Перцепция в психологии — Концепция социальной перцепции


Концепция социальной перцепции

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно только при наличии взаимопонимания между его участниками. То, в какой степени люди отражают характеристики и чувства другого, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет процесс общения, отношения, которые складываются между партнерами, и то, как они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс восприятия и понимания одного человека другим является обязательной частью общения, его можно условно назвать перцептивной стороной общения.

Социальное восприятие — одно из самых сложных и важных понятий в социальной психологии. Можно даже утверждать, что это один из самых значительных вкладов социальной психологии в современную и будущую психологию человека.

Его близость к общепсихологическому понятию восприятия проистекает из его названия, его наиболее общего значения в жизни, а также из того, что оба они имеют дело с механизмами и феноменами человеческого восприятия различных явлений. На этом сходство заканчивается. Восприятие — это теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный участок целостного процесса человеческого восприятия и субъективного постижения мира. Социальное восприятие — это сложная, многокомпонентная концепция, которая пытается объяснить уникальный феномен познания и понимания друг друга.

Концепция социальной перцепции

Концепция социальной перцепции была впервые представлена Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на то, как люди воспринимают друг друга.

Социальное восприятие — это процесс, который происходит при взаимодействии людей друг с другом и включает в себя восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных сообществ.

Социальное восприятие включает в себя все то, что в общей психологии обозначается различными терминами и изучается по отдельности, чтобы затем составить полную картину психического мира человека:

  • собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;
  • интерпретация воспринятого с точки зрения причин поведения и ожидаемых последствий;
  • эмоциональная оценка;
  • построение стратегии собственного поведения.

Что такое перцепция в психологии?

Перцепция в психологии — это познания. С помощью такого восприятия человек может мысленно сформировать цельный образ объекта. Другими словами, такое отражение действительности представляет собой уникальное сенсорное отображение, которое формируется посредством:

Изображение изображает сцену в Авениде 9-го июля в Буэнос-Айресе, где большая мнимая слеза создается рекламой, которая пытается сказать нам, когда-либо настолько тонко, что может потребоваться место в этих квартирах. Красивая модель буквально встроена в многоквартирный дом. Эта сцена вполне может быть названа сексом и архитектурой.

В то же время, в Монреале, Канада, молодая женщина, обратившаяся к зрителям, носит вокруг пояса пулевую ленту как часть ее агрессивного наряда, с которой она намерена привлечь наше внимание к настоящему призрак насилия. Как мы видим, этот первый пример производства городских воображаемых, следуя нашей предлагаемой модели, находится за пределами эмпирического доказательства и приходит к восприятию в рамках крайней социальной субъективности, которая не допускает каких-либо доказательств в соответствии с традиционными методами социальных наук.

  • мотивации;
  • установки;
  • опыта;
  • личностных особенностей воспринимающего;
  • познания мира через призму понимания собственного «Я».

Процесс восприятия

Процесс социальной перцепции — это сложная и разветвленная система формирования образов социальных объектов в сознании человека в результате таких способов понимания людьми друг друга, как восприятие, познание, понимание и обучение. Термин «восприятие» не является самым точным для определения формирования восприятия наблюдателем своего собеседника, так как это более специфический процесс. В социальной психологии для более точной характеристики процесса восприятия человеком другого человека иногда используется такое выражение, как «восприятие другого».

Этот процесс включает в себя отношения между субъектом восприятия и объектом восприятия.

Субъект восприятия — это индивид или группа, которые воспринимают и преобразуют реальность. Если субъект восприятия — индивид, он может воспринимать и узнавать свою собственную группу, чужую группу, другого индивида, который является членом его собственной группы или другой группы. Если субъектом восприятия является группа, то процесс социальной перцепции становится еще более сложным и комплексным, поскольку группа может воспринимать как себя, так и своих членов, а также оценивать членов другой группы и другую группу в целом.

Особенностью восприятия другого человека является то, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики другого, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, чувствах и мыслях собеседника. Кроме того, возникает понимание отношений, связывающих субъект и объект восприятия. Это придает еще большее значение ряду дополнительных факторов, которые не играют такой большой роли в восприятии физических объектов. Когда воспринимающий субъект активно участвует в коммуникации, это означает, что человек имеет намерение установить совместное действие с партнером, принимая во внимание свои намерения желания, ожидания и прошлый опыт. Таким образом, социальное восприятие зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, предубеждений и предрассудков.

Социальная перцепция — это восприятие внешних характеристик человека, сравнение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование его действий на этой основе. Таким образом, социальная перцепция обязательно включает в себя оценку другого человека и выработку определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте в зависимости от этой оценки и впечатления, производимого объектом. Этот процесс знакомства с другим человеком, его оценки и формирования определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Перцепция в философии

Перцепция в философии — это чувственное понимание, отражение вещей в сознании посредством органов чувств. Такое понятие имеет несколько категорий:

  1. Внутреннее восприятие, с помощью которого человек осознает, где находятся его конечности, сидит он или стоит, подавлен ли он, голоден или устал.
  2. Внешнее восприятие, для которого используется зрение, слух, прикосновение, запах, вкус.
  3. Смешанное восприятие, которое проявляется посредством эмоции или каприза.

Перцептивный крючок

В момент восприятия наблюдаемый человек предстает перед наблюдателем как определенный набор социально значимых атрибутов, которые традиционно используются для перевода психологических черт и состояний в конкретной культуре. Атрибуты, или, как их еще называют, «перцептивные крючки», которые являются известным социальным шифром конкретного человека. Значение большинства из них было расшифровано для него родителями и другими близкими людьми, некоторые были расшифрованы им самим, а некоторые были присвоены им в процессе общения с образцами его культуры. Эти «крючки» отчасти интернациональны: их интерпретация практически одинакова в разных культурах и сообществах. В своей основе они являются атрибутами, которые расшифровывают для нас основные человеческие эмоции: Радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Чтобы правильно их интерпретировать, важно знать культуру конкретной группы, лучше — быть причастным к ней с рождения.

Лицо человека является основным источником информации о воспринимаемом человеке. Из всех параметров наиболее важными для нас являются выражение лица и глаза. Микродвижения лицевых мышц могут передавать широкий спектр чувств и переживаний. Самую важную и «честную» информацию дает мимика лица о состоянии человека: он счастлив, печален, зол, обеспокоен. С точки зрения перевода устойчивых черт личности, его возможности очень ограничены.

О глазах как «зеркале души» сказано уже достаточно. Следует лишь отметить, что сами глаза (с материалистической точки зрения) бессмысленны. Они создаются благодаря микродвижениям мышц вокруг глаз. Но они делают это мастерски, и наша способность воспринимать и интерпретировать эти движения столь же мастерски. Вот лишь некоторые из культурно закрепленных интерпретаций.

Прямой взгляд. Исследования показывают, что человек не способен воспринимать прямой взгляд партнера по общению более трех секунд без ощущения дискомфорта. «Право на долгий, прямой взгляд» соотносится в культуре со статусом и властью человека: Чем они больше, тем дольше человек может смотреть «прямо».

Субъективно воспринимается прямой взгляд:

  • Как вызов;
  • Как предложение сократить личную дистанцию в общении.

Отказ от зрительного контакта. Субъективно воспринимается наблюдателем как наказание или средство манипуляции.

«Не видящие глаза». Субъективно воспринимается как индикатор агрессивных намерений, угрозы или защитной (обычно также агрессивной) реакции.

Методика развития перцептивного восприятия

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, для вызова симпатии у окружающих достаточно простой улыбки. Именно поэтому, желая построить прочную коммуникативную связь с окружающими, следует научиться правильной улыбке. На сегодняшний день существует множество психологических приемов для развития мимических жестов, которые помогают усилить передачу испытываемых эмоций. Управление собственной мимикой позволяет не только улучшить качество социальной перцепции, но и получить возможность лучше понимать окружающих.

Одной из самых действенных методик развития навыков социального восприятия является практика Экмана. Основой этого метода является концентрация внимания на трех зонах человеческого лица. К таким зонам относятся лоб, подбородок и нос. Именно эти зоны лучше всего отображают такие эмоциональные состояния, как чувство гнева, страха, отвращения или грусти.

Умение анализировать мимические жесты позволяет расшифровать чувства, которые испытывает собеседник. Данная практика получила широкое распространение в сфере психологии, благодаря чему, специалист получает возможность построить коммуникативную связь с лицами, имеющими психические нарушения.

Перцепция – является сложным механизмом психического восприятия человека. Качество работы этой системы зависит от множества различных внешних и внутренних факторов. К таким факторам относятся особенности возраста, имеющийся опыт и индивидуальные черты личности.

Жесты и позы человека

В послевоенные годы довольно популярным направлением исследований в социальной психологии было составление каталогов культурно типичных жестов и поз.

Вот несколько примеров выразительных жестов, которые имеют универсальное значение в европейской культуре:

  • Сцепленные пальцы — стыд, покорность, смирение;
  • Один палец зажат в ладони другой руки — уверенность в себе;
  • Различные «почесывания» головы — нерешительность, неподготовленность.

В последние годы много написано о позах как средстве самовыражения. Подчеркнем лишь, что лучше всего изучен набор поведенческих реакций (поз, жестов), выражающих отношение к партнеру по следующим параметрам: избегание — приближение, открытость — закрытость, доминирование — подчинение. Например, пространственная дистанция общения указывает на близость или формальность контактов. Американский антрополог и психолог Э.

Холл разработал для своей культуры некоторые нормы физической дистанции, соответствующие отношениям разного типа:

  • Интимное расстояние — 0 — 30 см;
  • Личное расстояние — 30 — 120 см;
  • Социальная дистанция — от 120 до 360 см;
  • Общественное расстояние — 360 см и более.

Голос и речь человека

С одной стороны, каждый человек обладает уникальным, неповторимым набором характеристик голоса и речи: Интонация, связанная с объемом и длиной предложений, характерные паузы и междометия в речи…. С другой стороны, многие параметры голоса несут социально значимую информацию, которая помогает «декодировать» их владельца в ситуациях общения.

Громкость голоса отражает степень доминирования человека в пространстве общения. Субъективно громкий голос ассоциируется с такими личностными характеристиками, как уверенность в себе, социальная смелость и компетентность.

Паузы — это еще один показатель уверенности. Отсутствие пауз часто интерпретируется как беспокойство, неуверенность в своих словах. Пауза — известное средство управления разговором, манипулирования состоянием человека.

Темп речи связывают с темпераментом (что вполне справедливо), реже чуткий наблюдатель использует его для диагностики физического состояния человека. Важным аспектом общения является совмещение темпа речи собеседников. Замедляя или ускоряя темп собственной речи, можно активно влиять как на ход беседы, так и на состояние собеседника.

Функции социальной перцепции

Существуют основные функции социального восприятия, а именно: узнавание себя, узнавание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных отношений. Взаимопонимание — это социальный и психический феномен, в центре которого находится эмпатия.

Эмпатия — это способность к сопереживанию, желание сопереживать другому человеку и точно определять его эмоциональное состояние на основе действий, реакций лица, жестов.

Эмпатия основана на способности правильно представить, что происходит в голове другого человека, что он/она переживает, как он/она оценивает окружающий мир. Известно, что чем лучше человек может представить, как одно и то же событие воспринимается разными людьми, и в какой степени он признает право на существование этих мнений, тем выше эмпатия. Личный опыт разнообразных психологических переживаний также имеет большое значение, так как трудно представить, что можно испытывать эмоции другого человека, если сам никогда их не испытывал. Таким образом, в некотором смысле эмпатия — это способность рассуждать по аналогии, хотя такое определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о природе этого явления.

Виды и примеры перцепции

Свой вид перцепции есть у каждого органа чувств. Очевидно, что их информативность сильно отличается. При этом у людей, лишённых зрения или слуха, другие чувства обостряются и позволяют получать информацию эффективнее. К примеру, шрифт Брайля позволяет незрячим людям читать с довольно высокой скоростью.

Рассмотрим каждый из видов перцепции с примерами:

  • Зрительная. Зрение – наш главный способ восприятия внешнего мира. Оно обладает наибольшей информативностью, ведь ни один другой орган чувств не может воспринимать информацию в таких количествах и с такой скоростью. Кроме того, оно наиболее универсально. С его помощью мы можем видеть разные образы, получать информацию читая текст, изучая графики или диаграммы.
  • Слуховая. Слух – второе по информативности чувство после зрения. Он даёт нам большое количество ценной информации об окружающем мире, помогает ориентироваться в пространстве и определять местоположение источника шума. Кроме того, речь и слух делают возможным вербальное общение.
  • Осязательная. Наша кожа содержит большое количество рецепторов, реагирующих на прикосновение и температуру. Больше всего таких рецепторов находится на кончиках пальцев. Благодаря этому мы можем многое узнавать о предметах, просто ощупывая их. А людям, лишённым зрения, осязательная перцепция позволяет читать тексты, написанные шрифтом Брайля.
  • Вкусовая. С точки зрения природы, вкус необходим нам, чтобы определять, какая пища является полезной и питательной, а какая может причинить ущерб здоровью. Хотя сегодня мы используем его преимущественно для того, чтобы наслаждаться вкусной пищей.
  • Обонятельная. Обоняние играет важнейшую роль для животных – с его помощью они находят добычу и вовремя узнают об опасности. Для человека это чувство менее значимо. И всё же оно позволяет, например, определять по запаху качество и свежесть продуктов, что тоже важно.
  • Вестибулярная. Чувство равновесия позволяет нам определять своё положение в пространстве, а также ощущать движение и ускорение.

Перечисленные виды восприятия связаны с конкретными органами чувств. Психологи выделяют ещё два вида перцепции, основанные не на ощущениях, а на понимании:

  • Пространственная. Эта форма перцепции помогает нам осознавать положения предметов в пространстве, их размеры и расстояния между ними. Благодаря ей мы можем взять что-нибудь со стола, закрыв глаза, а водители «чувствуют» габариты машины, заезжая в гараж.
  • Временная. Мы способны ощущать течение времени. Если речь идёт о продолжительных периодах, погрешность бывает довольно большой. Но в случае ритмического процесса точность может быть просто потрясающей. К примеру, если играет музыка, и какой-то такт оказался длиннее, это заметит даже человек, не обладающий музыкальным слухом.

В психологии рассматриваются также такие понятия как межличностная и социальная перцепция – о них мы ещё поговорим подробнее.

Механизмы социального познания

Социальное отражение

Социальное отражение — это внутреннее представление Другого во внутреннем мире человека. Вот что пишет Э. Мелибруда: «Человек, который является объектом моего восприятия, — это не просто источник сигналов, которые я получаю и обрабатываю. Я воспринимаю его как субъекта, который воспринимает меня, который думает обо мне, который оценивает меня, который понимает меня….. Я не только ввожу его в свой внутренний мир…, но и делаю так, что этот человек присутствует во мне, как тот, кто в свою очередь вводит меня в свой внутренний мир. Представление того, что другие думают обо мне, является важным моментом социального познания. Это и познание другого через то, что он думает (как я думаю) обо мне, и познание себя через гипотетические глаза другого.

Привлечение

В данном контексте этот термин обозначает механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему или к ней. И неважно, какой знак имеет это чувство: Легче понять друга и врага, чем незнакомца и чужого человека, который тебе незнаком. Привлечение не гарантирует формирование «объективного» образа человека, оно дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Хотя с точки зрения А. Маслоу, влечение — это путь к объективности: «…восприятие любящего человека….. позволяет влюбленному чувствовать объект своей любви так тонко, знать его так полно, как никогда не сможет тот, кто не любит. Источником таких богатых познавательных возможностей влечения А. Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен контролировать, манипулировать, «улучшать» объект любви. Если вы принимаете человека таким, какой он есть, считает выдающийся гуманистический психолог, то вы объективны в своих оценках.

Иллюзорные корреляции

К сожалению, люди склонны придавать решающее значение одним факторам и полностью игнорировать другие, не менее важные. «…Существование будет для них тем, чем они его считают» (Анаксагор). Иллюзорные контексты возникают у человека из-за прошлого опыта, семейных сценариев, профессиональных или других стереотипов, возраста, пола. Причин много, результат один: искаженное восприятие социальной ситуации и действующих в ней людей.

Ошибка ложного одобрения

Принцип прост: если другой человек поступает так, как я поступил в этой ситуации — его поведение нормально, если противоположные реакции — что-то с собой не то, похоже, какие-то личные качества. Ошибка ложного согласия возникает и в тех случаях, когда в действия другого человека вкладываются собственные смыслы: если бы я поступил так, то только по какой-то причине.

Технология развития перцепции

Перцепция создает картину реальности на основе деятельности целой системы анализаторов головного мозга. Процесс восприятия – физиологический. Советские психологи Л. Выготский, А. Запорожец говорят о моторике и о зрении, как о важных факторах развития перцепции. В развитии зрительного восприятия немаловажную роль играет движение глаз.

Неподвижный глаз не может воспринимать предметы в комплексе. При кинестетической перцепции возникают связи, в том числе пространства и времени. При таком виде восприятия происходит обратный процесс, обеспечивающий контроль над руками, которые совершают разнообразные действия: от микродвижений до моделирующих.

Для человека первые существенные изменения в восприятии мира и перцептивных действий происходят в первые годы жизни. Одну из решающих ролей несет сенсорное восприятие, с детства начинается накопление представлений о цветовой палитре, форме, свойствах и размере окружающих предметов.

Технологии развития могут быть самыми разнообразными. Обучающие игры, доводящие до автоматизма действия, например, сравнение величины путем игровых манипуляций, в которых усваивается новая информация. Постепенно сопоставление фигур переходит в зрительное восприятие, а движение рук становится более сложными, подключается осязание.

Активные поисковые действия и формирование связей между зрением, слухом и осязанием дает возможность воспринимать сложные сигналы, различать их, строить связи, узнавать и интерпретировать.

Таким образом, перцептивное развитие важно не только само по себе, но и является примером поведенческой и нейронной пластичности — мощных механизмов, которые могут поддержать изменения в развитии во многих областях, начиная с раннего возраста

Стереотипизация

Стереотип — это устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях, лицах, событиях, свойственное представителям определенной социальной группы. Стереотипизация — это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе стереотипов, выработанных группой.

Различные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа), вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, ведь стереотипы — необходимый и полезный инструмент социального восприятия мира. Это позволяет достаточно быстро и надежно классифицировать и упростить социальную среду на определенном уровне. Чтобы сделать его понятным и, следовательно, предсказуемым.

Возникновение социальных стереотипов связано с определенными социальными ситуациями. В любой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные функции, а потому закрепился в виде стереотипа. Но социальное положение группы и ее членов меняется гораздо быстрее, чем создаваемые ими стереотипы. Таким образом, стереотип обретает собственную жизнь и влияет на развитие отношений группы с другими людьми и между конкретным человеком и другими людьми.

Групповые стереотипы в своем формировании часто проходят этап, связанный с моделью образования «социальных местоимений»: «они — мы — я». Точнее, сначала другая группа (та, по отношению к которой формируется стереотип) имеет качественное определение. Собственная группа буквально определяется как «то, что не является…», то есть через отрицание. Только позже появляются их собственные качества, которые не обязательно основаны на принципе «наоборот».

Эффект аудитории

Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.

Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]