Психология профессионального общения — Психологическая характеристика процесса общения

В статье мы расскажем:

  1. Понятие профессиональной коммуникации
  2. Этапы и задачи профессиональной коммуникации
  3. Формы и виды профессиональной коммуникации
  4. Главные принципы профессиональной коммуникации
  5. 5 правил профессиональной коммуникации
  6. Как преодолеть сложности профессиональной коммуникации

Профессиональная коммуникация помогает наладить качественные связи между сотрудниками компании. Именно она позволяет эффективно взаимодействовать на самых разных уровнях. Скорость и доступность передачи информации в конечном итоге определяют темп и качество работы всего предприятия. Значит, от профессиональной коммуникации опосредованно зависит и прибыль.

Нельзя не отметить, что она также входит в понятие этики делового общения. И потому на отраслевом уровне рынка тоже используется профессиональная коммуникация. Общение с конкурентами, поставщиками и потенциальными инвесторами порой выглядит как искусная игра, где каждый шаг может обернуться как успехом, так и провалом. О других возможностях эффективной профессиональной коммуникации расскажем далее.

Понятие профессиональной коммуникации

Для начала дадим определение профессиональной коммуникации. Это официальное общение, которое происходит в деловой сфере. Цель такого взаимодействия — решение задач, достижение результатов или оптимизация какой-либо деятельности. У сторон такой коммуникации есть статусы, например, начальник, партнер, сотрудник, работник, коллега и т. д.

Субординационное взаимодействие возникает при контакте двух людей, которые занимают разные ступени общественного положения (начальник и подчиненный). Тут прослеживается вертикаль отношений. Если же партнеры находятся на одинаковом уровне, то они осуществляют горизонтальную коммуникацию.

Профессиональное общение — неотъемлемая часть нашей жизни. С ним мы сталкиваемся в учебных и официальных учреждениях, а также на работе. Это общение, которое происходит между лекторами и студентами, коллегами, конкурентами, директорами и работниками. И для эффективной профессиональной коммуникации важно соблюдать принципы, условия и быть знакомым со средствами передачи информации. Собеседникам нужно в буквальном и переносном смысле говорить на одном языке, понимать друг друга.

Есть 3 стиля делового диалога:

  • Манипуляция. Вариант профессиональной коммуникации, во время которой одна сторона хочет оказать влияние на другую или использовать ее, чтобы достичь результата.
  • Гуманизм. Означает действие в коллективе, групповую сплоченность и целенаправленность. Каждый человек в таком общении — личность, у которой есть полезные навыки и качества. Такая коммуникации больше не переговоры, а история команды.
  • Ритуал. Применяется, чтобы поднять авторитет, тем собеседником, который стоит ниже по положению, чем другая сторона.

Профессиональное общение

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

– владение терминологией данной специальности;

– умение строить выступление на профессиональную тему;

– умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

– умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.

Общение на профессиональные темы в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но и соблюдение общих норм культуры речи. Адресованность речи специалистам не отменяет необходимости следить за её соответствием нормам литературного языка.

Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста: для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

– умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

– владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

– владение стилем профессиональной речи;

– умение определять цель и понимать ситуацию общения;

– умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

– навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

– высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

– умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

– знание этикета и четкость выполнения его правил.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите особенности профессионального общения.

2. Охарактеризуйте структуру профессионального общения.

3. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: профессиональное общение, профессиональная культура, эмоциональная культура.

Этапы и задачи профессиональной коммуникации

Условно деловые переговоры можно разделить на 5 этапов:

  1. Ознакомление. Партнеры представляются друг другу, происходит обмен любезностями.
  2. Ориентация в ситуации. На этом этапе собеседники устанавливают задачи, стремятся понять, что необходимо оппоненту, диктуют условия.
  3. Обсуждение. Деловые проблемы, вопросы детализируются и тщательно обговариваются.
  4. Решение задач. Происходит поиск компромисса, ищут те варианты взаимодействия, которые были бы выгодны обеим сторонам.
  5. Завершение контакта. Коммуникация прекращается, стороны расходятся.

Участники диалога не затрагивают цель. А вот средства для ее достижения обговариваются и планируются. Учитываются потребности и интересы всех собеседников.

Плодотворное и результативное сотрудничество является основной задачей профессиональной коммуникации. Она состоит из 3 процессов:

  • социальная перцепция, или стремление понять и воспринять партнера;
  • коммуникация — передача информации;
  • интеракция — совершение действий.

Деловой этикет и профессиональная коммуникация неразрывно связаны.

Формы и виды профессиональной коммуникации

Формы бизнес-общения:

  1. Совещания.
  2. Консультации.
  3. Собрания.
  4. Беседы.
  5. Интервью.
  6. Отчеты.
  7. Презентации.
  8. Деловые переписки.
  9. Переговоры.
  10. Конференции.

3 важных шага

, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

03

Аудио запись: Нейро-аф

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аф

Заберите Ваши подарки!

Это лишь некоторые примеры профессиональной коммуникации. Каждому специалисту в своей области нужно знать язык делового общения и его правила, уметь грамотно строить диалог с партнерами. Для достижения успеха необходимо взаимодействовать не только лично, но и при помощи технических средств (телефон, почта, факс, программы).

Также профессиональная коммуникация набирает все большую популярность и в Интернете. IT-технологии увеличивают скорость обработки и передачи данных, устраняют ошибки, вызванные человеческим фактором.

Есть 3 основных вида делового общения:

  1. Административно-канцелярский.
  2. Дипломатический.
  3. Законодательный.

Особенности профессиональной коммуникации в каждом из этих случаев свои, равно как и специфика. Все три вида требуют использования точных формулировок, фактов, исключают яркое выражение эмоций. Деловое общение сейчас подразумевает не только рабочие отношения, но и любой разговор формальной направленности.

Главные принципы профессиональной коммуникации

  • Официальность и вежливость. Деловой стиль является основой профессиональной коммуникации.
  • Межличностность. В диалоге у каждого человека есть своя точка зрения и вариант решения проблемы. Это нужно учитывать и стараться не конфликтовать с чужими интересами.
  • Многоплановость. Результат зависит не только от сути передаваемого сообщения, но также и от манеры, и от тона речи. Важно применять разные инструменты и стараться в диалоге использовать как можно больше их.
  • Целеполагание. Диалог должен быть направленным. И помимо главной задачи нужно поставить еще несколько дополнительных. Их можно и не озвучивать, их наличие должно подразумеваться как само собой разумеющееся.

  • Непрерывный контакт. С завершением разговора коммуникация не прекращается. Она переходит в разряд невербальной. Многозначны жесты, мимика и даже молчание. Все это не стоит упускать из виду.

Как стать профессиональным коммуникатором

  • Самосовершенствование и самоанализ подходят тем людям, которые обладают аналитическим складом ума. Здесь поможет ведение дневника самонаблюдения, в котором необходимо описывать определенные ситуации на работе и делать из них выводы. Очень полезно оттачивать мастерство ораторского искусства перед зеркалом или снимать на видео. Вы должны точно знать, какие позы, мимика и фразы вызывают положительные или отрицательные эмоции у собеседника.
  • Чем больше литературы по психологии общения на работе вы прочтете, тем лучше. Часто такие знания откладываются в подсознании, поэтому вы можете начинать использовать их на практике, не осознавая того, что совсем недавно читали об этом в книге.
  • Проблемы общение в психологии лучше решаются время игры и в процессе моделирования ситуаций. Это касается и такой серьезной науки, как психология профессионального общения. Если записаться на курсы актерского мастерства в Санкт-Петербургскую школу телевидения, Вы получите неоценимый опыт, который поможет стать успешным коммуникатором в любой сфере, в том числе и в профессиональной. На этих занятиях вас ждет множество упражнений, которые направлены на то, чтобы Вы раскрыли свои творческие способности, смогли избавиться от ненужных комплексов, научились владеть своим телом и мимикой вне зависимости от ситуации.

В любом случае, стоит помнить о том, что профессиональным коммуникатором можно стать только тогда, когда вы научитесь применять свои знания на практике. Возможно, для этого Вам понадобиться совместить все предложенные варианты. Но игра стоит свеч, а полученные результаты превзойдут все ваши ожидания.

Поделиться статьёй:
Мне понравилась статья

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]