Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки. Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью. Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.
Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.
Виды эмоций и их общая характеристика
Выделяют различные виды эмоций. Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества
(положительные и отрицательные),
глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима и отражаема в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие
и
неглубокие
эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на
стенические
(от гр. sthenos – сила) и
астенические
. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.
По содержательному своеобразию
эмоциивыделяют следующие виды эмоций (рис. 2).
Эмоциональный тон ощущения
– наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.п.) являются для человека приятными, нейтральными или неприятными.
Настроение |
Длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода |
Предельно выраженная, но кратковременная эмоция |
Достаточно длительная и интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость |
Эмоциональная реакция на опасность |
Психическое состояние общего возбуждения, напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных условиях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды |
Особенности переживаний и поведения в результате возникновения трудностей на пути к достижению цели |
Эмоциональный отклик |
Это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде |
Эмоциональный тон |
Отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта |
Аффект |
Страх |
Страсть |
Фрустрация |
Стресс |
Виды эмоций |
Рис. 2. Виды эмоций
Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате дня, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже болезненное органическое отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления. Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.
Эмоциональный отклик
– это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом, одним из видов эмоционального отклика является
синтония
– сопереживание эмоциональному состоянию других людей – важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывающиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.
Настроение
– это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.
Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Аффект
(
от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.
Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для человека оскорбления, внезапное возникновение опасности, грубое физическое насилие – все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это «сужение сознания» при аффекте с нейрофизиологической точки зрения связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. Состояние аффекта связано с нарушениями ясности сознания, что может привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией.
Аффекты, связанные с отрицательными эмоциями (гнев, ненависть, ревность), часто приобретают разрушительный, агрессивный характер, так как человек действует рефлекторно, латентный период от восприятия раздражителя до ответной реакции свернут до минимума (несколько миллисекунд), таким образом субъект не успевает осознать значение и последствия своих действий.
Страсть
– это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.
По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти – ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.
Страх
– безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.
Страх возник как биологически защитный механизм. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.п. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона.
Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т.д. – вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.
Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, – ужас.
Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением («двигательная буря»).
В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения, его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью. Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения.
Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев.
В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия. Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.
Стресс
(от англ. stress – напряжение) – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.
Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышенное содержание сахара в крови и т.п.), организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.
Физиологический стресс
является тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. В ответ на экстремальную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций. При физиологическомстрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфики воздействующего раздражителя.
Психологический стресс
подразделяется настресс информационный и стресс эмоциональный.
Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
Социогенный стресс.
Социальная действительность (политическая, экономическая, семейно-бытовая и т.п.) может явиться для человека мощным стрессогенным фактором. Социальными стрессорами могут служить конфликты социального и межличностного характера, утрата работы, препятствия на пути к достижению цели и т.п.
Природообусловленный стресс
связан с климатическими и географическими условиями жизнедеятельности человека (землетрясения, извержения вулканов, ураганы и т.п.).
Техногенный стресс
обусловлен опасностью, идущей от техники для жизни и деятельности людей.
Аутогенный стресс.
Причиной стресса, стрессорами являются те или иные черты личности (обидчивость, мнительность, чувство неполноценности и т.д.).
Травматический стресс
– это переживания нетипичного характера, результат особого взаимодействия человека со средой. При травматическом стрессе возможны проявления интенсивных негативных переживаний при столкновении человека с чем-то напоминающим травматическое событие.
Рабочий стресс
возникает из-за причин, связанных с работой условиями труда, местом работы.
Профессиональный стресс
связан с условиями, средствами, технологией, режимом осуществления той или иной профессиональной деятельности (летчики, моряки, врачи, журналисты и т.д.).
Организационный стресс
возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от его психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние (дистресс).
Фрустрация
– специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр. Фрустрационные переживания оказывают «давящее» влияние на психику, снижая способность к рефлексии (самоанализу), логическому анализу событий. Фрустрацию переживает человек, ощущающий враждебность группы (семейной, профессиональной, учебной и др.); подросток, не встречающий в своей семье понимания, любви и поддержки своих планов. Состояние фрустрации может привести к существенным изменениям в поведении субъекта: либо отказу от активности, замене реальной деятельности воображаемой (уход в себя, в грезы), либо к проявлению грубости, агрессивности как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих. Последнее бывает характерно для подростков, которых фрустрационные состояния побуждают к противоправным поступкам. Иногда фрустрация приводит к самоуничтожению, ощущению полной бесцельности и бесперспективности своего существования, к нервной депрессии и суициду. Поэтому необходима определенная сила воли и активность интеллекта, чтобы человек мог преодолеть фрустрационные состояния и найти для себя компенсационные содержательные виды деятельности, которые удовлетворяли бы его условия жизни и общения.
Как это использовать
Нужно помнить, что эмоция не существует «сама по себе» — она результат оценки определённой ситуации. И, в первую очередь, желательно осознать, к какой именно ситуации эмоция относится. И определение ситуации уже даёт прекрасную возможность контроля – мы понимаем, как её оцениваем. И, если оценка нас не устраивает, может переоценить ситуацию. А
характеристики эмоции помогут нам определить, что именно стоит изменить в восприятии ситуации.
Для чего можно использовать любые инструменты НЛП:
- добавить ресурсов в ситуацию при помощи якорей;
- сделать субмодальный сдвиг;
- диссоциироваться от ситуации;
- перенести ситуацию из настоящего в прошлое;
- сделать рефрейминг;
- сделать переоценку критериев ситуации;
- прошкалировать основные характеристики: знак, важность, при чем это можно сделать как для оценки, так и для эмоции;
- использовать любые другие техники НЛП.
Высшие чувства
Чувства
– одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций. Отклоняющееся и в особенности преступное поведение во многих случаях связано с неразвитостью чувств, с неспособностью к сопереживанию, эмоциональной тупостью. В каждом чувстве сосредоточен личный опыт соответствующих эмо- циональных переживаний. Причем чем сильнее чувство, тем больший эмоциональный заряд оно несет в себе. Поэтому чувства всегда переживаются как глубоко и интимно личные образования, составляющие сущность самого себя. Их можно определить как эмоциональную основу личности.
Чувства человека иерархически организованы – у каждого человека есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.
Высшие чувства свойственны только человеку. Они обладают рядом особенностей (рис. 3).
Могут достигать в своих развитых формах большой степени обобщенности |
Всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности |
Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость |
Рис. 3. Особенности высших чувств
Выделяют три основных вида высших чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они находят отражение (рис. 4).
Виды высших чувств |
Нравственные |
Эстетические |
Интеллектуальные |
Рис. 4. Виды высших чувств
Нравственные чувства
– это чувства, в которых отражается отношение человека к своему поведению и поведению других людей в зависимости от соответствия или несоответствия социальным нормам. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.п. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Нравственная норма является важнейшим средством социализации личности, обогащения индивида достижениями общества. Нравственные нормы – это требования общества к поведению личности. Эти нормы подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нормы-рамки.Для реализации нравственных норм необходимо соответствующее отношение к ним и здесь огромную роль играет чувство.
Нравственные чувства делятся на кратковременные, ситуативные (радость, восхищение, негодование по поводу тех или иных поступков), устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, любовь), и общественные переживания (патриотизм, коллективизм и др.).
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас». Нравственные чувства организуют поведение человека в социально положительном направлении, предотвращают нежелательные действия, побуждают к оценке совершенных поступков. Эти чувства, являясь субъективными переживаниями, проявляются в повседневных поступках людей. Нравственные чувства – необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения. Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.
Справедливость
и
несправедливость
– это моральные оценки общественных явлений, посредством которых оправдываются одни явления и осуждаются другие. Это понятия историчны, т.е. меняются с изменением общественных отношений.
Долг
– это моральная необходимость выполнения обязанностей, которые определяются местом человека в системе общественных отношений. Различают такие разновидности долга, как общечеловеческий, гражданский, воинский и т.д. Чувство долга – это осознание и переживание тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения.
Совесть
– это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания данным человеком моральной ответственности за свое поведение. Чувство совести является важнейшим стимулом нравственного усовершенствования личности.
Чувство чести –
повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Отрицательные нравственные качества человека
(жестокость, зависть, стяжательство, властолюбие) могут явиться основой не только безнравственного, но и преступного поведения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается переходящими благами.
Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соответствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность – тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными только для других.
Эстетические чувства
– это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией. Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства.
Интеллектуальные чувства
– чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности обусловлены особыми психическими состояниями познавательной направленности, одним из которых является любопытство. Любопытство – это состояние направленности сознания на снятие неопределенности в той или иной проблемной ситуации. Следует отметить, что данное состояние прекращается сразу после его удовлетворения и не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше уровень психического развития человека, его культуры, тем больше осознается им степень необходимости той или иной информации. У человека возникает состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты – любознательность. Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации, которая всегда содержит в себе элемент рассогласования знаний и опыта, которые имеет человек с каким-то новым фактом, явлением. Отражение проблемной ситуации вызывает у человека состояние недоумения или удивления. В отличие от недоумения, удивление является более эмоционально насыщенным состоянием и активизирует познавательную деятельность человека. Сопровождаемое очень сильными эмоциональными переживаниями удивление переходит в изумление, которое возникает у человека в связи с получением очень значимой и совершенно неожиданной информации. Интеллектуальные чувства проявляются как радость от самого процесса познания и удовлетворенность от успешного решения сложных и профессиональных задач, возникающих в деятельности. Неудовлетворенность достигнутыми знаниями приводит к стремлению к постоянному познанию.
Существование интеллектуальных чувств – удивления, любопытства, любознательности, радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства и т.д. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении. В определении этих чувств как высших подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям.
Список рекомендуемой литературы
Изард К.Э.
Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
Ильин Е.П.
Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин
. –
СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
Психические состояния [Текст]: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с.
Рожина Л.Н.
Развитие эмоционального мира личности [Текст] / Л.Н. Рожина. – Минск: Университетское, 1999. – 257 с.
Субботин В.Е.
Мотивация и эмоции [Текст]: справ. руководство / В.Е. Субботин – М.: Инфра-М, 1999. – 687 с.
Примеры похожих учебных работ
Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
… поведение биологического существа (в частности, человека), то для его адекватного адаптивного поведения … противоречащие друг другу состояния не могут быть … сопровождается положительными эмоциями, уменьшение — отрицательными эмоциями. Поскольку …
Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные …
… дым направлен вверх – это свидетельствует о положительном настрое человека; — дым направлен вниз – это говорит об отрицательном эмоциональном состоянии; — дым направлен через угол рта – это …
Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной деятельности
… адаптации человека и психологического стресса, излагаются накопленные знания о проблеме функционального состояния человека. В … новых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (например, выпускники учебных заведений различного уровня); …
Личностные характеристики, определяющие успешность деятельности профессионала в состоянии …
… выявление общих закономерностей деятельности человека в условиях опасности для того, чтобы сделать эту деятельность более безопасной …, … С. Д. Рассматривая зарубежную библиографию по состоянию неопределенности, следует отметить, прежде всего, работы …
Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной …
… человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком … прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин … поверхности органов чувств. Субстратом восприятия …
Информация
Все эмоции выполняют информационную функцию – то есть сообщают о смысле события. При чем
для каждой эмоции смысл будет свой.
Например:
- радость сообщает нам о том, что произошло или произойдёт желаемое событие;
- счастье – удовлетворены важные ценности;
- эйфория – удовлетворены важные ценности даже больше, чем ожидалось;
- ностальгия – было приятное событие в прошлом и оно не повторится;
- раздражение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком минус);
- восхищение – ситуация развивается не в соответствии с ожиданиями (со знаком плюс);
- предвкушение – уверенность в том, что произойдёт приятное событие;
- страх – опасность в будущем;
- сомнение – неуверенность в достижении цели;
- азарт — есть возможность выигрыша (в широком смысле этого слова).
При этом часть эмоций вполне социальны:
- вина – я нарушил важные ценности;
- стыд – другие узнали, что я нарушил важные ценности;
- презрение – ты нарушил важные ценности;
- обида — ты нарушил мои ценности;
- превосходство – я лучше тебя;
- зависть – у тебя есть что-то важное, чего нет у меня;
- уважение – сообщение о признании статуса.