Психика развивается под влиянием познания и преобразования человеком окружающего его мира. На основании собственного опыта, успехов и ошибок, радостей и горя индивидуум создает для себя модель мира, которая становится центром его психической жизни. Когнитивные процессы формируют самый массивный блок в построении модели мира. Основные познавательные процессы — это ощущение и восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь.
Когнитивные или умственные процессы — что это такое
Когнитивные (познавательные, умственные) процессы обеспечивают возможность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств из внешней среды. Формирование внутренней картины мира, собственного опыта происходит по четкому алгоритму. Информация поступает в головной мозг, а затем проходит несколько стадий:
- обработки;
- фильтрации;
- интерпретации;
- систематизации.
Только после того, как информация систематизирована, она переходит в память и сохраняется там, становясь опытом.
Когнитивные процессы управляют действиями человека. Согласованная работа всех компонентов когнитивной сферы дает возможность адекватно воспринимать действительность, оценивать и реагировать на нее. Это позволяет человеку быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Познавательные процессы взаимодействуют между собой, но могут протекать и изолированно. Так, у людей с нарушением речи может быть хорошо развито умение воспринимать звуковые сигналы, а те, кто имеет проблемы с памятью, могут легко решать математические задачи.
За координированное взаимодействие когнитивных процессов в головном мозге отвечает префронтальная кора и передняя часть поясной извилины. Специальные тесты позволяют получить представление о функциональности и согласованности когнитивных процессов. Если они хорошо развиты, человек может:
- проявлять когнитивную гибкость — он легко адаптирует свое поведение и мышление к изменяющимся условиям среды и непредвиденным ситуациям;
- контролировать свои импульсивные и автоматические реакции;
- действовать рационально, опираясь на логическое мышление и внимание;
- контролировать привычные модели поведения, проверять, насколько они соответствуют сформированному ранее плану;
- прогнозировать события, выбирать правильные способы достижения поставленных целей;
- хранить и обрабатывать информацию, необходимую для решения сложных заданий;
- делать выбор, опираясь на уже имеющийся опыт и логику;
- делать логические выводы, если есть проблема, требующая решения.
Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология
Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.
Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.
Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие). Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).
Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.
Какие науки изучают познавательные процессы
Изучением когнитивных процессов занимаются несколько наук:
- психология (общая, возрастная, нейропсихология);
- психолингвистика;
- неврология;
- антропология.
Ученые стали проявлять особенно активный интерес к изучению познавательных процессов в 60 годах прошлого века. Изучение процессов познания продолжается и по сей день. Полученными знаниями о когнитивных процессах пользуются не только психологи, но и педагоги, социологи, маркетологи.
Виды когнитивных процессов
Когнитивная деятельность присуща всем живым существам. Базовые познавательные функции есть и у животных, и у человека. Более сложные процессы (речь, мышление, интеллект) — прерогатива человека.
О низших или базовых когнитивных процессах
Отражение действительности в ощущениях и восприятии характерно для людей и животных. Результатом отражения у людей становятся чувственные образы, которые очень отличаются по своему содержанию и функциям.
Образная сфера индивидуума развивается в исключительно в человеческих формах активности — в деятельности, общении, обучении. Она отражает:
- социальные условия жизни;
- предметы, созданные человеком;
- природу, на которую человек активно влияет.
Животные воссоздают в своих образах только биологически значимые условия существования. Чувственное отражение для них — это высшая форма ориентирования в мире. Для человека же чувственное отражение играет роль первого и самого низшего уровня познания, которое происходит в воображении и мышлении.
Ощущение и восприятие
Ощущение возникает в ответ на воздействие на органы чувств стимулов из внешней среды. Внешние раздражители (звук, свет, холод/тепло, другие) улавливаются рецепторами, информация о них передается в головной мозг. Там она преобразуется так, чтобы человек имел возможность ориентироваться в мире.
Ощущения отражают общие свойства раздражителей, особенно, если эти свойства проявляются в конкретном предмете. Качество ощущений зависит от раздражителей и общего состояния психики и нервной системы человека, имеющейся у него установки, склонности к внушению. Интенсивность ощущений зависит от силы действия раздражителей, а также о физического состояния организма и пространственно-временных условий восприятия.
Внимание
Окружающая среда постоянно влияет на органы чувств человека, но не все раздражители отражаются одинаково отчетливо. Так, увлекшись делом, рабочий не замечает происходящего вокруг него — в цеху работают другие люди, грохочут механизмы. Из того, что находится в поле его зрения, что-то воспринимается четко, а другое отступает на задний план и детализируется только по необходимости.
В этом примере показано, как протекает когнитивный процесс (внимание). Он заключается в прицельной сосредоточенности сознания на объектах и обеспечивает их четкое отражение.
Память
Все, что человек отражает при помощи процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается и сохраняется в мозге, формируя индивидуальный опыт. При необходимости этот опыт используется для дальнейшей деятельности.
Память — это ряд психических процессов, в результате которых информация не только воспринимается, перерабатывается, структурируется и сохраняется, но и в нужный момент становится доступной (вспоминается). Формируется память благодаря способности мозга формировать временные нервные связи, закреплять и восстанавливать следы более ранних впечатлений.
Процессы сложные и высшие
Эта категория процессов присуща только человеку. В кластер высших познавательных функций входят те, которые происходят опосредованно и произвольно — интеллект, речь, мышление.
Интеллект (ум)
Под понятием “интеллект” имеется в виду комплекс способностей, необходимых для решения проблемных ситуаций. Интеллект формируется за счет осмысления и слияния всех приобретенных человеком знаний в единый блок.
Существует несколько теорий, объясняющих понятие “интеллект”. Сегодня особенно популярна концепция множественного интеллекта, автором которой стал Говард Гарднер. Ученый считает, что человек обладает разными видами интеллекта, которые он использует в разных жизненных ситуациях.
Гарднер выделяет такие виды интеллекта:
- лингвистический, вербальный;
- внутри- и межличностный;
- экзистенциальный
- логико-математический;
- музыкальный, пространственно-визуальный;
- кинестетический.
Современные ученые акцентируют внимание также на необходимости развития эмоционального интеллекта. Он необходим для успешной коммуникации и адаптации в социуме.
Мышление
Мышление — процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком явлений и предметов объективной реальности с их существенными особенностями, связями и отношениями. Это один из ведущих когнитивных процессов, самая высокая ступень познания.
Мышление позволяет человеку не только отражать и понимать то, что он воспринимает через органы чувств, но и скрытое от непосредственного чувственного восприятия. Например, человек не может чувствовать радиоактивное излучение, размер планеты, скорость движения света и другое.
Мышление происходит через мыслительные операции — действия с объектами, отображаемые в представления, понятиях, фразах. Они формируются “в уме” через речь. Человек не взаимодействует с предметами непосредственно, не меняет их расположение в пространстве и строение, он делает это мысленно.
Основные мыслительные операции:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- абстрагирование;
- обобщение.
Классификационные характеристики | Виды мышления |
Форма | научно-действенное научно-образное словесно-логическое |
Характер решаемых задач | теоретическое практическое |
Уровень обобщения | эмпирическое теоретическое |
Степень развернутости | дискурсивное интуитивное |
Адекватность отражения реальной действительности | реалистичное аутичное |
Степень новизны и оригинальности | репродуктивное продуктивное (творческое) |
Влияние на эмоциональную сферу | патогенное саногенное |
Речь
Речь — важнейший когнитивный процесс, которым обладают только люди. Благодаря способности общаться при помощи речи постоянно обогащает представление о внешнем мире в сознании человека. Психология рассматривает речь, как форму коммуникации и один их механизмов мышления.
Речь человека развивается в течение всей его жизни. Умение общаться тоже улучшается, если регулярно практиковаться. Нарушения речи могут препятствовать общению.
Когнитивные искажения (диссонанс)
Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.
Это состояние, при котором возникают противоречия:
- знаний;
- мнений;
- убеждений.
Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.
Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.
Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:
- несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
- несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
- несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
- поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
- логическое несоответствие фактов.
Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.
Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.
Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.
Функциональная схема познавательного процесса
Схема когнитивного процесса состоит из нескольких блоков. Они связаны между собой потоками информации. В схеме когнитивного процесса присутствуют автоматические функции и интеллектуальные.
Основные блоки схемы когнитивного процесса:
- Рецепторы — зона первичного анализа информации;
- Память — содержит задания и сенсорную информацию, участвует в когнитивных процессах;
- Репрезентативный — зона синтеза восприятия, знаний и образов. Репрезентация формируется ситуативно, автоматически и неосознанно. Для формирования репрезентаций используется содержимое памяти и системы знаний.
Способность формировать репрезентации — врожденная. В течение жизни она может совершенствоваться.
Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии
Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.
Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.
Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.
Когнитивные процессы в учебной деятельности
Множество теорий обучения признают важность когнитивных процессов. Во время учебы все познавательные процессы максимально задействованы. Чтобы получить от учебы необходимый результат, приходится прилагать усилия и время.
Познавательные процессы при обучении чтению
Для чтения человеку необходимо знать буквы и звуки, быть сосредоточенным, помнить и понимать слова, которые он читает. Важно также соотнести прочитанное с уже имеющимся опытом.
В зависимости от задачи, которую ставит перед собой читающий, он может по-разному обрабатывать информацию. Например, когда он читает роман, чтобы приятно провести время или готовится по учебнику к экзамену.
Познавательные процессы при письме
При написании текста задействованы те же когнитивные процессы, что и в случае с чтением. Пишущему человеку необходимо сохранять сосредоточенность, игнорировать посторонние раздражители, следить за разборчивостью букв, орфографией и пунктуацией.
Перед тем как приступить к письму, необходимо составить план текста, продумать содержание так, чтобы читатели его поняли.
Способы улучшения когнитивных процессов
Когнитивные способности можно развить в любом возрасте. В этом помогут несложные рекомендации.
- Следите за здоровьем. Общее самочувствие и состояние нервной системы напрямую связаны с качеством познавательных процессов. Производительность снижается, если человек ведет нездоровый образ жизни, страдает недосыпанием. Патологии сердечно-сосудистой, нервной системы и другие проблемы со здоровьем могут также привести к снижению умственных способностей.
- Используйте тренажеры для мозга. Специальные компьютерные программы, логические задачи, головоломки — все это развивает когнитивные способности. В сети можно найти тренажеры с интересными заданиями, предназначенные для развития внимания, памяти, восприятия, речи у детей и взрослых.
- Акцентируйте внимание на успехах. Это необходимо, чтобы крепить самооценку и заметить прогресс на пути к поставленной цели. Даже, если вы замечаете собственные слабые стороны и промахи, важно верить в собственные силы и продолжать самосовершенствование.
- Мыслите критически. Привычка подвергать сомнению информацию, искать подтверждение в авторитетных источниках помогает стать самостоятельным и повысить уровень компетентности. Критическое мышление помогает глубоко размышлять, определять взаимосвязь между событиями и фактами, анализировать их.
- Много читайте. Чтение активизирует множество когнитивных процессов, доставляет удовольствие, служит источником новых знаний. Чтение — это несложный и приятный способ развить концентрацию внимания, память, речь и воображение.
- Занимайтесь творчеством. Сочиняйте истории, рисуйте, лепите, танцуйте и пойте. Каким бы творчеством вы ни занимались, оно развивает познавательные способности. Творчество улучшает концентрацию, умение находить решение в нестандартных ситуациях, расслабляться, расширяет кругозор и развивает интеллект.
- Концентрируйтесь на одном деле. Старайтесь избегать мультизадачности. Стремление к выполнению сразу нескольких дел снижает продуктивность, создает большую нагрузку на мозг, приводит к быстрому утомлению. Мультизадачность не предполагает концентрации на одном деле, из-за этого страдает качество выполняемых действий.
Когнитивные процессы участвуют в отражении и превращении информации из внешней среды, формируют опыт, собственную картину мира. В любом возрасте можно развивать и совершенствовать когнитивные процессы.
Ирина Шербул