случае значительно осложняется и требует больше времени.
Диагностические мероприятия
Скрытые признаки дезадаптации выявляются при беседе и проведении диагностических тестов:
- Цветового теста Люшера. По порядку и выбору цвета можно определить основные ценности и страхи. Он выявляет степень отклонения и направленность личности.
- Опросника Лири. По результатам этого теста можно определить разницу между реальной личностью и придуманным образом. Чем сильнее развита патология, тем больше будет разрыв между реальностью и фантазией.
- Факторного опросника. Выявляет склонность личности к неприятию норм поведения.
Тесты выявляют наличие дезадаптации, но не могут определить причину. Для этого терапевту необходимо собирать анамнез со слов самого пациента, с помощью наблюдений, бесед, чтения дневников.
Основные признаки недостаточного развития навыков приспособления
Описание признаков дезадаптивного поведения в психологии разнообразно. Заметить первые проявления у детей могут даже люди, не имеющие специального образования. Родители и воспитатели отмечают, что поведение ребенка отличается от коллективного. Он не участвует в общих играх, не обращает внимания на замечания.
Если взрослый человек психически здоров и понимает важность соблюдения поведенческих норм, социальную неадаптированность можно скрывать. В этом случае косвенные признаки все равно будут проявляться, даже если человек этого не хочет: в неуважении к коллегам, систематических опозданиях, частых больничных. Основные признаки дезадаптации:
- внезапные вспышки агрессии, после которых сам человек не может объяснить их причину;
- раздражительность, направленная на окружающих и себя;
- преобладание негативного мышления над позитивным;
- поверхностные социальные связи — человек легко разрывает отношения и не заводит новые;
- нарушение норм поведения, иногда демонстративное, но чаще ненамеренное;
- попытки изменять окружение под себя;
- зацикленность на себе и своих переживаниях;
- уход в иллюзии, погружение в грезы об идеальном мире;
- негативное эмоциональное состояние, нервозность, паника, тревожность, депрессия.
Вегетативные проявления — учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, тремор конечностей, головные боли.
В худшем случае дезадаптивное расстройство приводит к острой социофобии. Индивид полностью теряет способность сосуществовать с другими людьми, становится затворником. В критической ситуации может предпринять попытку суицида.