Синдром Аспергера — это высокофункциональная форма аутизма, нарушение психического развития, при котором человека всю жизнь сопровождают трудности в социальной коммуникации, социальном взаимодействии и воображении. По статистике, данному расстройству подвержено менее 1% населения планеты. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, как называть этот симптомокомплекс: расстройством аутистического спектра, синдромом или особенностью функционирования мозга. В отличие от «классического» аутизма или синдрома Каннера, который обычно сопровождается умственной отсталостью, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется на высоком уровне, но среди всех пациентов, у кого было диагностировано расстройство аутистического спектра, людей с синдромом Аспергера крайне мало. Австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер — первопроходец в изучении аутизма, серьезно занимавшийся наблюдением за детьми с расстройствами социального общения и адаптации, называл это состояние синдромом аутистической психопатии. В честь него английский психиатр Лорна Уинг предложила термин «Синдром Аспергера». Безусловно, вклад Аспергера в изучение аутизма велик, но методы исследований доктора вызывают много споров. Книга Эдит Шеффер «Дети Аспергера» и другие исторические расследования приоткрывают тайну о нацистском прошлом детского психиатра. Сообщества врачей-психиатров из разных стран призывают отменить этот термин, но многие больные называют себя «аспи». Как к этому относиться, — каждый решает сам.
Причины синдрома Аспергера
Синдром Аспергера — врожденное нарушение развития, одна из форм аутизма. Расстройство влияет на восприятие и поведение человека при общении с другими людьми. При этой болезни человеку сложно понимать выражения лиц, интонацию, позы, жесты, и это влияет на взаимодействие с другими людьми, а также на проявление эмоций. Это может проявляться по-разному: иногда люди с синдромом Аспергера кажутся обыкновенными, но при этом все равно испытывают сложности в общении.
Синдром Аспергера у мужчин встречается чаще, чем у женщин (по некоторым оценкам, в 8 раз чаще). Он может быть и у детей, и у взрослых. Обычно его выявляют, когда ребенок идет в детский сад или школу и возникают первые проблемы в общении.
Точные причины заболевания не установлены. Известно, что оно связано с генетическими нарушениями, но механизм наследования не определен. Синдром Аспергера у женщин встречается намного реже, чем у мужчин, и это, в том числе, подтверждает генетическую природу нарушения. Также рассматривают влияние иммунологических и экологических факторов, определяют, какие из них в период беременности могут так влиять на организм матери, что это вызывает нарушения в развитии ребенка, но пока точные закономерности не выявлены. Кроме того, ученые изучают связь расстройств аутического спектра с влиянием социальных факторов, с применением вспомогательных репродуктивных технологий, но накопленных данных недостаточно, чтобы делать достоверные выводы.
Рисунок 1. Симптомы синдрома Аспергера. Источник: Verywell Health
Трудности с обучением
Обычно у детей с СА интеллект средний или выше среднего (особенно в вербальной сфере), но им не хватает способности к абстрактному мышлению и навыков понимания. Они склонны все понимать слишком буквально. У них очень развито конкретное мышление, но способность к абстракциям у них снижена. Их педантичная речь и большой словарный запас создают ложное впечатление, что они знают, о чем говорят, в то время как в реальности они лишь механически запоминают то, что они слышали или читали. У ребенка с СА может быть просто фотографическая память, но она по природе своей механическая, ребенок может отвечать как видеомагнитофон, который проигрывает все в определенной последовательности. Обычно у этих детей низкие навыки решения задач.
Предложения по организации учебы
- Предоставьте ребенку индивидуализированную учебную программу, которая спланирована таким образом, чтобы ребенок постоянно добивался успеха. Ребенку с СА нужна просто огромная мотивация, чтобы контролировать свои импульсы. Учеба должна предоставлять ребенку максимум вознаграждения, она не должна провоцировать у него тревожность.
- Не предполагайте, что дети с СА что-то поняли, если они просто дословно повторили то, что услышали.
- Предлагайте ребенку с СА дополнительные объяснения и старайтесь максимально упростить все абстрактные концепции урока.
- Подчеркивайте исключительную память таких учеников. Способность запоминать факты может быть их самой сильной стороной в учебе.
- Ребенок с СА может не понимать эмоциональные нюансы, разные уровни значения и проблемы отношений в художественной литературе.
- Сочинения людей с СА очень часто однообразны, перескакивают с одной темы на другую и содержат неправильные словесные коннотации. Эти дети часто не знают разницы между общим знанием и личными мыслями, а потому предполагают, что учитель поймет их запутанные выражения.
- Дети с СА часто обладают превосходными навыками чтения, но их навыки понимания языка очень низкие. Не предполагайте, что ребенок понимает текст, только потому, что он бегло читает.
- Успеваемость ребенка с СА может быть низкой, потому что у ребенка отсутствует мотивация заниматься тем, что не связано с его интересами. Необходимо предъявлять ребенку очень жесткие требования к качеству выполнения работы. Если на работу отводится определенное время, то ее можно не закончить, но ее надо делать внимательно. Ребенок с СА должен исправлять плохо сделанную классную работу во время перемены или за счет времени, которое он посвящает специальным интересам.
Симптомы синдрома Аспергера
У разных людей синдром Аспергера проявляется по-разному, обычно сочетанием сразу нескольких симптомов.
Существует несколько основных признаков¹:
- Трудности с невербальной коммуникацией, например, при разговоре сложно смотреть собеседнику в глаза, понимать мимику или жесты, интонацию.
- Проблемы в отношениях с другими людьми: сложно начинать общаться, поддерживать контакт, дружить. Даже в тех случаях, когда люди с синдромом Аспергера хотят общаться, заводить друзей и поддерживать дружбу, им сложно это делать.
- Неспособность к эмоциональному общению из-за проблем с распознаванием эмоций других людей.
- Опыт, увлечения, события в жизни других людей не вызывают интереса.
- Есть склонность к постоянному повторению шаблонных или ограниченных действий, например, соблюдение определенного порядка действий (даже если в нем нет практического смысла) или совершение однообразных движений (раскачивание вперед и назад, постукивание пальцами).
- Склонность к постоянному планированию, строгой организации, внимание к деталям.
- Монотонная, неэмоциональная, лишенная интонаций речь.
- Странная осанка или движения, неловкость, неуклюжесть, недостаточно хорошая координация движений.
- Трудности с пониманием образной речи, абстрактных идей, обобщений, но при этом хорошее восприятие четкой, структурированной, допускающей только одну трактовку информации.
- Наличие сенсорной чувствительности — некоторые ощущения (яркий свет, громкие звуки, грубые ткани, прикосновения) могут вызывать очень сильный дискомфорт.
- Высокий уровень тревожности, который у взрослых может даже провоцировать появление панических атак.
Не всегда при заболевании есть все эти симптомы. Нарушения могут проявляться по-разному, в разной степени влиять на жизнь человека и его отношения с другими людьми.
Хорошие и плохие дни
Проявления болезни не всегда одинаково влияют на самочувствие и поведение. Иногда могут быть «хорошие» дни, когда удается избежать раздражителей, связанных с сенсорной чувствительностью, и тогда самочувствие остается нормальным. В «плохие» дни из-за сенсорной чувствительности, нарушения планов или по другим причинам может нарастать тревога, напряжение, и это может приводить к срыву. Чтобы срывы случались как можно реже, важно создавать вокруг ребенка или взрослого комфортную для него среду, учитывать важные для него ограничения (например, необходимость строго придерживаться распорядка дня или избегать большого скопления людей).
Признаки синдрома Аспергера у взрослых
Связанные с синдромом Аспергера симптомы могут сохраняться всю жизнь. У взрослых людей на наличие заболевания могут указывать несколько признаков:
- Специфическая манера речи. Иногда это необычный тембр голоса или отсутствие интонации. Часто в речи почти нет пауз, она больше похожа на монолог, во время которого собеседника почти не слушают и сообщают ему очень много фактов.
- Бедная мимика и жестикуляция. Причина — в проблемах с невербальной коммуникацией.
- Необычный зрительный контакт. Во время беседы человеку с синдромом Аспергера просто не нужно смотреть в глаза собеседнику, но если обратить его внимание на это, он, напротив, может начать смотреть слишком пристально.
- Проблемы с эмпатией. Из-за особенностей восприятия таким людям трудно понимать чужие эмоции, и поэтому кажется, что они не в состоянии проявлять сочувствие или сопереживать.
- Некорректное поведение. Заболевание мешает интерпретировать реакции окружающих и интуитивно правильно выстраивать свое поведение. Из-за этого поведение может казаться грубым, отстраненным или невоспитанным.
- Концентрация на одной теме или предмете. Это может проявляться в разговоре, когда человек начинает долго и подробно рассказывать о том, чем он увлечен, проявлять навязчивый интерес к чему-то, безостановочно говорить на одну и ту же тему, не замечая при этом, что другим собеседникам неинтересно или некомфортно.
- Стремление планировать. При этом нарушении важно во всем следовать некоему порядку или соблюдать определенные правила. Любые изменения могут вызывать дискомфорт, тревогу и даже панику.
- Проявления сенсорной чувствительности. Из-за измененного восприятия звуки, свет, тактильные ощущения могут доставлять дискомфорт. Это описывают так, будто мир становится в несколько раз громче, ярче, шумнее. Такое восприятие влияет на поведение: человек избегает объятий и прикосновений или старается не бывать там, где слишком шумно.
Как понять, нет ли у меня синдрома Аспергера?
Ниже — список утверждений, характерных для этого заболевания:
- Мне трудно понимать, что чувствуют окружающие, о чем они думают.
- Мне сложно взаимодействовать с другими людьми или группами людей.
- Мне тяжело вести светские разговоры, поддерживать беседы на отвлеченные темы.
- Я часто стараюсь перевести разговор на тему, которая мне интересна (даже если собеседника она не интересует).
- Часто окружающие считают меня грубым или невоспитанным человеком.
- У меня есть узкие или необычные интересы, на которых я могу полностью и подолгу сосредотачиваться.
- Я обращаю внимание на детали и хорошо запоминаю факты.
- Мне трудно заводить друзей или с кем-то знакомиться.
- Я предпочитаю всегда действовать определенным образом и вообще не менять порядок действий.
Плохая моторная координация
Дети с СА отличаются физической неуклюжестью и неловкостью. Их движения и походка могут быть странными и ригидными. Они неуспешны в играх, которые требуют моторных навыков. Их проблемы с мелкой моторикой часто приводят к серьезным трудностям с письмом и почерком, низкой скорости реакции и могут негативно повлиять на их способность к рисованию.
Предложения по организации учебы
- В случае тяжелых моторных проблем ребенка с СА необходимо направить в адаптивную программу физического воспитания.
- Вовлекайте ребенка с СА в программы фитнесса/физического здоровья, но разрешайте ему не участвовать в соревновательном спорте.
- Никогда не заставляйте ребенка участвовать в соревновательном спорте – его плохая моторная координация может вызвать разочарование ребенка и спровоцировать подтрунивание со стороны других детей. Кроме того, ребенку с СА могут тяжело даваться командные игры, поскольку ему трудно понять, как координировать свои действия с действиями остальной команды.
- Детям с СА может потребоваться максимально индивидуализированная программа по развитию навыков письма, которая включает обведение контуров, копирование и письмо на доске. Учителю нужно постоянно направлять руку ребенка на разных этапах формирования букв, при соединении букв друг с другом и сопровождать действия ребенка вербальным сценарием. Как только сценарий отложится в памяти ребенка, он сможет сам проговаривать его во время написания букв.
- Младшим школьникам с СА могут понадобиться образцы фраз, написанные в тетради, чтобы ребенку было проще контролировать размер и правильность написания букв. Это также побуждает детей стараться писать как можно аккуратнее.
- Если вы даете задания с ограничениями по времени, не забывайте принять во внимание, что ребенок с СА пишет медленнее других.
- Людям с СА может потребоваться больше времени на экзамены, чем их ровесникам. Лучше всего предоставить им возможность писать экзамен в отдельном помещении, так у них будет не только больше времени, но и дополнительная структура и помощь учителя, который будет напоминать детям о задании.
Диагностика синдрома Аспергера
Первые признаки болезни могут появляться у детей в раннем возрасте. Родители или педиатр могут заметить их уже к 2-2,5 годам. Часто состояние становится заметным только после того, как ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Иногда заболевание диагностируется только во взрослом возрасте. Набор симптомов и их тяжесть могут сильно различаться у разных людей. Из-за этого при диагностике могут возникать проблемы, а сам синдром может долго оставаться нераспознанным.
Мир для ребенка с синдромом Аспергера ярче и громче, чем для обычных детей. Это особое восприятие действительности доставляет дискомфорт. Фото: drobotdean / freepik.com
Синдром Аспергера характеризуется несколькими признаками, при наличии которых ставят диагноз:
- Есть нарушения невербальной коммуникации: например, проблемы с интерпретацией поз, жестов, выражения лица, отсутствие зрительного контакта при разговоре.
- Проблемы в общении с ровесниками, трудности в поддержании дружеских отношений, в общении с другими людьми.
- Нет спонтанного побуждения разделять радость, достижения или интересы с другими людьми.
- Отсутствует эмпатия, сопереживание, эмоциональная или социальная взаимность.
- Есть стереотипные, постоянно повторяющиеся действия, деятельность, алгоритмы поведения или интересы. Например, сохранение активного узконаправленного интереса, стремление следовать строго определенному распорядку, совершать повторяющиеся движения, постоянная концентрация на отдельных объектах или их частях.
Ограниченные интересы, повторяющееся поведение, постоянная концентрация на одних предметах — все это симптомы синдрома Аспергера. Фото: Poindexter Propellerhead / Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
В то же время при этом заболевании нет задержки речи, отставания в развитии навыков самообслуживания, мышления, адаптации (кроме общения с другими людьми). Ребенок растет любознательным, его интеллект нормально развит, а проблемы с учебой могут возникать только из-за трудностей в общении. Иногда болезнь проявляется неуклюжестью, небольшими нарушениями координации движений, но это необязательный симптом.
Стимминг
Как и при других расстройствах аутического спектра, при синдроме Аспергера ребенок или взрослый может периодически стиммить — совершать однообразные ритмичные движения, которые его успокаивают, помогают справляться с тревогой или с влиянием подавляющей сенсорной обстановки. Стимминг может проявляться по-разному: например, как раскачивание корпуса тела, как повторение слов, кружение на одном месте или хождение вперед и назад. Стимминг важен — он помогает снять напряжение, «отключиться» от раздражающего фактора, избежать срыва. Поэтому важно не мешать и, тем более, не ругать и не стыдить ребенка за стимминг.
У детей в диагностике синдрома Аспергера может участвовать сразу несколько специалистов: не только психиатр, но и психолог, педиатр, педагог, логопед. Взрослым за диагностикой нужно обращаться к психиатру.
Для людей с синдромом Аспергера характерен ограниченный или специализированный интерес, например, к созданию башни из банок, как у мальчика на фото. Фото: Andwhatsnext at English Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
Очень ограниченный круг интересов
Дети с СА обладают эксцентрическими увлечениями и странными, очень интенсивными фиксациями (иногда это навязчивое коллекционирование необычных вещей). Они склонны бесконечно «читать лекции» по теме своего интереса, постоянно задавать вопросы о своих интересах, им трудно «отпустить» ту или иную идею. Такие дети следуют своим увлечениям независимо от внешних требований, иногда они даже отказываются учить что-нибудь помимо своего ограниченного интереса.
Предложения по организации учебы
- Не позволяйте ребенку с СА постоянно обсуждать или задавать вопросы по своему изолированному интересу. Ограничивайте это поведение, выделив специальное время в течение дня, когда ребенок может говорить о своем интересе. Например, у ребенка с СА есть фиксация на животных, и он постоянно задает на уроках вопросы о черепашке, которая живет в живом уголке класса. Ему объяснили, что он может задавать вопросы о черепахе только во время перемен. Это стало частью его повседневной рутины, и он научился останавливаться, когда ему хотелось задавать эти вопросы в другое время.
- Положительное подкрепление для формирования желательного поведения – это критически важная стратегия помощи ребенку с СА. Эти дети очень хорошо реагируют на комплименты, другими словами, в случае с учеником, постоянно задающим вопросы, учитель может последовательно хвалить его каждый раз, когда ребенок воздерживается от вопроса, и поздравлять его, когда он позволяет говорить остальным ученикам. Этих детей также необходимо хвалить за любое простое, ожидаемое социальное поведение, которое у других детей воспринимается как должное.
- Некоторые дети с СА не хотят выполнять задания, которые не связаны с их интересом. Необходимо ставить перед ними жесткие требования по выполнению работы в классе. Надо четко дать понять ребенку с СА, что это за гранью его контроля, и что он должен следовать существующим правилам. Тем не менее, постарайтесь найти с ребенком компромисс и предоставьте ему возможности заниматься своими интересами в другое время.
- Если ребенок особенно упорствует в своих интересах, то учителю стоит индивидуализировать учебные задания таким образом, чтобы включить в них интерес ребенка. Например, если ребенок интересуется динозаврами, то следует предложить грамматические предложения, математические задачи, чтение текстов и диктанты о динозаврах. В этом случае следует постепенно вводить в задания другие темы.
- Ученикам можно давать индивидуальные задания, которые связывают их интерес с учебной темой. Например, во время урока географии, посвященного конкретной стране, ребенку, который одержим поездами, можно задать реферат о транспортной системе в этой стране.
- Используйте фиксацию ребенка, чтобы расширить его репертуар интересов. Например, один ученик с СА был одержим животными, и когда в классе изучалась тема тропических лесов, он не только провел исследование о животных тропического леса, но и исследование о самом лесе, который был домом животных. Затем у ребенка появилась мотивация узнать больше о местных жителях, которым приходится вырубать лес – место обитания животных – ради экономического выживания.
Лечение синдрома Аспергера
Пока не существует способа вылечить синдром Аспергера, но некоторые методы терапии могут облегчить симптомы, упростить адаптацию, помочь человеку с этим расстройством лучше взаимодействовать с обществом. Для этого важно получать поддержку от лечащего психиатра и психолога, обучаться социальным навыкам и общению. Если дополнительно развиваются и другие нарушения, врач может назначить прием лекарств. Это могут быть антипсихотические, противотревожные, седативные, снотворные и другие препараты. Лекарственная терапия не является основным способом лечения заболевания. Основной способ контролировать его течение — это психосоциальная поддержка².
Что может помочь взрослому человеку с синдромом Аспергера?
- Информация. Важно принять собственный диагноз, узнать о нем как можно больше, понять, как именно и в каких ситуациях он оказывает влияние.
- Самостоятельность. Нужно постепенно вырабатывать навыки самостоятельной жизни. В этом можно использовать стремление к планированию и контролю.
- Обучение. Изучая нормы социального поведения, тренируя коммуникативные и социальные навыки, постепенно можно научиться общаться.
- Предупреждение. Можно использовать планирование, чтобы избегать заведомо некомфортных ситуаций (пребывание в шумных местах, скопление большого числа людей).
- Профориентация. Узкие интересы могут становиться профессией. Часто сильная концентрация на них, стремление следовать правилам, соблюдать инструкции позволяет добиваться больших успехов в профессиональном отношении.
Если синдром Аспергера диагностирован в детстве, большое значение имеет поддержка со стороны родителей, а также социальная адаптация. Чтобы помочь ребенку с таким расстройством, нужно:
- Сохранять спокойствие и доброжелательную атмосферу в семье. Родителям особенно важно заботиться о своем эмоциональном состоянии. Оно влияет на ребенка, и раздражительность, напряжение, усталость могут повышать его тревожность и сенсорную чувствительность.
- Позволять ребенку оставаться личностью. Гиперопека не позволит потенциалу ребенка раскрыться. Важно, чтобы он смог получить навыки самообслуживания, приобрести самостоятельность. Для этого нужно постепенное обучение. Можно планировать его вместе с врачом или педагогом.
- Развивать сильные стороны. Ребенок может сильно концентрироваться на определенных занятиях. Например, он может постоянно рисовать или изучать все по выбранной им теме. Важно поддерживать такие интересы, относиться к ним с уважением, развивать их. Любой из них в будущем может стать основой профессии.
- Сделать социализацию комфортной. Она не должна быть насильственной. Важно, чтобы ребенок учился общаться в том режиме, который подходит именно ему. При этом он должен знать, что родители поддерживают его. Для этого нужно спокойно и подробно объяснять правила поведения в коллективе, общения с другими детьми, ведения диалога, поддержания дружбы. Ребенку с синдромом Аспергера сложно адаптироваться в детском коллективе, и помощь родителей особенно важна для него.
- Учитывать сенсорные особенности. При этом нарушении восприятие изменено так, что любые звуки могут быть очень громкими, цвета или источники света слишком яркими, а тактильные ощущения — раздражающими. Родителям нужно выяснить, какие сенсорные особенности есть у ребенка, и, по возможности, ограничить действие тех факторов, которые ему мешают, облегчив его состояние.
- Пир синдроме Аспергера особенно важно развивать сильные стороны личности.
Важно! Нельзя ругать или физически наказывать ребенка за проявления синдрома Аспергера. Если у него случается срыв, важно оградить его от действия провоцирующих факторов. Нужно найти способы помощи при срыве, например, иногда помогает правильное дыхание или просто отдых в тихом безопасном пространстве. Если ребенок стиммит (совершает повторяющиеся движения для самоуспокоения или концентрации), не нужно мешать ему это делать.
Настойчивое стремление к однообразию
Даже самая минимальная перемена может вызывать у детей с СА бурю эмоций. Они крайне чувствительны к стрессорам окружающей среды, и временами они формируют очень жесткие ритуалы. Эти дети отличаются повышенной тревожностью, и они страдают от навязчивого беспокойства, если не знают, чего им ждать; стресс, усталость и сенсорная перегрузка быстро лишает их душевного равновесия.
Предложения по организации учебы
Обеспечьте ребенку предсказуемую и безопасную окружающую среду:
- Минимизируйте любые переходы из одного помещения в другое.
- Предоставьте последовательный и стабильный распорядок дня. Ребенок с СА должен понимать распорядок каждого учебного дня и точно знать, что именно его ожидает. В противном случае он не сможет сосредоточиться на учебных задачах.
- Избегайте любых сюрпризов и неожиданностей. Заблаговременно и очень тщательно готовьте ребенка к любым специальным мероприятиям, изменениям в расписании уроков и любым другим переменам в привычной рутине, даже если вам эти перемены кажутся незначительными.
- Помогайте ребенку справиться со страхом перед неизведанным, постепенно и осторожно знакомя его с новой деятельностью, учителем, классом, школой, лагерем и так далее. Это знакомство всегда нужно проводить заранее, лучше начинать знакомство сразу после того, как вы проинформировали ребенка о предстоящей перемене, чтобы избежать чрезмерного беспокойства. Например, если ребенок с СА должен перейти в другую школу, то необходимо будет организовать индивидуальную встречу ребенка с новым учителем, провести тур по новой школе, а также ввести в распорядок дня ребенка новую рутину еще до начала занятий. Первые несколько дней учебы можно по возможности сохранять распорядок дня, характерный для старой школы, чтобы ребенку было проще привыкнуть к новой обстановке. Новому учителю стоит узнать, каковы специальные интересы ребенка, и подготовить связанные с ними книги или занятия к первому учебному дню ребенка.
Прогноз
У 40%³ детей с синдромом Аспергера по мере взросления его проявления смягчаются, но при этом могут сохраняться проблемы в общении, сенсорная чувствительность, а также стремление к концентрации на предмете интереса.
Ребенку с синдромом Аспергера очень важна психосоциальная поддержка. Занятия с психологом могут смягчить симптомы заболевания. Фото: photographee.eu / Depositphotos
Если смягчения симптомов не происходит, когда больной взрослеет, диагноз изменяют на «шизоидное расстройство личности», но, фактически, человек продолжает страдать от синдрома Аспергера³. Чаще всего результаты адаптации оказываются средними. Человек становится более или менее самостоятельным, но у него сохраняется ряд личностных особенностей, связанных с заболеванием. Во многих случаях все связанные с общением, поведением и взаимодействием в обществе проблемы в определенной степени сохраняются в течение всей жизни. Со временем симптомы могут изменяться. На фоне основного заболевания могут появляться и другие расстройства или заболевания, включая алкогольную зависимость, депрессию.
При хорошей адаптации человек с синдромом Аспергера может быть очень успешным в выбранной профессии, он может создать семью, быть полностью самостоятельным и почти не испытывать заметных трудностей в социальном взаимодействии.
История изучения
Расстройством впервые углубленно занимался австрийский психиатр Ганс Аспергер, поэтому оно и получило такое название по предложению Лорной Уинг из Англии в 1981 году. Еще в далеком 1944 году педиатр описал больных детей, у которых заметил отсутствие наклонностей к невербальному общению, весьма ограниченную эмоциональность при контактах с окружающими людьми, определенную неловкость в физических упражнениях.
В конце прошлого столетия были разработаны и внедрены в психологическую практику диагностические стандарты. Благодаря им, удалось идентифицировать детей, имеющих синдром Аспергера. Подобное расстройство стали считать нарушением психики, поскольку у заболевших детей отмечались сложности при социальном взаимодействии, у них обнаруживали стереотипный репертуар повседневных занятий и цикл повторяющихся интересов.
Официально диагноз удален с 2013 года из американского издания Диагностического руководства, касающегося психических расстройств. Однако на практике термин продолжают использовать, хотя у синдрома достаточно общих критериев с аутизмом, также перечисленным в группе аутистических расстройств.