Что такое рациональное мышление и как его развить в себе

Рациональное мышление — это стандартный психологический термин, отражающий наиболее абстрактный уровень человеческого мышления. По-другому его называют логическим мышлением. Какое понятие использовать — большой разницы нет, поскольку означают они одно и то же.

Этот способ интеллектуальной деятельности используется для установления логических связей и последовательностей. Позволяет воспринимать мир с точки зрения разума, критически относиться ко всему, находить слабые места в аргументации, нестандартно подходить к задачам Это только часть того, за что отвечает названный тип мыслительной активности.

Рациональное мышление развивается много позже прочих. Причем не автоматически, а под влиянием систематической деятельности. Чем более она целенаправлена, тем выше результаты. Развитие интеллектуальных способностей возможно в любом возрасте. Что касается рассматриваемого типа, наиболее эффективно он развивается как раз в зрелые годы. Начиная, примерно с 14-15 лет можно плотно заниматься тренировкой. Раньше нужно закладывать только базовые навыки и приемы.

Из чего же состоит рациональное мышление, как проверить степень его развития у себя, как сформировать стойкие умения мыслить логически?

Понятие рациональности

Перед тем как рассуждать о рациональном мышлении, сперва выясним, что значит рациональность в целом. Слово “рациональность” происходит от латинского термина ratio, что переводится как “разум”.

Принято считать, что наделенный этим качеством человек обладает умом, рассудительностью, логичностью, практичностью. Он эффективно и осмысленно решает задачи, не поддаваясь эмоциям и чувствам. Любую ситуацию рациональный человек может объяснить с логической точки зрения. Он уверен только в том, что может проверить и доказать на практике.

На основе этих знаний попробуем дать определение рациональному мышлению.

Рациональное мышление – это конструктивный мыслительный процесс, который построен на логических умозаключениях и направлен на принятие решений и достижение целей.

Простыми словами можно сказать, что это форма мышления, в основе которого лежит логика. Оно не подвластно эмоциям. Им руководит только разум.

Как правило, данный тип мыслительного процесса больше характерен для мужчин. Хотя в современном мире есть много женщин, которые занимают ответственные посты, ведут собственный бизнес и нередко обладают прекрасным рациональным мышлением.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Но если мужчины редко отступают от данного типа мышления, то женщины могут обращаться и к другим своим сторонам: интуиции, мечтательности. Стоит отметить, что именно эта способность женского ума иногда показывает эффективность в решении некоторых вопросов, поскольку не все можно решить одной лишь логикой.

Структуру логической интеллектуальной активности, как и мышления в целом, составляют такие формы рационального познания, как:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Подробно эти и другие термины я объясняю в статье о видах мышления.

Структура: из чего состоит мыслительный процесс?

Процесс обдумывания своих решений и построения дальнейшей деятельности относительно логики имеет определенную структуру, включающую элементы:

  1. Понятие – это наименование предмета или явления, с которым нам предстоит взаимодействовать или относительно которого необходимо вынести свое мнение. На данном этапе используется только указание названия предмета («дом», «сестра», «море» и пр.) или процесса («полет», «учеба», «разговор» и т.д.). Такая презентация понятия необходима как самой личности для дальнейшего анализа, так и возможным слушателям как обозначение проблемы.
  2. Суждение – это процесс связывания нескольких объектов, обозначенных в понятии, или же нахождение взаимосвязи между предметом и действием («птица летает», «сестра учится», «разговор на море» и пр.). Построение взаимосвязей обычно похоже на объяснение или расширение информации о предмете, что в итоге приводит к определенным выводам.
  3. Умозаключение – это выводы, полученные в ходе анализа и объединения суждений (например, построение умозаключения о том, благодаря чему летит птица или для чего учится сестра).

Это основы, использующиеся для решения задач любой сложности. Можно применять даже в ежедневной жизни, когда для улучшения ситуации необходимо отключить эмоции и сделать упор на логику. Подобное абстрагирование занимает много времени, требует тренировок для развития этого навыка. Но действовать так на автомате не всегда удается даже спустя годы практики, поскольку часто эмоциональная сторона оказывается сильнее.

Принципы рационального мышления

Можете ли вы назвать себя рациональным человеком? Ниже я приведу признаки, которые помогут вам сделать выводы о своем мышлении.

Итак, мыслить рационально – это:

  1. Думать о будущем больше, чем о прошлом. Рациональные мыслители заботятся о прогрессе и фокусируются на своих целях и задачах, а не на событиях давно минувших дней.
  2. Перед принятием решений отмечать за и против. Когда задумываешься о последствиях, приходится испытывать меньше беспокойства.
  3. Всегда спрашивать сначала о причинах. Рациональный человек не будет просто делать что-то. Он сначала спросит себя о том, для чего это ему нужно.
  4. Не позволять эмоциям брать верх над разумом. Эмоции могут затуманивать взгляд на очевидные вещи. При принятии важных решений рационалист будет руководствоваться трезвой оценкой.
  5. Строить планы и пошагово следовать им. Каждая задача, пусть даже самая простая, требует четкого плана действий. Рациональный человек тщательно прописывает цепочку достижения своих целей, определяет методы, расписывает дедлайны. С таким подходом решать задачи и добиваться прогресса становится проще.
  6. Уметь быстро находить и изучать новое. Рациональность позволяет без труда осваивать любые навыки, всего лишь уделив этому достаточно времени, концентрации и внимательно разобравшись во всех деталях. Такой человек знает, какими методами можно раздобыть ту или иную информацию. Ему не лень копаться в справочниках и спрашивать мнение у более опытных людей.
  7. Вести ежедневник. Это помогает оставаться организованным и не дает забыть о делах.
  8. Адекватно воспринимать и учитывать чужие замечания. Не нужно слепо верить мнению окружающих. Но в любом мнении или критике можно услышать здравое зерно и применить это на благо собственных целей.

История о Станиславе

Во времена моей работы в офисе я познакомилась с одним занимательным человеком. В соседнем кабинете работал прекрасный молодой человек – Станислав. О его достижениях у нас постоянно ходили легенды, причем не могу сказать, что истории были слишком преувеличенными. Станислав действительно всегда прекрасно справлялся со своей работой. Каждый раз, когда ему поручали проект, он сдавал его в кратчайшие сроки, а материал был проработан до мельчайших деталей. Нередко моему «чудо-коллеге» доверяли руководство командой (большие проекты требовали групповой работы).

Сказать, что он отлично управлял коллективом – ничего не сказать. Люди работали как один слаженный механизм, все понимали свои обязанности, успевали в сроки и умудрялись мирно сосуществовать друг с другом. А каково было мое удивление, когда я узнала, что помимо работы он успевает строить дом, воспитывать двух детей, лечить маму и в свободное время играть на нескольких музыкальных инструментах!

Пребывая в некотором шоке от такого удивительного коллеги, я решила выведать его секрет. Наблюдения со стороны не дали никаких результатов, поэтому я решила спросить напрямую, как ему удается так быстро и хорошо справляться со всеми делами. За чашкой кофе Станислав рассказал мне, что еще в университете он оттягивал сдачу проектов и курсовых на последний момент, из-за чего последние дни перед сессией ему казались сущим адом.

Он с ужасом вспоминал, как несколько ночей трудился над каким-то проектом, а преподаватель в результате отправил его на доработку, и ад продлился еще на неделю. Решив, что долго он так не продержится, Станислав понял, что нужно как-то менять себя и свое мышление. От очередного преподавателя, которому он в последний день сдавал работу, горе-студенту стало известно о структурном мышлении. Первое время ему было тяжело побороть силу привычки, но постепенно жизнь начала меняться. Учеба стала даваться Станиславу проще, а свободного времени становилось все больше. Поначалу мне с трудом верилось в его рассказ, но когда он начал подробно рассказывать о принципах работы структурного мышления, я и вправду поняла, что изменение мышления способно изменить всю нашу жизнь.

Исторический пример

В бытовом смысле рациональное мышление означает необходимость включить холодную голову, отойти от эмоциональных переживаний и проанализировать происходящее спокойно, глядя на все как бы со стороны. Сделать это бывает непросто. Особенно в критических ситуациях, когда чувства зашкаливают и мозг отказывается мыслить здраво.

Такую проблему осознавали с древнейших времен. Вспомним, к примеру, стоицизм – античную философию, возникшую в Афинах. Слово “стоик” у многих ассоциируется с непоколебимостью и твердостью, подобной скале. Данное учение как нельзя лучше описывает изречение из книги мыслей Марка Аврелия и Сенеки: “Стоик – это тот, кто стоит, хоть бы и рушилось все вокруг, и тот, кто выполняет свой долг до конца”.

Но такое качество стоика не является какой-то уникальной особенностью личности или характера. Способность не терять разум в самых тяжелых жизненных ситуациях можно в себе воспитывать и развивать. Приведу еще одно размышление великого римского императора.

Независимость и спокойствие перед игрой случая. Чтобы и на миг не глядеть ни на что, кроме разума, и всегда быть одинаковым: при острой боли или потеряв ребенка, или в долгой болезни.

Марк Аврелий.

Игра случая в данном контексте – это философское отношение к жизни. Ведь все происходящее вокруг нас есть не что иное, как цепь событий, судьба. И если что-то мы не в силах контролировать, то к чему переживания? Если мы можем взять под контроль самих себя и свое отношение к происходящему, не лучшим ли решением будет сохранить рациональное мышление и не поддаваться излишним эмоциям?

Из многих философских учений именно стоицизм больше всего приближен к реальной повседневной жизни. Он помогает обучиться принимать взвешенные решения даже в трудных ситуациях, что и является базой для рационального мышления.

Ошибки мышления

Перед тем как мы перейдем к ошибкам, в качестве предисловия я хотела бы упомянуть о фанфике “Гарри Поттер и методы рационального мышления”. Фанфик – это любительские сочинения по мотивам известных литературных произведений. С 2010 года и на протяжении 5 лет американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский публиковал в своем блоге фанфик по серии романов о Гарри Поттере.

Но при чем здесь книжный волшебник и тема нашей сегодняшней статьи? Интерес для нас представляет то, как герой произведения об альтернативной реальности Поттера выявляет ошибки мышления, используя свой поистине канонический рациональный мыслительный процесс.

Итак, теперь об ошибках. Узнаем, какие факторы мешают нам мыслить логически:

  1. Ошибка атрибуции. Это когда человек объясняет поступки и поведение других людей их личностными особенностями (характером), а свои личные поступки – внешними обстоятельствами. Если мы скверно себя ведем, то видим причину в усталости, цепочке неприятных событий, которые предшествовали этому и т. п. Почему же мы не делаем таких поблажек другим людям? Все дело в том, что мы не видим, какие события спровоцировали то или иное поведение другого человека, и нашему мозгу гораздо проще навешать ярлык и действовать по стереотипу. Мозг всегда выбирает ту мысль, которая требует меньше всего энергетических затрат.
  2. Ошибка планирования. Говорит о том, что человек чаще всего недооценивает время, которое потребуется для решения какой-то задачи. К примеру, когда вас спрашивают, к какому сроку будет готов проект, вы с большей вероятностью озвучите меньшее время, чем потребуется по факту. Причин несколько. Во-первых, человек обычно фокусируется на позитивном сценарии, нежели задумывается о потенциальных препятствиях. Во-вторых, он склонен принимать желаемое за действительное. И в-третьих, люди могут забывать о времени, которое они уже потратили на выполнение задачи в прошлом.
  3. Эгоцентрическое искажение. Выражается в том, что человек слишком переоценивает свою точку зрения, когда смотрит на события своей жизни или пытается поставить себя на место других людей. Поясню на примере. Вы совершили какой-то смущающий вас поступок и думаете, что окружающие будут вспоминать о нем еще долгие годы. По факту думать об этом будете только вы, мучаясь и испытывая стыд, а других людей заботят лишь они сами, ведь центром своего мира каждый является для себя сам.
  4. Эффект свидетеля. Он возникает при каких-либо чрезвычайных происшествиях. Исследования доказали, что получить постороннюю помощь при несчастном случае вероятнее всего, если рядом окажется один свидетель, нежели три, пять или даже целая толпа. Когда человек становится не единственным свидетелем, он всегда надеется, что пострадавшему поможет кто-то другой. А одиночный очевидец понимает, что только он может взять на себя эту роль.
  5. Самообман. Это попытка избавиться от когнитивного диссонанса, когда человек подстраивает реальную действительность под свое видение мира, т. е. под личные убеждения, представления. Или, к примеру, полностью отрицает то, что ему не нравится или не соответствует его мнению, отказываясь проверить это на практике.

Это сравнительно краткий список. Более подробно тему ошибок мышления мы раскрыли в другой нашей статье.

Парадоксы Зенона

Мир объяснить бытием нельзя, так как в бытии нет ни движения, ни множественности, которые вроде как есть в мире. Ученик Парменида — Зенон — решил показать, что множественности и движения нет и в мире, помощью парадоксов, пытался в рамках концепции Параменида мыслить вещи.

Парадокс летящей стрелы. Летящая стрела летит — следовательно, она движется. С другой стороны, летящая стрела существует — следовательно, она находится в некотором месте пространства. Определив это место, мы получим, что стрела неподвижна. (Иллюстрация — производная, не равная нулю.)

Парадокс бесконечно малого и бесконечно большого. Если существует множественность, то каждая вещь бесконечно мала и бесконечно велика одновременно. Действительно, в таком случае любую вещь можно разделить бесконечное число раз, и получится бесконечно большое количество бесконечно малых частей. Раз вещь состоит из бесконечно малых частей, то и сама она бесконечно мала, а раз вещь состоит из бесконечного числа частей, то она бесконечно велика. Таким образом, любая вещь бесконечно мала и бесконечно велика одновременно.

Современной науке приходится загонять эти противоречия под ковёр и брать их в ежовые рукавицы. (Иллюстрация — интеграл, расходящийся гармонический ряд.)

Зенон обнаружил парадоксы, получаемые, если пустить движение и множественность в храм строгой мысли. Но противоречия присущи самому бытию.

Что такое иррациональное мышление

Иррационализм происходит от латинского irrationalis и переводится как “бессознательный, неразумный”. Иррациональное мышление – это полная противоположность рациональному.

В широком смысле слова иррационализм означает отрицание или ограничение роли разума в постижении мира. Если рациональное мышление основано на логике, то его антипод базируется на чувствах, интуиции, эмоциях, вере, инстинктах.

Чтобы продемонстрировать примеры иррационального мышления, я приведу три его основные категории:

  1. Преувеличение. Это когда мы думаем что-то вроде: “Я им точно не понравился”, “Он заметил, что у меня низкая самооценка” и т. п.
  2. Сверхобобщение. Например: “Они не сдали этот экзамен, значит, я и подавно не справлюсь”, “В прошлый раз я забыл слова доклада, значит, в этот раз будет так же” и пр.
  3. Чтение мыслей. К примеру: “Я знаю, что ты думаешь обо мне” или “Она думает, что я невоспитанный” и т. п.

Все эти мысли не основаны ни на каких фактах. Это чисто восприятие человека или, если хотите, интуиция.

Итог

В конечном счете мы поняли, что мышление хоть и бывает разным, но каждое имеет свои плюсы и минусы. Рациональное мышление – это не панацея от всех проблем, но и жизнь, ведомая лишь эмоциями, несет в себе массу проблем. Рационализм – лед, иррационализм – огонь. Выбрав только первое, рискуешь стать «холодным» и заморозить «внутреннего себя». Если выбор пал только на огонь – сгоришь сам и обожжешь близких людей. Мудрое решение – научиться умело комбинировать эти формы или найти баланс.

Как научиться мыслить рационально

Становление основ рационального мышления у ребенка завершается примерно к 12 годам. Дальше необходима постоянная целенаправленная тренировка.

Есть несколько способов развить в себе логическую форму мышления:

  1. Решайте как можно больше интеллектуальных задач и головоломок.
  2. Оценивайте все прочитанное с критической точки зрения. В сети очень много иррациональных постов и статей с кучей ляпов и ошибок. Изучайте внимательно то, что читаете. Со временем вы сможете легко и быстро вычислять различные нелогичные вещи.
  3. Практикуйтесь в написании эссе. В качестве темы можно выбрать какое-нибудь литературное произведение либо новостное событие. Подробно излагайте мысли, приводите факты, аргументируйте свои выводы и высказывайте позицию.
  4. Изучайте материалы на тему логики. Могут подойти как простые университетские учебники, так и более сложные труды.
  5. Общайтесь на разные темы. Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдутся те, кто может поддержать любую дискуссию, обсудить прочитанное, разобраться в актуальных мировых новостях и т. п.
  6. Если перед вами стоит какая-либо задача, распишите подробно на бумаге по пунктам все нюансы, возможные пути решения, идеи, загвоздки, заметки и все, что придет в голову. Такой мозговой штурм поможет подробно изучить ситуацию и придумать новые решения.
  7. Всегда находите ответы на свои вопросы. Вспомнили о чем-то и стало интересно узнать об этом? Погуглите и утолите свою любознательность.
  8. Перед тем как принять какое-то решение, спросите себя о том, почему вы так думаете и действительно ли это ваша мысль, а не навязанная кем-то.
  9. Записывайте все свои странные или негативные мысли и пробуйте их анализировать с критической точки зрения.

Если интересно, рекомендую прочитать нашу статью о том, что такое аналитическое мышление и как его развить.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
  2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
  3. Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Плюсы и минусы

Несомненно, рациональное мышление обладает целым рядом достоинств. В частности:

  • позволяет адекватно реагировать на происходящие события и не жалеть о содеянном или сказанном сгоряча;
  • помогает принимать взвешенные решения без лишних эмоций, которые в определенных ситуациях просто мешают;
  • позволяет делать выводы, основанные на реальных фактах, а не на личных домыслах и чутье.

Вместе с тем у рациональности есть и свои недостатки. Главным образом это низкий уровень чувствования. У людей с преобладанием логического типа мышления могут возникать сложности с выражением эмоций и чувств, ведь они воспринимают окружающую действительность с позиции “не доказано – не существует”.

Но при таком подходе нельзя забывать, что рациональность – это не единственный способ понимания мира. Мы неслучайно наделены широким спектром разных чувств и ощущений, которые помогают решать такие жизненные вопросы, в которых логика может оказаться бессильной. Все художники, поэты, композиторы обладают именно иррациональным мышлением, которое помогает творить, фантазировать, воспроизводить образы из головы.

Можно сказать, что рациональный и иррациональный типы мышления – это две стороны одной медали. Для гармоничного восприятия мира и полноценного успеха нужно обладать навыками обоих типов.

Творчество. Интуиция

Психика человека выступает как постоянный процесс выработки новых форм чувственного, рационального и эйдетического познания. Психика как деятельность по выработке нового есть духовное творчество. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов духовного творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральный момент творчества — озарение, интуитивное схватывание нового.

Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть чувственным (созерцательным), рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство. Во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, обсуждение которой занимало видное место в философии Декарта, Спинозы, Лейбница. В третьем случае речь идет об эйдетической интуиции.

В философских течениях, которые обычно зачисляют по рубрике интуитивизма (Бергсон, Лосский), интуиция есть скорее данность, чем постижение непознанного. По Лосскому, мир есть органическое целое, поэтому между субъектом и объектом всегда есть гносеологическая координация, даже тогда, когда нет познания. Вместе с тем при характеристике интуиции как акта познания интуитивисты не склонны структурировать этот акт и чаще всего подчеркивают целостность интуиции. Фактически речь идет об эйдетической интуиции в ее нерасчлененном виде.

Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо, наоборот, в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного. Но творчество, интуиция детерминируются не только бессознательным, но и сознательным. Это ставит под сомнение отнесение интуиции исключительно к области бессознательного и иррационального (т. е. недоступного разуму).

Быстрое развитие всей сферы человеческого ставит задачу обучения творчеству. Науку по изучению творческой деятельности и методов обучения называют эвристикой . Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций — все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности. Интересно отметить, что эти способности могут быть усилены в процессе использования ЭВМ: когда построение системы правдоподобных моделей позволяет более эффективно вести поиск нового знания.

Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведется поиск нового, требующий мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Индуктивное рассуждение — перенос знания, полученного на основе исследования части явлений, на весь класс в целом — является эвристическим приемом. Рассуждение по аналогии также есть яркий пример эвристического рассуждения, не гарантирующего достижение истины, но вместе с тем не являющегося произвольным предположением. Математическое моделирование — это опять же эвристический прием.

Книги по теме рационального мышления

Если вы хотите развить в себе рациональность и логику, одной статьи по теме и нескольких упражнений может оказаться недостаточно. Для большего понимания рекомендую подборку книг:

  1. Дэвид Рок “Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок” (электронная версия на ЛитРес, бумажная версия на Лабиринт).
  2. Кейт Станович “Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей” (Лабиринт).
  3. Элиезер Юдковский “Гарри Поттер и методы рационального мышления” (приобрести бумажную версию книги можно на заказ через сайт копировального центра Реглет или через официальное сообщество во ВКонтакте).
  4. Ричард Нисбетт “Мозгоускорители” (ЛитРес).
  5. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт “Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем” (ЛитРес).
  6. Рюта Кавашима “Японская система развития интеллекта и памяти” (Лабиринт).
  7. Барбара Оакли “Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее” (ЛитРес).

Еще больше книг про мышление вы можете найти на блоге iklife.ru.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]