.
Сами того не замечая, люди получают внушения от своего окружения и в той же мере сами влияют на других. Все верования, идеи, помыслы, вплоть до характеров и нравов, поддаются внушению. Это эффективное средство, позволяющее управлять разными формами состояния. Оно активно применяется в медицине, спорте, педагогике. Главная задача воздействия — нести позитивные моменты и учить извлекать пользу. Но есть категория людей, которым особенно легко навязывать свои идеи, мысли, соображения.
Что такое внушаемость
Человек внушаемый — тот, которого легко подчинить чужой воле. В этом есть не только недостатки, но и свои преимущества.
Через внушение происходит воспитание. Нет людей полностью свободных от суждений и мнений других. Сначала родители рассказывают детям, что такое хорошо, а что плохо. Доносят информацию об окружающем мире в рамках его достоинств и недостатков. Затем на пути встречаются другие люди, которые тоже могут как-то на нас повлиять. Психологи уверяют, что степень внушаемости каждого человека имеет свои особенности.
Плюсы и минусы качества
Люди, поддающиеся внушению, легко приспосабливаются к обстоятельствам, редко конфликтуют. Они быстро запоминают любую информацию и очень часто становятся профессионалами одного дела.
Позитивные качества:
- наличие талантов;
- легкое и быстрое восприятие любой информации;
- пластичность психики и логики;
- высокая обучаемость.
К недостаткам внушаемых людей стоит отнести то, что они доверчиво принимают критику в свой адрес, у них низкая самооценка. Очень быстро поддаются влиянию мошенников, т. к. верят в добрые поступки других людей.
Негативные качества:
- быстрая смена мнения;
- попадание под влияние мошенников или аферистов;
- появление частых конфликтов от разнообразия мнений.
Частые конфликты — возможное следствие повышенной внушаемости
Повышенная внушаемость не мешает человеку жить, но ее степень может влиять на качество жизни.
Массовое внушение
Человек в группе очень похож на загипнотизированного, так как он склонен подчиняться большому количеству людей. Он принимает определенные взгляды, когда большое количество людей вокруг него придерживаются этих взглядов.
Внушение здесь зависит от простой силы числа, и оно называется «коллективное внушение». Групповое внушение играет большую роль в формировании индивидуального поведения.
Из-за боязни общественного мнения Рама бросил свою любимую жену Ситу. Вдовы в древней Индии жертвовали собой в погребальном костре своих мужей
Каждый мужчина или женщина, выбирая определенный образ действий, принимает во внимание социальное одобрение или неодобрение этих действий, думая «что люди скажут?»
Когда несколько человек внушают одно и то же (правильное или неправильное), человек принимает это без аргументов.
В «Панчатантре» есть история о том, как брахман был одурачен некоторыми злодеями, которые один за другим говорили ему, что ягненок, которого он нес с собой, был собакой, и бедный брахман вынужден был в это поверить.
Реклама зубной пасты производится через ряд агентств и СМИ, и это влияет на людей. Предвыборная агитация также проводится через несколько источников только для того, чтобы создать коллективное внушение.
Массовые митинги, шествия и агитация работают именно по этому принципу. Кампании по сбору подписей проводятся таким образом, чтобы масса людей, изначально не желающих присоединяться к определенному движению, подвергалась влиянию множества подписей.
Правительства также беспокоят массовые протесты.
Массовое внушение имеет ряд образовательных последствий:
- Класс — это организованная группа. Если весь класс или большинство учащихся приходят к определенному решению, это влияет на отдельного ученика. Группа теперь обладает властью. Если большинство учеников сбиваются с пути, остальные также склонны следовать за большинством. Учитель должен быть осторожен с этим.
- Учитель должен с пониманием относиться к классу. Он должен завоевать симпатии большинства. Если он не сможет завоевать их доверие, то может оказаться не в состоянии противостоять классу.
- Когда учитель наказывает одного или двух учеников, он должен видеть, что большинство студентов на его стороне. В противном случае сработает массовое внушение, и может взбунтоваться весь класс.
- Учитель должен создавать хорошие традиции в классе. Новичок автоматически приспосабливается к этим традициям. Таким образом, престиж класса или всей школы повышается.
- Большинство — это авторитет. Если большинство учеников (студентов) придерживаются определенной традиции, все остальные должны следовать той же традиции.
Пример 1: В Мадрасе был проведен эксперимент в отношении школьной формы. Директор опасался, что закрепить форму не получится, поскольку родители, принадлежащие к среднему и низшему классам, будут возражать против этого.
Директор воспользовался массовым внушением. Он сумел обеспечить тридцать процентов учеников (которые были бедными) бесплатной формой. Когда они пришли в школу в форме, многие другие, которые могли себе позволить, последовали их примеру.
В течение некоторого времени от 20 до 30 процентов учеников не приходили в форме. Но со временем массовое внушение сработало и у них в голове, и они заставили своих родителей приобрести форму. Школа помогла лишь небольшому количеству семей, которые не могли купить сами.
Пример 2: Директор колледжа хотел сократить период каникул в интересах студентов. Если бы он созвал собрание персонала и сделал предложение, он бы проиграл. Но он лично убедил большинство членов коллектива, прежде чем он созвал собрание персонала.
Когда большинство сказали «согласен … согласна», несогласные участники собрания, которые оказались в меньшинстве, были озадачены и молчали.
Показатели внушаемости
Внушаемые персоны слепо следуют советам, даже если хотели поступить по-другому. Они легко могут менять свои взгляды, мнения, склонны к раздражению и подражанию.
Показатели внушаемости:
- робость, зависимость, доверчивость;
- впечатлительность, наличие комплекса неполноценности;
- тревожность, эмоциональность, низкая самооценка;
- подвержены влиянию гипноза;
- неуверенность в собственных силах и утверждениях;
- медлительность мышления;
- наличие расстройств психики;
- склонность к подражанию.
Внушаемые личности не умеют сопоставлять факты и рассуждать, не имеют своего мнения. Постоянно переживают за свое поведение, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, сомневаются в правильности своих действий. Они всегда находятся в поиске личности, желательно авторитетной и статусной, которая подскажет и поможет, внушит правильность выбора.
Основные признаки
Повышенная или чрезмерная внушаемость проявляется не только в состоянии транса, но и в поведении личности в привычных условиях. Готовность к подчинению влияет на личные и профессиональные качества личности. Она является идеальным подчиненным, работником, который может следовать за лидером и не оспаривать его авторитет. Она просто принимает чужие идеи – повышенная индивидуальная внушаемость сочетается с заниженной самооценкой, тогда мужчине или женщине трудно поверить в собственные силы.
Советы для таких людей – руководство к действию. Внушаемые и слабые люди быстро соглашаются и редко начинают споры. Они спокойные и закомплексованные. Такие люди зависимы от настроения окружающих, они заражаются общим настроением, вне зависимости от личностных предпочтений. Мера внушаемости подкрепляется дополнительными неблагоприятными условиями: на фоне повышенной тревожности и частых стрессов увеличивается готовность к подчинению. Доверчивость и апатичность внушаемой личности – помощники гипнабельности, определяют общее влияние гипноза.
Факторы и причины
Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:
- степень важности информации;
- усталость и дефицит времени;
- стресс и давление со стороны;
- неопределенность в выборе;
- психологическая неустойчивость;
- алкогольная или наркотическая зависимость.
Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:
- обстоятельства;
- жизненный опыт;
- уровень образования;
- возраст.
Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.
«Заводной апельсин» (1962)
Энтони Берджесс
Алекс совмещает внутри себя любовь к насилию и красоте. Он — жертва своего времени, которая одновременно является и палачом системы. После того, как малолетний преступник попадает в экспериментальную программу по перевоспитанию, он теряет ту часть себя, что отвечала за волю к жизни. Без внутренних порывов Алекс становится недочеловеком. И любимая музыка Бетховена вызывает теперь только тошноту.
Хэппи энда здесь ожидать не стоит. Эта книга — размышление над природой человеческой жестокости и стремлением к прекрасному.
Степени внушаемости
В психологии существует понятие степени внушаемости. Она может быть повышенная и легкая. Первая характерна для людей:
- малообразованных;
- с психическими расстройствами;
- склонных к истериям.
Вторая степень наблюдается в определенной ситуации:
- под влиянием алкоголя;
- в состоянии стресса;
- во время истерик;
- у детей 7-11 лет.
В состоянии стресса человек становится более внушаемым
Опасности
Внушаемые и слабые люди могут быть опасными для себя и окружающих. Самовнушение и постороннее внушение одинаково опасны. Личность склонна принимать неправильные суждения как проверенные факты. У нее нет личного мнения, или она не может его отстоять.
Опасно самовнушение для людей с низкой самооценкой. Они лучше воспринимают негативную информацию, которая подтверждает их несостоятельность. Различают два вида внушаемости: первичную, связанную с самовнушением, и вторичную, основанную на низкой самооценке и отсутствующей мотивации.
Опасность самовнушения или внушения состоит и в том, что личность не приходит к выводам самостоятельно, поэтому не может на них опираться в сложный момент. Внушенные убеждения только кажутся ей обоснованными, но их нельзя использовать себе во благо. Подсознание не различает случайное самовнушение или внушение гипнотизера, поэтому возникают расстройства психики, снижается стрессоустойчивость, проявляется агрессия и апатия.
Групповая внушаемость
Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:
- группы в детском саду или школе;
- группа друзей;
- коллектив;
- кружки и секции.
Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.
Коротко о главном
Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.
Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия
Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:
- Робость.
- Зависимость от других.
- Доверчивость.
- Повышенная впечатлительность.
- Излишняя эмоциональность.
- Тревожность.
- Низкая самооценка.
- Слабо развитая логика.
- Медленное протекание психических процессов.
- Неуверенность в себе.
Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.
Согласитесь, например, что процесс воспитания – это тоже пример внушаемости: родители ежедневно рассказывают своим детям о том, как можно себя вести, а как нет, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Обучение – опять же процесс внушения, закладывание учителем в головы учеников какой-то информации. Можно привести еще массу подобных примеров.
Рекомендуем: Как развить силу воли?
Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.
Заблуждения
Многие люди поддаются влиянию и внушению, но и абсолютно не внушаемых людей не существует. Те люди, которые утверждают, что полностью живут только своими мыслями, как бы защищаются от мира. Хотят сами себе доказать, что не смотрят ни на кого и не слушают никого. Но это не так. Любая информация, поступающая к нам, уже влияние, чье-то мнение, которому иногда стоит следовать, а не просто воспринимать.
К последствиям внушения можно отнести и элементарные правила поведения, устоявшиеся в обществе требования. Учителя в школе дают знания — это тоже внушение и требование обработки их и восприятия. Каждая личность потом уже учится извлекать из поступившей информации нужное для себя. Это подтверждает тот факт, что внушаемость — не такое и плохое качество, как кажется. Необходимо получать от информации пользу.
Некоторые психологи изучают силу внушения, как метод борьбы с болезнями. В категории больных есть те, которые сами себе внушили заболевания.
Самовнушение
Иногда человек получает внушение от себя, от своей внутренней сущности. В этом случае податель и получатель внушения — это одно и то же лицо. Это называется самовнушением.
Больной может сказать себе: «Мне становится все лучше и лучше день ото дня». Политический деятель внушает себе: «Я буду победителем на выборах». Студент внушает себе: «Я обязательно сдам экзамен».
Во всех этих примерах человек мыслит оптимистично и стремится улучшить свои слабые стороны. Он добавляет уверенности себе. Это случаи положительного самовнушения.
В отрицательном самовнушении человек говорит: «Я не смогу сдать экзамен», «У меня плохая память», «Меня не любят другие», «Я не пользуюсь популярностью» и т. д. Таким образом, человек недооценивает себя, и наполняется пессимизмом.
Положительное самовнушение очень полезно. Оно придает уверенности в себе. Индийская армия с позитивным самовнушением «Мы храбрые джаваны» продемонстрировала превосходные качества и совершала подвиги в военных конфликтах с Китаем и Пакистаном.
Учитель должен способствовать положительному самовнушению в классе. Это вселяет в учеников оптимизм, уверенность в себе и позитивное отношение к жизни.
Отрицательное самовнушение опасно. Оно может привести виновного человека к ощущению совершения глубокого греха и преступления, слабого человека к апатии и депрессии, отстающего ученика к повторным неудачам и так далее.
Психологи и педагоги Востока и Запада всегда пользовались позитивным самовнушением во всех необычных ситуациях и состояниях психического расстройства.
Известный индийский философ Патанджали подчеркивает важность позитивного самовнушения для поддержания крепкого психического здоровья. Он говорит, что всякий раз, когда человек чувствует слабость, пусть он скажет себе: «Я сильный»
При болезни пусть скажет: «Я здоров».
Таким образом, он будет контролировать свои тревожные мысли. Их можно контролировать с помощью противоположных позитивных мыслей, пропускаемых через себя.
Состояние повышенной внушаемости
Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.
Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью
Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.
Примеры неосознанное влияния
Один из них мужчина, например, в этот момент решил сплюнуть собравшуюся слюну и делает это не в сторону газона, а под ноги идущей ему навстречу молодой девушке. Это можно расценивать как проявление негативного отношения незнакомца к случайно следовавшей мимо девушке. А можно просто подумать, что парень мало воспитан и поступает так некрасиво всегда. Но та самая девушка не догадывается о реальных мыслях встречного, потому этот плевок принимает на свой счет. А значит, страдает ее настроение и самооценка.
Вдруг именно в этот день юная особа, на свой взгляд, выглядела не совсем хорошо. И по ее мнению, парень заметил ее недостатки и так отреагировал на ее секундное появление. Так или иначе, психологическая травма юной особе нанесена за считанные секунды. Неосознанное поведение юноши повлияло на незнакомку не самым лучшим образом. Сам того не подозревая, он ей внушил чувство неполноценности, закомплексовал.
Еще одним примером негативного воздействия может стать поход в кино. В кассе кинотеатра, наблюдая за парой влюбленных, можно определить лидера, ведь это не всегда бывает мужчина, понять – кто задает тон отношениям и влияет на поведение партнера. Она желает посмотреть фильм о любви, что естественно, он ужастики. Их желания на данный момент разобщены. И тут начинается противодействие – кто кого. В ход идет явно отрицательное психологическое воздействие — обиды, слезы, крики и угрозы.
Чаще всего этим страдают девушки. Для них такие способы – простейшее орудие манипуляции. У мужчин, как правило, один ответ – молчание, сдвигание бровей и активный анализ вероятных исходов. Мягкий и уступчивый мужчина еще до входа в кинотеатр знает, какой фильм со своей спутницей он будет смотреть сегодня. Также все бразды в выборе киноленты отдают своим девушкам по-настоящему влюбленные мужчины. Фильм, который нравится самому парню, он посмотрит в одиночестве в любой удобный момент.
Как негативным, так и положительным примером убеждения или внушения можно считать рекламу на ТВ. А рекламируют, как известно, все самое необходимое. Например, медикаменты – то, отчего трудно отказаться многим. Фармацевтические компании вкладывают многомиллионные суммы в информацию, которая повлияет на миллиарды. То или иное средство устранит конкретную проблему конкретного человека. Телезритель посмотрел и забыл, но на подкорке головного мозга полученные сведения закрепились. А значит, произошел контакт прямого и даже положительного внушения. И как только у человека возникает проблема со здоровьем, он вспоминает активные рекламные призывы и спешит в аптеку за исцеляющим препаратом. Прямое влияние рекламы на поведение человека прослеживается по всем позициям продвигаемого товара.
Особенно хорошо действует способ многократного внушения информации. К такому варианту воздействия можно отнести моду. Создание одежды одним человеком, ее пропаганда и продажа массам – это простейшая цепочка, когда одна идея воздействует на массы. Каждый стремится подражать модным тенденциям, моделям и звездам. Это желание продиктовано многолетними и многоразовыми внушениями о моде, красоте и востребованности определенных вещей, причесок, обуви, косметики. Влияние моды – это осознанное воздействие со стороны законодателей моды и тех, кто подчиняется их законам.
Первые дают посыл о предмете моды, вторые принимают этот посыл и становятся потенциальными покупателями. Они уже знают, что приобретут товар именно той торговой марки или конкретную модель платья, пальто, которые увидели на просторах рекламы и поверили сказанному там. Мода – это всего лишь подражание, желание быть как все. Своеобразная психологическая зависимость от чужого мнения. Ведь, если ты одет не по последней моде, то ты профан. Лишь смелые и самодостаточные личности способны противостоять навязыванию мыслей и поведения.
Дети, как раз, в силу возраста еще не достигли уровня осознанного выбора и часто подражают взрослым. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, зависит результат влияния. Плохой пример – плохой воспитательный результат, и наоборот. Пьющие, орущие и плохо воспитанные взрослые окажут самое неблагоприятное воздействие на свое чадо, которое в дальнейшем приведет к негативному поведению в семье уже самого выросшего наследника. Любой воспитательный, а значит – имеющий влияние, пример всегда несет нагрузку. Лучше быть положительным примером и воздействовать на будущее своих детей лишь позитивно.
Методы борьбы
Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:
- работайте над повышением самооценки;
- активное развивайте навыки абстрактного мышления;
- учитесь оперировать фактами;
- умейте проверять преподнесенную информацию;
- научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
- участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.
Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.
Итог
Любое качество, которое присуще всем людям, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Говорить о внушаемости как исключительно о негативном качестве не следует, поскольку оно позволяет быстро приспосабливаться к окружающему миру и познавать правила общества. Итог – высокая адаптивность.
Отрицательной чертой внушаемости может стать потеря собственного мнения индивидом. Человек может забыть о том, кем является, поскольку все его представления строятся исключительно на отзывах окружающих. Это не помогает в установлении контактов с людьми, а даже разрушает или искажает их. Чтобы такого не происходило, в ситуации, когда вы запутались, обращайтесь за помощью психотерапевта на сайте psymedcare.ru.
Можно научиться самим навыкам внушаемости. Ведь не только на вас могут влиять другие люди, но и вы на них.
Если вы желаете вызвать положительные эмоции у своего собеседника, то следует помнить о простой поговорке про то, что «встречают по тому, как вы одеты». Хоть люди и уповают на то, что мнение о себе можно изменить по мере общения, они не видят очевидного: чаще всего люди как встречают, так и провожают друг друга.
Впечатлить другого человека можно внешним видом! Это факт, который неоспорим. Вы можете кого-то поразить своим поведением, характером, манерой общения. Но если все это не подкрепляется внешним видом, которое должно быть привлекательным и завораживающим, тогда любые ваши попытки впечатлить, могут оказаться бессмысленными. Это тоже метод внушения.
Как бы там ни было, а люди все-таки «ведутся» на внешность. Как мужчины обращают внимание на красивых женщин, так и женщины оценивают внешний образ мужчин. И дело порой заключается не столько в красоте, сколько в том, как человек сам себя позиционирует. Если вы будете молчать и другой человек с вами не перекинется ни словом, то что он может сказать о вас, глядя на вас со стороны? Именно внешний вид передает вашу суть. А если все это подкрепляется вашим поведением и манерой общения, тогда это добавляет бонусы.
Чтобы впечатлить человека, порой нужно просто выглядеть богато, красиво или ухоженно. Люди «ведутся» на внешний антураж. Конечно, общение может не заладиться. Но все же внешняя привлекательность играет большую роль в том, с кем человек хочется знакомиться, общаться и продолжать отношения.
Клиническая диагностика
Установление точного диагноза может занять длительное время. Проблема состоит в позднем попадании пациентов к врачу. Они ходят по профильным специалистам, и часто «кругами», пока не попадут к психиатру. Неопределённость может длиться месяцами и даже годами.
В клинике клиентов:
- Внимательно опрашивают и выслушивают жалобы.
- Осматривают.
- Исследуют физикальными, лабораторными и инструментальными методами.
- Направляют для уточнения к узким специалистам.
К диагностическому процессу привлекают психологов, назначающих:
- Проведение тестов.
- Применение опросников.
- Проективные методики.
Лишь после установления окончательного диагноза подбирается план терапии.
Описание
Является индивидуальной особенностью личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц выше, чем у психастеников), от возраста (выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная внушаемость типична для алкоголиков).
Внушаемость зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, ее эмоциональности, степени усталости и т. п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью, то есть с тенденцией подчинять свое поведение влиянию других людей (такое «групповое давление» больше обусловлено факторами социальными).
Различная степень внушаемости и ее характер определяют выбор психотерапевтических методик — гипнотерапии, рациональной психотерапии. Внушаемость относительно гипнотического воздействия — гипнабельность. Существуют специальные тесты суггестивности.
Тест С. Н. Астахова (1962)
Лёгкое надавливание на веки в области надбровных дуг после соответствующего воздействия у лиц с повышенной внушаемостью и гипнабельностью вызывает смыкание век.
Проба П. И. Буля (1955)
Обследуемому дают в руки подвешенный на нитке металлический груз, к которому то подносят, то убирают от него выпиленный из дерева подковоподобный, специально покрашенный «магнит».
Больному внушают, чтобы он обратил внимание на якобы имеющие место отклонения в положении груза под влиянием «магнита». У внушаемых лиц груз действительно начинает качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений.
Особенности формирования расстройств
Патогенетическая схема развития болезни включает несколько этапов.
Нарушение формируется на фоне:
- Склонности органа-мишени к воздействию на него стрессового агента.
- Аккумуляции аффективного напряжения.
- Избыточного реагирования на стресс вегетативной нервной системы.
- Появления отклонений работы нейроэндокринных реакций.
Вследствие болезненных процессов:
- Нарушается физиологическая нервная импульсация.
- Страдает иннервация сосудов и кровообращения.
- В органах наступает ишемия и обменные сбои.
В самых начальных (функциональных) стадиях в случае применения лечения процесс носит обратимый характер. Если не была оказана своевременная помощь, у пациента развивается соматическая патология.
Литература:
- Психосоматические заболевания : Полн. справ. / [Е.В. Бочанова и др.; Под ред. Ю.Ю. Елисеева]. — М. : ЭКСМО, 2003 (Н. Новгород : ГИПП Нижполиграф). – 602 с.
- Психосоматические заболевания: теория и практические исследования / [Д. Н. Ефремова, О. И. Каяшева]. — Москва : УРАО ; Санкт-Петербург : НИЦ АРТ, 2015. — 100 с.
- Смертность населения Москвы от психических и психосоматических заболеваний : Монография / С. П. Ермаков, Ю. П. Бойко. — М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002 (Тип. ИПК РУДН). – 108 с.
Текст проверен врачами-экспертами: Заведующей социально-психологической службы МЦ «Алкоклиник» врачом психиатром-наркологом Серовой Л.А.
НЕ НАШЛИ ОТВЕТ?
Проконсультируйтесь со специалистом
Или позвоните:+7 (495) 798-30-80
Звоните! Работаем круглосуточно!