Понятие и виды социальных статусов. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?


Понятие социального статуса

Определение 1
Социальный статус – это положение индивида или социальной группы в обществе.

Человек одновременно может занимать несколько статусных позиций, это называется статусным набором. Например, индивид может одновременно быть сыном, студентом, автомобилистом, спортсменом и т.д.

Социальный статус подразумевает выполнение индивидом определенной социальной роли — то есть такого поведения, которое от него ожидает общество в соответствии с его статусом.

Замечание 1

Таким образом, социальный статус одновременно показывает положение индивида в системе общественных отношений и определяет его обязанности, права, привилегии, функции.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Выделяют предписанный и приобретенный статусы, а также можно говорить о личном и групповом статусе и о вертикальном и горизонтальном статусе.

Базовые характеристики социальных ролей

Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс.

Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:

o Масштаб роли

o Способ получения роли

o Степень формализации роли

o Вид мотивации роли

Коснёмся этих характеристик немного подробнее.

Масштаб роли

Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли.

Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к. между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия. С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.

Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются. В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.

Способ получения роли

Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли.

Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью. А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.

Степень формализации роли

Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена спецификой межличностного взаимодействия

, когда один человек взаимодействует с остальными.

Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.

Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах.

Это и есть показатель формализации социальных ролей.

Вид мотивации роли

То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей.

Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами. Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.

Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения!

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли.

Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь.

Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

Таким образом, человек, желающий измениться, начинает поступать по-новому

даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор сти­ля общения определяется многими факторами: личностными осо­бенностями человека, его мировоззрением и положением в общест­ве, характеристиками этого общества и многим другим.

Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Од­нако если исходить из того, что стиль общения — это просто боль­шая готовность человека к той или иной ситуации, то можно гово­рить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуаль­ным, манипулятивным и гуманистическим

.
Ритуальный стиль по­рождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — дело­выми, а гуманистический — межличностными.
В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения — это скорее предрасположенность к определенному общению, направ­ленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как чело­век склонен подходить к большинству ситуаций.

Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном ма­нипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.

Ритуальное общение.

Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком обще­нии является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала.

В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, под­час очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некото­рая «маска» с заранее заданными свойствами Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры. В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодер­жательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформа­тивны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Например, день рождения.

Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3—4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, это абсо­лютно бессмысленная трата времени, которая должна вы­зывать только раздражение.

Случается и такое, но гораздо чаще мы получаем от такого рода встреч удовольствие. Зачем нам это нужно?

Описанная ситуация — типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей груп­пой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повыше­ние самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер — лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности не­существенны.

Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно — его компе­тентность относительно конкретного ритуала.

Вспомним широко известное выражение, что зануда — это человек, который в ответ на вопрос. «Как живешь9», начи­нает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы понимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает «нормально «), то мы о нем не можем сказать ни­чего конкретного, да это нам и не нужно.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли — социальной, профессиональной или межличностной.

Скажем, на вопрос: «Как живешь?» надо отвечать что-то вроде: «нормально», «прекрасно», «отлично»и т.д., а вот ответ: «отвратительно», предполагающий в дальнейшем во­прос: «А что так?» и последующую беседу на эту тему, — это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению.

Человек, отвечающий, что он живет отвратитель­но, уже выходит за рамки своей ритуальной роли.

Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, пра­вильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести — с другой.

Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, сто­ит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит


десять минут, полчаса. Человек не распознает ситуацию, в которой должен происходить ритуал прощания, а продол­жает существовать в ситуации «застольной беседы «.
Гость не выполняет ролевые ожидания и его начинают воспри­нимать как надоедливого, назойливого человека.

Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ри­туальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участ­вуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практи­чески не осознавая, что мы делаем.

Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них «Как дела?», узнаем, что нормально, гово­рим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит «, смеемся.

И такое общение человеку тоже необходимо — представьте себе, какова была бы ваша ре­акция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистичес­кая, так как лишение человека этого ритуала прямо свиде­тельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.

Отсюда следует, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни.

Оно бывает лишь прологом к другому общению — манипулятивному.

Манипулятивное общение.

Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент.

И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипуля­тором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция — это негативное явление.

Огромное количество профессиональных задач предпола­гает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, уп­равление всегда включают в себя манипулятивное общение.

Имен­но поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует со­вместная деятельность. Важно помнить об одном существенном мо­менте — отношении человека к манипулятивному общению и об­ратном воздействии манипулятивного стиля.

Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководи­теля среднего ранга, которому часто звонят по телефону.

Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппо­нента выше — один тон, если ниже — другой. Это типич­ный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что «так и надо, иначе ничего не сдела­ешь». Однако многим это неприятно.

И, наконец, существует обратное влияние манипулятивного об­щения на личность, которая его использует.

Существует манипуля-тивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хоро­шей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятив­ное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

Гуманистическое общение.

Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потреб­ность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманисти­ческого общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом об­щения является не поддержание социальных связей, как в ритуаль­ном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуации гуманистического общения всем известны — это ин­тимное, исповедальное, психотерапевтическое общение.

Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Но здесь следует указать на ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.

Например, телефонисты справочных служб раздражают­ся на тех клиентов, которые, вместо того чтобы быстро задать вопрос, пытаются сначала вступить с ними в довери­тельное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т.д.

Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (ин­дивидуальностью, настроением, отношением к партнеру).

Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социаль­ной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отно­шениями людей в обществе). Однако в данном общении (больше, чем в других видах) прослеживается зависимость от индивидуаль­ности. В гуманистическом общении партнер воспринимается це­лостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли.

При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек сек­ретарша нашего руководителя, с которой мы «общаемся » чуть ли не ежедневно уже много лет подряд.

Наш попутчик, с которым мы откровенно поговорили, пытаясь понять друг друга и не преследуя больше никаких целей (какие могут быть «дела» с незнакомым человеком), «открылся » нам, мы его «почувствовали «.

А общение с секре­таршей всегда носит в той или иной степени манипулятивный характер, следовательно, и воспринимаем мы ее очень ограниченно — только по отношению к тем функциям, которые она должна выполнять в наших делах.

Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия — самый эффективный из всех воз­можных механизмов.

Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

Предписанный и достигаемый социальный статус

Предписываемый статус индивид получает автоматически при рождении в зависимости от места рождения, положения в обществе семьи, по национальному и этническому происхождению. То есть такой статус не зависит от личных усилий и стараний человека.

Например, предписываемый статус: дочь, аристократка, калмычка и т.д. Предписанный статус отличается от прирожденного, так как прирожденным считаются только три статуса — пол, раса и национальность. Прирожденный статус наследуется помимо сознания и воли. Достигаемый статус связан с личными достижениями индивида и находится под его контролем. Можно говорить о том, что любой статус, который автоматически не предоставляется человеку в момент рождения, является достигаемым.

Достигаемый статус, это, к примеру: писатель, отец, директор и т.д. Таким образом, очевидно, что достигаемый статус требует самостоятельности, осознанности и воли, принятия решений. Важно отметить то, что количество ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы в обществе, выше тогда, когда общество крайне динамично и в нем постоянно происходят социальные изменения.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Типология социальных статусов 490 ₽ Реферат Типология социальных статусов 220 ₽ Контрольная работа Типология социальных статусов 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Соцстатус в жизни

Если кто не знает, что лучше выбрать – стремиться занять определённый статус или «забить» на всех и просто жить, уточню ещё один важный момент: человек с соцстатусом – это тот, кто находится под управлением других (толпы). Поскольку, как я уже написала выше, сегодня положение может быстро измениться.

Любая группа людей нуждается, как минимум, в организаторе, а как максимум – в лидере – человеке, который будет за всё отвечать. Вот тут и начинает формироваться социальная иерархия, где кто-то занимает более высокое или более низкое положение.

А значит, человек, желающий добиться успеха у группы, должен стать тем, кто может внести значительный вклад в достижение именно их целей. Если же вы не способны дать людям хоть что-то, за вами никто не пойдёт, а значит, вы никому не нужны.

Как было сказано в сериале «Доктор Хаус»: «Когда человек такая сволочь, он либо гений, либо безработный». Соответственно, имеющий положение в группе должен говорить и делать то, что другие от него хотят услышать и увидеть. Или быть гением, которому простят всё. Но, в любом случае, он «раб лампы», который должен выполнять желания толпы или хотя бы отдельной группы.

Поэтому одиночки могут почувствовать настоящую свободу, не имея никакой ответственности перед другими, и говорить, что вздумается… но правда, только перед зеркалом. В общем, как кто-то сказал: «настоящая тюрьма только в голове». Важность наличия или отсутствия какой-то позиции в обществе – не более чем иллюзия. Жить нужно так, как удобно, остальное не важно. Например, Пирс Броснан, когда снялся в «Бондиане», на всех забил и начал просто тратить деньги. Конечно, он и сейчас снимается, но уже прежней славы нет, зато есть очень много денег. И таких примеров полно.

Влияние соцстатуса в обществе

Итак, теперь самое главное – для того чтобы жить счастливо, необходимо ли занимать определённое положение в обществе? В действительности нет, но при условии, что вас не пугает изоляция.

Дело в том, что люди на генном уровне устроены так, что для выживания им нужны социальные группы и личности, способные их возглавить. Это своего рода перекладывание ответственности и поиск единомышленников.

Для того, чтобы было понятнее, приведу пример из Ютуба:

Дальнобойщика из России не впечатлит речь украинского президента о том, что чиновники должны поставить в кабинетах фотографию своей семьи вместо главы государства. Водителю бы зарплату на 10 тыс. поднять, а чья там фотка у политика будет стоять – ему всё равно. В то же время представителя аристократической интеллигенции речь президента впечатлит, и он пожелает такого президента своей стране, не понимая, как можно так «мелочиться» из-за 10 тыс. не думая о «высшем».

То есть в жизни люди так же, как в ФБ или ВК, делятся на группы единомышленников. Интеллигенция объединяется с интеллигенцией, лодыри – с лодырями, пустышки – с пустышками, трудяги – с работягами и так далее. Там они слышат только то, что нравится, а любого несогласного отправляют в «бан».

В то же время «одинокие волки» были всегда. Но одиночка – это тот человек, который всё делает сам. В древние времена для этого нужно было уметь нарубить дров, построить хижину и подстрелить оленя. Сегодня же одиночка должен уметь отсидеть рабочий день в офисе, оплатить коммуналку и сходить в «Пятёрочку». Поэтому каждый сам для себя волен определять важность соцстатуса. Есть люди, для которых всеобщее признание важнее воздуха, а есть те, кому на всех наплевать, лишь бы до зарплаты дожить. В общем, XXI век нам подарил полную свободу, и каждый живёт, как хочет.

Влияние соцстатуса в отношениях

Многие жалуются на то, что женщины меркантильны. На самом деле, в расчётливости мужчины не уступают, просто на девушек жалуются больше. Но если говорить по существу: пара, гражданские отношения или семья – это тоже группа, просто очень малочисленная. Поэтому на генном уровне срабатывает та же структура отношений, что при формировании больших социальных общин.

Поэтому, чтобы в общении с девушками дела шли проще, нужно находить себе подруг либо из своего социального круга, либо «бросать пыль в глаза».

Вот недавно программист на одном из проектов, где я работаю, пожаловался, что когда рассказывает девушкам про бизнес в интернете, они теряют к нему интерес. Дело в том, что парень работает фрилансером и запустил два своих интернет-магазина. Но девушек это не впечатляет, при том, что бедным в материальном плане его назвать нельзя.

Я предложила немного изменить формат своего «резюме» – сказать, что он предприниматель, ИТ-шник, а так как востребован, то работает с разными людьми. Теперь запустил два своих проекта и планирует дальше развиваться. То есть не соврал, у него даже ИП оформлено, но немного по-другому преподнёс то, кем является. Ведь одно дело быть айтишником, а другое – продавцом и фрилансером. В общем, сработало.

Ну а если кто-то не хочет стремиться к социальному статусу ради отношений, «порнхаб» ему в помощь. Потому что мужчины любят красивых девушек. А женщины тратят время, силы и деньги на красоту, чтобы иметь возможность выбирать тех, кто имеет больше влияния на общество.

Личный и групповой социальный статус

Личный статус: связан с уровнем малой группы (например, семьи или рабочего коллектива), в которой индивид постоянно функционирует. Такой статус будет определяться с помощью черт характера и личных качеств, особенностей индивида.

Групповой статус: связан с уровнем большой группы (этноса, социального класса, национальности). Такой статус будет связан не только с личными качествами, он будет зависеть от того, как и в какой мере индивид является представителем и носителем права быть членом большой социальной группы.

Вертикальный и горизонтальный социальный статус

Данная типология связана с концепцией Р. Будона. По его мнению, статус обладает двумя измерениями — горизонтальным и вертикальным. В горизонтальном измерении система социальных взаимоотношений происходит между индивидами — носителями статусов, которые находятся на одном и том же уровне социальной лестницы. В вертикальном измерении, соответственно, взаимоотношения могут происходить между индивидами, чьи социальные статусы находятся на разных ступенях социальной лестницы.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Также можно говорить о делении социальных статусов на формальные и неформальные. Первые связаны с тем, что такой статус будет закреплен в каком-либо официальном документе (например, статус директора). Вторые связаны с такими статусами, которые нигде официально не закреплены (например, «душа компании»).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]