Лекция по теме «Психологическая коррекция и ее виды»


Определение понятия психокоррекции

Что такое психологическая коррекция? В психологии коррекция – это воздействие специалиста на различные структуры психики с целью их исправления. Выбор инструментов воздействия на личность определяется целью психокоррекции.

В отличие от психотерапии, психокоррекцию и ее виды применяют в работе с людьми, не имеющими психических расстройств. Объект психокоррекционного воздействия – обычный человек, столкнувшийся с трудной жизненной задачей. Независимо от запроса клиента, психолог будет выстраивать психокоррекционные занятия с опорой на сильные стороны человека и его личностный ресурс. В данной технологии работы не предполагается детальный анализ прошлого, который используют в психотерапии. Психокоррекция ориентирована на настоящее и будущее клиента.

Стоит отметить, что применение методов психологической коррекции эффективно в тех случаях, когда недостатки в развитии тех или иных структур психики не связаны с органической патологией. В рамках психологической коррекции происходит формирование социально одобряемых форм поведения, тех или иных навыков, положительных черт характера.

Если сравнивать психокоррекцию с психотерапией, то данная технология работы относится к среднесрочным, а психотерапия – к длительным методам. Добиться положительного результата психокоррекции можно через 10–15 занятий. В психотерапии же удается достичь цели через 20–30 сеансов. В некоторых случаях люди посещают психотерапевта на протяжении нескольких лет.

Ожидаемый результат применения техник психокоррекции – положительная динамика личностного развития, обретение клиентом способностей к самореализации и самовыражению.

Какой вид психотерапии выбрать?

Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.

Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.

Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.

Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.

История изучения психокоррекции

Психологическая коррекция – относительно новое направление научного интереса исследователей. Оно возникло на стыке психологии и дефектологии. Термин появился в психологической практике в 70-х годах 20 века. Родоначальником методов психокоррекции считают Э. Сегена. Системные методы психологической коррекции разработал В.П. Кащенко.

Существенный вклад в развитие психокоррекции как направления специальной психологии внесла М. Монтессори. Это направление она использовала в работе с умственно отсталыми детьми.

А.А. Осипова пишет, что психологическая коррекция – это система занятий по исправлению негативной черты характера или девиантной формы поведения личности посредством психологических методов.

Ю.Е. Алешина, описывая психокоррекционные технологии, делает акцент на том, что их применение будет неэффективным в отношении тех особенностей психики, которые закладываются в период раннего детства. Для исправления глубинных проблем, по ее мнению, целесообразнее применять психотерапию.

Большинство интересных современных методик психотерапии и психокоррекции разработаны П. Трошиным. Во многих из них усматривается связь психокоррекции с другими отраслями практической психологии.

Виды психологической коррекции

Какой бывает психокоррекция? В современной практике психокоррекция распадается на педагогическую, клиническую, спортивную и социальную. В каждом из этих направлений выделяются виды психокоррекции.

По типу задач

Если классификацию видов психологической коррекции строить исходя из задач, которые ставятся перед специалистом, то она будет выглядеть так:

  • семейная коррекция – этот вид работы психолога позволяет решить задачи, связанные с психологической коррекцией детско-родительских и супружеских отношений;
  • индивидуальная психокоррекция – в этом виде работа психолога направлена на решение проблем конкретного человека.

По характеру направленности

По характеру направленности психокоррекция бывает:

  • симптоматическая коррекция, направленная на оптимизацию эмоционального состояния клиента, купирование отрицательных эмоций и негативных поведенческих проявлений (очевидно, что такой период психокоррекции по частоте встреч не превышает 3-5 занятий);
  • каузальная психокоррекция – форма работы, направленная на определение и устранение причин отклонений в психологии личности (этот вид психокоррекции предполагает систематическую работу психолога и клиента на протяжении 10-15 занятий).

По методу воздействия

По способу коррекционного воздействия психокоррекция бывает прямая и косвенная.

Приемы прямой психокоррекции используются, когда цель психологической коррекции состоит в устранении негативных проявлений психики. Психолог воздействует именно на ту сферу психики, которую нужно исправить. Приемы косвенной формы воздействия ориентированы на сильные стороны личности, посредством развития которых исчезают негативные проявления в поведении.

По форме организации

Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога распадается на виды в зависимости от формы организации занятий. Это специальная психологическая коррекция, общая коррекция и частные формы психокоррекции.

Специальная коррекция – это самое распространенное направление работы практического психолога. Специальная психокоррекция используется в тех случаях, когда нужно решить психологические проблемы группы или одного клиента. Например, с помощью специальной психокоррекции можно устранить фобии, побороть застенчивость, улучшить коммуникативные навыки детей и подростков.

Частная психокоррекция чаще всего применяется в образовании. Это метод работы школьных педагогов-психологов, с помощью которого удается помочь детям успешно освоить образовательную программу.

Методики общей психокоррекции в своей работе используют не только психологи, но и учителя. Общая психокоррекция – это технологии работы, направленные на регулирование внутригрупповых процессов в классе, формирование коллектива учащихся и предупреждение возникновения девиантных форм поведения.

Для чего разбираться в видах психотерапии?

Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.

Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то – с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?

Показания и противопоказания

Методы психотерапии и психокоррекции подбираются в зависимости от показаний. Чаще всего показаниями к психокоррекционным занятиям являются:

  • низкая стрессоустойчивость;
  • преобладание сниженного эмоционального фона у человека;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • нарушение взаимоотношений между родителями и детьми;
  • ревность;
  • повышенная ситуативная тревожность;
  • раздражительность, агрессивность, импульсивность, вспыльчивость;
  • затянувшийся стресс, депрессия;
  • заниженная самооценка, непринятие себя;
  • конфликты в отношениях со сверстниками, социальная изоляция;
  • различные фобии;
  • трудности социальной адаптации.

Противопоказанием к психологическим коррекционным воздействиям являются психиатрические диагнозы. Серьезные расстройства психики, тяжелая депрессия.

Принципы

Основными принципами психологической коррекции являются:

  1. Принцип диагностики. Обязательным этапом психологической коррекции является комплексная диагностика. Для выбора форм и методов воздействия психологу нужно установить социальный статус ребенка в коллективе, его индивидуально-типологические особенности, запас социальных навыков.
  2. Принцип единства диагностики и коррекции. Результаты диагностического этапа работы становятся отправной точкой для разработки программы психокоррекции.
  3. Принцип системности. Для достижения стойкого положительного результата в любом направлении психокоррекции нужно вести систематическую работу, предполагающую регулярные встречи с клиентом или группой.
  4. Деятельностный принцип. Результат работы психолога будет заметен только при условии активности клиента и его включении в деятельность. Психолог должен стимулировать активность клиента, направляя его энергию в нужное русло.
  5. Принцип коррекции «сверху-вниз». Планируя коррекционное воздействие, психолог ориентируется на зону ближайшего развития клиента. Действия специалиста направлены на то, чтобы опередить естественный процесс созревания психических структур и выработки определенных навыков.
  6. Принцип коррекции «снизу-вверх». Этот принцип подразумевает опору психолога на зону актуального развития клиента. В соответствии с этим принципом, психолог использует положительное подкрепление нужных качеств. Негативные паттерны поведения купируются.

Методы психологической коррекции личности

Принципы психологической коррекции

Психологическая коррекция, в прикладном значении, возникла в России в форме коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление недостатков личности ребенка Л. С. Выготский внес существенный вклад в становлении теории и практики обучения детей, разрабатывая метод обучающего эксперимента, основой которого является формирование зоны ближайшего развития ребенка. Данный метод рассматривается как метод психологической коррекции познавательных процессов и психологической установки ребенка в процессе обучения, его социализации. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослыми, создающими ему зону ближайшего развития. Взрослый является промежуточным звеном между ребенком и обществом. Личность, как целое, выравнивается, компенсируется. Основываясь на идеях П. Я. Трошина и Л. С. Выготского многими учеными были разработаны программы коррекционно-развивающего обучения. Занков Л. В. представил программу коррекционно-развивающего обучения математики.; П. П. Блонский — программу по коррекции памяти и мышления; А. Н. Леонтьев — коррекционно-развивающую программу обучения чтению и письму; Давыдов В. В. — коррекционную программу видов обобщения в обучении; В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин — программы проблемного обучения в школе и др. Представлены принципы коррекционно-развивающего обучения: динамичности восприятия; продуктивной обработки информации; коррекции и развития высших психических функций; мотивации к учению.

Развитие концептуальных взглядов на психологическую коррекцию опирается на деятельностный подход к личности. Общепсихологический принцип единства сознания и деятельности определяет форму активности сознания, как результат поведения и деятельности, которое образует внутренний план деятельности человека. С. Л. Рубинштейн утверждал, что изменения содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания. А. Н. Леонтьев сделал вывод о том, что психологическое развитие человека это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Деятельностный принцип психологической коррекции является одним из основных.

Так А. А. Осипова выделила следующие принципы психологической коррекции:

Принцип единства диагностики и коррекции

как особого вида практической деятельности психолога;

Принцип нормативности развития

определяет особенности социальной ситуации развития;

Принцип коррекции «сверху вниз».

содержанием коррекционной деятельности является создание зоны ближайшего развития.

Принцип коррекции «снизу вверх»

, содержанием является социализация личности.

А. А. Осипова представила классификацию психологической коррекции, которая различается по характеру направленности — симптоматическая и каузальная; по содержанию — коррекция поведенческих аспектов; межличностных отношений и т. д.; по форме работы — индивидуальная, групповая, смешанная; по характеру коррекционного воздействия — директивная, недирективная; по масштабу решаемых задач — общая психокоррекция, частная, специальная. Симптоматическая психокоррекция решает проблемы состояния клиента, его переживания, эмоциональное реагирование, напряжение и т. д.

Каузальная психокоррекция И. И. Мамайчук и др. представлена основными моделями коррекционной работы по исправлению, устранению причин отклоняющегося развития ребенка: медицинская

— коррекция соматических симптомов;
биологическая
— коррекция сохранных функций отклоняющегося развития;
педагогическая
— коррекция педагогической запущенности ребенка;
интеракционная
— коррекция взаимодействия, общения, межличностных отношений.

Психологическая коррекция осуществляется в процессе деятельности личности. Условием возникновения и развития деятельности является формирование составляющих ее компонентов: мотивационного и стратегического. Для того чтобы создать условия личностного роста, необходимо прояснить следующее: дать оценку социальной среды, отметить ее позитивное и негативное воздействие на мотивационно-потребностную сферу личности; выделить основные качества личности, а какие из этих качеств необходимо стимулировать, какие некоторым образом подавлять; дать характеристику взаимодействия и межличностных отношений в социальной группе; расположить конкретные жизненные цели личности в порядке их психологической значимости, определить стратегию жизни.

Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы. Когда говорится о сознании, имеется в виду особая активность целеполагания личности. Рефлексивное осознавание помогает личности в осмысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает регулирование поведения.

Процесс психологической коррекции начинается со встречи с самим собою. Именно за это время происходит выработка неосознаваемых, но важных в дальнейшем решений относительно оценки своей личности и прогнозированию дальнейших отношений с окружающими людьми. Личность выделяет социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) и понимает их как собственные. Многие обращают внимание на степень соответствия своей личности принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие «лику профессии» и т. п.).

В задачи психологической коррекции входит принятие себя, снятие напряжения, установление контакта, обсуждение своих проблем, осознание необходимой информации о себе и своем профессиональном статусе.

Ведущая система психологической коррекции — это рефлексивная система. Существуют три формы рефлексии: первичное осознание своего «Я»; «беговой» просмотр своих проблем; глубокая проработка проблемы. В ходе рефлексии включается антиципация (предвосхищение), возврат к прошлому, постановка вопросов самому себе и поиск ответов на них, анализ своего поведения и оценка его. Этические принципы как исходные мысли личности, самая глубинная часть переживаний. При осознании факта своих действий человек стремится вскрывать причины, выделять психологические характеристики факта, чётко выстраивать психологические личностные задачи, требующие самостоятельного осуществления анализа, выделять главные события ситуации, объяснять мотивы своего поведения и другое. Возникает рефлексия, творческая активность, самооценка и самосознание. В процессе рефлексии человек выдвигает гипотезы, проверяя их, осваивает новое поведение, прогнозирует возможные результаты, тренируется в смене позиций, приобретает опыт принятия решений. При этом существенно меняется мотивация действий личности, намечаются пути дальнейшего самовоспитания.

В ходе психологической коррекции осуществляется личностный рост — это временный преходящий момент тренировки и воспитания воли. В процессе личностного роста воссоздается поиск аутентичности своего существования, воспитывается любовь к познанию и творчеству Личностный рост формирует позитивные жизненные ценности, готовность к труду, положительное отношение к приобретаемой профессии, реалистические жизненные планы и многое другое. В процессе личностного роста прививаются высокие социальные ценности: доброта, чуткость, взаимопомощь, уважение к труду. Отдельно выделяется стадия личностных трансформаций и попыток приобщения личности к новому способу проживания жизни. Задачи психологической коррекции: выработка программы положительного будущего личности, эмоциональная и экзистенциальная готовность к личностным и поведенческим изменениям. Необходимо применять специальную методику проведения целенаправленного самонаблюдения (А. Ф. Лазурский). В коррекционной работе соблюдаются принципы гуманности, всестороннего и целостного изучения личности, принцип динамического ее изучения, принцип единства диагностики и коррекции.

Основным направлением психологической коррекции является качества личности, волевые ее черты. Волевые движения, действия и деятельность всегда обусловлены, мотивированы. В процессе волевой деятельности может иметь место борьба мотивов. Это проявляется в сомнениях, нерешительности. Такая борьба может иметь характер мучительного состояния, когда человек поглощен сомнениями. Волевое действие осуществляется ради цели, подчиняет импульсы сознательному контролю и изменяет окружающую действительность для реализации жизненно важных целей и задач. Волевое действие сродни конфликту, когда сталкиваются собственные противоречия личности и преодолеваются внутренние и внешние препятствия.

Волевые качества и волевая регуляция личности в жизненных ситуациях идентичны, ибо это обусловлено характером преодоления трудностей. В процессе личностного роста повышается роль самостоятельного преодоления трудностей. Социализация в процессе психологической коррекции как совокупность мотивационных и когнитивных аспектов преобразуется в психической деятельности, когда внешние требования становятся внутренними требованиями личности.

Когнитивный компонент психологической коррекции — это «образ Я» — содержание представлений человека о себе. В «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединяться с ними, а с другой — отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность.

Эмоционально-ценностное отношение человека к себе отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Эмоционально-ценностный компонент психологической коррекции составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства. Это принятие себя.

Поведенческий компонент психологической коррекции определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением.

Цель психокоррекции и задачи психолога

В психологии цель коррекции – это вывод клиента из состояния психологического дискомфорта. Задачи психолога:

  • вывести клиента на новый уровень личностного развития;
  • способствовать развитию эмоционально-волевой сферы клиента;
  • осуществлять профилактику эмоционального выгорания;
  • установить причины детский страхов;
  • сформировать определенные навыки;
  • развивать произвольное внимание, память, мышление;
  • помочь клиенту изменить деструктивные установки;
  • повысить социально-психологический статус личности в коллективе сверстников;
  • помочь человеку в самовыражении и активизации творческого потенциала;
  • формировать стрессоустойчивость и улучшать работоспособность клиента;
  • снизить действие механизмов психологической защиты личности;
  • скорректировать пищевое поведение человека.

Требования к психологу

Системный подход к психокоррекции может продемонстрировать только квалифицированные психотерапевты или психологи. Также психокоррекцию используют в своей работе специалисты в области клинической психологии. К специалисту, ведущему психокоррекционные занятия, предъявляются серьезные требования:

  1. Этот человек должен иметь базовые знания в области психологии, а также пройти дополнительное обучение по направлению «Психотерапия» или «Психологическая коррекция».
  2. Специалист, использующий в работе различные виды психологической коррекции, должен уметь выстраивать сотрудничество с представителями смежных профессий: дефектологами, психиатрами, нейропсихологами, психоневрологами, патопсихологами. Совместная работа специалистов необходима в том случае, когда для достижения стойкой положительной динамики в личностном развитии человеку требуется комплексное сопровождение. Так, при тяжелой форме депрессии методы психокоррекции нужно дополнять медикаментозным лечением. Если на диагностическом этапе психокоррекции обнаруживаются органические причины психологических трудностей, то психолог работает совместно с дефектологом.
  3. Психолог, планирующий заниматься психокоррекцией, должен быть личностно готов к этому. Для этого недостаточно иметь диплом о психологическом образовании и сертификаты, подтверждающие прохождение им курсов повышения квалификации. Психологу нужно пройти курс супервизии, где он сможет избавиться от своих личных проблем. Только излечив свою душу, можно приступать к лечению души другого человека.

Схема сеанса психокоррекции

Все виды психокоррекции могут быть реализованы в двух основных формах: групповой и индивидуальной. Схема психокоррекционного занятия выглядит следующим образом:

  1. Диссоциация. На этом этапе психологической коррекции основным направлением работы психолога является диагностика. Нужно определить проблему, оценить ее масштаб, выявить ее причины. Кроме того, психологу нужно создать у клиента уверенность в том, что его проблему можно решить.
  2. Коррекция. На этом этапе психолог реализует серию психокоррекционных занятий в групповой или индивидуальной форме. На этой стадии работает не только психолог, но и клиент. Здесь психолог просит человека: «Опишите свою проблему, назовите примеры эмоций, с которыми можно ее сравнить». Психологические методы преобразования ситуации и коррекции стереотипов поведения выбираются на основе ответов человека. Психолог предлагает человеку посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, выполнить упражнения. Вместе с клиентом он анализирует ситуацию, намечает разные пути ее разрешения.
  3. Ассоциация. Это заключительный этап сеанса, на котором психолог стремится закрепить в сознании клиента решение проблемы в виде образа-ассоциации. Она становится для человека началом нового жизненного сценария.

Методы и методики

В современной психологии существует большое количество методов психокоррекции. Выбор конкретных методик и технологий работы определяется возрастом клиента. Так, для работы со взрослыми применяют:

  • оперантно обусловленную коррекцию;
  • психокоррекцию, в основе которой лежит психоанализ;
  • трансактный анализ;
  • гуманистическую психокоррекцию А. Адлера;
  • коррекцию, концентрирующуюся на личности клиента;
  • экзистенциальную психокоррекцию;
  • гештальт-коррекцию;
  • рационально-эмотивную коррекцию;
  • НЛП.

При работе с детьми, психолог использует следующие методы психологической коррекции:

  • метод замещающего онтогенеза;
  • игровые технологии;
  • арт-терапию;
  • когнитивно-поведенческую коррекцию;
  • методики социальной коррекции.

Основными видами методик психологической коррекции являются куклотерапия, психодрама, холдинг-терапия, метод имаго, психогимнастика, игровая терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, сказкотерапия.

Куклотерапия

Куклотерапия позволяет человеку справиться с негативными переживаниями и отрицательными эмоциями, стабилизировать настроение, повысить свою самооценку. Кроме того, данная технология работы стимулирует работу познавательных психических процессов, развивает креативность и способствует самовыражению.

Данная методика предполагает самостоятельное изготовление клиентом куклы, которую ему нужно будет оживить в ходе психологической работы: придумать ей имя, рассказать о себе от лица этой куклы. Коррекционное воздействие осуществляется через проигрывание клиентом различных проблемных ситуаций, главным персонажем в которых является изготовленная им кукла.

Психодрама

Психодрама – это основа групповой психокоррекции. Методика способствует снятию механизмов психологической защиты, творческому самовыражению участников. Психокоррекционный эффект достигается за счет моделирования ведущим различных ситуаций, в которых каждому из участников группы дается та или иная социальная роль.

Психодрама расширяет запас стереотипов поведения у участников группы, дает возможность участникам проработать свои внутриличностные конфликты.

Холдинг терапия

Основным направлением психокоррекции, в котором возможности холдинг терапии очень высоки, является коррекция внутрисемейных отношений. Данная технология работы позволяет восстановить утраченное взаимопонимание между родителями и ребенком. Методика основана на обучении матери проявлению заботы и нежных чувств в отношениях с ребенком. Детско-родительские отношения становятся гармоничными, так как в ходе работы с семьей психолог обучает родителей бесконфликтному поведению, отказу от негативных эмоций в решении вопросов воспитания детей.

Имаго метод

Имаго метод направлен на преодоление внутренних барьеров человека, коррекцию фобий. Данный вид психологической коррекции формирует у клиента эффективные формы поведения.

Клиенту нужно ежедневно тренироваться в самовыражении. Для этого ему необходимо сначала сформировать эффективный образ «Я», а затем научиться транслировать его через поведение.

Психогимнастика

Понятие психогимнастики в психокоррекции можно трактовать как «язык тела», так как этот метод социальной психокоррекции относится к методам общения без слов. Психогимнастика развивает социальную перцепцию индивида.

Определение психогимнастики как метода коррекции в психологии предполагает использование психологом на занятиях различных упражнений. Это:

  • упражнения, позволяющие научиться выражать эмоции социально приемлемыми способами;
  • упражнения, формирующие навыки правильной интерпретации невербальных сигналов в процессе коммуникации;
  • психологические этюды;
  • упражнения на снятие психологического напряжения в группе.

Игротерапия

При практической работе с детьми психологи часто осуществляют психокоррекцию с помощью игровых методов, так как игра является мощным фактором развития личности.

Определения разных авторов убеждают в том, что психологическая коррекция средствами игры достигается за счет формирования положительных эмоциональных связей между детьми. Через игру ребенок учится справляться со своими страхами, негативными переживаниями, неуверенностью в себе. Игротерапия является методом психологической коррекции коммуникативных трудностей. В некоторых случаях целью данного вида психологического воздействия является коррекция нарушений умственного развития детей.

По форме организации игровая психокоррекция бывает разной. Это могут быть ролевые, имитационные, театрализованные игры.

Принципы игровой психокоррекции и ее ключевые характеристики определяются возрастными особенностями группы, в которой она реализуется.

Арт-терапия

Арт-терапия – это исцеление творчеством. Данное направление находится на границе между психотерапией и психокоррекцией, так как применяется в обоих направлениях психологической помощи. Какие же приемы психологической коррекции применяют к пациентам психотерапевты, практикующие арт-терапевтический подход? Нижеперечисленные методы относятся к арт-терапевтическим техникам психокоррекции:

  • изобразительная деятельность (что из средств будет использовано в процессе рисования, решает сам клиент, выбирая те инструменты, с помощью которых ему легче передать свои чувства и переживания на бумаге);
  • бумагопластика (эта техника используется при создании объемных фигур-образов);
  • создание мандалы желаний (эта техника используется в тех случаях, когда клиенту нужно помочь поставить цель и наметить пути ее достижения);
  • изготовление коллажа (техника используется с целью анализа прошлого жизненного опыта, извлечения из него пользы и прогнозирования будущего).

В рамках психологической коррекции с помощью творчества создаются условия для самовыражения. Это то, чего многим не хватает в привычной жизни для обретения гармонии с миром и с самим собой.

По форме организации работы с клиентом психокоррекция средствами искусства бывает как групповая, так и индивидуальная. Основными механизмами достижения результата в арт-терапии является активное воображение, творчество и сублимация, с помощью которых клиент гармонизирует отношения сознательного пласта своего «Я» и бессознательной его части.

Музыкотерапия

При работе с детьми часто в качестве средства коррекционного воздействия используют музыку: прослушивание мелодий и музыцирование. Этот вид психокоррекции является эффективным методом работы со страхами, речевыми и двигательными расстройствами, нормализации эмоционально-волевой сферы, устранения психосоматических расстройств.

Библиотерапия

В процессе ведения коррекционных занятий бывает необходимость в организации просветительской деятельности. Для решения этой задачи психокоррекции специалист подбирает для клиента литературу по той или иной теме. Параллельно психолог отвлекает человека от его переживаний, способствует его скорейшему выходу из депрессивного состояния.

Танцевальная терапия

Это один из методов групповой психокоррекции. Танцевальная терапия способствует формированию у клиента социальных навыков, помогает ему осознать границы собственного тела, поверить в свои возможности, установить связи между движениями и мыслями, мыслями и чувствами. Приемы танцевальной терапии эффективны при расстройствах эмоциональной сферы, слабом развитии коммуникативных навыков, отсутствии умения выстраивать эффективное межличностное взаимодействие.

Стоит отметить, что танцевальная терапия противопоказана агрессивным пациентам, а также людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это направление психокоррекции, которое используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она применяется для исправления поведения и детского сознания, коррекции эмоциональной сферы.

Психологи используют сказочные сюжеты для формирования у детей нравственных основ личности. Сказка действует лучше нравоучений, запретов и наказаний. Желая быть похожим на положительного персонажа сказки, ребенок перенимает его манеру поведения.

Основные виды и методы психотерапии

Арт-терапия

Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество – это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые – и есть основная задача арт-терапевта.

Кому поможет:

  • метод не имеет противопоказаний и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми;
  • индивидуальным пациентам, парам, семьям, группам, сообществам;
  • детям и взрослым с нарушениями речи;
  • клиентам, которые испытывают трудности с самовыражением;
  • людям, пережившим травму;
  • подверженным детским страхам и соматическим расстройствам;
  • пациентам, испытывающим проблемы в общении;
  • испытывающим трудности в учебе и образовании.

Методы:

Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.

Клиент-центрированная психотерапия

Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.

Кому поможет:

  • людям, которые испытывают недостаток понимания, сочувствия, тепла;
  • стремящимся исследовать свои мысли;
  • подверженным неврозам, тревогам и депрессиям;
  • желающим разрешить социальные и семейные конфликты;
  • в решении проблем развития ребенка.

Методы:

Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.

Когнитивно-поведенческая терапия

Основывается на теории, что поведение человека является своеобразной реакцией с учетом прошлого опыта. Главная задача психотерапевта – помочь клиенту в изменении своих поведенческих ответов на возникающие стрессовые события.

Кому поможет:

  • страдающим обсессивными и компульсивными расстройствами;
  • подверженным страхам, фобиям и зависимостям;
  • желающим справиться с вредными привычками;
  • находящимся в состоянии хронического стресса;
  • испытывающим тревоги и беспокойство.

Методы:

Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.

Телесная терапия

Это комплекс методов, который помогает максимально деликатно справиться с психологическим сопротивлением клиента для быстрого доступа к его бессознательному. В итоге психотерапевт получает возможность проанализировать взаимосвязь между разумом и телом человека и достичь конечной цели – изменения психоэмоционального самочувствия в положительную сторону.

Кому поможет:

  • страдающим психосоматическими заболеваниями;
  • при депрессивных, стрессовых и тревожных состояниях;
  • для повышения уровня здоровья в целом;
  • людям, имеющим пагубные привычки;
  • подверженным паническим атакам.

Психоанализ

Родоначальник этого популярного учения – Зигмунд Фрейд – положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.

Кому поможет:

  • желающим ответить на свои внутренние вопросы и выстроить позитивные отношения с окружающими;
  • при различных невротических состояниях;
  • людям с заниженной самооценкой.

Методы:

Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа – свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.

Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз

Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.

Кому поможет:

  • неуверенным в себе людям;
  • при посттравматическом стрессовом расстройстве;
  • для избавления от последствий эмоциональной травмы;
  • пациентам с низкой самооценкой;
  • при навязчивых мыслях, обидах, чувстве вины.

Методы:

Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.

Танцевально-двигательная терапия

Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.

Кому поможет:

  • людям любого пола и возраста, желающим улучшить самооценку, двигательные и координационные функции;
  • стремящимся проработать эмоциональные зажимы;
  • подверженным депрессиям;
  • страдающим эмоциональными расстройствами и нарушениями межличностного общения.

Семейная терапия

Семейное консультирование – это область психотерапии, которая фокусируется на семейных проблемах, помогает всем членам семьи (в том числе и детям) справиться с конфликтами, наладить взаимопонимание и гармоничное взаимодействие друг с другом посредством верных решений и нового поведения.

Кому поможет:

  • семьям, желающим урегулировать детско-родительские и супружеские отношения;
  • семьям, имеющим проблемного непослушного ребенка;
  • любому члену семьи с невротическим или психосоматическим расстройством;
  • людям, тяжело переживающим утрату члена семьи.

Методы:

Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.

Гештальт-терапия

Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия – это эффективный подход в работе с детьми и подростками.

Кому поможет:

  • стремящимся к полноценной жизни;
  • при склонности к подавлению чувств и желаний;
  • людям, испытывающим сложности в общении;
  • при страхах, тревогах, апатии, плохом настроении;
  • желающим разобраться со своим прошлым;
  • пациентам, испытывающим сильное волнение в незнакомом обществе;
  • при неконтролируемой агрессии.

Методы:

Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.

Гипноз

Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.

Кому поможет:

  • при решении конкретной проблемы;
  • тем, кто хочет изменить поведение или отношение к острой ситуации;
  • для лечения болей;
  • при стрессах, беспокойстве и тревоге;
  • стремящимся избавиться от вредных привычек;
  • людям, желающим развиваться.

Методы:

Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.

Юнгианский анализ

Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.

Кому поможет:

  • в достижении гармонии и целостности личности;
  • в решении семейных и межличностных проблем;
  • людям, переживающим кризисную ситуацию;
  • людям, стремящимся к позитивному восприятию окружающего мира;
  • маленьким детям для коррекции сильных и болезненных переживаний;
  • для купирования психологической боли и страданий;
  • при тревожных расстройствах, депрессиях и других невротических состояниях.

Методы:

Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову – запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству – выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.

Психодрама

Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.

Кому поможет:

  • желающим увидеть свои эмоции со стороны и начать противостоять конфликтам;
  • стремящимся научиться новым эффективным способам решения проблем.

Методы:

Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]