Как развить креативность и творческое мышление, ТОП-16 упражнений


Развитие креативности

Творческое мышление необходимо не только людям, чья профессия связана с искусством. Умение мыслить креативно и неординарно помогает человеку в решении повседневных проблем, позволяет чувствовать себя свободно, выйти из заезженных шаблонов, видеть возможности там, где другие видят недостатки. Как развить креативность и творческое мышление? Об этом статья.

Считается, у человека креативное мышление, если:

  • В его действиях или мышлении присутствует оригинальность. Он может создавать уникальное, принципиально новое. Он умеет искать новые возможности даже там, где, по мнению человека с обычным мышлением, их не может быть. Тест на креативность: нужно взять одну проблему и найти не менее 20 способов ее решения в течение 15 минут.
  • Есть гибкость, способность расширять свое восприятие, видеть уникальность в обычном. Уровни развития креативности у всех разные, но в целом эти качества должны быть.
  • Есть способность к генерированию разных точек зрения. Факторы и условия при этом значения не имеют.
  • Есть способность быстро переключаться с одной мысли на другую без ущерба качеству.

Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений


Тренажер креатива для взрослых

Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так и взрослым.

Ассоциации

Это упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова «попугай», «кресло», «фарш», «река».

Критерий №1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а река – нет.

Критерий №2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.

Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.

Более сложные варианты ассоциаций

  • Нужно составить список из 5 слов, а потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее.
  • Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом разделить их на два столбца по одному из признаков.
  • Составить оглавление будущей статьи из трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления. Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия преступления.

Вопросы

Метод вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все: опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:

  • Отчего именно так, а не по-другому? Поможет докопаться до сути, понять мотивацию.
  • Почему бы и нет? Помогает раскрыть запреты, ограничения на пороге к позитивному.
  • А если? Помогает расширить кругозор, уйти от избитых истин.

Максимум возможностей

Иногда, если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты исчезают в зародыше. Задача – снять этот барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а затем уже переходить к серьезным задачам.

  • Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
  • Найти 100 способов, как озаглавить текст.

Ментальные карты

Составление ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации. Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:

  • Взять чистые листы А4, разноцветные фломастеры и карандаши.
  • Бумагу положить горизонтально.
  • В центре нужно в виде какого-то знака изобразить волнующий вопрос.
  • Провести от этого знака лучи в виде линий. Лучей должно быть много, не менее 10.
  • На каждой линии написать основные способы решения, идеи.
  • К каждому лучу нужно добавить ассоциативные слова и понятия.
  • Оценить результат, попытаться найти новые взаимосвязи.
  • Проанализировать картину в целостности, соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения.
  • Ненужное зачеркнуть.

6 слов

Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.

Не игнорируйте абсурдные вещи

Абсурд был важной составляющей творчества людей в XIX и XX веках. Льюис Кэррол и Эдвард Лир использовали его в литературе, Монти Пайтон ставил абсурдные комические номера, дадаисты и сюрреалисты использовали абсурд для создания своих произведений искусства.

Упражнение: используйте визуальный язык, чтобы создать нечто абсурдное. Это должно задеть сторонних наблюдателей, спровоцировать их на какие‐либо действия, а ещё лучше — рассмешить.

Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений


Тренажер креатива у детей

Принцип работы с детьми: все должно быть ярко, интересно и в форме игры. У детей хорошая память, но они утомляются, когда становится скучно. Если будет интересно, дети вольются в игру с удовольствием и будут развиваться. Поскольку дети изначально более открыты, гибки, чем взрослые, то им раскрывать свой творческий потенциал будет намного проще.

На развитие фантазии

  • Нужно придумать вещь, которая не существует. Это может быть все, что угодно, вплоть до самых бредовых идей.
  • Посоветовать ребенку вообразить себя пилотом или капитаном судна. Что бы он делал в случае опасности?
  • Заставить малыша переместиться в какую-либо эпоху прошлого или будущего. Что там будет? Какая одежда, язык, интерьер, исторические события и предметы? Что бы он делал, например, если бы ему, чужаку, нужно было бы выжить в этой обстановке?

Метод ассоциаций

Посоветовать ребенку рассмотреть облака. А потом сказать вслух, на что они похожи. Возможно, ребенок увидит животных, лица, мимику или растения.

3 волшебных краски

Взять палитру красок и предложить ребенку выбрать три оттенка, которые, на его взгляд, сочетаются. Потом этими красками наугад заполнить чистую бумагу. В конце упражнения рассказать, на что похож размалеванный наугад лист.

Конструирование

Конструктор не нужен. Нужны круги, квадраты и другие фигуры из цветной бумаги. Дети из них будут складывать картины, фигурки, дома и все, что захотят.

Изобретатель

Нужно назвать два любых предмета, а потом помечтать, как их можно соединить с пользой. Например, из фонарика с ключами от замка можно придумать устройство, позволяющее открывать двери в темноте.

Дорисуй-ка

Нужно приготовить листы с недорисованными фигурками, растениями, предметами и попросить малыша их дорисовать.

Рисуем под музыку

Можно поставить ребенку что-то из классики и предложить закрыть глаза. А затем спросить, какие картины и ассоциации вызывает музыка. Потом попросить его нарисовать увиденное им.

Продолжи метафору

Это упражнение подойдет и для самых маленьких. Ребенку предстоит закончить сравнение по принципу ассоциаций. Например:

  • пищит пронзительно, как…
  • голодный, как…
  • умный, как…
  • надежный, как…
  • красный, как…

Слепи одну книгу с другой

Этот метод подойдет детям постарше. Нужно назвать наугад два разных по стилю и жанру произведения, а потом попросить ребенка «перебросить» героев из одной книги, в другую. Также можно менять ход события, «перебрасывать» сюжет из книги в книгу, что-то присочинить. При этом можно смешивать фэнтези и исторические романы, сказки и повести, героев XVIII века и героев современности.

Продолжи рассказ

Это упражнение можно выполнять группой. Ведущий начинает придумывать рассказ, затем прерывается на полуслове и выкрикивает первое слово, которое ему придет в голову.

Следующий участник продолжает рассказ, но именно с этого слова. После куска повествования он выкрикивает еще слово, постороннее для этого творения. Следующий участник вновь продолжает и так далее.

Делайте заметки

«Креативные люди — эксперты заметок», — пишет профессор Гай Клэкстон. У них лучше развит навык визуального мышления. В книге «Как найти идею» Инглдью советует замечать, собирать и использовать вещи, которые большинство людей даже не видят. Именно активное любопытство может показать, что на самом деле мир полон идей.

Упражнение: вы замечали, что тени иногда случайно образуют очертания букв или цифр? Новые формы можно увидеть, если наблюдать за игрой света и тени, движением стрелок на циферблате или просто за погодой. Спонтанные заметки помогают раскрыть суть вещей.

Советы в процессе тренинга


Советы в процессе тренинга

Для того, чтобы раскрытие творческого потенциала шло на автомате, и упражнения были более эффективными, нужно выполнять следующие пункты:

  • Уметь отказываться. То есть не хватать первую идею, а откладывать ее в сторону и следовать дальше за новыми вариантами.
  • Уметь отвлечься. То есть откладывать проблему в сторону, а потом, на свежие мысли, заниматься ей вновь.
  • Не бояться быть смешным. Любую, даже бредовую мысль нужно собирать бережно как возможную, хотя бы теоретически. Развитие креативности начинается с возможности поверить в невозможное. Достаточно вспомнить, что когда-то «летающие железные по небу птицы» считались признаком помешательства.
  • Принципиальный отказ от привычного, воспользовавшись девизом. «Это уже было. Что можете предложить еще?»
  • Хвалить себя даже за малые сподвижки. Это важно, поскольку удовлетворенный мозг становится «сговорчивее» и не боится оторваться от реального.

Для чего нужно развивать креативное мышление

Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.

Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций. Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день. Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.

Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие. Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Приятный бонус


Приятный бонус

Мозг тренированного человека позволяет ему не только проявлять сообразительность и быстро решать проблемы. У взрослых упражнения вырабатывают уравновешенность, выносливость, у натренированного человека улучшается настроение. Также появляется здоровая уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

У детей упражнения развивают память, смекалку, интерес к учебе и богатое воображение.

Как развить креативность и творческое мышление? Регулярно выполнять приведенный выше тренинг развития креативности и творческих способностей. Главное условие – регулярность. При этом можно тренироваться где угодно. Как только появится хоть минута времени: в транспорте, в пробке, в очереди к врачу, перед сном, или наоборот, рано утром. Все технологии и приемы действенны, их только нужно выполнять. Уже через месяц занятий будут заметны первые результаты, а через год натренированный человек кардинально поменяет жизнь в лучшую сторону.

Используйте проверенные решения в новой сфере деятельности

Готовый, успешный и проверенный временем шаблон может сработать в другой области. Часто это приводит к изобретению полезных вещей. Изобретатель Оуэн Макларен использовал систему для шасси самолётов, чтобы создать складную детскую коляску. Джеймс Дайсон применил систему для высасывания опилок на лесопилках при разработке домашнего пылесоса.

Оба изобретения стали привычными элементами быта, а появились благодаря применению старых знаний в новой области. Поэтому, если вы поймёте, что зашли в тупик и что ваша система не работает, попробуйте использовать что‐нибудь из другой сферы деятельности.

Упражнение: придумайте, как можно применить смены декораций в театре для оборудования вашего рабочего места.

Попробуйте интерпретировать

Идеи очень легко поддаются трансформации. Изменение формы или размера вещей может заставить думать в новых неожиданных направлениях. Одна идея рождает другую: таким образом можно почерпнуть много новых мыслей из творчества других людей.

Русский художник Василий Кандинский передавал классическую музыку визуальным языком. Он выбирал цвета для обозначения эмоций, которые вызывает музыка, и использовал их для создания картин.

Упражнение: передайте следующие слова, используя типографические символы как визуальный, а не лингвистический инструмент: «лень», «счастье», «громко», «мягко».

Создайте подходящие условия

Чтобы придумывать идеи быстро и регулярно, нужно понять, в каких условиях вам легче работать. Русский композитор Пётр Ильич Чайковский размышлял: «Если мы будем ждать настроения, не пытаясь вызвать его самостоятельно, мы быстро станем ленивыми и апатичными».

Упражнение: узнайте о том, как происходит творческий процесс у известных людей. Например, немецкий поэт Фридрих Шиллер говорил, что ему было легче работать, если он чувствовал запах гниющих яблок.

Меняйте контекст

Небольшое изменение обычных вещей может натолкнуть на новую идею. Её можно найти, изменив точку зрения на предмет или поменяв контекст, в котором он находится.

В 1917 году на выставке Общества независимых художников Марсель Дюшан представил свой экспонат «Фонтан». Это был писсуар, положенный плашмя: таким образом изменённый контекст стал элементом произведения искусства.

Упражнение: выделите что‐то незаметное. Например, сходите в магазин строительных материалов и найдите недорогой товар. Подумайте, как его можно использовать необычным способом.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]