Адаптивные возможности организма ребенкастатья по теме


Адаптационные возможности человека

Адаптация – это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменяющимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, выделяются следующие виды адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная.

Психологическая адаптация – процесс согласования личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющий человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при обеспечении соответствия деятельности и поведения требованиям среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений её регуляции. В адаптационный процесс включены физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности.

Факторы адаптации

можно разделить на две группы. К
первой группе
относятся особенности личности самого человека. Это такие характеристики, как общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, психические процессы, исходное психическое состояние и возраст.
Вторую группу
составляют объективные факторы. Этими факторами являются: средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, качества и пример окружающих, подготовительная работа. Адаптация ускоряется, если проведена предварительная работа по ознакомлению с возможными ситуациями и действиями.

В теории психической адаптации различают устойчивую адаптацию, переадаптацию, дезадаптацию, реадаптацию

.
Устойчивая адаптация
определяется регуляторными реакциями, психической деятельностью, системой отношений, возникшими в процессе развития человека в конкретных экологических и социальных условиях и не требующие значительного нервно-психического напряжения.
Психическая дезадаптация
– состояние «прорыва» адаптационных барьеров и ломки сложившихся динамических стереотипов психической деятельности под длительным и сильным воздействием экстремальных факторов.
Психическая переадаптация
– приспособление человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Реадаптация
– процесс возвращения человека из измененных условий в обычные, с отказом от новых динамических стереотипов и восстановлением прежних. Чем более продолжительный срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация.

В.И. Лебедев выделил следующие этапы процесса адаптации–реадаптации

: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, переадаптация, завершающее психическое напряжение, острые психические реакции выхода, реадаптация.

В.И. Лебедев выделил четыре критерия, позволяющих необычные (но еще нормальные) реакции и состояния отделять от патологических. Первое – определенность связи с окружающей средой. Второе – псевдопатологические реакции и состояние отличаются от патологии кратковременностью. Третье – по отношению к необычным состояниям у человека сохраняется критичность. Четвертое – если человек в измененных условиях был убежден в реальности какого-либо необычного явления, то после возвращения в обычные условия он легко отказывается от своего убеждения, следуя аргументации окружающих.

В основе формирования психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях лежат его адаптивные возможности. Адаптивные возможности – важнейший фактор, обеспечивающий высокую эмоциональную и нервно-психическую устойчивость человека. Методы определения адаптивного потенциала человека следующие: – анкета «Прогноз» для оценки нервно-психической устойчивости (разработка Санкт-Петербургской военно-медицинской академии); – опросник «Адаптивность» для измерения психической регуляции, коммуникативного потенциала, морально-нравственной нормативности, адаптивной способности (А. Маклаков, С. Чермянин); – методика оценки уровня тревожности Д.Тейлора; – оценка уровня тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера (в модификации Ю.Л. Ханина).

Системы, обеспечивающие адаптацию.

Афферентное звено. Афферентное звено функциональной системы адаптации состоит из рецепторов, а также чувствительных нейронов и совокупностей афферентных нервных клеток в ЦНС. Все эти элементы нервной системы воспринимают раздражения из внешней среды и от самого организма и участвуют в осуществлении так называемого афферентного синтеза, необходимого для адаптации. Афферентный синтез возникает по П.К. Анохину, при взаимодействии мотивации, памяти, обстановочной и пусковой информации. В спорте, в одних случаях (например, у бегунов, лыжников, гимнастов), афферентный синтез для принятия решения о начале своих движений относительно прост и это облегчает формирование адаптивной системы, в других же (единоборство, спортивные игры), весьма сложен и это затрудняет образование такой системы.

Центральное регуляторное звено. Центральное регуляторное звено функциональной системы представлено нейрогенными и гуморальными процессами управления адаптивными реакциями. В ответ на афферентные сигналы нейрогенная часть звена включает двигательную реакцию и мобилизует вегетативные системы на основе рефлекторного принципа регуляции функций. Афферентная импульсация от рецепторов к коре головного мозга вызывает возникновение положительных (возбудительных) и отрицательных (тормозных) процессов, которые и формируют функциональную адаптивную систему. В адаптированном организме нейрогенная часть звена быстро и четко реагирует на афферентную импульсацию соответствующей мышечной активностью и мобилизацией вегетативных функций. В неадаптированном организме такого совершенства нет. Мышечное движение будет выполнено приблизительно, а вегетативное обеспечение окажется недостаточным. При поступлении сигнала о физической нагрузке одновременно с описанными выше изменениями происходит нейрогенная активация гуморальной части центрального регуляторного звена, ответственного за значение гуморальных реакций (повышенное высвобождение гормонов, ферментов и медиаторов) определяется тем, что они путем воздействия на метаболизм органов и тканей обеспечивают более полноценную мобилизацию функциональной адаптивной системы и ее способность к длительной работе на повышенном уровне.

Эффекторное звено. Эффекторное звено функциональной системы адаптации включает в себя скелетные мышцы, органы дыхания, кровообращения, кровь и другие вегетативные системы. Интенсивность и длительность физических нагрузок на уровне скелетных мышц определяется тремя основными факторами:

  1. числом и видом активируемых моторных единиц;
  2. уровнем и характером биохимических процессов в мышечных клетках;
  3. особенностями кровоснабжения мышц, от чего зависит приток кислорода, питательных веществ и удаление метаболитов.

Увеличение силы, скорости и точности движений в процессе долговременной адаптации достигается двумя основными процессами: формированием в ЦНС функциональной системы управления движениями и морфофункциональными изменениями в мышцах (гипертрофия мышц, увеличение мощности систем аэробного и анаэробного энергообразования, возрастание количества миоглобина и митохондрий, уменьшение образования и накопления аммиака, перераспределение кровотока и др.)

Адаптивные возможности организма ребенкастатья по теме

Адаптация организма

Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения – ежеминутно, ежесекундно. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть приспособления состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров [10].

Этот процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация – также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда [19, 45, 49].

Основной и принципиальный вопрос, требующий научного освещения, — за счет каких механизмов и какой цепочки явлений неадаптированный организм становится адаптированным.

Так как организм человека – это сложная, динамическая, многофункциональная система, то адаптация включает все виды приспособления к общеприродным, производственным, социальным условиям. Поэтому говорят об адаптации температурной, сенсорной, болевой, психической, трудовой и т.п.

Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации. Первая сформировалась в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутации, естественного отбора. Ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству. Фенотипическая адаптация формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой. Приобретенные в течение жизни фенотипические изменения наслаиваются на наследственные признаки и формируют индивидуальный облик организма, характеризующегося совокупностью морфофункциональных изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза .

В результате развития адаптационных реакций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т.д. Это новое качество проявляется прежде всего в том, что организм не может быть поврежден тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Роль адаптации как фактора профилактики проявляется в том, что устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, но и нескольких, т.е. речь идет о комбинированной адаптации. В спортивной деятельности, например в процессе тренировки и соревнований лыжников, происходит одновременная адаптация к физической нагрузке, требующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям [59].

В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.

1.2. Механизм действия адаптивных возможностей организма

Первоначально механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции [3]. Однако эффективность этой системы невелика, а реакция организма не означает моментальной адаптации. Это лишь основа начального этапа срочной адаптации, которая является экстренной реакцией различных органов и систем, компенсирующей воздействие внешних факторов. Но эти реакции не закрепляются и быстро исчезают, если они не превышают физиологических возможностей организма в данный момент.

Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия. В результате увеличения физиологических возможностей формируется кумулятивная адаптация. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной перестройки организма [44].

При напряженной спортивной тренировке он связан с активизацией и мобилизацией функциональных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и функциональных преобразований в органах и тканях.

По мнению В.Н. Платонова [54], устойчивая долговременная адаптация характеризуется наличием необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов. В.В. Петровский [53], В.М. Волков, А.А. Семкин [13] характеризуют ее как состояние наивысшей работоспособности, выражающейся в формировании эффективной структуры движений, повышении скорости произвольного расслабления мышц (техническая экономизация), ускорении процесса врабатывания, снижении энергозатрат на единицу выполненной работы, повышении утилизации кислорода, оптимизации восстановительных процессов (функциональная экономизация).

Долговременная адаптация выражается, с одной стороны, в увеличении мощности механизмов саморегуляции, с другой – в повышении реактивности этих систем к управляющим сигналам. В результате этого уравновешивание адаптированного организма с внешней средой достигается при меньшей степени включения высших уровней регуляторной иерархии – при более экономном функционировании нейроэндокринной регуляции систем, ответственных за адаптацию [46].

Особого внимания заслуживает адаптация организма к экстремальным, стрессорным условиям, из которых нельзя выйти посредством простых реакций избегания. Такие ситуации встречаются в различных видах деятельности человека, сопряженных с ответственностью, риском, необходимостью сохранять выдержку, регулировать поведение и эмоции.

На протяжении индивидуальной жизни человек неоднократно подвергается стрессу, в результате длительного и интенсивного действия которого развиваются стрессовые заболевания. В настоящее время доказана роль стресса как этиологического фактора ишемических заболеваний сердца, гипертонической болезни, атеросклероза, язвенных поражений желудка, даже злокачественных опухолей и иммунодефицитных состояний, ограничивающих срок человеческой жизни [45, 71].

В качестве стрессоров выступают такие естественные для нашего времени формы, как экологические катастрофы, войны, потеря близких людей, физические травмы, увечья и др. Не менее широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, обманом, предательством, крахом надежд, разочарованием и т.п. В подобном положении оказываются многие инвалиды, внезапно потерявшие конечность, зрение или слух, когда формируются так называемые безвыходные стрессовые ситуации. Конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможности, непреодолимом запрете ее осуществить в создавшихся условиях [64].

Однако большинство людей, оказавшихся в безвыходных ситуациях, не погибают, а приобретают ту или иную степень резистентности (устойчивости) к этим стрессорным ситуациям.

Дело в том, что при воздействии различных экстремальных факторов, как физических, так и психических, в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессоров, Г.Селье [62] назвал адаптационным синдромом. Выраженность этих изменений зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем и характера поведения человека. По утверждению Г. Селье, без стресса невозможна никакая активная деятельность, полная свобода от стресса равнозначна смерти. Следовательно, стресс не только вреден, но и полезен для организма. Он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям.

Важное значение для характера последствий стресса имеют поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов ее изменения ведет к устойчивости организма, при отказе от активного поиска фаза сопротивления адаптационного синдрома переходит в фазу истощения и в тяжелых случаях может привести организм к гибели.

Итак, даже самые общие знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности теории и методики адаптивной физической культуры. Однако на сегодня остаются нерешенными такие важные теоретические и прикладные проблемы,: как управление долговременной адаптацией организма инвалидов различных нозологических групп в процессе физического воспитания, спортивных, рекреационно-оздоровительных занятий и двигательной реабилитации;нормирование физической нагрузки и адаптация к ней; тактика адаптации к действию нескольких факторов среды; обеспечение сложных форм социальной адаптации через движение; адаптация организма к действию экстремальных стрессорных ситуаций; количественная и качественная оценка процессов адаптации и др.

Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, на территории современных Китая, Кореи, Монголии и Японии после того, как древние лекари обратили внимание на то, что на теле человека существуют особые «жизненные» точки, связанные с внутренними органами и системами. Воздействуя на эти точки, можно было не только улучшить общее состояние больного, но и восстановить нарушенные функции органов.

1.3. Обоснование методики точечного массажа

Точечный массаж (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевый чжень), или прессация — это воздействие на точки акупунктуры (ТА) пальцем (пальцами). Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.

Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков (2—10 мм) поверхности кожи, которые названы биологически активными точками (БАТ), так как в них размещается большое количество нервных окончаний.

На сегодня учеными и специалистами описано около 700 БАТ, из них наиболее часто используются 140—150.

Для нахождения БАТ следует пользоваться анатомо-топографическими признаками (бугорки, связки, мышцы, кости и пр.). Однако этих ориентиров явно недостаточно для нахождения некоторых БАТ. В I их отыскивании помогает своеобразная мера: индивидуальный цунь — расстояние между двумя складками, которые образуются при сгибании второй фаланги среднего пальца правой руки у женщин и левой — у мужчин. Выяснилось, что все участки нашего тела можно условно разделить на определенное количество равных частей. Их граница и получила название пропорционального цуня, который варьирует в пределах 1—3 см в зависимости от телосложения человека. Каждый может сделать для себя ленту-измеритель со своими цунями.

Прежде чем приступить к массажу, необходимо четко изучить расположение БАТ и научиться регулировать силу воздействия на них в зависимости от места расположения — вблизи костей, связок, сосудов, нервов и т. п. Более слабое воздействие осуществляется на сосуды и нервы. Принцип выбора БАТ для воздействия точечным массажем определяется в первую очередь характером заболевания (травмой) и основными ее (его) симптомами.

В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцем (пальцами) на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. О правильности нахождения точки свидетельствует ощущение ломоты, распирания, онемения. Очень часто точка отзывается болью. По болезненности какой-либо точки (зоны) можно иногда предположить заболевание того или иного органа.

Техника точечного массажа

Техника точечного массажа включает различные приемы: растирание, поглаживаиие, давление (надавливание), вибрацию, захватывание и др.

Техника — поглаживание выполняется подушечкой большого (или среднего) пальца с вращательными движениями. Применяют в основном в области головы, лица, шеи, рук и, кроме того, в конце всей процедуры.

Техника — растирание выполняется подушечкой большого или среднего пальца по часовой стрелке. Причем растирания используется самостоятельно и, как правило, после всех других приемов точечного массажа.

Техника — разминание (надавливание) выполняется кончиком большого пальца или двумя большими пальцами (на симметричных точках), а также средним или указательным пальнем. При атом производят круговые вращательные движения пальцем — вначале медленно и слабо, постепенно усиливая давление до появления чувства распирания в месте воздействия массажа, затем ослабляют надавливание и т. д. Захватывание («щипок») выполняется тремя пальцами правой кисти (указательным, большим и средним). В месте расположения БАТ захватывают кожу в складку и разминают сдавливают ее. Движение выполняют быстро, отрывисто 3-4 раза. В месте воздействия точечного массажа обычно появляется чувство опция, распирания.

Техника — «укол» выполняется кончиком указательного ил и большого пальца в быстром темпе.

Техника — вибрация выполняется большим или средним пальнем. Колебательные движения делать быстро, не отрывая палец от массируемой точки. Этот прием можно применять с отягощением, когда на массирующую кисть накладывается другая для усиления давления (на больших мышцах).

От характера раздражения зависит и успокаивающий или возбуждающий эффект точечного массажа.

Так как нарушения в физическом развитие снижает адаптационные возможности организма школьника, мы считаем целесообразным применять точечный массаж в процессе коррекции состояния организма.

1.4. Основные принципы точечного массажа

Основными для точечного массажа являются следующие принципы:

1. Комплексный подход к лечению каждого заболевания.

2. Неспешность, основательность проведения всех приемов лечения.

3. Лечение каждого больного должно быть сугубо индивидуальным.

Изучая работу восточных специалистов по точечному массажу, современные исследователи пришли к выводу, что «биологически активные точки» (БАТ) обладают рядом специфических особенностей:

—низким электрокожным сопротивлением;

—высоким электрическим потенциалом;

—высокой кожной температурой;

—высокой болевой чувствительностью;

—повышенным поглощением кислорода;

—высоким уровнем обменных процессов.

Определить местонахождение той или иной точки можно простым надавливанием кончиками пальцев на поверхность кожи. При попадании на точку у человека возникает ощущение ломоты, онемения, даже боли. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов. Кроме того, зона воздействия при точечном массажа очень мала. Точечный массаж может применяться до оказания специальной медицинской помощи, а также в сочетании с другими методами лечения.

Основы точечного массажа.

Действие точечного массажа основано на древнейшем представлении об устройстве человеческого организма. Согласно этому представлению, по невидимым каналам-меридианам человеческого тела течет «жизненная энергия» — «чи». Таких каналов всего четырнадцать: 12 парных и 2 непарных. И пока «чи» не встречает на своем пути препятствий, каждый канал, получая равное количество энергии, несет ее ко всем внутренним органам и питает их. Как только равномерное течение «чи» нарушается, количество жизненной энергии в разных участках тела становится неодинаковым, и человек заболевает.

Эта теория перекликается с другой древневосточной теорией о том, что в основе всякого явления лежат два начала: «инь» и «янь».

Инь, несущее отрицательный заряд, является материнским началом: холодным, влажным, темным, скрытным, пассивным и изменчивым. Янь, несущее положительный заряд, — это отцовское начало: теплое, сухое, светлое, явное, инициативное, постоянное. Следуя этой теории, в человеческом организме происходит постоянное противоборство двух противоположных начал: янь и инь. Поэтому все процессы, протекающие в нем, носят либо положительный, либо отрицательный характер. Примирить их — основная задача восточной медицины.

По другой древневосточной теории внутренние органы человека связаны с пятью первоэлементами земли: сердце — с огнем, селезенка — с землей, почки — с водой, печень — с деревом, легкие — с металлом. Из всех этих теорий следует одно: все внутренние органы в человеческом организме связаны между собой, а человек является частью природы.

Литература

1. Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. М., 1985.

2. Анохин П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1956.

3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975.

4. Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, 1981, № 8.

5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988.

6. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 7.

7. Бальсевич В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 11.

8. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней. М., 1985.

9. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. /Под ред. Л.П. Матвеева. М., 1983.

10. Верещагин В.Ю. Философские аспекты проблемы биологической адаптации человека. Л., 1984.

11. Вишаренко В.С. Детерминизм в биологических процессах. Л., 1975.

12. Волжин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

13. Волков В.М., Семкин А.А. Резервы спортсмена: Метод. пос. Минск, 1993.

14. Выготский Л.С. Основы дефектологии //Собр. соч., т. 5. М., 1983.

15. Выдрин В.М. Физическая рекреация — вид физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1983, № 3.

16. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория //Теор. и практ. физ. культ., 1986, № 5.

17. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры — магистральный путь ее теории //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 5.

18. Газенко О.Г., Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. М., 1986.

19. Давиденко Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебн. пос. СПб, 1996.

20. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине: Этиология. М., 1962.

21. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М., 1969.

22. Данилова Л.Я. Реактивность и ее роль в патологии: Патологическая физиология /Учебн. для мед. институтов , 1994.

23. Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, 1975, п. 2.1.

24. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л., 1991.

25. Дмитриев А.А. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей //Межвуз. сб. научн. тр. Красноярск, 1991.

26. Дмитриев В.С., Сомаева Г.Н. Киселева Е.В. Основы профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры и спорта. Малаховка, 1993.

Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа 2544

Анализ публикаций, посвященных адаптационному потенциалу личности, показывает растущую частоту применения этого термина при формулировании психологического диагноза, констатации адаптационных возможностей личности. Вместе с тем, заметна неоднородность исследований, в которых производится операционализация, определение его содержания. Под адаптационным потенциалом обычно понимается совокупность качественно своеобразных индивидуально-психологических свойств, набор которых неодинаков в различных исследованиях. Заключение о состоянии личностного адаптационного потенциала производится в результате анализа уровневых характеристик этих свойств, объединенных в группу, вызывает сложности сопоставления исследований и выделение общих свойств, факторов и закономерностей формирования адаптационного потенциала. Наблюдается противоречие между объяснительной ценностью данного понятия и неоднозначностью его определения.

На сегодняшний день распространение понятия «адаптационный потенциал личности» в практике психологической помощи обусловлено задачами оценки приспособительных возможностей индивида, дифференциации устойчивых нарушений адаптации и преходящих дезадаптивных состояний. Корректные представления о природе нарушений адаптации, границах и свойствах адаптационного потенциала определяются исследователями в качестве важных предпосылок эффективности коррекции онно-реабилитационных мероприятий. Помимо этого, на наш взгляд, адаптационный потенциал может служить основой вероятностного прогноза развития адаптационного процесса и динамики адаптационного статуса личности.

В качестве примера приведем несколько подходов к пониманию личностного адаптационного потенциала в работах отечественных авторов.

Адаптационный потенциал личности определяется Н. Л. Коноваловой как интегрирующая характеристика психического здоровья. Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений. Адаптивность, по мнению этого автора, в целом характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации, зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности, находится в тесной взаимосвязи с периодизацией развития личности. Психическая адаптивность здесь определяется рядом составляющих – общий уровень психического развития, личностные особенности и система отношений, характер и содержание психологических проблем, позиция личности по отношению к ним [2].

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается С. Ю. Добряком в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации [1].

В работах А. Г. Маклакова и В. А. Кулганова с соавторами также производится оценка индивидуально-психологических признаков, являющихся компонентами адаптационного потенциала, уровень развития которых, соответственно, определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды [3, 6]. Исследование внутренних факторов, обусловливающих эффективность психической адаптации, в качестве которых выступают разноуровневые характеристики личности, также представлены работами Ф. Б. Березина, А. А. Налчаджяна, А. А. Реана и др.

С. Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты [7].

Проведенный анализ определений данного феномена позволяет выделить некоторые его общие, основные черты и показать, что, как правило, личностный адаптационный потенциал:

  • рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации;
  • имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию;
  • включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адаптогенных факторов;
  • определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций;
  • связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей.

Таким образом, адаптационный потенциал принято рассматривать как системное свойство личности, обусловливающее границы ее адаптационных возможностей и характер протекания адаптации личности в ответ на воздействие тех или иных факторов и условий среды. Особенности индивидуального потенциала, опосредуя воздействие факторов адаптогенного контекста, определяют направление, содержание, интенсивность адаптационного ответа личности.

Мы рассматриваем адаптационный потенциал как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость. «Адаптационный потенциал» является интегральным понятием, включающим специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном). Важными составляющими адаптационного потенциала являются механизмы, способы использования и преобразования адаптационных ресурсов, их количественных и качественных составляющих (разворачивание, аккумуляция, восполнение и т. д.). Эти процессы служат связующими звеньями между возможностями и способностями личности и реальной их реализацией в целенаправленном адаптационном процессе.

На наш взгляд, адаптационный потенциал личности характеризует возможности личности к продуктивному прохождению адаптационного процесса, формированию прогрессивных адаптационных эффектов, расширению диапазона реагирования и приобретению новых адаптационных навыков. Приобретенные свойства, вероятно, могут иметь, в большей или меньшей мере, устойчивый характер и степень интеграции в структуре личности.

Подчеркнем, что потенциал адаптации не ограничивается наличием свойства «выдержать» адаптационную нагрузку, сохранив целостность и устойчивость личности. Соответствующие ее способности, адаптивность представляют собой хронологический срез этого потенциала, который проявляется и реализуется в деятельности и системе отношений человека. Его характеристики, по всей видимости, не ограничиваются наличными актуальными возможностями и достижениями личности, но также включают латентные, формирующиеся и только проявляющиеся свойства. Адаптационный потенциал обеспечивает «готовность» личности к усложнению адаптационных задач, преобразованиям структуры и свойств адаптационного ответа для обеспечения гармоничных отношений со средой, оптимизации психофизиологической стоимости адаптационных перестроек и успешной реализации поставленных целей.

Необходимость операционализации понятия «адаптационный потенциал личности» обусловливает исследование его в контексте психической адаптации, в системе четко определенных внутренних и внешних, субъективных и объективных ее показателей.

Самым общим и распространенным подходом к классификации адаптационных ресурсов является разделение их на внутренние (личностные) и внешние (средовые) [4, 5]. Подходы к типологии личностных адаптационных ресурсов также могут основываться на отнесении их к осознаваемым или неосознаваемым сторонам регуляции, к психофизиологическому, психологическому или психосоциальному уровням.

Исходя из предложенного выше рабочего определения адаптационного потенциала личности, определение его компонентов предполагает выделение индивидуально-психологических свойств, способствующих прогрессивному, продуктивному протеканию процесса адаптации.

Составляющими адаптационного потенциала возможно обозначить те разноуровневые свойства и качества (по сути, ресурсы) личности, которые объединены внутри- и межфункциональными связями в процессе организации адаптационного ответа определенными (возможным или наличным) условиями. Диапазон вариативности этих одно- и разноуровневых связей и является характеристикой адаптационного потенциала личности. Другими словами, потенциал характеризует возможности системы по изменению режима своего функционирования, которые одновременно должно удовлетворять разнонаправленным стремлениям к стабилизации и развитию системы.

Свойство личности приобретает качество ресурса только в контексте адаптационного процесса. То есть обозначить свойство личности как ресурс – значит соотнести его с условиями протекания и задачами адаптационного процесса. В этом смысле все индивидуально-психологические характеристики личности в той или иной мере в различных условиях могут выступать в качестве ресурсных.

В узком смысле в качестве ресурсов можно обозначить свойства личности, которые связаны с особенностями предмета исследования (например, профессиональной, спортивной, учебной деятельности, экстремальными условиями деятельности и т. д.). В контексте настоящей работы в качестве ресурсов мы можем дифференцировать такие свойства личности, которые включены в реализацию и обусловливают эффективность психической адаптации, структурно-динамические свойства адаптационного ответа, поддержание психологического здоровья личности, ее целостности и устойчивости.

Дифференциация потенциала адаптации и потенциала развития, по нашему мнению, основывается на степени и хронологической протяженности структурных и уровневых преобразований свойств, качеств, функций личности. При этом анализ различий данных феноменов целесообразно проводить как в стабильные, так и в критические периоды онтогенеза.

К ресурсам адаптации мы можем отнести свойства и качества, обусловливающие структуру, динамические свойства (длительность, интенсивность, темп) адаптационного ответа на возникшее рассогласование в системе личность-среда, преобразование адаптационных навыков и расширение адаптивности.

Потенциал же развития характеризуют:

  • накопление адаптационных эффектов;
  • формирование адаптационных ново-образований;
  • переход количества приобретенных навыков в качественные свойства;
  • устойчивое закрепление и интеграция их в структуру личности.

Можно предположить, что адаптационные ресурсы, которыми располагает личность, находятся в определенном соотношении между собой. Это соотношение может быть представлено как индивидуальный «профиль» ресурсов, где одни из них доминируют и выполняют основную функцию в обеспечении протекания адаптационного процесса, другие составляют резерв реагирования, третьи находятся в латентном состоянии. Система внутренних связей, характер соотношения между качественно свое-образными ресурсами обусловливают структуру адаптационного потенциала. Эти связи, вероятно, обусловливаются целым комплексом факторов, включающим как особенности самих ресурсов и меру их «надежности», так и адаптационную цель, стоящую перед субъектом, самооценку собственного потенциала и пр.

Анализ структуры адаптационного потенциала личности, на наш взгляд, предполагает соотнесение его компонентов с задачами, возникающими по мере реализации соответствующего ответа на различных этапах «разворачивания» собственно процесса адаптации во времени (мобилизации ресурсов, ориентировки в изменившихся условиях, антиципации возможных результатов и т. д.). Это позволяет представить структуру потенциала, обеспечивающую продуктивное протекание указанного процесса.

Теоретический анализ позволил нам выделить следующие компоненты личностного адаптационного потенциала: энергетический, когнитивный, инструментальный, творческий, мотивационный и коммуникативный (см. табл.). Приведенное в таблице схематическое отображение личностного адаптационного потенциала подлежит экспериментальной верификации и детальному описанию элементов.

В качестве ресурсов личности, прежде всего, выступают индивидные свойства. Они являются базисом, определяющим энергетические и динамические границы активности, в которых личность способна успешно реализовать и в последующем восполнять затраты ресурсов, качественно преобразовывать их и развиваться. Мы склонны рассматривать психофизиологические характеристики как важнейшие составляющие адаптационного потенциала.

Субъектно-деятельностный уровень содержит как ресурсы человека, так и способы, механизмы их реализации. Прежде всего, ресурсы этого уровня представлены способностями и навыками, характеризующими адаптационное поведение личности (сформированные адаптационные схемы и программы).

Личностный уровень, вероятно, выступает самым богатым по составу, качеству и разнообразию ресурсов. К ним можно отнести особенности мотивационно-потребностной сферы, обусловливающей вектор и напряженность активности личности, механизмы, посредством которых происходят процессы целеполагания и выбора средств для достижения поставленных целей. Говоря об адаптационном потенциале как о форме интеграции ресурсов, мы хотим подчеркнуть, что именно на личностном уровне представлены способы и механизмы управления ресурсами в соответствии с намерениями, целями и реализуемыми ценностями личности. Механизмы совладания, психологической защиты, эмоционального отреагирования можно отнести к способам регуляции адаптационных ресурсов и одновременно к способу их организации в структуре адаптационного ответа.

На уровне индивидуальности адаптационный потенциал формируется как целостная характеристика и приобретает уникальное и неповторимое своеобразие, определяющееся индивидуальной структурой ресурсов, направлением и способами их реализации.

В группе свойств, присущих адаптационным ресурсам личности, помимо структурных особенностей, целесообразно выделять динамические свойства, которые характеризуют изменчивость и активность функций и структуры ресурсов во времени и включают интенсивность использования, склонность к консервации, устойчивость и др. Переплетение динамических и структурных свойств, на наш взгляд, наблюдается в процессах возобновляемости, взаимообогащения и компенсации ресурсов, т. е. гибкости их использования в пределах некоторых границ индивидуального потенциала.

Нам представляется, что динамические свойства ресурсов и в целом потенциала являются наиболее значимыми. Наблюдения показывают, что успешность адаптации и процесса развития определяется не абсолютной величиной потенциала, а относительной: способами, механизмами формирования ресурсов, их интенсификации, индивидуальным стилем расходования и возобновления, широкими возможностями компенсации недостающих или нарушенных ресурсов. Таким образом, даже при низких адаптационных ресурсах в отдельности характер объединения их в потенциал, при определенных внутренних и внешних условиях, может привести к высокой эффективности адаптации и развития личности.

Помимо определения наличного ресурсного обеспечения интересным является исследование динамики реализации потенциала в онтогенезе, особенно в условиях снижения и компенсации ресурсов. На наш взгляд, ресурсы адаптации и развития являются динамическими феноменами, состояние которых подчиняется колебательным, циклическим закономерностям, выражающимся в чередовании фаз расходования и восполнения. Кроме того, роли и соотношение ведущих и латентных компонентов потенциала преобразуются в онтогенезе, что отражает процессы структуро-образования, иерархизации элементов потенциала и качественного преобразования свойств. В связи с тем что адаптационный потенциал является комплексной характеристикой системы, возможно, кривая динамики имеет сложный характер и является результирующей суммирования ряда колебательных гармоник.

Наряду с выделением и исследованием отдельных составляющих адаптационного потенциала, влияющих на течение и результаты адаптационного процесса, актуальной задачей является разработка структурно-динамической модели адаптационного потенциала личности, представляющей его структуру, систему внутренних и внешних связей и позволяющую анализировать его изменчивость. Непрерывное развитие адаптационного потенциала в онтогенезе обусловливается процессами интеграции и дифференциации его компонентов и развитием системы его внутренних и внешних связей.

Можно предположить, что свойства адаптационного потенциала личности следует искать не только в совокупности составляющих его психологических свойств и формировании качественно новых свойств, не сводимых к сумме составляющих элементов, а также в закономерностях сочетания признаков с различными диапазонами оптимального функционирования, оказывающих влияние на согласованность, устойчивость и другие характеристики потенциала как системы. Вероятнее всего, формирование адаптационного потенциала, обеспечивающего координацию и согласованность разноуровневых показателей, заключается в интеграции такой структуры адаптационных ресурсов, которая обеспечит наиболее эффективное протекание адаптационного процесса и достижение адаптационных задач, а также внутренних условий, позволяющих осуществить становление этой структуры.

Анализ структуры адаптационного потенциала, иерархии его элементов, качественного своеобразия его внутренних и внешних связей, возможно, является ключом к корректному и надежному прогнозированию адаптационного процесса, повышению эффективности программ его психологического сопровождения и формирования адаптационных эффектов, оказанию индивидуализированной психологической помощи.
1 Автор благодарен доценту А. Г. Портновой, а также М. Г. Ивановой, С. А. Кашинцеву и К. А. Хохловой за помощь, оказанную в период работы над статьей, их ценные советы и замечания.

Адаптация и дезадаптация человека: социально-педагогический аспект

В статье раскрывается сущность и содержание адаптации, адаптивности и адаптированности с позиции социальной педагогики, как фактор приспособления к социокультурной среде, предрасположенности к приспособлению и ее результат; сущность и содержание дезадаптации, дазадаптивности и деадаптированности, как следствия внутреннего (личностного) и внешнего неблагополучия (среды) их влияние на проявление человека, как фактора стимулирования его развития, социализации; необходимость учета адаптации и дезадаптации в социальной педагогике.

Уже в первых ученых пособиях по социальной педагогике [3, 4] раскрывалось такое явление как адаптация – приспособление. Именно благодаря адаптивности человек способен выживать в изменяющейся ситуации жизнедеятельности.

Известно, что естественной потребностью человека выступает активность в самопроявлении, которая выступает важнейшим фактором его развития, социализации. Эта активность во многом зависит от его состояния, комфортности в социокультурной среде жизнедеятельности. Состояние, комфортность человека в той или иной среде определяется его приспособленностью к ней. Такая приспособленность характеризуется адаптивностью человека к этой среде. Термин «адаптация» (от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание) означает, что организм человека и его функций приспособлены к условиям среды, в которой он оказался.

Социальная педагогика изучает существо адаптации и социальной адаптации, которые характеризует приспособленность человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), социуму. Она создает предпосылки для его наиболее полного естественного самопроявления. Именно самопроявление (активность в деятельности) выступает источником и движущей силой социального развития, социализации человека, в процессе которых человек усваивает (закрепляет) принятые в социуме цели, способы их достижения, ценности, нормы, правила и стили поведения. Данный факт диктует необходимость адаптации человека в социуме для наиболее полного самопроявления. При этом следует подчеркнуть, что у человека с рождения имеет место предрасположенность к адаптации к среде жизнедеятельности, что позволяет ему сохранять устойчивость к жизни и развитию.

Необходимо раскрыть существо адаптации как процесс, как проявление и как результат.

В учебниках по социальной педагогике адаптация рассматривалась как процесс, проявление и результат [4, с. 82; 5, с. 178]. Адаптация как процесс представляет собой, с одной стороны, естественное приспособление свойств и качеств человека к новым для него условиям социокультурной среды жизнедеятельности (например, детскому саду, классу, группе, производственной среде, среде отдыха и пр.), а с другой, – накопление опыта приспособления к новому, с третьей, – развитие адаптационных возможностей (адаптивности).

Адаптивность характеризует возможности (потенциал) конкретного человека (ребенка), определяющие его предрасположенность к приспособлению к новой для него ситуации. Для ребенка – это особенно важно, так как она определяет потенциал, определяющий перспективы его приспособления и наиболее полного проявления в новых для него условиях обстановки, например, к условиям детского сада, школьной группе.

По существу человек, который приобретает опыт адаптации в той или иной новой для своей жизнедеятельности среде, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Оно, становясь качеством личности, необходимо ему в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе оно обозначает способность обучаемого к гибкой переориентации на содержание, формы и методы обучения, которые используются в образовательной организации.

Определить адаптивность ребенка можно по проявлению. По типичному поведению, отношению к кому (чему)-либо и результативности в деятельности человека в условиях конкретной среды в данный период времени можно судить о степени его адаптивности (приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней).

В специальной литературе существует такое выражение как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы) и функциональные изменения его нервной и сердечнососудистой систем.

Следует отметить, что если существует адаптивность, то имеет место и противоположное качество –неадаптивность (не развитость адаптационных возможностей человека, результатом которого является – дезадаптивность). Она проявляется в том, что человек испытывает большие трудности в адаптации к новым для него условиям обстановки, характеру общения и деятельности, преодолеть которые самостоятельно он, как правило, не может. В этом случае ребенок нуждается в помощи (содействии) в преодолении, возникших у него трудностей (проблем) в адаптации. Стремление некоторых родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживают развитие у них адаптационных возможностей. Такие дети, появляясь в новых условиях, испытывают большие трудности в адаптации, а, следовательно, в самореализации, социальном развитии и социализации.

Результат адаптации человека проявляется в его адаптированности к социокультурной среде. Адаптированность является свидетельством того, что конкретный человек приспособился к условиям среды жизнедеятельности. Для ребенка она указывает на комфортность для него данных условий среды, что выступает одним их факторов благоприятного самопроявления и существенно сказывается на его развитии, социализации. Оценка, соответствия (несоответствия) адаптированности ребенка к конкретным условиям социокультурной среды осуществляется с учетом его возраста, развитости, социализированности, позволяет определить возможности к наиболее полному проявлению во взаимоотношениях и поведении, в учебе и играх. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Умение видеть нетипичное проявление ребенка в среде (семье, детском саду, школе, сотрудничестве (взаимодействии) со сверстниками в классе, на улице), позволяет воспитателю своевременно реагировать на его дискомфортность (неадаптированность). Однако практика свидетельствует о том, что воспитатель далеко не всегда может видеть дискофортность ребенка, так как для этого необходимо хорошо знать его особенности и присущее ему своеобразие проявления в различных условиях. Воспитателю необходимо внимательно изучать причины подобного состояния (дискомфортности) воспитанника и помочь ему в адаптации, преодолении возникших противоречий, трудностей, что позволит лучше реализовываться в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития, социализации.

Следует подчеркнуть, что адаптированность – это только условие, характеризующее комфортность (дискомфортность) ребенка в социокультурной среде. Она не определяет ни направленности, ни интенсивности его в самопроявлении. Ребенок может чувствовать себя комфортно, но при этом не проявлять необходимой конструктивной активности. Важно не только способствовать адаптации ребенка, но и содействовать проявлению его направленной активности в учебе, досуговой деятельности, в самосовершенствовании.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависит от индивидуального своеобразия, опыта адаптации, временного перерыва в проявлении (если такое имели место), опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

Индивидуальное своеобразие человека – это то, что характерно для него, позволяет ему адаптироваться в той или иной ситуации, и проявляется в его качествах и свойствах. С возрастом человек меняется, чтото утрачивается, что-то приобретается, что-то совершенствуется и приобретает новое качество. На его изменение (формируемое своеобразие) сказываются жизнедеятельность, проявление опыта в чем-либо, отношения, направленность и активность проявления, результативность деятельности и пр.

Опыт адаптации способствует формированию у человека качеств, которые помогают проявлять себя в соответствие с потребностями той или иной ситуации, быстро вживаться в нее, приспосабливаться к ней, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыта приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит адаптация. Опыт позволяет ему сокращать время адаптации к новой для него среде (ситуации жизнедеятельности).

Социальная адаптивность человека – состояние наиболее благоприятное для его социализации при проявлении целесообразной активности.

Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Результатом ее является социальная адаптированность.

Социальная адаптированность ребенка является необходимым условием для его наиболее полного самопроявления, что в свою очередь, конструктивно сказывается на социализации. Она позволяет последнему наиболее полно проявить себя в конкретном социуме в отношении к окружающим его людям и деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, благодаря этому, обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различных условиях жизнедеятельности, в том числе, к исключительно сложным и неблагоприятным. Адаптационные возможности у каждого человека свои и они значительны. Показателями успешной социальной адаптированности человека являются его удовлетворенность этой средой, активность и результативность самопроявления, приобретение соответствующего опыта.

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации, снижает действенность его опыта. Постоянно находясь в одних условиях, он с трудом адаптируется к новым. Возникновение потребности к адаптации вызывает у человека определенные трудности. Например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется в детском саду, школе.

Настрой – это внутренняя предрасположенность к адаптации, которая сказывается на состоянии человека. При наличии опыта, но отсутствии настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время, настрой может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно его увлекать, стимулируя проявление интереса, желания, устремленности.

Состояние определяет физическое самочувствие человека, а также расположение духа, настроение. Оно определяется внутренними (состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом) и внешними (новизной, приятием или неприятием среды) факторами. Состояние бывает благоприятным и неблагоприятным и может меняться в процессе адаптации в зависимости от изменения обстановки и степени самореализации как в позитивную, так и в негативную сторону.

Самоактивность – это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации к среде, позволяя или преодолевать трудности и адаптироваться, или не адаптироваться.

Для ребенка большое значение имеет адаптированность в семье, детском саду, школе. В детском саду она позволяет ребенку чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявляться во взаимоотношениях и деятельности. Для адаптированных детей самоактивность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития, социализации ребенка во многом определяется воспитательной программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессиональной) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация важна и в других условиях. Это:

  • адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника колледжа (техникума), вуза;
  • профессиональная адаптация в связи со сменой места работы;
  • адаптация в после профессиональной сфере (пенсионера).

Каждая из сфер адаптации имеет свое жизненное значение для человека и содержание. Например, адаптация выпускника образовательной организации (среднего или высшего уровня) представляет собой процесс и результат его приспособления к социальным условиям среды профессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени человек реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигать положительных результатов. В этом нуждается и выпускник, и производство.

В зависимости от сферы адаптации человека она может быть физиологической (природным условиям), психологической (к микроклимату социума, характеризуясь степенью психологического благополучия) и деятельностной (посредством деятельностного проявления в социуме). Деятельностная адаптация может носить конструктивный и деструктивный характер. Ребенок может приспособиться посредством подчинения к нормам и правилам, сложившимся в социуме, результат которого будет зависеть от него. Этот факт особенно ярко учитывал А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и другие выдающиеся педагоги, создавая здоровый воспитательный коллектив. Ребенок может адаптироваться посредством неадекватного поведения, превращаясь в шута или «козла отпущения». Он может своим поведением и деятельность повести других за собой или подчинить их своему влияюнию, выступая деадаптирующим фактором социума.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она характеризует процесс приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей и применима к любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. Результат ее характеризуется функциональной адаптированностью. Время, необходимое для функциональной адаптации, зависит от опыта соответствующей деятельности, настроя, состояния, самоактивности и, возможно, временного перерыва в деятельности.

Адаптация человека во многом зависит от среды. Благоприятная среда для конкретного человека, группы выступает для них – адаптивной. Такая среда характеризуется тем, что, для определенной категории людей она адаптивна, она приспособлена для их естественной адаптации к ней. Они к ней смогут достаточно быстро адаптироваться. Существуют адаптивные среды, наиболее подготовленные для определенных категорий людей. Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста. В свою очередь, среда, в которой люди адаптировались – становиться для них адаптированной. Они чувствуют себя в ней комфортно.

Учитывая, что адаптивность человека зависит от его состояния и среды, следует выделять его ситуационные адаптационные возможности. Они для конкретного человека не постоянны. В зависимости от условий, своеобразия и состояния последнего они могут снижаться или повышаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

В теории и на практике явление дезадаптации вызывает особый интерес. Приставка деот латинской dis – нарушение, искажение, деформация, и значительно реже – исчезновение. По отношению к адаптации человека она свидетельствует о ее нарушении, искажении. Явление дезадаптации у конкретного человека может проявляться в конкретной (в том числе типичной для него) среде или в любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а в детском саду, наоборот, дискомфортно.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности в целом или в определенных условиях (в детском саду, классе, группе). Она может проявляться по-разному:

  • иметь вяло текущий характер и быть практически незаметной, проявляясь только на определенном этапе в виде серьезных проблем личности;
  • резко выражено, когда человек в определенной ситуации оказывается совершенно не приспособленным к ней и не может найти себя в ней. Последствие такой дезадаптации всегда достаточно серьезны.

Для ребенка длительная дезадаптация, сдерживающая его самопроявление, активность, чревата задержкой в развитии, формированием негативных установок, тревожностью.

Дезадаптивность характеризует предрасположенность человека (ребенка) к дезадаптации, неприспособленность его к самореализации в среде жизнедеятельности, определенному социуму. Ее важно учитывать особенно субъекту работы с ребенком (родителю, педагогу, воспитателю, социальному педагогу). Она свидетельствует о том, что воспитанник может испытывать дискомфорт в социуме, который негативно скажется на его самочувствии, способности строить отношения с окружающими, наиболее полно реализовывать себя. Выявить эту предрасположенность можно по проявлению. Как проявление дезадаптивность является внешней характеристикой неблагополучия человека, которое находит отражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельности в условиях данной среды. Формы проявления дезадаптации у каждого ребенка свои. Нередко внешне определить проявление дезадаптации непросто. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях.

Умение своевременно выявить проявление дезадаптации воспитанника позволяет воспитателю оперативно реагировать на ситуацию, предупреждая глубинные негативные деформационные последствия.

Дезадаптированность – результат дезадаптации. Она свидетельствует о качественно новом состоянии человека (ребенка), нетипичного для него, характеризующее его дискомфортность и негативно сказывающееся на его самочувствии, отношении к окружению, поведении, способности к самопроявлению в деятельности (общении, взаимодействии, учебной, игровой и пр.). По отношению к ребенку (воспитаннику детского сада, ученику) дезадаптированность – это свидетельство того, что его поведение, отношения с детьми и взрослыми, и результативность деятельности в учебе и играх не соответствуют его типичному проявлению и носит диструктивный характер.

Следует отметить, что в специальной литературе и на практике часто всякое нетипичное проявление ребенка, не соответствующее социальным нормам, характерным для его сверстников в данных условиях, и ведущих к негативным последствиям в поведении, учебе, отношениях называют дезадаптивным. Такой подход не соответствует существу понятия дезадаптации.

Дезадаптация негативно (деструктивно) сказывается на самом ребенке, так как не позволяет ему реализовать себя, сдерживает его развитие, социализацию, существенно сказывается на его психике. Иногда, стремление адаптироваться к социуму может привести к нетипичному проявлению ребенка, несущему в себе негатив. Например, ребенок, попав в новую для него среду (учебный класс), стараясь получить признание у сверстников, пытается подавить их негативное отношение к себе силой; или, не умея справиться с программой учебного курса, ребенок начинает воздействовать на других, успешных в учебе, подавляя их, и негативно влияя на их обучение. В этих случаях ребенок становится деадаптирующим, а не дезадаптированным. Встречаются примеры, когда ребенок, чувствуя свою дискомфортность в обучении, и не умея ее преодолеть, старается привлечь к себе внимание нетипичными формами поведения, чем вызывает одобрение со стороны сверстников, превращаясь в классного шута. Такого ребенка также нельзя относить к дезадаптированным, так как он по-своему адаптирован в этом социуме. Выйти из подобного состояния этому ребенку исключительно сложно. Необходимо искусство педагога, который сумеет помочь ему преодолеть трудности в обучении и приобрести свое достойное имя в классе.

В специальной литературе и на практике категории дезадаптированный используют по отношению к определенной категории людей (дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа), а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления (школьная дезадаптация, семейная дезадаптация).

Дезадаптированные дети по различным причинам не могут на равных со сверстниками адаптироваться к условиям среды жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников), что сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании и обучении. Например, воспитанники приюта, интернатной организации, дети с особыми адаптивными возможностями здоровья, при определенных условиях, оказавшиеся в обычной общеобразовательной организации. Нередко к дезадаптированным относят «детей улицы». С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети адаптированы к улице лучше взрослых и даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка изъять из улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Однако, через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным – он или среда, в которой он оказался.

Дезадаптированный человек отличается от других людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на его самопроявлении, деятельности, способности решать естественные для этой ситуации задачи. Соответственно дезадаптированный ребенок отличается от сверстников вследствие проблем в адаптации, отразившиеся на его развитии, социализации, способности решать естественные для его сверстников задачи. Например – неподготовленный к школе ребенок, поступая в первый класс; ребенок, которого перевели из одной образовательной организации в другую. При определенных условиях это может быть неуспевающий в школе ребенок. В то же время плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а индивидуальных познавательных возможностей ученика, нежелания учиться.

Школьную дезадаптацию чаще всего фиксируют педагоги начальных классов, в которых учатся дети 6–8-летнего возраста, с трудом осваивающие школьную программу. Им непонятна ситуация классноурочной обстановки, у них не складываются отношения с одноклассниками, практически не развивается или идет сниженными темпами познавательная деятельность.

Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Если педагог умеет строить педагогически целесообразные отношения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом, то школьная дезадаптация в значительной степени преодолевается в течение 2–4 месяцев с начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на ситуацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе, у психолога. В отдельных случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита – у психоневролога.

Не менее важная роль в стимулировании адаптационных возможности учащихся принадлежит педагогу, классному коллективу, что проявляется в уважительном отношении к ним и поддержке.

На дезадаптацию ребенка сказывается совокупность факторов внутренних (личностных) и внешних (средовых).

Внутренние (личностные) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним относятся:

  • длительная болезнь;
  • ограниченные возможности ребенка в общении с окружающими его людьми, отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;
  • длительная изоляция человека независимо от его возраста (вынужденную или принудительную) от среды повседневной жизнедеятельности;
  • переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей).

Внешние (средовые) факторы дезадаптации человека являются непривычными для него, создающие дискомфорт, в той или иной степени, сдерживающие конструктивное личностное проявление. К ним относятся:

  • нездоровая семейная обстановка, подавляющая личность ребенка (имеет место в семьях «группы риска» или семьях с преобладанием авторитарного стиля воспитания и фактами насилия над ребенком);
  • отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;
  • подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса);
  • подавление личности группой (дезадаптирующая группа) – неприятие, притеснение, насилие над ребенком со стороны коллектива, микрогруппы. Особенно это характерно для подростков: проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам явление частое;
  • негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном1состоянии;
  • негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании»: формирование не соответствующих возрасту интересов, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у незрелого человека представление о смерти, как о нечто туманном и идеализированном;
  • дезадаптирующее влияние отдельной личности (дезадаптирующая личность) – наличие в группе человека, в присутствии которого остальные ее члены или некоторые из них испытывают большое напряжение, дискомфорт. Он сдерживает активность других, негативно влияет на их способность наиболее полно реализовать себя. Примерами такой личности могут быть: девушка в отношении неравнодушного к ней парня; гиперактивный ребенок в отношении класса; трудновоспитуемый, активно проявляющий провоцирующую роль ребенок в отношении к учителю (особенно к молодому);
  • перегрузка, связанная с «заботой» о развитии ребенка, несоответствующая его возрасту и индивидуальным возможностям. Такая ситуация имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психических возможностей занятиями в кружке, спортом, учебой.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу для адаптивности отдельных лиц, целых группы и, особенно, ребенка, его развития, воспитания и обучения. В то же время практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дезадаптации новой среды, так и, при определенных условиях, он может выступать фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.

Дезадаптация детей и подростков приводит к последствиям, которые обычно носят негативный характер. К их числу относятся:

  • личностные деформации;
  • недостаточное физическое развитие;
  • задержка психического развития;
  • возможные мозговые дисфункции;
  • типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);
  • одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека либо с самоотчуждением;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры – суицид.

Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков относятся: создание благоприятных для ребенка средовых условий;

1Депрессия (от лат. depressio – подавление, угнетение) – болезненное психического состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.

  • недопущение перегрузок из-за несоответствия уровня трудности обучения и организации учебного процесса индивидуальным возможностям ребенка;
  • поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;
  • побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию;
  • создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;
  • обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению и преодолению последствий дезадаптации, подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации.

По отношению к дезадаптированным детям необходимы усилия по преодолению последствий дезадаптации. При этом содержание и характер социально-педагогической деятельности определяются теми последствиями, к которым последняя привела.

Преодоление дезадаптации представляет собой реадаптацию2. Дезадаптация ведет к дезадаптивности, следовательно, реадаптация – восстановление адаптивности.

Реадаптация как процесс представляет собой динамику восстановления адаптивности человека, результатом которого является реадаптированность. По отношению к группе наблюдается такое явление, как коадаптация3. Для стимулирования реадаптации человека, группы осуществляется реадаптационная деятельность.

Адаптация, дезадаптация и реадаптация присущи каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях и влекут за собой усвоение определенных социальных норм и правил или их утрату, приобретение или утрату социального опыта. В зависимости от этого дезадаптация и реадаптация носят позитивный или негативный характер. Данный факт педагогически целесообразно учитывать и использовать воспитателям в своей профессиональной деятельности.

Работая с детьми девиантного поведения, необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. Ребенок должен иметь возможность проявлять себя в соответствии с новыми условиями, выполняя нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения. Обстановка должна способствовать дезадаптации ребенка, склонного к девиации, побуждающей реадаптацию его по отношению к новой для него среде жизнедеятельности.

В практической деятельности воспитателей подобную ситуацию специально создают при перевоспитании детей и подростков. Однако сама среда не воспитывает, необходимо превращать ее в воспитательную среду. Это удается только тогда, когда воспитанник принимает ее и становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом воспитателя. Искусство воспитателя и заключается в том, чтобы сделать воспитанника соучастником воспитательного процесса, выполняющим требования воспитывающей среды.

Таковы адаптация и дезадаптивность с позиции социальной педагогики, которые требуют учета в социально-педагогической деятельности.

  1. Беличева, С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков / С. А. Беличева // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – – № 1.
  2. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – 2-е изд. / Е. Б. Бреева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*»,
  3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб-метод пособие /Л.В. Мардахаев М.: Изд-во МГСУ «Союз», 4 Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2008.
  4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: полный курс / Л. В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2015.
  5. Холостова Е. И. Социальная работа с деадаптированными детьми: учебное пособие. М. : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К*», 2007.

2Реадаптация (от лат.re – приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; противоположное действие или противодействие, и adaptatio – приспособление, прилаживание) – восстановление адаптационных возможностей человека под воздействием каких-либо факторов, в том числе и вследствие направленной самоактивности.

3Коадаптация (от лат. co – вместе и adaptare – приспособлять) – общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям.

Факторы адаптации

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации. Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются. Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

KONSPEKTY.NET

Адаптация – это способность человека приспособиться к окружающей действительности. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Чем выше адаптационные способности человека, тем легче ему строить свою жизнь в обществе.

Умение адаптироваться всегда было необходимым навыком для человека. Особенно это было актуально в те времена, когда человек максимально зависел от окружающей среды и должен был подстраиваться под существующие природные условия. С тех пор мир сильно изменился, но адаптационные возможности человека все также играют огромную роль в его жизни. Способность адаптации к любым ситуациям важно в себе развивать и поддерживать. Так, человек, который умеет легко налаживать контакт с новыми людьми, никогда не испытывает сложностей при смене места учебы или работы, при необходимости обратиться за помощью или консультацией к незнакомым людям и т.д. Адаптационные возможности человека во многом зависят от его воспитания. Если родители в детстве уделяли достаточно внимания развитию этих способностей ребенка (например, ходить в походы, заниматься спортом, постоянно знакомиться с новыми детьми и т.д.), то в будущем у него не будет проблем с адаптацией.

Обычно выделяют три вида адаптационных возможностей человека: биологические, социальные и этнические. (У нас есть статья об познавательных возможностях человека). Биологический вид адаптации отвечает за способность человеческого организма приспосабливаться к существующим условиям окружающей среды. У первых людей, которые попадают в определенные природные условия, начинают развиваться те функции и способности организма, которые наиболее полезны в сложившихся условиях. Все последующие поколения уже получают необходимые свойства, которые передаются по наследству. Социальный вид адаптации – возможность подстроиться под общественные нормы и требования, влиться в определенную социальную группу. Этническая адаптация – целый комплекс физиологических, культурных, социальных особенностей, свойственных определенному народу, проживающему на конкретной территории.

У каждого человека эти возможности развиты по-разному. Причем в одном и том же человеке могут сочетаться разные возможности к адаптации, в зависимости от типа условий, к которым нужно приспособиться. Например, человек может легко адаптироваться к новой компании, на новом рабочем месте, в новом городе и, при этом, с трудом приспособиться к новому рациону питанию, режиму дня. То есть, адаптироваться человек может всегда и ко всему, но одно ему дается легко, другое требует больших эмоциональных и физических затрат. Есть ситуации, когда человека поставили в абсолютно невыносимые для него условия. При этом, выхода из сложившегося положения нет. Человеку не остается ничего иного, как приспособиться к предлагаемым обстоятельствам, подстроиться под ситуацию. Поначалу это может вызвать стресс, ухудшение физического и эмоционального состояния. Но, по мере привыкания и прохождения процесса адаптации, человеку станет значительно проще воспринимать сложившуюся ситуацию. Постепенно он войдет в режим, выработает для себя определенную модель поведения, которой будет придерживаться.

Скачать данный материал:

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(2 оценили, оценка: 4,00 из 5) Loading…

Похожие записи

  • От чего зависят потребности человека? Потребности…
  • Познавательные возможности человека и познавательные цели
  • Изучение индивидуальности по почерку человека или…
  • Смысл жизни человека в философии
  • Видео: Этикет и имидж делового человека? Компоненты…
  • Обзор книги: Дмитрий Жуков — Стой, кто ведет.…
  • Конспект книги: Дмитрий Жуков — Стой, кто…
  • Как узнать свои возможности?
  • Видео: Как узнать свои возможности?
  • Мимика человека психология
  • Этикет и имидж делового человека. Компоненты имиджа человека
  • Видео: Адаптационные возможности человека
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]