Как развить воображение у взрослых и детей — рекомендации

Иногда можно услышать о человеке: «Он начисто лишен воображения!». В основном так говорят о людях, которые не умеют фантазировать. Но так ли необходимо развитие фантазии и воображения для современного человека? Ученые утверждают, что воображение – такой же важный психический процесс, как мышление, память, внимание. Без него не будет великих открытий и гениальных произведений, необходимых для человечества изобретений. Сама жизнь станет скучной и унылой без фантазии.

Воображение расширяет возможности познания и преобразования окружающего мира

Для чего нужно воображение

Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?

По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.

Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.

Особенности творческого воображения

Творческое воображение представляет собой такую разновидность мышления, в процессе которого человеком создаются новые предметы или образы, несущие ценность для человечества. Они появляются вследствие переработки памяти сознанием и с помощью других психологических механизмов.

Творческое развитие представляет собой необходимую часть становления личности. Это не просто трудоемкий процесс, представляющий собой определенную ценность. Существует множество видов творческой деятельности требующих работы фантазии.

Способы развития воображения

Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы

Активность воображения более всего проявляется у младших детей и подростков, которые познают окружающий мир. Некоторые его аспекты иногда не понять в реалии, поэтому на помощь приходит воображение, например, как представить Вселенную, иные миры, вымерших животных, жизнь древних людей. Психологи утверждают, если у детей дошкольного возраста богатое воображение, то и познаваемый мир будет для них разнообразнее.

Как же взрослые, неужели их воображение более скудное? Многие специалисты уверяют, что каждый взрослый может и должен подумать, как развить воображение, так как работа, учеба, жизненные обстоятельства требуют порой нестандартных решений.


При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение

В психологии известны эффективные способы развития воображения:

  • Визуализация – самое простое действо, которое заключается в мысленном воспроизведении определенного объекта по деталям. Чтобы овладеть таким приемом, лучше начать с легкого и приятного воспроизведения. Например, на работе представить уютный вечер с чашечкой кофе, сфантазировать каждую деталь, вспомнить аромат, вкус, подключив как можно больше чувств. Таким образом, можно воспроизводить разные события. Если возникают трудности при визуализации реальных событий, можно использовать происшествия из книг.
  • Ассоциация – классика, которую можно встретить в любом учебнике по логике. Суть приема состоит в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, которые с ним ассоциируются, то есть соединяются. Например, слово «отпуск», нужно подобрать к нему все слова, которые будут обогащать его: поезд, самолет, путевка, чемодан, море, чайки, солнце, пляж, песок, экскурсия. Чем больше образов подбирается, тем лучше развивается воображение. Пиком развития может служить ситуация, когда соединяются не только реальные, но и абстрактные понятия. Например, грустный, веселый, жизнь, красота.
  • Творчество – интересный способ для работы воображения. Человеку свойственно творить, создавать красоту в окружающем. В современной жизни такой прием известен как хобби. Можно придумать уникальные вещи: картины, новинки моды, дизайнерские интерьеры, произведения и многое другое, без чего невозможна человеческая жизнь. Если не хватает идей для вдохновения, надо отправиться туда, где их в избытке: картинную галерею, на выставку современного искусства, уникальных предметов. Все зависит от того, чем хочет заняться человек.
  • Игра – наиболее простой и увлекательный способ развития фантазии. В настоящее время среди взрослых и детей популярными становятся различные обучающие игры, суть которых состоит в творческом управлении персонажем или действием: «Имаджинариум», «Загадки да Винчи», «Тетрис» и многие другие.


Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать

У взрослых людей

Не зря говорят, взрослый в душе остается ребенком, поэтому возможно использовать все приемы, которые обычно применяют в отношении детей. Игровая и творческая деятельности могут нести иной смысл, но порадуют взрослых не меньше. Психологические сайты предлагают множество игр на развитие воображения, которые люди могут внести в повседневную жизнь. Причем для игры не нужно выкраивать дополнительное время в плотном рабочем графике. Играть можно по дороге на работу и домой, в автомобильной пробке, на отдыхе, при встрече с друзьями. Наиболее популярны:

  • Друдлы (англ. doodle – каракули, riddle – загадка) – абстрактные изображения, в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошую фантазию, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное – оригинальное решение.
  • «Буриме» (фр. bouts-rimés– «рифмованные концы») – литературная игра, главное правило которой – сочинение шуточных четверостиший на заданную тему. Рифмы лучше брать неожиданные и странные, что поможет напрячь мозги, фантазировать, придумывать юморные продолжения. Для начала пригодятся рифмы из любого стихотворения, например, лучами ручьями, снега луга.
  • Хорошо помогает улучшить воображение творческое хобби, например, вязание, шитье кукол, вышивание картин, рисование, плетение из лозы, бисерные картины, пазлы и многое другое. Главное – найти время для любимых занятий, где можно дать волю фантазии.


Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения

У детей и подростков

Для развития воображения у детей хорошо подойдут творческие игровые задания. Главная цельфантазировать на основе составления новых образов из предложенных элементов:

  • В практике часто используется классическое упражнение «Кляксы», которое заинтересует не только малыша, но и ребенка школьного возраста. Никаких особенных подготовок не требуется. Берется лист бумаги, складывается пополам, в середину сгиба наносится каплей жидкая краска. Нужно прогладить сгиб и опять развернуть. Получившиеся кляксы рассмотреть, пофантазировать, что бы это могло быть? Полезно устроить соревнование на самое нестандартное решение.
  • Развитию фантазии способствуют задания на тему «Придумай и дорисуй». В цикл таких упражнений входит прорисовка незавершенных контуров, что полезно для творческого воображения.
  • Хорошо развивают фантазию подвижные игры для любого года жизни, начиная от дошкольного возраста. Особенно полезны они в семьях, где есть разновозрастные дети. Например, старший бросает мяч с каким-либо словом, ребенок должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, ручка писалка, книга читалка, ботинки ходилки, сумка тащилка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.

Развитие пространственного мышления и воображения посредством игры

Подборка увлекательных настольных игр для развития пространственного воображения и мышления у дошкольников и детей школьного возраста.

Магнитная игра Ноев Ковчег

Для развития пространственного воображения могу посоветовать магнитную игру Ноев Ковчег от Бондибон. Это головоломка, в которой нужно помочь животным занять места на ковчеге, оперируя карточками-заданиями.

Настольная игра Цветовой код

Ход игры Цветовой код: выберите испытание из предложенных 100 и воссоздайте фигуру, наложив прозрачные пластины на цветные фигуры.

Будет необходимо не только использовать правильные пластины, но и правильно ориентировать их и размещать в правильном порядке.

Настольная игра «Квадригами»

Головоломка, которая одновременно похожа на кубик Рубика и японское оригами: соберите каждую головоломку в квадрат со стороной 4х4 клетки, так чтобы одна его сторона была полностью белой, а другая – полностью чёрной. Для детей старше 10 лет.

Настольная игра Антивирус

Правила игры Антивирус: поместите стартовые фигуры, как указано в задании, и достаньте красный вирус из доски, перемещая фигуры по диагонали; 60 испытаний 5 уровней сложности.

Игра Экспресс-мороженое Go Go Gelato

Развитие логики, умения манипулировать предметами и воображения в настольной игре Go Go Gelato происходит в ходе сборки мороженого по заданию на карточках.

Игра Собери-разбери в цирке

Очень интересная игра от Ravensburger. Найдите расположение цветовых блоков и животных и воспроизведите модель. Нужны развитое пространственное расположение, мастерство и скорость игры.

Настольная игра Blue Orange Top That!

Ход игры Top That: Собирайте предметы мага и используйте логику, умение и скорость. Согласно инструкциям на карточках, определенные предметы должны присутствовать, но быть скрытыми.

Настольная игра Пикмикс (Picmix)

Наблюдайте, перемешивайте и ориентируйте свои карты, чтобы получить правильную комбинацию в игре Пикмикс. Настольная игра Picmix тренирует внимательность и скорость реакции.

Игра Скоростные колпачки

Настольная игра от Бондибон на ловкость рук и остроту глаза. Способствует развитию пространственного воображения и мышления, зрительно-моторной координации движений, концентрации внимания и зрительного восприятия.

Соберите колпачки как можно быстрее в порядке указанном на карточках с заданиями и нажмите на звонок. В каждом раунде игроки соревнуются, кто правильно выполнит задание и соберет наибольшее количество карточек.

Игра Дорожные пробки

Очень бюджетная и злободневная настольная игра для развития пространственного воображения. Также развивает у ваших детей мелкую моторику, ловкость рук, распознавание цвета, художественные ощущения, воображение и способность к сортировке, мышление, навыки планирования.

Ссылка на игру на алиэкспресс.

Логическая игра IQ-Элемент

Суть игры: расположить на игровом поле все детали, чтобы поверхность была ровная, без выступающих элементов. Всего 120 заданий, 5 уровней сложности.

Похожие игры: IQ-Спутник гения, IQ-ХоХо, IQ-Твист, IQ-Блок, IQ-Фокус, IQ-Колечки. Все IQ логические игры Smartgames.

Настольная игра Доктор Эврика

Заполняйте пробирки веществами в правильном порядке, и если вы окажетесь быстрее других игроков, то сможете стать величайшим учёным всех времён. Ссылка на игру Доктор Эврика.

Простые упражнения для тренировки фантазии

Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации

Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:

  • Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
  • Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
  • Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
  • «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
  • Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.


Простые упражнения помогут полету фантазии

Упражнения на развитие воображения при творческом кризисе

Недостаток воображения часто беспокоит творческих личностей, которые по своему призванию вынуждены постоянно работать с фантазией. Приведем несколько упражнений, которые помогут обнаружить у себя писательский талант или потренировать воображение:

  • Возьмите ручку или карандаш и красочно опишите место, в котором вы любите отдыхать.
  • Представьте себе, что к вам явился нежданный гость в 4 часа утра. Что вы ему скажите? Напишите это на бумаге.
  • Напишите небольшой рассказ на философскую тему, например о том, в чем смысл жизни?
  • Создайте послание для себя в будущем. Обращайтесь к себе через 10 лет, спрашивайте или советуйте, рассказывайте о себе и попробуйте угадать, чем вы будете заняты в будущем.
  • Найдите себе 250 вариантов занятий, если бы у вас появилась лишняя неделя.

Развитие воображения для творчества и рисования

Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения. Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?

Краткий эффективный курс развития творческого воображения:

  • манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
  • следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
  • книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
  • тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
  • коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
  • рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.


Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями

Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.

Воображение и фантазия у детей

Развитие воображения у детей – это особая задача, с которой должны справиться родители. Ведь кроме реального мира, который нас окружает, у каждого человека есть еще и свой, где хранятся все мечты и желания. Воображение помогает отделиться от реальности или наоборот приукрасить ее. Синонимом такого явления выступает слово фантазия. Благодаря ей можно придумать что-то новое и интересное, что-то свое, что будет основано на моментах, хранящихся в подсознании.
Воображение детей складывается благодаря игре и развивающим заданиям, где, к примеру, нужно придумать выход из какой-либо ситуации, с чем не справиться без фантазии. Представление новых и интересных вещей, которые даже могут и не встретиться в жизни, позволяет развивать себя и не чувствовать одиноким. Придумывая что-то новое, у ребенка появляется энергия, благодаря которой он не сидит на месте, а развивается как физически, так и морально.

Видео


Приспособление для вычесывания кошек и собак Уцененный товар (№66)

665 ₽ Подробнее


Фурминатор для собак FURMINATOR S для мелких короткошерстных пород

1739 ₽ Подробнее

Ниппельные поилки для кроликов

Игровые упражнения, развивающие воображение

  • Разгадывание друдлов. Друдлы – это простые картинки, напоминающие каракули, содержащие в себе несколько интерпретаций. Человеку предлагается сказать, что он видит на изображении. Интересно, что не существует правильных и неправильных ответов. Сам процесс поиска ответа и является тренировкой.
  • Игра в слова. Стандартная игра может быть усложнена новыми правилами. Например, вам необходимо называть только те слова, обозначения которых поместятся в пятилитровый бочонок. Или называть только те предметы, которые есть в доме.
  • Описание изображений. Очень действенный метод, особенно для детей. Покажите ребенку любую иллюстрацию и попросите рассказать, что он видит. Вы удивитесь безграничному воображению маленького исследователя.
  • Взрослым очень понравится такая игра. Во время поездки в метро или другом общественном транспорте, постарайтесь придумать в уме для любого пассажира его биографию – имя, фамилию, год рождения, основные моменты жизни. Угадайте его род деятельности и хобби. Такая игра может стать отличным вариантом времяпровождения с друзьями в парке или любом другом многолюдном месте.

Содержание упражнения

Ведущий изображает жестами, мимикой, звуками какой-то предмет (поезд, машину, чайник, утку, самолёт, ёлку, мороженое, лампочку и т.д.) или какое-то действие (умывание, расчёсывание, рисование, плавание, пение).

Остальные дети в группе должны отгадать, какой предмет или действие изображает ведущий. Тот, кто отгадал замысел водящего, становится ведущим. Игра продолжается несколько раз.

Упражнение 5. «Нарисуй по точкам»

Цель.

Развивать воображение детей, их пространственное восприятие.

Содержание упражнения

Детям даётся начало сказки или истории. Их задача – продолжить историю и придумать её окончание.

Варианты историй:

А) Жил — был в сельской местности один доктор. Он часто ходил на вызовы к больным в другие деревни, а собаки в доме у него не было. Поэтому он всегда беспокоился за своё добро.

Однажды доктор решил оставить охранять дом чернильницу.

Как раз в это время в дом решил забраться вор. Он перелез через забор, открыл дверь, и …

Б) На Новый год в доме поставили красивую и пышную ёлку. На верхушку лесной красавицы повесили ярко-красную звезду. Дети помогли украсить её разноцветными шарами, конфетти, стеклянными и бумажными игрушками. Самое интересное, что ночью все игрушки оживали, они умели разговаривать, смеяться и даже бегать, прыгать и кричать. И вот в новогоднюю ночь, когда все легли спать, игрушки зашевелились и начали вести свою непринуждённую беседу о всякой ерунде. И вдруг их внимание привлёк непонятный шум в самом углу комнаты…

Упражнение 3. «Ненужный предмет»

Цель.

Развивать творческое мышление, воображение детей.

Развитие трехмерных представлений

Объемные (трехмерные) фигуры получаются из плоских путем применения операций вращения протяжки и вытяжки. Предполагается, что вращение происходит настолько быстро, что элементы плоской фигуры переходя из одного положения в другое сливаются в одну поверхность. Эту поверхность и надо представить и определить ее форму.

Фигуры вращения

1. Какая фигура получится, если раскрутить равносторонний треугольник вокруг высоты? (Конус)

2. Какая фигура вращения получается, если раскрутить прямоугольник вокруг оси проходящей через его середину? (рис. 39) (Цилиндр)

Рис. 39.

3. Какая фигура вращения получается, если раскрутить квадрат вокруг его диагонали? (рис. 40). (Двойной конус)

Рис. 40

4. Какая фигура получится, если раскрутить окружность вокруг ее диаметра? (рис. 41).(Сфера)

Рис. 41

5. Какая фигура получится, если раскрутить окружность вокруг оси, лежащей вне окружности? (рис. 42) (Тор)

Рис.42.

6. Какая фигура получится, если вращать трактрису вокруг вертикальной оси? (рис. 43). (Псевдосфера)

Рис.43.

7. Какая фигура получится, если вращать трактрису вокруг горизонтальной оси? (рис. 44). (Псевдосфера)

Рис.44.

Фигуры протяжки

Протяжка — это построение объемной фигуры из плоской путем ее плоско-параллельного перемещения вдоль направляющей. Предполагается, что все точки, через которые проходит фигура, сливаются и превращаются в сплошную поверхность. 1. Какая фигура получится в результате протяжки окружности вдоль отрезка прямой, проходящего через ее центр, перпендикулярно плоскости окружности? (рис. 45). (Цилиндр)

Рис.45.

2. Какая фигура получится в результате протяжки треугольника вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр, перпендикулярно плоскости треугольника? (рис. 46). (Треугольная призма)

Рис.46.

3. Какая фигура получится в результате протяжки квадрата вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр перпендикулярно плоскости квадрата? (рис. 47).(четырехугольная призма)

Рис.47.

3. Какая фигура получится в результате протяжки пятиугольника вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр перпендикулярно плоскости квадрата? (рис. 48) (Пятиугольная призма)

Рис.48.

Фигуры вытяжки

Вытяжка — это способ построения объемной фигуры из плоской путем вытягивания ее поверхности. При этом предполагается, что поверхность фигуры способна растягиваться как тонкая резиновая пленка и каждая точка перегиба плоской фигуры приводит к появлению ребра на объемной фигуре. Предполагается, что все точки, которые проходит фигура, сливаются и превращаются в сплошную поверхность.

1. Какая фигура получится в результате вытяжки окружности вдоль отрезка прямой, проходящего через ее центр, перпендикулярно плоскости окружности? (рис. 49). (Конус)

Рис.49.

2. Какая фигура получится в результате вытяжки треугольника вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр, перпендикулярно плоскости треугольника? (рис. 50). (Треугольная пирамида)

Рис.50.

3. Какая фигура получится в результате вытяжки квадрата вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр перпендикулярно плоскости квадрата? (рис. 51). (Четырехугольная пирамида)

Рис.51.

4. Какая фигура получится в результате вытяжки пятиугольника вдоль отрезка прямой, проходящего через его центр перпендикулярно плоскости квадрата? (рис. 52). (Пятиугольная пирамида)

Рис.52

Трансформации

Трансформация — это изменение формы объекта. Трансформации можно использовать в дизайне для создания промышленных образцов и полезных моделей. Они, как нельзя лучше, подходят для реального метода проектов.

Пермутация

Пермутация — это размещение частей системы в несвойственных местах. Алгоритм пермутации. 1. Выбрать объект рассмотрения. 2. Выбрать элемент пермутации. 3. Разместить элемент в другом месте и рассмотреть преимущества этого перемещения. 4. Повторить п.3 для верхнего расположения, нижнего, левого, правого, переднего и заднего расположения элемента. 5. Изобразить графически результат пермутации.

Пример. 1. Самолет. 2. Винт. 3. Разместим винт сзади. Получим толкающий винт и возможность разместить спереди оружие — например, пулемет. 4. Разместим винт сверху — получим вертолет и возможность вертикального взлета. 5. Разместим винт снизу — получим судно на воздушной подушке и возможность перемещаться по труднопроходимым местам и даже по воде. 6. Размещаем винты по бокам, получаем двухвинтовой самолет и выигрыш в скорости. 7. Если добавить боковые винты по бокам самолета, то появится возможность табанить (перемещаться перпендикулярно направлению движения), а значит, более эффективно маневрировать.

Задания: Изобразить семь пермутаций.

Гиперболизация

Гиперболизация — это увеличение размеров. Эта разновидность трансформации очень часто встречается в фантастических рассказах, сказках. (репка в сказке «Репка», великаны в сказках «Кот в сапогах», «Мариука», «Волшебник Изумрудного города». Алиса из сказки «Алиса в зазеркалье», Арахна из сказки «Желтый туман», огромная горилла Кинг-Конг, зефирное приведение из мультсериала «Охотники за приведениями», гигантский динозавр «Годзила», Чокнутый профессор, огромные дети в фильме «Дорогая, я увеличил наших детей», Великаны в фильме «Гулливер в стране великанов».

Задания: 1. Назвать как можно больше гиперболизированных героев сказок, мультфильмов, художественных и фантастических рассказов и фильмов. 2. Нарисовать 7 гиперболизированых объектов (объект изображается рядом с объектом нормальных размеров (объектами сравнения).

Миниатюризация

Миниатюризация — это уменьшение размеров объекта. Этот прием тоже не редко встречается в сказках, фантастических рассказах Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, малыши и малышки из «Приключений Незнайки и его друзей», Ярты-кулак, Карик и Валя, Нильс из сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», Лилипуты из сказки «Гулливер в стране лилипутов». Гномы из «Белоснежки», Принцесса из «Путешествия Синдбада-морехода», уменьшенное до клеточных размеров транспортное средство в фильме «Внутреннее пространство». Кроме того, есть любители практической миниатюризации. Они изготавливают под микроскопом модели судов, действующие электродвигатели, часы, скульптурные произведения. Японцы выращивают миниатюрные деревья — Бансаи. Задания: 1. Назвать как можно больше миниатюризированных героев сказок, фантастических рассказов, фильмов. 2. Изобразить семь миниатюризированных объектов.

Диспропорция

Диспропорция — это изменение привычного соотношения размеров. Пропорции можно изменить, увеличив или уменьшив часть объекта, оставив все остальное неизменным, или увеличить одни части, одновременно уменьшив остальные. Примеры диспропорций: Чебурашка — зверек с большими ушами, Буратино, Карлик-нос — герои сказок с большими носами, Бумер — рекламный образ с удлиненными ногами или руками, Златовласка — девушка с очень длинными волосами, Карабас-Барабас — человек с чрезвычайно длинной бородой. В Японии выращивают декоративных петушков с длинными хвостами, некоторые женщины отращивают ногти для того, чтобы попасть в книгу рекордов.

Задания. 1. Привести примеры диспропорций из жизни, сказок, фантастических рассказов, мультфильмов. 2. Построить и изобразить семь диспропорций.

Комбинация

Комбинация или синектика или агглютинация (склеивание) это объединение разнородных элементов. Прием очень часто встречается в легендах, сказках, фантастических рассказах. Русалка — комбинация человека и рыбы, кентавр комбинация человека и коня, Шеду — тройная комбинация — быко-человеко-орел, пегас — крылатый конь, кетцалькоатль комбинация змея и орла, сфинкс — человек, лев и орел, сирены — комбинации птицы и человека, драконы — крылатые крокодилы, Минотавр — человек с головой быка, Ра — человек с головой сокола, Сет, Тот, черт человекокозел, Гаруда комбинация орла и человека, Ганеша — человек-слон (Индия).

Задания: 1. Назвать как можно больше комбинаций из сказок, легенд, фантастических рассказов. 2. Изобразить семь комбинаций. Для того, чтобы комбинация получилась более необычной, лучше использовать для нее животных разных классов: людей комбинировать с насекомыми, пресмыкающимися, птицами. Рыб комбинировать с млекопитающими, насекомых с пресмыкающимися и т.п.

Объединение

Объединение — это построение системы одинаковых или однородных объектов. В одном из фантастических рассказов — жители планеты — ракеты могли, объединяясь, образовывать межпланетный космический корабль, в сказке «доктор Айболит» обезьяны, сцепившись друг с другом, образуют мост. Пингвины, овцы, пчелы, в холодное время сбиваются в кучу и периодически меняются местами. Это позволяет им перенести морозы. Одноклеточные водоросли образуют пузырьковые колонии, в которых им легче выжить, за счет образования микросреды внутри пузырька. Животные объединяются в стаи, стада, прайды, табуны, люди — в семьи, коллективы, группы, классы, нации, племена, диаспоры. Технические системы тоже, объединяясь, образуют более жизнеспособные системы — катамаран, спаренный или счетверенный пулемет, поезд, трамвай, компьютерная сеть. Объединенные песчинки абразивного материала образуют наждачную шкурку или круг, объединенные прутики — веник или метлу.

Задания: 1. Назвать как можно больше объединений из фантастических рассказов, легенд, сказок. 2. Изобразить семь объединений.

Отделение

Отделение — это оживление части объекта, присвоение ему способности самостоятельного существования. Примерами применения приема отделения могут служить: голова великана из сказки «Руслан и Людмила», голова профессора Доуэля из одноименной фантастической повести Беляева, черная рука, зеленый глаз и т. д. из страшилок, вещь (кисть руки человека) из кинофильма «Семейка Адамсов», нос из повести Н.В.Гоголя «Нос».

Задания: 1. Назвать как можно больше отделений из сказок, фантастических рассказов. 2. Изобразить семь отделений.

Мультипликация

Мультипликация — это увеличение количества элементов объекта. Мультипликация тоже не редко встречается в легендах, сказках, фантастических рассказах. Это и Змей Горыныч и Тяни-толкай в сказке «Доктор Айболит», и Шестилапые из сказки «Семь подземных королей», и Шива шестирукий индийский бог , и Цербер — трехглавый пес, охраняющий царство теней из легенд древней Греции, и Бриарей сторукий бог, и Деви двенадцатирукая индийская богиня, и восьминогий конь предводителя Асов, скандинавских богов, и восьминогий заяц Барона Мюнхгаузена. Задания: 1. Назвать как можно больше мультипликаций, встречающихся в сказках, фантастических рассказах, легендах. 2. Изобразить семь придуманных мультипликаций: Выбрать животное, выбрать орган животного, мультиплицировать орган, изобразить новое животное.

Минимизация

Минимизация — это уменьшение количества элементов объекта. Этот прием встречается в сказках и фантастических рассказах реже прочих. Одноглазый циклоп в путешествиях Синдбада-морехода, легендарный единорог — конь с одним рогом на голове, одноглазая сестра крошечки-Хаврошечки, Лошарик — трехногий конь из мультфильма.

Задания: 1. Привести примеры минимизации из фантастических рассказов, сказок, легенд. 2. Построить и изобразить минимизацию семь минимизаций.

Деформация

Деформация — это изменение формы. Возможные виды деформации растяжение, сжатие, сплющивание, вздутие, сдвиг, скручивание, изгиб. Очень много деформаций встречается в мультфильмах Дисней.

Задания: 2. Привести примеры деформации из мультфильмов, сказок, фантастических рассказов. 3. Построить и изобразить семь деформаций.

Инверсия

Инверсия — это обращение, изменение порядка следования на противоположный. Например, можно распиливать бревно, подавая его на систему пил, как это делается на пилораме, а можно закрепив бревно, перемещать вдоль него систему ленточных пил. Бегуна можно тренировать, заставляя бегать его по дорожке стадиона, или заставлять бегать дорожку, оставляя бегуна неподвижным, как это делается на тренажере. Аналогично тренируют пловцов, создавая поток воды в небольшом бассейне.

Задания: 1. Привести примеры инверсий из сказок, фантастических рассказов, из природы и техники. 2. Инверсировать утюг, стиральную машину, холодильник. Изобразить.

Антропоморфизация

Антропоморфизация — это уподобление человеку. Очень частый прием в литературе и искусстве. Человеку уподобляются природные явления (Дед Мороз, Снегурочка, Весна, Зима, Солнце, Ветер), отношения (Любовь, Разлука) животные (Золотая рыбка, Щука, Рыба-кит, Лев- царь зверей), растения (Дуб, Рябина, Ясень из песен Чиполино, Синьор — помидор и др. из сказок). Задания: 1. Привести как можно больше примеров антропоморфизации из литературных произведений, песен, техники. 2. Изобразить семь антропоморфизаций.

Фитоморфизация

Фитоморфизация — это уподобление растению. Этот прием часто используются в дизайне, в изобразительном искусстве. Настольные лампы и абажуры изготавливают — в виде цветов и листьев, фонтаны, торты, воздушные змеи, пепельницы, посуду — в виде растений и их частей — цветов, листьев, плодов.

Задания. 1. Назвать как можно больше фитоморфизаций. 2. Спроектировать 7 технических объектов с применением фитоморфизации. Нарисовать.

Зооморфизация

Зооморфизация — это уподобление животному. Этот прием часто используются в дизайне, в изобразительном искусстве. Ножи с ножнами изготавливают в виде человека, дракона, рыбы. Фонтаны, торты, воздушные змеи, пепельницы, посуду, подставки для книг уподобляют животным и их элементам — рогам, копытам, головам, крыльям.

Задания. 1. Назвать как можно больше зооморфизаций. 2. Изобразить 7 зооморфизаций. Контрадикции Зрительные контрадикции — это противоречия изображений. К ним относятся: 1. Двойные изображения. 2. Перевернутые изображения. 3. Невозможные фигуры. 4. Двухпозиционные изображения (наложение изображений с двух разных ракурсов). 5. Противоречия рисунка и фона. 6. Противоречия теней. 7. Противоречие размеров. 8. Противоречие перспективы.

Такие изображения можно найти в Интернет в разделе «Illusions» и посмотреть вместе с ребенком. Кроме того, зрительными контрадикции богаты произведения Сальвадора Дали, Казимира Малевича, Чурлёниса.
Добавить в блокнот

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]