В психологии основной задачей является изучение индивидуальных особенностей человека. Для этого существует множество классификаций свойств личности и способов их определения.
Интерес к различиям между людьми проявлялся с древних времен. Первое известное деление на типы совершил Гиппократ в середине III века до н. э. Он заметил, что уровень эмоциональности, устойчивости, чувствительности и силы у всех отличается. В то время ученые полагали, что в человеке циркулируют 4 вида жидкости, которые и управляют состоянием здоровья и темпераментом.
По мнению Гиппократа, именно они по преобладанию и определяют 4 типа темперамента (в переводе «устойчивое слияние»). После Гиппократа интерес к классификации проявляли множество ученых — Гален, И.П. Павлов, Э. Кречмер, К. Юнг и др.
Свойства и структура личности
Фото saeed karimi on Unsplash
«Свойства личности» в психологии — постоянные психические процессы, влияющие на деятельность человека, и дающие ей характеристику как с психологической, так и с социальной стороны.
Базой психологической структуры и содержания личности есть ее психические свойства, такие как:
- Направленность
- Характер
- Темперамент
- Способности
Под «структурой» подразумевается связь и взаимодействие разных составляющих.
Она делится на четыре уровня личности:
- низший — это физиологические (половые) психические свойства;
- второй — представляет собой индивидуальные особенности, такие как: мышление, память, ощущения, способность и восприятие. Они формируются под воздействием врожденных факторов и их развития;
- третий — состоит из индивидуального опыта. В его «набор» входит: приобретенные знания, навыки и привычки. Обозначенный уровень обусловлен социальным характером и сформирован в процессе жизнедеятельности;
- высший — это уровень направленности. Он включает в себя: интересы, желания, взгляды, убеждения, самооценку, мировоззрение, особенности характера. Данный уровень — наиболее социально обусловлен. На его формирование влияет воспитания. Более того, он отображает ту идеологию социума, в котором находится индивид.
Ты, наверное, спросишь для чего тебе важно различать данные уровни? Все очень просто — чтобы ты могла дать объективную характеристику как себе, так и другим людям. Понимание себя и других, подразумевает отсутствие противоречий, а в некоторых случаях и конфликтов.
Определение
Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.
Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.
С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.
Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.
Направленность
Пожалуй, одним из главенствующих психологических свойств личности есть — направленность. Она включает в себя такие важные компоненты как:
- Потребности
- Мотивы
- Цели
По сути, направленность не что иное, как их единение, которое и определяет характер деятельности индивида.
В свою очередь, потребности представляют собой нужду человека, — если рассматривать его с точки зрения социально-биологического существа в сформированном материальном либо же духовном предмете.
Как тебе известно, потребности требуют удовлетворения. Именно это и побуждает человека к необходимой активности, которая подразумевает определенную деятельность.
Могут ли характерные черты меняться со временем
Характерные для личности черты чаще всего остаются неизменными, поскольку их корни уходят в глубокое детство и юношеские годы. Под воздействием опыта, который переживает человек эти черты укрепляются и становятся частью не только его характера, но и самого естества.
Все же есть некоторые факторы, способные повлиять на изменение черт личностей. Среди них:
- Сильное психологическое потрясение. К причинам этого типа можно отнести негативные и позитивные события, которые происходят в жизни человека. Некоторые из них заставляют его расти духовно, менять взгляд на мир и привычные вещи. Среди таких психологических потрясений: рождение детей, смерть близкого человека, тяжелая болезнь, расставание с любимым человеком.
- Пережитый опыт. В зависимости от того, что именно переживает человек в течение своей жизни, его мировоззрение и отношение к окружающим его людям, вещам, может изменяться. Эти перемены в человеке возможны лишь в случае, если человек занимается самоанализом и приобретает мудрость.
- Изменение качества жизни, воздействие жизненных обстоятельств. Когда в жизни человека происходит что-то, что кардинально изменяет его быт, он может пересмотреть свою жизненную позицию и изменить свое отношение к ряду вещей. К таким обстоятельствам можно отнести смену работы и места жительства, тюремное заключение и другие.
- Кризис среднего возраста. Период, когда человек оценивает прожитые годы и достигнутые цели. Это может дать мотивацию и заставить заняться самоанализом.
- Финансовое благополучие. Отношение к деньгам во многом определяет то, как человек строит свою жизнь и распоряжается ею. Изменение материального состояния может изменить характерные черты личности в худшую или лучшую сторону.
- Страх смерти. Иногда к этой группе причисляют тяжелые болезни, ситуации, связанные с угрозой для жизни, фобии. Под страхом смерти человек остро осознает, что сделал правильно, а что – нет. Под влиянием этого фактора может произойти кардинальное изменение личности.
Для каждого человека катализатором изменений может стать индивидуальная причина. Чаще всего она вызывает множество эмоций, тяжелое психологическое состояние. Нередко сопровождается глубоким самоанализом.
Способности
Когда мы пытаемся понять почему у людей, которые находятся в однотипных жизненных условиях будет разный результат, для разбора данного вопроса, мы будем руководствоваться таким понятием как «способности» беря за основу то, что именно способности и будут определять то, чего в конечном итоге добьется человек.
Психические свойства: темперамент
Как пример: способности дают разъяснение тому, почему одни учатся быстрее других.
Способности можно разделить на:
- объединение процессов психики и состояний;
- разъяснение того, как приобретаются, используются, и закрепляются: умения, знания, навыки.
В арсенале человека большое разнообразие способностей. Все они разделены на несколько категорий.
- Элементарные и сложные, где:
элементарные связаны с органами чувств и примитивными движениями. Подразумевается способность различать цвета, звуки, и запахи. Они присутствуют с рождения.
А вот специальные способности есть не у всех, так как они требуют наличие сопутствующих задатков. Например, художественно-изобразительных, музыкальных, актерских, и тд.
- Теоретические и практические, где:
под теоретическими имеется ввиду предрасположенность человека к абстрактно-логическому мышлению. Так же к ним относится умение ставить и выполнять задачи теоретической направленности.
Относительно практических, ты, наверное, уже и сама догадалась: постановка и выполнение практических задач, которые непосредственно связаны с конкретными действиями в рамках определенной ситуации из жизни.
- Учебные и творческие, где:
учебные определяют успешность обучения, а творческие предполагают, насколько индивид может созидать духовные и материальные предметы культуры. И что немаловажно, способен «выдавать» новые идеи, открытия и тд.
- Коммуникативные и предметно-деятельностные, где:
Под первыми, как ты сама понимаешь, подразумеваются знания, навыки и умения, которые напрямую связаны со взаимодействием с другими людьми, межличностной коммуникацией.
Под вторыми имеется ввиду взаимодействие человека с неодушевлёнными предметами.
Послесловие
Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.
- Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
- Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
- Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?
В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.
Темперамент
Продолжая рассмотрение психологических свойств личности, мы с тобой плавно подошли к темпераменту. Темперамент транслирует динамические характеристики поведения и деятельности человека. Согласно Павлову, темперамент не что иное, как прирожденный признак нервной системы. Проще говоря — генотип.
Существует четыре типа:
- Холерики
Если вкратце, он характерен для вспыльчивых, несдержанных, нетерпеливых и импульсивных. Но при этом, если им пойдут навстречу, они могут быстро «стабилизировать» свое состояние. Для них характерна настойчивость и стабильность в интересах и стремлениях.
- Сангвиники
Он характерен для оптимистов, шутников. Сангвиники общительны, что позволяет им быстро выстраивать мостики коммуникации с другими людьми. Они могут много и долго работать. Легко берутся за новые дела.
- Флегматики
Им достаточно сложно перестраиваться на новый лад, и приспосабливаться к новой обстановке. Им сложно избавляться от старых привычек. Они медленно возбудимы, но при этом им требуется достаточно много времени чтобы «остыть». При всем, флегматики достаточно энергичны и работоспособны. Для них характерна выдержка и самообладание.
- Меланхолики
Это мрачные люди с перманентным внутренним напряжением. Их отличительные особенности: ранимость, тревожность, сдержанность. Даже незначительны трудности могут выбить почву из-под ног, и они сразу же опускают руки.
Что делать, чтобы изменить свои качества в лучшую сторону
Если человек осознает, что ему необходимо пересмотреть свои убеждения и что-то изменить в жизни, то это первый шаг к его цели.
Обычно люди стараются избавиться от негативных черт личности, а также от тех проявлений характера, которые им мешают. Среди таких черт выделяют: склонность к депрессии, низкая самооценка, зависть, гордыня.
В первую очередь, чтобы совершенствоваться, человеку необходимо найти для себя мотивацию. Мотивировать может правильная цель, окружающие люди, правильно выбранное общество или личное стремление стать лучше.
После того как подходящая мотивация найдена, необходимо переходить к самоанализу. Нужно замечать, когда именно и при каких обстоятельствах проявляется негативная черта, которую хочется искоренить. Таких ситуаций стоит избегать или же заставлять себя намерено реагировать по-другому.
Избавиться от негативных черт личности помогает более доброе, простодушное отношение к миру и людям. Если смотреть на мир под другим углом, можно увидеть в нем нечто прекрасное, а не только плохое и хорошее.
Характер
С древнегреческого слово «характер» буквально звучит как «знак», «черта», «отличительный предмет».
Giphy
Характер — относится к психическим свойствам личности, как идентификатор модели поведения индивида, и проявляется в его отношении к социуму, самому себе, другим людям и труду. Характер — совокупность относительно постоянных черт и качеств личности, таких как: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Которые, в свою очередь, порождают индивидуальное и социальное поведение личности, и взаимодействие с другими.
Знание характера помогает осознанно воспринимать те черты индивида, которые проявляются в его поступках с точки зрения логической и внутренней последовательности.
Характер тесно связан с темпераментом. Каждый из нас «наполнен» уникальными наборами характерных особенностей. Именно поэтому, каждый из нас, в своем роде уникален и неповторим.
Диагностика
Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.
Основных направления два — тестовое и проективное.
Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.
Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.
Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.
Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.
В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.
Автор: Наталья Калегова
Психологические особенности личности
Под особенностями подразумеваются аспекты: психологические, поведенческие, физиологические. На основании этого структура психологических состояний состоит из разноплановых компонентов.
Например:
- эмоциональная сфера проявляется либо в положительных, либо отрицательных переживаниях;
- когнитивная сфера устанавливает определенную степень логического мышления, возможности отвечать за регулировку состояния, давать точный прогноз предстоящих событий;
- поведенческий уровень определяет правильность и точность выполняемых действий, а также их соответствие потребностям, которые актуальны;
- физиологический уровень отвечает за артериальное давление, частоту пульса, и тд.;
- коммуникативный уровень подразумевает определенное состояние психики, которое влияет на общение с другими: способность услышать визави, воздействовать на него, а также делать расстановку актуальных целей и достигать их.