Предмет «Психология общения» Тема 1.2 Психологические особенности процесса общения

Человек с самого рождения живет в социуме, поэтому он постоянно взаимодействует с окружающими. По мере взросления круг нашего общения значительно расширяется: вначале мы контактируем только с родителями, чуть позже – со сверстниками, затем — одноклассниками, однокурсниками, коллегами по работе. Обмен информацией – это важная часть нашей повседневной жизни. С помощью слов и невербальных средств мы передаем важные сообщения, делимся своими чувствами, эмоциями с окружающими, а также получаем необходимые сведения. Коммуникация является одним из главных способов получения новых знаний о мире.

Дефицит общения

Исследователи пришли к выводу, что у каждого человека есть определенный запас слов, который он должен растрачивать каждый день. В противном случае, люди начинают ощущать психологический дискомфорт.
Многие члены современного общества, несмотря на большое количество средств коммуникации (мобильная связь, Интернет и др.), ощущают себя одинокими. Последствия дефицита общения самые разнообразные:

  • нестабильное эмоциональное состояние,
  • нервные срывы,
  • психозы,
  • депрессии,
  • и др.

При этом одинокие люди – это не обязательно отшельники, которые живут вдали от цивилизации, населению больших многомиллионных городов, как оказалось, не так уж легко установить по-настоящему качественные и крепкие социальные связи.

Предмет «Психология общения» Тема 1.2 Психологические особенности процесса общения

Тема 1.2

Психологические особенности процесса общения

Содержание учебного материала:

· Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный.

· Структура, цели и функции общения.

· Классификация видов общения.

· Средства общения: вербальные и невербальные.

Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной деятельности, особенно связанной с людьми и передачей информации, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный.

В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского,1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребности в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Г. М. Андреева (1990) выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная

сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися, передаче и приеме знаний, мнений, чувств и т.д.

Характеризуется:

— умением устанавливать психологический контакт;

— учетом особенностей коммуникативного воздействия;

— аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;

— эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.

Перцептивная

сторона общения заключается в восприятии, понимании и оценку людьми друг и установлении на этой основе взаимопонимания.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

— познание себя в процессе общения;

— познание и понимание собеседника;

— прогнозирование поведения партнера по общению.

Интерактивная

сторона — это организация межличностного взаимодействия между общающимися, т. е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

— мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

— мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

— мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

— мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);

— мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Каждая из этих сторон в реальном общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними в большей или меньшей степени выраженности.

Структура, цели и функции общения

.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение

является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения, и обмена информацией.

Прямое общение

— это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе».
Косвенное общение
предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение

связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение

— это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

В психологии выделяется три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное общение

— это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

2. Манипулятивное общение

сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.

3. Диалогическое общение

является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Цели общения могут быть функциональными и объектными.

Функциональными целями общения:

• оказание помощи другому человеку;

• получение помощи;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению.

Как показано О. А. Тырновой, ведущими мотивами общения являются: у девушек — желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей — общность интересов и дел.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных функций: прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная.

В прагматической функции

общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни.

Большая роль принадлежит формирующей функции общения

. Общение ребенка и взрослого это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х гг. XX в. в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Условия в обеих клиниках были одинаковые, но с некоторым различием: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой – в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.

Функция подтверждения в процессе общения

дает возможность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания.

Межличностная

для любого человека связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено в терминах «симпатии – антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и на деловое общение.

Внутриличностная функция

рассматривается как универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:

• информационную (передача, прием информации, знаний и умений);

• экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

• регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

• социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);

• социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Классификация видов общения.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным.

В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т.п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, если не нужен, мешает — «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

В зависимости от цели выделяют следующие стили общения: ритуальные, манипулятивные и гуманистическые.

Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым (1990).

Ритуальное общение

имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3–4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше “отягчающих” обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, — тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?

Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения». Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не затрагивает важнейших проблем и интересов человека.

Второй стиль общения — манипулятивное.

Это стиль общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.

Третий стиль — гуманистическое общение

. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении. К гуманистическому общению относится доверительное общение. Это интимное, исповедальное общение, осуществляемое не только между друзьями, но и между пациентом и врачом, нередко дающее психотерапевтический эффект.

А. А. Леонтьев (1974) выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное

. Первый вид общения направлен на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Это общение между представителями социальных групп, выступление перед аудиторией. Предметно-ориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностно-ориентированное — на изменение отдельной личности.

Средства общения: вербальные и невербальные.

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении.

В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:

• визуальная — это — жесты, мимика, позы;

• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение),

• пространственно-временные организации общения;

• характер движений отображает эмоциональные реакции человека;

• акустическая — это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;

• тактильная — это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Вопросы для самопроверки

1. Какие стороны входят в структуру общения?

2. Какие формы общения вам известны?

3. Назовите профессии, в которых императивный тип общения и пользуется эффективно.

4. Назовите сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно.

5. Назовите функции, которые проявляются в общении.

6. Какие цели в общении различают?

7. Какие виды общения вам известны?

8. Назовите средства невербального общения.

Необходимость в поддержке

Общение для большинства людей, в первую очередь, является инструментом реализации определенных потребностей.
Человек за всю свою жизнь выстраивает целую систему социальных связей: семья, друзья, коллеги по работе, знакомые и др. Психологи считают, что через коммуникацию люди ощущают свою принадлежность к обществу.

Общение обеспечивает несколько видов социальной поддержки:

  • Информационная
    – общаясь с другими людьми, мы получаем новые сведения об окружающей нас действительности.
  • Эмоциональная
    – с помощью слов мы выражаем свои чувства и переживания.
  • Инструментальная
    – в процессе коммуникации люди могут попросить предоставить им определенную помощь (материальную или моральную).
  • Оценочная
    – во время общения происходит сопоставление нашего отношения к определенным событиям и людям

Под мотивом

деятельности мы понимаем, согласно концепции А. Н. Леонтьева, то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения служит взрослый. Человек как мотив общения — объект сложный, многогранный. На протяжении первых семи лет жизни ребенок постепенно знакомится с разными его качествами и свойствами. Взрослый человек всегда остается мотивом общения для ребенка, но все время закономерно изменяется в этом человеке то, что больше всего побуждает ребенка к деятельности.

Общение со взрослым в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, побуждаемого и другими потребностями детей. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым мы относим потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе мы выделяем и три основные категории мотивов общения — познавательные, деловые и личностные.

Познавательные

мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения ко взрослому.
Деловые
мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых. И, наконец,
личностные
мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения. Если познавательные и деловые мотивы общения играют служебную роль и опосредствуют достижение более далеких, конечных, мотивов, то личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение.

Общение протекает в форме действий,

составляющих единицу целостного процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие представляет собой довольно сложное образование, в состав которого входят несколько еще более мелких единиц, называемых нами
средствами общения.
Последние, по-видимому, равнозначны операциям, по терминологии А. Н. Леонтьева. Изучение общения детей со взрослыми привело нас к выделению трех основных категорий средств общения: 1) экспрессивно-мимических, 2) предметно-действенных и 3) речевых операций. Первые выражают, вторые изображают, а третьи — обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому и получить от него.

Неограниченные знания


Исследователи пришли к выводу о том, что во многих случаях главная цель общения – это получение опыта. Знания каждого отдельно взятого человека довольно ограничены, поэтому, зачастую, мы даже не можем представить полную картину происходящего.
Процесс коммуникации открывает нам двери в сокровищницу мирового опыта. Чтение книг, поиск сведений в интернете, живое общение с опытными профессионалами – всё это ценные источники информации.

Кроме того, как известно, в споре рождается истина: многие новые идеи и задумки стали результатом продуктивного общения.

Те, кто умеют прислушаться к оппоненту гораздо дальновиднее тех, кто яростно пытается отстаивать свою точку зрения.

Выслушав мнения другого человека, вы получаете возможность взглянуть на происходящее со стороны и сделать правильные выводы.

Понятие мотивов общения методы их исследования

Глава пятая

Развитие мотивов общения

со сверстниками

Понятие мотивов общения методы их исследования

Мотивы — побудительные силы деятельности и поведения субъек-та. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда, Исходное для нас понятие предложено А. Н. Леонтьевым (1975).) Оно естественно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Последняя — отправной пункт нашего понимания природы общения как коммуникативной деятельности. Понятие мотива тесно связано с понятиями предмет деятельности и потребность. «Только в результате своего обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляе­мый, мыслимый) предмет — свою побудительную, направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом» (А. Н. Леонтьев, 1975, с. 190).

Предложенное понятие дает возможность опереться на объект (или представление о нем), в котором мотив «опредмечивается», что позволяет судить о мотивах субъекта на основании наблюдае­мых объективно фактов. Это особенно важно при изучении мотивов маленьких детей.

Мотивы общения — это те качества партнера, которые, выявляясь в его процессе, удовлетворяют потребность в общении. Поскольку мотивы общения неразрывно связаны с потребностью в нем, их по­нимание требует раскрытия содержания потребности. Лучше всего судить о содержании потребности позволяют продукты общения, которые — согласно концепции М. И. Лисиной — представляют собой образы самого себя и другого человека. Суть потребности в общении состоит в самопознании и самооценке субъекта через познание партнера по общению. Отсюда следует, что субъекта по­буждают к взаимодействию с партнером, т. е. становятся мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное я, способствуют его самосознанию.

Метафорическое понятие «партнер как зеркало» разводится на две функции: 1) выявление сходства, подобия партнеров, что по­зволяет познавать себя через познание другого и сопоставление себя с ним;

2) выявление оценки своих качеств партнером и уточнению их для себя. Первый путь предполагает восприятие и оценку s качеств партнера; второй — заключается в побуждении партнера к отклику на инициативу, улавливании и учете его. Отсюда мотивы I общения следует искать в двух различных по функции типах качеств: 1) в общих (сходных) свойствах партнера и 2) в способности \

партнеров давать отклик (оценку) на проявления других участ-

4* 99

ников общения. Названные типы качеств соответствуют двум Ос­новным типам коммуникативных мотивов (партнер—подобие субъек­та, партнер—ценитель субъекта).

При анализе мотивов общения детей между собой важен учет того, что общение не всегда представляет самостоятельную дея­тельность: оно часто лишь компонент деятельности практической или познавательной. Ребенок реализует свои основные потребности в познании мира и в активности. По мере развития у детей различных видов деятельности, прежде всего ведущей — игры, у них возни­кает необходимость коллективных действий, объединения усилий. Поэтому важнейшее качество, побуждающее их к совместной дея­тельности, а значит и к общению в ней,—способность к слаженно­сти действий, к согласованности. Такая способность составляет третий основной тип коммуникативных мотивов детей (партнер — равный участник общего дела).

Коммуникативные мотивы теснейшим образом связаны с содер­жанием потребности в общении. Содержание потребности в обще­нии выражает тип объектов (проявлений качеств человека), спо­собных ее удовлетворить. На каждом уровне развития этой потреб­ности коммуникативные мотивы представляют различные варианты качеств, способных удовлетворять потребность детей в общении. Так, потребность в уважении может быть удовлетворена различ­ными проявлениями сверстников: речевым одобрением или под­ключением к деятельности ровесника и ее творческим развитием.

Дошкольный возраст — начальная фаза развития общения де­тей с ровесниками, которое еще редко выступает в своем самостоя­тельном качестве и по преимуществу включено как компонент в дру­гие виды деятельности, и главным образом в ведущую — игру. По­этому реально побуждают детей к общению мотивы таких видов деятельности, как игра, самообслуживание, начальные формы труда. Мотивы общения подчинены другим мотивам или выступают в единстве с ними.

Для изучения развития мотивов общения дошкольника со сверст­ником прежде всего нужно исследовать объекты, побуждающие его к общению, т. е. определить и охарактеризовать качества сверстника как субъекта и личности. Согласно концепции А. Н. Леонтьева, а также во многом совпадающей с ней в этом плане теории Дж. Нюттена (J. Nuttin, 1980 а), чтобы охарактеризовать побуж­дающие объекты, необходимо выделить те действия субъекта, которые выражают его стремление к объектам-побудителям. Это действия ребенка, которыми он побуждает ровесника выявить ка­кие-либо свои качества (и прежде всего — зеркала, а также стрем­ления к согласованности действий).

Необходимо оценить побудительную силу разных мотивов, вы­членить ведущие из них, определить сравнительное значение допол­нительных, выявить решающий фактор развития мотивов.

До сих пор нет ясной картины развития мотивов общения ребенка со сверстниками. В работах зарубежных исследователей неофрейдистского направления подчеркиваются враждебные прояв­ления детей в отношении друг к другу (N. Feshbach et al., 1972), которые авторы объясняют, исходя из инстинктов, лишь постепенно преодолеваемых в ходе «социализации» (N. Feshbach et al., 1972; F. Dodson, 1970—цит. по: М. Lewis, L. Rosenblum, 1975). Представи­тели поведенческой психологии видят в побуждении детей к кон­тактам со сверстниками надежду на вознаграждение: чаще — пода­рок (картинки, конфеты), реже — духовные ценности (ласка, поддержка) (J. Bryan, 1975).

М. И. Лисина (1974 б), А. Г. Рузская (1974) выделили виды мотивов вступления детей в общение со взрослыми, получившие название деловых, познавательных и личностных. Для изучения мотивов общения ребенка со взрослым использовались два типа ме­тодов. При первом из них создавались ситуации, близкие к есте­ственным условиям общения ребенка со взрослым, в которых взрослый адресовал ребенку свое доброжелательное внимание, го­товность участвовать в общей игре, свои качества интересного рассказчика, после чего предоставлял на выбор несколько аль­тернативных возможностей общения (А. Г. Рузская, 1974). При втором типе методов в ситуации игры взрослый сохранял пассив­ность, ожидая от ребенка инициативы в завязывании контактов, которые регистрировались, а затем подвергались анализу (3. М. Бо­гуславская, 1974; Д. Б. Годовикова, 1974; А. И. Силвестру, 1978).

Иначе изучались мотивы общения детей со сверстниками. Авто­ры анализировали обоснования детьми своих привязанностей к ровесникам (В. А. Абраменкова, 1981; В. К. Котырло, 1979; A.. В. Запорожец,

Т. А. Маркова, 1980; Т. И. Комиссаренко, 1979 а, б; B.С. Мухина, 1975; Т.А. Репина, 1978). Однако известно, что даже взрослые, как правило, не осознают мотивов своих поступков (A. Maslow, 1954); в еще большей мере это присуще малышам. Поэтому при изучении мотивов общения необходимо опираться на объективные факты поведения детей и через факты устанавли­вать, что побуждает дошкольников к общению.

В данной главе используются материалы четырех исследований (Д. Б. Годовикова, М. Н. Махаманова, 1985; Д. Б. Годовикова, 1984; Р. А. Смирнова, 1981; Р. И. Деревянко, 1983), в которых моди­фицированы два вышеупомянутых метода исследования мотивов общения ребенка со взрослыми. В первом исследовании (Д. Б. Го­довикова, М. Н. Махаманова, 1985) анализируется общение каждо­го из 50 детей от 2 до 7 лет в течение 2 ч друг с другом в естественной обстановке детского сада (регистрацию вели два наблюдателя). Мы отмечали ситуации, в которых появлялись инициативные обра­щения ребенка к сверстнику, и рассматривали их в связи с ответом партнера. Нами выявлялись объекты, т. е. проявления тех или иных качеств, которые искал ребенок, обращаясь к ровеснику. Кроме

того, вычленялись конкретные действия, вербальные и невербаль­ные, которыми ребенок выражал свое стремление к партнеру.

Во втором исследовании (Д. Б. Годовикова, 1984) специально апробировалось значение качеств сверстника как побудителей к об­щению с ним. Мы создавали такие игровые ситуации общения, при которых дети должны были принять роль, перевоплотиться в носителей качеств (мотивов), присущих их общению со взрослыми (деловых, познавательных и личностных). Так, дети, играя в игруш­ки, демонстрировали деловые качества (мастера игры); они рас­сматривали книжки с картинками, что создавало повод для появления познавательных мотивов; беседовали о своих вкусах, любимых игрушках, предпочитаемых ровесниках, выражая свои личностные качества. В нескольких ситуациях деловые, познаватель­ные и личностные мотивы воплощались в программе поведения одно­го ребенка. Он выступал в роли актера, другой — зрителя. Актер по­лучал возможность демонстрировать свои достоинства ровеснику и получать его отклик, оценку, зритель — воспринимать разнообразные качества ровесника, выражать свое отношение к ним. Ситуации строились как игра «в телевизор» (А. Г. Рузская, 1974).

У обоих участников регистрировались проявления активности, характеризующие меру стремления к демонстрируемым сверстником качествам: внимание к нему и эмоциональная реакция на его ак­тивность, инициативные обращения к нему и отклик на его ответ. Суммарная оценка данных проявлений стремления ребенка к обще­нию с партнером, выступающим в определенном качестве, служила показателем побудительной силы мотивов той или иной категории. Той же цели служил далее выбор ребенком одного варианта об­щения после ознакомления со всеми вариантами. К опытам при­влекались* дети, связанные отношениями приязни и дружескою расположения.

В экспериментах (второе исследование) и наблюдениях (первое исследование) участвовали одни и те же дошкольники (в количестве 50 человек), что позволяло получить разнообразные сведения о каж­дом ребенке.

В третьем исследовании, проведенном Р. А. Смирновой (1981), также использовалась методика воплощения определенных мотивов общения в программах поведения детей. Программы были персони­фицированы в разных детях. После того как ребенок получал опыт всех предусмотренных видов взаимодействия с партнерами, выясня­лось, какой из них он предпочитает. Основанием для вывода о при­влекательности конкретного вида взаимодействия служило изменение отношения ребенка к сверстникам, олицетворяющим разные мо­тивы общения.

В четвертом исследовании (Р. И. Деревянко, 1983) сопоставля­лись мотивы общения ребенка со сверстниками и со взрослыми. Со-

1 Работа не опубликована. 102

здавались ситуации, стимулирующие ребенка к деловым, позна-вательным и личностным контактам как со взрослым, так и с ро­весником.

Исследования (всего 5000 опытов) проводились с детьми от 2 до 7 лет в детских садах Москвы, Душанбе, Комсомольска-на-Амуре.

Основные категории мотивов общения — со сверстниками у детей 27 лет

Мы судили о мотивах общения ребенка со сверстниками, исходя из анализа его коммуникативных действий и тех активных прояв­лений партнера, которые создавали у ребенка состояние удовлетво­ренности. В вербальном акте выявлялась тема обсуждения, что характеризовало потребность, вызывавшую обращение к сверстни­ку, и одновременно определялся тип действия, к которому ребенок побуждал партнера: практического, сообщения информации, от­ношения к услышанному. Это давало нам возможность установить, ради каких качеств сверстника ребенок обращается к нему, и вычле­нить устойчивые цели, которые систематически ставились ребенком. В результате анализа всех полученных материалов определились три категории мотивов общения ребенка со сверстником, аналогич­ные тем, которые присущи его контактам со взрослым.

Первую и важнейшую категорию составляют мотивы, порождае­мые потребностью детей в активной деятельности, которая выра­жается у дошкольников в сюжетно-ролевой игре и является для них ведущей деятельностью. Ребенок вступает в общение со сверстником ради участия в общей игре или продуктивной дея­тельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательного и слаженного действования. И прежде всего это умения создавать интересные замыслы игр, выдвигать цели и согласовывать свои цели и действия с другими участниками. Подчиненность мотивов общения данной категории потребностям в общем деле позволяет назвать их деловыми.

На протяжении дошкольного возраста развиваются познава­тельные интересы детей. Ребенок обогащается новыми знаниями о мире, умением строить повествование. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя и це­нителя. Качества сверстника как источника сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей,- составляют вторую категорию — познавательных мотивов их общения, по значению уступающую первой.

В третью категорию вошли личностные мотивы. Ребенок вклю­чается в любое дело, которым занят ровесник, ради того чтобы сравнить свои и его возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества — свои и сверстника, возможности (умения, знания, нравственные качества), потребности (желания, склонности). Это первый вариант личностного мотива, когда он 103

прямо выражает потребность в общении с ровесником, а не подчинен другим потребностям. Второй вариант личностного мотива — ро­весник как ценитель тех качеств, которые ребенок уже выделил в себе как достоинства. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становятся его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. Этот мотив также прямо связан с потребностью в общении, со стрем­лением ребенка познать свои возможности, подтвердить достоин­ства, используя отклик на них со стороны ровесника. В обоих вариантах личностных мотивов воплощаются качества сверстника как зеркала в двух функциях, о которых речь шла в начале главы.

Познание, другого человека и себя сопровождается оценкой обоих субъектов, в результате создается устойчивая позиция по отношению к себе и к ровесникам. Возможны три вида позиций: равенства со сверстником, превосходства над ним и неравенства в пользу ровесника. У ребенка может сложиться один вид (пре­восходства или равенства) или все три вида позиций применительно к ровесникам. Неодинаковые позиции становятся источниками раз­ных мотивов общения. В позиции превосходства ребенок ищет в ровесниках качества, подтверждающие ее главный мотив: сверстник-ценитель. В позиции равенства ребенок стремится к сотрудничеству и поиску в ровесниках общих целей, сходных дел и самопроявлений. В неравной позиции ребенок хочет найти в ровеснике образец или источник целей и указаний к их осуществлению, а также его внима­ние и одобрение. Деловой мотив здесь сочетается с личностным. Оценивание поступков и качеств себя и сверстника предполагает их соотнесение с нормой. Поэтому к личностным мотивам мы будем относить и выявляемые детьми в обсуждении поступков людей нравственные нормы. Уточняющееся понимание последних необ­ходимо детям при построении своих поступков, собственной лич­ности.

Личностные мотивы общения образуют самостоятельную кате­горию. Однако они входят как обязательное добавление в категории деловых и познавательных мотивов. Кроме этих основных катего­рий мотивов общения детей существуют сложные формы — личностно-деловые, личностно-познавательные.

Во всех до сих пор рассмотренных вариантах сверстник вы­ступал как мотив-средство: его качества способствовали либо обо­гащению игры ребенка, либо лучшему пониманию им самого себя. Однако уже в дошкольном возрасте возможно общение со свер­стником ради раскрытия именно его качеств и построения цело­стного образа ровесника с присущей ему своеобычностью и непохо­жестью на других людей.

Взгляд на мир

Общение помогает нам меняться и пересматривать свое отношение к окружающим. Обмен информацией с людьми позволяет нам вовремя провести переосмысление своих взглядов и изменить себя.
К сожалению, контакты с обществом могут приносить не только пользу, но и вред. Общение с людьми, которые демонстрируют резко негативное отношение к традиционным общечеловеческим ценностям, может привести к пагубным последствиям. Именно поэтому, получая информацию из различных источников, необходимо быть избирательным, отсеивать те сведения, которые могут быть вредными или даже опасными.

Холод Виктория · 08 мар, 2018

Глава 2. Потребность в общении и методы ее изучения

Потребности и мотивы личности в общении

Потребность в общении является сугубо человеческой потребностью, которая строится на фундаментальных основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству. Мотивы, обслуживающие ее, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими – от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Завязывая отношения с другими, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д.

Потребность

можно определить как состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которого невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, как ощущаемые или осознаваемые им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности – источники активности человека. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам.

Существенные черты человеческих потребностей – это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, в труде, в познании, общении.

Процесс удовлетворения потребностей имеет сложную структуру и состоит из нескольких этапов, главными из которых являются мотивация и реализация деятельности. В этом сложном процессе могут обнаруживаться парадоксальные моменты, когда после слишком долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность. Так, после длительной вынужденной разлуки люди сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи, а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих.

Неудовлетворение важных потребностей и невозможность найти замещающие способы и предметы могут привести к глубоким личностным нарушениям. Неудовлетворение жизненно важных потребностей человека – таких как принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах – приводит к возникновению чувства неизбывного одиночества, тормозит появление и развитие других нужд и иногда снижает активность человека либо меняет направление этой активности. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к состоянию фрустрации.

Фрустрация потребностей и ее последствия

Фрустрация, неудовлетворение или блокирование важных социальных потребностей, в том числе и потребности в общении, длительная изоляция не проходят для личности бесследно.

Фрустрация

(лат.
frustratio –
тщетное ожидание, обман) – психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью. Это состояние возникает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели.

Фрустрация

(лат. frustratio – тщетное ожидание, обман)

– психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью; возникает в том случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели.

Фрустрация возникает тогда, когда человек не может ни достигнуть цели, ни отказаться от нее. Близким к фрустрации понятием является «опасность». Однако в опасной ситуации существует еще только угроза беды, а возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась. Поэтому опасность вызывает мобилизирующее психическое состояние, направленное на будущее, а фрустрация – состояние, ориентированное на настоящее и прошлое.

Причины

фрустрации человек может оценивать как
внешние
(трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники) и
внутренние
(плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.). Чаще всего люди (особенно дети) склонны считать фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если человек рассматривает причины фрустрации как устранимые, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды.

Этот природный механизм, запускающий энергетические резервы в случае помех при достижении цели, социально прогрессивен и индивидуально выгоден для лучшего приспособления и функционирования как людей, так и животных. При устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает. Тогда может появиться новый мотив.

Продолжающиеся неудачи могут вызвать суммацию фрустрации,

которая в свою очередь приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксированным реакциям, чаще возникающим под влиянием наказаний.

Непосредственные психологические последствия фрустрации – возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Типичными реакциями на фрустрацию являются агрессия (направленная на других или на себя), рационализация, снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Частым приспособлением к фрустрации является замещающая деятельность. Если ребенку запретили строить домик из конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он может начать рисовать его в воздухе. Реальным выходом из этого состояния является осознанное отступление, которое равносильно сдерживанию; неосознанное отступление выражается в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые иногда проявляются в снах человека.

Отсутствие мотивации в ситуации фрустрации делает человека незащищенным, обидчивым и обреченным на неуспех.

Для изучения фрустрации успешно используется «Методика неразрешимых задач», а также «Методика прерванного действия».

2.1.2. Мотивация

Понятием «мотив» часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной цели. Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения мы называем мотивацией. Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Это начальный этап психической и физической активности.

Мотивация –

побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий.

Мотив

– это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях.

Процессы мотивации могут иметь различную направленность – достичь или избежать поставленной цели, осуществить деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Мотивации сопутствует определенное психофизиологическое напряжение, то есть состояния возбуждения, прилива или упадка сил.

Мотив

понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях.

Цель и мотив не совпадают. Так, например, у человека может появиться цель – сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; сменить круг общения, приблизить место работы к месту жительства; жить рядом с родными и т. д. Часть мотивов может не осознаваться человеком.

Сила мотивации и ее активность выражаются в степени влияния на направление и успех деятельности. Усиление мотивации увеличивает успех деятельности до определенного предела; с дальнейшим увеличением мотивации успех деятельности начинает падать. Так, общительность становится навязчивостью, а стремление к творческому уединению может превратиться в тягостное затворничество.

Кроме того, в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных – при ее низком и среднем уровне. Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации.

Текст книги «Мотивация и мотивы»

Как показано О. А. Тырновой (1996) ведущими мотивами общения являются: у девушек – желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей – общность интересов и дел.

10.2. Цели общения

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

– оказание помощи другому человеку;

– получение помощи;

– поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера взаимодействия);

– поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

– самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

– приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

– изменение мнения, намерения, поведения другого человека (об используемых для этого приемах воздействия уже говорилось в главе 6).

В связи с этими целями центральным моментом в мотивации общения становится выбор постоянного или ситуативного партнера общения (цели-объекта)

, а для исследователя-психолога – изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.

Наиболее распространенной причиной выбора постоянного партнера общения, в частности детьми, по данным многих авторов является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качествам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отношение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как показала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеурочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учащихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера общения (В. Н. Лозоцева, 1978; В. Хартан, 1970; Я. Л. Коломинский, 1976). В возникновении привязанности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3–7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знакомством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения студентов (а следовательно, и устойчивость мотива общения), по данным И. К. Широковой (1973), не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойчивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интеллекта и силой нервной системы.

Вообще, данные о психологических факторах (мотиваторах), влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно противоречивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина – разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности – беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бывают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) – чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным учащимся в большей степени связано с его негативным поведением (недисциплинированностью, агрессивностью и неопрятностью) – в младших классах и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью) – у подростков.

Мотивы общения подростков с родителями изучены С. В. Белохвостовой (1983). Наиболее значимым мотивом общения подростков с мамами (80 % ответов) является желание поделиться своим настроением, передать свои переживания. В общении с папами этот мотив отмечен только 19 % подростков. Вторым по значимости (74 % ответов) мотивом общения с мамами является необходимость в регуляции с их стороны действий и поступков подростков. Подростки ориентированы на регулятивное общение с мамами в большей степени, чем с папами. В общении с последними этот мотив отмечен только в 24 % случаев.

В общении с папами наиболее значимым оказался мотив «хочу узнать как можно больше нового и интересного» (84 % ответов). В общении с мамами этот мотив отмечен у 58 % опрошенных подростков.

10.3. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения

Удовлетворению потребности общения может препятствовать такое личностное качество субъекта, как застенчивость.

По данным В. Н. Куницыной (1995), 33 % взрослого населения нашей страны попадают в категорию застенчивых (30 % женщин и 23 % мужчин). У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %. Вот как описывают общение застенчивого человека В. Н. Куницына и Е. Н. Бойцова (1983).

В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в общий разговор, еще реже начинает разговор сам. При беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда больше слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно.

Его трудно вызвать на разговор, часто он не может выдавить из себя ни слова, ответы обычно односложны. Застенчивый человек часто не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, а то и вовсе замолкает; для него характерна боязнь предпринять что-либо на людях. При всеобщем внимании к нему – теряется, не знает, что ответить, как реагировать на реплику и шутку; застенчивому общение нередко бывает в тягость. Характерным для таких людей является трудность принятия решения.

Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе, а это, в свою очередь, нередко ведет к одиночеству, невозможности создать семью. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может привести к развитию неврозов.

Застенчивость и связанные с нею трудности общения особенно резко проявляются в юности. При этом взрослые принимают ее за скромность или скрытность, а сами подростки и юноши пытаются скрыть за внешней развязностью и даже грубостью (особенно это характерно для мужского пола).

И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов. Что касается личностных свойств (интроверсии и самоуважения), то здесь еще стоит подумать – а не обстоит ли дело как раз наоборот: не являются ли низкая общительность и пониженное самоуважение следствием застенчивости?

Преодолению застенчивости, как считают многие психологи, занимающиеся проблемой общения, способствует овладение навыками общения, особенно в детском и подростковом возрасте.

10.4. Возрастные особенности мотивации общения

В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется, а у 4-летних оно становится одной из ведущих потребностей. При этом у них возрастают самостоятельность и инициатива, т. е. поведение становится все более внутренне детерминированным.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы – мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным (не есть ли это лучшее доказательство того, что специфической первичной, базовой потребности в общении нет и что потребность в общении – это потребность в способе удовлетворения других потребностей?). В первые 7 лет жизни ребенка содержание этой потребности состоит: у детей 2–6 месяцев от рождения – в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет – в сотрудничестве, у детей 3–5 лет – в уважительном отношении взрослого, у детей 5–7 лет – во взаимопонимании и переживании. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать – содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей от 6 месяцев до 3 лет взрослый – это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый – это источник познания, эрудит, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый – это старший друг, и общение снова принимает личностный смысл.

В младших классах ведущей снова становится мотивация общения со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

Считается, что максимума развития мотив общения со сверстниками достигает в 11–13 лет. Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийно-групповому общению заявляли только 15 % подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56 % детей 11–15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально-ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынуждены удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие школьников в неформальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношения с родителями. В то же время в уличных группах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покурить и выпить вина.

У некоторых подростков не исчезает и стремление к общению со взрослыми. Но в 7-8-м классах этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми

(А. В. Мудрик, 1981).

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (И. С. Кон, 1989). Заметно усиливается потребность во взаимопонимании с другими людьми: у юношей – с 16 % в седьмом классе до 40 % в девятом, у девушек – соответственно с 25 до 50 %, что связано с формированием самосознания.

За время обучения в школе у части учащихся появляется мотив общения с учителями во внеучебное время. Н. Г. Полехина (1971), изучавшая этот вопрос, отмечает, что выраженность этого мотива зависит от типа школы (обычная или интернат – в нем стремление к общению выше) и от статуса учителя (чем выше статус, тем больше стремление, хотя имеются и исключения, что связано с характером учителя, его стилем руководства).

Значимость личностных факторов выбираемого для общения партнера в разные возрастные периоды не одинаковая. Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со сверстником, но по-разному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом.

Младшие школьники тоже относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу, в то время как у подростков это довольно распространенное основание общения. У младших школьников основание общения нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д. У подростков такие мотивировки не встречаются, но зато появляются обоснования, учитывающие качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни».

По данным С.П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20 % школьников.

Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69 % 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше – 84.

Об устойчивости выбора партнера

для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

С возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности, у школьников – до 7-го класса.

10.5. Классификация мотивов общения

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой, по существу, лежат различные виды потребностей (хотя сам автор так не считает, разделяя потребности, интересы, капризы, привычки): мотив-потребность, мотив-интерес, мотив-привычка, мотив-каприз и мотив-долг. К сожалению, раскрытие внутреннего содержания этих мотивов у автора не всегда логично.

Кроме приведенной классификации, при сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Н. П. Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие

(которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными),
противодействующие
(которые исключают друг друга, противоположны по направленности – один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и
независимо протекающие
(не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

Мотивы общения могут быть деловыми и неделовыми (личностными). Последние имеют отношение к знакомству, дружбе, привязанности, любви. В свою очередь, эти мотивы можно разделить в соответствии с двумя видами общения – желательным и нежелательным, в основе которых лежат разные мотивы общения (желание или нежелание общаться с данным человеком).

11. Мотивация просоциального поведения

11.1. Мотивация нормативного поведения

Так называемое нормативное (социальное) поведение является разновидностью подражания.

Термин «социальные нормы» обычно используется для указания на существование стандартов, правил (как предписывающих, так и запрещающих), которых должны придерживаться члены группы или общества. Общество требует от личности конформности, согласия с данными нормами. Соблюдая в своем поведении эти нормы, человек становится похожим на остальных членов группы, социальной общности, приобщается к ней, становится «как все». Получается, что эти внешние по отношению к человеку нормы как бы управляют его поведением, заставляют действовать так, а не иначе.

В то же время даже одинаковые внешние нормы поведения для разных людей имеют различный внутренний смысл. Например, как показано О. Д. Стаматиной (1977), имеются по крайней мере три вида мотивации устойчивого честного поведения, отражающие уровень социальной зрелости личности. Одни обосновывают необходимость такого поведения преимущественно утилитарно-практически: потому, что нечестных лишают доверия, не уважают и т. д. Другие связывают необходимость быть честным с потребностями общества, но подчас рассматривают ее как самопожертвование. Третьи выражают полное осознание личного и общественного значения этой необходимости, принимают ее как самостоятельную ценность, безотносительно к возможным последствиям.

Нормы социального поведения не выполняются сами собой. Они должны быть интериоризованы, должны стать – по Шварцу – «личными нормами». Кроме того, существует ряд факторов, снижающих их императивность. В частности, в связи с этим Д. Дарли и Б. Латане (J. Darley, B. Latane, 1968) выдвинули тезис о феномене социального торможения

при оказании помощи во время чрезвычайных происшествий. Этот феномен проявляется в трех вариациях.

Первая – это препятствие публики: в присутствии других людей человек стремится избежать действий, которые могут смутить его. Поэтому, остерегаясь попасть впросак, он сдерживается и ничего не предпринимает. Вторая вариация – социальное влияние:

наблюдая за поведением других людей, присутствующих при чрезвычайном происшествии, человек может решить, что его вмешательство нежелательно или что ничего особенного не происходит. Побуждение оказать помощь снова затормаживается. Третья вариация –
диффузия ответственности:
присутствие других людей ослабляет у субъекта чувство ответственности, которая распределяется между всеми. Но поскольку так думает каждый, то в группе люди реже приходят на помощь пострадавшему.

С другой стороны, при принятии группового решения «диффузия ответственности» способствует росту уровня риска, что может иметь как позитивные, так и негативные последствия.

Так, И. Дженис (1972), анализируя различные военные и политические решения, открыл явление, названное им «групповое мышление» (groupthink)

[26]. Оно означает стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, и в этой группе стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов действий. Это мышление характеризуется конформизмом, тенденциозным подбором информации, сверхоптимизмом, убеждением во всесильности группы и в непогрешимости ее взглядов. Все это увеличивает вероятность принятия рискованных решений. Несмотря на то что ошибочность взглядов и решений такой группы вскоре становится очевидной, принятый курс действий и разработанные концепции, вместо кардинального их изменения, продолжают отстаиваться и осуществляться. Очевидно, что феномен «группового мышления» относится не только к политикам и военным, но и к научным коллективам; и здесь за примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить некоторые физиологические и психологические школы (и поведение их представителей в процессе устных и печатных дискуссий), которые десятилетиями могут «вариться в собственном соку», «пережевывая» идею, выдвинутую лидером школы.

Нормативное поведение, связанное с предъявлением группой определенных требований к субъекту, может приводить к такому явлению, как перфектализм.

Это происходит в том случае, когда для исполнения желаемой социальной роли человеку не хватает ни способностей, ни образования. Он прилагает все силы, перенапрягается; происходит конфликт между исполняемой ролью и «Я», при котором оценка роли значительно превышает оценку собственного «Я». В результате человек становится перфекталистом, изнуряющим себя непосильным трудом.

Иногда следование принципу неукоснительного соблюдения правил, служебных обязанностей приводит к неадекватному поведению. Примером этого может служить поведение двух сторожей берлинского метро во время бегства гитлеровцев из города в мае 1945 года при наступлении наших войск. Пытаясь уйти из города по тоннелям метро, на одном из его участков беглецы наткнулись на водонепроницаемую переборку, препятствовавшую дальнейшему продвижению. Разъяренные люди требовали от сторожей поднять ее, но те отказывались, ссылаясь на какой-то параграф из устава 1923 года, который действительно предписывал опускать переборку каждый вечер после прохода последнего поезда. В течение многих лет в обязанности этих сторожей входило следить за этим. И хотя уже более недели здесь не проходил ни один поезд, эти законопослушные служаки все равно действовали согласно уставу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]