Библиотерапия для детей: что это, методы и упражнения

Библиотерапия — это психотерапевтический метод, использующий литературу как форму коррекции психического состояния пациента. Это лечение с помощью книги. Пациент ассоциирует себя с героем произведения и ситуациями, в которые он попадает. Все чувства и переживания героя становится личным переживаниями пациента. Таким образом, вскрываются неразрешенные конфликты и проблемы, пациент получает осознания их причин, находит пути решения.

Определение понятия

Под термином «библиотерапия» сегодня понимаю науку, изучающую особенности формирования у индивида стрессоустойчивости, развития силы воли, повышения интеллектуальных показателей.

В психологии библиотерапия – это метод коррекционной работы, в котором клиенту предлагается отождествлять себя с героем литературного произведения, анализировать поведение персонажа в тех или иных ситуациях. Терапевтический эффект основан на отождествлении клиентом проблем литературного героя со своими собственными трудностями.

Библиотерапия обладает основными характеристиками науки: у нее есть свои цели и задачи, терминологический аппарат, свои методы. В настоящий момент данная технология работы рассматривается учеными как самостоятельное педагогическое течение, одна из вариаций библиотековедения.

История метода

Библиотерапия как метод психологической коррекции основывается на психофизиологии человека. Родиной ее является Древний Египет. В Греции в античной библиотеке Пифагор активно использовал библиотерапию в качестве основного метода работы со своими учениками.

Позднее в Европе церковные писания нашли применение в работе лекарей. Список литературы, применяемой в лечебных целях, расширился с наступлением эпохи Возрождения: в качестве средства терапии стали использовать художественные произведения.

Однако только в начале 20 века психологами и психофизиологами было доказано, что такое занятие, как библиотерапия – это не просто работа с текстом, а самостоятельный метод психотерапии. Основоположником метода в России считают Н. Рубакина, который в научном труде «Среди книг» писал о том, что с помощью правильно подобранных художественных текстов можно изменять психоэмоциональное состояние людей.

Упражнения библиотерапии были впервые апробированы в Харькове в отделении психоневрологии И.Э. Вельвовским. Ученый опирался на рекомендации психотерапевта В.Я. Мудрого, стараясь создать во время проведения сеансов библиотерапии максимально комфортные условия для участников.

В 1916 году были определены первоначальные цели и задачи библиотерапии как метода психотерапии. Инновационная техника работы с книгой вызвала большой интерес не только среди психотерапевтов, но и среди психологов, педагогов, медиков. Библиотерапия использовалась в качестве дополнительного метода во время лечения в санаториях и пансионатах для пожилых людей.

В послевоенное время лечение художественными текстами организовывалось в реабилитационных центрах. Большой вклад в развитие метода внесли Ю.Н. Дрешер, Б.С. Крейденко, Р. Скаллер, О.Л. Кабачек, Б.А. Симонов, И.Н. Казаринова.

Особенности социальной адаптации людей с нарушениями памяти

Важную роль в социализации людей с возрастными нарушениями памяти играет культурно-досуговая деятельность. Она дает возможность вернуться в общество и с помощью разных видов активного досуга активизировать ум и тренировать память. Это могут быть:

— занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

— досуговые праздники, конкурсы;

— экскурсии, игры;

— деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;

— спокойный пассивный отдых — чтение, просмотр телепередач, слушание радио, разгадывание кроссвордов.

Важно уметь выбрать и предложить человеку такое занятие, которое не даст сосредоточиться на болезненных ощущениях и переживаниях. Часто это прикладное художественное и техническое творчество или пассивный вид деятельности – чтение, просмотр телепередач, слушание радио. Благодаря этому у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Реабилитация и социальная адаптация пожилых людей с нарушениями памяти зависят от участия специалистов. Это медики, психологи, педагоги, дефектологи, социальные педагоги, специалисты культуры и реабилитации инвалидов. Почему-то люди, чувствующие как память начинает их подводить, редко обращаются по этому поводу к врачам.

Рассмотрим разные реабилитационные виды досуга подробнее.

Виды

Распространенными видами библиотерапии являются:

  • Целенаправленная психокоррекционная работа с книгой. Данная разновидность предполагает непосредственное участие в терапевтическом процессе психолога, который проводит диагностику проблемы клиента, рекомендует определенные тексты, объясняет техники работы с ними.
  • Чтение художественной литературы без постановки психокоррекционных задач. Этот вид практикую люди, которые любят читать. Художественную литературу они подбирают в соответствии со своими предпочтениями. Чтение книг улучшает их настроение, положительно влияет на когнитивные процессы.

Предполагаемые результаты

Важный показатель оценки эффективности библиотерапии – интерес пациента к чтению. В случае его снижения можно судить об ухудшении состояния здоровья.

Существуют разные типологии эффектов и функций терапевтического метода:

  1. Информационные функции. Чтение дает информацию, повышает уровень знаний при одновременном снижении страха перед неизвестным. Эта функция присуща научной литературе.
  2. Образовательная функция. Чтение приносит взгляды и мнения, повышающие образование.
  3. «Зеркальная» функция. Читатель сравнивает взгляды автора со своими взглядами, на основании этого сравнения изменяя свое собственное мнение.
  4. Идентификационные функции. Читатель находит пример или идентифицирует себя с персонажем.
  5. Очищающая функция. При чтении книги может произойти психологическое очищение (катарсис). Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы произведение могло выполнять такое очищение, а читатель был готов испытать катарсис во время чтения.
  6. Эстетическая функция. Книга действует на читателя эстетически.
  7. Релаксационная функция. Обеспечение расслабления, релаксации.

Методы

Основными методами библиотерапии являются:

  1. Коррекционный метод. Он не предполагает решение задач коррекции психики. Его основная цель – положительная трансформация трудной жизненной ситуации клиента посредством расширения диапазона стереотипов поведения индивида. Для достижения коррекционной цели используются тексты развлекательного характера. Метод подходит для коррекции личностной тревожности и повышения самооценки индивида.
  2. Психокоррекционный метод. Данный метод направлен на трансформацию болезненного психического состояния личности. Психолог помогает клиенту научиться контролировать эмоции и управлять своим настроением. Итогом применения психокоррекционного метода является формирование у клиента способности открыто выражать чувства и правильно понимать эмоции других людей.

Изотерапия

Арттерапия или изотерапия
– это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами и педагогами для реабилитации и социализации людей.
Терапия художественным творчеством помогает устранить или уменьшить нервно-психические расстройства, восстановить и развить нарушенные функции, навыки, сформировать способности к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий творчеством.

Человек через рисунок выражает внутреннее состояние, ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением – рисование развивает каждую функцию и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.

Рисование решает психологические, личностные проблемы — страхи, тревоги, неуверенность, одиночество, преодолевает негативные переживания, формирует уверенность рук и точность движений. Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета психологи судят о наличии проблем в психике и мироощущениях человека.

Занятия изотерапией гармонично развивают психические функции человека. Занятия разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации используют комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом.

Чем больше креатива и творчества в человеке, тем дольше не потеряет свежесть его ум.

Техники и упражнения

Раскрою направления библиотерапии. Распространенными техниками библиотерапии являются:

  • Чтение художественных текстов вслух. Данная техника реализуется в группе. Ведущий зачитывает отрывок из текста, а затем организует групповое обсуждение этого отрывка. Если для достижения целей психокоррекции выбрана пьеса, то организуется ее чтение по ролям. Каждый из участников в группе самостоятельно проводит параллели между художественным словом и собственными проблемами.
  • Отождествление себя с героем художественного произведения. Эту технику психологи используют в качестве домашнего задания. Клиенту предлагается выбрать литературного героя, на которого он похож. На следующей встрече психолог вместе с клиентом обсуждает выбор литературного персонажа и анализирует его поступки, описанные в книге. Эта техника улучшает социальное восприятие индивида, формирует у него новые модели поведения.
  • Пересказ прочитанной книги или рассказа. Эта техника также применяется в групповой работе. Ведущий зачитывает то или иное художественное произведение и просит участников пересказать его с позиции разных героев рассказа. Такой прием помогает человеку научиться анализировать ситуацию с разных позиций.
  • Самостоятельное чтение произведение клиентом дома, а затем обсуждение прочитанного с психологом. Эта техника применяется в индивидуальной работе с клиентом. На каждой встрече психолог рекомендует клиенту ознакомиться с тем или иным текстом. Свои мысли и эмоции, возникающие в процессе чтения, клиент записывает в читательский дневник. Эти записи будут отправными точками при обсуждении произведения на следующей встрече.
  • Собственное сочинение художественных текстов. Эта техника направлена на поиск клиентом различных вариантов реагирования на те или иные жизненные происшествия. Начало истории озвучивает ведущий, а затем участники предлагают различные варианты развития событий.
  • Подготовка иллюстраций к художественному тексту. Эту технику психолог использует, когда возникает необходимость углубленной диагностики проблемы пациента.
  • Обыгрывание ситуации из книги. Эта техника помогает участникам примерить на себя роль того или иного литературного персонажа. Такие действия учат клиентов обращать внимание на позу, мимику, жесты человека, прогнозировать эмоциональные реакции партнера по общению.

Упражнения в рамках каждой из перечисленных техник, виды и методы работы психолог выбирает в зависимости от целей психокоррекции и возраста клиента.

Чтение продлевает жизнь

Пристального внимания заслуживает привычка читать. Это занятие помогает:

  • поддерживать ясность ума;
  • стимулировать мышление;
  • развивать фантазию.

Полезное увлечение приведёт в тонус работу мозга, поможет предотвратить развитие старческого слабоумия и подарит дополнительные годы жизни. Согласно исследованию учёных, продолжавшемуся 12 лет, любители чтения продлевают себе жизнь в среднем на 2 года.

Уделять время этому занятию надо регулярно (3,5 часа в неделю и более).

Ещё лучше, если прочитанные книги обсуждаются в кругу знакомых и друзей. Поделиться впечатлениями, проговорить курьёзные моменты важно для стимуляции мозговой деятельности.

Доказано, что библиотерапия распространяется на всех. Профессиональная принадлежность, уровень дохода, психологическое равновесие значения не имеют. Книги способствуют продлению жизни, а также:

  • снижают подверженность к стрессу;
  • отвлекают от забот;
  • улучшают настроение;
  • повышают культуру общения;
  • развивают творческие способности.

Благодаря чтению возрастает число нервных связей внутри мозга. Полезная привычка — лучший способ борьбы с депрессией, профилактика болезни Альцгеймера, уверенно набирающей обороты.

Этапы и алгоритм проведения

Алгоритм проведения библиотерапии включает в себя несколько этапов:

  1. Этап мотивации участников к занятию. На этом этапе ведущий устанавливает контакт с участниками, ставит цели и задачи сеанса, знакомит участников с правилами групповой работы.
  2. Этап когниции в библиотерапии. На данном этапе идет непосредственная работа с художественным текстом.
  3. Этап дискусии. На этом этапе ведущий организует обсуждение художественного произведения.
  4. Этап рефлексии. Заключительная часть сеанса нужна для подведения итогов, получения обратной связи от участников, оценки эффективности психокоррекции.

Игровая терапия

Игровая терапия
– это комплекс реабилитационных игровых методик и средство для раскрепощения патологических психических состояний человека.
Эта технология выполняет функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации и рекреации. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде.

К видам направленной игротерапии относятся:

— познавательные и развивающие игры;

— настольные и компьютерные игры;

— конкурсы, турниры, соревнования;

— подвижные игры.

Любая игра адаптируется для пожилых через облегчение условий игры, сокращение численности частников или времени проведения.

В играх человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, попробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение и овладеть социальными навыками.

Принципы подбора литературы

Большое внимание психологу нужно уделять подбору литературных произведений для проведения сеансов библиотерапии, так как этот метод заставляет клиента «присваивать» чувства, мысли и действий лирического героя. Поэтому герой должен обязательно положительным, обладать высоким уровнем нравственности. Подбор литературы для психокоррекции определяются следующими принципами:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента. Использование библиотерапии допускает в работе с разными возрастными группами: с дошкольниками, подростками, студентами, взрослыми и пожилыми людьми. Книги должны соответствовать психологическим особенностям возраста.
  2. Доступность и понятность литературного языка писателя. Если художественный текст будет непонятен читателю, интерес к нему быстро пропадет. Достичь психокоррекционных целей средствами библиотерапии невозможно, если у клиента нет интереса к сеансу.
  3. Соотнесение жанровой специфики книги с психологической проблемой клиента. Разные литературные жанры оказывают различное действие на человека.
  4. Контраст добра и зла в художественном произведении. Этот принцип важен при подборе литературы для детских сеансов библиотерапии.

Что же мы имеем?

1. Появление у человека старческого нарушения памяти — не конец жизни.

2. Важна правильная реакция на процессы, происходящие в организме. Это не отгораживание и изоляция, а участие в разноплановой культурно-досуговой деятельности для улучшения своего состояния.

3. Видов деятельности много. Выбирайте тот, что больше всего подходит. Главное понимать — чем больше умственной и физической активности, тем лучше для нашего мозга.

4. И помните — “Путь осилит идущий”.

Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах

На различных возрастных этапах специфика использования библиотерапии будет отличаться.

В работе с детьми

Воспитатели ДОУ применяют библиотерапию для решения задач формирования нравственности у детей. Эта задача решается посредством сказок. Библиотерапия в работе с дошкольниками позволяет решать такие задачи, как:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости малыша;
  • формирование социально одобряемого типа поведения;
  • создание условий для творческого самовыражения ребенка;
  • развитие речи;
  • развитие психических процессов.

Для детей школьного возраста библиотерапия является тем методом, который помогает справиться с внутриличностными противоречиями. Работая с художественным текстом, подросток находит ответы на вопросы, понимает причинно-следственные связи событий в своей жизни.

В работе с пожилыми людьми

Если библиотерапия используется в целях реабилитации пожилых людей, то предпочтение стоит отдать философским сборникам, притчам, поэзии. Такие тексты помогают человеку принять себя таким, какой он есть, ведь они строятся на общечеловеческих ценностях. Во время сеансов библиотерапии у пенсионеров происходит переосмысление своего жизненного пути.

Проблемы пожилых людей с нарушениями памяти

Сама по себе старость — большой стрессовый фактор. Дополнительный стресс — осознание человеком того, что ум, верно служивший всю жизнь, начинает изменять. Это может быть:

— нарушение памяти на те события, которые произошли недавно с учётом сохранности воспроизведение давних событий;

— расстройства внимания — отсутствие концентрации внимания, отвлекаемость;

— замедление темпа мыслительных процессов;

— нарушения эмоциональной сферы;

— снижение способности проводить хронологию событий и ориентироваться в пространстве;

— потеря способности к логическому мышлению;

— с точки зрения моторики — это нарушение темпа, плавности, координации.

Наблюдение за такими изменениями приводит к замыканию в себе, депрессиям и отрицанию. Эта реакция со временем только усугубляется и приводит человека к социальному одиночеству. Без посторонней помощи сложно вернуться к нормальному существованию.

Сосредоточенность на негативных изменениях в организме зацикливает на себе и своих проблемах. Потому не стоит забывать, что в пожилом возрасте существуют и плюсы. К положительным социальным особенностям старшего поколения относят:

— жизненную мудрость — умение применить жизненный опыт, дать разумный совет в проблемных ситуациях;

— готовность делиться знаниями, умениями;

— стремление заменить утраченные профессиональные и семейные роли социальной активностью.

Важно видеть не только проблемы, акцентируйте внимание на позитивных моментах жизни. А для решения проблем лучше обращаться к профессионалам.

Направление используют

Организаторы
Медико-психологический центр индивидуальности (Москва), Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза (Донецк), Арт-терапевт Орлова Анна (Екатеринбург), ВОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (Киев), Крупнейшее сообщество читающих людей «Школа великих книг» (Новосибирск), Научно-информационный центр А.Р.Т. (Санкт-Петербург), Психологический клуб «Присутствие» (Харьков), Сеть книжных магазинов «Читай-город» (Саратов), Центр йоги, аюрведы и духовных практик «Ом Шантидом» (Калининград), Читай-город (Ставрополь) (Ставрополь).Тренеры Артём Анатольевич Рогачевский (Москва), Борис Евгеньевич Рашковский (Москва), Светлана Филяева (Москва), Алексей Николаевич Клочко (Киев), Дмитрий Георгиевич Дармостук (Владивосток), Елизавета Дулькина (Саратов), Иван Васильевич Тяпкин (Краснодар), Инесса Владимировна Рогачёва (Уфа), Равшанбек Рахманбердиев (Челябинск), Юлия Викторовна Сербис (Калининград), Юлия Даниловна Гундертайло (Киев), Елена Викторовна Любицкая (Краснодар).Консультанты Артём Анатольевич Рогачевский (Москва), Светлана Филяева (Москва), Елена Викторовна Любицкая (Краснодар), Алексей Николаевич Клочко (Киев), Дмитрий Георгиевич Дармостук (Владивосток), Елена Георгиевна Черноскутова (Екатеринбург), Елизавета Дулькина (Саратов), Иван Васильевич Тяпкин (Краснодар), Инесса Владимировна Рогачёва (Уфа), Равшанбек Рахманбердиев (Челябинск), Юлия Даниловна Гундертайло (Киев).

Контроль

Контроль над конкретными психическими проявлениями может осуществляться посредством их усиления либо ослабления. Усиление достигается за счет повторения и детального воспроизведения каждого процесса. Ослабление достигается путем анализа либо вытеснения другими воспоминаниями и эмоциями. Такой подход может влиять на состояние личности при переживаниях различной интенсивности.

Сам процесс контроля слагается из нескольких этапов:

Осознание ситуации Понимание механизма воздействия на неё ауто- и гетеропсихогенных факторов Осознание роли своей личности в формировании данного состояния Осознание своего отношения к проблемам первостепенной важности

Читая книги, герои которых — выдающиеся личности, клиент невольно отождествляет их эмоциональные переживания со своими. Это помогает ему глубже понять личные особенности, глубже осознать собственные ошибки, взглянуть на свою жизнь взглядом другого человека. Книга предоставляет клиенту уникальную возможность, находясь наедине с самим собой, основательно проанализировать свое эмоциональное состояние.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]