План урока:
Место человека в обществе
Предписанный и достигаемый социальный статус
Многообразие социальных ролей
Социальные роли и возраст
Причины разрыва между поколениями
Общество возлагает разные ожидания на учителей, врачей, родителей и детей, политологов и экономистов, девушек и юношей. Все эти перечисленные позиции представляют собой многообразные социальные статусы.
Место человека в обществе
Социум состоит из многочисленных групп людей, общественных организаций, отдельных личностей, связанных между собой отношениями. Эти взаимоотношения регулируются социальными нормами — правилами поведения, принятыми в обществе. Но эти правила не для всех одинаковые, то, что можно одним людям — другим запрещено.
Полицейский может носить при себе оружие, применять силу по отношению к нарушителям общественного порядка, но это вовсе не значит, что такие права есть у всех остальных членов общества. Разобраться в многообразных правах и обязанностях людям помогают социальные статусы и социальные роли. Они зависят от возраста, финансового и семейного положения личности, уровня образования, профессии. Социальные статусы и роли меняются по мере взросления человека, его карьерного роста, получения им доступа к власти.
Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.
Пример.
- Александра Ивановна является продавцом, это один из ее социальных статусов. Он накладывает на женщину определенные обязанности: находиться в магазине с 8 утра до 6 вечера, продавать людям различные товары, консультировать покупателей о качестве или иных характеристиках продукции. Наряду с обязанностями у Александры Ивановны есть права: получать заработную плату, брать раз в году оплачиваемый отпуск, выходить на больничный в случае проблем со здоровьем.
- Саша Иванов – ребенок семи лет, эта характеристика является социальным статусом человека. Саша имеет права: на заботу родителей, их любовь, предоставление ему одежды, еды, игрушек, книжек и всего, в чем Саша нуждается. Но вместе с правами у Саши есть некоторые обязанности: слушаться родителей, учиться в школе.
- Владимир Алексеевич является дедушкой — это один из его социальных статусов личности. Владимир Алексеевич имеет право видеться с внуками, покупать им подарки, делиться с ними своим жизненным опытом. В его обязанности входит забота о внуках, когда рядом с ними нет родителей.
У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.
Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.
Понятие
Социальный статус – позиция в социальной структуре. Термин употребляется в 2-х значениях:
- Социальный статус личности – положение человека в обществе, в системе социальных и межличностных отношений. Он отражается во внутренней позиции (ценностных установках и ориентациях, мотивациях), во внешнем облике, культуре речи, жаргоне.
- Социальный статус группы – место, занимаемое группой в социальной иерархии. Статусные группы характеризуются специфической системой ценностей, норм поведения, определенным стилем жизни, типом образования и занятий.
Понятие включает в себя:
- оценку индивидом, группой своего места в социальной иерархии;
- общественную оценку деятельности индивида или группы.
Социальный статус определяется по социально значимым для данного общества признакам:
- природным – этническим, возрастным, гендерным;
- экономическим – имущественному и материальному положению, образу жизни;
- социально-поселенческому – горожане, сельские жители;
- совокупности прав, обязанностей, функций;
- месту в иерархии политических отношений – обладанию властью, деятельностью в политических группах, организациях, движениях;
- месту в системе разделения труда – образованию, виду занятости, профессии, квалификации;
- престижу – социальной значимости позиции, занимаемой в обществе.
Совокупность всех этих признаков определяет социальное положение человека. Система социальных статусов формирует законы взаимодействия (права и обязанности, иерархию подчинения) индивидов и групп.
Предписанный и достигаемый социальный статус
Существует несколько видов социальных статусов:
- Предписанный;
- Обретенный;
- Достигаемый.
Предписанный статус человек получает от рождения, он не может его выбрать самостоятельно. С появлением на свет ребенок приобретает национальность, расу, пол, возраст. В некоторых случаях по рождению к человеку могут перейти определенные титулы, звания. Но иногда предписанный социальный статус может видоизменяться.
Пример. Алина Сидорова является русской по национальности, это ее врожденный статус. Но в 2 года Алина уехала с родителями в Америку, там со временем она вместе со всей семьей получили американское гражданство. Алина всю жизнь прожила в США и забыла русский язык, не знала о русских обычаях и традициях, в этом случае ее предписанный социальный статус изменился.
Обретенным статусом называют статус, изменившийся под влиянием жизненных обстоятельств, полученный при определенных условиях.
Пример. Надежда Петровна — Димина мама. Когда Диме исполнилось 30 лет, он женился на Светлане. Из-за этих жизненных обстоятельств Надежда Петровна помимо своей воли обрела новый социальный статус — свекровь.
Достигаемый социальный статус индивид получает, благодаря собственным усилиям. Человек ставит перед собой цель, в зависимости от желаний, и достигает ее. Собственными усилиями можно повысить свое материальное положение, получить высшее образование, освоить новую профессию, обрести в обществе власть. Но приобретенный социальный статус не всегда полностью зависит от желания или нежелания личности, определенную роль играет удача и врожденные возможности, способности индивида.
Примеры достигнутых социальных статусов: студент, профессор, президент, родитель, генерал, священник.
Иерархия статусов
Статусы в общественной структуре неравны. В общественном сознании индивиды и группы сравниваются по своим статусным признакам и располагаются в иерархическом порядке. Социальный престиж статусов, их иерархия формируются под влиянием следующих факторов:
- реальной значимости того или иного статуса для общества;
- системы ценностей, исторически сложившейся в данной культуре.
Типы иерархии:
- межгрупповая – охватывает различные группы в рамках общества;
- внутригрупповая – ранжирует индивидов в рамках одной группы.
Позиция статуса в иерархии называется статусным рангом. Он определяет уровень этого статуса – высокий, средний или низкий. Множественность статусов индивида нередко порождает их несовпадение (несоответствие). Оно проявляется в тех случаях, когда человек занимает разные статусные позиции в разных социальных группах и ему приходится выполнять противоречащие друг другу функции, права и обязанности.
Понятию социального статуса родственно понятие социальной роли. Однако между ними имеются существенные различия. Если социальный статус определяет занимаемое человеком место в обществе, то роль характеризует социальные ожидания на основании этого статуса. В ситуациях несовпадения, несоответствия статусов может возникнуть ролевой конфликт.
Многообразие социальных ролей
Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:
- Формальные – связаны с профессией, учебой, осуществлением власти в обществе;
- Межличностные – определяют поведение людей в семье, дружеских отношениях, кружках по интересам;
- Гендерные роли — это правила поведения, отведенные в обществе разным полам: женщинам и мужчинам;
- Возрастные — зависят от количества лет, прожитых человеком;
- Демографические – роли, отводимые различным нациям, этносам, народам.
В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.
Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.
Выполняемые человеком роли формируют его имидж. Имидж — образ личности, состоящий из представлений о том, каким образом она должна одеваться, говорить, выглядеть, вести себя в обществе. Представители уважаемых в обществе профессий стараются выглядеть в глазах окружающих должным образом, заботятся о своем внешнем виде, следуют правилам этикета, придерживаются определенных социальных норм.
Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета. При этом социальные роли учителя меняются, когда он приходит с работы домой, в свою семью. Там он муж, отец и от него ожидают несколько другого стиля одежды и манеры поведения. Следовательно, социальные статусы определяют социальные роли.
Статусная иерархия
Социальный статус рассматривается в двух ориентациях (Р. Будон):
- горизонтальная – статус, построенный на системе социальных контактов, реальных и допустимых, назначаемых между носителем статуса и другими личностями, находящимися на идентичном общественном положении;
- вертикальная – статус, построенный на системе социальных контактов и взаимообменов, развивающихся между носителями статуса и людьми социального уровня другой ступени.
Статусная иерархия присуща любому социальному коллективу, взаимодействие членов которого реально только за счет их знакомства. При этом официальная структура организации может разниться с неофициальной. Официальный социальный статус во многом определяется квалификацией, личными качествами, обаянием и т.д.
Замечание 2
Между функциональным и иерархическим статусом может возникать функциональный диссонанс.
Путаница статусов — это параметр социальной дезорганизации, вследствие развития которой может развиться девиантное поведение.
Нарушение статусного функционирования и взаимодействия может иметь две формы (Э. Дюркгейм):
- на базе общественного положения индивида его ожидания приобретают характер неопределенности и ответные ожидания других людей также становятся неопределенными;
- неустойчивость социального статуса оказывает воздействие на степень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального поощрения.
Социальные роли и возраст
Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:
- Младенчество;
- Дошкольный возраст;
- Младший школьный возраст;
- Подростковый возраст;
- Юношество;
- Зрелость;
- Средний возраст;
- Пожилой возраст;
- Старость.
В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.
Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:
- Сын/дочь;
- Лидер/изгой;
- Брат/сестра;
- Домохозяйка/хозяин;
- Ученик/ученица;
- Спортсмен/спортсменка;
- Друг/подруга;
- Читатель/писатель;
- Видеоблоггер;
- Отличник/хорошист/троечник;
- Юноша/девушка;
- Призывник (для военкомата);
- Художник;
- Музыкант;
- Танцор.
За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.
Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.
Достигаемый статус
Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.
Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый социальный статус личности. Примеры:
- у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
- у врачей — белые халаты;
- у людей, нарушивших закон — наколки на теле.
Причины разрыва между поколениями
Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.
Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.
Значение термина и общая характеристика
Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.
Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.
Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.
Примеры социального статуса одного человека — школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.
Это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям.
Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.
Может ли человек не иметь социального статуса
Любой индивид обладает парой тройкой статусов, лишится, которых абсолютно невозможно. На смену одного придёт другой заменяющий его. Школьник, закончив одиннадцатый класс, становится, студентом. Гражданин, купивший недвижимость, из покупателя превращается в собственника. Был главным врачом, пошёл на повышение, стал заместителем министра здравоохранения.
Чем больше социальных положений имеет человек, тем многообразнее и интереснее его жизнь.
Престиж
Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех старших классов перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.
Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.