Индивидуально-психологические особенности личности


Психология изучает не только общие законы и закономерности психических процессов и состояний. Мы все разные, уникальные и неповторимые личности, поэтому знание индивидуально-психологических особенностей человека не менее важно, чем механизмы и процессы психики, характерные для всех людей. Изучением этой области занимается раздел психологии, который называется дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий.

Как проявляются индивидуально психологические особенности личности

Психология изучает общие и индивидуальные законы формирования, развития психики. К слову, их изучает не только психология, но и философия, социология. К первому (общим закономерностям), например, относится теория о возрастных кризисах, концепция о психологических механизмах защиты. Ко второму – представления о становлении индивидуально-психологических характеристик. Что относится к ним? К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и его отдельные черты, способности, эмоционально-волевая сфера.

Как и в чем проявляются индивидуально-психологические особенности? Да во всем. Например, то, как мы реагируем на какие-то события или как рассказываем какую-то историю, напрямую связано с темпераментом. Холерики поддаются эмоциям, много жестикулируют. Флегматики сдержанны, обращают внимание на мелочи, объективно оценивают ситуацию. Впрочем, мы уже забежали немного вперед. Давайте разберем каждую из основных индивидуальных характеристик подробнее, в том числе темперамент.

Интересно! Изучением индивидуально-психологических особенностей занимается специальных раздел психологии – дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий. Она объясняет, почему в одних и тех же ситуациях люди ведут себя по-разному, почему в одних и тех же условиях вырастают дети с совершенно разным будущем и т.д.

Концепция профессионализма

В контексте рассмотрения концепции профессионализма мы также рассмотрим личностные качества, которые необходимы профессиональному психологу и которых мы касаемся в нашем исследовании.

В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом углубленного рассмотрения в психологической науке (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), исследования, посвященные профессиональной деятельности, профессиональным требованиям, профессиональному отбору и обучению, появились в индустриальной психологии и смежных областях психологии (работы В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Ю.К. Стрелкова и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально важных качеств (ПВК), их формированием и оценкой. Остается не совсем понятным, что психологически означает человек как профессионал. В психологии труда формирование индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека.

Личность не может развиваться в отрыве от деятельности. Работа сопровождает человека на протяжении всей его жизни и определяет его развитие. Именно процесс работы делает человека профессионалом.

Человек развивается как действующий субъект с раннего детства. И каждый возрастной этап в жизни человека может повлиять на развитие различных навыков и дальнейшее обучение человека как профессионала.

Е.А. Климов предложил периодизацию развития человека как рабочего предмета.

Доигровой этап (от рождения до 3 лет) — развитие функций восприятия, движения, речи, простейших правил и моральных оценок, которые становятся основой для дальнейшего развития и участия человека в труде.

Игровая фаза (от 3 до 6-8 лет) — освоение «основных смыслов» человеческой деятельности, а также знакомство с некоторыми профессиями (игра в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.).

Этап овладения учебной деятельностью (с 6-8 до 11-12 лет) — интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, умение планировать свою деятельность и т.д.

Стадия оптации (от лат. optatio — желание, выбор; от 11-12 до 14-18 лет). Этап подготовки к жизни, к работе, сознательного и ответственного планирования и выбора карьерного пути. Соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального определения, является оптантом. Парадокс этого этапа заключается в том, что в ситуации оптанта может оказаться взрослый человек, например, безработный. Как отмечает сам Е.А. Климов, «оптация — это не столько показатель возраста, сколько ситуации выбора профессии».

Также, когда человек развивается и взрослеет, профессионально определяется и вступает в профессиональную деятельность, по мнению Е.А. Климова, он проходит следующие этапы, которые характеризуют степень успешности развития личности в профессиональной деятельности:

Уровень «Адепт» — это профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ.

Этап адаптации — вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжительностью от нескольких месяцев до 2-3 лет.

Фаза стажера — вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

Уровень мастера — когда работника можно назвать лучшим среди обычных и хороших, то есть он заметно выделяется на общем фоне.

Уровень авторитета — рабочий является лучшим среди мастеров. Не каждый работник может достичь этого уровня.

Уровень наставника — это высший уровень работы профессионала. Сотрудник становится не только прекрасным специалистом в своей области, но и учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них лучшую часть своей души.

Овладение профессией не происходит в один момент. А.К. Маркова выделяет основные этапы овладения профессией.

Адаптация человека к профессии.

Самореализация человека в профессии — это выработка индивидуальной профессиональной нормы.

Гармонизация человека в профессии — человек легко выполняет задания по освоенным технологиям.

Трансформация, обогащение своей профессии — это уровень творчества (на этом уровне большую роль играет индивидуальный стиль деятельности).

Мультипрофессиональная стадия — профессионал выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится наставником.

Мы исходим из того, что профессионализация сопровождается изменениями в человеке в целом — развитием его индивидуальных, личностных, субъективных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является развитие профессионализма — специфического качества, характеризующего человека-профессионала. В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме профессионализации, отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Под термином «профессионализм» авторы понимают высокий уровень успешности человека при выполнении профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность понимается как сложная деятельность, которая представляется человеку как установленный способ делать что-то, имеющий нормативно обусловленный характер. Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна. Именно сложность трудовых функций для человека придает деятельности профессиональный характер.

Таким образом, сложность работы, которая диктует необходимость длительной профессиональной подготовки субъекта, а также необходимость наличия определенных качеств, обеспечивающих успех в этой деятельности, является основным признаком, позволяющим отличить профессиональную деятельность от простой трудовой деятельности. В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление свойства, отражающего степень способности личности решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение заданного времени. Такой чертой является индивидуальный профессионализм. Итак, под профессионализмом мы понимаем качество человека, который выполняет сложную, не всем доступную работу на высоком уровне — систематически, эффективно и надежно. Приобретение профессионализма требует соответствующих навыков, желания и характера, готовности постоянно учиться и совершенствовать свои навыки.

Темперамент

Темперамент – это тип нервной системы, врожденная характеристика. Это совокупность психофизических свойств личности, определяющая специфику выполнения деятельности. Ритм, скорость, интенсивность реакций – все это зависит от темперамента. Давайте подробнее разберем типы темпераментов, а потом их свойства.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые о темпераментах заговорил Гиппократ. Он выделил четыре типа личности на основе того, какая жидкость преобладает в человеке:

  1. Холи (желчь). Это подвижные, а иногда и суетливые люди. Отличаются резкими перепадами настроения и общительностью, переходящей в навязчивость.
  2. Флегма (слизь). Это спокойные, рассудительные, медлительные люди.
  3. Мелан холи (черная желчь). Это пессимисты, пребывающие в упадке сил и отличающиеся нерешительностью.
  4. Сангва (кровь). Это активные и упорные люди, которые всегда добиваются своего. Прирожденные лидеры.

С тех пор было проведено много исследований, появились разные классификации темпераментов, но эту типологию берут за основу до сих пор. Правда, о преобладании жидкостей уже никто не говорит, да и названия немного изменились. Изучение темпераментов ведется вокруг реакций возбуждения и торможения. А главным лицом в этой теории считается И.П. Павлов.

Темперамент в современной психологии

В современной психологии используют следующую классификацию темпераментов:

  1. Холерик. Сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Про таких говорят «Заводится с полпинка». Правда, так же быстро холерик остывает. Причем он не просто остывает, а забывает причину ссоры, сам неприятный факт. Поэтому с холериками трудно решать разногласия. Холерики обладают лидерскими качествами, но несдержанность и эмоциональность мешает им добиться стабильного результата в жизни.
  2. Сангвиник. Подвижный, уравновешенный, сильный тип. Процессы возбуждения и торможения протекают быстро, но это не так ярко отражается на настроении, как у меланхолика. Сангвиники больше уходят в юмор. Их можно назвать отходчивыми. Они отличаются высокими адаптивными способностями, гибкостью, общительностью. Это позитивные и активные люди, которые умеют найти подход к каждому человеку, обладают лидерскими характеристиками. Сангвиник не терпит скуку и однообразие. Для него характерна высокая скорость и сила выполнения деятельности.
  3. Флегматик. Сильный, уравновешенный, неподвижный тип. Реакция возбуждения слабая. Флегматики отличаются сдержанностью и рассудительностью, которые иногда переходят в занудство. Это исполнительные и самые ответственные работники, но в быту с флегматиком сложно. Он скуп на эмоции, не умеет сопереживать, осторожен и пассивен. Не любит сюрпризы, эксперименты, новизну. Его сдержанность, стрессоустойчивость и хладнокровие иногда принимаются окружающими за равнодушие. Флегматики не любят смены деятельности.
  4. Меланхолик. Слабый, неуравновешенный, подвижный тип. Как и у холерика, у него постоянно скачет настроение, но преобладают негативные оттенки. Это пассивный, неуверенный в себе, ранимый тип. Быстро устает, плохо адаптируется к изменениям. Вместе с тем это самые душевные и сопереживающие люди с богатым и интересным внутренним миром.

Психологи отмечают, что в чистом виде не встречается ни один темперамент. То есть чаще в человеке смешано 2 или 3 типа.

Кроме этого, в современной психологии опираются на типологию темпераментов К.Г. Юнга. Он выделил два типа: экстраверты и интроверты. Первые направляют свою энергию во внешний мир, вторые – во внутренний мир. У экстравертов потребность в социальных контактах, групповой работе выражена острее, чем у интровертов. Последние склонны к уединению. Это связно с тем, что у интровертов выше чувствительность к внешним раздражителям. Экстраверты более устойчивы, поэтому для возбуждения им нужны сильные эмоциональные воздействия.

Интересно! Существуют и другие типологии темпераментов, например, классификация Галена, теория Э. Кречмера.

Свойства

Уравновешенность, подвижность, сила – это свойства темперамента. Об этом мы уже упомянули, но существуют и другие свойства. Разберем их подробнее:

  • сензитивность (чувствительность) – реакция на минимальное воздействие раздражителя;
  • реактивность – сила эмоциональной реакции на раздражители;
  • активность – активность в межличностных отношениях, при выполнении деятельности;
  • темп реакций – скорость движений, речи, мышления, выполнения деятельности;
  • подвижность (пластичность/ригидность) – скорость адаптации к меняющимся условиям.

Представим портреты темпераментов через таблицу, где «+» – это высокий уровень, а «–» – низкий уровень какого-либо свойства.

СензитивностьРеактивностьАктивностьТемп реакцийПодвижность
Холерик++++
Сангвиник++++
Флегматик+
Меланхолик+

Кроме этого, при рассмотрении темпераментов принято изучать сосредоточенность внимания. У холериков медленная сосредоточенность (отвлекаемый тип), у сангвиников – быстрая сосредоточенность, у флегматиков – медленная, у меланхоликов внимание неустойчивое (быстро устают, много отвлекаются).

Важно! Особенности темперамента нужно учитывать в процессе обучения, при трудоустройстве и при построении отношений с окружающими. От совместимости темпераментов зависит психологический климат в семье, трудовом коллективе, классе, группе.

Что это такое

Личностные качества людей являют собой, так называемые персональные «атрибуты» человека, влияющие на все возможные аспекты его жизнедеятельности, начиная с выбора ежедневного гардероба и заканчивая профессиональными предпочтениями. Проще говоря, это врожденные особенности и приобретенные черты характера. Одни личностные параметры могут модифицироваться вследствие воздействия социума, жизненных обстоятельств, другие – остаются константными. Среди психологов бытует мнение, что большинство черт личности формируется в первую пятилетку существования крохи, в последующие годы они лишь подвергаются корректировке.

К личностным чертам врожденного характера относят различные особенности характера. Так, например, Кеттелл причисляет к ним интеллект, особенности протекания процессов запоминания и восприятия, память, музыкальный или художественный талант, основополагающие свойства темперамента.

В свой черед, Юнг следовал схожей теории и разделил людей согласно их основным подтипам на интуитивных, чувствующих, ощущающих, мыслительных.

Особо влияют личностные характеристики при выборе профессиональной сферы. Большинство психологов утверждает, что человек, имеющий неподходящий характер для выбранной деятельности никогда в ней успеха не сможет достичь.

При этом каждая сфера трудовой занятости характеризуется отдельным набором желательных качеств личности и нежелательных. Например, успешному бизнесмену необходимы следующие «атрибуты»: трудолюбие, независимость, целеустремленность, адекватность самооценки, смелость, ответственность, инициативность, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Помимо того, такие параметры, как неуверенность, агрессивность и нетактичность у него должны отсутствовать.

Учитель должен обладать наблюдательностью, адекватным уровнем требовательности, тактичностью. Ему надлежит быть уравновешенным и внимательным, но при этом ему лучше не иметь тяготения к агрессивным проявлениям, не быть замкнутым, безответственным и непунктуальным.

Все качества, свойственные личности, и обнаруживающиеся на протяжении ее существования, связаны попарно. Они имеют позитивную составляющую и негативный окрас в соответствии с их направленностью.

Основные качества личности проявляют специфику психических явлений, особенностей и состояний человека, выражают его особенности характера, стороны темперамента, своеобразие поведения, неординарность взаимодействия с социумом, средой, собственной персоной. Проще говоря, они показывают индивидуально-психологические атрибуты личности. Также эти качества включают наличествующие у субъекта навыки, познания и умения.

Человек, ведающий, какие есть личностные качества, может у себя их выявить, дабы наметить курс и пути коррекционной работы.

Помимо того, такие знания помогут лучше понять близких, коллег и просто окружающих субъектов, поспособствуют оптимальному взаимодействию с социумом и сохранению взаимоотношений.

Таким образом знать собственные личностные характеристики необходимо, дабы понимать, как в дальнейшем развивать себя. Тогда как понимание особенностей других субъектов важно для определения совместимости и предположения, какие именно отношения могут установиться.

Положительные качества обычно поддерживаются и устойчиво развиваются, от отрицательных – большинство людей старательно пытается избавиться либо скорректировать.

При этом разделение личностных качеств на параметры с положительным окрасом и с отрицательной составляющей весьма условно, поскольку базируется на общеустановленных морально-нравственных нормах. Следует разуметь, что не черной составляющей не будет белой, поэтому и характеристики личности нельзя подразделить на хорошие качества и плохие параметры.

Традиционно к негативным личностным качествам причисляют следующие: лживость, двуличность, безответственность, пренебрежение, агрессивность, грубость, несдержанность, леность, разгильдяйство, хамство, ненависть, чрезмерный эгоизм, инертность, слабохарактерность, неряшливость, неуверенность, обидчивость, гордыня, трусость, алчность, холодность, безразличие, избыточная самокритичность, завистливость, мстительность, а также множество иных.

Перечисленные черты порождают соответствующее поведение. Например, ленивый субъект, ленив в любой деятельности, а безответственный неизменно подводит других.

Наличие приведенных выше негативных параметров вредят как самому их обладателю, так и социуму, близким лицам. Однако они превосходно поддаются коррекции. Приложив немного усилий, можно улучшить собственное бытие, взаимоотношения с близкими, коллегами и просто стать счастливее.

Среди положительных составляющих личности индивида выделяют такие как: доброта, участливость, сопереживание, трудолюбие, ответственность, терпеливость, миролюбие, старательность, дружелюбность, культурность, нравственность, надежность, бескорыстие, прямота, правдивость, уверенность, интеллектуальность, рассудительность, оптимизм, целеустремленность, жизнерадостность, энергичность, аккуратность, внимательность, нежность, заботливость. Черт с положительным окрасом намного больше, чем перечислено, равно как и отрицательных составляющих.

Перечисленные параметры со знаком «+» порождают надлежащие навыки и умения в трудовой среде, личном взаимодействии, общественной жизни.

Из приведенного выше перечня качеств с отрицательным и позитивным окрасом видно, что существуют черты, которые выражают отношение человека к социуму, труду, миру, вещам. Все оттого, что индивидуальный набор характеристик человека обнаруживается во всем, начиная от его дружеских взаимоотношений и завершая манерой одеваться.

Не существует людей, целиком состоящих из «хороших» качеств, однако есть огромное количество индивидов, у которых превалируют положительные черты. При этом каждой личности под силу минимизировать в себе количество отрицательных качеств, заменив их положительными антагонистами.

Характер

Характер – это комплекс приобретенных свойств личности. Не верьте тем, кто говорит: «Такой у меня характер» или «Не сошлись характерами». В отличие от темперамента, характер можно изменить.

Для начала дадим определение понятию. Характер – это комплекс устойчивых свойств личности, которые определяют поведение и реакции человека и его отношение к другим людям и себе. А теперь разберем несколько классификаций характеров.

Классификации

З. Фрейд в рамках своей теории о психосексуальном развитии личности выделил такие типы характера:

  1. Оральный. Это раздражительный человек, склонный к перееданию, злоупотреблению алкоголем, курению и другим зависимостям. Среди людей этого типа встречаются представители двух подвидов: пассивно-оральные и орально-агрессивные. Первые отличаются наивностью, внушаемостью, ведомостью. Вторые отличаются цинизмом, часто проявляют агрессию, жаждут власти, склонны манипулировать людьми.
  2. Анальный. Это чрезмерно педантичные, скрытные люди, склонные к накопительству. Как и в случае с оральным характером, здесь существуют два подтипа: анально-удерживающий и анально-выталкивающий. Люди первого типа отличаются жадностью, упрямством. Люди второго типа отличаются эмоциональной нестабильностью и агрессивной тягой к лидерству.
  3. Фаллический. Люди этого типа стараются максимально во всем продемонстрировать свою мужественность/женственность. Причем не в лучших формах: дерзость, стервозность, развратность. Это люди крайностей. Они или ненавидят себя, или обожают; или хранят верность, или регулярно вступают в случайные связи; или чрезмерно осторожны, или ведут разгульный и опасный образ жизни и т.д.
  4. Генитальный. По мнению Фрейда, это оптимальный, здоровый тип характера. Ему присущ высокий уровень стрессоустойчивости, развитые адаптационные способности, общительность, открытость, активность. Такие люди добиваются успеха во всех сферах жизни и умеют расположить к себе.

Другой психоаналитик Александр Лоуэн назвал такие типы характеров:

  1. Оральный. Это люди, которые зависят от чужого мнения, боятся быть отвергнутыми, брошенными. Каждую минуту они требуют внимания к себе, ждут слов любви. Однако отдавать тепло они не умеют.
  2. Мазохистский. Это скрытные, недоверчивые и злопамятные люди, склонные к самонаказанию и самобичеванию. Они привыкли играть роль жертвы, страдать. Те, кто оказываются рядом с ними, становятся невольными участниками каких-то драм.
  3. Истерический. Это очень артистичные люди. Они не живут, а играют на сцене. Каждое их слово, реакция, жест четко выверены и отрепетированы. Однако чрезмерная эмоциональность мешает строить и осуществлять долгосрочные планы. Таким людям нужны эмоции, поэтому они постоянно попадают в какие-то неприятности, становятся участниками или зачинщиками скандалов, драк.
  4. Нарциссический. Это люди, которые руководствуются исключительно личными интересами. Люди для них – инструменты, средство достижения личных целей. Нарцисс не умеет сопереживать, сочувствовать. Он самоутверждается за счет других. Не переносит одиночества, так как ему нужно видеть, слышать и чувствовать восхищение собственной персоной.
  5. Шизоидный. Люди, которые живут в своем мире. Внешне кажется, что они холодные, черствые, равнодушные. Но это не так. Во внутреннем мире шизоида кипят страсти, он умеет любить, увлекаться чем-то. Но он не терпит «воды» и чего-то поверхностного. Тщательно выбирает друзей, увлечения, работу.

Полагаю, вы обратили внимание, что характеры получают свои названия по набору отдельных, ведущих качеств. Поэтому иногда типы характеров называют типами акцентуаций. Но давайте разберем это отдельно.

Обратите внимание! Не бывает плохих или хороших характеров. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

Акцентуации

Акцентуации – это заостренные черты характера. То есть это некоторая дисгармоничность, при которой одни черты слабо выражены, а другие чрезмерно развиты.

В психологии принято ориентироваться на типологию акцентуаций, предложенную А.Е. Личко:

  1. Гипертимный тип. Это находчивые, активные и общительные люди. Они везде пробьют себе дорогу, правда, с долгосрочным планированием возникают проблемы. Склоны к риску, редко думают о последствиях своих действий.
  2. Циклоидный тип. Жизнь таких людей состоит из циклов: то хорошее настроение, то плохое, активность сменяется пассивностью, период повышения работоспособности переходит в период упадка сил и т.д. Если общаться с этим человеком изредка, то может сложиться впечатление, что вы имеете дело с разными людьми. Одна фаза цикла длится 2–4 недели.
  3. Лабильный тип. Непредсказуемый и эмоционально нестабильный тип. Отношение к себе, другим людям и миру напрямую связано с настроением. Заметна повышенная чувствительность к внешним раздражителям.
  4. Астеноневротический тип. Тревожный, капризный, вялый тип, склонный к ипохондрии – чрезмерной озабоченности собственным здоровьем. Такие люди быстро устают от работы, общения и другой активности.
  5. Сензитивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди. Предпочитают уединение, спокойные и тихие игры, увлечения «на одного». В присутствии близких людей ведут себя раскованно, но в кругу малознакомых лиц отличаются замкнутостью, нерешительностью.
  6. Психастенический тип. Это тревожные, мнительные, нерешительные люди, склонные к философствованию. Быстро устают, страдают перепадами настроения. Часто уходят в себя.
  7. Шизоидный тип. Эти люди выстраивают между собой и миром невидимую стену. У них не выражена потребность в социальных контактах, им хорошо в одиночестве. Это упрямые и целеустремленные люди, которые не любят лить воду. Им важна суть вещей, а не форма. Словам предпочитают поступки.
  8. Эпилептоидный тип. Это пассивный, негибкий тип, который склонен к аффективным вспышкам. Причем в данном случае аффект длится достаточно долго – до нескольких дней. Все это время человек пребывает в подавленном настроении и ищет того, на кого можно сорвать злобу. Эпилептоиды бывают опасными для окружающих, в период вспышки способны на насилие.
  9. Истероидный тип. Таких людей отличает эгоцентризм. Они равнодушны к проблемам и интересам других, жаждут постоянного внимания к своей персоне. Склонны к манипуляциям и шантажу, в том числе демонстративным попыткам суицида.
  10. Неустойчивый тип. Люди этого типа не любят работать, пытаются убежать от реальности и ответственности в мир развлечений, игр. Не могут находиться в одиночестве. В компаниях занимают положение ведомых.
  11. Конформный тип. Люди этого типа боятся новизны, не воспринимают ее ни в каких формах. Они привязываются к вещам, людям, работе, порядку и т.д. Долго осваиваются в новой обстановке и с трудом адаптируются к любым изменениям в жизни. В группе чаще оказываются ведомыми, чем ведущими.

Возможно, вас смутили некоторые названия, уж очень они похожи на названия психических расстройств. Не пугайтесь. Акцентуация это не патология. Однако и к норме ее отнести нельзя. Это пограничное состояние между нормой (гармоничным характером, в котором все черты уравновешены, компенсируют друг друга) и патологией (психопатией). Акцентуации нужно контролировать и по возможности корректировать, так как при влиянии неблагоприятных факторов они могут перейти в патологию.

Структура

Структура характера – это группы ведущих черт. В психологии нет общепринятой классификации, но условно можно выделить такую структуру характера:

  • эмоциональные черты – жизнерадостность или угрюмость, чувствительность или черствость;
  • волевые черты – решительность и нерешительность, самостоятельность и зависимость, инициативность и пассивность;/li>
  • моральные черты – доброта и жестокость, отзывчивость и равнодушие, искренность и лживость;
  • интеллектуальные черты – любознательность или безразличие, сообразительность или тупость, находчивость или растерянность.

В быту встречается много неофициальных названий характеров: слабохарактерный (тряпка), стальной характер (человек со стержнем), никакой характер (человек «ни рыба ни мясо»). Все это имеет отношение к структуре характера. То есть окружающие замечают, какая группа черт выражена сильнее или слабее и на основе этого дают название всему характеру. Например, под стержнем подразумеваются развитые волевые качества.

Нравственные качества

Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.

Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.

Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.

Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.

Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).

Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом. В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта. Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.

Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме.

Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:

– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);

– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);

– уважение;

– бескорыстие (поступки без личной выгоды);

– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).

Способности

Способности – это врожденные данные. Если говорить точнее, то с рождения нам даются задатки, и в дальнейшем от условий развития человека зависит, разовьются они в способности или нет. Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования способностей. Способности – это свойства личности, помогающие достичь больших успехов в выполнении какой-либо деятельности по сравнению с другими людьми.

Способности бывают биологически обусловленными (даны от природы) и социально приобретенными (специфические способности). Кроме этого, в психологии принято выделять такие типы способностей:

  1. Общие. Помогают добиваться успеха в любом виде деятельности. Примеры общих способностей: хорошая память, высокая устойчивость внимания и подвижность психики.
  2. Специализированные. Увеличивают шансы на успех в освоении конкретной деятельности. Примеры: музыкальный слух, художественный вкус.

Среди специальных способностей можно назвать такие виды:

  • музыкальные,
  • художественные,
  • спортивные,
  • литературные,
  • творческие,
  • учебные,
  • интеллектуальные,
  • математические,
  • прочие.

По предмету взаимодействия принято выделять такие способности:

  • межличностные – человек с легкостью устанавливает социальные контакты;
  • предметные – человеку лучше удается взаимодействовать с предметами, чем с людьми.

Кроме этого, выделяют теоретические и практические способности. В первом случае человек больше склонен к анализу, рассуждениям. Во втором случае человек предпочитает реализовывать свою деятельность через активные действия.

По степени развития способности бывают репродуктивными (повторение чужого опыта, знаний) и изобретательными (создание чего-то уникального, нового).

Эмоции

Эмоции – это психическая реакция на какие-либо события. Эмоциональная реакция всегда субъективна и не имеет ничего общего с объективными фактами. Эмоции связаны с индивидуальными потребностями личности, а также убеждениями, опытом.

По типу эмоции бывают положительными и отрицательными. К первым относится радость, страсть, энтузиазм, вера, оптимизм, надежда, удовлетворение. Ко вторым – скука, раздражение, разочарование, беспокойство, уныние, страх, печаль, волнение.

Психолог Б.И. Додонов предложил такую классификацию эмоций по специфике ситуаций, в которых они возникают:

  • коммуникативные;
  • альтруистические;
  • праксические (возникают после успешного выполнения задуманного);
  • глорические (связаны с потребностью в самоутверждении);
  • пугнические (возникают в ситуации риска, опасности);
  • романтические;
  • эстетические;
  • гностические (связаны с тягой к знаниям);
  • акизитивные (связаны с накоплением, собирательством);
  • гедонистические (связаны с какими-либо удовольствиями).

Эмоции – это ситуативные переживания. Они кратковременны. Если вы продолжаете испытывать то же самое и после завершения ситуации, то это чувство. Однако на практике первое и второе часто отождествляют.

Воля

Воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение, деятельность. Наличие воли предполагает преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к цели. Воля формируется к 5-6 годам. До этого момента у ребенка есть только непроизвольная активность. Но постепенно ребенок учится структурировать свои мотивы и желания, преодолевать трудности, анализировать свои мысли и действия.

Воля проявляется в таких чертах характера как настойчивость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, смелость, выдержка, исполнительность, дисциплинированность. Наличие этих качеств заметно на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]