Адаптация организма человека к условиям окружающей среды

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Особенности адаптации человека содержатся в том, что он должен добиться одновременного равновесия с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться к другим особям, которые также стараются адаптироваться и к среде и к ее обитателям.

Адаптация понятие. Выделяются два подхода к разбору феномена адаптации. Согласно первому подходу, адаптация – это свойство живого саморегулируемого организма, которое обеспечивает постоянство характеристик под воздействием на него условий окружающей среды, что достигается развитыми адаптационными способностями.

За вторым подходом адаптация – это динамическое образование, процесс привыкания индивида к обстоятельствам окружающей среды.

Поскольку человек это биосоциальная система, то проблема адаптации должна анализироваться соответственно трем уровням: физиологическому, психологическому и социальному. Все три уровня имеют между собой связь, воздействуют друг на друга, устанавливают интегральную характеристику общего функционирования систем организма. Такая интегральная характеристика проявляется, как динамичное образование и определяется, как функциональное состояние организма. Без термина «функциональное состояние» невозможно говорить о явлении адаптации.

Приспособляемость в ситуациях, в которых отсутствуют барьеры на пути к достижению успехов, осуществляется посредством конструктивных механизмов. Эти механизмы включают познавательные процессы, целеполагание, конформное поведение. Когда ситуация проблемная и насыщена внешними и внутренними барьерами, то процесс адаптации протекает посредством защитных механизмов личности. Благодаря конструктивным механизмам человек может проявлять адекватную реакцию на изменения социальных жизненных обстоятельств, пользуясь возможностью оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать и прогнозировать возможные события.

Выделяются такие механизмы адаптации человека: социальный интеллект – умение усматривать сложные отношения, зависимости между объектами социальной среды; социальное воображение – умение понимать опыт, мысленно определять судьбу, осознавая себя сейчас, свои ресурсы и возможности, помещая себя в рамки текущего этапа общества; реалистичная устремленность сознания.

Адаптация личности состоит из системы защитных механизмов, благодаря которым понижается тревожность, обеспечивается единство «Я-концепции» и стабильность самооценки, сохраняется соответствие между представлениями о мире и о самом человеке в частности.

Выделяют такие психологические защитные механизмы: отрицание – игнорирование нежелательной информации или травмирующих психику эпизодов; регрессия – проявление человеком инфантильных стратегий поведения; формирование реакции – изменение нерациональных импульсов, эмоциональных состояний на противоположные; вытеснение – «стирание» из памяти и сознания болезненных воспоминаний; подавление – почти такое же вытеснение, но более сознательное.

Вышеописанные основные защитные механизмы при адаптации личности существуют еще дополнительные, они считаются более зрелыми: проекция – приписывание кому-то качеств, поступков, которые присущие самой личности, но она их не осознает; идентификация – отождествление себя с каким-то реальным или нафантазированным персонажем, приписывание себе его качеств; рационализация – стремление объяснить поступок, интерпретируя события таким образом, чтобы уменьшить его травмирующее влияние на личность; сублимация – преобразование инстинктивной энергии в общественно приемлемые формы поведения и деятельности; юмор – стремление снизить психологическое напряжение, применяя юмористические выражения или рассказы.

В психологии существует понятие адаптационного барьера, оно означает своего рода границу в параметрах внешней среды, выходя за которую адаптация личности уже не будет адекватной. Свойства адаптационного барьера выражаются индивидуально. На них влияют биологические факторы среды, конституционный тип личности, социальные факторы, индивидуально-психологические факторы человека, определяющие адаптационные возможности личности. Такие личностные свойства – это самооценка, система ценностей, волевая сфера и другие.

Успешность адаптации определяется полноценным функционированием физиологического и психического уровня личности. Эти системы находятся и функционируют во взаимосвязи. Есть компонент, которым обеспечивается эта взаимосвязь двух уровней и осуществляется нормальная деятельность личности. Такой компонент может иметь двойственное строение: психический и физиологический элемент. Этим компонентом в регуляции адаптации человека являются эмоции.

Особенности современной адаптации

Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.

  • Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
  • В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.

Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.

Аридный тип адаптивности

К этому типу относятся люди, живущие в пустынных зонах. Эти широты отличаются редкими осадками и жарким климатом.

Особенности телосложения аридного адаптивного типа человека: телосложение линейного характера, плоская грудь, мышцы развиты слабо, жировой компонент невелик, замедленный процесс обмена веществ в организме. Менее чувствительны к изменениям температуры среды обитания.

Что такое адаптация к школе

Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.

  • Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
  • Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.

Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.

С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:

  • Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
  • Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
  • Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
  • Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).

Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.

Структура и виды адаптации

Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

  • ориентировочную фазу (2-3 недели);
  • неустойчивое приспособление (2-3 недели);
  • относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

Социальная адаптация

Предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация

Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Психологическая адаптация

Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям».

Влияние адаптации

Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать (таблица ниже).

Компоненты адаптацииКритерииПоказатели
КогнитивныйУровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школеОсознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа
ЭмоциональныйСамооценка, уровень притязанийАдекватная самооценка, высокий уровень притязаний
ПоведенческийПоведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьмиСтремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)

Признаки успешной адаптации к школе

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.

Итог

Человек вынужден адаптироваться всегда на различных уровнях своей жизни. Сначала человек адаптируется физиологически, привыкая к контролю за своим телом, потом к окружающей природе. Социальная адаптация начинается в тот момент, когда родители приступают к воспитанию ребенка. При этом осуществляется психологическая адаптация, когда человек вырабатывает такие черты характера, которые помогут ему чувствовать себя гармонично в существующих условиях.

Адаптация не всегда предполагает исключительно эффективное и успешное, приемлемое поведение. Адаптироваться можно путем формирования болезни или плохого поведения, что также помогает более быстро достигать поставленных целей в имеющихся условиях.

Уровни адаптации

А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).

Уровень адаптацииХарактеристика ученика
НизкийОтрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
СреднийПоложительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
ВысокийПоложительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

Континентальный тип адаптивности

Для населения данной зоны, характерны следующие признаки: плоская грудная клетка, склонность к полноте, в скелете ниже нормы содержание веществ минерального происхождения.

Распространен грудной тип телосложения, который отличается слабой развитостью мышц, сутулостью, впадиной на зоне живота. Также получил распространение брюшной тип, отличительными чертами которого являются: грудная клетка конической формы, выпуклый живот, обычная (волнистая) или сутулая спина.

В зоне тайги признаки схожи, но отличительной чертой является миниатюрность телосложения.

Факторы успеха адаптации

Успешность адаптации к школе зависит от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации.

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. До конца сей вопрос не изучен. Но многие психологи и педагоги (С. Н. Верейкина, Г. Ф. Ушамирская, С. И. Самыгин, Т. С. Копосова, М. С. Голубь, В. И. Долгова) сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Арктический тип

Адаптивный тип человека сформировался в результате влияния на него холода, пищи в основном животного происхождения. Население этого типа отличается мощной мускулатурой, массивным скелетом, жировым комплексом, грудная клетка крупная и имеет форму цилиндра.

Показатель гемоглобина у арктического адаптивного типа человека по сравнению с другими типами высокий. Костный мозг достигает больших размеров, кости богаты веществами минерального происхождения, холестерин и белок в крови таких людей на высоком уровне. В то же время иммунитет средний.

Роль семьи в адаптации

В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

  • в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
  • высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
  • снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.

Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:

  • активны (социально, физически и коммуникативно);
  • инициативны;
  • независимы;
  • эмпатийны и доброжелательны.

Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.

Высокогорный адаптивный тип

Для такого вида широт характерны низкие среднегодовые температуры, нехватка кислорода. Люди такого типа отличаются массивным скелетом, цилиндрической грудной клеткой, высоким содержанием гемоглобина и эритроцитов в крови. Щитовидная железа менее развита. Обмен веществ интенсивен, по сравнению с типами, описанными выше.

Интенсивность в развитии невелика, как и в росте, но продолжительность жизни значительно выше, чем в других регионах.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

—>

Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
  2. успешное общение и адекватные отношения с окружающими;
  3. способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха;
  4. способность к самообслуживанию и самоорганизации;
  5. изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.


ТолкованиеПереводУРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ Нейтральное положение в сенсорном континууме; в специальном употреблении: уровень, к которому орган чувств адаптировался. Гарри Хелсоном на основе этого понятия была разработана целая теория сенсорно-контекстных воздействий. Эта теория утверждает, что нейтральные раздражители, к которым субъект уже адаптировался, создают фон, на котором воспринимаются новые стимулы. Так, например, прохладная вода может ощущаться теплой, если субъект перед тем адаптировался к довольно холодной воде. Хотя теория была разработана применительно к сенсорным процессам, она широко использовалась в областях, далеких от сенсорного континуума, особенно в исследованиях отношений и изменений в отношениях.

Толковый словарь по психологии. 2013.

Другие книги по запросу «УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ» >>Используемые источники:

  • https://studwood.ru/675093/psihologiya/urovni_vidy_protsessa_adaptatsii
  • https://psychologist.tips/849-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-rebenka-k-shkole-vidy-i-urovni-adaptatsii.html
  • https://studopedia.ru/9_221824_ponyatie-i-osobennosti-adaptatsii.html
  • https://psychology_dictionary.academic.ru/8614/уровень_адаптации

Тропический тип адаптивности

В этих широтах высокая солнечная активность, тропические штормы и др. Среда играет важную роль в формировании адаптивных типов человека.

К данному типу относятся люди, живущие в теплой и влажной зоне. Отличаются по следующим признакам: форма тела вытянутая, долихоморфность — длинные руки и ноги, в сочетании с коротким телом. Сравнительно большая поверхность тела. Много потовых желез, что способствует интенсивному выделению пота.

Скорость обмена веществ средняя, синтез эндогенного жира и холестерина из печени на низком уровне, что влияет на здоровье человека этих зон. Встречается пониженное содержание в костях минеральных веществ. Часто явление пониженного белка, также нашли свое место эндемические заболевания, связанные с повышенным или пониженным содержанием в зоне обитания того или иного химического вещества.

Все эти признаки приобретены из-за пребывания в жарком климате с высокой влажностью воздуха.

Умеренный тип адаптивности

Между адаптивными типами человека и расами существует взаимосвязь, так как формирование различных типов человека обуславливает их расселение по всему миру.

Тип умеренной зоны наиболее распространен на планете. По отличительным признакам и климату занимает промежуточное положение между двумя типами: арктическим и тропическим.

Умеренный тип широко распространен, сочетает множество разных факторов всех широт, к которым организм должен приспособиться.

Воздействие климата

Важным фактором является температура и ее воздействие на организм. Плотность населения по миру варьируется в зависимости от температуры воздуха. За счет терморегуляции организма человек приспосабливается к сезонным изменениям температуры. Поэтому, чем меньше разбежка в сезонных изменениях температуры, тем благоприятнее условия для проживания и население отличается ростом численности.

Солнечная активность влияет на работоспособность человека и его здоровье, ориентировка в пространстве также зависит от солнечного света, повышает активность мозга. Из-за нехватки витамина D развиваются болезни, такие как рахит.

Адаптивные типы человека в разных климатических зонах отличаются цветом кожи и мускулатурой.

Атмосферное давление так же влияет на физиологические показатели. На севере Евразии, Канады, Аляски холодный пояс. Период вегетации длится не более двух месяцев. Низкие температуры препятствуют активному земледелию.

В широтах Евразии находится прохладный пояс, а также на севере и юге Америки, в Андах. Теплые регионы этого пояса отличаются развитостью земледелия.

На территории Европы находится умеренный пояс, не включая южные острова, Русскую равнину, Казахстан, Южную Сибирь и Восток, Монголию, Тибет, Северо-Восточный Китай, южную часть Канады, северные районы США.

Теплый пояс занимает евроазиатское Средиземноморье, южную часть Китая, большую часть США и Мексики, Чили и Аргентину, южную часть Африки и Австралии.

Пояс жаркого типа занимает преобладающую площадь Африки, Южной Америки, Южной Азии, Аравийского полуострова, Центральной Америки. Также агроклиматическое районирование мира осуществляется в зависимости от степени увлажнения.

Осложнения

Осложнения расстройства адаптации могут развиваться по-разному.

Отягощение имеющейся симптоматики и нарастание дезадаптации. Аффективные, тревожные и депрессивные нарушения, из кратковременных, прогрессируют в клинически сформированное тревожно-депрессивное расстройство. При таком течении стрессогенный фактор перестает являться основным для развития развёрнутой клиники синдрома.

Развитие невротических и соматоформных расстройств. Кроме имеющихся симптомокомплексов, появляются вегетативные расстройства, навязчивые состояния, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Формирование невротического развития личности. Невротические расстройства принимают хроническое течение, если стрессорный фактор не устранен. Личностные невротические изменения закрепляются (повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, поведенческая неустойчивость, астенизация), связь с психогенным провоцирующим фактором теряется. Нередко появляется декомпенсация невротических нарушений. Как правило, невротическое развитие личности формируется через 3-5 лет, при наличии выраженных расстройств.

Диагностика

Диагностика расстройства адаптации проводится по наличию клинических критериев, исследованию личности пациента различными методами, общего состояния пациента и симптоматики.

Развитие клинической картины (симптомы эмоциональных и поведенческих реакций) происходит в течение 1-3 месяцев, на фоне воздействия острого стресса или продолжительного стрессогенного фактора. Присутствуют различные по форме и тяжести клинические симптомы (аффективные и поведенческие расстройства, астеновегетативные проявления). При выраженном астеновегетативном синдроме, требуется комплексное обследование организма. Наблюдается выраженный дистресс, не пропорциональный стрессору. Проявления расстройства негативно влияют на социальную или профессиональную деятельность. Переживания человека напрямую связаны со стрессовой ситуацией и отражаются в симптоматике. Клиника расстройства адаптации не проявляется после шести месяцев с момента завершения воздействия стрессорного фактора (за исключением пролонгированной депрессивной реакции).

Дифференциальная диагностика проводится с другими невротическими расстройствами с преобладающей депрессивной и тревожной клиникой (генерализованное тревожное расстройство, депрессивный эпизод), и расстройствами, вызванными стрессовыми факторами (посттравматическое стрессовое расстройство и острая реакция на стресс). Данные расстройства имеют другие временные рамки и более точные характеристики стрессовых факторов и реакций пациента. Люди, с выраженным посттравматическим стрессом, но не подходящие под критерии ПТСР или острого стрессового расстройства, могут иметь нарушения адаптации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]