Как развить воображение и фантазию у взрослых и детей: эффективные приемы и упражнения


Что это такое и чем отличается от фантазии

Воображение – это способность человека создавать в голове образы, представления и идеи объектов, основанных на реальности.

Именно логическая обоснованность отличает воображение от фантазии, которая представляет собой вымышленную ситуацию, создаваемую нашим сознанием. Фантазия не соответствует реальности, не подчиняется здравому смыслу, а лишь выражает желания человека.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Приведу простой пример. Представьте себе кошку. Получилось? У каждого из вас она вышла разного окраса, размера. Кто-то вообразил обобщенный образ с четырьмя лапами и ушами, а кто-то представил питомца в мельчайших деталях. Так сработало ваше воображение. Вы не раз видели в реальной жизни кошку, а потому воссоздать ее в своей голове вам не составило труда.

А теперь другой эксперимент. Если вас попросить придумать необычное животное, вы начнете фантазировать, т. е. сочинять. Ваши представления не будут основаны на пережитом опыте, физических законах и прочих знаниях. Можно насочинять что угодно, никаких ограничений нет. Вот это и называется фантазией.

Узнайте, какую роль играет воображение в запоминании.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Для чего нужно воображение

Многие полагают, что воображение необходимо в первую очередь творческим людям: художникам, композиторам, поэтам. Но это далеко не верно. Воображение является фундаментом креативного мышления. Без него невозможно было бы мечтать, строить планы, ставить цели, наслаждаться красотой. Воображение – это то, что отличает всех нас от животного мира.

Вот еще ряд преимуществ, говорящих в пользу этой способности:

  • Расширяет границы возможного. Если ставить цели только на основе уже приобретенного опыта, то не получится достигать новых высот и границ.
  • Дарит миру изобретения. Люди мечтали летать как птицы и придумали самолет. Они фантазировали о том, что смогут когда-нибудь беседовать с близкими, которые находятся далеко, и создали телефон. Все окружающие нас вещи, которые кажутся привычными, когда-то были созданы чьим-то воображением.
  • Помогает решать проблемы нестандартно. Вместо того чтобы поступить как обычно, мы можем подключить креатив и найти новый необычный выход из ситуации. Иногда он оказывается гениальным и существенно упрощает жизнь.
  • Приводит к открытиям. К примеру, Альберт Эйнштейн мечтал о таком месте, где было бы возможно остановить время и запечатлеть лучшие моменты своей жизни. Его размышления привели к созданию общей теории относительности, без которой человечество по-прежнему считало бы время величиной постоянной.
  • Позволяет творить. Именно воображение способствовало созданию вселенной Marvel, знаменитых музыкальных композиций, величественных небоскребов, дизайнерской одежды и т. п. Без чьей-то фантазии в нашем детстве даже не было бы сказок и игр.
  • Дает возможность любоваться красотой мира. Слышали когда-нибудь фразу “Поражает воображение”? Так говорят о глубоком звездном небе, бескрайних горных пейзажах, волнующейся морской глади. Человек, не наделенный творческим воображением, не станет подолгу смотреть, как горит огонь или льется водопад, ведь с практической точки зрения это бессмысленно.

Ученые утверждают, что воображение помогает создавать новые нейронные связи в головном мозге. За счет этого человек способен оказывать влияние не только на собственные привычки и действия, но и создавать вокруг себя желаемую реальность. Подробнее об этой особенности воображения читайте в статье о том, что такое визуализация.

Эволюция одной мечты человечества

Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником ее эволюции.

Альберт Эйнштейн

Мысль о полетах в воздухе зародилась у людей много тысяч лет назад. Еще у древних египтян встречаются рисунки и скульптуры людей с крыльями. Такие же изображения позднее появятся у греков и римлян. Сказания народов мира отображают это же желание. Например, ковер-самолет присутствует в русских и ближневосточных сказках.

Эта мечта оставалась утопией вплоть до Леонардо Да Винчи, который выделялся даже на фоне гениев эпохи Возрождения. Нет такого человека, который бы не слышал о «Моне Лизе». Мы воспринимаем Леонардо в первую очередь как величайшего художника. Но сам «универсальный человек» считал себя прежде всего ученым и инженером.

Он интересовался механикой, математикой, архитектурой, окружающей средой. В XV веке Леонардо Да Винчи описал клапан правого желудочка сердца, открыл, что по годовым кольцам определяется возраст дерева, создал камеру-обскура, конструировал каналы и плотины. Принято считать его изобретениями: прототип танка, водолазный костюм или скафандр, самоходную тележку (прообраз автомобиля). Множество других инженерных замыслов запечатлены в рисунках, чертежах и эскизах мастера. Наибольший интерес вызывают его летательные аппараты.

Леонардо, вдохновляемый полетом птиц, мечтал о воздухоплавании. Его рисунки и наброски впервые показывают, как можно построить летательную машину. Леонардо Да Винчи работал над устройством разных типов летательных аппаратов. Он создал первый орнитоптер, воздушный винт, парашют. Гениальный изобретатель, силой воображения заглянувший на много столетий вперед, из-за слабых технологий того времени так и не воплотил свои идеи. Мечту Леонардо Да Винчи о воздухоплавании воплотил через пять столетий Игорь Сикорский.

Каким оно бывает

Существует несколько классификаций. Приведу самые распространенные.

По степени целенаправленности выделяют следующие виды воображения: активное и пассивное.

Активное стимулирует человека к созиданию, позволяет создавать что-то новое в профессиональной и творческой деятельности. Оно делится на:

  • Репродуктивное. Представляет собой воссоздание реальных образов, в основе которых лежит пережитый опыт.
  • Продуктивное (или творческое). Образы создаются по собственному замыслу, почти без обращения к опыту.

Пассивное не имеет цели реализовать придуманные идеи. Оно бывает двух форм:

  • Непроизвольное. Это непреднамеренное воображение, которое бывает сложно или невозможно контролировать. Сюда относятся случайные мысли, сны, галлюцинации.
  • Произвольное. Поддается контролю и связано преимущественно с маловероятными либо невероятными прогнозами на будущее. Это наши мечтания и грезы.

Мистер Геликоптер

Важную роль в жизни будущего авиаконструктора сыграла мать, которая посвятила свою жизнь воспитанию пятерых детей. Больше всего ее интересовали искусство и изобретения Леонардо Да Винчи. Увлечения матери попали на благодатную почву. Звуковой ребенок любил слушать мамины рассказы о бесконечности Вселенной и загадочных звездах. Но больше всего поражали его детское воображение рассказы о Леонардо Да Винчи и его идее создать «железную птицу» — летающую машину, которая поднималась в воздух с помощью мощного винта.

Мать привила будущему великому авиаконструктору любовь к музыке и литературе. Настольной книгой маленького Игоря стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где описан летательный аппарат, отдаленно напоминающий вертолет. Однажды после чтения этого романа мальчику приснилось, что он находится на борту летающего корабля, из окон которого видно море и остров с пальмами. Этот сон станет явью через 30 лет — все это он увидит на борту спроектированного им самолета-амфибии.

После окончания гимназии родители определили Игоря в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где уже учился их старший сын. Это было привилегированное учебное заведение, но Игоря не привлекала военная карьера, пусть и связанная с морем. Он отслеживал все технические новинки, во внеурочное время что-то конструировал в учебных мастерских. Желание строить аэропланы и летать на них окончательно созрело после появления в газетах сообщений о первых полетах американцев — братьев Райт.

Игорь Сикорский бросает училище и дальнейшую жизнь посвящает реализации своей мечты (более подробно можно почитать здесь).

Сикорский создал около 15 типов самолетов. После его изобретений начала развиваться многомоторная авиация. С 1939 года он перешел на конструирование вертолетов. На вертолетах Сикорского был совершен в 1967 году первый в мире перелет через Атлантический, а в 1970 году — через Тихий океан, правда, с дозаправкой в воздухе. Его изобретения положили начало новой эпохи, и за конструктором закрепилось прозвище «Мистер Геликоптер».

Приемы для развития воображения у взрослых

Воображение есть у каждого. Просто у одних оно развито хорошо, а у других, в силу логического склада ума, отодвинуто на второй план, и его нужно “расшевелить”.

Рассмотрим, что нужно делать, чтобы стимулировать развитие воображения:

  1. Заменить просмотр телевизора подходящим хобби. Сериалы и телепередачи – это вид пассивного отдыха, который не предполагает умственных и творческих усилий. А вот любая созидательная деятельность отлично развивает воображение и заодно делает счастливее. Отнюдь не обязательно быть экспертом в рисовании, лепке или сочинении стихов – творите в свое удовольствие. А вот о том, как развить творческие способности, вы можете прочитать в нашей отдельной публикации.
  2. Слушать музыку без слов. Готовые песенные тексты внушают нам чужие мысли. Даже когда мы слушаем песни на незнакомом для нас языке, это все равно ограничивает простор для размышлений. Соберите подборку самых разных мелодий и попробуйте подобрать для них собственные слова или образы. Лучше использовать для этого блюз, джаз или классику. Но тут, как говорится, дело вкуса. Кстати, можно также попробовать смотреть фильмы без звука, стараясь понять, о чем идет речь.
  3. Читайте книги разных жанров. В особенности полезна для воображения фантастика, фэнтези.
  4. Заведите дневник. Вы можете записывать туда любые интересные мысли, придумывать истории или просто рассказывать, как прошел ваш день. Писательская деятельность здорово подстегивает воображение и полет мыслей.
  5. Получайте новые впечатления. Ходите на выставки, посещайте музеи, общайтесь с интересными людьми, заменяйте привычные маршруты новыми, учитесь, путешествуйте.
  6. Не стесняйтесь мечтать. Мечты – это не только прерогатива маленьких детей. Взрослым тоже полезно пофантазировать о светлом будущем. Это развеет скуку и разовьет воображение.

А вот несколько задачек.

Задача № 1. Представьте в уме треугольник, каждая сторона которого равна 2 метрам. Теперь от основания этого треугольника мысленно проведите линию вправо, еще на 2 метра. Затем проведите точно такую же линию вправо от вершины параллельно первой и соедините их концы между собой. Какая фигура у вас получилась? Только никаких блокнотов! Задействуйте лишь свое воображение.

Задача № 2. В этом упражнении понадобится самопроверка. Ниже я буду называть слова, а вы должны представить их в голове. Каждому образу вам нужно присвоить балл:

  • если образа нет совсем – 0;
  • если он слабый – 1;
  • хороший образ – 2;
  • очень яркий и отчетливый – 3.

Итак, слова будут разделены на несколько категорий:

  1. Зрительные образы – автомобиль, воробей, вишня, супермаркет.
  2. Слуховые – лай собаки, школьный звонок с урока, раскаты грома.
  3. Осязательные – кошачья шерсть, ветер, ползущая по руке божья коровка.
  4. Обонятельные – клубника, свежескошенная трава, чеснок, костер.

Вы можете добавлять любые образы в приведенные категории.

Перед выполнением следующего упражнения советую почитать о том, что такое ассоциации.

Задача № 3. Вам нужно подобрать объекты-ассоциации к разным цветам. К примеру, когда вы слышите “фиолетовый”, что приходит на ум? Возможно, это баклажан, машина такого цвета, оттенок радуги и т. п. А оранжевый, серый, бордовый? Подберите как можно больше предметов или явлений.

Задача № 4. Нам помогут друдлы. Это графические головоломки, представляющие собой условные изображения, которые нужно дорисовать до осмысленного предмета. Этим можно заниматься как в одиночку, так и в компании.

Как может происходить процесс:

  • Каждый игрок по очереди приводит свою версию того, что изображено на картинке. У кого нет версии, тот вылетает из игры. Действие продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
  • Один игрок-ведущий рисует графическую заготовку и предлагает остальным участникам придумать продолжение. Выигрывает тот, у кого будет больше идей.

Ниже я привела пример того, как выглядят друдлы.

Как возникают образы

Существуют различные способы их создания.

Акцентирование – это выделение каких-либо частей, черт или свойств. Здесь используются следующие приемы:

Типизация – обобщение образа и его эмоциональное насыщение. Многие литературные герои являются яркими примерами типизации. Например, помещики Гоголя из «Мертвых душ»: Манилов – бесплодный мечтатель, Коробочка – жадная накопительница, Ноздрев – лихой кутила.

Комбинирование – создание нового способом комбинации частей уже имеющегося.

Утрирование – умышленное усиление какой-либо характерной черты или явления. Например, выражение: «Утром я выпил десять литров кофе» — будет утрированием.

Преувеличение и преуменьшение. Ярким примером того и другого можно считать Гулливера.

Комбинирование – сочетание элементов уже существующего в новых комбинациях.

Методы и упражнения для детей

Малыши в первую очередь копируют поведение взрослых. А потому если вы хотите развивать у своего ребенка воображение и фантазию, то взращивайте эти способности у себя. Приведу некоторые рекомендации:

  1. Читайте вместе с ребенком книги с фантастическим сюжетом, а после обсуждайте детали, спрашивайте, как могли бы выглядеть герои, если бы их рисовал сам малыш. Подросткам можно предложить для прочтения произведения Жюля Верна, братьев Стругацких.
  2. Задавайте необычные вопросы. К примеру, поинтересуйтесь, какой сверхъестественной способностью ребенок хотел бы быть наделен или какого животного, по его мнению, не хватает в природе. Что будет, если электричество навсегда исчезнет или люди будут жить под водой, а рыбы обитать на суше?
  3. Спросите, как изменилась бы жизнь ребенка, если бы он вдруг стал величиной с карандаш или, наоборот, стал большим, как великан. Пусть пофантазирует и расскажет, как может проходить его обычный день.
  4. Предложите ребенку представить себя растением, камнем, птицей, динозавром, акулой, насекомым и пр. Задавайте вопросы о том, что он чувствует, какие желания у него возникают, чего или кого он боится и т. п.
  5. Включите мультфильм, который ребенок еще не смотрел, и попросите озвучить его наугад. Кстати, можно взять на себя роли разных героев и тренироваться вместе.

От самого слабого к вершине иерархии

Воображение неспроста появилось у нашего далекого предка много тысяч лет назад. Без него он не смог бы выжить в первобытной саванне.

Первобытным людям, не имеющим ни клыков, ни когтей, не обладающих скоростью гепарда или силой льва, было очень трудно конкурировать с животными за место под солнцем: добывать себе пищу и самим не становиться ею.

75 000 лет назад наш предок являлся самым слабым в саванне, на грани вымирания от голода. Человеческая популяция составляла около 2000 особей, потомками которых и является современное человечество. В науке этот период принято называть «эффектом бутылочного горлышка».

Кроме нас, Homo Sapiens, существовало еще семь ныне известных видов людей. Через небольшое по историческим меркам время наш вид уничтожил все остальные виды людей, истребил большинство видов животных на планете и вырвался на первое место в пищевой иерархии. Каким образом нам удалось это сделать?

Полезные материалы по теме

В завершение приведу небольшую подборку литературы для тех, кто хочет больше углубиться в тему воображения:

  • Майкл Микалко “Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно”
  • Майкл Микалко “Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие”
  • Дэн Роэм “Визуальное мышление”
  • Асоскова Ю., Кинякина О., Захарова Т. “Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция”
  • Кристоф Ниманн “Скетчи по воскресеньям”
  • Эстанислао Бахрах “Гибкий ум”
  • Марк Леви “Гениальность на заказ”
  • Эдвард де Боно “Шесть шляп мышления”
  • Остин Клеон “Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения”
  • Марина Москвина “Учись видеть. Уроки творческих взлетов”
  • Джона Лерер “Вообрази. Как работает креативность”

Также рекомендую Курс на развитие творческого мышления от платформы Викиум. Он поможет не только развить воображение и внимание, но и научиться создавать и воплощать свои идеи, находить нестандартные решения. Программа состоит из 16 уроков с видео, графическими схемами и заданиями. Стоимость участия – 1 490 рублей.

Итог

Если ввести в поисковой системе «Как развить воображение и фантазию», можно найти всякие игры, развивающие фантазию, и разные упражнения. Но я считаю, что воображение должно работать постоянно, а не по 5 минут в день. Поэтому выбранные мной советы подходят для повседневного использования и позволят вам задействовать воображение как можно чаще.

Есть еще интересная тема — как развить фантазию и воображение у ребенка. Об этом я напишу в другой статье статье. Подпишитесь, чтобы не пропустить публикацию.

Друзья, напишите в комментариях ваши способы, как развить воображение и фантазию. Возможно, я дополню статью новыми вариантами.

И напишите, какую собаку представили вы:)

До новых встреч, ваш Александр Горохов.

Взгляд в корень

И все-таки воображение — это еще и инструмент, который создает лучшее будущее. «Представить себе будущее — значит его изменить», — пишет урбанист-футуролог Дарран Андерсон. Многие его коллеги говорят о радикальном воображении — по определению левого политического стратега Патрика Рейнсборо, это такое воображение, которое залезает в корни системных проблем (radical означает еще и «корневой»).

Пример радикального воображения — научно-фантастическая литература. К sci-fi часто относятся пренебрежительно, но лучшие образцы жанра несут по-настоящему мощный утопический заряд. Чтобы описать его, исследователь Дарко Сувин ввел понятие новума — это закон, техническое изобретение или изменившееся состояние природы, которое заставляет пересмотреть вообще все принципы, по которым протекает жизнь.

Сувин назвал научную фантастику литературой когнитивного остранения.

В отличие от свободного воображения, которое не всегда развивается линейно и логично, sci-fi требует от авторов последовательно разрабатывать новый мир на самых разных уровнях — от материальных инфраструктур до социального устройства.

Ценность длинных литературных текстов именно в подробности, какой редко удается достичь теориям.

Но, кроме того, фантасты всегда отталкиваются от текущего момента — остраняют (описывают со стороны) реальность, а значит, критикуют ее. Вот несколько известных примеров, когда научно-фантастическая литература становилась частью, если даже не основой, освободительных движений.

Американская фантастка Урсула Ле Гуин

прославилась феминистскими утопиями. Например, в романе «Левая рука тьмы» населила мир людьми с последовательным гермафродитизмом: пол героев-героинь менялся циклически вместе с позицией планеты, а большую часть времени вообще отсутствовал. В 1969 году карьерные и семейные возможности, которые открывал такой новум для всех, казались почти немыслимыми — хотя феминистская фантастика, пусть и гораздо менее известная, к тому моменту насчитывала уже несколько десятилетий.

Афрофутуристка Октавия Батлер

делала главными героями своих романов чернокожих людей, в то время как белые фантасты об их существовании обычно просто забывали. Одним из лейтмотивов ее, да и всего афрофутуризма было воображение золотого века Африки: одновременно в прошлом, до колонизации, и в будущем, когда расизм будет преодолен.

В Китае расцвет sci-fi начался на рубеже 2000-х и 2010-х. Правительство стало поддерживать фантастическую литературу, поверив, что с ее помощью натренирует воображение граждан и они смогут не только производить, но и разрабатывать инновационные технологии. Тем временем авторы (самые известные — Хан Сонг

,
Чэнь Цюфан
и
Лю Цысинь
) маскируют под научную фантастику социальную критику: пишут об обществе всеобщей слежки, которое и так существует в Китае, подчеркивают, как скрытны и непрозрачны властные структуры, а иногда пользуются и совсем конкретными образами — например, описывают «огромное поле мусора» недалеко от Гуанданя, где вырос Чэнь Цюфан и где сейчас работники-мигранты «собственными руками разбирают обломки электронных устройств, плавя металл в огне или растворяя детали в кислоте».

В общем, фантасты опираются на настоящие проблемы, когда рисуют утопическое (а чаще антиутопическое) будущее. Так же поступают и футурологи, которые занимаются прогнозированием уже не ради искусства, а консультируют крупный бизнес и политические кампании.

Социолог Джон Урри в 2016 году написал книгу «Как выглядит будущее», в которой выделил шесть техник, с помощью которых человечество готовится к завтрашнему дню:

1. Проводят аналогии с прошлым — например, когда сейчас прогнозируют, как новые технологии повлияют на общество, то вспоминают, как изменился мир после появления телефонной связи или компьютеров. Такие версии часто оказываются довольно точными по содержанию, но не по времени, потому что редко учитывают появление неожиданностей, которые перевернут игру (вроде кремниевых процессоров, благодаря которым в 1960-е мощность компьютеров стала резко расти.

2. Изучают, какие варианты будущего не состоялись и почему — например, стало понятно, что редко имеют смысл прогнозы, в которых новые технологии мгновенно заменяют старые. Чаще они долго сосуществуют — дело тут и в социальных привычках, и в экономических выгодах.

3. Выражают свои страхи в антиутопиях. Урри выделяет пять расхожих антиутопических сюжетов:

— крах общества из-за истощения ресурсов; — установка тотального контроля; — атомизация, при которой человеческое общение становится невозможным из-за психологических изменений или внешних условий; — появление множества правил и законов, которые ведут к утрате богатства; — захват власти киборгами.

4. Создают утопии.

5. Экстраполируют элементы настоящего — описывают, как некая тенденция, которая уже сформировалась в настоящем, определит будущее.

6. Сценарное планирование (ретрополяция) — самый интересный вариант: сначала описывают мир через заданное количество времени, а потом анализируют, какие события и в какой момент должны будут произойти, чтобы попасть в описанное состояние из текущего. Пример ретрополяции — книга «Мир, который мы создали» Джонатона Порритта, одного из лидеров зеленого движения. В ней рассказчик говорит из 2050 года, но всё время вспоминает, какие события позволили человечеству почти полностью перейти на возобновляемые ресурсы и существенно снизить экономическое неравенство.

Правда, и эта книга иллюстрирует, что политическому воображению редко удается охватить все важные проблемы: о том, как справиться с гендерным или расовым неравенством, Порритт не пишет.

От счетов к хай-теку

Промышленная революция XIX века, информационные революции века XX сменяют друг друга. Все идет на увеличение, усложнение и ускорение. Значение развитого воображения тоже усиливается.

Еще полвека назад детей в школе учили считать на счетах. Современную жизнь невозможно представить без компьютеров и скоростного интернета — добавочной реальности, создающей абсолютную связь между людьми.

Человечество стоит на пороге нового технологического прорыва — роботов и искусственного интеллекта. Не успели подумать, чем это нам грозит, а некоторые и испугаться, как новая напасть — коронавирус. Природа принуждает человечество к объединению, иначе с эпидемией не справиться. Только объединенное человечество сможет перейти в новую фазу развития — уретральную.

Как это ни странно звучит, но помочь нам пережить пандемию может… развитое воображение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]