Автор: Еремчук Людмила Геннадьевна, врач — невролог. Исследователь, кандидат медицинских наук.
Жизненно важные когнитивные функции определяют уровень личности в социальной среде, отношение к себе и качество взаимодействия с окружающим миром. Любое повседневное действие связано со сферой познания и анализа, работой мозга.
Когнитивная нейронаука исследует эти проявления во всем многообразии, выявляет зависимости физических структур нервной деятельности и способностей человека. Развитие и тренировки памяти, речи, внимания способны повысить качество жизни.
Даже неосознаваемые когнитивные функции, например фоновый анализ обстановки вокруг себя, – это постоянная работа множества нейронов в мозговых структурах. Улучшением способов взаимодействия этих важных клеток организма занимается нейробиология, а именно ее раздел когнитивная нейронаука.
Что значит когнитивный
Понятие «когнитивный» – это характеристика, указывающая на отношение предмета к познавательной сфере, управляемой головным мозгом. К когнитивным относятся наиболее сложные функции в области высшей нервной деятельности: письмо, речь, анализ окружающего мира, восприятие действительности, память.
В процессе жизни человек приобретает и постоянно совершенствует познавательные навыки, свои когнитивные характеристики, которые определяют то, что в повседневной речи мы называем уровнем интеллекта. Наиболее близко понятию когнитивный – значение слова «умный», что также значит «развитый, сообразительный».
Определение
Когнитивные способности – совокупность мозговых процессов, участвующих в познании окружающего мира. С помощью них мы воспринимаем, обрабатываем, сортируем, запоминаем, храним и воспроизводим информацию.
К когнитивным способностям относятся:
- восприятие,
- внимание,
- память,
- мышление,
- речь,
- воображение.
Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.
Когда мы характеризуем человека как “умного”, мы высоко оцениваем именно его когнитивные способности.
Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.
Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.
Когнитивные функции и процессы
Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.
Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.
Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.
Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.
Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:
- концептуальное мышление;
- счет, речь;
- внимание и память;
- исполнительная деятельность;
- концентрация;
- ориентирование в пространстве.
Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.
Уровень толерантности к нереалистическому опыту
Под толерантностью подразумевается терпимость к чему-либо. В качестве стилевой характеристики здесь она характеризует возможность человека принимать впечатления, которые не соответствуют или даже противопоставляются имеющимся у него представлениям.
Нетолерантные люди склонны сопротивляться такому опыту, т.к. оно расходится с их знанием о том, каким «должен быть» порядок вещей, а толерантные люди, напротив, открыты этому опыту. Главным показателем толерантности можно назвать продолжительность периода, во время которого человек воспринимает какое-либо явление.
По большому счёту, речь здесь идёт о навыке принятия информации, которая не соответствует имеющимся у человека установкам, и восприятия внешнего воздействия таким, каким оно является в действительности.
Когнитивное мышление
Начиная с рождения человек тренирует когнитивные способности, учится мыслить и взаимодействовать с миром. Деятельность его мозга совершенствуется, проходя три основных стадии:
- наглядно-действенная, при которой ребенок изучает предметы визуально и на ощупь и анализирует поступающие данные;
- наглядно-образная – в этот период происходит усвоение правил поведения, основных логических принципов, развитие памяти, речи;
- отвлеченное мышление – человек учится оперировать образами и абстрактными конструкциями.
В норме все три стадии проходят до наступления взрослости, но и в старшем возрасте можно развивать когнитивное мышление любым доступным образом: обучиться игре в шахматы, решать логические задачи, выработать каллиграфическое письмо, читать познавательную литературу, разгадывать кроссворды.
Подборка развивающих, настольных игр, головоломок для взрослых и детей
Когнитивная психотерапия
В процессе становления психотерапии возникло направление, объясняющее нарушения и расстройства психики через ошибки мышления. Ученые, придерживающиеся этой теории, считают, что коррекция стереотипов восприятия, убеждений, шаблонов поведения может помочь человеку переосмыслить сложные ситуации и убрать внутренние негативные факторы.
Когнитивные нарушения и расстройства
В процессе жизни когнитивные функции человеческого мозга могут не только развиваться, но и деградировать, постепенно или вследствие травм и серьезных стрессов. Согласно степени выраженности, побуждающим причинам и возрастной группе подбирают лечение, поскольку часть таких расстройств имеет обратимый характер.
При нарушении когнитивных функций у подростков и детей восстановить изначальный уровень обычно проще, так как до достижения зрелости нарушенные нервные связи замещаются более активно.
Узость и широта
Здесь подразумевается узость и широта диапазона эквивалентности. Такие когнитивные стили характеризуют индивидуальные особенности в масштабе, используемом человеком при оценивании различий и сходств объектов.
Одни люди при произвольной классификации могут разделять объекты на множество групп с небольшим объёмом объектов (это узкий диапазон), а другие – на меньшее количество групп с большим объёмом объектов (это широкий диапазон).
Основой этих различий является, главным образом, уровень «чувствительности» к установленным различиям и ориентированность на установление различий разных типов. Человек с узким диапазоном эквивалентности опирается на физические свойства объектов, а человек с широким диапазоном – на скрытые дополнительные свойства. Некоторые отечественные специалисты характеризуют первый стиль как аналитический, а второй – как синтетический. Также установлена связь аналитического и синтетического когнитивных стилей с особенностями личности.
Тест на когнитивные способности от Викиум
Даже кратковременные тренировки ряда когнитивных способностей дают наглядный результат. Это подтверждают исследования Калифорнийского университета. Чтобы понять, как улучшить когнитивные и сопутствующие функции мозга, нужно сначала определить их текущий уровень.
Удобнее всего для этого использовать сервис Викиум, который зарекомендовал себя как наиболее продвинутая платформа в этой сфере. В игровой форме предлагается посвящать развитию когнитивных способностей всего 15 минут в день. Можно найти время даже при плотном графике.
Программа составляется индивидуально, так как сначала в тестовой форме проводится оценка уровня мышления. Интерпретация способностей строится во взаимосвязи с личными целями. Такой легко выявляет потребности пользователя, ведь в рамках тестирования предлагается указать, что именно хотелось бы улучшить.
Преимущества платформы Викиум в выбранном уникальном подходе к каждому пользователю, так как изначальные рамки когнитивного развития у каждого свои. Кроме того модель тренировок сервиса основывается на серьезных научных разработках.
Развлекательная форма занятий позволяет поддерживать интерес к столь полезной цели. Помимо отдельных задачек пользователи могут вступать в соревнования друг с другом. Выбор тренировок разнообразен, можно играть и развиваться бесплатно, но функционал и количество игр будут ограничены.
Если стоит задача всерьез перейти на новый уровень качества мышления, можно приобрести годовой или постоянный абонемент и пройти полный курс индивидуально подобранных тренировок.
Большинство из тех, кто занимался развитием когнитивных способностей при помощи тренажеров платформы Викиум оставляют положительные отзывы на популярных площадках сети. Высокую оценку сервис имеет и в рамках обзоров по этой тематике.
Викиум постоянно развивается и дополняет свой функционал.
Развитие когнитивных способностей
Мозг человека как структура взаимодействующих нейронов очень пластичен и адаптируется и к изменению внешних условий, и к тем целям, которые ставит перед собой его обладатель.
Если задаться целью , то регулярная тренировка их способна привести к действительно впечатляющим результатам. Можно действовать стандартными способами, например, учить наизусть длинные поэмы или решать математические задачи, а можно сочетать привычные методики с оригинальными.
Рефлексивность и импульсивность
Данные когнитивные стили в 1976 году выделил другой психолог – Н. Коган, в процессе исследования интеллектуальной деятельности человека в ситуациях принятия решения, для которых характерны условия неопределённости, и где для выбора нужно рассмотреть несколько альтернатив.
Импульсивный человек всегда быстро реагирует на проблемные ситуации, а также находит и принимает способы решения без тщательной оценки. Рефлексивный человек, наоборот, реагирует несколько замедленно, а решения принимает только после тщательной оценки и рассмотрения всех плюсов и минусов. Кроме того, рефлексивные люди склонны применять более эффективные способы решения задач и успешнее реализуют освоенные стратегии деятельности применительно к новым ситуациям.
Упражнения для развития когнитивных способностей
Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.
Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:
- Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
- Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
- Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
- Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.
Полезависимость и поленезависимость
Первое появление этих стилей в области науки датируется 1954 годом, и связано с именем американского психолога Г. Уиткина, изучавшего соотношения проприорецептивных и зрительных ориентиров в перцептивной деятельности.
Эксперименты, проведённые Уиткином, показали, что часть людей воспринимает поступающие данные посредством зрительных впечатлений, а часть – посредством проприорецпетивных, т.е. основанных на положении тела. Первую тенденцию назвали полезависимостью, а вторую – поленезависимостью.
Впоследствии поленезависимость стали рассматривать в качестве навыка преодоления видимого поля, его структурирования и вычленения в нём отдельных элементов. А в полезависимости все элементы видимого поля связаны между собой, причём детали отделить от пространственного фона практически невозможно. Так, если человек может быстро и правильно обнаруживать фигуры среди других, значит, он является поленезависимым, а если обнаруживает их медленно и с трудом, то – полезависимым.
По мере изучения, навык успешного выделения отдельных деталей из их многообразия стали связывать с некоторыми интеллектуальными, главным образом, невербальными способностями. Основываясь на этом, учёные пришли к выводу, что существует более общая особенность когнитивного стиля, которую назвали «способностью преодоления организованного контекста». Исходя из того, насколько она выражена, начали разделять два подхода к полю – активный (аналитический) и пассивный (глобальный).
Отсюда следует вывод, что полезависимость и поленезависимость отражают специфику выполнения задач перцептивного характера. Для полезависимости характерно то, что ориентиром для человека служат внешние источники информации, и, следовательно, он наиболее подвержен влиянию контекста в процессе выполнения перцептивных задач, что сопряжено с рядом трудностей. А в случае с поленезависимостью, человек ориентирован на внутренние источники данных, по причине чего менее подвергается воздействию контекста и выполняет перцептивные задачи с большей лёгкостью.
Книги для развития когнитивных способностей
Интерес к развитию когнитивных умений можно удовлетворить с помощью литературы на эту тему. Широкий выбор книг позволяет найти источник, подходящий именно для вас.
- . Серьезное издание, обосновывающее постулаты взаимосвязи физических структур мозга и когнитивных способностей личности. Приведены научные данные и результаты современных исследований в психологии и смежных науках, рассматриваются последние методики изучения процессов мозга, в переходе от поведенческих к визуальным.
А. Соболева. Серия книг для развития когнитивной сферы у детей в игровой и доступной форме. Три пособия направлены на улучшение основных функций: речи, памяти, моторики, внимания, включают задания для детей и советы родителям.
Почитайте другие полезные статьи на сайте:
- Как лучше развивать ребенка обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений
- Как развивать свой мозг: упражнения
- Топ-16 сайтов для развития интеллекта