Стороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.
Три аспекта общения
Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
В психологии выделяют три ключевые стороны общения:
- коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
- перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
- интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Каждая сторона имеет ряд особенностей.
Структура общения в психологии
При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:
- коммуникацию;
- интеракцию;
- социальную перцепцию.
На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.
Схема
Коммуникативная сторона речи
Определение 1
Коммуникация — тип активного взаимодействия между объектами любой природы, который предполагает информационный обмен.
Коммуникация между людьми выделяется следующими специфическими особенностями:
- Во-первых, в ней бесспорно должны находиться два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их обоюдное информирование подразумевает устройство совместной деятельности.
- Во-вторых, в ней должна присутствовать возможность обоюдного влияния партнеров друг на друга посредством концепции знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае подразумевает влияние на поведение собеседника и изменение состояния участников процесса коммуникации.
- В-третьих, влияние в коммуникации может исполняться только при наличии единой концепции декодификации и кодификации у коммуникатора (человека, который направляет информацию) и реципиента (человека, который ее принимает).
- В-четвертых, всегда вероятно появление барьеров коммуникации. В данном случае четко прослеживается связь, которая существует между отношением и общением.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Стороны общения в психологии 440 ₽ Реферат Стороны общения в психологии 220 ₽ Контрольная работа Стороны общения в психологии 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Модель коммуникативного процесса, как правило, содержит в себе пять составляющих: коммуникатор ‒ сообщение (текст) ‒ канал ‒ аудитория ‒ обратная связь.
Определение 2
Коммуникационная сторона ‒ это способ психологического влияния на собеседника. В период передачи информации один человек оказывает воздействие на другого. Чем лучше сформированы навыки общения у субъекта, тем выше степень его влияния на собственных собеседников.
Информация предоставляется на двух уровнях:
- Побудительный. Это реплики просительного, командного, рекомендательного характера. Они высказываются с задачей стимулирования человека на выполнение какого-либо действия.
- Констатирующий. Речь на данном уровне носит уведомительный характер, которая обращена на обеспечение каких-либо сведений. Колеблется от безучастного преподнесения до активного убеждения.
Структура и функции коммуникации
Структура связи. Коммуникация, как правило, проявляется в единстве пяти ее сторон: межличностной, познавательной, коммуникативно-информативной, эмоциональной и поведенческой.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с ближайшим окружением: с другими людьми и сообществами, с которыми он связан в своей жизни. В первую очередь, именно семья и профессиональные группы используют сложившиеся культурно-исторические и профессиональные модели поведения. Наряду с этими поведенческими моделями человек усваивает национально-этнические, социальновозрастные, эмоционально-эстетические и другие нормы и стереотипы общения.
Познавательная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него ожидать и многие другие вопросы, связанные с личностью партнера. Она включает в себя не только восприятие другого, но и самопознание. Таким образом, в процессе общения формируются образные представления о себе и о партнере, которые регулируют этот процесс.
Коммуникативно-информативная сторона общения — это обмен между людьми с различными восприятиями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации можно понимать как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению очень упрощен.
Эмоциональная сторона общения относится к функционированию эмоций и чувств, настроений в личном контакте партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов коммуникации, их действиях, поступках, поведении. Через них формируются взаимоотношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия и предопределяют больший или меньший успех совместной деятельности.
Поведенческая сторона коммуникации служит гармонизации внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Он оказывает контролирующее влияние на личность во всех процессах жизни, раскрывает стремление человека к определенным ценностям, выражает движущие силы человека, регулирует отношения между партнерами в совместной деятельности.
Психологическая структура коммуникации включает в себя четыре компонента:
Мотивно-логическая составляющая представляет собой систему мотивов и целей коммуникации. Мотивы общения членов могут быть:
- Потребности, интересы человека, который берет на себя инициативу в общении;
- потребности и интересы обоих партнеров по коммуникации, с тем чтобы побудить их к общению;
- Потребности, вытекающие из совместно решенных задач.
- Психология вербальной коммуникации
Соотношение коммуникационных мотивов от полного согласия до конфликта. В соответствии с этим, общение может носить дружественный или конфликтный характер.
Основными целями коммуникации могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снижение напряженности и руководство совместными действиями. Цели участников коммуникации могут совпадать, противоречить или исключать друг друга. От этого также зависит характер общения.
Коммуникативной составляющей коммуникации в узком смысле слова является обмен информацией между общающимися лицами. В ходе совместной деятельности, как уже было сказано выше, лица обмениваются различными мнениями, интересами, чувствами и так далее. Все это представляет собой процесс обмена информацией, который характеризуется следующими особенностями:
Если в кибернетических устройствах информация только передается, то в человеческой коммуникации она не только передается, но и формулируется, уточняется, развивается;
В отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами, в человеческом общении это подразумевает отношение друг к другу;
Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что партнеры могут влиять друг на друга через символы системы, используемые в данном случае для влияния на поведение партнера;
Коммуникативное воздействие посредством информационного обмена возможно только в том случае, если тот, кто посылает информацию (коммуникатор), и тот, кто ее получает (получатель), имеют общую или схожую систему кодирования или декодирования. В повседневном языке это означает, что люди «говорят на одном языке».
Интерактивная составляющая коммуникации заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными стимулами, действиями. Взаимодействие может принимать форму сотрудничества или конкуренции, соглашения или конфликта, адаптации или оппозиции, объединения или разъединения.
Перцептивная составляющая коммуникации проявляется в восприятии партнеров по коммуникации, взаимном изучении и оценке друг друга. Это связано с восприятием внешности, действий, поступков человека и их интерпретацией. Взаимное социальное восприятие в общении очень субъективно, что проявляется не всегда в правильном понимании целей коммуникационного партнера, его мотивов, установок, отношения к взаимодействию и т.д.
Функции связи. Коммуникация выполняет определенные функции. Их шесть:
- прагматическая функция коммуникации отражает ее необходимость-мотивацию и реализуется во взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. В этом процессе сама коммуникация зачастую является наиболее важной необходимостью.
- функция образования и развития отражает способность коммуникации оказывать влияние на партнеров, а также развивать и совершенствовать их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек учится универсальному опыту, исторически сложившимся социальным нормам, ценностям, знаниям и способам действия, и формируется как личность. В широком смысле, общение можно определить как универсальную реальность, в которой человеческие умственные процессы, состояния и поведение рождаются, существуют и проявляются на протяжении всей жизни.
- функция утверждения позволяет людям узнавать, утверждать и подтверждать себя.
- функция ассоциации-диссоциации людей, с одной стороны, путем установления контактов между ними, способствует передаче необходимой информации друг другу и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, тем самым объединяя их в единое целое, а с другой стороны, может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
- функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам установления и поддержания достаточно стабильных и продуктивных связей, контактов и отношений людей в интересах их совместной деятельности.
- Внутриличностная функция коммуникации реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, которая осуществляется в зависимости от типа диалога). Это общение можно рассматривать как универсальную форму человеческой мысли.
Интерактивная сторона общения
При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:
- кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
- конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
- конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
- корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).
Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.
Замечание 1
Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.
Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.
Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.
Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.
Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса. Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости.
Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.
Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.