Нэнси Мак Вильямс, описала различные типы личности в своем издании «Психоаналитическая диагностика». Предлагаю перейти к рассмотрению шизоидного типа личности.
Статья будет интересна не только психологам, но и тем, кто занимается исследованием психики человека. Также хочу обратить на эту серию статей внимание тех, кто планирует записаться на прием к индивидуальному психологу.
Психологическая характеристика шизоидного типа личности
Ведущей психологической защитой у данной категории людей является уход в фантазии. Размышлять в творческом ключе о мире не всегда является уходом от реальности. В случае, если происходит замещение реальной жизни на иллюзию, тогда это можно рассматривать как один из признаков данного типа личности.
Шизоидов в основном привлекают теоретические, гуманитарные науки, философия, творческие профессии, требующие креативности, индивидуального режима деятельности.
Эти люди, скорее, интровертированы, их внутренний мир широк, многогранен, среди них много гениев, отшельников, неординарных личностей.
Шизоидия и ее проявления
Обычно шизоидией называется шизоидная акцентуация личности. Отличие шизоидной акцентуации личности от ШРЛ состоит в том, что акцентуация не влияет на все стороны жизни человека. Личности шизоидного типа несколько меньше нуждаются в общении, чем обычные люди. Однако степень социализации людей с шизоидией при этом не нарушена. Важно, что люди с шизоидной акцентуацией умеют подстраиваться под меняющуюся обстановку и проявлять способности в области социального взаимодействия, когда это оказывается необходимым. Шизоидные же свойства характера лица с шизоидными акцентуациями проявляют только при стрессовых ситуациях.
Драйвы, аффекты, темперамент шизоидных личностей
Они, как правило, описывают себя сензитивными. Их чувствительность граничит с экстрасенсорным.
Дети могут уклоняться от контакта со взрослыми. Склонны к образованию шизоидной структуры. Возникают сложности орального уровня – боятся быть поглощенными, съеденными.
Проекции и трансформации собственного голода во время фантазий о поглощении. Шизоиды воспринимают пространство как поглощающее и опасное. Они, как правило, удаляются, избегают, отклоняют физический мир.
Шизоиды в большинстве случаев не агрессивны, хотя их фантазии могут содержать насилие. По сути, эти люди мягкие и спокойные. Предпочитают фильмы ужасов, апокалиптические сценарии. Спокойно настроенные эксцентрики.
Про шизоидов можно сказать о том, что эти личности похоронили свою агрессию под толстым одеялом психологических защит. Соприкосновение с эмоциональными реакциями может по-разному отражаться на их настроении.
Отчуждение – классическая манера вести себя при взаимодействии с другими людьми. Однако, могут считать, что их недооценивают.
Шизоиды не достаточно эмпатичны к менее яркому миру других людей. Их восприятие может отличаться от большинства стандартных позиций.
Шизоидный тип личности страдает от тревоги по поводу личной безопасности. Они не доверчивы. Среди них много отшельников. Про них можно сказать, что они наблюдатели, исследователи человеческого существования.
У шизоидов наблюдается расщепление между собственным «Я» и окружающим миром, между переживанием собственного «Я» и желанием. Отстраненность от некоторой части самого себя, жизни вообще – привычный способ восприятия реальности.
При расщеплении человек выражает то одно состояние Ego, то прямо противоположное. Разделяет мир на абсолютно хорошие и абсолютно плохие аспекты. Причем, со временем, эти позиции могут меняться.
Что делать?
Если вы в отношениях с шизоидом
Вы можете инвестировать свою психическую энергию в отношения, но это всегда будет «игрой в одни ворота» — вы не будете получать в ответ необходимого эмоционального отклика. Ощущение рыбы, бьющейся об лед, очень часто сопровождает партнеров шизоидов.
Когда человек с шизоидной акцентуацией страдает, вы можете пытаться дать ему поддержку, а он противоречиво отстранится. Причем это не нарциссическая контрзависимость (игра «поймай меня»), а попытка отойти на безопасную дистанцию, чтобы сохранить свою личность от «захватчиков». Когда же он видит, что плохо вам, он думает, что лучшее, что он может сделать, — это удалиться от вас. Оставляя вас наедине с чувством брошенности и отвержения. По большому счету, он подвергает вас той же ретравматизации, которую испытал сам в раннем детстве.
Как тогда с ними быть?
- Дайте ему больше личного пространства. Не пытайтесь быстро выходить на откровенные разговоры и сокращать дистанцию — это может напугать. Побудьте в «преконтакте» то количество времени, которое ему необходимо для того, чтобы сформировать доверие.
- Найдите непрямой способ говорить о чувствах. Людям шизоидного типа очень трудно показывать свои эмоции, даже если они этого хотят. Попробуйте найти иносказательный способ обсуждения того, что важно: рассуждайте о фильмах, картинах, музыке, обращайтесь к символам, метафорам и литературным образам.
- Будьте честны и правдивы. Шизоиды не выносят лжи и хорошо чувствуют неискренность.
- Помогите ему распознавать эмоции. Научиться их проявлять, осознавать, дифференцировать — это один из главных навыков, который способен круто изменить их жизнь.
- Не осуждайте его за тягу спрятаться в свой внутренний «домик». Ему крайне важно знать, что у него есть вы, но так же важно сохранять свою автономность. Дайте ему понять — «ты можешь отойти от меня, но я буду ждать тебя».
- Того, кто прошел все кордоны его, казалось бы, непроницаемых границ, он сделает весьма значимым для себя. Вы станете одним из избранных, кого он впустит в свой мир. Однако игра должна стоить свеч: внутреннюю работу в паре должны вести оба. И ваш партнер-шизоид в первую очередь — ведь это именно он ранит вас своей эмоциональной недоступностью.
Если вы сами являетесь обладателем шизоидного типа личности
Главное, чем вы можете помочь себе (и своему партнеру, которому приходится несладко), — это своевременно обратиться к психотерапевту. Медикаментозная терапия здесь малоэффективна, зато хорошо работают другие терапевтические методики (например, экспозиционные).
Специалист поможет восстановить контакт с собственными эмоциями (преимущественно со страхом, гневом и стыдом), развить способность к эмоциональной близости и обучить умению выдерживать различные чувства, извлекая из них ресурс для собственного развития. В конце концов, именно навык строить близкие отношения является одним из самых главных показателей психического здоровья человека.
Здесь вы можете психологу.
Фото: Unsplash.com
Защитные и адаптационные процессы у шизоидного типа личности
Ведущими механизмами у этих личностей являются уход во внутренний мир, мир воображения. Или позиционирование себя в противовес каким-то социальным позициям. Имеют личное мнение по всем вопросам. Например, если у большинства людей на мобильном телефоне звучит модный рингтон, то шизоиды обязательно поставят что-то отстраненное, непопулярное, не имеющее массового признания и почитания.
Психологические защитные механизмы: интроекция, избегание и интеллектуализация — у шизоидов являются ведущими.
Креативны. Среди шизоидного типа личности можно встретить много талантливых и неординарных людей. Про них могут говорить: «Не от мира сего».
История
Термин «шизоидный» впервые использовался Блейлером (Bleuler, 1924), описавшим «замкнутого», подозрительного, унылого человека, энергия которого направлена внутрь себя, а не во внешний мир. Этот человек также демонстрировал уход от социальных контактов и странности в мышлении, но не был психотиком (Siever & Gunderson, 1983). Несколькими годами ранее Хох (Hoch, 1909) также описал «замкнутую» личность, которая предшествовала развитию шизофрении. Личность этих больных в преморбидном периоде характеризовалась склонностью к уединению, застенчивостью, упрямством и богатой фантазией. Позже Хох и Полатин (Hoch & Polatin, 1939) описали эту группу непсихотиков, предрасположенных к развитию шизофрении, как «псевдоневротических шизофреников». Наннарелло (Nannarello, 1953) сообщал, что этот термин был позже популяризован Кречмером (Kretschmer, 1925), описавшим «аффективную ущербность» у двух видов шизоидной личности — «гиперэстетических» и «анэстетических». Кречмер описывал анэстетическую шизоидную личность как унылого, бесцветного, тихого, замкнутого человека, который редко проявляет свои эмоции и интересы или не проявляет их вообще.
Напротив, гиперэстетические люди застенчивы и настолько чувствительны к внешним стимулам, что стремятся любой ценой избегать их. С точки зрения Кречмера, шизоидный диагноз не обязательно равнозначен инвалидности. Миллон (Millon, 1981) предполагает, что в современной терминологии гиперэстетический тип соответствовал бы избегающему расстройству личности, а анэстетический — шизоидному.
Как отметили Сивер и Гундерсон (Siever & Gunderson, 1983), значение термина «шизоидный» стало шире по сравнению с первоначальным и теперь включает в себя людей, которые избегают отношений с окружающими и социальных взаимодействий, а также склонны быть эксцентричными. Широкое использование этого термина отодвинуло на задний план первоначальное его значение как непсихотической формы шизофрении. Но только в 1953 году Рэйдо ввел термин «шизотипический» как сокращение от «шизофренический генотип». Он имел в виду людей, которые, по его мнению, были генетически предрасположены к шизофрении, но не обнаруживали психотического поведения. Данное Рэйдо описание шизотипического человека включало полное равнодушие к радостям жизни, эмоциональную холодность, нарушение способности к эмпатии и зависимость. Хотя Рэйдо стремился описывать непсихотическую форму шизофрении, его описание (не считая зависимости) весьма похоже на современный диагноз шизоидного расстройства личности.
Позже Мил (Meehl, 1962) описал тип личности, подобный шизотипическому расстройству личности, который, как он полагал, был генетически родственен шизофрении. Для этой группы были характерны когнитивное снижение, уход от социальных контактов, полное равнодушие к радостям жизни и амбивалентность. Этот тип личности обычно обнаруживал низкий уровень адаптации, но эксцентричность мышления, поведения и эмоций, по описанию Мила, не являлись основными характеристиками этого расстройства. Кити, Розенталь, Уэндер и Шульзингер (Kety, Rosenthal, Wender, & Schulsinger, 1968) описали «пограничную шизофрению», также схожую с шизотипическим расстройством личности, как непсихотическое расстройство личности, включающее в себя когнитивные искажения, полное равнодушие к радостям жизни, эмоциональную холодность и недостаток межличностных навыков. Сивер и Гундерсон (Siever & 81. Gunderson, 1983) отмечают, что этот тип личности скорее характеризуется скудостью межличностных отношений, чем социальной изоляцией и отверженностью (соответствует современным диагнозам избегающего и шизоидного расстройств личности).
Ввиду неясности этих расстройств и изменений во взглядах на них, произошедших за эти годы, со временем изменялись и соответствующие диагнозы. В DSM-I шизоидная личность характеризовалась избеганием взаимоотношений с другими людьми, неспособностью выразить враждебность или агрессивные чувства и аутичным мышлением. Это описание холодной, эмоционально обособленной робкой личности, которая могла проявлять эксцентричность, по- видимому, соответствует современным диагнозам избегающего, шизоидного и шизотипического расстройств личности. Только в DSM-III произошло разделение этих расстройств. При выработке новых критериев Миллон (Millon, 1969) подчеркивал различие между двумя типами личности. Он обозначал их как «пассивно-избегающий» и «активно-одинокий» типы или как «асоциальный» и «избегающий» типы, что соответствует современным диагнозам шизоидного и избегающего расстройств личности (Millon, 1981). Хотя термин «шизоидный» имеет запутанную историю, он оставался ярлыком «асоциальности». Это, как предполагалось, отличалось от антисоциального расстройства личности. Шизотипический паттерн, также включенный в описания шизоидной личности в DSM-I и DSM-II, рассматривался как отдельный тип личности. Затем были выделены шизотипический и пограничный типы личности (Spitzer, Endicott, & Gibbon, 1979).
Тогда как ранние теоретики, такие как Блейлер и Кречмер, полагали, что личность шизоидного типа обусловлена конституционными проблемами, позже теоретики психоанализа выдвинули гипотезу, что шизоидная структура характера является следствием серьезных нарушений в отношениях между матерью и ребенком. С точки зрения психоаналитической концепции, в результате этих ранних нарушений шизоидный человек развивал первичную защитную структуру, в которой отношения были избегаемы из-за неспособности давать или получать любовь. Кроме того, считалось, что этот тип пациента был настолько уязвимым к отвержению, что подавлялась ценность отношений с людьми (Arieti, 1955). Фэрбэрн (Fairbairn, 1940) сообщал, что результатом этих неудовлетворяющих материнских отношений было развитие деперсонализации и искусственного «Я», в котором чувства подавлялись. Шизоидная личность неспособна испытывать любовь и близость. Кляйн (Klein, 1952) рассматривал шизоидный процесс как стадию развития, которую проходят все дети. В течение этой стадии оральные и садистские побуждения, переживаемые как опасные, отделяются и проецируются на опекуна. В таком случае опекун считается опасным, и формируются различные защиты для преодоления возникшей в связи с этим тревоги. Шизоидный взрослый, сохраняя некоторые из этих ранних защит, поддерживает дистанцию в межличностных отношениях из-за тревоги, вызванной межличностными контактами. Гантрип (Guntrip, 1969) также описал задержку развития в ранних периодах жизни, когда дети избегают не удовлетворяющих их отношений с матерью. У этих людей впоследствии развивается примитивный страх поглощать людей или быть поглощенными опекуном. Это приводит к формированию у них сдержанного и отчужденного межличностного стиля как защиты против первичного ужаса и гнева.
Психоаналитические теоретики, в дополнение к дистанции в межличностных отношениях, также обращают внимание на связанный с защитой обособленный стиль «наблюдателя», отмечающийся у шизоидных личностей. Дойч (Deutsch, 1942) сообщил, что формируется «как будто» личность, поэтому невозможно почувствовать эмоции. Наблюдатель может увидеть, что жизнь шизоидов «как будто» полноценна, однако при ближайшем рассмотрении будет очевиден недостаток эмоциональной реактивности.
В отличие от сложных интрапсихических механизмов, предложенных в психоанализе, Миллон (Millon, 1981) заявил, что шизоидная личность имеет относительно простую защитную структуру. Он полагает, что шизоиды страдают недостатком способности устанавливать отношения и испытывать эмоции. В результате этой нечувствительности к межличностным контактам и эмоциональному напряжению отсутствует необходимость в выработке защит.
Объектные отношения
Субъективная жизнь шизоидов пропитана амбивалентностью по поводу привязанности. Они страстно желают близости, хотя ощущают угрозу поглощения другими. Ищут дистанцию, чтобы сохранить свою безопасность, но при этом страдают от удаленности и одиночества.
Сообщение шизоидов миру выглядит примерно так: «Подойди ближе, я одинок, но будь на расстоянии, я боюсь поглощения тобой!».
Эти люди часто безразличны к сексу, но способны получать оргазм, физиологически они совершенно здоровы. Избирательны в выборе партнеров, требуется больше времени для «разогрева». Чем ближе другой человек, тем больше они воспринимают это как то, что секс означает западню. Настороженно воспринимают любые новые связи. Однако, могут желать недостижимые сексуальные объекты, но индифферентны к доступным.
Воспитание у этих личностей могло протекать в схеме «шизоидный мужчина и сверх заботливая, удушающая мать». Мама, вероятнее всего, «рулила всем парадом», контролировала все процессы в семье. Нарушающая границы мать и нетерпеливый критикующий отец. Ребенок может находиться в состоянии двойного зажима и эмоционально фальшивых сообщений. Зависим от ухода, чтобы защитить собственное «Я» от приближения к ним. Двойной зажим проявляется в том, что вербально демонстрируют один посыл, а ребенок воспринимает невербально другой. «Я тебя очень люблю!» сообщает мама маленькому сыну, который долго ее ждал с работы. А невербально она стремится быстрее завершить с ним общение просто в силу того, что устала. Ребенок в замешательстве – какой из сигналов воспринимать как достоверный.
Детство шизоидов характеризуется одиночеством, изоляцией. Родители отдалены, проявляют себя как деспотичные и вторгающиеся, формируется паттерн избегания, дистанцирования, отстранения. Такие дети, а в последующем люди, не любят откровенно обсуждать с кем-то свои мысли, делиться впечатлениями. Не любят к себе внимания со стороны социума.
Университет
→ Главная → Университет → Университет в СМИ → 13 психотипов личности: от параноика до циклоида
Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.
Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.
ПАРАНОИК
Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.
Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.
Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.
Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.
«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.
Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают. Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.
Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности. Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач. ЭПИЛЕПТОИД С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.
Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.
Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.
Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.
«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.
Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.
Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.). ГИПЕРТИМ Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.
Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.
Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.
Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.
«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам. На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.
Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.
Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.
Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.1
ИСТЕРОИД
Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.
Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.
Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).
Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.
«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.
Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.
Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам. В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается вне коллектива и обязательных рамок. ШИЗОИД Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.
Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.
Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.
Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный. В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.
«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.
Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше). Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.
Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме. Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам. Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики. ПСИХАСТЕНОИД Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.
Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.
Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.
Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы). Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать. Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.
«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.
Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.
Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.
Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант. СЕНЗИТИВ С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).
Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.
Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.
Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.
«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.
Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.
Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты. Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п. ГИПОТИМ Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.
Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.
Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.
Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.
«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.
Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.
Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.
Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.
Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.
Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.
Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров. Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает. Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.
Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.
«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.
Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.
Отношение к учебе и работе. Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.
Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.
Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.
Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.
«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.
Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.
Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется. Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают неохотно. Хорошие специалисты из таких не получаются. АСТЕНИК С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.
Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.
Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.
Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость. Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам и укладу жизни.
«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.
Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.
Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.
Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.
Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.
Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.
«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.
Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны. Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.
Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога. Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых. Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает. ЦИКЛОИД Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.
Доминирующая черта характера: циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).
Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.
Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий. Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей. На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.
«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.
Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.
Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо. В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.
По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии: • явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни; • скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.+
Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера. Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наукМедицинский вестник, 31 июля 2014
Поделитесь
Шизоидное собственное «Я»
Шизоидам, как правило, не важны оценки других. Не принимают конформность в других. Это не «люди коллектива», они рассматривают тех, кто подстраивается под других, как безвольных, чрезмерно податливых. Не любят светскую болтовню, считают ее бессмысленной.
Могут слегка презрительно относиться к другим, считать их недостаточно глубокими. Это может приводить к оппозиционности мнений. Могут нарушать обычаи и нормы, которые установлены в конкретном коллективе. Избегают быть определенными и проанализированными другими людьми.
Шизоидных типов личности привлекают истерические люди, но при разрешении межличностных проблем истерические личности пытаются приблизиться, а шизоидные, наоборот, отдалиться.
Могут быть очень заботливыми по отношению к другим, но нуждаются в сохранении личного пространства.
Профессия, которая позволяет узнать других людей ближе и остаться вне их интерпретаций – психология. Шизоиды могут ощущать, что у психологов в этом отношении есть некоторая власть над другими людьми.
Стремится найти подтверждение собственной оригинальности, уникальности. Оно должно быть скорее внутренним, чем внешним. Однако, при этом они могут быть самокритичными.
Развитие шизоидных состояний с возрастом
Чаще всего склонность к шизофрении начинает активно проявляться после 30 лет. В тяжелых случаях именно на этот возраст приходятся попытки суицида в связи с обострением депрессивного психоза. Однако, если индивид длительное время находится в социально неблагополучной обстановке, черты расстройства могут активно проявиться намного раньше, уже в школьном (подростковом) возрасте. Например, если ребенок подросткового возраста живет в семье пьющих родителей и постоянно подвергается насилию со стороны взрослых, он может стать шизофреником уже к 20 годам. Употребление алкоголя и наркотиков приводит к тому, что шизофренические отклонения значительно «молодеют». Такая ситуация может характеризоваться как социальная шизофрения.
В некоторых случаях человек заболевает уже после 50 лет. Формирование расстройства часто совпадает с основными стрессовыми ситуациями этого возраста (уход на пенсию, расставание со взрослыми детьми, смерть мужа или родителей). В этом случае прогноз чаще всего бывает неблагоприятным. Чем старше индивид, тем хуже болезнь поддается лечению.
Интересно. У женщин характеристики шизоидности начинают активно проявляться в возрасте от 35 лет. Пик расстройства приходится на период менопаузы, так называемый «климакс».
Перенос и контрперенос
Шизоиды избегают любые формы вмешательства. Работа психолога должна строиться дозировано. Однако могут при достаточном доверии к психологу создать достаточно эффективный рабочий альянс.
Эти клиенты могут искать помощи, так как их изоляция от общества может быть болезненной, а могут стремиться к иному социальному поведению.
Одним из популярных запросов шизоидов к психологу является работа с депрессивными состояниями. Или они могут бояться того, что находятся на пути к сумасшествию, особенно, если их близкие не понимают того, как они мыслят, или не разделяют их ценности.
Шизоиду нужно время для того, чтобы почувствовать себя в безопасности в психологическом сеттинге.
Психологу важно не вторгаться, постепенно работать с такими клиентами. Важно понимать, что от шизоидов часто возможно слышать сложные, запутанные послания, они могут сами себя на понимать.
Такой клиент может бояться эмоционального отдаления со стороны психолога, или других людей. Хотя и предпочитает оставлять их на некоторой дистанции от себя.
Могут подавать себя в коммуникации как недостижимого мудреца или просветленного ламы.
Описание
Существуют две главные особенности шизоидного расстройства личности: недостаток межличностных отношений и отсутствие желания установить такие отношения. Другие люди рассматриваются как назойливые и бесполезные, а отношения с ними — как беспорядочные и нежелательные. В результате этих людей часто описывают как замкнутых, ведущих затворнический образ жизни и одиноких. В соответствии с этим они мало реагируют и на негативную, и на позитивную обратную связь от окружающих.
Как и следовало ожидать, они получают мало удовлетворения от взаимоотношений с людьми.
Кроме того, шизоидные люди аффективно ограничены и не обнаруживают ни сильных негативных, ни сильных позитивных эмоциональных реакций. Согласно этому, Миллон (Millon, 1981) предполагает, что они неспособны распознавать тонкие эмоции как у себя, так и у других. В результате они часто кажутся безразличными и чувствуют себя таковыми. Для многих из этих людей жизнь — это, в лучшем случае, мероприятие, не вызывающее энтузиазма.
Хотя шизоидные личности могут быть продуктивными, они организуют свою жизнь так, чтобы ограничить взаимодействие с другими людьми, и обычно выбирают профессию, которая требует минимальных социальных контактов. Кроме того, они действуют в одиночку и вне профессиональной сферы.
Работа психолога с шизоидными личностями
При работе психолога с шизоидными личностями важно продемонстрировать клиенту то, что психолог не желает навязываться, подавлять. Первое, что делает психолог в начале сессии, – это проверяет комфортность дистанции между собой и клиентом, спрашивая его мнение по этому поводу. Это выглядит, как регулирование расстояния кресел во время встречи.
На ранних стадиях работы с шизоидами следует избегать интерпретаций, так как клиент испытывает страх подвергнуться вторжению.
Попытки добиться от шизоида больше, чем он выражает, может вызвать у него противодействие и усилить тенденцию к уходу или сопротивлению.
Замечания и комментарии должны быть с использованием выражений самих клиентов, цитирование. Тогда такие клиенты поймут, что их границы не нарушаются.
Шизоидам бывает сложно поверить, что их острые реакции могут быть поняты и приняты другими людьми, поэтому в предъявлении их другим достаточно осторожны.
Шизоиды могут беспокоиться по поводу того, что они фундаментально отличаются и не доступны для понимания другими людьми.
Клиенты с шизоидным типом личности боятся того, что, если их внутренний мир будет раскрыт, изучен, они могут показаться другим чудаками или даже уродами. Им не безразлично то, какой эффект они оказывают на отдаляющихся людей. Для шизоидной личности ценно, когда их воспринимают как талантливых людей.
Эмоциональные реакции шизоидов в течении жизни были неподтвержденными или преуменьшались комментаторами. Им могли говорить: «Не говори глупости, будь, как все! И вообще, хватит летать в облаках и сходи за хлебом».
Одним из способов для психолога сообщить шизоиду о том, что его проблемы, или запрос поняты, могут быть художественные образы.
Шизоидные клиенты, если чувствуют понимание со стороны психолога, ожидают встречи с ним как передышки от требовательного мира. Завоевать доверие достаточно сложно, но если это произойдёт, то работа будет эффективной.
Хотя и на психологической сессии происходят инсайты у шизоидов: как правило, не улучшаются социальные функции. Например, они могут избегать вступления в брак, не улучшаются сексуальные отношения и прочее. Когда психолог напоминает шизоиду, что они работают над его социализацией, то это может быть воспринято как нарушение границ личности, контроль, отсутствие эмпатии к его потребности в границах. Хотя социализация могла быть запросом для работы в психологической сессии.
Одним из ведущих конфликтов, который предстоит разрешить психологу вместе с шизоидом на сессии, – это желание близости и страх ее наступления.
Что такое шизоидное расстройство личности (ШРЛ)?
Шизоидное расстройство личности (ШРЛ) – патологическое состояние, проявляющееся совокупностью дисгармоничных свойств индивидуума, включено в классификаторы DSM-5, МКБ-10 и CCMD-3. Они определяют структуру личности, чаще врожденную или приобретенную в течение жизни. Особенности ШРЛ – склонность к погружению в собственные фантазии, эмоциональное отчуждение. Распространенность в популяции – 3-5% (по данным DSM-5).
Окончательный вариант определения был введен Эрнстом Кречмером в 1921 году. Немецкий психиатр предполагал наличие причинной взаимосвязи между таким расстройством личности и шизофренией. Однако дальнейшие зарубежные исследования опровергают теорию. Отечественные руководства указывают, что до начала болезни примерно у 40% людей встречалось ШРЛ.
В настоящее время термин «шизоид» является описательным исключительно для данного синдрома, то есть он не тождественен «шизофрении».
Мимика лишена живости, ограничена набором стандартных выражений. Голос мало модулирован, из-за чего нередко разговор ведется как бы на одной ноте. Одежда стилизована — это либо подчеркнутая изысканность, аристократичность, либо, наоборот, намеренная небрежность. Шизоиды — люди крайних чувств и эмоций; они либо восхищаются, либо ненавидят. Увлечения шизоидов чаще всего своеобразные, даже оригинальные, как правило, односторонние. Социальная значимость увлечений различна: у одних все силы, помыслы и энергия устремлены к достижению малозначительных целей (например, коллекционирование); другие, наоборот, проявляют недюжинную энергию и упорство в создании подчас весьма талантливых и ценных научных концепций. Однако и в том, и в другом случае они остаются совершенно равнодушными к нуждам практической жизни, обыденным интересам, потребностям семьи.
Смулевич А.Б. ‹‹Пограничные психические нарушения›› Шизоидное расстройство личности.
Психологическая помощь
Для терапии шизоидной акцентуации использует психотерапия. Хорошо помогает психоаналитический подход, который предполагает длительную работу психолога. Специалист должен действовать осторожно, сокращая дистанцию очень постепенно. Нельзя заострять внимания пациента на его особенностях или акцентировать его неординарность. Чтобы добиться расположения шизоида необходима демонстрация принятия его нестандартного мышления.
Неплохо работает и групповая терапия, на этих занятиях личности учатся принимать себя на примере изучения подобных себе людей. Обстановка должна быть максимально комфортной и основываться на ощущении полной безопасности. Разумеется, не все шизоидные личности могут раскрываться в присутствии посторонних людей, но, если проводить такие занятия регулярно, постепенно можно добиться их участия в терапии.
Когнитивная терапия основывается на ощущениях положительных эмоций. При этом пациент должен изучить весь спектр чувств и научиться понимать каждое из них. Далее он должен практиковать выражение положительных эмоций в жизненных ситуациях, а также выстраивать дружеские контакты. Начинать такую работу нужно в знакомом окружении, но постепенно выходить из зоны комфорта.
Чтобы комфортно жить радом с женщиной-шизоидом, и чтобы содержательно с ней общаться нужно найти к ней подход. Лечение людей с шизоидным типом необходимо только в тех случаях, если у них возникают трудности с социальной адаптацией, возникают проблемы с профессиональной деятельностью и личной жизнью. В большинстве случае в коррекции нет необходимости.