Психологи нередко подчеркивают, что главное условие успеха в социуме – это развитое чувство эмпатии. Оно находится в тесной связи с эмоциональной осознанностью. Без одного не может быть другого.
Если вы хотите понять окружающих и создать гармоничные отношения, то сначала нужно понять самого себя. Для этого необходимо рассмотреть эмоции объективно и узнать, откуда они берутся.
Такие разные эмоции на происходящее.
Откуда берутся чувства
Считается, что проявлять эмоции был способен еще первобытный человек. Появление чувств у животных и наших предков связано с необходимостью исследования мира ради выживания.
Изначально возможность ощущать какие-либо эмоции была лишь частью механизма самосохранения. Например, человек испытывал страх перед сильными животными, природными явлениями, глубокой водой и т. д.
Он был способен проанализировать и понять, что ягоды и фрукты – это хорошо, потому что они обеспечивают пропитание, т. е. выживание. Это вызывало радость.
В дальнейшем человек как вид развивался интеллектуально. Возникли новые системы, в первую очередь – социальная. Реакции стали более сложными, на их основе начали выстраиваться общины. Первобытные люди могли атаковать друг друга в пылу ссоры или из-за испуга.
Сейчас эмоции играют важную роль в нашей жизни. Скрытые негативные чувства, с которыми не удалось справиться, могут преследовать всю жизнь, мешать созданию семьи и конструктивному общению. И напротив, те, кто хорошо контролирует свои эмоции, лучше понимает окружающих и действует более продуктивно.
Чтобы научиться управлять своими чувствами, нужно понять, откуда они берутся и из-за чего появляются. Существует несколько теорий, но в результате все исследователи приходят к общему выводу: эмоции – это ответ на какие-либо события или обстоятельства.
Первый источник эмоций
Впервые испытывать и выражать чувства мы начинаем еще в детском возрасте, по данным некоторых ученых, – в утробе матери. Ребенок может пинаться, если ему что-то мешает. Он плачет, когда голоден, и кричит, когда испуган. В данном случае источником эмоциональной реакции является неудовлетворенная потребность организма.
С возрастом индивид учится приглушать подобные ощущения. Он уже не плачет и не кричит, когда хочет есть, спокойно терпит голод.
Однако если слишком часто злоупотреблять своим терпением, неминуемо возникнут последствия в виде психических расстройств. Например, отсутствие чувства безопасности приводит к стрессу, ухудшению сна, искаженному восприятию ситуации и т. д.
Второй источник эмоций
Одновременно с момента рождения или, по некоторым данным, формирования ребенка в утробе начинается социализация. Под этим термином подразумевают процесс адаптации индивида к окружающему миру.
Поскольку Homo sapiens представляет собой социальный вид, ребенок должен как можно быстрее подстроиться под общество. В противном случае он станет отшельником и изгоем, что оставит отпечаток на всей его сознательной жизни.
Социализация – второй источник эмоций. Чувства, связанные с ней, более сложные. В отличие от эмоций, обусловленных потребностями, с возрастом они усиливаются, а не угасают.
Сначала ребенок плохо распознает лица и голос окружающих, но уже учится узнавать близких. К 3-4 месяцам дети улыбаются при виде родителей, могут настораживаться, если к ним подходит кто-то незнакомый. Ребенок радуется, когда ему дают новые игрушки, и расстраивается в случае их поломки.
Эмоции, связанные с социализацией, остаются сильными в течение всей жизни. Взрослые люди ругаются и конфликтуют, если сталкиваются с противоположным мнением либо чувствуют, что их права ущемляют.
Отказ со стороны объекта симпатии вызывает расстройство, публичный позор – стыд. Лишь к старости выраженность «социальных» эмоций угасает, поскольку индивид невольно отделяется от социума. Он предпочитает проводить время в одиночестве или в тесном кругу семьи.
Эмоции, связанные с социумом, в определенное время имеют большое значение.
Третий источник эмоций
К первому году жизни ребенок начинает понимать, что он личность. Он ощупывает мамины руки и осознает, что это другой человек, не он. Этот процесс называется индивидуализацией. На этом уровне большое значение имеет характер ребенка, его привычки, особенности, навыки, природные склонности и т. д.
Когда приходит осознание, что все люди – разные, начинается самоанализ. В норме индивид сравнивает себя с другими, подчеркивает свои сильные и слабые стороны. Если на данном этапе возникают какие-либо перекосы, индивид делает упор на что-то одно.
Например, «нарциссы» хорошо видят свои сильные стороны и слабости других. В результате им трудно найти гармонию с собой и с окружающим миром. Меланхолики, напротив, замечают свои недостатки и преувеличивают заслуги других.
Из-за этого они становятся неуверенными в себе, мешают собственному саморазвитию, избегают интересных людей и стараются держаться подальше от социальных мероприятий. Таким образом, можно выделить третий источник эмоций – отношение к самому себе.
Взаимодействие эмоций на разных уровнях
Эмоции разных уровней способны взаимодействовать между собой и влиять друг на друга. Например, человек с адекватной самооценкой хорошо социализируется.
Он сам формирует свое окружение, избегает заранее неприятных ему собеседников, при необходимости – подстраивается под других. Чаще всего он более счастлив в браке, потому что лучше выбирает партнеров, не вступает в созависимость и работает над отношениями.
Другой частный случай – взаимодействие эмоций на уровне потребностей и социализации. Если в детстве ребенку приходится подолгу плакать, чтобы выпросить еду, то в дальнейшем он выстраивает отношения с окружающими исходя из этого опыта.
Он либо учится быть назойливым, либо просто видит недоброжелательность и даже угрозу в других. Это может повлиять на отношение к себе: индивид играет роль жертвы и с той же позиции рассматривает себя.
Колесо эмоция Роберта Плутчика.
Рептильный мозг
МакЛин назвал его самым старым, с эволюционной точки зрения, образованием. Эта часть сходна по анатомии с мозгом ящериц и, через то, что мы называем вегетативной нервной системой в организме человека, она регулирует основные функции жизнеобеспечения.
Другой исследователь — Жак Панксепп — в связи с этим писал, что «внутреннее ядро рептильного мозга разрабатывает основные инстинктивные планы действий для примитивных эмоциональных процессов, таких как разведка, питание, агрессивные проявления господства, и сексуальность». Также он говорил, что эта часть несет ответственность за «основные тенденции инстинктивного действия и привычки, связанные с примитивными вопросами выживания».
Другими словами, этот мозг отвечает за инстинкты (выживание, размножение, замирание и пр.), т.е., когда человек действует бессознательно, и регулирует внутренние процессы тела: дыхание, пищеварение, теплообмен и пр.
Как видим, в вопросе как начать новую жизнь, он нам — не советчик.
Простые и сложные эмоции
Эмоции можно классифицировать. Детально этим занялся К. Изард. Он разделил наиболее распространенные чувства на фундаментальные и комплексные.
К числу первых Изард отнес:
- интерес;
- радость;
- удивление;
- страдание;
- гнев;
- отвращение;
- презрение;
- страх;
- стыд;
- вину;
- смущение.
Из всего списка лишь 3 чувства можно назвать положительными: удивление, радость и интерес. Остальные эмоции являются негативными, но необходимыми для приобретения опыта. Они отражают реакцию индивида на столкновение с новыми событиями, людьми и обстоятельствами и помогают сформировать мировоззрение.
Сложные чувства формируются из простых. Например, если верить классификации К. Изарда, агрессия – это смесь гнева и интереса. Если индивид нейтрален по отношению к объекту, он не вызовет у него негативную реакцию.
Любовь представляет собой смесь радости и доверия. Разочарование – это объединение удивления и грусти. Человек разочарован, потому что резко узнал что-то неожиданное, и это его расстроило.
Классификация фундаментальных эмоций К. Изарда.
Правило доминанты
Если смешиваются 2 или более чувства, начинает действовать правило доминанты: слабые эмоции подкрепляют сильные. Например, если вас беспокоит легкая печаль и удивление, последнее может перейти в изумление. Напротив, при возбуждении, предшествующем удивлению, и сильной грусти человек может начать испытывать горе.
Резкий звук испугает лежащего в кроватки ребенка, но вызовет лишь усиление сосательного рефлекса, если младенец ест. Чтобы пересилить аппетит, шум должен быть намного громче.
Правило доминанты всегда нужно учитывать при социальных взаимодействиях, т. к. оно оказывает большое влияние на состояние людей. Если кто-то попытается успокоить раздраженного человека или сделать для него что-то приятное, это может окончательно вывести его из себя. В состоянии разочарования трудно заинтересоваться чем-либо или обрадоваться чему-либо.
#9: Эмоции содержат импульс к действию
Еще одно принципиальное отличие эмоций от мыслей. Эмоция — это не просто реакция и отношение, это еще и импульс к действию. Страх — это только реакция на потенциальную опасность, но и энергия для того, чтобы этой опасности избежать. Интерес — это не просто обнаружение чего-то ценного в познавательном смысле, но и энергия, чтобы этот интерес реализовать — приблизиться и рассмотреть внимательнее.
Злость: «Мне не нравится!» «Я против!» Мотив к действию: я хочу изменить ситуацию! Нужно повлиять, устранить препятствие, и, возможно, разрушить (в зависимости от интенсивности).
Радость: «Мне нравится» «Это хорошо для меня!» Мотив: я хочу продолжить! Ещё! Нужно к этому стремиться!
Страх: «Мне что-то угрожает!» Мотив: я хочу избежать опасности! Мне нужно защитить себя!
Грусть: «Я утратил что-то важное и не могу этого изменить» Мотив: я хотел бы вернуть утраченное, но мне нужно смириться.
Интерес: «Это интересно! Это ценно!» Мотив: я хочу узнать получше! Мне нужно это исследовать!
Удивление: «Ого! Что-то непонятное!» Мотив: я хочу понять! Нужно разобраться!
Неприязнь: «Я недоволен! Это неприятно!» Мотив: я не хочу этого! Нужно избежать контакта!
Стыд: «Я сделал что-то плохое!» Мотив: я хотел бы быть другим! Мне нужно исправить ошибку!
Нежность: «Мне очень приятно и ценно это!» Мотив: я хочу с этим быть! Мне нужно это сохранить!
Мышление не способно создавать устойчивый мотив к действию. Все, что нас по-настоящему в жизни мотивирует, имеет эмоциональную природу. Именно поэтому попытки заставить выполнять себя ценную, с рациональной точки зрения, работу заведомо обречены на провал. Рассудок формирует только идеи, он не способен создать мотивацию. Энергия к действию содержится в эмоциях.
Выражение чувств
В течение дня человек испытывает много разноуровневых эмоций. По этой причине он не отслеживает слабые, часто игнорирует их и никак не проявляет. Однако при переживании глубоких чувств оказываются задействованы мимические мышцы, система гормонов и т. д.
Влюбленный человек при виде объекта симпатии начинает краснеть из-за активной циркуляции крови. Последняя усиливается из-за выделения гормонов надпочечниками. Мышцы невольно напрягаются. При сильных чувствах человек может попеременно бледнеть, расправлять плечи или, напротив, сгибаться.
В подобных реакциях кроется одна опасность. При визуальных проявлениях эмоций единственное, что можно утверждать, – это то, что чувство сильное. Судить о его характере, не зная самого человека, невозможно.
Набор реакций и оттенков чувств для каждого индивидуален. Чтобы научиться хорошо определять эмоции, нужно понимать того, перед которым вы находитесь.
Чтобы изучить кого-либо, нужно наблюдать за ним в течение длительного времени. Необходимо анализировать эмоции человека, отмечать его реакции на наиболее простые раздражители. Чем чаще вы будете проявлять эмпатию, тем быстрее начнете понимать собеседника.
Однако даже при длительных отношениях будут оставаться «слепые пятна»: те области, реакции в которых вы либо не будете понимать, либо истолкуете их неправильно. По этой причине никогда нельзя уверенно утверждать, что человек ощущает какие-либо эмоции. Особенно это касается едва знакомых людей.
Удивительно, но иногда подобное незнание распространяется на нас самих. Люди привыкают машинально судить о своих эмоциях, не подвергая их самоанализу.
Они путают перевозбуждение с гневом, любовь с привязанностью, неудовольствие со страхом и т. д. Из-за этого возникают проблемы, т. к. человек борется с одной эмоцией, пока другая набирает силу.
Перед тем как разбираться с любовными чувствами, необходимо разобраться, испытываете ли вы их. Полностью здоровый психологически человек редко путает любовь с привязанностью или зависимостью. При наличии даже незначительных, не угрожающих жизни и социализации отклонений возникает склонность к путанице и вступлению в нездоровые отношения.
Эмоциональное выражение чувств.
Как понять, любите ли вы человека
Считается, что о любви свидетельствуют:
- Забота. Это главный признак. Партнер внимательно относится к потребностям другого человека, хочет оберегать его и улучшать качество жизни.
- Свобода. Любящий человек никогда не станет силой удерживать другого рядом с собой, лишая его чего-либо. Самый простой пример – встречи с друзьями.
- Осознанность. Партнер понимает, на что готов пойти ради возлюбленного, а чего сделать не может. По этой причине он не дает несбыточных обещаний и всегда держит слово.
- Близость. Партнеры сближаются на всех уровнях: эмоционально, духовно, интеллектуально и физически. Они подстраиваются под привычки друг друга, невольно разделяют вкусы и интересы.
- Уважение. Партнер может быть не согласен со своим избранником, но он всегда выслушает, поймет и примет его точку зрения.
- Доверие. Человек не предъявляет своему партнеру обвинений по любому поводу. Без доверия любовь невозможна, т. к. даже небольшие и беспочвенные подозрения накапливаются и отравляют чувства.
- Бескорыстность. Партнер старается для своего возлюбленного без желания извлечь какую-либо выгоду. Он не считает, кто сколько вложил в отношения.
- Ответственность. Человек берет на себя обязательства, связанные с партнером. Иногда это заставляет его отказаться от каких-либо своих пожеланий и возможностей.
- Развитие. Любовь выступает в качестве мотивации. Партнеру хочется развиваться в таких отношениях, не сдавать позиции, быть самым лучшим для избранника. Одновременно это позволяет дополнительно улучшить качество жизни.
- Перемены. Любящие партнеры не боятся что-либо менять вне контекста. Они могут, например, резко решить переехать. Переживания будут больше связаны с самим переездом, а не тем, как это скажется на отношениях.
По этому списку можно проверить не только себя, но и других. Например, если в какой-то ситуации партнер предпочел личную выгоду, а не отношения с вами, с ним лучше расстаться.
Дополнительно для анализа своих чувств можно спросить себя о том, что вам нравится в партнере, какими качествами он обладает, все ли черты его характера вы принимаете.
Шансы на то, что вы испытываете любовь, выше, если изначально с избранником у вас были дружеские отношения. Особенно важно понять, ощущаете ли вы зависть и ревность по отношению к партнеру. Этих чувств не должно быть.
Эмоции не должны быть непостоянными. Задайте себе вопрос о том, как любовь влияет на вас. Чувства должны раскрывать вас как личность, а не разрушать.
Как знать – любовь ли это?
#8: Вызвать свою эмоцию невозможно
Еще одно следствие из пункта #5. Эмоция не является предметом нашего выбора — это реакция всей системы в целом на среду в которой она оказалась. Сода, попадая в уксус, вызывает бурную шипящую реакцию с выделением углекислого газа — таково ее свойство. Но сода не может зашипеть просто так, без уксуса. Для данной конкретной реакции ей нужна кислота.
Так и человек не может испытать или создать у себя какие-либо эмоции на ровном месте. Будет кислая среда — будет кислая эмоция. И никак иначе. Любые попытки намеренно спровоцировать у себя какие бы то ни было эмоции невозможно. Невозможно полюбить то, что не любится само собой. Невозможно испытать интерес к тому, что не интересно. Невозможно захотеть то, чего не хочется.
А из этого уже следует и противоположное: имеющуюся эмоцию невозможно остановить до тех пор, пока мы остаемся в среде, которая её порождает, или пока в нас не прогорит тот специфический внутренний элемент, который вступил в реакцию. Сода в уксусе будет шипеть, пока не закончится сода или уксус, и никак иначе — остановить уже идущую реакцию нельзя.
Сила чувств
Сила чувств отличает человека, живущего яркой жизнью, от окружающей его серой толпы. Впечатлить меланхолика-домоседа намного проще, чем того, кто предпочитает рискованные увлечения.
Если человек постоянно лежит в кровати и ничем не занимается, даже незначительные события будут вызывать у него большой отклик. При насыщенной жизни те же обстоятельства могут не спровоцировать никаких эмоций.
Сила чувств определяется высотой тех барьеров, которые человек преодолевает. Чтобы убедиться, достаточно рассмотреть простой пример: голод. Когда человек даже при небольшом дискомфорте сразу отправляется перекусить, пища не вызывает у него никакой эмоциональной реакции. Он не придает значения этому событию.
Если же перед этим человек был в длительном походе или вернулся после долгой рабочей смены домой, он получит большое удовольствие даже от простого блюда.
Разница связана с дискомфортом. Положительные эмоции возникают из-за резких контрастов. Это так же работает с длительным ожиданием: если человек над чем-то долго работает, он будет счастлив, получив результат. Однако здесь кроется опасность. При несоответствии затраченных усилий результату возникнет недовольство и даже фрустрация.
Главный навык счастливых людей – умение ставить перед собой адекватные задачи. Они должны быть достаточно масштабными и трудными, чтобы возник контраст. Однако нельзя перенапрягаться либо прилагать много усилий при минимальном результате. Сложность должна соответствовать награде.
По этой причине нельзя сразу переходить к интиму, если вы хотите выстроить долгосрочные отношения. Секс – это результат действий. Если действий еще не было, человек не будет воспринимать произошедшее как новую высоту. Сила его чувств не повысится. Напротив, она закрепится на низком уровне.
Более выгодной тактикой в данном случае станет флирт, разжигание страсти и одновременно ее сдерживание. Наибольший отклик вызовет переход на следующий уровень на пике чувств.
Важно не переусердствовать, т. к. длительное отсутствие развития отношений вызывает угасание эмоций и скуку. На фоне уже имеющейся фрустрации остановить этот процесс будет невозможно.
Легкий флирт способен перерасти в большой огонь страсти.
#7: Вызвать чужую эмоцию невозможно
Следствие пункта #5. Если эмоции являются нашим собственным порождением, а объект является лишь спусковым крючком, поводом для их возникновения, то нет никакой возможности напрямую вызвать эмоцию в другом человеке.
Например, невозможно человека оскорбить — человек всегда оскорбляется сам. Мы можем намеренно создать условия, в которых другой человек в силу своих индивидуальных особенностей вероятно почувствует себя оскорбленным или обиженным. Но напрямую вызвать чувство оскорбленность или обиды невозможно.
Распространенное в человеческих отношениях манипулирование оказывается возможным только потому, что люди живущие в одном обществе имеют похожие больные места, на которые можно надавить и вызвать предсказуемую эмоциональную реакцию. Но всегда найдется человек, который в той же самой ситуации испытает совершенно иные эмоции.
Возвышенность чувств
Второе свойство чувств – возвышенность. Она определяется ритмом работы центров головного мозга, их согласованностью. Чем ближе организм к состоянию гармонии, тем более возвышенные чувства.
На практике это связано с контрастами и полным списком испытанных ощущений. Физические чувства чаще всего низменные. Они сопряжены с дискомфортом.
Например, человек испытывает удовольствие от употребления пищи, если недавно был голоден, однако одновременно у него возникает чувство тяжести в желудке.
Возможность унять зуд приносит облегчение, но оно смешано с дискомфортом. Длительное воздержание от справления нужды усиливает как неприятные ощущения, так и удовольствие во время удовлетворения потребности.
Пример возвышенных эмоций – чувства, которые испытывает человек при прослушивании музыки. В этот момент никакого сопутствующего негатива не возникает, поэтому все мозговые центры работают в одном ритме, согласованно. Человек испытывает полное наслаждение, не испорченное каким-либо негативом.
Основу счастья составляют возвышенные чувства. В первую очередь они затрагивают социальные отношения с близкими. Чтобы понять, любите ли вы человека, достаточно проанализировать ситуацию и разобраться, вызывает ли у вас что-либо злость или раздражение.
Если вы, например, в чем-то подсознательно обвиняете вашего партнера и сердитесь на него, лучше сразу выйти из отношений. Вам не удастся восстановить уже разбитое.
Разрушенные отношения не восстановить.
Стадии стресса
Ученик Кеннона Ганс Селье вывел три стадии стресса. При первой стадии — стадии тревоги — происходит мобилизация защитных сил организма, улучшается работоспособность, а за счет повышенного выделения азота и калия увеличивается печень или селезенка. На второй стадии — резистентности — происходит повышение устойчивости к различным воздействиям, но вместе с тем понижаются активности других систем. Третья, финальная стадия — стадия истощения, наоборот, характеризуется снижением устойчивости организма к стрессору и может привести к смерти. Важно отметить, что организм сам проходит путь от второй к третьей стадии, а мы лишь через какое-то время можем осознать этот процесс.
Что делать, если не удается создать долгосрочные крепкие отношения
В первую очередь нужно рассмотреть ситуацию непредвзято. Чаще всего люди, у которых не получается создать здоровые отношения, винят в этом партнеров.
Они думают, что им просто постоянно попадаются не те, кто им нужен. В действительности ответственность за выбор и дальнейшие действия лежит на самом человеке. Если он строит отношения не с теми, значит, проблема кроется в нем самом.
Пример сильного негативного фактора, влияющего на восприятие и поведение, – это низкая самооценка. Индивид может считать себя недостойным и не выступать в качестве инициатора.
В результате возникает двойственная ситуация. Человек с низкой самооценкой никак не проявляет себя, т. е. не рекламирует и не преподносит другим. Одновременно он не пытается завлечь кого-либо в отношения. Это может привести к длительному периоду одиночества.
Даже если в такой ситуации нашелся партнер, человек с заниженной самооценкой начинает отравлять отношения. Он думает о том, что его не могут полюбить, постоянно донимает возлюбленного допросами, в чем-то подозревает и т. д. Одновременно человек не инициирует расставание, т. к. боится одиночества. Ситуация усугубляется, если «случайным» партнером оказался тиран.
Существует множество факторов, которые мешают выстраивать здоровые отношения. Это неуверенность, склонность к гиперопеке, привычка плыть по течению и даже детские травмы.
Чаще всего создать крепкую семью не удается тем, кто не видел здоровых отношений между родителями в детстве. Можно самостоятельно дойти до проблемы в ходе долгого самоанализа, но лучше обратиться к психологу.
Он поможет избавиться от мешающей части программы и перенастроит на новый образ жизни. Создание семьи в данном случае станет не единственным приятным последствием.
Повышайте уровень своей самооценки.
#10: Эмоция не есть поведение
Возникновение эмоции напрямую связано с ситуацией, в которой мы находимся. Контролировать эмоции мы не можем — они появляются без нашего спроса и ведома. И все они абсолютно нормальны и естественны. Однако, с точки зрения жизни в обществе, проявлять все эмоции без разбора было бы не разумно. И это то, что нас отличает от животных — наше поведение не связано напрямую с эмоциями.
Возникающие эмоции что-то говорят о нас, как о людях, но еще больше о нас говорят наши поступки, наше поведение. Экстремально сильная эмоция (аффект) всегда подчинит себе поведение, но своем обычном диапазоне интенсивности эмоции носят лишь совещательных характер. Мышление, рассудок, здравый смысл — более высокий уровень сознания, который может принять решение пойти наперекор имеющимся эмоциям.
Поэтому неправильным будет сваливать ответственность за свое поведение на неконтролируемые иррациональные эмоции. Зрелое сознание вполне может держать под контролем их проявление. Поэтому именно наше поведение — то, что нас по-настоящему характеризует. Не эмоции, не мысли и намерения, а то, что мы в конечном счете делаем или не делаем.
Счастливая любовь
Счастливая любовь не терпит каких-либо «но». Она является источником вдохновения для партнеров, создает чувство защищенности, но одновременно требует большой работы над собой и самоконтроля. Главное условие счастливой любви – открытость и понятность одновременно с преодолением барьеров.
Если вы чувствуете какой-либо негатив, своевременно отследите его причину и поговорите об этом с избранником, пока на этой почве не появилась обида. Учитесь вести диалог спокойно.
Счастливая любовь – это не только поиск и выстраивание отношений, но и саморазвитие. Поведение, самочувствие и реакции на окружающее зависят от гармонии с собой, удовлетворения потребностей и социального опыта.
При хорошем психическом состоянии здоровья удается адекватно оценивать происходящее, корректно распознавать эмоции и действовать в соответствии с ними. Развитая эмпатия позволяет не только контролировать себя, но и улучшать качество жизни других, выстраивать позитивные отношения и добиваться желаемого.
#5: Эмоции имеют биологическую основу
Базовые эмоциональные реакции по своей природе инстинктивны — они не зависят от воспитания, культуры или религии. Эмоции ребенок испытывает с самого рождения, задолго до того как научится говорить или хотя бы понимать происходящее вокруг. На более поздних этапах развития сознания мышление может принимать участие в формировании эмоционального фона, но первоначально — сначала эмоции, потом мысли.
И будучи биологическим механизмом определяющим взаимодействие организма с внешним миром, те или иные эмоции у нас присутствуют всегда. Невозможно быть живым и ничего не чувствовать. Мы чувствуем эмоции непрерывно, хотя бы в виде того, что мы называем «настроением».
Человек разумный в своей основе, в самой своей сердцевине имеет иррациональное начало — эмоции. Исходное наше восприятие окрашивается эмоциями еще до того, как до сознания. Мы не видим мир в чистом виде, мы всегда видим мир плюс наше к нему отношение. Мы не можем не оценивать происходящее, можем только быть осознанны в своем отношении.
Неокортекс (новая кора)
Это, собственно, и есть сознание, формирующее мысли. В этой структуре хранится жизненная позиция человека, его убеждения, стереотипы, нормы морали и т. п. Мысль «как начать новую жизнь» тоже зарождается в коре.
Ж.Панксепп описывает функцию коры, как обработку «пропозициональной информации о событиях в мире, особенно полученных с помощью зрения, слуха и осязания.» Отмечая сложность неокортекса, он пишет: «высоко развитая новая кора порождает высшие когнитивные (познавательные) функции, рассуждения и логическое мышление».
С его помощью мы строим планы на будущее, анализируем, обучаемся и пр.
Очевидно, что логические функции и способность к рассуждениям, мышлению, и является тем инструментом, с помощью которого мы можем ответить себе на вопрос «как начать новую жизнь».
(В статье использованы материалы с сайта mybrainnotes.com)
Поделитесь статьей в социальных сетях, если она Вам понравилась! Спасибо!
Почему мы плачем?
Чарлз Дарвин в книге Выражение эмоций у человека и животных
(
The Expression of the Emotions in Man and Animals
, 1872) предлагает эволюционный, функциональный подход к этому вопросу. Рефлекторное слезоотделение очищает глаз от пыли и других раздражителей. Слезы могут также появляться как побочный результат сокращения глазничных мышц (реакция, хорошо заметная на личике кричащего младенца); эти мышцы сокращаются при судорожном выдохе, обеспечивая защиту глаз от переполнения кровью, но при этом сдавливаются слезные железы, что стимулирует слезоотделение. Отсюда понятно, почему слезы нередко сопровождают сильный смех или даже никак не связанный с эмоциями сильный кашель. Механизмы, выработанные для одной цели, неизбежно будут активироваться и в других обстоятельствах. С этой точки зрения, и эмоциональные слезы можно рассматривать как случайный, побочный результат воздействия эмоций на дыхание (даже когда возникает привычка контролировать дыхание, эти последствия сохраняются).
Также по теме:
ЖЕСТОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Существует и другое мнение. Американский психолог и философ У.Джемс в работе Принципы психологии
(
The Principles of Psychology
, 1890) сводит эмоции к их физиологическому выражению: «Наш естественный ход рассуждения об… эмоциях таков: восприятие какого-либо факта возбуждает психическое состояние, называемое эмоцией; это состояние сознания стимулирует некое телесное выражение. Моя теория, напротив, утверждает, что
телесные изменения следуют непосредственно за взволновавшим нас фактом, а наше ощущение происходящих изменений, и есть эмоция
. … Мы ощущаем печаль оттого, что плачем, ярость оттого, что деремся, страх оттого, что дрожим, но не наоборот – мы плачем, сражаемся или дрожим оттого, что боимся, печалимся или гневаемся».
Но подход Джемса, учитывающий только физиологию, не объясняет, как могут возникать эмоции, когда они не имеют внешнего выражения – как, например, мы можем испытывать печаль без плача. Более того, общеизвестно, что одно и то же физиологическое состояние бывает связано с разными эмоциями: могут быть слезы радости и слезы печали, однако физиологическая основа этих слез одинакова.
Также по теме:
ЖЕСТОВ(ЫЕ) ЯЗЫКИ
Достоинство подхода Джемса заключается в том, что он связал эмоцию с ощущением. Но наличие такого разнообразия реакций нашего физиологического аппарата, какое необходимо для обеспечения всего разнообразия эмоциональных состояний, представляется неправдоподобным (должны ли эмоции стыда, смущения, вины, сожаления, угрызений совести иметь разные физиологические
корреляты?). Кроме того, физиология не может обусловить все дополнительные различия в эмоциональных состояниях, связанные с особенностями разных культур и сообществ. Проблема не в том, что между эмоциями нет физиологических различий, а в том, что они недостаточны для установления тонких (и даже не столь тонких) различий между эмоциональными состояниями. Нейрофизиологические механизмы эмоций – природное достояние нашего вида, однако формы специфических эмоций зависят от культурных и социальных установок.
Печальные мальчики и сердитые девочки
В современном обществе мы все еще подвержены стереотипным представлениям о том, какими должны быть девочки и мальчики. Эти представления называются гендерными ролями. Традиционно девочки должны быть мягкими, заботливыми и чувствительными. От мальчиков ожидается, что они будут с твердым характером и уверенными в себе.
С самого нежного возраста нас делят по половому признаку. Уже в родильном отделении девочек одевают в розовое, а мальчиков — в голубое. Девочкам дарят кукол, а мальчикам — машинки. Гендерные роли влияют на то, как воспитываются девочки и мальчики.
Разное воспитание
Многие думают, что нет ничего страшного в том, чтобы воспитывать мальчиков и девочек по-разному, но гендерные роли могут влиять на нас отрицательно. Например, до сих пор считается, что мальчики умнее и лучше девочек, хоть это и не так. Существование этого предубеждения показывает в том числе и одно исследование, проведенное среди девочек. Уже в возрасте шести лет они верили, что мальчики умнее и что они будут работать с более сложными вещами, чем девочки. Можно утверждать, что из-за строгих гендерных ролей у девочек формируется низкая самооценка. Кроме того, гендерные роли могут управлять нашими чувствами в более зрелом возрасте.
Почему важно разбирать в своих эмоциях
К сожалению, многие люди вообще не в курсе, какие бывают эмоции и как с ними обращаться. Чем это грозит?
Человек, не понимающий своих переживаний, не понимает себя, не слышит своих потребностей. Он не получает то, что хочет, и поэтому жизнь кажется не очень веселым мероприятием. Отсюда депрессии и другие невротические расстройства.
Доходчивый пример на эту тему: парень волнуется каждый раз, когда ему предстоит свидание с девушкой. Его переживания настолько сильны (краснеет лицо, трясутся руки, сохнет во рту, полуобморочное состояние), что каждый раз он отказывается от встречи. Долгое время он находится в одиночестве и страдает по этому поводу.
Если бы вышеописанный мужчина распознавал свои эмоции, он бы понял, что испытывает страх. На чем он основан? Парень боится не понравиться девушке, не хочет быть отвергнутым, ибо для него это катастрофа. Какая потребность в данный момент его заботит? Нравиться женскому полу, быть востребованным, желанным, принятым.
Дойдя мысленно до этого, возможно, он подумал бы, что не стоит так переживать. В конце концов, девушек много, и с одной из них обязательно что-то получится.