Виды общения
В зависимости от того, как происходит общение, от специфики поведения людей, различаются следующие типы:
- Примитивное. Его особенность – это безразличие к собеседнику, нежелание его понять, как правило, сопровождается быстрой, пренебрежительной речью.
- Формальное — или уровень масок . Также характеризуется отсутствием интереса к собеседнику. Затертые фразы, показная учтивость, ложная участливость, — вот набор штампов, под которыми легко скрыть истинное отношение к другому.
- Светское — пустое, бессодержательное, ритуальное поведение. Наполнено принятыми в соответствующих ситуациях диалогами, когда их содержание не интересует ни ту, ни другую стороны.
- Ролевое— в основе отношения к собеседнику лежит не личностный интерес, а его социальная роль.
- Деловое общение уже предполагает более тесные взаимоотношения. Направленность на результат заставляет учитывать особенности характера, даже настроения собеседника. На этом уровне положено блюсти дистанцию, а деловитость стиля характеризует серьезность отношений.
- Межличностное — это тесный контакт с собеседником, неподдельный интерес к нему.
- Манипулятивный уровень общения — имеет целью достижение личной выгоды. Собеседник рассматривается как средство, живой инструментарий на пути к личному интересу. «Дипломатичный» стиль часто применяется для решения бытовых вопросов.
- Игровой или неформальный стиль общения. Приятельское, легкое с юмористическим уклоном, общение или флирт, лишенная обязательств игра.
- Духовный уровень. Высшая степень откровенности в отношениях, когда человек полностью раскрывается в общении.
В отдельно стоящую категорию можно вынести психологию профессионального общения. Общение такого рода может быть очень разным в зависимости от его объектов.
Классификация типов общения
Определение 6
Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.
Определение 7
Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.
Определение 8
Речь — это применение языка в целях общения.
Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:
Рисунок 2. Разновидности общения
Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.
Определение 9
Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.
Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.
Определение 10
Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.
К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.
Также общение можно разделить на межличностное и массовое.
Определение 11
Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.
Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации.
Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.
Рисунок 3. Типы межличностного общения
Определение 12
При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.
Определение 13
Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.
Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.
Определение 14
Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.
Определение 15
Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.
По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.
Определение 16
Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.
Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.
Определение 17
Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.
Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.
Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.
Функции общения
- Прагматическая функция общения (или коммуникативная) заключается во взаимодействии людей на уровне межличностной или внутригрупповой коммуникации. Общение является важной потребностью для человека.
- Функция формирования и развития заключается в том, что общение оказывает определенное воздействие на участников коммуникации, способствует их развитию и совершенствованию во всех отношениях. Благодаря общению с другими людьми человек усваивает социальные нормы, ценности, которые сложились в обществе, получает знания и формируется как личность.
- Функция подтверждения позволяет участникам коммуникации познать и подтвердить себя.
- Функция объединения-разъединения людей. Общение, с одной стороны, способствует установлению контактов между участниками коммуникации, посредством чего происходит передача необходимых сведений. Кроме того, общение настраивает участников коммуникации на осуществление общих целей, задач и тем самым соединяет их в единое целое. С другой стороны, общение может способствовать изоляции личности, а также дифференциации в процессе коммуникации.
- Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует налаживанию и поддержанию контактов и взаимоотношений между участниками общения, способствуя их совместной деятельности.
- Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой. Это может происходить в форме внутренней или внешней речи, которая достраивается по типу диалога. Такое общение может быть расценено как универсальный способ мышления.
В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения:
- коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между участниками коммуникации;
- интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии людей в процессе коммуникации;
- перцептивная сторона общения, которая заключается в том, что в процессе общения люди воспринимают друг друга определенным образом.
Общение как коммуникация
Общение может иметь форму коммуникации, которая имеет ряд специфических особенностей:
- Во-первых, прежде всего, это наличие двух индивидов, взаимное информирование которых предполагает совместную деятельность. Информация должна быть принята и понятна, поэтому каждый коммуникативный процесс есть единство деятельности, общения и познания;
- Во-вторых, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга через систему знаков;
- В-третьих, в коммуникации влияние осуществляется при наличии у коммуникатора и реципиента единой или схожей системы кодификации и декодификации;
- В-четвертых, возможность возникновения коммуникативных барьеров, тогда четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Распространяющаяся в обществе информация проходит через как бы «фильтр доверия-недоверия». Этот фильтр действует так, что оказаться не принятой может истинная информация, в то время как ложная информация будет принята.
Рисунок 1. Общение как коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Существуют средства, ослабляющие действие фильтров и способствующие принятию информации. В совокупности эти средства получили название фасцинация, примером которой может быть музыкальное или цветовое сопровождение речи.
Замечание 2
Коммуникативный процесс включает пять элементов: коммуникатор — сообщение — канал — аудитория — обратная связь.
В процессе коммуникации выделяется три позиции коммуникатора – открытая, когда он сторонник излагаемой точки зрения, отстраненная позиция – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, при этом не исключается ориентация на одну из точек зрения и закрытая позиция, при которой точка зрения коммуникатора умалчивается.
Среди коммуникативных навыков внимание уделяется нерефлексивному и рефлексивному слушанию. Нерефлексивное слушание – это внимательное молчание, которое используется тогда, когда говорящий формулирует проблему, а цель с его стороны заключается в том, чтобы эмоционально разрядиться. Когда говорящему нужна помощь при решении проблемы, а не только эмоциональная поддержка, используется рефлексивное слушание.
Информационный обмен в общении имеет основную цель – выработать общий смысл, общую точку зрения по поводу различных ситуаций, для которой характерен механизм обратной связи.
Выделяют косвенную обратную, т.е. завуалированную форму передачи психологической информации и прямую связь.
В ходе косвенной обратной связи используются риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные эмоциональные реакции, насмешки. В подобных случаях коммуникатор сам должен догадаться, что партнер по общению хотел ему сказать.
Стили общения
В психологии общения выделяют несколько стилей:
- Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» — ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах — все это элементы ритуального общения.
- Манипулятивное общение — это общение, которое сводится к тому, что один из участников коммуникации манипулирует другим, т. е. Один из участников является средством достижения определенной цели. Но не стоит полагать, что такое общение носит лишь негативный характер. Профессиональное общение, общение с целью обучения носит манипулятивный характер. Для того, чтобы успешно справиться с такого рода коммуникацией, необходимо знать цели собеседника, а также законы и технику манипулятивного общения.
- Гуманистическое общение — это скорее личное общение, которое предполагает понимание и сочувствие. Невозможно определить какую-то единственную цель гуманистическиго общения. Примером такого общения может служить разговор врача и пациента, педагогическое общение и другое.
- Авторитарное общение — подразумевает властное общение одного из участников коммуникации. Им не поощряется инициатива собеседников, свою точку зрения он считает единственно правильной.
- Демократическое общение — для этого стиля характерно поощрение инициативы участников беседы, обращение внимания на интересы и цели всех участников коммуникации.
- Либеральное общение. Люди, которые придерживаются этого стиля в общении довольно безынициативны, «плывут по течению», идут на уступки другим участникам коммуникации.
Особенно тщательно подбирать стиль общения нужно, работая над психологией общения с клиентом — сделать это можно на нащих онлайн-курсах.
Поделиться статьёй:
Мне понравилась статья
Лекция по психологии общения «Понятие общение»
Задание 1.
Труднее всего научиться общему языку.
Александр Кумор
Общение
– это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
Виды общения:
- «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.д. – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;
- Формально – ролевое – содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.
- Деловое общение – целью которого является организация и оптимизация того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной и т.д. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника;
- Светское – определяется формальной вежливостью, суть общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях;
- Духовное, межличностное – раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием;
- Примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;
- Манипулятивное – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Формы общения:
— Непосредственное общение
– осуществляется с помощью органов данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.);
— Опосредованное общение
– связано с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле, письменность, телевидение, радио, телефон и т.д.);
— Прямое общение
– это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому;
— Косвенное общение
предполагает участие «посредника», через которого предается информация;
— Межличностное общение
связано с непосредственными контактами людей в группах или парах и подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера, совместный опыт деятельности, понимание. Например, общение в семье, на работе, в институте и т.д.;
— Массовое общение
– это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью СМИ.
Существуют разнообразные формы межличностного общения
:
формальное
(ролевое, деловое, функциональное) и
неформальное (
контактное и опосредованное).
Различия
между
формальным
и
неформальным
общением выражаются:
— степенью включенности межличностных отношений;
— степенью учета личностных особенностей партнера;
— мерой использования арсенала способов психологического (а не служебного, нормативного, институционального) воздействия.
Функциональное
(ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на «ты».
Неформальное
межличностное общение разделяется на:
- контактное и опосредованное
Контактное
общение имеет свои специфические черты. В отличие от
опосредованного
общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.
В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.
Функции общения:
— прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;
— формирующая функция проявляется в процессе развития человека становления его как личности;
— функция подтверждения проявляется в том, что только в процессе общения индивид может понять, познать и утвердить в собственных глазах. К знакам подтверждения относят: знакомства, приветствия, оказания знаков внимания.
— функция организации и поддержания межличностных отношений;
— внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения, совершает поступки.
Карпенко
по критерию
«цель общения»
выделяет
восемьфункций
, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
— контактную — установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимоориентированности;
— информационную — обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием — передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
— побудительную — стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
— координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
— понимание — не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
— амотивную — вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
— установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
— осуществления воздействия — изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Ответы на вопросы:
На мой взгляд, психология общения изучает
взаимодействие людей, с помощью развития контактов между ними в совместной деятельности, это понимание и восприятие окружающих людей, а также обмен информацией.
В коммуникации выделяют
информационную, убеждающую, экспрессивную, внушающую (суггестивную) и ритуальную модели общения. Давайте подробнее разберем каждую из них.
Информационная модель общения.
Она обычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования. Передаваемая информация расширяет информационный фонд участников общения, сообщает инновационные сведения, разъясняет обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты и цифры, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.
Убеждающая модель общения.
Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеждение — это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удается пользоваться этой моделью общения с максимальной эффективностью.
Экспрессивная модель общения.
Цель такой модели общения — сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию, вовлечь в конкретные акции. Для использования такого вида коммуникации необходимо, например, в своем публичном выступлении (лекция, речь) использовать разнообразные не только вербальные и невербальные коммуникативные техники, но и аудио-, видео- и другие иллюстративные средства.
Суггестивная модель общения.
Суггестивная, т.е. внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции.
Для переговоров, презентаций, публичных лекций, пресс-конференций, торгов, деловых совещаний, несомненно, важны все 4 модели общения. Каждая выполняет свою необходимую роль.
Информационная
модель
будет достаточно полно передавать сведения и факты, необходимые для восприятия людьми. Однако, для того чтобы коммуникация в информационной модели общения была эффективной, необходимы следующие условия: учет познавательных возможностей конкретных собеседников, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.
Убеждающая модель
так же немаловажна. Она поможет убедить людей в правильности своих фактов, установок и решений. Но опять же есть «НО». Самая трудная задача этой модели – это превратить противоположное мнение в совпадающее (нужное).
Далее экспрессивная функция
, она обеспечивает благоприятный климат на той же презентации, переговорах и так далее, что является залогом успеха. Но из-за несовпадения во мнениях этот климат может пойти в отрицательную сторону.
И плюсы последней модели, суггестивной
, само внушение. На некоторых людей легко оказать психологическое воздействие.
К факторам
, способствующим
внушаемости
, относят следующие человеческие характеристики:
- неуверенность в себе;
- тревожность, беспокойство;
- робость, низкая самооценка;
- чувство собственной неполноценности;
- повышенная эмоциональность, впечатлительность;
- слабое владение логическим анализом;
- вера в авторитеты.
Но опять же, я считаю, что несовпадение мнений (более половины числа присутствующих людей) повлияет на неэффективность данной модели общения.
Ритуальная модель общения.
Цель — закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечивать психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах.
Условия
— художественно оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно).
Формы коммуникативных процессов воздействия:
• ритуальные акты;
• церемонии;
• обряды;
• обрядовые комплексы.
Технологические особенности организации коммуникативного действия:
• опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
• предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;
• концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;
• театрализация коммуникативного поведения.
Рассмотренные модели общения не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику взаимодействия, особенности собеседника и грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат.
Сфера научного общения
отличается
тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли.
Ведущее положение
в научном стиле занимает монологическая речь.
Речевыми жанрами
, воплощающими этот стиль языка, являются:
- научные монографии;
- научные статьи;
- диссертационные работы;
- различные жанры учебной;
- научно-технической, научно-популярной литературы;
- научные доклады;
- лекции.
В большинстве случаев научный стиль реализуется
в письменной форме речи. Однако, с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, семинары, возрастает роль устной научной речи.
Основными чертами научного стиля
являются точность,
абстрактность
, логичность и объективность изложения. Именно они формируют этот функциональный стиль, определяют выбор лексики, используемой в произведениях научного стиля.
Требование
точности научной речи
предопределяет
такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно
используется
специальная и терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии.
Особенностью
использования лексики в научном стиле является то, что многозначные стилистически нейтральные слова употребляются в научном стиле не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном.
Деловое общение – форма общения, опирающаяся на принципы делового этикета, направленная на взаимодействие с лицами или группой лиц(организация) для осуществления взаимовыгодных результатов.
Навыки успешного делового общения и понимание особенностей личности собеседника, его интересов, следует считать определяющим фактором в процессе ведения деловых встреч.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
- собеседник в процессе диалога выступает как значимая личность;
- заинтересованность людей, в процессе делового взаимодействия, характеризует хорошее взаимопонимание в поставленных задачах;
- первостепенная задача делового общения — продуктивное и эффективное сотрудничество.
Деловое общение условно делится на два вида
:
1. Прямое (непосредственный прямой контакт. С глазу на глаз или телефонный разговор.)
2. Косвенное (когда в процессе взаимодействия существует некая временная задержка, то есть электронные письма, деловые записки, коммерческие предложения и т.д.).
Публицистический стиль
— функциональный стиль речи, который используется в
жанрах
:
- статья
- очерк
- репортаж
- фельетон
- интервью
- ораторская речь
Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты).
Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.
На языковых особенностях данного стиля сказывается
широта тематики
: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы. Для
публицистического стиляхарактерно
использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Коммуникативный стиль личности
– совокупность привычных для нее способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия – в беседах, переговорах, дискуссиях, спорах, а также в различных ситуациях взаимодействия – выработка идей, принятие и формулировка решений, преодоление конфликтов.
Коммуникативный стиль личности вызывает либо комфортное, либо неопределенное (нейтральное), либо дискомфортное действие на партнеров. Это зависит от того, как воспринимает личность их состояние, какое энергетическое влияние на них оказывает и в какой мере способствует возникновению атмосферы плодотворного сотрудничества. Различают три коммуникативных стиля
: синергический, нонсинергический и антисинергический.
Стиль синергический
(от
греч
сотрудничество, содружество) отличается тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами (партнером) способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Это становится возможным, во-первых, благодаря беспрепятственному энергоинформационному обмену между участниками деловых отношений и, во-вторых, в результате сложения и синхронизации их энергий. Чем больше партнеров, обладающих синергизмом, тем ярче проявляется особый социально-психологический эффект в их общении — вместе они достигают более высоких результатов, чем могли бы достичь, действуя раздельно.
Стиль нонсинергический
(лат.
нон – не, нет) характеризуется тем, что личность не может или не хочет содействовать успеху совместного труда. Она занимает позицию отстраненного наблюдателя, воздерживается проявлять инициативу, не демонстрирует соучастие и сопереживание в рабочем процессе Все это свидетельствует о пассивном проявлении энергетического потенциала личности, о слабом ее участии в энерго — информационном обмене, а также об отсутствии синхронности во взаимодействии с энергиями партнеров.
Стиль антисинергический(греч.
анти – противоположность) выражается в активных деструктивных формах поведения личности при взаимодействии с партнерами. Она наносит вред процессу и результатам совместной деятельности тем, что обычно демонстративно противопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцирует конфликты между партнерами, своими настроениями определяет хаотичность в эмоциональных связях взаимодействующих сторон. Антисинергизм резко препятствует энерго-информационному обмену между партнерами и оказывает дестабилизирующее влияние на их совместное биопсихическое поле. В результате сотрудничество разлаживается, а его результаты оказываются ниже, чем эффективность отдельно взятых членов группы.
Задание № 2.
Задание № 3.
Вербальная коммуникация (ВК) –
это информационно-смысловой обмен, взаимодействие между людьми, происходящий посредством речи, естественного языка.
Невербальная коммуникация
– это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.
Язы́к
— сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Речь
— исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Слушание
— способность внимательно выслушивать сообщения другого человека.
Кинесика
— совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия (за исключением движений речевого аппарата).
Ми́мика
— «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[3] или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966).
Жест
— некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Такесика
— невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением.
Проксемика
— область социальной
психологии
и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.
Монолог – 3
Диалог – 1
Полилог – 2
Задание № 4.
Раскройте основные этапы проведения деловой беседы.
Деловая беседа является наиболее эффективной формой убеждения и мотивации собеседников для принятия ваших идей, взглядов, позиций, для «настраивания» людей на те или иные действия.
Беседа может быть официальной
или
неофициальной
,
индивидуальной
и
групповой
,
кратковременной
или
продолжительной
.
Основой успеха
деловой беседы является четкая логика ее подготовки и проведения.
Этапы проведения деловой беседы
:
- Начало беседы.
Психологически правильное начало беседы имеет важное значение для успешного ее проведения и достижения планируемых результатов.
Задача
— привлечь внимание, заинтересовать, создать обстановку доброжелательности и доверия.
Техники установления контакта:
организация пространства, визуальный контакт-контакт глаз, удобное взаимное расположение, приветствие, присоединение к собеседнику: по состоянию, по отношению к чему-либо, по интересу, использование приема — малая беседа — разговор на отвлеченные темы, но интересные для партнера, задавание имеющих особое значение для партнера вопросов.
- Умение расположить собеседника, вызвать у него чувство симпатии, доброжелательности к вам.
Достичь этого можно с помощью обращения к партнеру по имени, имени-отчеству. Обращение к человеку по имени:
это проявление внимания к данной личности, утверждение человека как личности, удовлетворение потребности утверждаться как личность, образование положительных эмоций, расположенность к источнику этих эмоций.
- Передача информации, изложение своей позиции и ее аргументирование.
В начале этого этапа уточняется информация о позиции, проблемах и пожеланиях партнера. Передача информации должна быть точной, понятной — не должно быть двусмысленности, недосказанности. Информация должна быть достаточной для вашего партнера и в то же время краткой. Не употребляйте многозначных слов или, если необходимо использовать то или иное слово, объясните, в каком смысле вы его используете; не используйте незнакомых вашему партнеру профессиональных терминов, иностранных слов. Во время беседы периодически обращайтесь к собеседнику с вопросами; но первые вопросы задавайте так, чтобы они были короткими, интересными и не дискуссионными.
- Диалог участников.
Этот этап включает в себя непосредственный деловой разговор по существу проблемы, аргументацию и контраргументацию. В процессе диалога твердо придерживайтесь основного направления беседы, последовательно проводите свою мысль, настойчиво отстаивайте свою позицию.
- Аргументирование
— это обоснование выдвигаемых положений. С помощью аргументов можно полностью или частично изменить позицию и мнение собеседника, смягчить противоречия, критически рассмотреть положения и факты, изложенные обеими сторонами.
Тактика использования аргументов
: в начале разговора выдвигаются сильные аргументы, так как в этот период внимание сконцентрировано на восприятии информации, в середине разговора используют менее сильные аргументы с учетом ослабления внимания и восприятия, в конце беседы выдвигают более сильные, веские или как их еще называют «убойные» аргументы, против которых трудно что-либо возразить. Приспосабливайте аргументы к личности своего собеседника, употребляйте терминологию, которая понятна собеседнику, иначе он не поймет вашу аргументацию.
- Подведение итогов обсуждения.
Уточнение точек зрения собеседников, выявление вариантов построения взаимоприемлемой позиции.
Какие требования следует соблюдать во время обсуждения деловой информации для поддержания контакта с собеседником?