Профилактика дезадаптациии детей младшего школьного возраста к условиям школьного обучения

Школьная дезадаптация — очень распространенное явление среди современных школьников. Большое количество детей испытывает серьезные проблемы с приспособлением к учебному процессу, которые проявляются различным образом. Это оказывает негативное влияние на их успеваемость, интересы и взаимоотношения с педагогами и сверстниками. Часто проявляется это нарушение именно у младших школьников, которые вовремя не смогли адаптироваться к учебной деятельности, хотя и среди подростков довольно распространено.

Школьная дезадаптация — что это, понятие

Школьная дезадаптация — это нарушение в работе механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими. Спровоцировать его могут различные факторы, которые чаще всего идут в совокупности:

  • наследственность;
  • индивидуальные особенности и новообразования;
  • взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;
  • проблемы в установлении социальных контактов и др.

Школьники, которые входят в группу риска возникновения школьной дезадаптации, испытывают трудности в адаптации, имеют проблемы с усвоением учебного материала и успеваемостью. Их отношения со сверстниками и взрослыми складываются тяжело. А личностное развитие протекает вяло: часто это инфантильные дети, любят лгать, легко попадают под чужое влияние, плохо осознают свое «Я».

Психогенная школьная дезадаптация — это явление, которое может начать развиваться в любой момент обучения. Особенно часто она возникает при переходе из детского сада в школу, а затем — при переходе из начального звена в среднее. Часто провоцируют возникновение нарушения любые личностные конфликты ребенка. Поэтому проблема социальной и школьной дезадаптации долгое время остается актуальной в педагогике и психологии.

Социальная дезадаптация: понятие, факторы

Под понятием социальная дезадаптация понимается процесс, при котором человек нарушает нормы и правила поведения в обществе. При социальной дезадаптации человек не в состоянии приспособиться к обществу, в котором он живет. Этот процесс может проявлять себя в следующем:

  • бродяжничество
  • попрошайничество
  • воровство
  • курение, употребление алкоголя и наркотиков
  • нарушение закона

Люди испивающие проблемы с социальной адаптацией в дальнейшем не могут устроиться на работу так как у них нет трудовых навыков и желания работать, они так же не могут создать полноценные семьи.

Ученые выделяют ряд факторов, которые способствуют социальной дезадаптации:

  • индивидуальные
  • психолого-педагогические факторы
  • социально-психологические факторы
  • личностные факторы

Подходы к решению проблемы

В настоящее время педагоги совместно с психологами разработали три подхода к понятию школьной и социальной дезадаптации и разрешению этой проблемы:

  1. Школьную дезадаптацию определяют как психическое расстройство личности, справиться с которым можно только путем психиатрического лечения.
  2. Школьная дезадаптация рассматривается как педагогическое явление, где основным фактором возникновения является отношение с педагогами (их стиль преподавания и воспитания, манера общения). В этом случае коррекцию нарушения должны проводить именно они.
  3. Более широкий подход, который рассматривается как социально-психологический процесс формирования и развития конфликта между ребенком и школьными требованиями. В этом случае выходом считается комплексный подход к решению проблемы.

Третий вариант выглядит самым оптимальным и всеобъемлющим по своей логике и обоснованности. Но, несмотря на это, у специалистов до сих пор возникают споры, потому что обширность проблемы не позволяет найти универсальные пути ее решения.

Уровни развития школьной дезадаптации

В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.

Педагогический

Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:

  • невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
  • раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
  • неусидчивость;
  • резкие перепады настроения;
  • быстрая утомляемость;
  • тяжелое пробуждение и засыпание и др.

Все перечисленные проблемы не имеют постоянного характера, их вызывает только конфликтная ситуация. При ее решении они пропадают, легко корректируются.

Психологический

Если на предыдущем уровне ребенок систематически не получает поддержки и не справляется с возникающими сложностями, то психика начинает защищаться с помощью асоциальных поступков. Ученик отказывается выходить к доске, грубо разговаривает с окружающими, не хочет идти в школу, отказывается от выполнения заданий и требований. Педагоги и родители часто усугубляют ситуацию, когда реагируют на такое поведение криками, ультиматумами, плохими оценками.

Это приводит к тому, что все проблемы, указанные выше, приобретают постоянный характер и становятся еще более выраженными. Плохой сон может перерасти в бессонницу, отказ от обеда или ужина превращается в серьезные пищевые расстройства и т.д. Попытки защититься и отгородиться ото всех ребенок делает теперь и вне школы.

Такое состояние должно корректироваться уже с помощью психолога. Если этого вовремя не происходит, то ученик превращается в «трудного ребенка с асоциальным поведением».

Физиологический

Следующий уровень школьной дезадаптации, который возникает, если ребенок все еще остается один на один с проблемами. Все окружающие теперь испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать.

Асоциальное поведение накладывает свой отпечаток на здоровье ученика. Он страдает от хронических неврозов, а это оказывает негативное влияние на все системы в организме, вылечить их еще сложнее.

Четких промежутков протекания каждого из уровней не существует, формы школьной дезадаптации индивидуальны для каждого ребенка. Поэтому чем раньше ему будет оказана помощь, тем проще будет справиться с нарушением и не получить осложнений здоровья.

Виды школьной дезадаптации

Процесс развития школьной дезадаптации у каждого ребенка индивидуален, поэтому ее вид в чистом виде определить практически невозможно. Почти всегда разновидности могут комбинироваться и создавать целый комплекс отклонений. Наиболее часто встречаются следующие виды:

  1. Социальная. Включает в себя отрицание принятых в обществе установок, асоциальное поведение, проблемы саморегуляции школьника.
  2. Психосоциальная. Характеризуется психологическими особенностями личности (в том числе и половозрастными). Чем меньше внимания и индивидуального подхода оказывается ребенку, тем ярче проявляется этот вид дезадаптации.
  3. Патогенная. Проявляется через нарушения в функционировании головного мозга, психические расстройства, а иногда и фобии, которые имеет ученик.
  4. Интеллектуальная. Чаще проявляется не в начальной школе, а у более старших ребят. Вызвана пропущенными и не восстановленными пробелами в знаниях, которые оказывают влияние на учебу.
  5. Эмоциональная. Ее выявляют через повышенный уровень тревожности, чувство страха за успеваемость. При этом возникает этот вид у детей с высокой мотивацией, но низкой самооценкой.

Причины школьной дезадаптации

Мнения психологов о возможных причинах возникновения школьной дезадаптации разнятся. Одни считают, что единственная проблема школьной дезадаптации — дидактогенные нарушения: противоречие между требованиями образовательной среды и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка. Другие же склоняются, что существует целый ряд предпосылок школьной дезадаптации, которые приводят к возникновению этого явления.

К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:

  • недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками;
  • низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);
  • поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;
  • влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье;
  • влияние со стороны педагога: авторитарность, избыточная требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;
  • социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;
  • любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные);
  • неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).

Коррекция

Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать. Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает. Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.

Итак, что можно сделать:

  1. Выявить способности и интересы ребенка.
  2. Выявить сопровождающие потребность в самоутверждении проблемы, например, неуверенность или страхи.
  3. Помочь ребенку преодолеть проблемы и заняться полезным и интересным делом, например, вступить в кружок, заняться рисованием или спортом, играть в КВН и так далее.

По тому же принципу нужно работать с агрессией и грубостью ребенка. Возможно, это гиперкомпенсация неуверенности в себе, неумения общаться. Соответственно, учим общаться и быть уверенным – грубость уходит сама.

Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:

  • возрастные особенности;
  • индивидуально-личностные особенности;
  • проявления и первопричины дезадаптации;
  • условия среды развития.

Не нужно бояться дезадаптации и тем более замалчивать проблему. Проблемы в адаптации возникают у 15-40 % школьников. К сожалению, это популярная проблема, но на первых стадиях легко поддающаяся коррекции.

Работа должна вестись сообща родителями и специалистами школы:

  • психолог составляет рекомендации и индивидуальный план развития ребенка;
  • родители следят за соблюдением рекомендаций в рамках дома (помощь в усвоении знаний, контроль над выполнением уроков, разбор пропущенного или непонятного материала);
  • педагог помогает ребенку в классе: создает ситуации успеха, следит за здоровым психологическим климатом и соблюдением индивидуально-личностного подхода.

Большую роль в коррекции дезадаптации ребенка играют индивидуально-личностные качества взрослых (родителей и педагогов) и их характер взаимодействия. Важно помнить об общей цели – помочь ребенку адаптироваться. Единство родителей и педагогов способствует как минимум снижению уровня тревожности у ребенка.

Младшие школьники

Ученики начальных классов только начинают переходить от игровой деятельности к учебной, потому прекрасная форма помощи в адаптации – игры:

  • Если речь идет о проблемах во взаимоотношениях с коллективом, то игры на сплочение.
  • Для развития познавательных процессов – интеллектуальные игры.

Игры на сплочение:

  1. Оркестр. Игра проводится по аналогии с настоящим дирижированием: ведущий (дирижер) поднимает и опускает руки. Чем выше он их поднимает, тем громче другие дети (оркестр) выполняют выбранное действие.
  2. «Пусть тот, кто…». Ведущий выходит в центр круга и говорит «Пусть тот, кто любит играть в футбол (например) выйдет ко мне». Называть можно любое слово: предмет одежды, вариант хобби, внешние особенности.

Познавательные игры нужно подбирать в зависимости от того, в какой именно сфере отмечен пробел. Вот несколько примеров:

  1. Для развития кратковременной памяти. Ребенку предлагается посмотреть в течение 20 секунд на лист с нарисованными фигурами, запомнить их и потом повторить на чистом листе.
  2. Ассоциации. Ребенку предлагается соединить по смыслу картинки и слова, после чего аргументировать свое решение.
  3. Определить творческий потенциал позволит методика «Дорисуй картинку». Ребенку предлагается набор одинаковых (простой уровень) или разных (сложный уровень) заготовок фигур и требуется дорисовать их. Других ограничений нет. Оценивается не только итог работы, но и активность, вариативность, скорость мыслей и действий.

Подростки

Лучший метод коррекции дезадаптации подростка – помощь в его самореализации. Для этого нужно проводить беседы, организовывать совместную и интересную подростку деятельность, уважать его личность и чувство взрослости.

Положительно зарекомендовала себя терапия творчеством. Род занятий подбирается индивидуально. Например, если проблема не только в социально-психологической (неуверенность), но и в познавательной сфере, то подойдут занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику (шитье, вышивка, плетение).

С целью сплочения класса нужно использовать тренинги, групповые консультации. Работу нужно направить на развитие эмпатии, рефлексии, самостоятельности (в том числе самоорганизации).

Например, можно придерживаться такого плана тренинга:

  1. Разминка и введение (полчаса). Дети знакомятся друг с другом методом игры в «Горячий мяч»: кидают друг другу мяч, называют свое имя и говорят комплимент другому человеку (кому кидают). Потом ведущий оценивает готовность всей группы, активность отдельных участников, особенности состава группы. Поможет в этом игра «Стрелка»: группе нужно представить, что они стрелка (шкала), и сдвинуться в сторону максимума или минимума настолько, насколько они готовы работать, веселы, здоровы и так далее. Ну, и в завершение ведущий называет тему тренинга, озвучивает проблему и описывает суть и цели занятия.
  2. Основная часть. В зависимости от конкретных условий используются релаксация с освобождением подсознания и воображения, ситуационно-ролевые игры, имитационные игры, психологические этюды, психодрамма, дискуссии, метафоры, рисование и так далее.
  3. Рефлексия. Подводятся итоги тренинга, строятся планы на следующее занятие (всего 7-8 занятий), обсуждаются мысли и чувства участников.

Проведение тренинга допустимо только специалистом! У этого метода есть своя технология и ряд нюансов.

Общие рекомендации

Независимо от возраста ребенка, обязанность родителей, психологов и педагогов:

  • Сотрудничать с ребенком, уделять больше внимания, играть, советовать, наблюдать.
  • Готовить ребенка к школе: работать над развитием всех видов мышления, развивать мелкую моторику, работать над произвольным вниманием.
  • Избегать завышенных ожиданий и требований, позволять ребенку быть несовершенным и ошибаться. Искренне без насмешек замечать успехи.
  • Не сравнивать ребенка с другими учениками, особенно более успешными. Оценивать успехи ребенка можно только относительно его же предыдущих успехов.
  • Помочь ребенку найти референтную группу и деятельность для самореализации. Дополнительное образование, соответствующее интересам и возможностям ребенка, подарит уверенность в себе за счет внимания и успеха, эмоциональной поддержки, которые ребенок будет получать в этой сфере. Постепенно уверенность в себе распространится на все сферы жизни.
  • Делать значимой ту сферу, в которой у ребенка успехи лучше. Постепенно сформируется установка «Если я так хорош здесь, то я могу добиться успеха и в другом деле».

Нужно помнить, что любое слово взрослого обладает воспитательной силой и корректирует поведение, а также мышление школьника. Как похвала, так и ругань, крик – инструменты подкрепления и провокации на то или иное ответное поведение.

Типы проявления школьной дезадаптации

Существует 5 типов проявления школьной дезадаптации, которые отличаются вызвавшими нарушение причинами.

Когнитивный

Этот тип дезадаптации выражается в неуспеваемости ученика по школьной программе, которая соответствует возрастным особенностям. Она может быть как хронической по всем предметам, так и отрывочной (время от времени). Ребенку сложно успевать за темпом всего класса: он опаздывает на уроки, быстро устает и долго выполняет задания.

Эмоционально-оценочный

Такой тип дезадаптации связывают с эмоционально-личностным отношением ко всему процессу обучения или к отдельным предметам. Ученик бурно проявляет свои эмоции, которые вызваны чувством страха и тревоги по отношению к урокам, педагогам, локациям школы.

Поведенческий

Поведенческий тип дезадаптации характеризуется неспособностью ребенка управлять собственным поведением и слабой саморегуляцией. Он нарушает социальные нормы поведения в школе: агрессивен, вступает в конфликты с окружающими, не хочет идти ни на какие контакты. Мотивация учиться и заниматься другими видами деятельности отсутствует.

Соматический

Еще один тип школьной дезадаптации, который связан с различными отклонениями и проблемами с физическим развитием и здоровьем школьника. Быстрая утомляемость, заболевания внутренних органов и слабый иммунитет негативно влияют на успеваемость и коммуникации ребенка.

Коммуникативный

Этот тип дезадаптации возникает из-за сложностей в общении и установлении контактов со сверстниками и педагогами. Школьник может стесняться, не уметь поддерживать разговор, не знать, как обратиться за помощью. Все это заканчивается неудачами, которые заставляют его замыкаться в себе еще больше.

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Предложены основные направления педагогической работы по профилактике дезадаптационных состояний учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова: школьная дезадаптация, социальная адаптация, профилактика дезадаптации.

Начавшееся в начале 90-х годов реформирование политической и социально-экономической жизни в Казахстане привело не только к прогрессивным структурным изменениям в стране, но и к обострению различных социальных проблем, обусловленных ускорением ритма жизни в современном обществе. К одной из таких социальных проблем относятся проблемы, связанные с возникновением у сегодняшних детей и подростков отклонений в поведении и присутствием негативных психических состояний, в основе которых лежат дезадаптационные процессы. Школьная дезадаптация, являясь частью социальной дезадаптации, в настоящее время является достаточно распространенным явлением среди детей и подростков в нашем обществе, которое может негативно сказаться на его развитии в целом, так как социальная адаптированность представляет собой интегральный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции. К таким функциям можно отнести адекватное восприятие человеком окружающей действительности и самого себя, адекватную систему отношений с окружающими людьми, способность к общественно — полезному труду, обучению, к организации собственного досуга и отдыха, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей [1].

Термин «дезадаптация» трактуется как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в обучении, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями. Неуспешность ребенка в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми для него людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии всего личностного развития [2].

При организации профилактической работы дезадаптационных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении, следует учитывать, что к основным факторам возникновения дезаптационных состояний относятся: трудности в обучении, семейные дисфункции, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, несбалансированность современной образовательной среды. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос не только изучения природы возникновения и характерных проявлений социальной дезадаптации, но и определение эффективных путей и средств ее профилактики в детской и подростковой среде образовательных учреждений. Основная идея профилактики заключается в устранении социальных предпосылок, способствующих формированию дезадаптационных состояний и принятии своевременных мер по сохранению психического здоровья школьников за счет реализации специальной психолого-педагогической работы.

Образовательный процесс должен включать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику дезадаптивных состояний обучающихся: переутомления, гиподинамии, дистресса и т. д.

Адаптация — это процесс активного освоения учащимся новых условий обучения с целью приспособления их к своим индивидуальным потребностям и возможностям. Состояние социальной дезадаптации характеризуется проблемами в социальном и личностном развитии ребенка, которые негативно влияют на характер межличностных отношений с семьей, педагогами и сверстниками. При этом социальная дезадаптация развивается поэтапно в двух сферах — деятельностной сфере и в сфере отношений [3].

Так, при неблагоприятных социальных и психолого-педагогических условиях, формирование дезадаптации у детей и подростков в учебной деятельности включает в себя пять взаимосвязанных этапов: первичные трудности в учебе; пробелы в знаниях; отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам; частичная или общая неуспеваемость; отказ от учебной деятельности, т. е. непосещение учебных занятий.

Дезадаптация у детей и подростков проявляется и в затруднениях, вызванных необходимостью усвоения различных социальных ролей, учебных программ, норм и требований таких социальных институтов, как семья и школа.

Систематическое отсутствие успехов в учебной деятельности, нарастание напряжения в отношениях с близкими людьми отрицательно сказываются на психологическом благополучии ребенка в целом. В ситуациях постоянных неудач в учебной деятельности, она перестает быть для ребенка значимой, поэтому он начинает искать тот вид деятельности, в которой он был бы более успешен и мог бы раскрыть свой личностный потенциал (досуговая деятельность, занятия спортом, неформальные подростковые группы и т. д.) [4].

В структуре дезадаптации можно выделить следующие основные компоненты: когнитивный, эмоционально-личностный, поведенческий (таблица 1).

Таблица 1

Структура детской иподростковой дезадаптации

Компоненты дезадаптации Содержательная характеристика
Когнитивный трудности в учебной деятельности, несформированность или низкий уровень познавательных процессов, низкая успеваемость по отдельным учебным предметам
Эмоционально-личностный отрицательное субъективное отношение к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам
Поведенческий нарушение учебной дисциплины, поведения в сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками

К основным причинам формирования дезадаптационных состояний в детской и подростковой среде можно отнести:

 психофизиологические и когнитивные факторы: индивидуальные свойства темперамента, повышенная тревожность, низкий уровень произвольности, внимания, мышления, памяти и поведения, психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям учебно-воспитательного процесса, нарушения психического и физического здоровья.

 социальные: изменение ролевой позиции ребенка, усвоение ребенком системы новых школьных требований, многообразие учебных требований, повышение уровня сложности программы обучения, увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, изменение родительской позиции по отношению к ребенку, нарушение режима и т. д. [5].

В психолого-педагогической работе по предотвращению у детей и подростков дезадаптационных состояний должны быть реализованы две основные стратегические цели:

1) содействие адаптации всех детей без исключения к школе;

2) профилактика дезадаптационных состояний у учащихся.

Работа по профилактике дезадаптации у детей и подростков — должна носить сугубо индивидуальный характер, с опорой на всесторонний анализ причин дезадаптации конкретного учащегося, которые могут быть связаны с особенностями как психики самого обучающегося, так и с условиями окружающей социально-образовательной среды [6].

Существует определенный алгоритм работы по предотвращению дезадаптации обучающихся, включающий следующие основные этапы (рисунок 1) [7]:

Рис. 1. Алгоритм работы по предотвращению дезадаптации учащихся

При проведении диагностической работы следует учитывать временные рамки, так как с детьми младшего школьного возраста диагностика не может осуществляться более 30–40 минут, с подростками возможно проведение диагностики в 2 этапа, продолжительность каждого — не более одного часа. Психологическая диагностика особенностей поведенческого и личностного профиля обучающихся позволяет выявить такие характерные аспекты как: уровень адаптации учащегося к условиям школы; круг актуальных проблем в учебной деятельности школьника; отношение учащегося к самому себе; эмоционально-поведенческие проблемы ребенка; особенности межличностных взаимоотношений обучаемого со сверстниками, т. е. определение его социального статуса.

Полученные показатели позволяют определить наиболее эффективные пути коррекционной работы в рамках учебно-воспитательного процесса, конкретизировать задачи по предотвращению формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний (переутомления, гиподинамии, дистресса), а так же выявить «группу риска» для углубленной диагностической и усиленной педагогической коррекционно-развивающей работы, направления которой представлены ниже (таблица 2).

Следует учесть, что наряду с описанными проявлениями школьной дезадаптации встречаются и ее скрытые формы, когда при достаточно хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или конкретным учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная (как правило, заниженная) самооценка. В таком случае необходима разработка несколько иной коррекционно-педагогической программы по устранению подобных дезадаптационных состояний с опорой на анализ индивидуальных причин их появления.

Таблица 2

Направление педагогической работы сдетьми спризнаками школьной дезадаптации

Варианты проявления дезадаптации Рекомендации педагогам
Не могут самостоятельно донести до партнеров по общению свои мысли и формулировать ответы на заданные им вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе возникающих споров ведут себя некорректно. Не способны аргументировано отстаивать собственную позицию и менять ее, т. к. не осознают необходимость этого. При взаимодействии с классом не подчиняются общему решению группы. Не могут строить процесс общения с учетом статуса собеседника и особенностей той или иной ситуации общения. Необходимо обучать адекватным приемам участия в дискуссии, формировать у детей способность грамотно и корректно обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми (родителями, педагогами и др.) и сверстниками.
При восприятии учебной информации, не могут действовать самостоятельно. Особые трудности вызывает информация, предъявляемая письменно. Испытывают большие затруднения при выделении нового и главного при анализе учебной информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность заметно снижены. Освоение школьной образовательной программы значительно затруднено. Необходимо пошаговое (дозированное) предъявление учебной информации с постоянным пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима дополнительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать уровень логического мышления.
Затруднено осознание учебной задачи как цели деятельности. Приступают к работе, не имея четкого плана действий. Уточняющих вопросов не задают, хотя и нуждается в дополнительных пояснениях. Действуют не системно, а импульсивно и хаотично. Если алгоритм работы предложен учителем, в ходе работы грубо нарушают его, не замечая этого. Завершив задание, часто удовлетворены ошибочным результатом, а при проверке результата, допущенных ошибок не видит. Не способны обратиться за необходимой дополнительной помощью к учителю и даже если такая помощь оказана, не умеют её использовать. Необходимо обучать умению ставить цель деятельности, разрабатывать план по ее достижению. По завершении работы следует побуждать детей сравнивать собственный полученный результат с образцом, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку выполненной работе. Следует показывать детям, где можно получить дополнительную помощь и как ею правильно воспользоваться.

Таким образом, к основным направлениям профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми в аспекте межличностных отношений со сверстниками относятся:

 развитие самопознания детей и подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способов адекватного поведения в них;

 обучение навыкам анализа различных ситуаций общения;

 обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении;

 создание условий для обращения детей и подростков к собственному опыту общения;

 обучение детей и подростков навыкам эффективного взаимодействия в конфликте.

Только такой комплексный подход обеспечивает необходимую эффективность психолого-педагогической работы по предотвращению дезадаптационных состояний у детей и подростков и их коррекцию.

Литература:

  1. Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация. — СПб.: Питер, 2011.
  2. Агеева Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных подростков и ее причины. — Ульяновск: 2010.
  3. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. — М.: Сфера, 2005.
  4. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, № 5.
  5. Корчуганова И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми «группы риска»: Методическое пособие. — СПб, 2006.
  6. Крылова Т. А., Струкова М. Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». — М.: НИИ «Школьные технологии», 2010, — С. 26–52.
  7. Чепракова Е. А. Разработка коррекционно-развивающих программ. — // Справочник педагога-психолога. Школа. — 2012, № 4.

Диагностика школьной дезадаптации

Школьную дезадаптацию на начальном уровне может диагностировать лишь учитель. Для этого требуется оценить уроки в целом, отметить, у кого из детей возникают периодические сложности в усвоении материала, темпе работы, выполнении домашних заданий.

Учитель может заметить у ребенка следующие сигналы дезадаптации:

  • быстрое истощение на уроках и снижение работоспособности (ребенок много крутится, не может долго усидеть за партой, зевает, играет со школьными принадлежностями, не может повторить, о чем только что говорилось на уроке);
  • повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, синева над верхней губой, отказ от игр и общения с одноклассниками, отсутствие инициативы на уроках, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на носочках);
  • ошибки в письменных работах (выполнены не по порядку, много помарок и исправлений, не соблюдены правила ведения тетрадей, не вовремя сдаются домашние задания, пропущены буквы в словах);
  • повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боится ответов у доски, сомневается в своих способностях, реагирует на замечания слезами или агрессией, при ответах теребит одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).

Если часто начинает проявляться хоть какой-то из признаков, то учитель обязан побеседовать с родителями и подключить школьного психолога.

Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:

  1. Психолог проводит необходимые диагностические методики.
  2. Собирает и анализирует полученные данные, критерии школьной дезадаптации, при необходимости еще раз беседует с ребенком.
  3. Школьник проходит обследование у врача.
  4. Психолог беседует с педагогом, соотнося все результаты с наблюдениями.
  5. Педагог и психолог доносят всю информацию до родителей.

Диагностика

Для диагностики школьной дезадаптации можно использовать несколько методов. Предлагаю рассмотреть карту наблюдений для диагностики всех возрастов и отдельно методики для младших школьников и подростков.

Карта наблюдений

Карта наблюдений Д. Стотта представляет собой уже готовый бланк с утверждениями, в который предлагается вписать ответы о верности этих утверждений относительно конкретного ребенка. Всего представлено 16 блоков, то есть все симптомы разделены на симптомокомплексы. Это позволяет установить особенности дезадаптации:

  • недоверие к людям, вещам, ситуациям;
  • депрессия;
  • уход в себя;
  • тревожность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • враждебность во взаимоотношениях со взрослыми;
  • тревога в отношении сверстников и других детей;
  • асоциальность;
  • враждебность к детям;
  • неугомонность и неусидчивость;
  • эмоциональное напряжение;
  • признаки неврозов;
  • неблагоприятные условия развития;
  • проблемы в сфере сексуального развития;
  • умственная отсталость;
  • болезни и патологии;
  • физические недостатки.

В баллах определяется сам факт дезадаптации, выраженность каждого симптомокомплекса и его роль в дезадаптации. Карту можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.

Это обширный и многофункциональный (качество и количество, врожденные и приобретенные причины, выраженность отдельных причин) метод исследования дезадаптации. Но минус методики в том, что более полное наблюдение может провести только специалист школы, но и то не всегда, возможны субъективные ошибки в оценке. Кроме того, это длительный по осуществлению метод.

Младшие школьники

Для диагностики младших школьников, особенно первоклассников, часто используют опросник Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Методика тоже ориентирована на наблюдение за ребенком со стороны учителей, но как и в первом случае, отвечать на вопросы может любой взрослый, хорошо знающий ребенка.

Опросник включает в себя 46 вопросов, которые разделены по блокам (возможные причины и факторы дезадаптации):

  • родительское отношение к ребенку;
  • готовность (неготовность) к школе;
  • леворукость;
  • неврозы и невротические симптомы;
  • инфантильность;
  • гиперкинетический синдром (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), чрезмерная расторможенность;
  • инертная нервная система;
  • слабая произвольность психических функций;
  • недостаток учебной мотивации;
  • астенический синдром;
  • нарушения интеллектуальной сферы.

Высчитывается коэффициент дезадаптации. Среди возможных вариантов: нормальная адаптация, средняя степень дезадаптации, серьезная дезадаптация, показания к посещению психоневролога (врожденно обусловленные проблемы).

Подростки

При диагностике подростков можно использовать комплексы диагностических методик для анализа отдельных сфер:

  • тесты акцентуаций личности;
  • тест тревожности Филлипса;
  • методику «Дом. Дерево. Человек»;
  • метод незаконченных предложений;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • тест Томаса (поведение в конфликтах);
  • Q-сортировка (анализ самооценки);
  • СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности);
  • тест ценностных ориентаций;
  • Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
  • Фурман А. «Насколько адаптирован ты к жизни».

В наблюдении о дезадаптации подростков свидетельствуют:

  • Отставание в развитии, при исключении умственной отсталости.
  • Проблемы в усвоении школьных знаний, успеваемости.
  • Недоразвитость речи, проблемы в виде недостаточного словарного запаса, сложности обобщения, систематизации и других функций речи. Слабость внутренней речи.
  • Нехватка познавательной активности, любознательности и словесно-смысловой памяти.
  • Агрессия в отношении людей, вещей, животных.
  • Чувство неполноценности.
  • Возбудимость и конфликтность.
  • Неадекватная самооценка.
  • Побеги из дома и (или) школы.
  • Девиантное поведение.

Как среди младших школьников, так и среди подростков для определения их истинных мотивов, потребностей и интересов можно использовать метод сочинения (для младших детей – сказку, для старших – рассказ).

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

Единой методики коррекции школьной дезадаптации у детей школьного возраста не существует. К каждому ребенку должен быть осуществлен индивидуальный подход, т.к. факторы школьной дезадаптации и пути ее коррекции очень разнятся. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи, которая будет рассматривать одновременно медицинский, психологический, педагогический и социальный аспекты.

Основной упор делается на психологическую помощь, поэтому большой пласт работы выполняет именно школьный психолог (при необходимости это может быть частный психолог или психотерапевт). Он подробно исследует основные моменты, связанные с жизнью школьника:

  • изучает социальную среду ребенка и условия его развития;
  • оценивает психофизическое развитие школьника, учитывает индивидуальные особенности;
  • определяет какой характер имеет внутренний конфликт, который и привел к нарушению;
  • выявляет факторы, которые приводят к кризисной ситуации и появлению признаков дезадаптации;
  • составляет индивидуальный план психолого-педагогической коррекции, доводит его до сведения педагогов и родителей.

Психолог практикует множество способов коррекции, чаще всего это могут быть:

  • беседы;
  • арт-терапия;
  • групповой тренинг;
  • ассоциативные методики;
  • игровая деятельность, направленная на сплочение классного коллектива;
  • упражнения на развитие психических процессов, когда это необходимо.

Учителя тоже активно задействованы в коррекционных мероприятиях для конкретного ребенка. Они создают положительные условия для адаптации ученика: комфортную и доброжелательную атмосферу на уроке, доброжелательный климат в классном коллективе, особое внимание к ребенку.

Родители должны участвовать в жизни ребенка, чтобы повысить шанс положительной динамики в развитии нарушения. Без их поддержки результат может оказаться минимальным. Семья должна выстраивать доверительные отношения с ребенком, подбадривать и помогать ему во всех начинаниях, обязательно хвалить. Все замечания должны быть сведены к минимуму или проговариваться спокойно и аккуратно. У членов семьи должно быть совместное времяпрепровождение, занятие какой-либо общей деятельностью.

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте

В подростковом возрасте ситуация чаще всего усугубляется. У учеников начинает падать успеваемость, появляется больше проблем с дисциплиной. В этот период на процесс нормальной адаптации начинает действовать ряд факторов, которые приводят к его нарушению

Первый фактор – это индивидуальный фактор. Необходимо заметить, что в этот период у подростков происходит сильный гормональный всплеск, что сказывается на их мироощущении, поведении, физическом и эмоциональном состоянии. Некоторые стремятся занять лидирующую позицию, это стремление они реализуют через асоциальное поведение, пытаются демонстрировать свою взрослость через не правильное поведение, начинают курить или пить спиртное, нецензурно выражаться.

Следующий фактор – это психический фактор. В этот период эмоции берут верх над рациональностью. Ребёнок решает для себя делать то, что ему приносит больше удовольствия, меньше думает о пользе.

Следующий фактор- это волевой фактор. У подростка начинаются проблемы с силой води. Он часто не может заставить себя делать то что надо, чаще делает то что хочется. Если цель для него мало привлекательна, то чаще всего работа остается не доделанной.

Последний фактор – это семейный фактор. В подростков возрасте дети стараются казаться самостоятельными. Если в семье хорошие отношения, то ребёнок не отдаляется от родственников, ищет при необходимости помощи и поддержки. Если отношения в семья осложнились, то подростку не с кем поделиться своей проблемой.

Профилактика школьной дезадаптации

Способы профилактики школьной дезадаптации также должны представлять собой комплекс мероприятий. На сегодняшний день он состоит из следующих мер:

  • компенсирующие классы;
  • специальные методики коррекционного обучения;
  • социальные тренинги;
  • тренинги совместно с родителями и учениками;
  • специальные консультации для родителей.

Главное внимание при профилактике должно быть обращено на успешную адаптацию к школьной среде. Ведь для каждого школьника это большой стрессовый процесс. И родители, и педагоги должны совместными усилиями помочь ребенку его пройти. Результатом должно стать его позитивное отношение к жизни, к учебному процессу, к учителям и одноклассникам. Тогда уроки будут проходить позитивно, с творческим подходом, учебная деятельность будет приносить радость и удовлетворение, а школа перестанет быть проблемой.

Намного легче пройдет процесс адаптации к школе, если между ребенком и родителями установлены доверительные и дружеские отношения. В этом случае любые жизненные трудности будут преодолеваться более успешно, а формы школьной дезадаптации не проявятся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]