Очевидно, что учат этому далеко не везде. Как минимум, делают акцент не на этом навыке, а на отдельных методах и дисциплинах. Хотя, для занятий последними, да и для принятия решений на работе и в быту, базовая «ментальная гигиена» точно не повредит. Поговорим о ней в нашем материале и обсудим «матчасть», гибкую «оптику» и вспомогательные инструменты.
Фотография: Roman Bilik. Источник: Unsplash.com
Как начать думать?
Вы думаете, что я родился думающим?
Я совсем недавно научился работать головой, раньше я просто не знал, что у меня есть клад и золотая жила — это мой ум.
Скорее всего ты тоже этого не знаешь.
Сейчас передо мной россыпь вариантов действия. У меня есть свобода выбора. Я научился видеть больше вариантов событий, больше идей, чем раньше.
Да, придется немного подкорректировать свой образ жизни. Ты не будешь лидером и душой компании пока прокачиваешь свой мозг. Ты станешь белой вороной, сама себе на уме. Ты не будешь общаться с людьми, которые засоряют мозги другим людям.
Ты начнешь избегать всех. И искать таких же.
Тебе будут скучны праздности других.
Если у тебя уже есть такое состояние, то ты по адресу. Если еще нет и ты просто получила эту статью по почте или решила прочесть от делать нечего, то вероятно у тебя появится новая пища для размышления…
Вступление
Ты не думаешь своей башкой. ТЫ! Зато твоей головой могут думать другие люди. Не знали? Кто-то умеет это делать и держу пари, что это не ты…
Она у тебя болтается на плечах, крутится во все стороны, а внутри пусто, как в холодной комнате, из которой давно выехал потерявший всякий смысл хозяин.
Эй, для чего тебе голова?
Для чего?
К примеру, мы все думаем, что мы думаем. Но если мы хорошенько подумаем, то поймем, что мы не думаем совсем.
Мы часто списываем успехи других людей на их таланты, удачу или что-то еще. А может они просто научились использовать свои мозги?
Кто умеет думать, то владеет миром. Тот работает на результат. Это не просто слова — это факт. И это не случайность и не сильный ген. Это достижимо даже такому лентяю, как ты!
В книге «Взрыв мышления» я описывал этот процесс. Что часто люди путают думать с мыслить. Если интересно — почитайте.
Так вот. Если ты начнешь думать, то у тебя вдруг что-то пойдет так как надо. Попрет результат из щелей твоей жизни.
Ну, я, если честно, не хочу вам расписывать плюсы того, что иногда нужно думать, чтобы …
Все таки не для обезьян пишу, а для здравомыслящих людей. Которые заинтересовались этой статьей… Этим блогом… Своим развитием…
Признаки догматического зомбирования чужим мнением
Все частично живут в «зомби мире». С самого рождения нам прививали определенные понятия. Если пытаться выйти из «системы» или нарушить ее, может последовать масса недопонимания и протестов.
К «зомбированию» относится:
- — слепое «поедание» информации извне, не имея собственного мнения.
- — ежедневное «существование», «выживание», «волочение», «барахтанье» без определенных целей, планов.
- — «жизнь в клетке» — чувство несвободы, уйма обязанностей, рабство у собственной жизни.
- — отсутствие чувства счастья и полета.
Часто люди в повседневной жизни увязают в рутине и огромном количестве житейских проблем.
Поэтому на себя, свои желания и мечты не остается времени. А если и хочется делать то, что нравится, то все откладывается далеко на потом.
Когда станет легче, когда будет больше свободного времени, тогда и подумают, как приблизится к гармонии и счастью.
Реальность такова, что легче не станет никогда, с таким настроем, таким мышлением и таким образом жизни.
Как заставить себя думать?
Если у тебя в голове стоит с изящно — выгнутой спинкой знак вопроса после слов — как ЗАСТАВИТЬ себя думать? Именно ЗАСТАВИТЬ!
То это круто. Круто, что ты хочешь себя заставлять работать головой. Ментальный и интеллектуальный кайф! Аплодирую тебе сидя!
Эээ, к примеру, верблюд не может себя заставить думать. И жираф тоже не может. И некоторые люди не могут. Они даже не могут задать себе такой вопрос. У них есть миллиард других, но не эффективных вопросов…
Оглянись вокруг своей оси.
Видишь таких людей?
Я знаю, что видишь. Я знаю, что много…
Поэтому вопрос как заставить СЕБЯ думать — является эффективным для эффективных людей. А неэффективные об этом не задумываются.
И кстати, обычно идет целая закономерная цепочка мозговых событий.
- Сначала вопрос — как заставить СЕБЯ думать.
- Потом — как заставить ЕГО (или ЕЕ) думать.
- Далее — как заставить думать ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?
Чувствуете, как один вопрос в жизни провоцирует развитие других?
Часто владельцы крупного бизнеса, большие начальники, которые уже многого добились, но понимают, что им мало одного мозга. Они начинают думать — как использовать чужие мозги? Как использовать коллективный мозг.
А кто-то даже не может о своем мозге позаботиться… Не про тебя ли я? Или ты думаешь, что твои четверки в школе — это охуенный жизненный результат?
Ну, и это является классной манипуляцией. Ведь ты можешь заставить думать другого о чем угодно, о чем выгодно в первую очередь тебе.
Итог
Критическое мышление можно сравнить с судебным процессом. Судья не может вынести приговор только потому, что подсудимый ему нравится или нет. Он должен увидеть доказательства и улики, выслушать свидетелей, взвесить аргументы адвоката и прокурора. И только потом может вынести свой беспристрастный вердикт. Если судья выслушает только одну сторону и сразу примет решение, это явно бракованный судья, согласны?
Мое знакомство с критическим мышлением произошло еще в школе. Мой учитель по истории Евгений Викторович считал, что понимание материала важнее простого заучивания имен и дат. Поэтому каждый его урок был похож на дискуссию. Мы озвучивали свои предположения по поводу действий разный князей и королей. Потом Евгений Викторович говорил нам, как они поступили на самом деле, и мы снова обсуждали их решения и последствия. Было жутко интересно, скажу я вам. Сегодня методы критического мышления применяются в западных учебных заведениях.
Эта статья далась мне тяжело. Я собрал столько материала, что никак не мог уместить его в формат легкой статьи для блога. Пришлось откинуть несколько нравившихся мне вариантов и неоднократно переписывать конечный результат. Даже успел попутно написать несколько других статей: о перфекционизме, фрустрации, зоне комфорта, запоминании информации и пробуждении без будильника.
Изначально я планировал рассказать, что такое критическое мышление, на примере плоскоземельцев. Но в итоге решил написать о плоской Земле в отдельной статье. Чтобы не пропустить — подпишитесь на обновления блога, так вы получите анонс новой записи на почту.
До новых встреч! Ваш Александр Горохов
Несколько фишек, чтобы думать, которые используют успешные люди
Полное отключение от всех дел и сосредоточение только на своей проблеме.
Останься наедине с собой, выруби телефон и начни думать. Думать так, чтобы параллельно не начать мыслить о том, что нужно еще сделать важный звонок или что-то нужно купить вечером на ужин.
Если какие-то мысли лезут и мешают сосредоточиться — ты не думаешь. Ты делаешь вид.
Только в контексте своей проблемы.
- Как решить проблему?
- Как быстрее прийти к цели?
- Как дальше жить?
- Как получить прибыль?
- Не слишком ли мелкие цели я ставлю?
- Где найти дополнительных клиентов?
- Как сделать так, чтобы клиенты сами меня искали?
- Каким я буду через 10 лет?
- Что нужно сделать, чтобы добиться своего.
- Что? Что! Что, черт возьми мне нужно сделать?
Разгоняй свой мозг. Учи его думать!
Кому-то лучше сидеть, кому-то ходить по кабинету или комнате (как мне), или вы можете даже заниматься каким-то делом неосознанно и при этом активно думать.
Думать несколько дней.
Возьми выходной или неделю отпуска.
Закройся на все замки дома или уезжай в какое-то тихое место, где никто не будет беспокоить твое бренное тело и твою грешную душу.
Твоя задача сделать эти дни — днями думания.
Так делает один из самых богатых людей в мире. Билл Гейтс.
Он уезжает на несколько дней, оставляет за себя своих заместителей. Уезжает от родных, от бизнеса, от коллег. Несколько дней думает и приезжает с новым решением. Решением, которое стоит несколько миллионов долларов.
У меня есть подруга, которая снимает номер в отеле на сутки каждый последний день месяца и всегда выходит через сутки с исписанным ежедневником и кучей безумных и интересных идей. Либо готовым решением.
Почему бы и нам так не делать?
Дело в том, что в этой ситуации, ты себя самостоятельно загоняешь в рамки, начинаешь заставлять себя думать.
Ну, нужно быть полным идиотом, уехав в тихое место или снять отель на сутки для того, чтобы подумать и вместо этого просидеть в социальных сетях. Хотя мир полон идиотов. Чем большинство и занимаются — не думают!
Думать в движении.
У каждого свой комфорт для мозга.
Ты можешь выйти на пробежку и думать во время бега. Например, когда мне нужно успокоиться и принять важное решение или что-то придумать, я делаю это на бегу.
Если я бегу марафон, то мне приходят десятки изумительных идей, которые делают меня богаче, сильнее, успешнее.
Можешь просто прогуляться и подумать.
Сходить в любимое кафе, заказать чайник, смотреть в окно и не размышлять о вечном, давая опухшему от отдыха мозгу отдых, а думать.
В чем наш пробел
Современные российские школьники мало чем отличаются от своих европейских ровесников: они не умеют читать географические карты, с трудом связывают разные события в одну логическую цепочку и не умеют правильно задавать вопросы. По словам Людмилы Петровны, преподавателя Ассоциации репетиторов, часто виной тому — российская школьная программа, которая не предполагает развитие навыка критического мышления:
- «Школа должна заниматься развитием критического мышления обязательно, чтобы научить детей ориентироваться в окружающей жизни. Но детей этому не учат: школьники больше концентрируются на заучивании, потому что того требуют учителя. Что касается самой программы, то такая задача — научить школьников критическому мышлению — не заложена однозначно. Это кстати мало отличается от старой советской системы».
Старая советская система, в свою очередь, в принципе не предполагала развитие критического мышления. Основная задача у нее стояла другая: формирование советского гражданина, поддержание его коммунистических взглядов и веры в обязательное торжество социалистической системы. Соответственно все развитие сферы образования отвечало этой идеологической установке.
- После Октябрьской революции основным препятствием формирования советского гражданина была безграмотность.
- Победив безграмотность, в 30-40-ые годы государство уже делало упор на воспитание профессиональных рабочих кадров и на создание технических училищ.
- После Второй мировой войны главным вызовом было восстановление экономики и производства, и параллельно с этим — переквалификация военных.
- А в начале 80-х основной целью стало повышение качества образования для повышения конкурентоспособности страны на мировом уровне. Среди прочего — начальную школу продлили до 4 классов, ввели преподавание информатики и “основ производства и выбора профессии”, а первое сентября официально назвали “Днем Знаний”.
- Отход от идеологии и переход к светскому характеру образования произошел только после распада СССР и с принятием в начале 90-х закона “Об образовании”.
Конвейерный дух образования соответственно сказывался на школьной программе и на навыках, которые она развивала. Так, в своем комментарии социально-культурному проекту “Последние 30” научный руководитель Института образовательной политики “Эврика” Александр Адамский отмечает:
- «Из-за замкнутости страны образование было предназначено для внутреннего потребленя. А правила экономики, политики, культуры, социальной сферы в СССР были четко сформулированы и менялись очень медленно. Поэтому школа воспитывала инженерный тип мышления — дали тебе алгоритм, заучи и работай по нему».
Придумывайте себе упражнения
На вопрос, как научиться думать самому, существует масса и других ответов. Подключайте фантазию и придумывайте для себя задания, которые помогут совершенно по-новому воспринять обычные вещи и ситуации. Например, специалисты советуют каждый раз добираться на работу новыми путями, заходить в другие магазины, заменять свои обиходные фразы на новые, необычные для вас. Улучшает умственные способности изучение иностранного языка и чтение книг. Старайтесь периодически менять формат привычных для вас фильмов и музыки – вводите в свою жизнь новое.
Не верьте сразу всему, что вам говорят. Исследуйте вопрос сами, расспросите тех, кто знает об этом больше и тогда, располагая достаточным количеством фактов, делайте свои выводы. Это может отнять некоторое количество сил и времени, но точно прибавит мудрости и опыта. Всегда старайтесь иметь собственное, основанное на фактах, мнение.