Дискурсивное мышление — что это такое? Как его развить

Существует большое разнообразие задач, для решения которых применяются разные типы мышления. В психологии принято разделять мышление на дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление представляет собой мыслительный процесс, в ходе которого человек последовательно перебирает разные виды решений задачи. Давайте поближе познакомимся с этим типом мышления и узнаем, как оно работает.

Что такое дискурсивное мышление?

Понятие «дискурсивное» происходит от латинского «discursus», что переводится как «рассуждение». То есть в процессе такого мышления человек находит ответ на интересующий его вопрос в результате диалога с самим собой. Он подбирает нужный ключ к решению так же, как действует ребенок, когда собирает мозаику. Поочередно «подставляя» то одно, то другое свое предположение, основываясь на логических выводах, человек и делает свое умозаключение. И при этом может использоваться как дедукция, так и индукция:

  • дедукция предполагает переход от общих понятий к частному случаю;
  • индукция предполагает движение от некого частного суждения к общему выводу.

К примеру, несложно догадаться, что если в школе у ребенка объявили карантин, на работе большинство коллег чихает, а в аптеках — очереди, то в город пришла эпидемия гриппа или ОРВИ. Однако подобные выводы не всегда столь однозначны. Утверждения типа «все мужики – козлы», «все бабы – дуры», «все дети капризны», «все продавцы – воры» и так далее тоже делаются на принципах индукции.

Чтобы их избежать, нужно действовать согласно следующей инструкции.

  • Собирайте информацию на «холодную» голову. Не привязывайте к ней собственные чувства и предубеждения.
  • Проанализируйте полученные сведения. Возможно, удастся вывести некие закономерности. Проведите сравнение — найдите сходства и отличия.
  • Теперь можно делать вывод о заинтересовавшем событии, явлении или человеке.
  • Проверьте полученные данные. Чтобы вынести окончательный вердикт, найдите подтверждение вашим выводам. Для этого еще раз исследуйте факты и обстоятельства или просто понаблюдайте за происходящим.

Подобные приемы помогают не только правильно оценивать ситуацию, но и влиять на нее. Дискурсивное мышление может пригодиться как в бытовых вопросах, так и в бизнесе.

Рассмотрим несколько ситуаций. Ваш сын никак не хочет наводить порядок у себя в комнате. Вы уже не раз говорили ему, что он нечистоплотен и требовали убираться на его шести квадратных метрах. Однако воз с его носками, дисками, книгами, тетрадками, штанами и майками и ныне там.

Давайте попробуем зайти с другой стороны: «Милое чадо, посмотри, как приятно бывать в комнате твоих сестер. Там все разложено по полочкам, они быстро находят свои вещи и не спотыкаются о различные препятствия, не пора ли и тебе создать уют?» Вероятнее всего, такое предложение возымеет куда больший успех, чем сравнение с поросенком и приказы, отданные в ультимативной форме.

Дочка проплакала весь день, когда вы отменили поход в зоопарк из-за дождя. Вспомните, что вы ей сказали. Вероятнее всего, это звучало приблизительно так: «В зверинец не идем — на дворе сыро». Если в следующий раз «небесная канцелярия» снова встанет на вашем пути, рекомендуется следующая формулировка: «Сегодня ожидаются сильный ветер и ливень, в таких условиях гулять ужасно некомфортно, давай перенесем прогулку на следующий выходной». Вот увидите, дочурка еще спасибо скажет, что вы так о ней позаботились.

Вы никак не можете продать партию мыла, которую разработали лучшие специалисты вашей фирмы. Что говорят продавцы покупателям? «Это наша самая удачная продукция. В ее составе только натуральные ингредиенты. Она дарит прекрасный аромат телу и свежесть коже».

«Переверните» презентацию. Это мыло сделает кожу гладкой, подарит незабываемый аромат, не вызовет аллергических реакций, так как сделано из натуральных компонентов, и, кстати, это одна из самых успешных наших находок. Очередь у прилавка уже стоит?

Для этого должны быть хорошо развиты память, наблюдательность, способность концентрироваться и аналитические данные. В психологии этот вид мышления называют медленным, быстрым же считается другой вид — интуитивный.

Правильная интерпретация

На самом деле мало видеть ситуацию изнутри самому. Нужно еще уметь это правильно интерпретировать, дать объективную оценку происходящему. Опираясь на логическое мышление, человек может прийти к довольно смелым и неоднозначным выводам, которые при иных обстоятельствах просто не пришли бы в голову.

Без подобного умения невозможно отстоять свою позицию, развиваться в выбранном направлении. Индивид должен постоянно стремиться к тому, чтобы перепроверять свои догадки, убеждаться в своей правоте.

Таким образом, перечисленные выше виды дискурсивного мышления необходимы для того, чтобы грамотно выстраивать процесс общения. Необходимо понимать, что главное здесь — уметь правильно слушать собеседника, адекватно воспринимать возникающую ситуацию и делать определенные выводы. Тогда человек сможет пребывать в гармонии с самим собой и с обществом. В любые отношения нужно обязательно вкладывать созидательную энергию, анализировать происходящее вокруг и точно знать, к чему могут привести те или иные поступки.

Современные концепции мышления

На современном этапе мышление человека является объектом исследования многих наук: психологии, социологии, логики, теории искусственного интеллекта и др..

  • Психологическая концепция мышления строится на принципах единства деятельности и мышления, социоисторичнои и культурной детерминации, развития, системности, отражение. Современная психология выделяет в мышлении интеллектуальные др.) и интеллектуальные операции ( анализ, синтез, сравнение,обобщение и т.д.).
  • Социологическая и социально-психологическая концепция мышления.
  • Логико-философская концепция мышления.
  • Информационно-кибернетическая концепция мышления.
  • Эвристическая концепция мышления.

Как работает интуитивное мышление?

Некоторые люди имеют развитое интуитивное мышление. Они способны решать проблемы, не обдумывая их, не проводя логического и критического анализа ситуации. Ответ на поставленную задачу приходит к ним изнутри, из подсознания.

В ходе интуитивного мышления задействованы подсознательные процессы. Оно работает автоматически в привычных для человека ситуациях. Например, во время вождения машины, человек все операции выполняет неосознанно: он не думает о том, в какую сторону повернуть руль, как переключить передачу и когда нажать на педаль тормоза. Все это происходит автоматически, потому что человек уже имеет опыт вождения.

Также происходит в любой деятельности, в которой человек хорошо разбирается и имеет опыт. Рабочий за станком тоже не раздумывает над каждым своим действием, он выполняет их автоматически. Опытный доктор может диагностировать распространенное заболевание без всяких анализов, только взглянув на больного.

Чтобы достичь такого уровня в любой профессии, психологи рекомендуют осознанно подходить к освоению нового вида деятельности. Необходимо каждый шаг делать медленно, обдумывая и запоминая все детали, по много раз прорабатывая каждое действие. Постепенно навыки переместятся на уровень подсознания, и в дальнейшем человек сможет выполнять их автоматически.

Пралогическое мышление

Это понятие было введено еще Л. Леви-Брюлем. Термин оказался необходимым для обозначения раннего этапа формирования основных законов логики. Речь идет о той ступени формирования, когда смысл причинно-следственных связей уже понятен и осознан, но его сущность не совсем ясна и даже мистифицирована. Причиной появления тех или иных условий является обязательно какая-либо высшая сила, природная или животная (пример тому — использование тотема, поклонение силам природы и т. д.). Речь идет о том этапе развития человека, когда сильная гроза или засуха могли восприниматься, как гнев богов.

На этом, пожалуй, стоит закончить. Конечно, имеется множество и других типов. Но те, о которых мы упоминали, можно назвать самыми основными. Теперь вы знаете, что помимо логического существует и интуитивный вид мышления, а кроме практического — пралогический. Но имейте в виду, не всегда можно сказать, что тот или иной человек использует только один конкретный вид. Чаще всего в разных ситуациях люди прибегают к различным мыслительным процессам, зачастую не контролируя их выбор.

Основные функции мышления

  • Познавательная (отражение мира и самоотражения)
  • Проектировочная (построение планов, проектов, моделей практической и теоретико-познавательной деятельности)
  • Прогнозная (прогнозирование или предвидение последствий своих действий, своей деятельности, прогнозирования будущего)
  • Информационная (усвоение информации о знании и его смысловую переработки)
  • Технологическая (разработка правил, норм, стандартов, рецептов життедияльнсти человека и общества в различных формах и проявлениях)
  • Рефлексивная (самопознание разума, самоанализ)
  • Интерпретаторська (толкования, осмысления продуктов человеческой культуры)
  • Аналитическая и синтетическая
  • Постановка и решение различных задач и проблем

Определение

Сложность формулировки этого понятия заключается в том, что практически каждый из взрослых людей представляет, что именно называют мышлением. Это способ или средство получения информации об окружающем мире и процессах, происходящих в нем. Он имеет опосредованный и обобщающий характер.

Существуют различные типы (виды) данного процесса. В их число входят: дискурсивное, образное мышление, интуитивное, рациональное, практическое и пралогическое. Каждый из них чем-то кардинально отличается, а чем-то, наоборот, может быть похожим на какие-либо другие. Узнаем в чем их различие и схожесть. Помимо типов, мыслительный процесс обладает двумя формами: умозаключением и суждением.

Умозаключением называют результат всех суждений, итоговый вывод, полученный из предоставленной информации. Существует всего три вида:

  • дедуктивное;
  • индуктивное;
  • по аналогии.

Стоит более подробно рассмотреть каждое из них, дабы последующая информация была вам более понятна. Дедуктивное делается на основе общих правил по отношению к какому-либо частному случаю. За основу берутся достоверные факты, а уже на их основе человек приходит к какому-то выводу. Приведем самый простой пример. Металлы пластичны, железо — это металл. Значит, оно пластично. При индуктивном методе индивид, наоборот, переходит к общему суждению на основе частного случая. Умозаключение по аналогии это то, к которому приходят, опираясь на схожесть двух (или нескольких) случаев, объектов или каких-либо свойств.

Суждение — это отдельные мысли об объекте. Связывая их в единую цепь, можно прийти к определенному выводу. Например: «Человек, совершивший преступление, должен быть наказан» — это суждение.

Дедуктивный принцип

Подчиняется противоположной закономерности: вывод делается от общего к частному. Обычно люди не замечают, как приходят к определенному решению, не могут отследить хот своих мыслей. То есть, основываясь на каком-то общем убеждении, можно прийти к личному умозаключению. Часто люди пользуются дедуктивным методом, даже не догадываясь об этом и не задумываясь о происходящем. Примером может послужить такая ситуация: познакомившись с главным произведением известного автора, человек принимает решение прочитать его раннюю книгу, о которой мало кто знает, искренне полагая, что она тоже окажется невероятно захватывающей. Часто люди вообще склонны что-то делать на эмоциях, под влиянием сильных впечатлений.

Понятие «мышления» в истории философии

Понятие мышления находится в тесной связи с Оно является фундаментальным в концептуальных системах знания философов прошлого и современности. Понятие мышления (гр. ???? — ум) и взаимосвязанные с ним понятия были сформированы античными философами др.).

По Аристотелю мышление является частью души, другой ее частью является ощущение. Как часть души, мышления является специфической способностью рассуждать, постигать мнением мир и самого себя, то есть душу. Мышление является деятельностью, направленной на познание, постижение родов сущего. Исследуя мышление, Аристотель создал логику — науку о мышлении, сформулировал законы и формы мышления.

В концептуальных системах философов Нового времени ( Джон Локк, Фрэнсис Бэкон, Клод Адриан Гельвеций, Дэвид Юм ) мышление — это деятельность, направленная на познание и практические действия; оно разрабатывает метод, т.е. средство, прием познания и практических действий. Философы выделяют проявления мышления -ощущение, созерцание, воображение, рефлексия ; уровне мышления — рассудок, разум ; проявления деятельности мышления — сомнение, вера, замысел, принятия решений, понимания, мнимые сделки.

В концептуальных системах представителей классической немецкой философии ( Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Гегель ) мышление рассматривается как акт самодеятельности субъекта, что порождает различные интеллектуальные, мнимые феномены — понятие, принципы, законы, идеи, идеалы, т.е. знания.

Эммануил Кант отмечал спонтанность актов мышления, априорный характер его деятельности, направленность на познание посредством понятий, выделил уровни мышления — интуиция, рассудок, разум ; типы и виды мышления — формально-логическое (рассудочное) и диалектическое (разумное), конкретное и абстрактное, практическое и теоретическое. Е. Кант определил односторонность, ограниченность рассудка и антиномичность разума, установил связи «чистого» мышления с чувственностью, с внешним миром.

Гегель определяет мышление как деятельность субъекта, направленная на познание мира в форме понятий ( категорий ). Высшей формой познания является наука (философия ), которая познает Абсолютный дух. Мышление есть познание в понятиях (категориях) Абсолютного духа, благодаря которым формируется всеобщее знание.

Лекция № 8. Мышление (часть 1)

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Познание человеком окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую создают наши ощущения и восприятия, хоть и необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. В этой картине действительности практически отсутствует представление о сложнейших взаимодействиях различных объектов: предметов, событий, явлений и т. п. Нет объяснения причинно-следственных связей между ними, их переходов друг в друга. Опираясь на данные ощущений и восприятия и выходя за пределы чувственного, мышление расширяет границы нашего познания. Оно позволяет опосредованно, путем умозаключений, постигать то, что не дано непосредственно в восприятии. Мышление соотносит между собой данные ощущений и восприятия, сравнивает их, раскрывает их взаимодействие. Таким образом, при помощи мышления выявляются закономерные взаимосвязи между явлениями и объектами и отсеиваются случайные совпадения.

Но, рассматривая мышление как относительно самостоятельную познавательную функцию, не следует забывать, что любой вид мышления, даже самый развитый (абстрактное мышление), не может быть оторван от чувственного познания мира, поскольку всякий познавательный процесс начинается с ощущений и восприятия. Именно они обусловливают адекватность мышления как отражения, обеспечивая непосредственную связь человеческого сознания с внешним миром. Это отражение непрерывно проходит проверку и подтверждает свою адекватность в процессе практической деятельности.

Виды мышления

выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида:

1) наглядно-действенное мышление;

2) наглядно-образное мышление;

3) словесно-логическое (или понятийное) мышление.

Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило– и онтогенеза.

Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.

В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности. Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.

На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование происходит спонтанно и неосмысленно. Далее характер действий начинает приобретать осмысленность и определяется уже качествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. На этой основе и формируется наиболее ранний генетически вид мышления — наглядно-действенное. Его первые проявления можно наблюдать уже в конце первого — начале второго года жизни ребенка. В преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно) именно этот вид мышления является преобладающим. Уже первые предметные действия ребенка позволяют ему выявить характерные особенности объекта манипуляций и взаимосвязь его с другими объектами. Ребенок познает объекты окружающего мира путем непосредственного контакта с ними. Он соотносит друг с другом те или иные предметы или части предметов, которые воспринимает в данный момент как наглядно, так и при помощи действий. Собирание пирамидок, складывание кубиков и подобные этому занятия маленького ребенка есть не что иное, как процесс постижения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс развития наглядно-действенного вида мышления. Дети чуть старше проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных действиях и более сложные способы сочленения деталей и предметов.

Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Начальные стадии наглядно-образного мышления формируются у детей в дошкольном возрасте — от 4 до 7 лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним. Ему вполне достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления — словесно-логического. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило-и онтогенезе. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь. Дети примерно до 5 лет, даже когда играют в одиночестве, проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи — они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий, т. е. они начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов, что является основой для формирования понятий. Однако развитие словесно-логического вида мышления вовсе не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или даже совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида. Существуют многие сферы деятельности, в которых необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя — без наглядно-образного.

Помимо классификации видов мышления в плоскости «допонятийное — понятийное», их различают еще по ряду различных признаков. Так, выделяют теоретическое и практическое, интуитивное и логическое (аналитическое, дискурсивное), реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное мышление.

Теоретический и практический виды мышления отличаются характером задач, которые необходимо решить и, как следствие этого, рядом динамических и структурных аспектов.

Теоретическое мышление — это установление закономерностей в тех или иных процессах, выявление причинно-следственных связей, открытие законов. Этот вид мышления присущ ученым-теоретикам, исследователям. К задачам практического мышления относятся подготовка и осуществление преобразований мира в предметном плане. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и т. п. Из современных видов деятельности можно привести как пример работу программиста — при написании программ, обеспечивающих функционирование производства и учета продукции, присутствует немалая доля практического мышления. Вообще, в процессе напряженной трудовой деятельности практическое мышление часто протекает в условиях дефицита времени, необходимости действовать в авральном режиме. Поэтому практическое мышление ничуть не менее сложный вид, чем теоретическое.

Иногда проводят противопоставление теоретического мышления и эмпирического. В этом случае критерий иной — характер обобщений, с которыми имеет дело мышление. В первом случае это научные понятия, а во втором — житейские, ситуационные обобщения.

По степени развернутости мышление делят на аналитическое и интуитивное. Аналитическое мышление представляет собой поэтапно развернутый во времени процесс, достаточно четко представленный в сознании. Основными характеристиками интуитивного мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность. Таким образом, для их сравнения используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.

По вектору направления мышление делится на реалистическое и аутистическое мышление. Реалистическое мышление направлено вовне и регулируется логикой. Аутистическое мышление имеет противоположный вектор — оно связано с желанием человека уйти от реальности, углубиться в свой внутренний мир, мыслить в соответствии с собственной логикой. Его иногда еще называют эгоцентрическим мышлением в силу нежелания и невозможности принять чужую точку зрения.

По критерию новизны и оригинальности решаемых задач мышление делят на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее). Продуктивное мышление направлено на создание нового способа решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа. Репродуктивное мышление характеризуется применением готовых знаний и умений.

По степени включенности в мышление волевых процессов его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Произвольное мышление задействовано при целенаправленном решении поставленной задачи. Непроизвольное мышление представляет собой свободное течение мыслей, не преследующее никаких целей (например, созерцание природы).

Выделяют три логические формы мышления

: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» — конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» — понятия абстрактные.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение — это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Например, «температура кипения воды + 100 °C» — это суждение отражает связь между изменением физических свойств воды и температурой нагревания.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга — крупнейшая река в Европе».

Суждения могут образовываться двумя способами. Первый — непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй — образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение — это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм — вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Например: «Все собаки обладают сильно развитым обонянием» — общая посылка, «Доберман — одна из пород собак» — частная посылка и вывод (умозаключение) — «Доберманы обладают сильно развитым обонянием». Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.

Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные — следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.

На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности.

Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций

: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Анализ — это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи, данные восприятием.

Синтез — процесс, обратный анализу. Это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются существенные связи. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции.

Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез без анализа также невозможен, поскольку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей. В процессе мышления у некоторых людей наблюдается тяготение к анализу, у других — к синтезу (аналитический или синтетический склад ума). Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Но в основе формирования этих процессов как в фило-, так и в онтогенезе лежат практическая деятельность человека, освоение им предметов и явлений окружающего мира.

Сравнение — это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. п. Сравнение основано на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение. От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и синтез) может быть разных уровней — поверхностное и глубокое. В случае глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого — к скрытому, от явления — к сущности. Сравнение лежит в основе классификации — отнесения объектов с разными признаками в разные группы.

Абстракция (или абстрагирование) – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате анализа. Так, например, исследуя предмет, можно рассматривать только его цвет или только его форму. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Отделяемый признак становится самостоятельным объектом мышления. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — противоположный процесс. Это движение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.

Систематизация — это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

Обобщение — это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе случайно выделенных признаков. В сложном обобщении четко выделяются видовые и родовые признаки.

Психология bookap

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.

Как развить дискурсивное мышление

Нужно научиться рассматривать сразу несколько путей решения проблемы. Используя логику, а также жизненный опыт, в итоге вы найдете наиболее подходящий для вас вариант.

Индуктивный метод

Приведем 2 примера индуктивных умозаключений:

  1. Представьте, что вы едете на работу в автобусе. Многие люди чихают, кашляют, у них насморк. Да и в аптеках в последние дни что-то много покупателей. О чем вы подумаете в первую очередь? Логично заключить, что началась эпидемия ОРВИ.
  2. Вы едете все в том же автобусе. Неожиданно при выходе водитель вам нагрубил. И это уже не первый случай в вашей жизни. Друзья также рассказывали о подобных инцидентах. В соцсетях, по телевизору вы нашли десятки таких ситуаций. Какой напрашивается вывод? Что водители маршруток в большинстве своем хамы и грубияны.

В первом примере было сделано вполне логичное умозаключение. А во втором оно было неправильным. Как избежать ошибок в своих суждениях? Есть ряд способов:

  1. Наблюдайте за объектом или явлением. Будьте бесстрастными, непредвзятыми. Изучайте факты, не обращайте внимания на предположения.
  2. Анализируйте полученную информацию. По возможности выделите закономерность, сходства или отличия.
  3. Сделайте умозаключение, основываясь на своих размышлениях.
  4. Понаблюдайте за объектом или явлением еще какое-то время. Это поможет вам утвердиться в своих выводах.

Интересно, что с помощью индуктивного мышления вы можете убедить в своей правоте окружающих людей. Достаточно освоить 4 приема:

  1. Экстраполяция. Это перенесение правил из одной сферы в другую. Используется для того, чтобы побудить человека сделать то, что ему не хочется. Например, не стоит называть ребенка свиньей и неряхой, если он не убирает в своей комнате. Попробуйте по-другому. Скажите, что его друзья – очень ответственные люди, которые любят порядок. И ему уже пора бы присоединиться к ним.
  2. Аргументация с объяснением выводов. Сначала приведите аргументы, а после умозаключения. Представьте, что вы собрались на пикник. Вдруг погода испортилась. Если вы скажете об отмене поездки и только потом о причине, собеседник начнет спорить и упираться. Лучше сказать так: «Прогноз погоды обещает дождь. Поэтому лучше отменить пикник или перенести его на другой день».
  3. Аргументация, описывающая преимущества отдельных элементов и вывода или решения в целом.
  4. Высказывание фактов, аргументов, объяснений. Они должны идти именно в такой последовательности. Если изменить порядок, речь не будет убедительной.

Дедуктивный метод

Как развить дискурсивное мышление с помощью дедукции? Научитесь на основе проверенных и подтвержденных фактов делать свои собственные выводы. К примеру, на улице начался дождь. Вы понимаете, что сохнущее там белье станет снова мокрым, если его не занести домой. Основа дедуктивного метода – рассуждения.

Дедуктивный метод

Процесс дедуктивного мышления движется в обратном порядке: на основе общих проверенных фактов человек делает частные выводы. Например: вы посмотрели в окно и увидели, что начался дождь. Вам сразу же становится ясно, что белье, развешенное на веревке, намокнет, если его не снять. Другой пример: ваша собака прибежала с прогулки, радостно облизываясь, а ее нос и лапы вымазаны землей. Вы понимаете, что она рылась в земле и нашла что-то вкусное.

Дедуктивный метод строится на основе логических умозаключений. Достоверные общие факты позволяют делать точные частные выводы.

Если вы хотите развить свое мышление, научитесь владеть обоими методами – индуктивным и дедуктивным. Учитесь подмечать детали каждого явления, а также обращать внимание на явление в целом. Это поможет более эффективно решать стоящие перед вами задачи.

Индуктивный метод

Умозаключение, построенное по принципу индукции, может быть таким: в течение последних нескольких дней на улице, в транспорте, на работе вы видите людей, которые кашляют, чихают и сморкаются, а в аптеках выстроились очереди. Отсюда вы делаете вывод, что в городе началась эпидемия гриппа или ОРВИ. Это очень простое и логичное умозаключение.

Однако далеко не всегда индуктивный метод позволяет прийти к правильным выводам. Например, сегодня вам нагрубил водитель маршрутки. Вы вспомнили, что раньше у вас уже были подобные инциденты. Потом несколько ваших друзей рассказали, что тоже нередко нарывались на грубость водителей. Вдобавок вы еще услышали по телевизору, что водитель маршрутки нагрубил пассажиру. Отсюда вы можете сделать ошибочный вывод, что все водители маршруток – сплошные грубияны.

Как же избежать ошибок в индуктивном мышлении? Можно воспользоваться специальной методикой, позволяющей развить этот тип мышления, сделав его более продуктивным. Метод предполагает несколько последовательных шагов:

  1. Наблюдение. Бесстрастно и непредвзято понаблюдайте за интересующим вас объектом или явлением. Собирая информацию, опирайтесь исключительно на факты, а не на предположения.
  2. Анализ. Собрав всю необходимую информацию, тщательно проанализируйте ее. Выявите имеющиеся закономерности, найдите сходства и различия.
  3. Обобщение. Обобщите проанализированную информацию и на ее основе сделайте умозаключение.
  4. Подтверждение. Продолжайте наблюдать за объектом или явлением, чтобы найти подтверждение ваших выводов и умозаключений.

Если вы хотите научиться убеждать людей в своей правоте, освойте приемы индуктивного мышления, которые помогут приводить в разговоре правильные аргументы.

  • Экстраполяция – перенос какого-либо правила из одной области знаний в другую. Прием можно использовать, чтобы убедить человека сделать что-либо. Например, вы говорите своему ребенку: «Убери в своей комнате, не будь свиньей». Это неубедительная аргументация. Нужно сказать так: «Твои друзья очень дисциплинированы и содержат свои комнаты в порядке. Пора бы и тебе к ним присоединиться и начать соблюдать порядок».
  • Аргументация с последующим объяснением выводов. Обычно люди сначала озвучивают собеседнику выводы, а затем их аргументируют. Например: «Мы не поедем на пикник, потому что собирается дождь». Такая формулировка может вызвать у собеседника протест. Правильнее сказать так: «На сегодня прогноз погоды обещает дождь в том месте, куда мы собираемся ехать. Лучше всего отменить поездку и перенести пикник на другой день».
  • Аргументация с описанием сначала преимуществ частностей с последующим переходом к преимуществам целого. Этот прием можно применять в маркетинге. Специалисты по маркетингу утверждают, что если убедить покупателя в частных преимуществах товара, то он легче согласиться на его покупку. Неправильная формулировка: «Этот шампунь произведен по инновационным технологиям. Он питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост». Правильная формулировка: «Этот шампунь питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост. Он произведен по инновационным технологиям».
  • Высказывание сначала фактов и аргументов, а затем объяснения. Если сначала высказать собеседнику объяснение, а затем аргументировать его, оно не будет выглядеть таким убедительным. Например, вы говорите: «Вася, парень нашей соседки, украл цветы с клумбы». А нужно сказать так: «Я видел, как Вася стоял перед дверью нашей соседки с букетом цветов. Георгины очень похожи на те, что растут перед домом на клумбе. Вышел на улицу, а цветов нет, причем срез недавний. Кроме того, на земле отпечатались мужские следы. Наверное, это Вася срезал георгины».

Логика и интуиция – два сапога пара и топают они вместе

Алексей Васильевич, выражаю огромную благодарность, что в очередной раз подбросили очень актуальную тему, которой я снова загорелся настолько, что пришлось отодвинуть в сторону свои проекты, потому что если не выскажусь сейчас, то потом возможность может ускользнуть бесследно. Я так же, как и Вы являюсь рационалом. Рационалы не способны создать что-то революционно новое, поэтому они вынуждены всасывать, как «пылесосы» в себя огромное количество новой информации из известных знаний и теорий, чтобы с помощью их изучения и трансформации создать подобие нового из хорошо забытого старого. Книг советовать я Вам не буду, однако поделюсь своими логическими выводами из того, что мне удалось изучить из ранее прочитанного. Представлю на Ваш суд, свои изыскания, которые мне удалось сделать, после прочтения ряда книг на тему изучения взаимодействие рационалов и иррационалов, на основе своего жизненного опыта. Сначала сделаю вводную из теории почерпнутой из книг, а потом разберу на основе теории приведенные Вами высказывания. *** Теория. В свое время, еще Карл Юнг разложил мышление на четыре функции: логика, этика, интуиция, сенсорика. Последователи Юнга добавили к этим функциям понятие экстравертности и интровертности, в итоге получилось восемь функций мышления, определение которых, я приведу целиком из литературы без изменения… . —экстравертная логика, “деловая логика” . Логика разумных действий — рассматривает труд как жизненную ценность: технология, процесс, метод, правило, алгоритм, причина и следствие. Предприимчивость, экономные, эффективные действия. Рационализация, технологичность, изобретательность. Целесообразность, здравый смысл. . — интровертная логика, “логика соотношений”. Логика систем — умение систематизировать знания, создавать теории, глубокое понимание логических взаимосвязей между объектами, система фактов, иерархия, подчиненность, административный аппарат, классификация, статистика, учет и контроль. . — экстравертная этика, “этика эмоций” (энергия). “Внутренняя энергетика” человека — его эмоции, а также умение распознавать душевное состояние других людей, умение воспроизводить эмоции (артистизм) и умение управлять чувствами других людей: смешить, вселять радость, энтузиазм, или наоборот — внушать страх, ужас, тревогу, панику. —интровертная этика, “этика отношений”(энергетические отношения). Восприятие мира через отношения между людьми, дипломатичность, деликатность, ответственность за свои поступки, терпимость, снисходительность, любовь, доброта, милосердие, сострадание. —экстравертная сенсорика, “волевая сенсорика” (пространство). Способность контролировать пространство и завоевывать сферу влияния. Целеустремленность, мобилизация, властность, дисциплинированность, воля к победе, отпор внешнему давлению и защита собственных интересов, силовое противостояние, умение оценить силу противника и его способность к сопротивлению. Амбициозность, авторитетность, авторитарность, стремление к лидерству. —интровертная сенсорика, “сенсорика ощущений”(пространственные ощущения). Умение расслабляться и наслаждаться жизнью, умение получать тонкие и изысканные удовольствия. Восприятие секса как гармонии ощущений. Умение создавать и воспринимать прекрасное. Способность к дизайну, стремление к высокому внутреннему качеству, к чистому, неперегруженному пространству, уюту, комфорту, эстетике, красоте и здоровому телу. — экстравертная интуиция, “интуиция возможностей” (время). Способность чувствовать возможности людей, умение видеть перспективы развития, ощущение единства и взаимосвязи процессов, целостное восприятие мира, понимание самой сути процессов. —интровертная интуиция, “интуиция времени” (временные соотношения). Понимание противоречий и ощущение изменчивости мира, ощущение значимости момента, предчувствие опасности, учет опыта прошлых ошибок, терпимость, мечтательность, надежда на лучшее, умение управлять процессами во времени, быстрая реакция, умение рисковать. . Про дихотомии, которые создают притяжение между людьми, я рассказывал в прошлый раз. Дихотомии образуются из тех соображений Юнга, что одни функции доминируют от рождения, а другие подавлены с раннего детства. Напомним это дихотомии. Дихотомия «логика- этика», которая выражается, что если логика ведущая функция, то этика подавлена и наоборот, если этика ведущая, то логика присутствует, но выполняет роль функции подавленной этикой или даже совсем отсутствует. Д. «интуиция -сенсорика», выражается в том, что если интуиция доминирует, то сенсорика будет подваленной функцией мышления и наоборот. Д. «экстравертность-интравертность» выражается в том, что одна из функций доминирует подавляет другую. Кроме дихотомий существует еще ось мышления (информационного метаболизма) рациональность-иррацинальность, которая дихотомией не является, потому что представляет собой набор из комбинаций доминирующих функций. Однако, в этом наборе есть ведущая и ведомая функции, которые и определяют принадлежность к рациональному или иррациональному типу мышлению. Обратите внимание на разницу. Дихотомии строятся на оси доминирующая-подавленная, а в случае оси комбинации рационал-иррационал есть ведущая и ведомая функции, которые в свою очередь состоят из комбинации доминирующих функций на основе дихотомийности. . Так вот рационалы, это те, у кого функции логики ЛИБО этики доминируют, а интуиция и сенсорика (но только одна из них) являются вспомогательными функциями мышления или дополняющими или зависимыми или ведомыми, так сказать на выбор. А иррационалы, это те, у кого доминируют функции в виде интуиции ЛИБО сенсорики, а логика и этика являются дополняющими. . Карл Юнг, который был последователем Фрейда и занимался поиском причин расстройства человеческой психики, выдвинул гипотезу, которая подтвердилось многочисленными исследованиями его и его последователей, о том, что доминирующие функции закладываются в глубоком детстве и впоследствии очень хорошо подлежат развитию, равно как и подавленные функции формируются в раннем детстве, но совершенно не подлежат развитию. Для того, чтобы человек мог компенсировать свои подавленные функции мышления, у него есть лишь единственный способ -это не развивать их, а кооперироваться с другими людьми, у которых эти же функции являются доминирующими. . В литературе написано, что рационалы и иррационалы являются враждующими группировками. На самом деле я пришел к выводу, что это не совсем так. Да рационалы и иррационалы раздражают друг друга, это я наблюдал многократно. Однако, ТВОРЧЕСТВО возникает только при взаимодействии рационалов и иррационалов. Поэтому правильная комбинация рационалов с иррационалами позволяет создать полноценный творческий коллектив, в котором будут присутствовать все функции мышления, в виде шестнадцати комбинаций функций информационного метаболизма, которые я приводил в прошлый раз… Такой коллектив называется творческий кластер, из которых можно выстраивать настоящие коллективные империи. Вероятно, что все успешные компания, должны иметь в основе такой кластер и скорее всего если он рассыпается, то разваливается и компания. . Итак, рационалы это те, у кого логика сенсорика будет доминирующими функциями мышления и, следовательно их функции мышления можно записать таким образом: логический -интуит, этический интуит, логический сенсорик, этический сенсорик. . Группа иррационалов будет состоять из: интуитивный логик, интуитивный этик, сенсорный логик, сенсорный этик. Если добавить сюда еще дихотомию экстраветность-интравертность, то таких типов мышления получиться всего шестнадцать. Следовательно, шестнадцать типов мышлений, которые назвали информационным метаболизмом, образуют шестнадцать интертипных отношений. *** На основе, вышеизложенной теории перейдем к анализу высказываний. Цитата: «Наконец логика – интуиция, это не противоположности. Это ваше мышление.» На основе вышеизложенной теории, логика интуиция это комбинация двух функций мышления из шестнадцати возможных комбинаций. Даже эти две функции могут уже четыре комбинации информационного метаболизма или информационные типы обмена между людьми. Приведем эти комбинации и сразу разобьем их на группы рационалов и иррационалов. Рациоанлы: Логико-интуитивный экстраверт Логико-интуитивный интроверт

Иррационалы: Интуитивно-логический экстраверт Интуитивно-логический интроверт . Однако, даже эти четыре типа мышления (информационного метаболизма) не смогут дать нам никакого представления о такой фигуре как Стив Джобс, который создал ряд революционных продуктов. Тип мышления (тип информационного метаболизма) Стива Джобса буду определять на основе данных из его биографии, написанной Уолтером Айзексоном, которую тот написал по заказу самого Джобса и с его слов. Также буду опираться на теорию, применяя определения функций мышления из теории. . По моему мнению Стив Джобс – сенсорно-этический экстраверт. Могу ошибаться, так что аргументированная критика приветствуется. Таким образом, Джобс – иррационал, потому что сенсорная функция у него ведущая. Если бы он был этико-сенсорным экстравертом, то он бы был рационалом. Но теория гласит, что устойчивыми генераторами идей являются все-таки иррационалы. Полным дуалом (взаимодополняющей противоположностью) для сенсорно-этического экстраверта на основе дихотомий, должен быть так же иррационал интуитивно-логический интроверт. Сразу напрашивается вывод, что Стив Возняк должен был быть таким, потому что первые зачатки будущих союзов образуются с дуалами. Однако согласно биографии Джобса, отношения Джобса с Возняком были всегда натянутые, из чего должно быть следствие, что Стив Возняк был рационал, но тем нее менее дополняющий Джобса по функциям мышления в противном случае Джобс бы не смог создать без начальной помощи Возняка даже первого компьютера. Таким образом Стив Возняк был логико-интуитивный интроверт. Но вернемся к Джобсу. Его ведущей или доминирующей функцией была сенсорика. Определение сенсорики гласит: {…экстравертная сенсорика, “волевая сенсорика” (пространство). Способность контролировать пространство и завоевывать сферу влияния. Целеустремленность, мобилизация, властность, дисциплинированность, воля к победе, отпор внешнему давлению и защита собственных интересов, силовое противостояние, умение оценить силу противника и его способность к сопротивлению. Амбициозность, авторитетность, авторитарность, стремление к лидерству.} Что вполне соответствует характеру Джобса описанному в биографии, а также из фильма «Джобс. Империя соблазна.» . Ведомой или вторичной функцией Джобса была этика. Приведем определение: {… экстравертная этика, “этика эмоций” (энергия). “Внутренняя энергетика” человека — его эмоции, а также умение распознавать душевное состояние других людей, умение воспроизводить эмоции (артистизм) и умение управлять чувствами других людей: смешить, вселять радость, энтузиазм, или наоборот — внушать страх, ужас, тревогу, панику.} Согласно биографии и фильму все это как будто списано с Джобса. *** Любая аргументированная критика моих доводов и умозаключений радостно приветствуется.

Можно ли улучшить интуицию?

Многим из нас трудно слушать интуицию. Мы все ослеплены рациональностью, поэтому нам трудно поверить во что-то, что не использует логику или какую-либо другую научную систему. Мы отталкиваем многие вещи, которые не кажутся простыми для объяснения. Именно поэтому нам так трудно использовать нашу интуицию.

Кроме того, отсутствие доверия к себе также блокирует способность мыслить интуитивно. Если у вас есть много сомнений относительно вашего субъективного опыта, все ваши интуиции будут заражены этим сомнением. Таким образом, вместо того, чтобы помочь вам найти правильный ответ (то есть интуицию), вы запутываетесь и скептически относитесь.

Лучший способ улучшить свою интуицию — позволить ей течь более свободно. Одна хорошая стратегия — это принять к сведению первое, что приходит на ум в любой ситуации. Убедитесь, что вы записали это, прежде чем ваши процессы рассуждения вступят во владение пусть это придет именно так, как вы это видите, как при автоматическом письме.

После этого вы можете просмотреть свои заметки и проверить, было ли ваше первоначальное впечатление верным. Если это имеет смысл и помогает вам правильно решить или понять ситуацию, тогда это интуиция. Разве это не похоже на увлекательное упражнение? Почему бы не попробовать?

Интуитивное мышление

Современная психология рассматривает интуитивные акты как часть дискурсивного или иного мышления в процессе решения творческих задач, рассматривая их как один из этапов творческого мышления (потом здесь может быть ссылка на будущую статью о творческом мышлении). Как сказал Герберт Саймон, один из основателей когнитивной психологии, «Интуиция – это не что иное, как узнавание». Развитие интуитивного мышления возможно, если полагать интуицию сконцентрированным бессознательным рассуждением, а не иррациональным процессом, если предположить, что она есть следствием сконцентрированного опыта.

Как помочь развитию интуитивного мышления?

• Становиться специалистом в какой-либо области: в этом случае мгновенные прогнозы будут основываться на опыте и давать реалистичные результаты.

• Развивать образное мышление: это хорошо помогает предсказывать поведение людей в той или иной ситуации.

• Учиться ставить себя на место другого, чтобы почувствовать себя «в чужой шкуре».

• Учиться расслабляться, снимать физическое напряжение, скованность, другими словами – учиться раскрепощённости.

• Учиться в своём воображении ощущать себя в теле другого человека.

• Знать невербальный язык тела и уметь им пользоваться.

• Уметь подстраиваться под человека, меняя своё поведение под собеседника с целью создания доверия, для лучшего контакта.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Фото: Ana Bernardo

Методы развития

Если ежедневно ставить перед собой конкретные задачи, то можно обязательно добиться их воплощения в реальность. Дискурсивное мышление необходимо стремиться развивать. Даже если вы являетесь приверженцем индивидуального интуитивного поиска, это не повод отказываться от логических умений. Тогда вы научитесь понимать других людей и самих себя без особенного напряжения. Любые сложные ситуации требуют ответственного подхода и дисциплинированного отношения. Развитие дискурсивного мышления невозможно без некоторых самоограничений. Требуется хорошо чувствовать ситуацию, знать, как лучше поступить в определенное время. Рассмотрим подробнее эффективные методы развития.

Интуитивное мышление и наука

Тема интуитивного мышления всегда приводила ко всем вмдам спекуляций. Но поскольку это так сильно связано с нашими эмоциями, не очень легко что-либо проверить по этому поводу.

Но наука взялась за эту проблему. Одной из основных программ, которая его изучает, является Лаборатория эволюции и поведения мозга (входит в состав Национального института психического здоровья в США), а ее нынешним директором является Пол Маклин.

Согласно их исследованиям, интуитивное мышление происходит из неокортекса. Это особая часть мозга, в которой есть элементы обоих полушарий. Хотя они не уверены, как именно это работает, они думают, что это как-то связано с мгновенной обработкой знаний, опыта и знаков вокруг вас. Конечным результатом этой обработки является правильная интерпретация реальности.

Определение интуитивного мышления

Данный вид мышления по большей части основан на интуиции. Связи рождаются практически мгновенно. Человек, не задумываясь, отвечает на вопрос, рассчитывая в основном на свои чувства. Интуитивное мышление считается одним из видов творческого мышления. Иногда кажется, что данный процесс происходит без участия логики, однако, это немного не так. Человек тоже выстраивает некие аналитические цепочки в своей голове, но это происходит молниеносно. Так как в данном случае им движет нечто понятийно-интуитивное. Но и это определенная форма рационального мышления.

Решение как будто появляется сверху. Кто-то называет это даром Божьим, кто-то считает, что такую способность можно развивать. Бесспорно одно – человек, владеющий способностью к интуитивному мышлению, должен обладать большим жизненным опытом и иметь солидный багаж знаний в совершенно разных областях. Поэтому даже если этого «дара» нет, его можно развить.

Анализ

Всякое логическое мышление подразумевает, что необходимо будет обнаружить имеющиеся закономерности между отдельными предметами или явлениями. Умение анализировать является очень важным и ценным в нашей обыденной жизни. Чтобы не ошибиться с окончательным выводом, не нужно торопиться как можно скорее прийти к определенному заключению.

Лучше постепенно присматриваться к ситуации, стараясь обнаружить связи между отдельными предметами. Как правило, ничто не существует отдельно, само по себе. Если мы постараемся, то всегда сможем найти то, что объединяет совершенно разные, на первый взгляд, явления.

Интуитивное мышление

Уже, исходя из названия данного типа, можно догадаться, что оно связано с интуицией человека. Можно решить, что человек с интуитивным типом мышления и вовсе не пытается думать логически. Он не желает упорядочить мыслительный процесс. Но на самом деле, это не совсем так. Субъект все-таки выстраивает какую-то мысленную цепочку. Но все это проходит для него настолько незаметно и быстро, что может показаться, будто человек вообще ни о чем не задумывался.

Если сравнивать интуитивное и рациональное мышление, то второе выглядит более надежным, так как в процессе него индивид старается сделать выводы, полагаясь на фактические знания. Но это на самом деле обманчивое впечатление. Потому что даже если кто-либо попытается выстроить логическую цепочку из суждений, нет гарантии того, что он не допустит ошибки в этом процессе.

В процессе интуитивного мышления человек рассматривает задачу комплексно, с разных сторон, используя для этого свои эмоции, предыдущий опыт и знания. В большинстве случаев эти действия остаются незаметными для людей, поэтому их кажется, что решение или вывод пришли откуда-то “сверху”.

Основные принципы

Их необходимо знать, чтобы понимать, как работает эта форма познания. Если человек не будет об этом задумываться, он не сможет прийти к удовлетворительному результату. Принципы дискурсивного мышления направлены на формирование понимания того, как люди принимают решения, на чем основывают свои выводы. Это очень важно для гармоничного восприятия действительности. Порой в жизни приходится решать множество задач одновременно, уделять внимание внезапным изменениям.

Дискурсивное

Мышление человека может иметь дискурсивный тип. Он в подавляющем большинстве случаев кажется людям более надежным. Но, как оказалось, надежность весьма иллюзорная. Здесь, в отличие от интуитивного мышления, человек приходит к умозаключению посредством перебора различных вариантов решения задачи.

Самым простым примером, с помощью которого можно объяснить этот тип — процесс собирания мозаики. Субъект находит необходимый кусочек, перебирая все возможные. По очереди он прикладывает пазл к картинке до той поры, пока не обнаружит искомый. Согласитесь, довольно сильно этот метод отличается от интуитивного мышления.Помимо этого, дискурсивный тип также делится на дедуктивный и индуктивный:

  • Дедукция — при таком методе трансформация одного суждения в другое осуществляется только посредством логического перехода. Нахождение между ними этой связи строго обязательно. Именно дедукцией пользовался известный Шерлок Холмс, герой романов Конан Дойла.
  • Индукция (или как еще его называют, метод наведения) — это логический вывод, полученный на основе перехода от частных случаев к общим.

Рациональный тип

Как уже говорилось ранее, он явно отличается от интуитивного мышления и даже образного. Потому что в данном случае человек переходит от одного суждения к другому, руководствуясь только правилами логики. При этом субъект абсолютно полностью абстрагируется от каких-либо чувств и эмоций в решении того или иного дела. Иногда такой тип могут называть логическим. И тот и другой вариант названия будут являться верными.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]