Общественные отношения невозможны без индивидов, которые обладают определенным набором качеств характера, самосознания, интеллекта и психических особенностей. Любые черты, присущие человеку, делают его уникальным и неповторимым. Личность становится законченной и самоопределившейся по выбранному и занятому месту в социуме, именно из-за наличия различных черт. Разновидности личностей образуют социальные типы. Многочисленные исследования современных ученых определили разные мнения, подходы и теории при определении социальных типов. На основании проведенных работ, научно выделились основные личностные виды, каждый из которых является исключительным.
Описание понятия
Социальным типом называют совокупность личностных качеств индивида, который входит в общественную группу. Понятие возникло в результате исторических преобразований, политических, экономических, правовых и культурных событий, происходящих в жизни людей на протяжении многих поколений.
Выделяют несколько видовых личностных групп, каждая из которых выполняет собственную роль в социуме:
- модальная – самая распространенная, часто встречающаяся, характеризует индивидов, постоянно изменяющих свою модель поведения (приспосабливающихся) на протяжении жизни, зависит от возраста;
- идеальная – считается эталоном поведения человека в будущем, основывается на рациональности, взвешенности, интеллекте, преобладании только положительных черт характера, соблюдении нравственных и моральных качеств;
- базисная – является основой, где происходят любые жизненные события, отвечает потребностям социума и государства, имеет модель поведения, устраивающую абсолютно всех людей.
Любая личность формируется на основании реальных событий, среды, окружения, времени, по ходу ее включения в общественную систему, освоения материальных и духовных областей. Большое значение в формировании понятия на ранних этапах взросления оказывает на человека семья. Именно опыт, навыки, воспитание, образование, способность к самосознанию и установка жизненных целей, полученных в семье формируют психотип, набор характерных черт, поведения и правила взаимодействия с другими индивидами.
Социальные типы личности
Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.
В социологии предлагаются различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Так, принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельным называют тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный тип — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, рассматривается как эталон личности будущего.
Большой вклад в разработку социальной типологии личности внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), создавший концепцию социального характера. Согласно его теории, связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, выработанные психикой человека под воздействием социальной среды. По его определению, социальный характер представляет собой «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Э. Фромм считал, что значение социального характера состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. В человеческой истории он выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.
Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.
Коллективист
Коллективистская личность возникает в недрах первобытнообщинного строя и проходит следующие стадии: 1) патриархальную; 2) пролетарскую; 3) советскую. Она характеризуется определенным характером, ментальностью, мировоззрением.
Патриархальная личность религиозна, необразованна, занята сельскохозяйственным трудом, формируется в патриархальной семье, обладает малой социальной мобильностью, видит смысл своей жизни в религиозности и выполнении традиционных ролей, ставит интересы общины выше своих, органически коллективна. Ценностью патриархальной личности является прежде всего родственная (и личная) связь людей, входящих в большую (патриархальную) семью. Она формируется в доиндустриальном (аграрном) обществе, которое повсеместно господствовало до XIII века. Такие общества и личности сохраняются и сейчас на обширных территориях Земли, в том числе в России, в несколько измененном виде.
Индустриальные пролетарии стали новыми, постпатриархальными коллективистами, их объединили тяжелый механический труд, бедность, маргинальность (как недавних выходцев из деревни), бесправие, ненависть к буржуа, желание изменить свое социальное положение, революционность. Масса пролетариев, образовавшихся в России в результате роста капитализма, на фоне мировой войны стала социальной базой революций 1917 года, гражданской войны, советского социализма и коллективизма. А на Западе рабочие стали социальной базой формирования мелкобуржуазного среднего класса, буржуазного социализма, солидаризма.
Советский коллективист оказывался связан с множеством коллективов: школьным, студенческим, производственным, армейским и т. п. Он был административно-коллективистский человек, потому что находился в рамках административно-командных отношений, пронизывавших все трудовые коллективы. Советская личность занималась но преимуществу промышленным трудом, оставаясь исполнительной (безынициативной).
Ценностью пролетарской и советской личности объявляли прежде всего связь со своим трудовым коллективом: профессиональная, профсоюзная, партийная, комсомольская и т. п. Зависимость от него предполагала как персонального властителя (отца семейства, начальника, секретаря парткома и т. п.), гак и подчиненных (родственников, нижестоящих трудящихся и т. п.). Родственники и члены коллектива образуют круг свои:с, противостоящий остальным — чужим. Родственные и коллективистские отношения ценились выше политических, правовых, официальных. Социальное пространство коллективистской личности огромно: родственники и члены своего коллектива должны поддерживать «своих» на всей Земле.
Коллективистская личность убеждена, что именно власть дает богатство: землю, связи, подданных. Понятия власти, господства, управления, судейства, с одной стороны, и исполнительности, покорности, терпения, безынициативности, с другой стороны, образующие ментальность коллективистов, известны им лучше, чем понятия прибыли, цены, эффективности, экономности и т. и. Инновации для коллективистской личности затруднительны: она строго следует традициям. Изменения в производстве, военном деле, управлении происходят медленно и преимущественно под воздействием внешних контактов.
Коллективистская личность функциональна, т. е. создана для выполнения от века данных общественных функций: отца или матери, пахаря или скотника, землепашца или ткача, воина-защитника и т. п. Социальная роль воспринимается такой личностью как данная от Бога: остается только ей выучиться и соответствовать всю жизнь. В коллективистской личности происходит разделение моральных ориентаций: у одних (подчиненных) преобладают чувство обязанности и совесть, а у других (управленцев) — чувство чести, долга. Справедливостью для коллективистской личности является строгое следование своему статусу и традиции, закрепленным от века. Несправедливостью считается поведение, противоречащее этому статусу, ритуалу, традиции. В советском обществе справедливостью считали социальное равенство.
Советские коммунисты поставили задачу создать искусственного сверхколлективиста вместо природного человека.Для этого они (1) уничтожали целые социальные слои из досоветского общества, (2) запугивали остальных и (3) пытались формировать в молодежи коммунистического человека со следующими чертами: «…преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, странам социализма (и ненависть ко всем остальным. — С.С.); добросовестный труд на благо общества: кто не работает тот не есть (Бродский был осужден как тунеядец, так как занимался поэзией. — С.С.); забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния (но не своего. — С.С.); высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат (если это советский человек. — С.С.); <…> …непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; <…> …непримиримость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов».
Индивидуалист
античного, буржуазного, индустриального, постиндустриального общества. Важнейшей потребностью индивидуалиста становится потребность в свободном самоутверждении при выполнении своего долга и на фоне религиозности. Смерть рассматривается как рубеж самоутверждения, с которого личность оценивает свой жизненный путь, а не только с точки зрения религиозной. Индивидуальные интересы должны гармонировать с общественными. Общество выступает средой самоутверждения индивида. Приверженность свободе позволяет индивидуалисту, с одной стороны, отказаться от сковывающих патриархальных и религиозных догм, а с другой стороны, оставляет его наедине перед выбором, в котором индивидуалист может рассчитывать только на свое сознание, волю и Бога.
Массовым индивидуалистом индустриального общества стал буржуа (горожанин), одновременно являвшийся творцом капиталистического строя. Сущность последнего проявляется в (1) частной собственности, производстве ради прибыли, рыночных отношениях, конкуренции; (2) политической демократии; (3) либеральном мировоззрении, ментальности, мотивации. Ведущей для буржуа становится потребность в прибыли, эффективности производства, рыночной конкуренции, политической демократии.
Если для патриархала развитие идет по кругу (циклами), повторяя из века в век одни и те же состояния, то для индивидуалиста развитие идет от простого к сложному, от старого к новому, от известного к неизвестному, т. е. в форме прогресса. Выражением индивидуализации времени является использование часов и сбережение времени («время — деньги»). У индивидуалиста возникает проект — образ своей жизни не как судьбы, а как прогрессивного (карьерного) процесса восхождения от одной вершины к другой, пока жизненная дорога не оборвется со смертью. (Образ индустриального индивидуалиста Гарри дан, например, в романе Германа Гессе) «Степной волк»
Александр Зиновьев так характеризует постиндустриального индивидуалиста: «Сверхчеловек — это <…> внутренне упрошенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (не западному) человечеству». Формула Гоббса «человек человеку — волк» превращается у постиндустриальных индивидуалистов в формулу «человек человеку — киборг».
Индивидуатистическая цивилизация и ее тип личности вступили в период своего заката в начале XX века, что осознали Кьер-кегор, Маркс, Ницше, Шпенглер. Питирим Сорокин отметил кризис и сфер общества, и экономической формации, и европейской цивилизации. В результате этого кризиса православная (восточная) часть христианского мира (Россия) вошла в советский (индустриально-коллективистский) строй с соответствующими цивилизацией и личностью, а западная христианская культура, учтя советский эксперимент, создала солидаристский строй, (цивилизацию и личность).
Солидарист
Солидаристская личность представляет собой результат конвергенции коллективистского и индивидуалистского типов личности. Она возникает, как случайные экземпляры, еще в античном обществе, развивается в индустриальном (буржуазном и советском), совершенствуется в постиндустриальном (информационном). На всем протяжении своего существования она сохраняет, совершенствует, дополняет собственные отличительные черты, оказывая стимулирующее влияние на типы обществ. Солидарист видит смысл своей жизни в самореализации, на пользу своему народу и человечеству, ориентирован на индивидуализм в быту и отдыхе и на коллективизм в профессиональной и гражданской сферах, разбирается в международных проблемах (глобализация, экологический кризис, постиндустриализм)
Солидариста иначе называют мещанином (обывателем). Герман Гессе так определил его в романе «Степной волк»: «Мещанство» же, всегда наличное людское состояние, есть не что иное, как попытка найти равновесие, как стремление к уравновешенной середине между бесчисленными крайностями и полюсам человеческого поведения <…>У человека есть возможность целиком отдаться духовной жизни, приблизиться к божественному (или коммунистическому. — С.С.) началу, к идеалу святого. Есть у него, наоборот, и возможность целиком отдаться своим инстинктам, своим чувственным желаниям и направлять все свои усилия на получение мгновенной радости. Один путь ведет к святому, к мученику духа, к самоотречению во имя Бога (или коммунистической идеи. — С.С.). Другой путь ведет к развратнику, к мученику инстинктов, к самоотречению во имя тлена. Так вот, мещанин пытается жить между обоими путями, в умеренной середине. Он никогда не отречется от себя, не отдастся ни опьянению, ни аскетизму, никогда не станет мучеником, никогда не согласится со своей гибелью, — напротив, его идеал — не самоотречение, а самосохранение, он не стремится ни к святости, ни к ее противоположности, безоговорочность, абсолютность ему нетерпима, он хочет служить Богу, но хочет служить и опьянению, он хочет быть добродетельным, но хочет и пожить на земле в свое удовольствие. Короче говоря, он пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз, и это ему удается, хотя и ценой полноты жизни и чувств, которую дает стремление к безоговорочности, абсолютности, крайности. Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я». А мешанин ничего не ставит выше своего «я» (очень правда, недоразвитого). Ценой полноты, стало быть, он добивается сохранности и безопасности, получает вместо одержимости Богом спокойную совесть, вместо наслаждения — удовольствие, вместо свободы — удобство, вместо смертельного зноя — приятную температуру. Поэтому мешанин по сути своей — существо со слабым импульсом к жизни, трусливое, боящееся хоть сколько-нибудь поступиться своим «я», легко управляемое. Поэтому-то он и поставил на место власти — большинство, на место силы — закон, на место ответственности — процедуру голосования».
Солидаристы образуют средний класс западного социал-демократического общества. Они реализуют несколько принципов, являющихся в той или иной мере чертами мировоззрения, ментальности, характера, институтов, образа жизни. Эти принципы были описаны в трудах Бернштейна, Гэлбрейга, Брандта, Хайека и других: свободная ответственность, относительное равенство, солидарность людей, приобретающие конкретно-историческое содержание. Солидарист признает свободу индивидов, институтов, организаций, но в рамках правил и принципов по согласованию соперничающих интересов и нахождению компромисса в том, что касается преимуществ. Развитое право, система законов регулируют все сферы общественной жизни.
Характеристика понятия
В основе общественного существования социального типа стоит постановка индивидом определенных целей и задач, которые помогают ему установить контакт с окружающим социумом.
Характеристика социального типа как понятия, является следующей:
- Обладает знаниями, умениями, нуждается в связях и коммуникациях с другими индивидами.
- Стремится воспитывать, учить, подчиняться и делиться умными мыслями.
- Является гуманным, ответственным и справедливым.
- Способен привыкнуть и научиться жить в любых условиях.
- Важным качеством жизни считает активность и вербальные способности.
- При быстро принимаемых решениях опирается на чувства, эмоции и коммуникационный опыт.
- Старается профессионально развиваться.
- С готовностью участвует в общественных мероприятиях, событиях, не боится высказывать личное мнение по поводу процессов, касающихся социума и государства.
- Пользуется взаимопомощью, понимает нужды и настроения других людей.
Любой социальный тип всегда окружает семья, группы, организации, учреждения, институты, службы. Типы стремятся правильно построить свою жизнь, в которой есть место занятиям, режиму дня и хорошо организованному досугу.
Социальные типы бывают активными и пассивными. Первые организуют мероприятия и события, а вторые участвуют, исполняют и принимают их. Типы выполняют социальную работу, добровольно участвуют в благотворительности, посещают собрания, придумывают различные интеллектуальные и состязательные группы, функционально влияющие на жизнедеятельность окружающей среды.
Индивид сочетает в себе различные личностные черты, объединяя в себе сразу несколько социальных типов. Например, жесткий, требовательный, дисциплинированный руководитель в своей семье является любящим отцом, внимательным мужем, с мягким отзывчивым характером. Или другой пример – собранный, ответственный, компетентный работник в домашней обстановке превращается в неряшливого, неаккуратного и безразличного человека.
Начало исследований
Понятие модальной личности стало объектом изучения только в 30-х годах прошлого века, когда начались первые серьезные исследования взаимосвязи личности и культуры. Этнопсихолог Маргарет Мид была одной из основательниц нового научного направления, которое изучало взаимосвязь общества и человека. Именно ее группа исследователей первой предположила, что в каждой культурной среде есть доминирующий тип личности – базовая личность.
Кардинер говорил, что в каждом обществе есть доминирующий тип личности, то есть основная личностная структура, которая формируется под влиянием той или иной культуры. Это базовая или нормативная личность. Люди этого типа характера отличаются максимальной восприимчивостью к определенной культурной среде.
Соционика: польза для человека и общества
Модель соционики сегодня проникает во все большее количество областей. К тем, что приняли ее более остальных, можно отнести:
- Подбор, обучение и развитие персонала
- Повышение эффективности управления организациями
- Создание инновационных образовательных технологий
- Диагностика и лечение психосоматических заболеваний
- Профессиональная ориентация подростков и взрослых
- Воспитание детей в семьях и специализированных учреждениях
- Организация знакомств
- Самопознание и саморазвитие
Самой же востребованной сферой применения соционики является выстраивание комфортных взаимоотношений в любой социальной группе. С помощью соционики мы можем понять, что осложнения в общении с другим человеком (знакомым, коллегой, родственником и т.д.) могут вовсе не быть следствием его злого умысла или внутренней «непригодности» для нас. Просто разные люди воспринимают мир и жизнь индивидуально, имеют свои мнения, обладают разными ценностями. И одно лишь понимание того, как работает наша и чужая психика, может привести к избавлению от множества проблем в отношениях и снятию напряжения. А это важно совершенно в любой области жизнедеятельности.
В дополнение к этому, изучение соционики позволяет личностно расти, расширять границы, выходить из зоны комфорта, учиться быть самим собой и понимать себя, не втискивая свою личность в рамки того, как «должно» быть. Невзирая на ненадежность методов, необъективность результатов, отсутствие статуса науки, это направление имеет неоспоримое преимущество. Состоит оно в том, что соционика помогает каждому формировать правильную самооценку, эффективнее общаться с людьми, быстрее и легче достигать поставленных целей и находить свое место в этом огромном мире.
В то же время с самого своего появления и по сей день соционика подвергается серьезной критике. Рассмотрим ее, чтобы получить более объективные выводы.
Особенности
Что еще стоит знать о модальной личности, так это то, что она никогда не соответствует нормативной. Лишь изредка можно встретить некоторые совпадения. Тем не менее, если отклонения от нормативного типа личности слишком очевидные, то индивид может столкнуться с противодействием общества, которое будет настаивать на исполнении общепринятых правил и норм. К тому же, нормативную личность принято считать постоянным явлением, в то время как модальная подвержена динамике. Ведь если меняются условия жизнедеятельности, человеку приходится подстраиваться под новые правила игры. К примеру, в демократичном обществе будет приветствоваться политически активный тип личности, а в антидемократическом социуме на хорошем счету будут конформисты, то есть те, кто подчиняется правилам.
Функции социальной философии
Социальная философия всегда стремилась объяснить и понять совместную жизнь людей, представить полную картину о мире, обществе и личности. К этой науке прибегают, когда надо отыскать выход из кризиса, и нужны новые идеи. Ученые отмечают, что социальное бытие в философии сохраняет особо важную роль, поскольку тут рассматриваются и структура социума – семья, коллектив, личность, и политические, духовные, материальные аспекты, характерные для страны в целом.
Социальная роль философии определяется пятью функциями:
- Познавательная
. Изучает, как связаны общественное сознание и бытие. - Диагностическая
. Анализирует варианты развития общества. - Прогностическая
. Разрабатывает схемы будущих возможных противоречий и конфликтов в социуме. - Образовательная
. Предлагает темы для изучения ученым и студентам. - Проективная
. Разрабатывает проекты изменения реальности в рамках интересов конкретной группы или нации.
Типология личности DISC
DISC – четырехсекторная поведенческая модель, объясняющая поведение людей в определенных обстоятельствах. Данная модель не берет во внимание умственные способности человека, опыт, образование и прочие характеристики, а выделяет четыре аспекта, говорящих о предпочтениях личности:
- dominance – доминирующий, «красный» (D);
- inducement – влияющий, «желтый» (I);
- steadiness – стабильный, «зеленый» (S);
- compliance – добросовестный, «синий» (C).
Основоположником данной типологии личности является Уильям Моултон Марстон, психолог, автор комиксов и создатель полиграфа. Он считал, что поведение человека зависит от того, насколько позитивно он воспринимает окружающую среду, и от скорости его реакции на различные ситуации. Свои учения он описал в книге «Эмоции обыкновенных людей»; в дальнейшем они стали фундаментом для развития типологии DISC [Hr-director, 2021]:
Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, давайте рассмотрим подробнее каждый тип личности:
- Доминирующий, «красный», (D): главная мотивация таких людей – победа. Они не терпят поражений и всегда стремятся быть лидерами. Ими движут азарт и конкуренция. Сильными сторонами являются умение работать на результат, активная жизненная позиция, целеустремленность, гибкость и выносливость. Но при этом они не всегда могут находить общий язык с окружающими, часто упускают из виду детали и склонны к агрессии, если находятся в состоянии стресса. Могут быть отличными руководителями и формальными лидерами.
- Влияющий, «желтый» (I): их мотивируют новые возможности и признание. «Желтых» отличает энтузиазм, позитивный взгляд на жизнь и энергичность, им важно быть в центре внимания. Такие люди обладают нестандартным мышлением, доброжелательностью, креативностью. Импульсивность, непунктуальность и отсутствие внимания к деталям являются их недостатками. Из них получаются хорошие специалисты творческой сферы или hr-службы, ведь «желтые» умеют мотивировать людей и решать конфликты.
- Стабильный, «зеленый» (S): люди такого типа стремятся к постоянству и очень не любят перемены. Они всегда готовы выслушать и поддержать, это прирожденные психологи. Главная ценность «зеленых» – хорошие взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями. Порядок во всем, внимание к деталям, надежность – их конек. Но есть и минусы: им тяжело отказывать, они мало говорят о проблемах и часто обидчивы, что приводит к психосоматическим расстройствам.
- Добросовестный, «синий», (C): это борцы за правоту и любители системности в делах. Допустить ошибку для них неприемлемо. «Синие» не выражают своих эмоций, они замкнуты и скрытны, предпочитают одиночество. Люди такого типа очень аккуратны, педантичны и совершенно не гибки, а при стрессе часто уходят в себя. Им подойдут любые должности, требующие точности, внимательности и скрупулезности (бухгалтерия, отдел кадров и т.д.) [HR-Portal, 2019].
Как правило, каждый из нас содержит в себе все четыре типа личности, но один из них будет доминировать. Такая типология широко используется при подборе персонала, чтобы оценить, насколько имеющиеся природные качества кандидата соответствуют актуальной должности.
Из поколения в поколение
В ходе исследований было доказано, что основные характеристики нормативной личности передаются из поколения в поколение. Проще говоря, воспитание определяет судьбу народа, и если меняется социальная организация, меняется и базовый тип личности. Подобное происходит, когда в обществе появляются новые технологии или налаживается связь с другими нациями.
Так думали до начала 50-х годов прошлого века. Вскоре ученым стало понятно, что если исследовать современные сложные культуры на основе базисного типа личности, то сложно получить реальные результаты, ведь это понятие слишком абстрактное. Так, появляется определение «модальная личность» — статистический сегмент исследования типологии социума.
Соционика: методы определения социотипа
Традиционно для определения социотипа (типирования) человека используются:
- Соционические тесты и опросники. Большой популярностью пользуется опросник Майерс-Бриггс (пройти его можно здесь), хотя опытные специалисты (соционики) указывают на неполное соответствие типологии Майерс-Бриггс соционической типологии, поэтому эти опросники адаптируются. Есть также тесты Вайсбанда и Мегедь-Овчарова, опросники Таланова, тест Гуленко, многофакторный тест Лытовых, соционический тест Кейрси.
- Соционические интервью. Это беседа соционика с типируемым на произвольную или запланированную тему (нередко она сопровождается тестированием или анкетированием). Проводя диагностику, специалист оценивает, насколько ярко выражаются признаки ТИМа и некоторые другие специфические параметры. После этого соционик сопоставляет полученные данные и делает заключение о ТИМе.
- Эксперименты. Для реализации этого метода, как правило, соционики создают для типируемых специальные условия, ставят перед ними конкретные задачи. В процессе выполнения заданий специалисты отслеживают действия, реакции, решения людей, а затем делают выводы о ТИМе.
- Наблюдения. Специалист наблюдает за человеком (или группой людей), оценивает его внешность, поведение, поступки, невербальные проявления. Но чтобы сделать достоверные выводы, соционик должен обладать навыком образно-чувственного узнавания ТИМа, основанного на впечатлении.
- Исследования досье. Соционик изучает личное дело человека, свидетельства очевидцев, личные тексты и/или дневниковые записи, фото- и видеоматериалы, результаты творчества.
Считается, что опытные люди и профессиональные специалисты могут определять социотип человека по его реакциям, внешности, манере общения и даже стилю одежды, не прибегая к длительным исследованиям. Кроме того, некоторые способны адекватно определять свой собственный социотип. Но чтобы достичь такого уровня в соционике, необходимо, во-первых, подробно разобраться в самой системе этого направления и ее социотипах, во-вторых, изучить психотипы, предлагаемые теорией Юнга, и, в-третьих (если дело касается самотипирования), научиться объективно воспринимать и оценивать себя, свои черты характера, реакции и другие особенности своей личности. Не следует забывать и об основной проблеме соционики – о том, что с научной позиции в ней отсутствуют объективные критерии определения соционического типа. Другими словами, любой анализ человека при помощи соционики не будет иметь достоверных научных обоснований.
Тем не менее, если вы научитесь определять социотипы, вы сможете с определенной долей вероятности устанавливать, в чем состоят поведенческие различия между людьми, и искать к ним правильный подход, определять привычки, интересы и способности окружающих, понимать, чем продиктованы их действия и поступки. Обладая соционическими знаниями, человек способен также определять свою совместимость с людьми, прогнозировать развитие отношений, выделять, какие качества в других людях следует воспринимать в качестве основных, а на какие есть смысл не обращать особого внимания. Короче говоря, соционика, несмотря на отсутствие научного статуса, может быть очень даже полезной, как для одного человека, так и для общества в целом.
Методы социальной философии
Современные подходы в социальной философии помогли исследователям определиться не только со схемами возможного развития сложных политических ситуаций, но и выкристаллизовать типы личности. Этот подход очень помогает психологам и аналитикам в индивидуальной и коллективной работе с людьми. Сегодня сформулированы такие основные методы:
- Включенное наблюдение
. Исследователь внедряется в коллектив, как один из сотрудников или активистов движения, чтобы составить внутреннюю картину. Минус: невозможно повлиять на ход процесса. - Социальный эксперимент
. Изучение объекта в специально созданных условиях. Плюс: можно много раз повторять ситуацию для чистоты эксперимента. Минус: жесткое исключение методов проб и ошибок. Включает еще моделирование ситуации, когда объект недоступен или ситуация только прогнозируется.