Как объяснить состояние аффекта и чем оно опасно: определение и примеры, помощь

Обновлено 23 июля 2022 757 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть такое состояние психики человека, которое называется аффект. Наступает он не часто и не у всех, но уж если наступил, то человек перестает быть самим собой.

Чаще всего это слово употребляется в составе фразы «состояние аффекта», о котором говорят, когда пытают объяснить состояние человека совершившего противоправные действия.

Но что это за аффект такой? И почему его наличие может освободить от ответственности даже по очень тяжким преступлениям.

Что такое состояние аффекта – механизм

Значение слова аффект произошло от латинского affectus. Означает сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями (Большой словарь психологических терминов Мещеряков Б., Зинченко В.).

Понятие состояния аффекта тесно связано с физиологическими процессами, происходящими в организме человека. Самое первое, что происходит с человеком – это мощнейший выброс гормона адреналина. На уровне вегетативных (внутренних) реакций учащается пульс, дыхание становится более поверхностным, повышается уровень артериального давления, могут возникнуть спазмы сосудов или нарушиться координация движений.

Люди, пережившие состояние аффекта, затем отмечают у себя обострение хронических или наследственных заболеваний, состояние моральной и физической истощенности.

Аффект в психологии

Состояние аффекта в психологии – это сильное, но кратковременное эмоциональное переживание. Наступает оно после действия серьезного раздражителя извне. Это состояние появляется против воли человека, он не в состоянии его контролировать.

Характеризуется определение суженным сознанием, при котором может наступить патологическая реакция (реакции, не свойственные в обычной жизни: жестокость, насилие, грубость).

Часто состояние аффекта мобилизует психические и физические ресурсы человека, но индивид не может в полной мере осознавать свои действия.

Аффект в уголовном праве

В состоянии аффекта, согласно уголовному праву, человек практически лишается возможности трезво мыслить, поэтому человек не может в полной мере отвечать за свои поступки.

Выделяют физиологический и патологический эффекты.

Физиологический аффект сравнивают с резко возникающим и очень сильным душевным волнением. Психика полностью дезорганизуется, человек теряет над собой контроль. Главная особенность физиологического аффекта – внезапность возникновения.

Аффект обычно исчисляется несколькими секундами, быстро достигает своего высшего предела, поэтому люди, которые утверждают, что находились в состоянии аффекта 10-20 минут, ошибаются. Значит, они находились не в состоянии аффекта, а, например, в сильном гневе.

Патологический аффект характеризуется кратковременным болезненным психическим расстройством. Часто из-за патологического эффекта может случиться глубокое помрачение сознания.

Это состояние является довольно редким, даже исключительным случаем в судебной практике. Часто для установления, был ли подозреваемый в состоянии аффекта, назначают специальную психолого-психиатрическую экспертизу.

Состояние аффекта как-то влияет на наказание?

Если было доказано, что человек совершил преступление или противоправные действия в состоянии аффекта, то наказание для него существенно снижается.

Значение слова аффект

(лат.)— противоположность спокойствию духа, обозначает всякую, вызванную чувством, приостановку или затруднение в обыкновснном, нормальном течении представлений. Таким образом, А. лишает человека спокойной рассудительности мышления и воли. Обыкновенно поводами аффектов служат сильные и внезапные впечатления, под влиянием которых потрясается и внезапно изменяется душевное состояние человека. Впечатления эти весьма разнообразны, как по роду, так и по степени нарушения, которое ими производится в нашем внутреннем мире. Старая психология, со своей теорией отдельных душевных способностей, относила А. к области чувствований, а страсти — к области воли; разделение это теперь оставлено вместе с самой теорией самостоятельных душевных способностей. Однако, следует отличать А. от страстей: первые обыкновенно возникают внезапно и, быстро достигнув своего высшего напряжения, столь же быстро исчезают, уступив место реакции; вторые отличаются большей продолжительностью и постоянством, развиваются и нарастают часто весьма медленно, но, раз овладев душевным состоянием человека, только с большим трудом могут быть подавлены. Степени А. весьма различны. В высшем напряжении они действуют ошеломляя, иногда даже причиняя смерть, как, напр., испуг от радости или страха. Чувства, вызываемые А., могут быть как приятными, так и неприятными или даже одновременно и радостными и печальными, как, напр., при удивлении. По отношению к способу потрясения душевного спокойствия, А. могут быть разделены на эксцитирующие, или возбуждающие, как гнев, месть, радость, и угнетающие, как скорбь, печаль и т. д. При близкой связи, существующей между духовными и телесными состояниями, потрясение, обнаруживающееся в А., переходит и на тело, что доказывается испытываемым в этих случаях чувством облегчения или стеснения, румянцем от стыда, бледностью при гневе и т. д.; тело же, наоборот, противодействует продолжительности А. При высших степенях А., сама природа позаботилась о средствах разрешения А., напр., слезами или смехом. Нет никакого основания утверждать, что только человек подвержен аффектам, так как и у животных обнаруживаются подобные явления; однако, только человек, в силу своего высшего духовного развития, способен подавлять в себе и укрощать А.

В уголовном праве вопрос о влиянии и значении А. представляется весьма спорным как со стороны теоретической, так и практической. Преступление есть продукт не только одних внешних обстоятельств, но и характера, темперамента человека, результат отсутствия в нем привычек к правомерной жизни; борьба с этими внутренними элементами преступления составляет один из моментов наказания. Там, где противозаконная деятельность является продуктом психического расстройства, наказание заменяется лечением, надзором, роль тюрьмы исполняют больница, убежища. Но безнаказанность деяний, учиненных в аффекте, в порыве страсти, не может быть допущена. Иначе пришлось бы открыть свободный путь всякой необузданности, животным инстинктам и отказаться от охраны государства, общественного порядка и спокойствия. Но, с другой стороны, А., как внезапные, порывистые возбуждения организма, сопровождаются целым рядом не только телесных, но и психических изменений, причем последние не остаются без влияния на вменяемость (см. это сл.). Человек под влиянием А. или охватывается всецело одной идеей, одним желанием, теряет всякую возможность оценки побуждений, возможность борьбы и выбора; иногда даже само восприятие впечатлений, благодаря А., получает фантастический характер; или же наоборот, жизнь психическая притупляется, настроение принимает характер подавленности, поступки становятся бессознательными и безотчетными. Очевидно, что при таких условиях вменяемость и ответственность существовать не могут. Поэтому необходимо принять то начало, что если обыкновенные, так сказать, физиологические А., не устраняют вменяемости, а могут только повлиять на меру ответственности, то А., переходящие грань обычного нервного возбуждения и получающие характер патологический (болезненный), устраняют вменяемость подобно преходящему безумию. Наше действующее законодательство (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями) не указывает в числе состояний невменяемости на А., так что, в случае учинения деяния в патологическом А., не соединенном с душевной болезнью, суд может освободить подсудимого только одним способом — ответив отрицательно на общий вопрос о виновности. Относительно же влияния А. физиологического на степень ответственности существуют особые постановления в ст. 134 п. 5 Улож. о наказ. и в ст. 13 п. 2. Мир. Уст. В обоих этих случаях закон указывает только на одну группу аффектов — на сильное раздражение (по Уложению о наказ.), при том условии, чтобы этот А. был вызван обидами, оскорблениями или иными поступками лица, коему виновный сделал или покусился сделать зло, а по Мир. Уст., если А. произошел не от вины самого подсудимого. Более значения придает аффектам особенная часть Улож. о наказ., в большинстве личных преступлений, напр., при убийстве, при оставлении без помощи (см. это сл.). По новому проекту уголовного уложения патологические А. подходят под общее понятие причин, устраняющих вменяемость. Ср. Н. С. Таганцев, «Лекции по pyccкому уголовному праву» (С.-Петербург, 1888); Лион, «А. и страсти» («Арх. суд. медиц.», 1868 г., №№ 1 — 3); Слонимский «Умоисступление, как причина невменяемости» («Суд. Вестн.», 1873 г., №№ 1 — 3); Сикорский «О душевных состояниях при аффектах» («Сборн. по суд. медиц.», 1875 г.).

Признаки аффективного поведения

Основными показателями состояния аффекта являются:

  1. Неорганизованная двигательная активность (человек может дергаться, гримасничать, совершать неестественные движения).
  2. Необоснованное поведение.
  3. Внезапные и обычно неуместные для человека состояния.
  4. Ощущение истощения на уровне психики и физиологии.
  5. Эмоции крайне буйного, взрывного характера.
  6. Неосознанные действия, которые невозможно контролировать.
  7. Быстрое наступление и такое же быстрое прекращение.

Состояние аффекта – примеры

Есть много примеров действий, где человек находился в состоянии аффекта:

  1. Муж пришел домой и застал жену в постели с любовником. В состоянии аффекта он убивает любовника (или неверную партнершу).
  2. Хрупкую девушку невысокого роста оскорбил крупного и спортивного телосложения мужчина. Девушка набросилась на него и нанесла ему очень серьезные увечья.
  3. Отец при пожаре выбил металлическую дверь с одного удара, так как за дверью находился его ребенок и нуждался в помощи.
  4. Солдат бросается под пули, чтобы не дать погибнуть своему товарищу.
  5. Человек, не умеющий плавать, с высоты прыгает в ледяной водоем, чтобы спасти тонущего ребенка.

А вам приходилось лично наблюдать или испытывать состояние аффекта? Расскажите о своем опыте в комментариях.

Аффект — это…

В переводе с латинского языка слово «аффект» означает душевное волнение или страсть, возникающие, как реакция на травмирующее, угрожающее событие, где личность не видит нужный вариант решения.

Если говорить просто, то аффект – это кратковременное помутнение сознания, сопровождаемое сильными эмоциональными переживаниями, органическими изменениями и хаотичной двигательной активностью.

Находящегося в этом состоянии, можно сравнить со зверем, метающимся в клетке. Человек теряет контроль над собой – волевую и мыслительную функции, поэтому впоследствии не помнит того, что с ним происходило.

«Противоправные действия были совершены в состоянии аффекта, поэтому суд оправдал обвиняемого» – эту фразу часто говорят в кино.

В уголовном праве многих стран состояние аффекта является «уважительной причиной» для того, чтобы снять обвинения даже в убийстве, так как человек на момент преступления будто не принадлежит сам себе.

Неосознанные действия под влиянием сильных эмоций (как правило, негативных) не могут расцениваться, как умышленные, поэтому и спроса с индивида практически нет.

Важно отметить, что эмоции в обычном понимании (радость, страх, грусть) и аффект – это разные вещи. Первые воспринимаются индивидом, как «я», своим проявлением. Второе субъективно воспринимается, как «нечто, что от меня не зависит».

Чем опасны такие состояния

Аффект не всегда несет угрозу для окружающих, а вот самой личности, испытывавшей его, может нанести относительный или даже серьезный ущерб. В состоянии аффекта человек может пострадать физически (разбиться, пораниться, сломать себе что-нибудь). Нередко такое состояние приводит к смерти. Например, как в случае, когда солдат пытается прикрыть собой от пуль товарища.

Также из-за вспышек аффекта и беспокойства может пострадать психика человека. Чаще всего это выражается в виде расстройств:

  1. Биполярное аффективное расстройство (чередование эмоциональных подъемов и спадов).
  2. Депрессия или депрессивные эпизоды разной степени тяжести.
  3. Хроническое расстройство настроения.
  4. Различные тревожные расстройства.
  5. Фобии, которые связаны с взаимодействием с социумом (страх выступать на публике, страх перед общением с незнакомыми людьми).
  6. Агорафобия (страх покидать жилище, если рядом нет кого-то из близких).
  7. Развитие ипохондрии (человек начинает испытывать необходимость в постоянных походах к врачу, ему кажется, что у него что-то болит).
  8. Стрессовые расстройства.

Последствием аффекта всегда является эмоциональное истощение и падение уровня личностной продуктивности, разбитое нестабильное состояние.


Иллюстрация: Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011, стр. 393

АФФЕКТИВНОСТЬ

Психопатология требует резкого разграничения между процессами познания и душевными побуждениями Слово «чувство» обозначает двоякого рода процессы и поэтому легко приводит к недоразумениям, так как многие ощущения получают наименование чувств. Точно также и „интеллектуальные чувства» Наловского являются процессами познания. Голод, жажда, боль и т. д. представляют собой смешанные процессы; они заключают в себе ощущение и относящееся к нему или, иначе говоря, вызванное им чувство. Другие физические ощущения, как, например, ощущения напряжения наших мышц имеют еще и другое отношение к чувствам, так как они не только оказывают вторичное влиянии на чувства, но и управляются ими и составляют, следовательно, непосредственно часть симптоматологии аффектов. Ограниченную таким образом группу функций мы называем аффективностью.

Только аффективность в тесном смысле оказывает как в здоровом, так и в болезненном состоянии общеизвестное влияние на физические функции (слезы, сердечная деятельность, дыхание и т. д.), равно как и на торможение и на выявление мыслей. Вообще она является движущим элементом наших действий. Реакцию на изолированное впечатление органа чувств она распространяет на весь организм и на всю психику, устраняет противоположные тенденции и придает, таким образом, реакции определенный объем и силу. Она обусловливает единство действия всех наших нервных и психических органов. Кроме того, она усиливает реакцию также и во временном отношении, придавая определенному направлению действия длительность, выходящую за пределы первичного возбуждения. Она является причиной множества расщеплений и преобразований нашего Я, некоторых форм бреда и т. д.

Аффективность обнаруживает известную самостоятельность по отношению к интеллектуальным процессам, так как аффекты могут переноситься с одного процесса на другой и так как разные люди столь различно реагируют на одни и те же интеллектуальные процессы, невозможно установить какую бы то ни было норму для аффективности. Точно также и развитие аффективности протекает у ребенка совершенно независимо от развития интеллекта.

Поэтому должны существовать различные типы в зависимости от характера реакции на процессы, имеющие резкую эмоциональную окраску. От этой особенности индивида зависит, станет ли он истериком или параноиком или же заболеет другой формой, которая считается в настоящее время функциональной.

Внимание представляет собой одно из проявлений аффективности. Оно руководит ассоциациями в такой же мере, как и чувства, и вне аффектов не проявляется. В патологии оно претерпевает такие же изменения, как и чувства.

У ребенка чувства могут, как это легко заметить, настолько заменить разум, что результат аффективного проявления и торможения ассоциаций равнозначен результату сложных логических операций. Это — так называемое инстинктивное реагирование.

В патологии аффективные анормальности выступают на первый план во всей картине болезни. При органических психозах аффективность отнюдь не притупляется, как это часто утверждали. Наоборот, у органиков аффективная реакция облегчена (по сравнению С нормальными людьми). Притупление же является лишь кажущимся, вторичным, в нем отражается притупление интеллекта. Если больной не может больше создать сложную идею или же полностью понять ее, то от него, естественно, нельзя ожидать соответствующей эмоциональной реакции.

То же самое относится и к алкоголикам; у эпилептиков аффективность тоже сохраняется, но вместо лабильности, наступающей при органических заболеваниях, она обнаруживает большую устойчивость.

У олигофренов мы встречаем всевозможные вариации аффективности, как и у здоровых людей, но только в еще более широких границах. При dementia praecox аффекты определенным образом подавлены, однако, проявления их могут быть еще доказаны.

Голотимное влияние общей установки настроения следует отличать (особенно в патологии) от кататимного влияния аффективной окраски отдельных представлений. Голотимное происхождение имеют, например, бредовые идеи маниакальных больных, меланхоликов; кататимными являются бред преследования и большинство невротических симптомов. Каждый здоровый и больной человек может в зависимости от ситуации обнаруживать голотимную или кататимную реакцию, причем склонность к тому или другому типу реакции может как угодно варьировать в своей силе, совершенно независимо одна от другой. В норме оба эти предрасположения выражены умеренно; у шизоида или циклоида одно из них представляется особенно сильным, у шизопата или циклопата одно из этих предрасположений усиливается вплоть до болезненного состояния, у шизофреника или маниакально-депрессивного больного одно из них повышено до психотического состояния. По Кречмеру этим психическим типам соответствуют определенные физические конституции.

Аффективность представляет собой одну из сторон наших влечений и инстинктов (эргий). Переживания, соответствующие влечениям, связаны с удовольствием (с внутренней точки зрения); переживания, стоящие в противоречии с влечениями, обозначают субъективно неудовольствие.

Важные для психологии глубин механизмы, как вытеснение, передвигание, перенесение и т. д. представляются само собой понятными аффективными механизмами; однако, с нашей точки зрения некоторые второстепенные представления Фрейда, как, например, цензура, должны трактоваться несколько иначе.

ВНУШЕНИЕ

Внушаемость является одной из сторон эффективности. Внушение и эффективность оказывают одинаковое действие на психику и на организм. Поскольку мы можем судить, они действуют также одними и теми же путями.

При примитивных соотношениях (у животных) могут быть внушаемы почти одни только аффекты. Внушаемость, как и эффективность, проявляется у детей раньше, нежели интеллект.

Внушение оказывает на совокупность индивидов такое же влияние, как и аффект на отдельное лицо: оно обусловливает единство и продолжительность действия; оно создает коллективный аффект. Чем больше эмоциональная ценность какой-либо идеи, тем она заразительнее. Внушаемость совокупности индивидов, по многим основаниям, больше, чем внушаемость отдельного лица.

Все, что описывается, как действие самовнушения, может быть столь же правильно описано и как действие эффективности.

Отношение внушаемости и эффективности к вниманию одинаково (равно, как и к болевому ощущению).

ПАРАНОЙЯ

До сих пор не удалось установить происхождения паранойи из патологической аффективной установки. В частности, недоверчивость, которая должна лежать в основе паранойи, не является аффектом. К тому же она встречается не при всех формах паранойи.

При паранойе вообще ни установлено общего, и первичного расстройства настроения. Скоропреходящие или длительные признаки маниакальных или депрессивных расстройств настроения встречаются при паранойе (как и у здоровых людей), но они являются не основой болезни, а лишь моментами, придающими картине определенную окраску. Ясно выступающие при этом болезненные аффекты являются вторичными следствиями бредовых идей.

Точно также при паранойе нет общего нарушения восприятия или апперцепции или общего изменения образов воспоминания. Наличность гипертрофии Я отнюдь не установлена при паранойе, как постоянный симптом.

То, что обозначают, как гипертрофию Я и как эгоцентрический характер, является отчасти следствием того обстоятельства, что при паранойе на первый план в психике всегда выступает аффективно окрашенный комплекс представлений. Поэтому у параноиков, равно как и у нормальных людей, обнаруживающих в силу каких-либо аффективных оснований или в силу констелляции установку на определенные идеи — повседневные, а также и менее обычные события вступают в ассоциативную связь преимущественно с этим комплексом. Поскольку многое, что не имеет никакого отношения к больному, приводится им в ложную связь с комплексом, постольку из этого возникает бред отношения. Поскольку все аффективно окрашенные комплексы имеют ближайшее отношение к Я, последнее оказывается выдвинутым на первый план; определение «гипертрофированное Я» отнюдь не является подходящим для этого процесса. Кроме того, у каждого параноика имеются стремления или желания, выходящие за пределы его возможностей; точно также и это не может еще быть обозначено, как гипертрофия Я.

Более тщательное исследование возникновения бредовых идей показывает, что под влиянием хронического аффекта (аффекта, связанного с данным комплексом) возникают заблуждения с помощью того же самого механизма, что и у здорового человека, находящегося в возбужденном состоянии. Патологический момент заключается в том, что эти заблуждения не могут быть корригированы и что они втягивают в свой круг новые переживания.

Предпосылкой для такой установки являются аффекты, которые обладают большой выключающей силой и весьма значительной устойчивостью в смысле сопротивления логическим функциям. Таким образом, ассоциации, соответствующие аффектам, становятся чрезмерно сильными и выявляются в течение долгого времени, ассоциации же, противоречащие аффектам, тормозятся, и дело доходит до логической слабости; но прежде всего благодаря этому возникает неправильное применение к собственной личности всего, что происходит в окружающей обстановке, возникают иллюзии памяти, которые осуществляют в бреде величия желания эйфорически настроенных больных; тех же больных, которые находятся в нормальном или депрессивном настроении, которые как-то чувствуют свою недостаточность для достижения поставленных перед собой целей, эти иллюзии памяти компенсируют (после того, как аффекты вытесняют из сознания невыносимое представление о собственной слабости) тем, что они переносят в бреде преследования причину неудачи во внешний мир; в борьбе с последним больной должен не понижать свою самооценку, а, наоборот, как борец за свое право, он может ее повысить. Ракоподобное распространение и неизлечимость бреда обусловливаются продолжающимся конфликтом между желанием и действительностью.

Что при бреде преследования должны иметь место другие соотношения, чем при бреде величия, явствует из того, что возникновение его происходит не непосредственно.

Предрасположение к созданию параноидного бреда находится в какой-то связи с шизоидней или шизофренией.

Некоторые, не часто встречающиеся формы бредовых построений при легких и остановившихся в своем развитии случаях шизофрении не могут еще быть клинически отграничены от паранойи. В остальном мы имеем основание предположить, что при шизофрении всегда имеет место анатомический процесс, которого нет при паранойе.

Формы так называемой паранойи (как, например, парафрения), которые не соответствуют Крепелиновскому понятию о паранойе (включая сутяжную форму), не могут быть в настоящее время ни безусловно отнесены к шизофреническому кругу, ни полностью отделены от него.

Виды аффекта

Наряду с патологическим и физиологическим аффектом существует еще одна классификация, по которой аффективное переживание бывает классическим и аккумулятивным.

Во время классического аффекта, произошедшего после противоречивого действия, человека одолевают бурные эмоциональные переживания. Состояние отличается кратковременным протеканием.

Аккумулятивный аффект не возникает неожиданно и вдруг. Он связан с тем, что человек долгие дни или даже месяцы накапливает негативные эмоции, стресс и переживания, а потом взрывается. В моменте аккумулятивный аффект происходит тоже быстро, длительностью выражается лишь «подготовка» к нему.

Для кого характерен аккумулятивный эффект?

Аккумулятивный аффект и его стадии характерны для людей робких, закрытых, которые по разным причинам не хотят или не могут выражать свои эмоции.

Фазы аффекта

Если человек испытывает сильное душевное волнение, которое перерастает в аффект, то в своем состоянии он проходит 3 стадии.

Стадия аффекта.Что происходит.
До наступления аффекта.Сознание человека сохраняется, но начинаются заметные изменения. Логика постепенно отходит на второй план, эмоции берут верх.
Аффективный взрыв.Обычно при проживании этого состояния у человека включается один из двух режимов – или бежать, или бить. Преобладает сильная природная сущность.
Состояние после аффекта.Человек ощущает бессилие, хочет спать, не способен ни на какую активную деятельность. Он не склонен демонстрировать какие-либо яркие эмоции.

Аффекты в психологии и фазы их протекания

В психологии аффект – это интенсивные переживания, приводящие психику в сильнейшее возбуждение, возникающее в момент, когда личность не может удовлетворить особо важную потребность. Такая нужда может носить как биологический, так и социальный характер.

Например, инстинкт самосохранения – это природный механизм (биологический). Он «работает» одинаково у всех людей: если вам будет угрожать смертельная опасность (человек движется на вас с ножом), то ради своего выживания ваш организм – тело и психика – задействует всевозможные ресурсы.

В такой ситуации у человека открываются несвойственные ему «доселе» способности – он бежит быстрее самого крутого спринтера или дерется с обидчиком, как лучший в мире мастер по боевым искусствам. После спада аффекта эти способности исчезают, как будто их никогда и не было.

Течение аффекта делится на 3 стадии:

  1. Доаффективная – сознание еще сохранно, но наблюдаются нарушения в восприятии своих переживаний и происходящего. Постепенно эмоции выходят на передний план, логика теряется.
  2. Аффективный взрыв – сопровождается всеми явлениями, описанными в главе «Признаки». Обычно пик переживания сопровождается одной из двух бессознательных реакций: бей или беги.
  3. Постаффектная – человек чувствует себя «выжатым, как лимон», хочет спать. Отсутствуют любые эмоции и физические силы.

В состоянии аффекта личность теряет контроль, а это значит, что все его «надо», «должен», «обязан» растворяются, обнажая природную сущность.

Социальные нормы и правила уходят на задний план, и индивид делает то, что никогда бы не позволили себе в обычном умонастроении: может ударить, оскорбить и даже убить, если того будут требовать обстоятельства.

Как помогать при состоянии

При переживании состояния аффекта человек нуждается в помощи.

Психотерапия

Помощь при аффективности обязательно включает в себя купирование симптомов при помощи медикаментозной терапии, психотерапевтическую помощь и помощь в дальнейшей социальной адаптации. Все эти действия совершаются специалистами (психиатр, психотерапевт, другой медицинский персонал).

Можно ли помочь себе самостоятельно

В некоторых случаях человек может помочь себе сам. Особенно это нужно людям, которые не вполне осознают и не проживают полностью свои эмоции. При возникновении напряжения им следует:

  1. Взять небольшую паузу и постараться осознать собственные эмоции. В этом человеку помогут вопросы «Какое чувство я сейчас переживаю», «Что со мной происходит?».
  2. Если есть затруднения с называнием собственного чувства, стоит обратиться к 7 базовым эмоциям и выбрать из списка наиболее подходящую. 7 базовых эмоций: стыд, вина, страх, гнев, печаль, радость, удивление.
  3. Когда чувство будет выбрано, постараться понять, кому извне оно адресовано. Ответ «себе» не подходит, так как любая эмоция имеет свой объект.
  4. Постараться понять, какая потребность не была удовлетворена, чего сейчас по-настоящему хочется (признание, внимание, любовь, безопасность, власть, самореализация). Если возникло негативное чувство, то есть неудовлетворенная потребность. Эти процессы всегда взаимосвязаны.
  5. Когда эмоция была осознана, то нужно ее реализовать или направить тому объекту, которому она должна была быть адресована. Например, сказать человеку: «Своими словами/действиями, ты меня обидел/оскорбил/испугал».

Конечно, невозможно застраховать себя от несчастных случаев, тяжелых жизненных ситуаций и чрезвычайных происшествий, но можно научиться выражать свои эмоции и защитить себя от аффекта, который может возникнуть в быту.

.

Если человек испытывает серьезные трудности с осознанием и проживанием эмоций, стоит начать вести дневник и учиться осознанности. Дневник поможет структурировать свои достижения и вовремя скорректировать промахи.

Благодарим за прочтение статьи. Делитесь своими мыслями и опытом по поводу нахождения в состоянии аффекта. Случалось ли вам наблюдать такое? А испытывать? Делайте репосты статьи в социальных сетях и сохраняйте ее, чтобы не потерять и возвращаться к ней по мере необходимости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]