Что такое эмоции в психологии и каковы их виды и функции

«Лучше бы я ничего не чувствовала!» — вырывается из нас когда негативные эмоции захватывают. Или же «Я не могу передать словами свое внутреннее состояние!» — в случаях, когда человек переполнен позитивом. Эмоции бывают отрицательные, положительные и нейтральные.

А еще и смешанными (одновременно чувствуешь и отрицательные, и положительные эмоции), знаешь ли ты об этом? Понимать свои эмоции и эмоции других людей — важнейший социальный навык. Тебе полезно будет знать какие бывают эмоции и какие функции они выполняют.

В этой статье:

Понятие эмоций в психологииКлассификация эмоцийПоложительные эмоцииОтрицательные эмоцииНейтральные эмоции

Полный перечень положительных эмоций человека

Итак, какие бывают эмоции у человека, мы посмотрим в нашем полном списке. Описание будет лишь в некоторых из них, чтобы понимать, о чем идет речь. Отмечу еще, что выделенным курсивом будут базовые эмоции, которые выделил известный психолог Изард. Не беру классификацию Пола Экмана, так как из положительных в ней только радость. Очень хочется немного расширить базовый список! Поехали.

  1. Спокойствие – состояние мира и уравновешенности.
  2. Расслабленность – то чувство, когда ничего никому не должен и сам себе тоже.
  3. Удовлетворенность – ощущение полного довольства моментом.
  4. Ясность – нет потребности о чем-то переживать, продумывать.
  5. Четкость.
  6. Гибкость – возможность без вреда для себя принимать изменения в жизни.
  7. Плавность.
  8. Восприимчивость.
  9. Теплота – ощущение радостной привязанности.
  10. Принятие.
  11. Сопереживание – возможность понять, что чувствует другой человек.
  12. Сочувствие.
  13. Сострадание.
  14. Нежность – привязанность с чувствительностью и благосклонным отношением.
  15. Любовь.
  16. Благодарность – чувство признательности за какое-либо добро.
  17. Доверие – ощущение полной безопасности.
  18. Забота – потребность за кем-то ухаживать.
  19. Расположение – благосклонное отношение.
  20. Доброта.
  21. Веселость.
  22. Добрая ирония – ласковая и дружеская шутка.
  23. Уверенность.
  24. Устойчивость – способность сохранять свое текущее состояние.
  25. Готовность.
  26. Собранность – “все под контролем”.
  27. Сексуальность – переживания человека, связанные проявлением и удовлетворением полового влечения.
  28. Страстность – сильнейшее влечение к объекту страсти или неиссякаемый энтузиазм.
  29. Изящество – тонкость и чувство прекрасного, соразмерность во всем.
  30. Легкость.
  31. Свобода.
  32. Раскрепощенность – человек практически не критикует свое поведение.
  33. Ликование – высокая степень проявления радости и торжества.
  34. Радость.
  35. Счастье.
  36. Блаженство – состояние полного счастья.
  37. Экстаз – страстно-восторженное состояние.
  38. Безмятежность – спокойное отношение к миру, принятие всех его проявлений.
  39. Благость – милосердие и доброе отношение, мягкосердечность.
  40. Защищенность – состояние надежной безопасности.
  41. Чувство безопасности – ощущение полной защищенности, “почвы под ногами”, спокойной жизни и развития.
  42. Предусмотрительность – внимательное и бережное отношение к предстоящим событиям.
  43. Внимательность.
  44. Надежда.
  45. Предчувствие – интуитивное прогнозирование.
  46. Предвкушение – мысленное ощущение чего-то, предварительное переживание в воображении.
  47. Интерес.
  48. Открытость – свойство благородного и великодушного человека, который не испытывает надобности скрывать свои дела и мысли.
  49. Благоговение – глубокое почтение.
  50. Умиление.
  51. Восхищение.
  52. Преданность.
  53. Приверженность – тяга, склонность, предрасположение.
  54. Настойчивость – умение добиваться поставленной цели.
  55. Упорство – упорное стремление к чему-то.
  56. Намерение.
  57. Устремленность.
  58. Быстрота.
  59. Стремительность – умение совершить максимальное количество действий за минимальное время.
  60. Уважение.
  61. Самоуважение.
  62. Чувство собственного достоинства – осознание своей ценности, почтительное отношение к себе.

Есть еще нейтральные эмоции, “положительность” которых зависит от контекста событий:

конкретность, убежденность, прямота, несгибаемость, мягкость, сожаление, текучесть, раскаяние, податливость, светлая грусть, жалость, гордость, серьезность, удивление, отстраненность, непосредственность, бесстрастность, наивность, беспристрастность, трепет, абстрагированность, осторожность, задумчивость, мечтательность – особенно выражена у женщин

Функции эмоций

Каждый человек понимает, что жизнь без эмоций невозможна. Любое событие, разговор, звук, картинка – все это вызывает определенную ответную реакцию в организме. Эмоции влияют на наши поступки, взгляды и отношения с людьми. Итак, эмоции выполняют ряд важных функций:

Организационно-побудительная

Многие считают, что эмоции мешают здраво рассуждать и принимать решения. На самом деле это не так

Эмоции помогают человеку выделять главное, на что в этот момент стоит обратить внимание и мотивируют его к действию. Эмоция скорее может переорганизовать деятельность, чем дезорганизовать

Например, вам на работу позвонил друг и попросил срочно приехать. Ответная реакция может быть разной. Можно бросить работу и помчаться к товарищу (который возможно просто пошутил), или попросить его объяснить все по телефону. Главное то, что человек не сможет уже спокойно выполнять прежнюю работу. Сама по себе эта функция не имеет ни положительной, ни отрицательной окраски. Все зависит от ситуации и индивидуальных особенностей человека.

Коммуникативная

Эмоции тесно связаны с невербальным общением. Радость, грусть, презрение и т.д. – все это отражается на выражении лица. У одних это проявляется более ярко, другие стараются сдерживать свои порывы и скрывать истинные эмоции. Как бы там ни было, человек сразу ощущает внутренний настрой собеседника. Это помогает нам понимать друг друга и взаимодействовать.

Защитная

Данная эмоция проявляется в случае опасности. Например, когда мы видим быстро движущийся на нас автомобиль, у нас включается страх, и мы начинаем бежать.

Сигнально – отражательная

Благодаря этой функции человек лучше понимает свои потребности. Когда нам грустно мы ищем причину. Немного поразмыслив человек начинает понимать, что конкретно его беспокоит. Например, он очень устал и хочет повидать родных.

Следообразовательная

Эмоции участвуют в закреплении жизненного опыта. В дальнейшем каждое совершенное действие «напоминает» человеку о прошлом опыте. Индивид уже подсознательно готов к положительному или негативному исходу.

Эмоции напрямую влияют на жизнь человека. Чем чаще субъект испытывает положительные эмоции, тем счастливее себя чувствует. Это связано с внутренним настроем, характером и темпераментом. Также многое зависит от обстоятельств, качества жизни и окружения.

То же самое касается и негативных эмоций. Они окрашивают жизнь в темные тона, вызывают стресс, упадок сил и дисбаланс внутреннего душевного равновесия.

Тем не менее без этих эмоций человек не сможет познать все удовольствие от положительных моментов. Нейтральные эмоции играют тоже немаловажную роль. Они представляют собой некий мост, который идет к познанию и связи с другими базовыми эмоциями.

Важно помнить, что любая эмоция – это реакция внутреннего состояния на внешнюю среду. Ее нельзя подавлять или пытаться скрыть

Конечно, это не значит что нужно демонстративно проявлять скуку и ликование. Все-таки правила общественного поведения никто не отменял. Но, притворяясь, делая над собой эмоциональные усилия, мы рискуем потерять душевное равновесие и «заработать» проблемы со здоровьем.

Медитативное упражнение для понимания эмоций

К психологам обращаются люди, которые не могут сопоставить мысли и чувства, ощущая из-за этого дискомфорт. Сбои в понимании и принятии собственных эмоций происходят по ряду причин, связанных с детством, подростковым возрастом или взрослой жизнью. Например, мягкий человек, попадая на руководящую должность, чтобы продержаться и управлять коллективом, должен преодолеть жалость или страх перед непониманием сотрудников.

Чтобы вспомнить, как это – ощущать мир «по детски» и различать эмоции – специалисты рекомендуют ряд медитативных практик, позволяющих услышать себя. Психологи утверждают: если на простой вопрос о том, что сейчас ощущает клиент, он не может ответить, – время упражнения пришло. Восточная практика позволять понять ощущения через физические реакции организма.

Для начала практики рекомендуется сесть в удобную позу и закрыть глаза. После этого требуется успокоить разум и почувствовать то, что происходит в теле. Чтобы настроиться на работу, человеку нужно ощутить себя здесь и сейчас. Мысленно анализируется положение организма в пространстве и степень комфорта в сейчас.

Находясь в расслабленном состоянии, прислушиваются к собственному дыханию. Отмечают про себя степень расслабленности и то, приятно и спокойно ли дышится с закрытыми глазами. Внутренним взглядом проводят анализ всех участков тела и выявляют, откуда идут ощущение тревоги или дискомфорта.

В первую очередь обращают внимание на голову и горло. Сконцентрировавшись на речевом аппарате и шее, несколько минут слушают сигналы, исходящие оттуда

После чего описывают чувства словами или записывают, не открывая глаза. Нужно выявить самые слабые толчки и вибрации. Слова «нормально» или «привычно» использовать нельзя, потому что они являются защитной реакцией подсознания, не разрешающей анализировать.

На втором этапе опускаются ниже, в район грудной клетки и сердца. Внутренним взглядом проводят анализ ощущений там. Полученные ответы и реакции записывают или проговаривают вслух, как и при анализе горла.

В груди может быть чувство пустоты или наполненности, легкости или тяжести. При анализе ощущают давление, скованность или расслабленность, комфорт и спокойствие.

На следующем этапе, не открывая глаз, перемещаются в область солнечного сплетения и живота. Проговорив или записав «показания тела», нужно выбрать из всего прочувствованного то, что повторялось чаще всех. После нужно проанализировать, с чем связано повторяющееся ощущение. Хорошо, если случаи будут подсознательно всплывать в памяти. Это означает, что человек настроился на правильную волну.

Вибрационная частота

У эмоций есть сила (интенсивность) и энергия — и это разные понятия. Если рассматривать эмоцию как энергию, то энергия определяется вибрационной частотой — чем она выше, тем энергия эмоции выше. Энергия не зависит от силы (интенсивности) эмоций.

Хорошей аналогией является явление фотоэффекта, объясненный Эйнштейном в начале 20 века. Фотоэффект — это выбивание электронов из вещества падающим светом. Как известно, цвета тоже различаются частотой и расположены в определенном частотном порядке. Из видимого света самый низкочастотный — красный, а самый высокочастотный — фиолетовый. Так вот, фотоэффект наблюдался для света с высокими частотами даже при очень небольшой интенсивности, и не наблюдался для красного низкочастотного света даже при очень высокой интенсивности.

Эйнштейн предположил (впоследствии за это предположение он получил Нобелевскую премию), что для энергии света интенсивность не имеет значения, имеет значение только частота. Поэтому энергии красного цвета не хватает, какой бы интенсивности он ни был.

Это означает, что эмоции низкой энергии (низких уровней вибрации = низкой частоты), например, печаль или страх, могут быть не менее сильными (интенсивными), чем эмоции более высоких частот, но их энергия кардинально меньше. Поскольку их энергия кардинально меньше, то их способность вызывать желания также кардинально меньше. В этом смысле они являются “слабыми” даже при высокой интенсивности.

Соответственно, для того, чтобы вызвать правильные желания, нам желательно выбирать эмоции более высокой частоты — вероятность их появления будет гораздо выше.

Помимо загадки фотоэффекта, теория Эйнштейна решила также еще один парадокс физики тех лет. Незадолго до этого Эдисон изобрел лампочку накаливания. Тепловая энергия переходила в свет, при этом лампочка светилась сначала красным светом, а по мере увеличения температуры становилась оранжевой и затем желтой. Но дальше увеличение температуры (мощности) не приводило к появлению других цветов более высокой частоты, например, голубого.

Ответ тот же. Чем выше частота светового излучения, тем выше должна быть мощность (температура). Чтобы получить голубой свет, необходима температура около 9,000 градусов, а фиолетовый — 18,0000 градусов, что не мог позволить материал спирали тех лет (для сравнения желтый цвет при температуре 2,500 градусов). Иными словами, чем выше частота, тем больше энергии требуется, чтобы ее произвести.

Часто используемые эмоции

Основные человеческие эмоции не изменились за тысячи лет, и мы по-прежнему испытываем страх, вожделение, любовь и радость. Основные эмоции человека можно пересчитать по пальцам, а вот производных великое множество. Чем развитее общество, тем богаче палитра эмоций. В примитивных социумах, таких как племена аборигенов в Амазонских лесах, нет такого разнообразия. Они знают, что такое страх, радость, вожделение, скорбь, удовольствие, сожаление, и этого вполне достаточно для выживания в дикой природе.

Цивилизованные люди тоже испытывают чаще всего именно этот набор эмоций, но в «разбавленном» и видоизменённом облике. Это связано с активной мыслительной работой, которую мы все ведём. Чем проще жизнь – тем примитивнее эмоции. Чем богаче внутренний мир человека (начитанность, образованность, любознательность, развитая нервная система, тонкая душевная организация), тем богаче его эмоциональный багаж.

Эмоции человека: 20 невероятных фактов

1. Зачастую мы не успеваем осознать и испытать всю глубину эмоции до её воздействия. Она работает в «бесшумном режиме», запуская когнитивные процессы, влияя на поведение и даже физическое состояние и действия человека.

2. Эмоции — один из сильнейших мотиваторов. Этакий механизм воздействия на человека, особенно на его поведение в социальной среде. Эмоции побуждают нас к желанию жить, общаться, взаимодействовать, следовать морали и принципам.

3. Эмоции, которые испытывают женщины ничем не отличаются от тех, что испытывают мужчины. Все люди одинаково злятся, радуются и грустят. Разница лишь в том, что выражать эмоции все привыкли по-разному.

4. Количество эмоций, известных нам на данный момент, насчитывает около сотни.

5. В продолжение к предыдущему пункту: но все они базируются на семи основных эмоциях: страх, гнев, грусть, отвращение, удивление, радость и презрение.

6. Самая неоднозначная, хоть и основная человеческая эмоция — это счастье. Возможно, дело во влиянии литературы и фильмов и различных других трудов, в которых этой эмоции придается значение не столько эмоции, сколько образа жизни, принадлежности чему-либо или обладании чем-либо. Слишком много и по-разному трактуется это понятие.

7. 43 мускулы на нашем лице отвечают за мимику: природа наградила нас таким количеством именно для выражения эмоций.

8. Продолжительность эмоции человека от доли секунды до нескольких минут: остальное это уже последствие определенной эмоции (которой, также может быть еще одна эмоция).

9. Не стоит путать эмоции человека с настроением.

Настроение — как раз-таки может длиться и сохраняться до нескольких дней. Оно может усиливать или ослаблять некоторые эмоции. Например, когда всё прекрасно и Вы пребываете в хорошем расположении духа — случайная приятная находка (50 рублей в зимней куртке) обрадует Вас больше, чем если бы Вы были злы на весь мир.

10. Эмоциональное состояние может оказывать влияние на вегетативную нервную систему, которая отвечает за базовые функции организма. Такие как дыхание, пищеварение, кровообращение. Поэтому, выражения типа «зол до боли костей» или «кишками чувствую» имеют место быть неспроста.

11. Эмоции универсальны для всех людей. Выражения лиц людей, независимо от их пола, места жительства, происхождения и национальности будут идентичны. А вот заставить разных людей испытать одну и ту же эмоцию одинаковыми способами вряд ли получится. Здесь проявляется феномен триггеров чувств.

12. Любовь — это не эмоция. Это состояние, которое длится гораздо дольше. Это понятие больше сравнимо скорее с настроением или с настроем Вас к определенному роду занятий, человеку и т.д.

13. Обуздать эмоции — это не миф, Вы действительно можете это сделать. Префронтальная кора головного мозга позволяет освоить такой навык. Долгими и усердными стараниями Вы можете научить себя иначе реагировать на эмоцию, изменить её значение, по-своему интерпретировать или вовсе забыть.

14. Также через различные практики работы с самосознанием можно научиться вовремя «перехватывать» эмоцию, опознавать её. Работа с эмоцией поможет Вам найти причины её возникновения, её влияние на Вас и много всего полезного.

15. Если долгое время имитировать эмоции, они Вас действительно охватят. Такой вот самообман. Так ли теперь плохи лживые улыбки?

16. Существует такое понятие, как эмоциональный интеллект. Оно характеризует способность человека выражать свои эмоции и умение ими владеть.

Интересный факт: успех человека на 85% зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 15% от эрудированности

17. Эмоции человека имеют свою историю развития и идут в ногу со временем. Все действия и размышления о справедливости, добре и зле сопровождаются такими эмоциями, как сострадание, благодарность, трепет и смущение. Моральные устои общества возрождаются на основе этих эмоций. Такой вот круговорот.

18. Только 1% людей на планете имеют способность полностью скрывать свои эмоции от других.

19. Алекситимия — дисфункция человека, при которой он не знает, как он себя чувствует. Такие люди не способны отличать разные эмоции друг от друга, не могут описать свои эмоции словами, понимать настроение окружающих людей. Таких на данный момент около 10%.

20. Люди, злоупотребляющие инъекциями ботокса не могут лишь выражать эмоции привычными нам мускулами, которые это вещество парализует. Поэтому нам кажется, что они вообще ничего не чувствуют. Но это не так. Испытывать эмоции они продолжают и лишь внешне мы можем этого не отличать.

Такие вот интересные факты о человеческих эмоциях: настраивайте их в свою пользу и используйте с умом. Хорошего настроения!

«Эмоциональные состояния»

«Эмоциональные состояния»

Любая личность знакомится и постигает окружающую действительность благодаря средствам познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений. Субъективное отношение к ситуациям, фактам, объектам, персонам отражается в сознании личности в виде переживаний. Такие отношения, переживаемые во внутреннем мире, именуются «эмоциональное состояние». Это психофизиологический процесс, который мотивирует человека на выполнение каких-то действий, регулирует его поведение, влияет на мышление.

В научном сообществе не существует единого универсального определения, точно поясняющего, что являет собой эмоциональный феномен. Эмоциональное состояние – обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в ходе его жизнедеятельности. Удовлетворение требований и запросов человека, как и неудовлетворение потребностей личности, порождает разнообразные эмоциональные состояния.

Виды и характеристики эмоциональных состояний.

Эмоциональный мир личности представлен пятью компонентами:

  • эмоциями;
  • аффектами;
  • чувствами;
  • настроениями;
  • стрессами.

Все вышеуказанные составляющие эмоциональной сферы человека являются одними из главнейших регуляторов поведения субъекта, выступают источником познания действительности, выражают и определяют многообразие вариантов взаимодействия между людьми.

Следует отметить, что один и тот же эмоциональный процесс может продолжаться от считанных секунд до нескольких часов.

При этом каждый вид переживаний может выражаться с минимальной силой либо быть очень интенсивным.

Эмоции

Эмоция – это переживание субъекта в конкретный миг его жизни, передающее личностную оценку происходящего события, информирующее об его отношении к реально сложившему положению, к явлениям внутреннего мира и событиям внешней среды.

Эмоции человека возникают мгновенно и могут меняться очень быстро.

Наиболее значимой характеристикой эмоций является их субъективность.

Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга.

Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают изменения, которые в настоящее мгновение происходят в окружающей реальности.

Чем более важными и значимыми являются для субъекта протекающие изменения, тем более острым и ярким будет переживаемая им эмоция.

Также эмоции различаются по интенсивности – их силе.

Например: злость, гнев и ярость, по сути, являются идентичными переживаниями, однако они проявляются с разной силой.

Эмоции также классифицируют на два типа: стенические (активные) и астенические (пассивные). Активные переживания мотивируют и побуждают человека к выполнению действий, пассивные эмоции расслабляют и лишают энергии.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Аффекты

Второй вид эмоциональных состояний – аффекты.

Это кратковременное состояние, для которого характерна особая интенсивность и выразительность переживаний.

Аффект – психофизиологический процесс, который стремительно овладевает субъектом и очень выразительно протекает.

Он характеризуется значительными изменениями в сознании и нарушением контроля личности над своим поведением, потерей самообладания.

Аффект сопровождается выраженными внешними проявлениями и активной функциональной перестройкой работы внутренних систем.

Особенностью этой разновидности эмоциональных состояний является привязка к ситуации настоящего.

Аффект всегда возникает в ответ на существующее положение вещей,

то есть он не может быть ориентирован на будущее и отражать

переживания прошлого.

Аффект может развиться по различным причинам.

Бурный эмоциональный процесс может быть вызван единичным психотравмирующим фактором, длительной стрессовой ситуацией, серьезным заболеванием человека.

Чувства

Третий вид эмоциональных состояний – чувства. Это более устойчивые психоэмоциональные состояния в сравнении с эмоциями и аффектом. Чувства – проявления субъективного отношения личности к реальным фактам или абстрактным объектам, определенным вещам или обобщенным понятиям. При этом такая оценка практически всегда является бессознательной. Зарождение и утверждение чувств являет собой процесс формирования устойчивого отношения человека к какому-то объекту или явлению, который основан на имеющемся у индивида опыте взаимодействия с таким объектом.

Особенность чувств – в отличие от эмоций они носят более или менее постоянный характер, это укоренившаяся особенность личности. Эмоция, в то же время, мимолетное переживание данной ситуации.

Чувства напрямую связаны с особенностью личности, они отражают отношение человека к жизни, его мировоззрение, убеждения, взгляды. Чувство – сложная по своей структуре разновидность эмоциональных состояний.

Помимо валентности (окраса) существует и еще одна черта этого вида – интенсивность чувств. Чем сильнее и глубже чувство человека, тем более выраженные его внешние (физиологические) проявления, тем существенней его влияние на поведение субъекта.

Настроения

Настроение – достаточно длительное по времени эмоциональное состояние, окрашивающее все переживания человека и влияющее на его поведение.

Особенности настроения – безотчетность, незначительность выраженности, относительная устойчивость.

В случае если настроение приобретает значительную интенсивность,

то оно оказывает существенное влияние на умственную деятельность человека, продуктивность его труда.

Еще одна черта этого эмоционального состояния – отсутствие привязанности к какому-то конкретному объекту.

Настроение выражает общее отношение индивида к сложившемуся положению вещей в целом.

Как формируется настроение человека?

Этот вид эмоционального состояния может иметь весьма различные источники: как недавно свершившиеся события, так и весьма отдаленные ситуации.

Основной фактор, влияющий на настроение человека – его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью в целом, или какими-то отдельными явлениями.

Несмотря на то, что настроение личности всегда зависит от определенных причин, источники присутствующего эмоционального состояния не всегда ясны и понятны особе.

Стрессы

Термином «стресс» принято обозначать особые переживания чувств,

которые подобны по своим характеристикам аффекту и аналогичны

по своей продолжительности настроениям.

Причины стресса разнообразны.

Вызвать стрессовое состояние может однократное интенсивное экстремальное воздействие внешних факторов.

Привести к стрессу могут и длительно воздействующие монотонные ситуации, в которых индивидуум ощущает угрозу или обиду.

Нередко это эмоциональное состояния возникает у субъекта, если он длительный период ощущает нервное напряжение и переживает негативные эмоции.

При этом он понимает, что изменение сложившегося положения в данный момент и ближайшее будущее невозможно.

Физиологические основы эмоциональных состояний.

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния — результат деятельности мозга.

Возникновение их вызвано изменениями, которые совершаются во внешнем мире.

Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, побуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма.

Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют своей основой как сложные безусловные, так и условные рефлексы.

Известно, что системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются

в коре больших полушарий.

А сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему.

Переживание чувств человеком всегда результат совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большую значимость для человека приобретают изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими будут переживания чувств.

Возникающая вследствие этого перестройка систем временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры.

В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма:

  • дыхательной,
  • сердечно-сосудистой,
  • пищеварительной,
  • секреторной и др.

Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов.

В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит)

и сердечной деятельности (сердце замирает и усиленно бьется),

изменением кровообращения отдельных частей организма

(от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту от волнения, «холодный» пот от страха) и т.д.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает регулирующее, в основном тормозящее, влияние на подкорковые центры, таким образом сдерживаются внешние выражения чувств.

Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения и ее регулятивные функции нарушаются при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего утрачивается контроль за выразительными движениями, исчезает обычная сдержанность.

Проще говоря, при эмоциональных состояниях изменяется интенсивность различных сторон жизнедеятельности человека.

Психологические теории эмоций.

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Эмоции и выразительные действия, которые их сопровождают, являются рудиментами инстинктивных движений.

Эмоции являются положительным эволюционным приобретением.

Эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Пример:

Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу.

Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Периферическая теория Джемса – Ланге (1880—1890 гг).

Эмоции — сумма органических ощущений, вызываемых телесными изменениями.

Сначала происходит периферическое функциональное изменение во внутренних органах, а затем появляется эмоция.

Схема: внешнее событие — восприятие стимула — телесные реакции организма => возникновение эмоций. «Человеку грустно, т.к. он плачет».

Американский психолог У. Джемс (1884) выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями.

Плач, дрожь, смех – источники эмоций.

Человеку грустно, т.к. он плачет.

Согласно Джеймсу, возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями в произвольной двигательной сфере, сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности.

Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. «Боимся, потому что дрожим».

Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли.

Но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными (сосудодвигательными).

Свою теорию Ланге свел к следующей схеме:

Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов=печаль.

Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов=радость.

Теория Джеймса-Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению.

Но связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции.

Критика физиологами (Ч.С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными: одни и те же периферические изменения, происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных.

«Ассоциативная» теория эмоций В. Вундта.

Эмоции — внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств.

По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже.

Однако, когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение.

Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений.

Пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

Эмоции являются внешним коррелятом внутренним переживаний.

Эмоции связаны с изменениями физиологического состояния организма.

Они отличаются следующими характеристиками:

  • Выражают отношение субъекта к объекту;
  • Они отличаются полярностью (+/-);
  • В сложных чувствах образуют противоречивое единство.

Эмоции имеют 3 полюса (многообразие трех измерений):

  • Удовольствие/неудовольствие;
  • Возбуждение/успокоение;
  • Напряжение/разрядка (разрешение).
  • Теория Кеннона – Барда.

Реакции тела недостаточно различимы, чтобы быть связаны с той или иной эмоцией. Параллелизм эмоций и физиологических проявлений.

Эмоции и телесные ощущения возникают одновременно как результат воздействия на индивида внешних стимулов.

Физиолог У. Кеннон (1927) провел экспериментальные исследования по изучению эмоций при исключении всех физиологических проявлений.

При рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга субъективное переживание все равно сохранялось.

Проведенные Кенноном исследования выявили две закономерности:

1. физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие;

2. эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции.

Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение.

По Кеннону, этапы возникновения эмоций: действие раздражителя — возбуждение таламуса — развитие эмоции — возникновение физиологических изменений.

В более поздних исследованиях П. Бард (1934) дополнил представления Кеннона и показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

Психоаналитическая теория эмоций.

Психоаналитическая теория эмоций 3. Фрейда включала своеобразные взгляды на развитие аффекта, теорию о влечениях.

З.Фрейд, по сути, отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Механизм возникновения эмоций: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии (либидозной энергии); если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей

в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности.

Разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия»

и «эмоциональное переживание».

Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга. Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Эмоции возникают в результате подтверждения ожиданий и воплощения когнитивных представлений, т.е. когда реальные результаты деятельности согласуются с планами. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

Фестингер говорит о том, что диссонанс может возникнуть в ситуациях, когда человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий или когда он узнает новую информацию.

По Фестингеру положительные эмоции возникают только тогда, когда не возникает когнитивного диссонанса между исходом ситуации и тем, как этот исход был представлен в сознании индивида, и отрицательные или негативные эмоции возникают в случае наличия когнитивного диссонанса.

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

Такое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы

(10 фундаментальных эмоций: гнев — ярость, страх – ужас, удовольствие – радость и проч.). Можно испытывать диады и триады эмоций (интерес – удовольствие – удивление). Но в каждый момент времени можно испытать только одну преобладающую эмоцию.

Двухфакторная теория Стенли Шехтера (приблизительно 1960).

Эмоция как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения.

Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события».

Эксперимент: «4 группы студентов сдавали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором 2 группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физраствора.

Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Адреналин усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции.

Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным веществом».

Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой ее качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий.

Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от ее качественного содержания.

Познавательная теория эмоций М. Арнольд — Р. Лазаруса.

У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта.

Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу»: мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

В концепции Р. Лазаруса центральная идея о познавательной детерминации эмоций.

Когнитивное опосредование — необходимое условие для появления эмоций.

Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза» — оценка ситуации на основе предвосхищения столкновения с вредом оценивается с помощью познавательных процессов.

Каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой.

Одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие — разную эмоциональную реакцию.

На возникновение эмоций влияют когнитивный, психологический, поведенческий компоненты.

Биологическая теория эмоций П.К Анохина.

В процессе эволюции эмоции совершенствовались так же, как мышцы, зрение и слух.

Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические.

Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий.

Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном.

Ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя направленность поведения, постановку цели.

Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели.

Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова.

Развивает идею П. К. Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция – механизм, компенсирующий недостаток информации. Мера переживания эмоций зависит от: значимости потребности и разностью между информацией, необходимой для ее удовлетворения (ИН), и доступной информацией (ИД). Эта разность отражает субъективную вероятность достижения цели. Расхождение между реальной и желаемой ситуацией. ИН меньше ИД — отрицательные эмоции.

Мотивационные теории эмоций.

Эмоция – психический процесс, специфический продукт деятельности мозга, отражающий действительность.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева.

Теория эмоций строится на деятельности. Поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель — это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Дезорганизационные теории.

В основе этих теорий лежит наблюдение, что человек, который находится под влиянием эмоций, работает неорганизованно. Эмоциональное поведение является поведением поражения. Эмоциональное реагирование возникает в момент, когда человек не может принять способ действия.

Заключение.

Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием. Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.

Список литературы

  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты — М., 2004.
  2. Гуревич П.С. Психология и педагогика, Издательство: Юнити-Дана,2012.
  3. Немов Р.С. Психология, М.: ВЛАДОС, 2014.
  4. Источники интернета

Подавление эмоций

Принижение эмоции идет либо через подавление эмоции, либо через обесценивание желания, которое она вызывает. В основе любого такого принижения лежит страх, что мы не сможем реализовать наше желание, которое эмоции вызывают. В итоге мы становимся неэмоциональными. Печаль превращается в бесчувственность (мысль — “этого у меня нет, и оно для меня ничего не значит”), страх в показное бесстрашие (“мне не жаль это потерять”), зависть в отсутствие всякого честолюбия (“мне это не нужно”), мы теряем способность проявлять злость, а любовь становится безразличием.

Преувеличение эмоций можно видеть на примерах: печаль превращается в горе, страх в панику, зависть в ревность, злость в неуправляемый гнев, а любовь в чувство собственности.

Классификация эмоций

Для того чтобы лучше понять роль эмоций в жизни человека, необходимо рассмотреть их виды. Для самой простой из существующих классификаций характерно разделение эмоций на два вида – отрицательные и положительные.

Немецким философом И. Кантом эмоции были разделены на стенические (активизируют людей и повышают их готовность действовать) и астенические (расслабляют, утомляют человека, вызывают заторможенность).

В соответствии с классификацией, предложенной В. Вундтом, эмоции были разделены по 3 направлениям:

  • Удовольствие / неудовольствие;
  • Напряжение / разряжение;
  • Возбуждение / торможение.

Американским психологом К. Изардом было выделено несколько фундаментальных эмоций:

  • интерес (волнение),
  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • страдание (горе),
  • отвращение (презрение),
  • вина (стыд).

Замечание 1

Прочие эмоциональные реакции он считал производными (комплексными) от вышеперечисленных фундаментальных.

Как научиться контролировать свои эмоции

Во избежание всплеска эмоций, стоит сделать несколько простейших шагов для успокоения своего взбушевавшегося духа и беспокойного ума. Когда ситуация минует, поверьте, вы скажете спасибо самому себе за то, что смогли удержать свои эмоции в узде и стать самому себе хозяином.

Полное управление собой эмоционально требует умственной дисциплины и жертв. Для тех, кто в первую очередь знаком со своим сентиментальным(чувствительным) опытом, управление эмоциями может стать одним из самых трудных аспектов жизни.

Наличие надежного метода в вашем арсенале — переломный момент. Мы собираемся поделиться техникой, которую используют многие известный люди, чтобы постоянно контролировать свое состояние и освободить свой ум от постоянной снисходительности в обширной эмоциональной палитре, предлагаемой всем нам.

Каждый испытывает негативные и непродуктивные мысли, и большинство из нас могут вспомнить те, которые оставили нас в замешательстве, задаваясь вопросом, из какой альтернативной вселенной или реальности они произошли.

Вы не всегда можете контролировать сумасшедшие вещи, которые приходят вам в голову, но вы можете контролировать, как долго эта мысль остается неизменной, позволяете ли вы ей пустить корни, влиять на ваши чувства и, в конечном счете, диктовать свои действия. Хотя абсолютного контроля над чувствами иметь нельзя, вы можете проконтролировать их часть, путем замкнутого действия.

Путь замкнутого действие — явление, при котором человек зажимает чувства в себе на определенный срок. Например, лучше сдержать в себе гнев, если вы сидите в кабинете у начальника.

В зависимости от того какие эмоции испытывает человек. Внутренняя энергия в теле концентрируется в таком виде как показано на рисунке. Понимая это, можно направлять потоки этой энергетической заряженности в нужное русло и научиться контролировать себя в любой ситуации

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут

Это важно

Список эмоций: основные виды, функции и значение для человека

Эмоция – внешнее проявление переживаний человека. Сам термин имеет латинское происхождение и переводится как «волнение». Это реакция, которая выражается в мимике, движениях тела, голосе, глазах, дыхании. Младенец обладает минимальным эмоциональным запасом. У него заложены только самые необходимые переживания. Наблюдая за взрослыми, малыш учится их проявлять. Причем у всех народов мира и даже у некоторых животных, врожденные эмоции проявляются одинаково. Например, гнев всегда легко определить у любой личности: сужаются глаза, человек краснеет, сжимает кулаки, встает в определенную позу, повышает голос.

Большое значение имеет мировоззрение человека, его ощущение и восприятие мира. Если он оптимист, и мыслит позитивно, то и реакция на большинство ситуаций будет положительной либо нейтральной. А если относится к окружению с недоверием и пренебрежением, чаще реагирует негативно. Эмоциональный опыт приобретается в течение жизни, зависит от общества, в котором живет человек и от культуры. Где-то нормой считается открытое и бурное выражение своего внутреннего состояния, а где-то это признак невоспитанности и неуважения.

За эмоциональность отвечает правое полушарие головного мозга. Получив информацию из окружающей среды, мозг сначала анализирует ее и распознает. Потом дает обратный сигнал, который и выражается в изменении поведения. Например, человек достиг желаемой цели – сдал экзамен. Полученную отметку в зачетке мозг оценивает, как положительное явление. И обратной реакцией будет радость. Это отразиться на лице в виде улыбки, в виде расслабления, выдоха облегчения. Кто-то может даже подпрыгнуть от радости и обнять друга. А кто-то отреагирует сдержанно, обойдется только улыбкой и довольным выражением лица.

Влияние эмоций на человека

Каждый человек по-своему проявляет свои чувства и эмоции. Эмоциональная оценка важна, ведь она происходит мгновенно, человек не успевает даже включить ум и логику. Некоторые люди по каким-то причинам не обращают внимания на свои эмоции или не замечают их

И вывод можно сделать один: если люди не будут прислушиваться и обращать внимание на свое эмоциональное состояние, то не смогут адекватно принимать решения или смотреть на сложившуюся ситуацию. Именно эмоции делают человека живым

Благодаря эмоциям человек проявляет себя.

Зрелая взрослая личность – это личность, которая способна управлять своими эмоциями. Без них человек не умел бы ни радоваться победам, ни мотивировать себя после поражений, не умел бы сопереживать, плакать и смеяться. Если бы не было эмоций, человек никогда бы не влюблялся и не переживал за своих близких и родных. Эмоции могут и разрушить и привести к деградации, но также могут мотивировать к жизни, к новым достижениям и успеху. Они меняют поведение человека, являются проводником негативных качеств и помогают им проявляться. Эмоции блокируют деятельность рассудка, и человек теряет способность размышлять и анализировать. Эмоции – это особый вид процессов или состояний, они разделяются на три типа:

  • Ощущения – это простейшая форма эмоций. Они могут быть положительными и отрицательными.
  • Аффекты – особый вид эмоциональных явлений, который отличается большой силой, но краткой длительностью, то есть он краток и опасен. В этом состоянии человек вообще себя не контролирует, совершает неосознанные действия и теряет самообладание, совершает автоматические, безотчетные и бессмысленные действия, действует под влиянием подсознания.
  • Человеческие чувства — это высшая стадия эмоций, результат их обобщения, продленное состояние. Человек может развивать чувства. Отражает отношение к другим людям, к себе или к миру. Эмоции запускают любые чувства, а дальше рождаются и закрепляются благодаря сознанию, мышлению, стереотипам. Разница между эмоциями и чувствами в том, что эмоции зависимы от определенной ситуации и кратковременны, а чувства имеют более длительный период существования и не обязательно привязаны к какой-то ситуации. Чувства больше говорят о самом человеке.

Закономерности

При зарождении и затухании эмоции и чувства имеют общее и отличия. Они подчинены неслучайной последовательности. Для чувственных переживаний характерны:
Перенос и обобщенность. Ощущениям свойственно переходить на похожие по признакам предметы, расширять круг объектов, на которые они распространяются. Привязанность к домашнему питомцу может плавно перетекать в любовь к собакам или кошкам.

Затухание и притупляемость. С течением времени накал страстей ослабевает, пропадает острота. Причем трансформация происходит и с положительными, и с отрицательными переживаниями, спокойнее становятся и ярость, и пылкая любовь. Привычка вырабатывается ко всему

Контрастность. Ситуации, переживаемые последовательно или совместно, влияют друг на друга. Когда после черной полосы в жизни наступает светлая, на контрасте она кажется безупречно белой.

Обобщаемость. Свойство, связанное с накоплением жизненного опыта. С возрастом растет уважение к родителям, крепнет привязанность к близким людям. Негативный опыт также суммируется и при малейшем раздражении приводит к сильной реакции.

Для эмоциональных состояний свойственно:

Замена. Настроение меняется в зависимости от ситуации. Наверное, когда говорят, от любви до ненависти один шаг, имеют в виду именно это.

Перемещение внимания. Им пользуются по-разному, например, переключаются на приятное занятие.

Какие виды эмоций бывают

Существует большое количество эмоций, благодаря которым у нас есть возможность лучше воспринимать наш мир. До недавнего времени ученые считали, что основных чувств всего 7. Однако недавние исследования доказали, что эмоций во много раз больше, около 27.

Глобально их делят на три части: положительные, нейтральные и отрицательные. По степени проявления они могут быть стеническими (проявляться очень активно) и нестеническими (почти не проявляться).

Несмотря на то, что в глобальном смысле всего 3, их подтипов намного больше:

  1. Базовые. Данные эмоции присущи каждому человеку. Они не зависят от пола, возраста, национальности. Все умеют грустить и быть веселыми;
  2. Вариативные. Обусловлены территориальным признаком;
  3. Врожденные. Эмоции, с которыми мы родились. К примеру, страх высоты;
  4. Приобретенные. Эмоции, которые мы приобретаем в течение жизни. К примеру, после автомобильной аварии, люди могут начать бояться ездить на личном транспорте;
  5. Элементарные. Нейтральные. В основном эмоции спокойствия;
  6. Составные. Являются комбинацией элементарных;
  7. Натуральные. Заложены в человеке природой
  8. Культурные. Эмоции, полученные в процессе обучения у своих родителей или наставников;
  9. Когнитивно простые. Такие эмоции мы испытываем вследствие мгновенных реакций на какой-либо раздражитель;
  10. Когнитивно сложные. В отличие от когнитивно простых, такие эмоции рождаются после глубокого осмысления произошедшего.

Благодаря расширенной системе классификаций наших функций, у нас есть много возможностей выражения эмоциональности.

Положительные эмоции

Как уже говорилось выше, эмоции могут быть негативными и позитивными. Большинству людей нравится чувствовать себя хорошо, а положительные эмоции помогают нам чувствовать себя в приподнятом настроении с большим комфортом. Для положительных эмоций обычно не нужна причина, мы чувствуем их непроизвольно.

Переживание таких эмоций, как счастье, волнение, радость, надежда и вдохновение, жизненно важно для всех, кто хочет вести счастливую и здоровую жизнь. К счастью, вам не нужно испытывать их все время, чтобы пожинать плоды положительных эмоций

Эти моменты, часто мимолетные, могут быть тем, что сделает Вашу жизнь лучше и ярче

Помимо просто хорошего самочувствия, положительные эмоции также являются важной составляющей счастья. Более того, счастливые люди живут дольше и работают лучше

Отрицательные эмоции

Отрицательные эмоции или аффекты — это переживание отрицательных эмоций, таких как гнев, разочарование, вина, нервозность и страх. Вызывать негативные эмоции у ваших знакомых, когда они бесятся от вашего поведения один из способов вывести их из себя.

Следовательно, важно научиться предотвращать негативное влияние на вас и вместо этого вызывать положительные эмоции. Для этого достаточно не быть раздражителем других людей и вести себя правильно в определенных ситуациях

Важно понимать, насколько Ваше поведение будет принято обществом в нужный момент времени.

Человек может маскировать свои эмоции в зависимости от ситуации, в которой он находится. В нашем обществе многие эмоции принято считать проявлением слабости, поэтому, люди часто скрывают свои эмоциональный переживания, и стараются улыбаться в те моменты, когда на душе нет никакой радости

Подведение итогов

Итак, эмоции – важный химический процесс внутри мозга человека, регулирующий психологическую часть его жизни.

Чувства помогают нам реагировать на какие-либо раздражители внешнего мира. Как правило, они сопровождаются какими-либо изменениями в организме. Их делят на несколько типов и у них много функций. Они скрашивают нашу жизнь и, без всякого сомнения, являются нашими внутренними ориентирами, помогающими выбрать нам верный шаг в какой-либо ситуации.

Людям нужно обязательно уважать свои эмоции и не держать их в себе, так как это может быть опасно, в связи с возможностью впасть в депрессию и получить другие психические заболевания.

Роль эмоций в жизни человека

► Нервная организация и физиология эмоций тесно взаимосвязаны. В процессе принимает участие химический обмен, а руководит всем головной мозг. При сильном волнении возбуждается вегетативная нервная система и в работу активно включаются органы, необходимые для выживания в определённый момент.

► Изменяется сердечный ритм, увеличивается объём бронхов, надпочечники выделяют адреналин, в работу включаются одновременно все мышцы и т. д. Обостряется слух, зрение, осязание, тело получает огромный разряд энергии. Но это не может длиться долго.

► При положительных эмоциях происходят обратные процессы – расслабление, ощущение удовольствия, режим экономии физических ресурсов. Эти состояния должны сменять друг друга, тогда тело получает нужный запас энергии и сохраняет «хорошую форму». Если же этого не происходит, то оно либо деградирует, либо изнашивается раньше времени.

► Отсутствие эмоций может быть связано с повреждениями головного мозга. Такое состояние принято называть психопатией. При этом человек может виртуозно имитировать выражение лица, и никто из окружающих не заподозрит, что на самом деле он не способен к душевным переживаниям. Так происходит из-за врождённой патологии или в результате травмы. Повреждение коры головного мозга может спровоцировать угнетение эмоциональной сферы человека.

► Человек без эмоций необязательно психопат. Иногда это результат тщательной и длительной работы над собой или результат профдеформации. Ещё одна причина – психологическая травма, полученная в детстве или результат воспитания. Контроль эмоций возможен и это нам ежедневно доказывают люди опасных профессий. Нужен ли он простым людям – другой вопрос.

Иногда, безусловно, такой навык может оказаться полезным, но постоянное подавление эмоций очень плохо сказывается на человеческой психике. Хотя наши чувства и их проявления претерпели значительные изменения, это всё ещё язык тела.

Он отличается от невербального общения бразильских аборигенов так же сильно, как «Война и Мир» от детской книжки про репку. Нельзя просто взять и отключить механизм, который вырабатывался во всех живых существах на протяжении тысячелетий эволюции.

Что нужно предпринять, чтобы не поддаваться отрицательным эмоциям?


Важно не поддаваться отрицательным эмоциям
То, что стресс и раздражение негативно действуют на весь организм, известно каждому. У человека подскакивает давление, сердцебиение становится чаще, могут возникнуть проблемы с пищеварением и расстройства сна. Получается, эмоции отрицательного плана могут нарушить адекватное восприятие действительности. Именно поэтому с ними нужно бороться. И лучший способ – не допускать их возникновения. Вот что нужно предпринять, чтобы не поддаваться отрицательным эмоциям:

Вдох – выдох:

  • Раздражаясь, человек переходит на поверхностное дыхание.
  • Именно поэтому недостаток кислорода мешает сосредоточиться.
  • Следует начать дышать размеренно и глубоко.
  • Тогда ощущение гармонии и спокойствия вернется.
  • Многим людям помогают медитации и йога.

Физическая нагрузка:

  • Злость повышает уровень адреналина в крови.
  • Организм подготавливает своего обладателя к возможной угрозе.
  • Однако вместо того, чтобы доказывать свою правоту кулаками, уместнее рубить дрова, сделать 30 отжиманий и т.д.

Юмор:

  • Лучше всего справляется со злобой.
  • Именно поэтому неприятные разговоры можно переводить в шутку, либо же вспомнить что-то смешное, чтобы не рассвирепеть по отношению к кому-либо.

Абстрагироваться:

  • Многим знакомы ситуации, когда их в детстве отчитывала учительница в школе, а теперь – босс на работе.
  • Чтобы не ринуться на шефа с кулаками и не потерять должность, можно кивать, но перевести свои мысли в иное, позитивное русло.
  • Соответственно, ждать, пока аудиенция закончится, думая при этом о бургерах либо драконах из недавно просмотренного фильма, а может быть, и о танцевальных движениях певицы Шакиры.
  • Главное – вовремя выйти из своего «медитативного» состояния, и вернуться в рабочий ритм.

Выпустить пар:

  • Это очень важно для тех, кто держит эмоции в себе.
  • Рано или поздно последствия переносимого иногда стресса, все равно вырвутся наружу.
  • Поэтому стоит найти средство, которое поможет выражать эмоции – это может быть контактный спорт, творчество, компьютерные игры, ведение блога в интернете и так далее.
  • Избавиться от отрицательных эмоций в гуманной форме можно с помощью практически любого мирного вида деятельности человека.
  • Допустим, эмоционально разгружают человека, как бокс, так и написание стихов. В первом случае, эмоции выходят посредством физической, а во втором – посредством умственной активности.

Мечты и прогулки:

  • С наступлением юношества многих заставляют распрощаться с этим качеством.
  • Но, на самом деле, способность мечтать очень полезна.
  • Она позволяет бороться с отрицательными эмоциями.
  • В мире иллюзий человек успокаивается и не наносит вреда обществу.
  • Кроме этого растения, с которыми личность будет сталкиваться на прогулке, выделяют кислород, проясняют мысли.

Еда:

  • «Закусывание стресса» может прибавить большое количество лишних килограммов.
  • Но только тем, кто не понимает, что для того, чтобы избавиться от злости, не следует опустошать весь холодильник.
  • Уровень кортизона снизится, даже если выпить чашку ароматного чая с 1 печеньем, или впиться зубами в сочное красное яблоко. От этого вряд ли можно поправиться.

Сон:

  • Старая поговорка «утро вечера мудренее» действительно действует.
  • Утомленный за день организм плохо справляется и со стрессом, и со своими обязанностями.
  • Но после ночного отдыха можно не только избавиться от усталости и раздражительности, но и в кратчайшие сроки найти решение проблемы.
  • Но стоит помнить, что не должно быть никаких ночных перекусов и перекуров, неожиданных вскакиваний за водой или рюмочкой коньяку.
  • Нужно всего лишь 7-8 часов здорового сна без перерыва.

«Бумага все стерпит»:

  • Чтобы «разгрузиться», можно просто написать на бумагу обо всем том, что тревожит или раздражает.
  • Именно для этого в некоторых организациях существует специальная доска для психологической разгрузки, где можно писать и рисовать что угодно.

Холодный душ:

  • Помогает устранить накал страстей, остудить рецепторы.
  • Аналогично действует стакан прохладной воды.

Как видите, вариантов множество. Выбирайте любой и успокаивайтесь, чтобы не тратить свое здоровье на негативные эмоции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]