Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки. Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью. Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.
Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.
Понятие эмоций и чувств
Чем бы не занимался человек – всё вызывает у него определённое отношение, выражающееся в переживаниях: что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти что-то полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, так как человеческая жизнь невозможна без переживаний. Люди, не проявляющие своих эмоций и чувств, очень сильно отличаются от окружающих и напоминают машину: они не могут радоваться, бояться, гневаться или любить. Именно отсутствие переживаний отличает биороботов от людей.
Эмоции – это пристрастное отношение человека к окружающему миру, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция или чувство. Эмоции выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.
Условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и др. Ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, страх и др.
Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. (Шапарь В.Б Новейший психологический словарь).
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (неудовольствия).
Эмоции – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. ( Гамезо М.В.)
Таким образом, необходимыми условиями возникновения эмоций являются:
— наличие потребностей,
— знания об особенностях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.
Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях, речи и т.д. (экспрессия – внешнее проявление эмоций), а также в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения, повышении давления и пр. (импрессия – проявление эмоций во внутреннем плане).
Переживание – любое испытываемое эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании человека и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть и др.). (Гамезо М.В.)
Чувство — это выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. эмоционально-оценочного, относительно устойчивого отношения к каким-либо объектам (людям, животным, вещам). (Ильин Е.П. Психология, СПб., 2004)
Таким образом, чувства:
— более устойчивы, долговременны по сравнению с эмоциями;
— выражаются через определенные эмоции;
— имеют отличительные особенности: осознанность, предметность, обобщённость.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Функции эмоций
Таблица 1
Функции эмоций
Гамезо М.В. | Ильин Е.П. |
|
|
Рассмотрим подробно функции эмоций в понимании Гамезо М.В.
Отражательно-оценочная функция позволяет обобщённо отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания (в мышлении).
Сигнальная функция состоит в оповещении организма (нервной системы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (их удовлетворении или неудовлетворении).
Защитная функция эмоций состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (страх, отвращение и др.). Эти эмоции сохраняются в памяти и в определённой ситуации извлекаются из неё с целью выполнения защитной функции.
Управляющая функция выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности. Оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций (О. Хебб).
Мобилизующая функция заключается в том, что эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.
Компенсаторная функция позволяет компенсировать недостатки других психических явлений. Например, в монологической речи преподавателя полезны эмоциональные элементы речи. Они не только украшают речь, но и способствуют более глубокому пониманию материала.
Дезорганизующая функция эмоций может проявляться в нарушении поведения, деятельности, памяти, мышления и других процессов за счёт сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.
Таким образом, с помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоционально. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности.
Диагностика
Эмоции в психологии, классификация и их функциональная роль, изучаются с целью определения настроения и общего состояния человека, выявления ярко окрашенных негативных реакций и поиска путей выхода из них, самоконтроля за своим эмоциональным фоном и его устойчивостью.
Диагностика эмоций проводится по нескольким направлениям:
- Наблюдение – анализируются физиологические изменения в организме (артериальное давление, пульс, температура кожных покровов, анализ мимики лица, речи).
- Опросники – наиболее распространенный и информативный метод диагностики, направленный на выявление ведущих эмоций человека, с помощью специально разработанных тестов. Метод используется и для определения самооценки эмоционального состояния.
- Для установления ведущих эмоций была разработана дифференциальная шкала К. Изарда (1976 г.). Она состоит из 10 основополагающих эмоций, характеризующихся 3 значениями, с которыми сопоставляются собственные ощущения. Этим значениям присваиваются баллы, после чего производится подсчет коэффициента самочувствия.
- Цветовой тест М. Люшера (1949 г.) – связывает эмоциональное состояние со светочувствительностью глаз. Предполагает, что те или иные эмоции ассоциируются с определенными цветами, и человек должен соотнести 1 из 8 цветов с заданным вопросом. Теплые оттенки (красно-желтая гамма) свидетельствуют о наличии положительных эмоций и хорошего настроения, холодные тона сигнализируют о присутствии негативных эмоций.
- Шкала оценки значимости эмоций по Б. И. Додонову (1977 г.) – ранжирование предпочтений в эмоциях по 10 критериям (от наиболее значимых к менее существенным) с целью определения преобладающих потребностей (биологическая, познавательная, социальная).
Для детей младшего возраста чаще всего применима методика оценки эмоциональной устойчивости с помощью рисунков (методы Кактус, Рисунок семьи).
- Анкетирование – разновидность опроса, проводимая в письменной форме, путем заполнения бланков анкеты. Часто используется для опроса группы лиц как в статике (однократно), так и в динамике (повторный опрос спустя определенное время).
Пройти клинико-психологическое или нейропсихологическое обследование в Москве можно в клиниках:
- М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – от 1500 до 2500 руб.;
- АВС медицина, ул. Столетова, д. 19 – 1100 руб.;
- Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 4000 руб.;
- Семейная клиника, ул. Первомайская, д. 42 – 3300 руб.;
- Лечебный центр, ул. Тимура Фрунзе, д. 15/1 – 2900 руб.
Обратиться за консультацией психотерапевта можно к частному доктору или в одну из клиник Москвы:
- Столица, пр-т Мира, д. 12, стр. 3 – 3000 руб.;
- М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – 2000 руб.;
- Клиника Фомина, ул. Долгоруковская, д. 17, стр. 1 – 6000 руб.;
- Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 3000 руб.
Физиологические основы эмоций и чувств
Эмоции – результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. На раздражители реагирует прежде всего подкорка, что ведёт к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц и мышц тела, работы желез внешней (слюнные, слёзные, потовые) и внутренней секреции.
Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возможность сдерживаться.
В 1950 г. Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания, а позднее центры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных частях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмоции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения такой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.
Далее в таблице представим отдельно физиологические основы чувств и механизмы эмоций.
Таблица 2
Физиологические механизмы эмоций и чувств
Физиологические основы чувств | Физиологические основы эмоций |
Ведущая роль: — коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание и выражение чувств и эмоций; — 2-й сигнальной системы;слово: – сигнал для возникновения чувств, эмоций; — основа формирования высших чувств. | Эмоции: — обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы; — вызывают изменения: — в органах кровообращения; — в органах дыхания; — в органах пищеварения; — влияют на мышление, память, координацию движений, продуктивность деятельности. |
Теории эмоций
Информационная теория П.В. Симонова: эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения (при недостатке информации, необходимой для достижения цели); информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции.
Когнитивная теория Л. Фестингера: положительные эмоции – если ожидания подтверждаются. Отрицательные – если ожидания не подтверждаются
Биологическая теория П.К. Анохина: положительные эмоции возникают, если результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат. Несовпадение ведёт к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.
Классификация видов эмоциональных явлений
Человек – наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тысячью слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространённую в психологии классификацию (см. рис. 1).
Виды эмоциональных явлений (по степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщённости) |
ЭМОЦИИ (по силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения) 1. Чувственный тон; 2. Собственно эмоции (базовые): радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина; 3. Настроения; 4. Аффекты; 5. Стрессы. |
ЧУВСТВА 1. Моральные; 2. Интеллектуальные; 3. Эстетические; 4. Практические. СТРАСТИ |
Рис. 1. Виды эмоциональных явлений
В таблице 3 дадим определения указанным в классификации эмоциональным явлениям.
Таблица 3
Виды эмоциональных явлений
Понятие | Определение понятия. Назначение эмоции |
Чувственный тон — | — это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Многие ощущения человека имеют определённую эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев назвал этот феномен «пристрастностью» отражения и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания. |
Эмоции базовые — | — это эмоции, носящие ситуативный характер, выражающие оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковременны, достаточно сильно выражены, причины возникновения человеком достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 основных (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. Почти все из них читаются по мимике лица. |
Радость — | — положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Служит для установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий, устранения негативного воздействия отрицательных эмоций. |
Удивление — | — не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Служит для погашения существующей активности нервной системы и для подготовки организма к активности в новой ситуации. |
Интерес — | — эмоциональная реакция на новое, источник мотивов научения и творчества. |
Печаль (горе, страдание)- | — эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Проявляется в прикованности мысли к объекту печали, слезах, горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, даёт возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием. |
Гнев — | — эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.). Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма для борьбы. |
Страх — | — отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности; эмоциональная реакция на опасность. Страх — способ активности и защиты от сильных потрясений. |
Отвращение — | — отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками человека. В эволюции возникло как защита от отравления. |
Презрение — | — отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение – это отвержение другого человека. |
Стыд — | — социальная эмоция, которая выражает осознание субъектом несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожиданиям других людей и собственным представлениям. Переживание стыда – показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их. |
Вина — | — эмоция, возникающая при нарушении моральных и этических норм. Без принятия личностью общественных норм не возникает. Вина выражает осуждение человеком своего поступка и себя, сопровождается снижением самооценки, раскаянием и стремлением исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда. |
Настроение — | — устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины далеко не всегда ясны переживающему их человеку, но они всегда есть и могут быть определены. Настроение зависит от здоровья, самооценки, уровня притязаний, характера и др. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные воздействия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Может быть радостным и грустным, весёлым и угнетённым, бодрым и подавленным, спокойным и раздражённым. Оно указывает на то, что человек настроен, готов реагировать определённым образом. С.Л. Рубинштейн считал, что, 1) оно не предметно, а личностно; 2) это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Другие люди, их отношение, их внимание, забота, даже просто выражение лица формируют настроение человека. Часто повторяясь, настроение может стать устойчивой чертой личности (пессимисты и оптимисты). Чем старше человек – тем более устойчивым, постоянным становится его настроение. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение человека: может стимулировать или подавлять его деятельность. При преобладании положительного настроения человек легко переживает временные неудачи и огорчения. Следовательно, важно уметь управлять своим настроением (через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции). |
Аффект — | — эмоциональное переживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Возникает в экстремальных условиях, когда человек не видит конструктивного выхода из уже возникшей ситуации. Причина аффекта – чаще всего конфликт между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшие побуждения. При аффекте объём сознания сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией, а также происходит мобилизация всех сил организма. Формы его проявления – гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или ступор, скованность. Аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже обмороком, так как чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, либо событие в целом (полная амнезия). Выражение эмоций в форме аффекта не желательно. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответственен за свои действия, совершённые в состоянии аффекта. Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, он имеет определённые этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей степени развилось аффективное состояние. Здесь самое главное – отсрочить наступление аффекта, «затушить» вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением. Существуют специальные приёмы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить её превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать её истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться с помощью следующих приёмов: глубоко и ритмично дышать; привлечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного события в своей жизни; попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его» и др. Таким образом, аффекта можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, развития нравственных качеств личности. Почти все пережитые аффекты запоминаются. Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта. Человек в своей памяти как бы заново его переживает. Изучив механизм следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи. Его действие было основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек неосознанно проявляет комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса обвиняемых и свидетелей. Сейчас в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, т.е. однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях. |
Стресс – Физиологический стресс – Информационный стресс — Эмоциональный стресс – Депрессия — | — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным экстремальным воздействием; состояние необходимой тотальной мобилизации сил организма и психической деятельности на поиск выхода из очень трудного, опасного положения (Еникеев М.И.). — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней (Г. Селье). С помощью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами. Стресс – естественная часть человеческой жизни, не всякий стресс вреден. Стресс, по утверждению Ганса Селье (1907-1982), канадского биолога, врача и психолога, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром). Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье): 1) тревога – мобилизация всех защитных сил организма для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами (эустресс). Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в улучшении показателей объёма и устойчивости внимания, повышении работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. Но уже на этом этапе повышенное возбуждение из центров головного мозга распространяется на периферические отделы и внутренние органы; 2) стабилизация – ситуация закрепляется, идёт перерасход адаптационных сил (дистресс). Все системы организма, выведенные из равновесия, начинают функционировать на предельном уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, всё как будто налаживается, но внутренне идёт перерасход адаптационных резервов. Если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия; 3) истощение, в результате наступает ухудшение самочувствия, заболевание (нервное или соматическое) и даже смерть. Особенностью стресса является то, что человек реагирует не только на опасность или реальное ухудшение ситуации, но и на угрозу этого. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации потери работы или развода супругов, но и при боязни лишиться работы или в тревожном ожидании разрыва брачных отношений. Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Если он длиться долго – возникают серьёзные проблемы. Люди по-разному переживают стресс (стресс льва (опасность подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно; повышается активность, мобилизуются силы, растёт эффективность деятельности) или стресс кролика (может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, имеют место пассивность и общее торможение)). Ни одному человеку не удаётся жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжёлые жизненные потери, конфликты, напряжение при выполнении тяжёлой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми. По виду стрессора и характера его влияния различают стресс физиологический и психологический. — реакция организма на угрожающую ситуацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.). Психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный. — вид стресса, возникающий в ситуации значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе (особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений). Для этого вида стресса является характерным снижение объёма и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение количества ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать результаты. — вид стресса (Р. Лазарус), возникающий при эмоциональных перегрузках человека; возникновение его большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, обиды, опасности и др. Последствиями данного вида стресса является следующее. Увеличивается напряжение, тревога, беспокойство. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, общительные – угрюмыми и замкнутыми. Жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно появление депрессии, ощущения беспомощности либо эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее часто возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы (снижением или полным отсутствием интереса к окружающему миру и др.), когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Пути снижения психотравматического воздействия стрессовых ситуаций: 1) рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределённости, вживание в него, предварительное примыкание к нему, устранение эффекта внезапности; 2) обесценивание, снижение значения стрессовой ситуации; 3) предельное мысленное усиление возможных отрицательных последствий предстоящих событий (реальность может оказаться легче ожидаемых кризисных ситуаций). |
Эмоциональное выгорание — | — психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи; проявляется в эмоциональном и/или физическом опустошении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошённости; при этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности. Причины: монотонность и однообразность работы, неадекватное руководство, отсутствие условий для карьерного и профессионального роста, профессиональное несоответствие, социально-психологическая дезадаптация и др. Внутренние условия, влияющие на возникновение эмоционального выгорания: акцентуации характера определённого типа, высокая тревожность, высокая агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний и др. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как стресс, приводит к психосоматическим нарушениям. Средства предупреждения : оптимизация условий труда, психологическая коррекция эмоциональных нарушений на ранних стадиях и др. |
Тревога — | — состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределённого беспокойства. |
Тревожность — | — склонность человека к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора; достаточно устойчивое свойство личности. |
Паника — | — мотивационное психическое состояние, связанное с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими. |
Фрустрация — | — крайне эмоционально напряжённое негативное состояние, связанное с возникновением непреодолимого для данной личности препятствия в достижении значимой для неё цели. (Еникеев М.И.) В случае неустранимости причин фрустрации может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.). Проявляется в невыносимо тягостном, гнетущем психическом напряжении, в чувстве отчаяния, безысходности, крайней агрессивности в отношении фрустратора. Глубина зависит от значимости блокируемой цели и её близости. Могут иметь место также неврозы и деформации характера: устойчивая неуверенность в себе, заниженность самооценки и уровня притязаний, ригидность (неспособность изменять программы поведения). Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому он ищет какие-то компенсирующие выходы, уходит в мир грёз, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). Устойчивость человека к фрустраторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами. Что же делать? Вести себя рационально, снизить уровень притязаний, смириться с трудностями и т.п. |
Эйфория — | — психическое состояние (настроение), которое характеризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьёзным сторонам и явлениям жизни. Эйфорию вызывают алкоголь, наркотики, зрители для артистов и пр. |
Чувства
Чувства – это самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека, формируется в условиях его жизни в обществе.
Высшие чувства – особая форма переживаний, связанная с более сложными духовными потребностями, в которых заключено всё богатство подлинно человеческих отношений. Объектами этих чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства и литературы. Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов (МГПУ).
Виды
Эмоции в психологии, классификация которых (как и само понятие) не имеет универсального подхода, изучались задолго до формирования самой науки. Древние греки разделяли эмоции на 2 положительные (радость, желание) и 2 отрицательные (страх, печаль) реакции, из которых выделяли множество второстепенных.
Позже некоторые ученые (В. Вундт, Б. Спиноза), в попытках создать единую систему классификации, приходили к выводу, что человек испытывает такое количество эмоций, которое просто невозможно как-либо дифференцировать.
Поэтому в психологии существует довольно много классификаций этого психического процесса, наиболее известными среди которых являются:
Автор классификации | Год создания | Классификационный признак | Классификация | Краткая информация |
Т. Рид | 1780-е гг. | По источнику возникновения | С животным началом | Жажда, желание, аппетит. |
С механическим началом | Привычки, инстинкты. | |||
С рациональным началом | Самолюбие, стыд, долг. | |||
И. Кант | 1780-е гг. | По влиянию на активность | Стенические | Являются стимулом к увеличению жизнедеятельности организма (восхищение, радость). |
Астенические | Снижают жизнедеятельную активность человека (страх, печаль). | |||
Т. Браун | 1820 | По времени возникновения | Ретроспективные | Прошедшие ранее. |
Непосредственные | Возникающие в данный момент. | |||
Проспективные | Могут возникнуть в будущем. | |||
Г. Спенсер | 1850-е гг. | По признаку возникновения | Презентативные | Проявляются в результате внешнего воздействия (гнев на кого-то, боязнь чего-то). |
Репрезентативные | Не имеют привязки к конкретному раздражителю, вызываются поэзией. | |||
Презентативно-репрезентативные | Простые (страх, радость). | |||
Отвлеченные (высшие) | Образуются без воздействия извне (чувство долга, справедливости). | |||
Б. Додонов | 1978 | По функционалу | Праксические | Вызваны желанием добиться успеха в какой-либо деятельности (в рабочем процессе, в учебе). |
Альтруистические | Беспокойство за кого-либо, желание доставлять радость, оказывать помощь. | |||
Глорические | Желание прославиться, утвердиться. | |||
Пугнические | Желание бороться за что-то, преодолевать препятствия. | |||
Коммуникативные | Потребность в общении. | |||
Эстетические | Потребность в любовании прекрасным. | |||
Акизитивные | Желание собирать что-то, коллекционировать. | |||
Гностические | Потребность в познании, изучении чего-либо. | |||
Гедонистические | Потребность в физическом и душевном комфорте. | |||
Романтические | Жажда необычного, мистического, таинственного. | |||
Р. Плутчик | 1980 | По проявлению | Базисные (первичные) или простые | Выделял 8 базисных эмоций: грусть, радость, страх, злость, доверие, ожидание, удивление, неудовольствие. |
Вторичные (сложные) | Возникают в результате сочетания 2 или более первичных эмоций (ужас, разочарование, скука, интерес). | |||
В. Вилюнас | 1986 | По способу возникновения | Ведущие (первичные) | Возникают при реакции на конкретный объект или ситуацию (восхищение, страх, гнев). |
Ситуативные (вторичные) | Являются производными от первичных эмоций (разочарование, неприязнь, уважение). | |||
Л. Куликов | 1997 | По степени проявления | Самооценочные | Для оценки внутреннего состояния (стыд, гордость, печаль). |
Активационные | Мотивирующие эмоции (радость, азарт, бодрость). | |||
Тензионные | Эмоции, сопутствующие состоянию напряжения (страх, гнев, раздражение). |