Представьте, что вам нужно тащить сани с тяжёлым грузом по снегу. Если снег свежий и глубокий, тащить сложно, зато можно выбрать любое направление. Если же на дороге есть раскатанная колея, двигаться становится проще, вот только свернуть уже гораздо сложнее. Эта метафора достаточно точно описывает, как работает стереотипизация – явление о котором мы будем говорить сегодня. Мы подробно поговорим о том, что она собой представляет, какой бывает, какие плюсы и минусы у неё есть и как не поддаваться её влиянию.
Что такое стереотипизация?
Стереотипизация – это приписывание объекту характеристик на основе уже имеющихся представлений и ожиданий. Иными словами, это процесс применения стереотипа к объекту. Стереотипизация позволяет быстро и с минимальными усилиями составить целостную картину, распространив на новый объект свойства других объектов, на которые он похож. Подход, несомненно, удобный. Вот только такая картина не всегда будет достоверно отражать объективную реальность.
Структура стереотипа включает 3 компонента:
- Когнитивный (рациональный) компонент. Это знание или субъективное мнение об объекте стереотипизации, состоящее из неких утверждений, но не содержащее эмоциональной оценки.
- Аффективный (оценочный) компонент. Это позитивная или негативная оценка объекта, чувство симпатии или антипатии. Один и тот же когнитивный компонент может сочетаться с разными аффективными.
- Поведенческий (конативный). Это представление о том, как следует вести себя по отношению к объекту стереотипизации (некоторые авторы считают, что данный компонент нужно исключить из структуры стереотипа).
Рассмотрим пример стереотипизации, задействующий все 3 компонента. Современная молодёжь лояльно относится к татуировкам, а вот старшее поколение привыкло считать их атрибутом уголовников. Обладатель такого стереотипа, увидев человека с татуировкой, делает неправильные выводы о его прошлом (когнитивный компонент), воспринимает его негативно и враждебно (аффективный компонент), старается избегать его (поведенческий компонент).
Примеры стереотипизации
Существует много распространённых стереотипов, которые перенимает и активно использует большинство членов общества. Многие из этих стереотипов являются гендерными, но значительная часть связана также с национальностью, религией и прочими особенностями. Вот несколько распространённых стереотипных утверждений, которые вы наверняка слышали:
- Если женщина строит карьеру, значит, её личная жизнь не сложилась.
- Все женщины хотят замуж, а мужчины, наоборот, не хотят жениться.
- Женщины от природы моногамны, а мужчины – полигамны.
- Все немцы очень пунктуальны и ответственны.
- Все англичане – флегматики.
- Русские – одна из самых пьющих наций.
- У всех врачей неразборчивый почерк.
Подобных утверждений существует огромное количество. Их характерная особенность заключается в том, что они категоричны и приписывают определённое свойство всей социальной группе или даже целой нации. При этом в большинстве случаев они не соответствуют действительности, хотя вполне могут иметь определённые исторические предпосылки.
Самые распространенные примеры из жизни
Социальные стереотипы присутствуют во всех сферах жизни человека, появляются новые клише и паттерны относительно семейных и дружеских отношений, о женщинах и мужчинах.
Наиболее известные установки мышления и стереотипы восприятия:
- Домохозяйка – неопрятная женщина без возраста
, в грязном фартуке и с бигуди. Не работает, но всегда выглядит измученной. Сейчас многие женщины сидят дома, работают в интернете, ведут активную жизнь, занимаются семьёй и воспитанием детей, и при этом прекрасно выглядят. - После рождения ребёнка можно попрощаться с карьерой
и красивой фигурой. Но на самом деле, работа и внешний вид после родов – индивидуальный выбор женщины. - Старый человек, означает мудрый человек
. Старость и мудрость не синонимы, уважать людей только за возраст глупо. В каждой возрастной группе присутствуют абсолютно разные представители, хорошие и неприятные.
Часто в современном обществе можно услышать, что власть портят людей, женщина может быть либо умной, либо красивой, большие деньги не заработаешь честным путём.
Виды стереотипизации
В зависимости от объекта, о котором судят на основании стереотипов, выделяют 3 вида стереотипизации:
- личностная (направлена на человека);
- предметная (направлена на неодушевлённый объект);
- обстоятельственная (подразумевает построение причинно-следственных связей на основе стереотипов).
Стереотипизация может подразумевать формирование мнения о себе или о ком-то другом. По этому признаку выделяют два вида стереотипов:
- автостереотипы (представления о себе);
- гетеростереотипы (представления о ком-то другом).
В зависимости от источника стереотипа выделяют два вида стереотипизации:
- индивидуальная (основывается на собственном опыте);
- социальная (основывается на стереотипах, навязанных обществом).
В психологии существует такое понятие как «динамическая стереотипизация». Это сложная реакция, подобная условному рефлексу, которая вырабатывается путём многократных повторений. К примеру, в настольном или большом теннисе игроки по движению тела соперника могут предсказывать траекторию полёта мяча или шарика и действовать на опережение.
Возникновение образов
Стереотипизация — это процесс, который связан с определенными ситуациями в обществе. В каждом конкретном случае определенный образ успешно выполнил задачи, указанные выше, и, соответственно, принял устойчивую форму. Однако социальные условия, в которых протекает жизнь группы и людей, в нее входящих, изменяются быстрее, чем стереотипы, порожденные в ней. В итоге устойчивый образ начинает существовать обособленно, самостоятельно. Вместе с этим он воздействует на развитие отношений этой группы с прочими общностями, конкретного человека — с остальными людьми. При возникновении стереотипы зачастую проходят этап, связанный с закономерностью образования «общественных местоимений» — «они-мы-я».
Стадии стереотипизации
В формировании и использовании стереотипов участвует вторая сигнальная система. Данный процесс принято разделять на 3 фазы:
- Начальная. Это этап перцепции, на котором органы чувств воспринимают внешние раздражители и передают сигналы в соответствующие отделы мозга.
- Поисковая реакция. Полученные образы соотносятся с теми, которые уже содержатся в памяти. Если происходит совпадение, имеющийся образ усиливается, становится более отчётливым, насыщается деталями. Если совпадения не происходит, создаётся новый образ, который впоследствии может развеяться, если не будет закрепляться.
- Идентификация. Если произошло совпадение, полученный образ дополняется деталями из образа, сохранённого в памяти образа, приобретая новые признаки и становясь более насыщенным.
Стоит отметить, что эта цепочка не всегда даёт результат, соответствующий действительности. К примеру, представьте, что увидели на дороге большой камень. В вашем восприятии дорисовывается его образ, и вы представляете конкретную форму и даже можете оценить вес этого камня. Скорее всего, эта оценка будет правильной. Однако может оказаться, что камень внутри пустой или сделан из дерева и покрашен.
Догма
Второй миф касается особенностей восприятия самого стереотипа. Человек, мыслящий устойчивыми образами, зачастую признается носителем скудных и бесперспективных умственных моделей. Стереотипизация в психологии — это явление, которое не может характеризоваться как плохое или хорошее. Другое дело, что возможности этого устойчивого образа отличаются локальностью. Они ограничиваются пределами действия ситуации ролевого, межгруппового восприятия. При переносе устойчивых моделей в события межличностного понимания, замене ими более тонких инструментов настройки на других индивидов происходит искажение, разрушение общения и взаимодействия.
Как формируется склонность к стереотипизации?
Для начала уточним, что склонность к стереотипизации является естественной для большинства людей, поскольку она обусловлена эволюцией. Сильно упрощённо можно сказать, что она решает две задачи:
- Снижает нагрузку на мозг при анализе обстоятельств;
- Повышает вероятность выживания.
С первым утверждением всё понятно – стереотипное мышление позволяет составить мнение об объекте или ситуации, не затрачивая умственных усилий (а мозг, как известно, самый «прожорливый» орган в нашем теле). Но и второй фактор не менее важен. Дело в том, что жизнь первобытных людей таила гораздо больше опасностей, чем мы можем представить. И поэтому в то время быстро принятое решение повышало шансы на выживание.
Представим ситуацию: первобытный человек гуляет по полянке и вдруг видит огромное животное с большими клыками. Стереотипное мышление подсказывает ему, что это, скорее всего, опасный хищник. И этот стереотип значительно повышает шансы на выживание.
Хоть сегодня мир и не так опасен, склонность к стереотипизации у нас сохраняется. Но её основная задача сводится к экономии мысленных усилий. Если бы мы могли полностью отказаться от стереотипизации, это создало бы сильную нагрузку на нашу психику, ведь нам пришлось бы производить большую работу по классификации объектов и событий. Использование паттернов и стереотипов облегчает процесс познания, поэтому склонность к стереотипизации является неотъемлемой частью нашей психики.
Плюсы и минусы
Как мы уже выяснили, стереотипизация – это особенность нашей психики, обусловленная эволюцией. И даже в современных условиях она способна приносить пользу. В частности, она даёт такие преимущества как:
- социальный контроль (ограничивает асоциальное поведение);
- быстрое принятие решений в типичных ситуациях;
- экономия психической и эмоциональной энергии;
- быстрое реагирование на опасность;
- ускорение процесса познания за счёт обобщения знаний.
В качестве основных недостатков стереотипизации можно назвать такие её проявления как:
- ксенофобия и расизм;
- гендерный шовинизм;
- стигматизация;
- нетерпимость и дискриминация.
Таким образом, многие проблемы современного общества обусловлены именно стереотипным мышлением, свойственным большинству из нас. В каждом незнакомом объекте мы склонны видеть угрозу, поэтому обращаем внимание в первую очередь на различия, а не на сходства между людьми. И это важнейший источник бед для человечества.
Как избегать стереотипизации?
Конечно, полностью избавиться от склонности к стереотипизации невозможно. И всё же можно научиться избегать её, формируя своё представление о людях, событиях и обстоятельствах. Одно из лучших упражнений для этого заключается в том, чтобы представлять самого себя объектом стереотипизации.
Суть упражнения заключается в том, чтобы проводить различные мысленные эксперименты, представляя себя в окружении людей, которые воспринимают вас в соответствии с определёнными стереотипами, поскольку их знания ограничены. Нужно пытаться понять природу их стереотипов и находить слова, чтобы объяснить им, что они заблуждаются. Со временем это упражнение поможет научиться определять собственные стереотипы и объяснять себе, почему они ошибочны.
Внутригрупповой фаворитизм
Он представляет собой тенденцию благоприятствования при оценке членам собственной группы в сравнении с другими коллективами. Проще говоря, «наши лучше, чем не наши». Это объясняет тот факт, что в чужом городе люди очень рады землякам, а в другой стране — соотечественникам. Однако такое явление не всегда имеет место. Фаворитизм свойственен не каждой группе, а только тем, которые успешно развиваются, обладают позитивной системой внутренних ценностей, отличаются сплоченностью. В коллективах, где имеют место конфликты, распад, перестройка целей, может быть не до тенденции благоприятствования. Более того, возможно и прямо противоположное явление. Оно будет проявляться в фаворитизме к членам другой группы.