Составляющие общения и его разновидности
Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.
К ним относятся:
- цель,
- средства,
- субъекты (участники взаимодействия),
- тип связи между субъектами,
- стиль,
- тактика,
- техники, методы,
- результат.
В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:
- эмоциональное – обмен эмоциями;
- когнитивное – обмен знаниями;
- деятельностное – обмен навыками и умениями;
- мотивационное – обмен желаниями и целями;
- материальное – обмен предметами или продуктами.
Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.
Психология делового взаимодействия
В профессиональной среде принято придерживаться этикета, общих норм морали и нравственности.
Деловое общение основано на таких нравственных нормах:
- честность;
- порядочность;
- справедливость;
- ответственность.
Но в понятие делового общения включается и психологический аспект межличностных отношений. Они могут быть не только нейтрально-дружественными, но и иметь характер жесткой конкуренции и борьбы.
Деловое общение – это не только умение хорошо говорить, выглядеть и вести дела, но и умение выстраивать межличностные отношения.
По средствам общение может быть:
3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Уровни общения:
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
Функции общения :
1) инструментальная функция
характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;
2) интегративная функция
раскрывает общение как средство объединения людей;
3) самовыражение — функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;
4) трансляционная функция
выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
Средства общения
– способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.
вербальные
(общение осуществляется посредством речи)
невербальные
(жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)
Основные правила
- Пунктуальность – проявление уважительного отношения к партнерам. Для соблюдения пунктуальности деловые люди используют планирование.
- Немногословность. Не следует говорить лишнего. Это касается как общения на тему решения конкретной задачи, так и личной жизни сотрудников, коллег, партнеров.
- Уважение к коллегам, партнерам. В деловом общении нет места любопытству, эгоизму, нетерпимости. Необходимо уважать мнение собеседника, каким бы неправильным оно вам не казалось.
- Использование правильного языка. Умение вести беседу, заинтересовывать в процессе общения.
- Умение четко формулировать цель беседы, разговора, переговоров и пр.
- Сохранение самообладания, контроля над чувствами, эмоциями. Спокойное общение без грубостей, даже если собеседник ведет себя неподобающим для делового человека образом.
- Необходимо придерживаться делового стиля одежды. Дресс-код влияет на особенности и итог делового общения.
- Отсутствие ненужных жестов при встрече. Кроме рукопожатия, никаким другим образом не нужно прикасаться к собеседнику.
Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса
Информационной стороне общения, т. е
передаче и получению информации, сотрудники правоохранительных органов придают особое значение, о чем свидетельствует тот факт, что 2/3 опрошенных практических работников, а также курсантов и слушателей Московского университета МВД России на вопрос о том, что они понимают под общением, отметили важность информационного обмена. Значимость оперативной информации трудно переоценить. Актуальным является информационный обмен и для следователя, и для оперуполномоченного, и для работника любого подразделения полиции, которые в процессе служебной деятельности устанавливают причины и обстоятельства правонарушений, мотивы преступной деятельности, решают практические, воспитательные задачи и многие другие
В процессе деятельности люди обмениваются различными представлениями, интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем, каждый стремится быть правильно понятым, желая получить от партнера определенное подтверждение, отклик на переданную ему информацию. Процесс передачи информации от одного партнера другому (или другим) — не односторонний, это всегда отношения общающихся, где очень важную роль приобретает элемент «обратной связи».
В схеме «Кто» — коммуникатор, т. е. человек, направляющий информацию; «Что» — содержание, сама информация; «Кому» — партнер по общению, принимающий информацию; «Эффект» показывает результативность общения, как поняли коммуникатора, сигналит ему об обратной связи. Однако для того, чтобы эта схема «работала», необходимо использование партнерами единых инструментов общения: системы знаков, понимания ситуаций и т. п.
В сущности Код + Контакт — это инструменты общения, средства передачи информации. Код состоит из знаков (символов) и языков. Знаки бывают различные — генетические, химические, тепловые, дорожные и т. п. Человеческие знаки имеют предельно абстрактную природу, носят конвенциональный характер. Система знаков организуется в языки: вербальный язык (звуковой, словесный) мимический язык, интонации, топомимический (жестов), письменный и т. д. Для эффективности общения зачастую используется несколько знаковых систем параллельно, этим способом достигается надежность передачи информации. Неубедительная игра актеров на сцене говорит о неправильном использовании, например, вербального и мимического языка.
Научение знакам (и языкам) происходит в первые годы жизни человека. Известны феноменальные случаи владения 12 языками. Чем шире словесный запас человека, тем больше его мыслительные и понятийные способности. Контекст — это поле значения слова. В разном тексте (и в различной интонации) одно и то же слово может менять свой смысл. В зависимости от социальной сферы и психологических особенностей человека отмечаются различия в уровне и формах его общения, полноте и глубине взаимопонимания с другими людьми. В любой конкретной ситуации общения мы всегда что-то узнаем от партнера и что-то сообщаем ему. Содержание конкретной коммуникации может быть очень различным: приказ начальника, призыв мыть руки перед едой, допрос обвиняемого, беседа со свидетелями, потерпевшими и т. п. Что бы это ни было — это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.
Понятие общения. Составные элементы общения
Мы живём в обществе и связаны с ним тысячами нитей. Любые отношения в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские – это, в конечном счёте, отношения конкретных людей или групп. Человек и как отдельный индивид, и как родовое, общественное существо не может жить, не общаясь с другими людьми.
Каждый из нас хочет добиться каких-то успехов. Однако успех в большой степени зависит от способов общения с другими, будь это речевое, неречевое общение или поведенческое.
Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Эти «другие» — родственники, друзья, знакомые, коллеги, компаньоны, конкуренты, противники, просто случайные люди — выступают для него, в зависимости от обстоятельств, и как условие (средство) достижения им своих целей, и как сама цель; в последнем случае человек стремится к контакту с себе подобными независимо от соображений утилитарной полезности. Общение, таким образом, есть способ человеческого существования вообще и чем совершеннее этот способ, т.е., чем выше уровень, культура общения, тем больше возможностей у общающихся успешно решать свои жизненные задачи и получать настоящее удовлетворение от процесса общения как такового.
Навыки общения усваиваются человеком, прежде всего естественным путём из практики самого общения. До недавнего времени этот путь формирования культуры общения был для большинства людей в основном достаточным. Сейчас такого сказать уже нельзя. Осложнение жизни современного человека требует активного подключения к процессу, о котором идёт речь, различных форм специального обучения общению и закрепления его в поведении. Именно по этому пути идут в послевоенные годы в развитых странах мира — США, Японии, Англии, Франции, ФРГ и др. «Человеческие отношения» (т.е. общение) постоянно находятся там в поле зрения не только специалистов-исследователей (социологов, психологов), но и практических работников в сфере воспитания и образования, организации бизнеса и т.п. Культура общения прививается через учебный процесс в общеобразовательной школе и специальных учебных заведениях, а также через различные кружки, курсы, лектории, передачи по радио и телевидению.
Где и когда нас профессионально учат общению? Учат ли общению будущих продавцов или, скажем, медсестер? А будущих должностных лиц или общественных деятелей, которые поведут прием трудящихся и будут беседовать с ними по разным, часто жизненно важным вопросам?
Вне культуры общения расстраивается взаимодействие людей, их производственная деятельность, их повседневный быт. Сейчас в стране идет прекрасный, долгожданный, но для некоторых мучительно трудный процесс демократизации нашего общества. Мы учимся жить в условиях демократии. А демократия — это еще и интеллигентность, взаимоуважение. Это должно проявляться во всем: в спорах, в отстаивании собственного мнения, в умении внимательно выслушать оппонента, постараться понять его, ибо, не поняв, как ты сможешь ответить ему спокойно и по существу? А умеем ли мы вообще слушать друг друга?
Ключ к научному пониманию феномена общения следует искать в истории культуры. История формирования понятия «общение» начинается с философского осмысления межличностных взаимоотношений в период Древнего Египта, Древней Индии и, особенно, в античном мире. Так, в античной этике проблемы общения были тесно вплетены в общефилософские системы взглядов мыслителей того времени. Демокрит представлял философию как своего рода искусство общения, искусство жизни, которое состоит в том, чтобы хорошо мыслить, говорить, поступать. Сократ и Платон рассматривали философию как равноправный диалог, взаимный разговор, беседу в интересах познания себя и других, познания истины. Аристотель первым ввёл в оборот термин «общение», которое является основой для возникновения искусства, культуры, языка.
Новый принципиальный шаг в этом направлении был сделан христианством. Взаимоотношения Иисуса Христа с людьми есть развёрнутый художественный анализ нравственного содержания человеческого общения. Однако человеческое общение
оказывалось не целью, а всего лишь средством, обеспечивавшим человеку возможность
общения с Богом
.
Эпоха Возрождения – своеобразный переломный период в представлениях человеческого бытия. Новое понимание общения между людьми вырастало из гуманистической основы ренессансного миросозерцания и нашло разностороннее художественное воплощение (Боккаччо, Петрарка, Шекспир, Леонардо да Винчи и др.), но и здесь отношения человека к природе сохранилось в центре общественного сознания. Не был преодолён переход к концепции общения человека с человеком.
В эпоху Просвещения в общественном сознании происходит поворот в сторону понимания человеческих взаимоотношений как таковых. Центр тяжести перемещается с природы на человека, с онтологии и гносеологии на антропологию и педагогику. В применении к человеку – на те психические механизмы, которые управляют взаимоотношениями с ему подобными, а не с богом и не с природой (Э. Бёрк, Д. Юм, А. Смит и другие).
Немецкая классическая философия является целостным этапом истории теоретического самосознания человека и осмысления его отношения к себе подобным. Разработан категориальный аппарат. Разработаны идеи взаимоотношений субъекта с другими субъектами, связи «Я» и «Ты».
Марксизм общение связывает со всей человеческой деятельностью, со всеми её формами. Общение представлено как сверхприродная (общественная) потребность, которая возникает в процессе совместной трудовой деятельности людей. Здесь один член производственного коллектива оказывается необходимым другому.
В условиях либерализации общественной жизни, провозглашения индивидуализма вместо коллективизма теория человеческого общения нашла своё выражение в следующих аспектах. Во-первых, «индивидуалистическая редукция», т.е. сведение общения к отношениям индивидов «Я» и «Ты» (поскольку субъект понимается здесь только как личностное «Я»). Во-вторых, «психологическая редукция», т.е. сведение общения к чисто духовной связи «Я» и «Ты». В-третьих, «этическая редукция», т.е. сведение общения к чисто нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям между «Я» и «Ты», между «Я» и «другими».
Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. Возникла и новая специализированная наука – соционика (балансирующая между психологией и социологией), объектом которой является мир общения людей во всей его сложности и многообразии. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». В результате человеческое общение понимается и характеризуется по-разному: а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в) как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с целью передачи информации; д) как деятельность. В психологии общение
определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера [1] В качестве некоторого интегрального определения можно предложить следующее:
«Общение – это сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной жизнедеятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека».
Как только не именуют человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo faber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Но с не меньшим основанием его можно назвать, и homo communicans – человек общающийся.
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале ХХ в. и имеет три значения: 1) средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация). Наиболее простая модель коммуникации может быть представлена следующим образом:
Рис. 1.1. Элементарная схема коммуникации
Следует сразу же определиться с соотношениями понятий «общение» и «коммуникация». Коммуникация – один из видов всеобщей связи – так называемая направленная связь. В сущности, это передача чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т.д. к другим. Например, СМИ. Общение обязательно предполагает коммуникацию (направленную передачу информации) в качестве одного из элементов, но не сводится к ней. Иначе это обедняет понятие «общение». В этом случае общение предстаёт, прежде всего, как субъектно-объектное отношение.
Коммуникация— это прежде всего деловое общение, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:
· каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
· как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.
Коммуникация же должно носить двусторонний характер процесса, обязательно предполагает обратную связь и по своему содержанию значительно богаче, чем просто примём и передача информации. Оно есть сложная система взаимодействия двух или более людей. Акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нём себе подобного и себе равного и рассчитывает на активную обратную связь. Таким образом, общение, прежде всего, это субъектно-субъектное отношение. Однако следует отметить, что во многих случаях в научной и популярной литературе авторы используют понятие «общение» и «коммуникация» как синонимы.
В качестве основополагающего стимула взаимодействия между людьми выступают объективные потребности.
Основой общения, его «пусковым моментом», исходной внутренней причиной является потребность в другом человеке, в общении с ним. Причём, другой человек может выступать и как самоцель (например, потребность в собеседнике – слушателе или наставнике), и как условие выполнения некоторой некоммутативной деятельности. «Опредмечивание» данной потребности посредством выбора конкретного человека, способного в той или иной мере исчерпать её, и установление с ним контакта – важный момент в развитии общения.
Э. Фромм сформулировал пять основных, фундаментальных потребностей: 1) потребность в «человеческих связях» – потребность в чувстве «мы»; 2) потребность в «самоутверждении», в утверждении своей значимости, в престиже; 3) потребность в «привязанности», в тёплых отношениях, в любви; 4) потребность в «самосознании», потребность быть индивидуальностью, получать от других признание; 5) потребность в системе «ориентации и объекте поклонения» (перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с презрением, враждебностью и т.д.).
Коммуникация, как процесс следует рассматривать как совокупность объективных потребностей, определённых интересов, целей, структуры, средств, техники общения, конечных результатов. Возникнув, оно проходит ряд этапов и фаз, характеризующихся определённой продолжительностью. Как полисемантический процесс коммуникация имеет следующие составные элементы:
1. Передающий (коммуникатор, источник) и получающий (коммуникант). Этот элемент означает двойственный характер общающегося: каждый раз когда общаемся мы выступаем или в роли передающего (источник сообщения), или получающего. Когда мы пишем, говорим, жестикулируем выступаем в роли передающего, когда же читаем, слушаем, смотрим являемся получающим. Получая одни сообщения мы передаем другие и т.д. К тому же мы получаем собственные сообщения, слушаем себя разговаривая.
2. Предполагает кодирование и декодирование посланных или полученных сообщений. Кодирование это процесс производства сообщения, перевод мыслей и чувств в определенной языковой (сигнальной) форме. Декодирование это акт получения и интерпретации сообщения, это перевод сказанных или написанных слов, жестов, образов в чувства, эмоции, мысли, поведение.
3. Предполагает компетентность – умение использовать определенные правила кодирования и декодирования посланных или полученных сообщений, знание не только языковых правил, но и культуры, обычаев, традиций, правил поведения.
4. Предполагает определенные достижения и успехи, физические и психические способности в получении и передачи сообщений, они зависят не только от компетентности, но и от усталости, настроения, интереса и от других препятствий возникающих на пути общения.
5. Предполагает требование отстаивать определенное содержание сообщения. Оно адресовано какой-то личности или группе лиц, но вполне возможно, что содержание сообщения будет понято по-разному разными лицами или даже передающим и получающим. Эти различия могут быть у людей принадлежащих к разным национальностям, но говорящих на одном языке.
6. Предполагает наличие каналов общения. Канал — это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. В теории коммуникации принято выделять в качестве каналов коммуникации средства массовой коммуникации (пресса, издательства, радиовещание, телевидение и т.д.) и межличностные каналы. При межличностной коммуникации это делается с помощью вербальных, невербальных и паравербальных средств передачи информации. В процессе общения могут использоваться одновременно разнообразные каналы (речевой, слуховой, зрительный и т.д.). Каналы и среда модифицируют чувственно-психическую деятельность общающихся.
7. Реализуется через «шумовую» среду – различные физические, психологические и семантические помехи искажающие восприятие сообщения. Эти факторы составляют (по Nicky Stanton) преграды (барьеры) общения: разность в представлениях, поспешные выводы, стереотипы, отсутствие знаний, интереса, трудностив выражении, эмоции, личностные особенности, культурные различия.
8. Предполагает наличие «обратной связи» – feedbackкак ответной реакции на полученное сообщение.
9. Осуществляется в определенном контексте (физическом, социальном, психологическом, временном).
10. Реализуется в условиях определенного опыта.
11. Чтобы общение было успешным отправитель и получатель должны иметь общую систему отсчета.
12. Детерминировано определенными этическими правилами.
Существуют различные типы коммуникации связанные с человеком и человеческой деятельностью: межличностное, внутриличностное, групповое, массовое.
Описание моделей общения
Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.
Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.
Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).
МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:
«Монблан». Отстраненный, холодный собеседник
Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек
Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.
Коды в устном межличностном общении
Коммуникация, или общение, не обязательно должна быть лингвистической по своей сути, поскольку она может принимать различные невербальные формы. Межличностное общение включает в себя не только производство, но и восприятие речи. Речь, с другой стороны, первична по отношению к другим формам языкового общения, напр. письма. Говоря о межличностном общении, важно различать такие термины, как лингвистическая компетенция и коммуникативная компетенция, которые часто отождествляются.
Лингвистическая компетенция — способность использовать язык. Коммуникативная компетенция — способность использовать язык адекватно ситуации и слушателю.
В рамках кода языка выделяются следующие подкоды:
- фонологический код — включает модели звуков, т.е. так называемые «фонемы». Эти модели содержат правила создания отдельных звуков речи;
- морфологический код — содержит правила образования более крупных осмысленных целых из фонем, напр. новые слова;
- лексический код — набор слов, встречающихся в данном языке (словарь);
- синтаксический код — позволяет объединять слова в более крупные целые слова (фразы и предложения). Синтаксические правила относятся к грамматике языка;
- семантический код — отвечает за логическую форму, т.е. за значение данного слова или предложения;
- стилистический код — позволяет строить более длинные тексты благодаря знанию правил объединения предложений в более длинные целые.
Основная функция языка — передача информации. Мы используем его, когда говорим, что, где, когда и почему произошло и кто в этом участвовал. Это так называемый когнитивная функция, которая обычно связана с контекстом.
Рекомендуем: Скорочтение — техника, скорочтение с пониманием
Когда собеседник пытается произвести на нас впечатление (и поэтому фокусируется на адресате), напр. Восхваляя что-то перед нами, он использует импрессивную функцию языка.
Когда он жалуется или радуется и делится своими эмоциями (выделяя себя как отправителя), он использует экспрессивную функцию. Когда он кивает или говорит «хм», он пытается поддерживать контакт, используя фатическую функцию.
Иногда нужно сказать или написать что-то хорошее и подходящее для семейного праздника, и в этом случае мы используем поэтическую функцию (которая фокусируется на сообщении).
Когда речь идет о языке (коде), напр. о его противоречиях, значениях слов мы используем металингвистическую функцию.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
Непосредственно-эмоциональное
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
Предметно-действенное
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
Внеситуативное интимно-личностное
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность
Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Процессы делового общения
Процесс бизнес общения – это не только разговоры и переписка. Это понятие охватывает эмоции, жесты, манеры. Исследования показывают, что более 60-70% общения строится на невербальной коммуникации. И только примерно 30-40% — на вербальной.
При вербальном процессе применяются правила речевой коммуникации. Сюда же можно отнести и речевой этикет, соблюдение которого позволяет на более цивилизованном уровне строить бизнес отношения. Существуют правила и невербального процесса общения. Они касаются языка жестов, мимики, общего поведения человека. Это уже отдельное крупное направление, которое при желании каждый может масштабно изучить. Тому помогут тренинги по этикету, которые проводятся нашей компанией. Из основных же вышеперечисленных правил сюда можно причислить контроль над эмоциями. Недопустимо грубое общение, излишняя резкость. Эмоциональность при ведении тех же переговорах не должна присутствовать.
Тема 1.4. Виды и уровни общения
План:
- Виды, уровни и функции общения
- Стороны общения
- Способы влияния одного человека на другого
Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная
,
перцептивная стороны общения; кинесика, проксемика, просодика, паралингвистика, экстралингвистика; жесты и позы, визуальный контакт; невербальное общение; идентификация, эмпатия и рефлексия; убеждение, заражение, принуждение, подражание.
Вопросы к обсуждению
:
- Стратегии общения: открытое — закрытое, личностное — ролевое, монологическое — диалогическое.
- Виды общения и их характеристика: «контакт масок», примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное или межличностное, манипулятивное, светское общение.
Механизмы воздействия в процессе общения.
Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:
- Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.
- Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
- Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.
Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:
- Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
- Внушение – неосознаное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.
- Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
- Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.
Рассмотренные вопросы:
- Роль общения в профессиональной деятельности специалиста социально-экономической и социогуманитарной сферы.
- Характеристика перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторонам общения.
- Характеристика основных невербальных составляющих коммуникации.
- Значение игровых ситуаций в общении.
- Процессы кооперации и конкуренции в общении.
1 Субкультурные образования – социальные группы, которые, несмотря на то что они интегрированы в целостную социальную систему и не могут существовать без нее, в то же время стремятся показать свою самостоятельную идентичность и выработать некоторые черты, которые отличают их от базовой культурной ветви. Типичными формами субкультурных образований являются молодежные течения и группировки, которые несколько трансформируют ценностные системы, культурные признаки и черты, поведенческие рисунки (например, в отношении таких элементов как мода, характерная жестикуляция, формы речевого поведения и др.).
2 Коммуникация (от латинского communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) — здесь имеется в виду психологический контекст термина — общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка или других знаковых систем.
3 От латинского verbalis – словесный.
4 Мимика (от греческого mimikos — подражательный) – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
5 Пантомима (от греческого раn – весь, всякий и mimos – подражание) – здесь имеется в виду передача информации средствами пластики тела.
5 От латинского vōcālis – голосовой, звонкий, певучий.
7 Диапазон (от греческого dia pason – через все) — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу или музыкальному инструменту.
8 Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – цепь событий в их логической причинно-временной последовательности. Обычно в фабуле различают экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.
9 От лат. cooperatio – сотрудничество.
10 От лат. concurrentia – сталкиваться.
Три стороны общения
Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию
Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта
Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним
Коммуникация – обмен информацией
Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.
Интеракция – обмен действиями
Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.
Виды профессионального общения
Деловое общение может происходить в форме:
- беседы,
- совещания,
- заседания,
- собрания,
- переговоров,
- презентации,
- конференции,
- переписки,
- консультации,
- интервью,
- отчета и в иной, разрешенной форме.
Уважающему себя профессионалу и специалисту нужно уметь грамотно взаимодействовать, знать правила и язык делового общения.
Успешные люди взаимодействуют как непосредственно лично в официальной обстановке, так и опосредованно через технические средства: телефон, факс, почту, интернет-программы.
Все чаще в современном обществе прибегают к электронным системам коммуникации, организация труда приобретает виртуальный характер. Высокие технологии помогают увеличить скорость передачи информации и ее точность, исключить «человеческий» фактор.
Описание типов общения
Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.
Типы общения:
- Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
- Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
- Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
- Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.
Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.
Вежливость в межличностном общении
Очень важно установить прочную связь. Вежливость в языке — это проявление уважения к собеседнику с помощью слов. Общее правило вежливости, применяемое к нашему языковому поведению, таково: «Не следует не говорить…», например. «Доброе утро» своему соседу.
По этой причине вежливость может быть вынужденной и неискренней. Тем не менее, если это не средство манипуляции, то оно должно быть взаимным.
Вежливость, это своего рода игра, принятая в обществе. Исследователи выделяют следующие стратегии вежливости в культуре:
- стратегия симметричного поведения вежливости, т.е. взаимности, другими словами, отплачивая вежливостью за вежливость;
- стратегия солидарности с партнером, т.е. симпатии и сотрудничества с собеседником, напр. когда мы выражаем сожаление, предлагаем помощь, желаем кому-то добра или поздравляем его;
- стратегия подчинения, которая предполагает принижение себя (в ответ на похвалу, комплименты, напр. «Пожалуйста, не преувеличивайте»), принижение собственных достоинств (также в ответ на похвалу, напр. «Мне еще многого не хватает»), игнорирование обиды собеседника (в ответ на извинения, напр. «Ничего страшного»), преувеличение собственной вины (напр. «Я очень сожалею, это произошло по моей забывчивости. Я отнял у тебя так много времени»).
Рекомендуем: Коэффициент интеллекта — что это такое, как его рассчитать и развить?
Понятие общения и его роль в развитии человечества
Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности
Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми
Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.
Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.
Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.
Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.
Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:
- самоуважение;
- уважение собеседника, признание его прав и интересов;
- терпимость, толерантность;
- справедливость, честность;
- непредвзятое отношение к людям.
Невербальная межличностная коммуникация
Для того чтобы процесс коммуникации проходил гладко, необходимы как языковые, так и неязыковые сообщения. Лингвистическое общение преимущественно происходит с использованием звукового канала в качестве средства коммуникации, но могут использоваться и другие каналы, такие как ручно-визуальный канал, в котором реализуется язык жестов для глухих людей.
Невербальная коммуникация включает в себя сообщения от жестов, мимики, позы тела и внешнего вида нашего собеседника.
Невербальная коммуникация очень важна с точки зрения эффективности рассказа о чем-либо. Исследования показали, что на восприятие нашей речи влияет 7 % её содержание (т.е. то, что мы говорим), 38%. — звук голоса (то, как мы говорим), и до 55%. — язык нашего тела и наш внешний вид.
Почему это происходит? Понимание речи — это интеллектуальный процесс, который включает в себя извлечение наиболее значимого содержания из потока слов и последующее распознавание намерений говорящего. Таким образом, мы приходим к этим сообщениям не напрямую, а после анализа, через пути рассудка (интеллекта).
Рекомендуем: Упражнения для быстрого чтения
Совсем другое дело, когда наблюдаешь и слышишь голос интервьюируемого. Данные, поступающие от органов чувств (обычно от зрения и слуха), доходят до нас напрямую и обычно позволяют нам быстро оценить, например какое отношение к нам имеет другая сторона (враждебное или дружественное) и готовы ли мы его выслушать.
Среди множества классификаций форм невербальной коммуникации, деление Альберта Харрисона выделяется своей ясностью и простотой:
- кинесика (кинетика) — в основном движения тела и конечностей и мимика;
- проксемика — расстояния в пространстве, интимное пространство, физическое расстояние;
- параязык — индикаторы способа говорения, напр. тон речи, акцент, резонанс;
- артикуляция, темп, ритм, сила голоса.
Важным принципом межличностного общения является соблюдение последовательности между вербальным и невербальным выражением. Несоответствие сообщений по этим двум каналам связи считается признаком лжи. Невербальная и вербальная коммуникация имеет универсальное и культурно зависимое измерение.
Некоторые слова можно заменить жестами (напр. «да» кивком головы), а также жесты, переведенные в заданные фразы. Язык, несомненно, обладает большим потенциалом для создания новых смыслов, поскольку теоретически все, о чем можно думать, может быть выражено с помощью языка. Однако иногда люди предпочитают жесты словам.
Несомненно, люди обычно сочетают обе формы общения (слова + язык тела), то есть относятся к ним как к взаимодополняющим. В 1970-х годах появились исследования о роли вербального и невербального компонента в интерпретации общего смысла сообщения, которые привели к выводу, что невербальный компонент вносит значительно больший вклад в эту интерпретацию.
Рекомендуем: Как научиться быстро читать
Убеждающая модель общения.
Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеждение
— это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удается пользоваться этой моделью общения с максимальной эффективностью.
Известно, что убеждение было формализовано как определенная концепция более двух тысяч лет назад греками, которые сделали риторику
(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но малосодержательная речь) — искусство использовать речь эффективно и убедительно — частью своей системы образования. Аристотель первым ввел понятия «этос», «логос» и «пафос», которые в приблизительном переводе означают «надежность источников», «логичные доводы» и «эмоциональный призыв». Все это — необходимые составляющие убеждающей модели общения.
Убеждение
— это коммуникативный процесс, в котором коммуникатор пытается вызвать изменение в убеждениях, отношении или поведении другого индивидуума или группы индивидуумов через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободы выбора. В литературе описаны базовые принципы, влияющие на убеждение. Среди них предпочтительны устные, позитивные сообщения, сдержанно эмоциональные обращения, логические выводы, опирающиеся на факты и веские аргументы, удовлетворение альтруистических потребностей человека, ораторское мастерство.
Наиболее трудная задача убеждения — это превратить противоположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. Люди делают обобщение на основе личного опыта и того, что говорят им члены их группы. Убеждение происходит гораздо легче, если сообщение совместимо с общей позицией по отношению к тому или иному предмету, ситуации, проблеме. Самая легкая форма убеждения — это коммуникация, усиливающая благоприятные мнения и позиции. Каждому участнику общения необходимо осуществлять непрерывные усилия по поддержанию запаса доброжелательности и таким образом превентивно создавать условия для эффективной совместной деятельности.
Убеждение
— это также метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Чтобы убедить в чем-либо профессиональных партнеров, коллег, чей интеллект, как правило, высоко развит, участникам общения необходимо использовать специальные коммуникативные техники. Результат убеждения считается успешным тогда, когда собеседник в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.
В процессе общения следует помнить, что убеждение как коммуникативная техника более убедительно и действенно в следующих ситуациях: — в рамках одной потребности; — при малой интенсивности эмоций; — с интеллектуально развитым партнером.
Перцептивная сторона общения
Определение 2
Перцептивная сторона общения ‒ это форма диалога, которая предполагает формирование между собеседниками глубокого взаимопонимания.
В психологии понятие «перцепция» применяется для отображения функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и создание целостного образа личности оппонента. В соответствии с мнением ученых, оценка незнакомого человека складывается на половину из неверного мнения и на 50 процентов из правильного восприятия. Этот факт можно объяснить воздействием трех факторов, которые проявляют воздействие на перцептивную сторону общения.
В ее состав должны входить:
- познание своей личности при помощи выстраивания коммуникативных связей;
- понимание оппонента и познание его личности;
- прогноз поведенческой модели партнера по общению.
Значительной ошибкой при оценке личности является восприятие внешней привлекательности человека. Люди, которые вызывают интерес собственной внешностью или другими персональными качествами, воспринимаются как наиболее интересные собеседники. В отдельных случаях подобным людям могут приписываться те качества, которые могут быть абсолютно нехарактерны для их темперамента.
Характеристика механизмов перцепции:
- Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором заключение о внутреннем мире человека базируется на специфичной попытке представить себя на месте собеседника.
- Аттракция – механизм познания человека, который подразумевает привлечение. Определенное отношение к оппоненту формируется на основе устойчивых положительных чувств.
- Эмпатия – механизм чувственного и эмоционального сопереживания окружающим людям.
Понимание чувств, желаний и мотивов окружающих людей тесным образом взаимосвязано с перечисленными выше механизмами. Необходимо также обозначить, что перцептивная сторона общения также связана с механизмами казуальной рефлексии и атрибуции.
Определение 3
Казуальная атрибуция – способ интерпретации действий и эмоций окружающих людей, при присутствии желания установить мотивы избранной ими модели поведения.
Определение 4
Рефлексия принадлежит к инструментам самопознания своей личности с помощью формирования коммуникативных связей.
Представленный механизм предполагает представление собственной личности так, как ее воспринимает партнер.
Классификация
Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:
- Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
- Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
- Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
- «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
- Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
- Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
- Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».
Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:
- Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
- Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
- Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.
Также известны следующие виды коммуникации:
- Непосредственное. Осуществляется при помощи голосовых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
- Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
- Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
- Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
- Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
- Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.
Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.
Организация бизнес коммуникации
При организации делового общения действуют определенные правила. Они касаются подготовки с учетом разного результата, как позитивного, так и негативного. Требуется планировать время, создать соответствующую обстановку, подготовить свое эмоциональное состояние, ознакомиться с информацией о партнере.
Место общения не должно отвлекать, мешать коммуникации. При необходимости нужно предусмотреть оснащение – приготовить вспомогательные материалы, какие-то нужные документы и пр. Выбирая стратегию, тактику, следует определить направление, понять, чем можно будет пожертвовать в ходе общения. Процесс непосредственной коммуникации необходимо начинать с установления контакта с целью добиться создания благоприятной атмосферы. Важен процесс обмена информацией. Нужно уметь задавать вопросы, слушать оппонента, наблюдать за его поведением, правильно анализировать реакции собеседника.
Язык непринятия
Американский психолог и психотерапевт Томас Гордон говорил о языке непринятия как о причине непонимания и межличностных конфликтов. Он утверждал, что большинство явных сообщений (произнесенных вслух) подкреплены неявным сообщением. Человек говорит, например: «Сделай это прямо сейчас, немедленно, без обсуждения» означает в завуалированном смысле: «Ваше мнение не имеет значения, вы должны выполнять мои приказы». Гордон перечислил типичные двенадцать блокировок в общении:
- приказывать, командовать;
- предупреждение, назидание, угроза;
- убеждение, морализаторство;
- советовать, диктовать решения;
- упрекать, читать нотации;
- судить, критиковать;
- высмеивать, стыдить, оправдываться;
- неправильная похвала, незаслуженное одобрение;
- обнадеживающий, успокаивающий;
- отвлекает, заставляет смеяться;
- интерпретация, диагностика;
- вопросительный, пытливый.
Эти коммуникационные барьеры вызывают у получателя сообщения:
- гнев
- бунт
- разочарование
- агрессия
- ощущение вреда
- неудовлетворенность
- низкая самооценка
- изоляция
- чрезмерная покорность
- чувство вины, которое во вторую очередь разжигает спираль конфликта.
Как можно противостоять языку непринятия? Через так называемый Сообщения «Я». Это прямые утверждения, выражающие чувство и вызывающие реакцию партнера по взаимодействию, которая привела к возникновению эмоции, напр. «Меня раздражает, когда ты меня перебиваешь» или «Мне жаль, что ты забыл о моем дне рождения».
Рекомендуем: Биохакинг. 5 проверенных приемов, как бегать на высокой скорости