Лекция 3. Основные техники классического психоанализа

По сути дела, излечение происходит через любовь.

Из письма Фрейда Юнгу 4 декабря 1906

В предыдущей статье мы рассмотрели особенности «диких» психоаналитиков

, не получивших вообще никакого соответствующего психоаналитического образования. К сожалению, даже высокие требования к подготовке психоаналитиков в рамках
IPA
, описанные в статье
Кто такой психоаналитик?
, не могут гарантировать высокую профессиональную пригодность. Отчасти, это связано с тем, что некоторые психоаналитики остаются приверженцами
классического психоанализа
.

Что такое психоанализ

Психоанализ – это теория, основателем которой стал Зигмунд Фрейд, а также метод устранения проблем психологического характера.
При разработке теории известный австрийский психотерапевт применил многолетний опыт, обретенный ним во время врачебной практики.

Итак, о чем говорят основные положения психоанализа:

  • Конфликты сознательного и бессознательного могут привести к неврозам, страхам, депрессиям и прочим нарушениям психики.
  • Опыт, знания и поведение человека формируются на базе его иррациональных бессознательных влечений.
  • Индивид, пытающийся осознать эти влечения, «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания.
  • Влияние бессознательного можно нейтрализовать через его осознание. Психоанализ – это терапия, предполагающая решение проблемы.

Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные мотивы поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, ассоциации, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное.

Логотерапия

Многие авторы пытались систематизировать все поступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам: достижение максимальной любви и власти. Другие – к поискам смысла жизни и самоактуализации. Направление практической психологии, которое считает поиск смысла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией. Основателем этого направления является В. Франкл. Основные положения логотерапии:

  • человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни;
  • смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно.

Франкл рассматривает поиск смысла жизни основным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки Франкл делит на способствующие развитию, разрушающие и безразличные. Человек несет ответственность за свои поступки. В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется только тогда, когда мы совершаем поступки, способствующие созиданию нашей духовности. По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремление его обрести закономерен для любого человека. Когда человек не видит путей к этому, у него начинаются психологические трудности, негативные переживания. А смысл жизни, по Франклу, существует в любые моменты жизни, даже трагические. Психолог как раз и должен помочь клиенту осознать этот смысл, особенно в психотравмирующих ситуациях (ситуациях гибели родных, в военных событиях). Смысл жизни, утверждает Франкл, надо искать в творчестве, в эмоциях, в смирении. Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, Франкл предлагает следующие техники: 1. Методика дерефлексии заключается в снятии излишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу важно показать клиенту, что самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию. 2. Методика парадоксальной интенции (интенция – намерение). 3аключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избежать. Вдохновить клиента на это поможет использование юмора, т. к. юмор Франкл считает формой свободы. Так, если человек боится закрытых помещений, ему предлагают заставить себя находиться там длительное время. В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться того, чего раньше избегал. 3. Сократовский диалог – это своего рода словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопросов, подводит клиента к запланированному выводу. Вопросы подбираются таким образом, чтобы клиент давал как можно больше положительных ответов. 4. Персональное осмысление жизни. Эта техника помогает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осознания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он нужен другому человеку, что жизнь другого без него теряет смысл (например, женщина, потерявшая ребенка, может создать фонд помощи матерям, оказавшимся в подобной ситуации).

История психоанализа

История психоанализа берет свое начало в 1880 году, в дни, когда венский врач Й. Брейер поделился с товарищем З. Фрейдом примечательной историей о пациентке, излечившейся от симптомов истерии после сеанса гипноза. На приеме она смогла озвучить глубоко травмирующее событие, произошедшее с ней. Итогом стала сильнейшая эмоциональная реакция. Катарсис привел к значительному смягчению симптомов. Когда пациентка вышла из состояния гипноза, она не помнила о своих признаниях.

Фрейд решил применить методику со своими пациентами – результаты Брейера подтвердились. Партнеры поделились выводами в общей публикации «Исследования истерии», утверждая, что симптомы истерии вызваны подавленными воспоминаниями о неких травмирующих событиях. Тяжелая ситуация вытесняется из сознания, но продолжает оказывать на пациента влияние.

Личные причины побудили Брейера отойти от исследований и Фрейд приступил к независимой работе. Ему удалось обнаружить, что похожий результат достигается не только при истерии, но и при навязчивых состояниях сексуальной природы, зачастую возникающих еще в детские годы.

Психоаналитик изначально считал ключевой причиной неврозов Эдипов комплекс. Симптом начинает формирование в моменты, когда бессознательные влечения ребенка грозят прорвать барьер, поставленный вытеснением, что оказывается неприемлемым для прочих частей психики из-за страха наказания и по соображениям морали.

Основы психоанализа

Психоанализ – это терапия, базирующаяся на нескольких незыблемых принципах:

  • В первую очередь, подразумевается принцип детерминизма. Согласно идеям психоанализа, ни одно проявление психики нельзя назвать случайным, ни с чем не связанным, непроизвольным. Осознаваемые чувства, мысли, импульсы следует рассматривать, как события причинно-следственных взаимодействий, определенных ранним детским опытом. Специальные методы исследования (преимущественно через анализ сновидений и ассоциации) выявляет связь между ситуациями из прошлого и нынешним психологическим опытом.
  • Основой второго принципа стал топографический подход. Все психические элементы оценены по критериям их доступности. Вытеснения, обеспечивающее удаление из сознания некоторые психологические элементы, говорят о том, что некая часть психики прикладывает усилия, не желая их осознавать.
  • В основе третьего динамического принципа, теория о том, что психика побуждается к действию импульсами агрессии и сексуальности, являющиеся элементами общего биологического наследия. Они имеют существенные отличия от инстинктивного поведения животных. В животном мире обычно фиксируется стереотипный ответ, провоцируемый особыми стимулами в определенных ситуациях и направленный на выживание. Психоанализ рассматривает влечение, как состояние нервного возбуждения, являющегося ответом на стимулы, направляющие психику к действию, снятию напряжения.
  • Четвертый принцип – генетический подход. Черты личности взрослого человека, характеризующие его конфликты, невротические симптомы, в общем связаны с фантазиями и желаниями детства. Считается, что какие бы пути не открылись перед человеком, ему не удастся уйти от собственных детских переживаний – они в любом случае будут преследовать его на протяжении всей жизни.

Методы психоанализа

Рассмотрим детально основные методы, применимые в сфере психоанализа: метод толкования снов, метод свободных ассоциаций, метод интерпретации. Опишем каждый по отдельности.

Метод свободных ассоциаций

На чем базируется этот знаменитый метод? На применении феномена ассоциативности мышления с целью исследования глубинных психических явлений и процессов (зачастую они бессознательны). Полученные данные применяются для лечения и коррекции функциональных психических расстройств, с помощью осознания пациентом характера и источника проблем.

В чем особенность метода свободных ассоциаций? В осознанном совместном и целенаправленном противостоянии терапевта и пациента с состоянием психологического дискомфорта. Действуя сообща, психоаналитик и пациент справляются с проблемой.

Методом свободных ассоциаций можно назвать метод исследования психического состояния больного. Он рассказывает о любых мыслях, пришедших ему в голову, какими бы абсурдными или неуместными те не казались. Они могут звучать фантастично, обыденно, непристойно. Терапевту предстоит сделать вывод из этих откровений или несвязных обрывком мыслей.

В «Словаре по психоанализу» (Ж.Б.Понталис, Ж.Лапланш) отмечается, что свободными ассоциациями можно назвать высказывание всех без разбора идей и мыслей, возникающих в сознании – самопроизвольно или отталкиваясь от какого-либо элемента (числа, слова, образа из сновидения).

Фрейд призывал отказаться от роли контролируемого сознания, приступая к осознанию психических процессов. Он заявлял, что сознание пытается устранить появляющиеся на периферии образы и мысли до того, как на них сфокусируется внимание анализирующего объекта. При этом при анализе психического состояния именно эти образы и мысли могут нести особое значение.

Именно Фрейд впервые начал активно применять метод свободных ассоциаций. Психоаналитик предлагал своим пациентам лечь на кушетку и расслабиться, просто говоря все, что приходит им в голову, какими бы невероятными, абсурдными и непривычными не были эти мысли с точки зрения привычных моральных норм. Во время сеансов терапевт наблюдал, как мощные эмоциональные влечения несли бесконтрольное мышление к психическому конфликту. Знаменитый психотерапевт заявлял, что первый случайный образ и мысль подразумевает именно то, что необходимо для психоанализа. Случайная мысль может иметь связь с подавленным воспоминанием.

Метод толкования сновидений

Согласно теориям Зигмунда Фрейда, сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. В чем заключен анализ снов? Терапевту предстоит отыскать искаженную бессознательную правду, скрывающуюся в каждом сне. Фрейд был убежден: чем страннее сон и запутанней, тем больше в нем скрытого содержания. На языке психоанализа это явление называют сопротивлением – его проявления можно заметить даже тогда, когда человек, видевший сновидения, не соглашается на его толкование. Это говорит о его бессознательном сопротивлении, установленных барьеров для защиты собственной психики.

Сновидения отделяют бессознательное от реального мира. В них волнующие ситуации, вызывающие переживания, деформируются самым причудливым образом. Также сны могут поведать о тайных желаниях. В случае с детским психоанализом, различия между скрытыми и явными мыслями менее очевидны.

Скрытые мысли преобразуются в символы, проявляясь в форме, приемлемой для сознания. Это позволяет им обойти определенную «цензуру». Даже сегодня проявление бессознательного в форме сна остается одной из величайших тайн сознания.

Метод толкования сновидений очень важен – он позволяет выявлять суть возникающих во сне образов. Фрейд обрабатывал сны, позиционируя их как симптомы болезней. По его словам, для правильного использования этого метода, не рекомендуется рассматривать сны, как что-то единое – такой анализ не приведет ни к чему стоящему. Он был убежден: анализируя сновидения, необходимо кропотливо изучать его элементы по отдельности. Правило ассоциаций следует применять к отдельным фрагментам. Фрейд читал любые сновидения не только объектом, достойным научных исследований, но и способом познать свою глубинную сущность, обнаружить скрытые желания, которые не проявляются на поверхности.

Метод интерпретации

Интерпретация считается одним из важнейших инструментов любого аналитика. Даже в толковании снов и свободных ассоциаций терапевтом используются интерпретации. Что этот термин подразумевает под собой?

Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом. В толкованиях сновидений и свободных ассоциациях, психоаналитик пытается использовать интерпретации. Речь идет о переводе значимой информации о пациенте из бессознательного уровня в сознательный. Вытеснения информации, вызывающее беспокойство и тревогу индивида, а также ее правильный анализ, смягчат симптомы невроза либо других психических проблем.

Трансактный анализ

Э. Берн создал популярную концепцию, уходящую корнями в психоанализ. Изучая общение людей, он описал три Я-состояния, которые есть в каждом человеке. В зависимости от ситуации общения одна из этих трех составляющих, а иногда они вместе, выходит на первый план. Все эти три составляющих личности необходимы. Родитель – это правила поведения, запреты, нормы, необходимость советовать, опекать. Эту информацию человек усваивает от родителей или других авторитетных для него людей. Когда Родитель блокирован в структуре личности, человек становится аморальным, беспринципным. Ребенок – это эго-состояние, когда проявляется доверчивость, непосредственность, творчество, а также капризность, обидчивость, упрямство, легкомыслие. Взрослый – это состояние, когда преобладает рационализм, объективность, принятие решений на основе собственного опыта. Коррекция, по Берну, должна быть направлена на закрепление постоянного взрослого поведения. Девизы: Ребенка – хочу, нравится. Взрослого – целесообразно, полезно. Родителя — должен.

Э. Берн описывает определенные стереотипы в общении людей друг с другом. 1. Первый стереотип поведения – игра. Это неосознаваемая программа поведения человека, целью которой является избежать близкого общения с другим человеком или получение положительных эмоций. Каждый участник играет определенную роль. Этапы игры содержат удар, ответ, ловушку, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Игра разыгрывается между состояниями одной личности (Родитель, Взрослый, Ребенок) или между двумя личностями, иногда между личностью и коллективом. Исход игры всегда предсказуем. Выигрышем выступает эмоциональное состояние, к которому стремится игрок. 2. Вторым стереотипом в межличностном общении являются поглаживания и удары. Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, с их помощью люди друг другу передают положительные или отрицательные эмоции. Поглаживания бывают позитивные («Сегодня вы чудесно выглядите») и фальшивые («Вам очень идет этот платок, он закрывает морщины на вашей шее»). Положительные поглаживания необходимы каждому человеку. В случае недостатка физических поглаживаний человеку необходимо большое число психологических поглаживаний. Психологические удары и поглаживания связаны между собой: чем больше человек получает положительных поглаживаний, тем меньше производит психологических ударов. 3. Существует такой способ поведения, как вымогательство. Это способ общения, при котором личность вызывает у самого себя отрицательные эмоции, требуя от других, чтобы его успокаивали. Например, человек постоянно жалуется. Делает он это для того, чтобы получить от партнера по общению эмоциональную и психологическую поддержку. 4. Трансакции. Единицей общения является трансакция, состоящая из стимула и ответа. А обращается к Б, посылая коммуникативный стимул, Б ему отвечает. Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое Я-состояние А послало стимул Б и какое Я-состояние Б ответило. Когда Взрослый одного человека посылает сигнал Взрослому другого человека, Родитель – Родителю, Ребенок – Ребенку – это вид параллельных трансакций. При такой трансакции развиваются неконфликтные отношения, которые могут длиться довольно долго. Конфликт же начинает развиваться при перекрестных трансакциях. Эти трансакции осуществляются между неравноценными составляющими структуры личности (Родитель – Ребенок, Родитель – Взрослый, Ребенок – Взрослый, Ребенок – Родитель). Результатом этой трансакции будут упреки, конфликты. Скрытые трансакции включают более двух эго-состояний. Стимул при такой трансакции маскируется под социально приемлемый, а реакция на него ожидается реальная.. Например, молодой человек приглашает понравившуюся ему девушку выпить кофе. Она благодарит его и соглашается. На осознаваемом уровне беседа идет по линии Взрослый – Взрослый, а на психологическом уровне по линии Ребенок – Ребенок («Вы мне нравитесь» – «Вы мне тоже»).

5. Психологическая позиция и установки личности. У каждого человека существуют базовые представления о себе, о других и об окружающем мире. Именно эти базовые установки влияют на его поведение и принятие им решений. Если человек удачлив, принят другими людьми, уверен в себе, нет сомнений, что его жизненная позиция: «Я благополучен – ты благополучен». Человек с такой позицией считает, что жизнь его и каждого человека – это огромная ценность. Поэтому он поддерживает добрые отношения с окружающими, избегает конфликтов, не тратит время и энергию на борьбу с самим собой и с окружающими. Тот, кто считает, что его жизнь и жизнь других людей ничего не стоит, кто злоупотребляет алкоголем, курением, наркотиками, ведет асоциальный образ жизни, имеет жизненную установку: «Я неблагополучен – ты неблагополучен». Это позиция отчаяния и разочарования. Формируется она у человека, избалованного вниманием и заботой, а потом по каким-либо причинам лишенного такого отношения. Человек, который себя и свою жизнь ценит очень низко, а других – высоко, стоит на позиции «Я неблагополучен – ты благополучен». Этот человек неуверен в себе, не берет на себя никакой инициативы, низко оценивает свой труд, за все происходящее берет вину на себя. «Я благополучен – ты неблагополучен» – эта установка надменного превосходства. Человек с такой установкой весьма высоко ценит свою жизнь и свое «Я», но не ценит другого человека. Такая установка формируется либо у детей, взращенных в атмосфере почитания и всепрощения, либо у детей, которые пребывают в условиях, угрожающих жизни и их достоинству. Все эти установки, родительские программы, социальные роли, которые играют люди, серии трансакций предопределяют жизнь каждого человека. Проанализировав их, можно предугадать следующий этап жизни человека, а иногда и чем закончится пьеса жизни. Поэтому Э. Берн говорит о жизненном сценарии, которому человек неуклонно следует или яростно сопротивляется ему. Так вот, трансактный анализ включает в себя анализ структуры личности, анализ трансакций, анализ психологических игр, анализ индивидуального жизненного сценария. Трансактный анализ проводится для того, чтобы помочь клиенту осознать свои игры, свой жизненный сценарий. В случае непродуктивности поведения и жизни клиента – помочь ему освободиться от навязанных программ поведения и психологических игр, стать независимым, спонтанным, ответственным за свои поступки и чувства. При трансактном анализе психолог для клиента – это партнер, учитель и эксперт. А общение между психологом и клиентом идет по линии Взрослый – Взрослый.

Психоанализ в психологии и философии

О психоанализе можно услышать множество общих суждений. Обычно отмечается, что психоанализ – это известное направление в психологии, пользу и значимость которого оценивают по-разному. У метода имеются и сторонники, и противники.

Если говорить о психоанализе в философском ключе, то замечено, что особенностью психоаналитических концепций стали их связь с психотерапевтической практикой. Она не сводится ни к экспериментальному познанию, ни к философскому умозрению, а прорастает из опыта общения и других аспектов. Настоящее постижение своего внутреннего мира осуществляется, через инсайт. Такое озарение вносит перемены в жизнь пациента – он начинает совершенно иначе осмыслять себя и свои убеждения.

Подобная философия в чем-то схожа с древними учениями, в которых сочеталась теория и практика дзен-буддизма, йоги и прочих видов психической саморегуляции.

Практика психоанализа периодически сравнивается с целительными действиями жрецов, шаманов. Обучение психоанализу приравнивают к инициации. Многие известные аналитики, практикующие психоанализ, неслучайно параллельно проявляют интерес к различным восточным учениям и даже магии.

Большинство приверженцев теорий Фрейда, как и раньше, придерживаются той модели человеческой психики, которая поддерживалась «отцом психоанализа». В основе их убеждений лежит то обстоятельство, что психоаналитики обычно получают психологическое или медицинское образование. Их задача заключается в приспособлении больного к окружающим обстоятельствам. По большей мере психоанализ распространен в Америке и наиболее развитых европейских странах.

В свое время Зигмунд Фрейд все же надеялся, что его теории психоанализа будут признаны научным сообществом. С этой целью он прибегал к аналогиям с археологией, гидравликой, экономикой и иным наукам. Постепенно в нем начало крепнуть убеждение, что этого все же не случится.

Первой причиной можно назвать разность подходов, а второй, то, что для ученых, формирование которых происходило в научных сферах девятнадцатого столетия, психоанализ является неприемлемым аспектом по личным причинам. Идеи терапии шли в разрез с нарциссическими иллюзиями о власти разума над природой и собой. В целом, то, с какой периодичностью многие представители науки и философии осуждали принципы психоанализа, говорит об их явной предвзятости. Постепенно эти убеждения начали меняться.

В наши дни научный статус психоанализа периодически продолжает оспариваться. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что он все же научен, иные ставят это утверждение под сомнение, называя известную терапию псевдонаукой.

Тем не менее, в ХХ столетии психоанализ получил широкое распространение в гуманитарных науках, психологии, философии и прочих сферах.

О лечении

О психоанализе говорят, что это длительное лечение, обычно он продолжается от двух до пяти лет. Начнем же с самого понятия исцеления. Исцелить — значит восстановить здоровье, но также исцеление — это уход от боли, избавление от нее. Дидро отмечал, что если лихорадку излечивают хиной, то литературную славу излечивают отсутствием признания, несправедливыми предпочтениями, враждой, завистью, сатирами… Не пытаемся ли мы в случае запрета на психоанализ уйти от самой его сути? Психоанализу в большинстве случаев противопоставляют медицинскую терапию. В чем ее суть? Современная медицинская терапия ниспровергает давнишние представления об исцелении, сводя исцеление в metron
, в измерение и оценку. Это клиника взгляда, сфокусированная на количественных методах. В центре терапии мы всегда находим лекарство, оно же модулирует эффект; но в центре исцеления всегда находится пациент и его качество жизни, его здоровье. Для Ганса-Георга Гадамера, например, здоровье — это вопрос гармонии, то есть баланса и правильной меры, неуловимой и непостижимой.

Врач интересуется пациентом, как заметил Лакан в 1966 году в тексте «Психоанализ и медицина», чтобы лишить его болезни. Но также он интересуется им затем, чтобы пациент подтвердил свое заболевание, для того чтобы идентифицировать пациента с его симптомом. Для больного в этом есть несколько преимуществ. Первое — это получение нового места в речи, поддержка неудачной речи, ошибочного высказывания. «Неудача», то есть болезнь, по словам Гадамера, заставляет субъекта терять свое место в общем дискурсе. Но возвращение не обходится без критики исцеления.

Мишель Фуко подчеркивает, что современная медицина стремится не к индивидуализированному действию, а к массовому лечению

: население лечат с помощью «машинерии излечения», больницами и медицинскими центрами. Эпидемия COVID-19 показала несостоятельность государств в массовых лечебных мероприятиях, и теперь всё чаще в основе этой машинерии мы находим самих пациентов в роли экспертов. В таком случае происходит вымарывание самой причины, стоящей за болезнью и запросом на лечение.

Теория психоанализа Фрейда: кратко

Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.

Определение терминов:

  • Ид – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
  • Эго – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты. Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира.
  • Суперэго подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо. Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.

Топическая модель психического аппарата включает в себя два элемента: бессознательное и сознательное.

Что они подразумевают:

  • Бессознательное – психические силы, находящиеся за чертой сознания. Они определяют то, как человек себя ведет.
  • Сознательное – психический аспект, который индивид способен осознать. Сознательное оказывает непосредственное влияние на то, как индивид позиционирует себя в обществе. Психика автоматически поддается коррекции принципом удовольствия. Если баланс нарушается, то происходит сброс через бессознательную сферу.

Защитные механизмы реализуют конфликт Суперэго и Ид. Фрейд описал многие из них: изоляция, проекция, вытеснение, отрицание, замещение, регрессия и так далее.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.

Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.

Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.

Критика

Психоаналитик и философ Джон Миллс высказал ряд существенных критических замечаний в адрес движения отношений. Миллс, очевидно, считает, что этот «сдвиг парадигмы» к реляционному психоанализу происходит не только из-за теоретических различий с классическим психоанализом, но также из-за определенного группового менталитета и набора интересов: «Реляционный психоанализ — это американский феномен с политически влиятельной и выгодной группой людей. члены, выступающие за концептуальную и техническую реформу «с точки зрения группы профессиональных психологов :» наиболее известные аналитики отношений — психологи, как и профессионалы-основатели, связанные с инициацией движения отношений «.

С теоретической точки зрения Миллс, похоже, сомневается в том, что реляционный психоанализ столь же радикально нов, как его преподносят

Делая акцент на важности развития других людей, согласно Миллсу, «теория отношений просто констатирует очевидное» — поднимая «точку зрения, которую Фрейд ясно обозначил во всем своем теоретическом корпусе, которая становится еще более значимой в ранних объектных отношениях. от терапевтов до современных психологов-психологов »

Миллс также критикует уменьшение или даже утрату значения бессознательного в психоанализе отношений, о чем он поднимает в различных частях своей книги « Загадки».

Психоаналитик и историк Генри Цви Лотане также подверг критике некоторые из центральных идей психоанализа отношений как с исторической, так и с психоаналитической точек зрения. Исторически Лотейн считает, что сторонники теории отношений преувеличивают нереляционные аспекты Фрейда, игнорируя его аспекты отношений. Лотан утверждает, что, хотя теория расстройства Фрейда является «монадической», т. Е. Сосредоточенной более или менее исключительно на личности, психоаналитический метод Фрейда и теория клинической практики неизменно являются диадическими или реляционными. С теоретической точки зрения Лотейн подверг критике термин «реляционный» в пользу термина «межличностный» Гарри Стэка Салливана . Лотан разработал свои концепции «взаимных свободных ассоциаций», а также «драматологии» как способы понимания межличностного или реляционного измерения психоанализа.

Психоаналитик и философ Анер Говрин исследует высокую цену, заплаченную психоанализу за принятие постмодернизма в качестве своей предпочтительной эпистемологии. Он утверждает, что только аналитики, которые думали, что они «знают истину», создали классическую, межличностную психологию самости, психологию эго, кляйнианскую, бионианскую, фейрбернианскую, винккоттианскую и другие школы мысли. В то время как традиция взаимоотношений внесла выдающийся и положительный вклад в психоанализ, а ее постмодернистская эпистемология действительно умеренная, американская традиция взаимоотношений как политическое движение оказала нежелательное психологическое и социологическое воздействие на психоанализ. Это привело к серьезному снижению положительного имиджа знания, которое имеет решающее значение для построения новых теорий. Возглавляемое движением отношений, но находящееся под влиянием гораздо более широкого движения западной философии и культуры, это влияние сильно повлияло на международный психоанализ. Это привело не только к пренебрежению школьной эпохой, но и к обесцениванию любой попытки узнать правду.

Придерживаясь более сочувствующей линии критики, Робин С. Браун предполагает, что, хотя реляционное мышление сделало многое, чтобы бросить вызов психоаналитическому догматизму, чрезмерное подчеркивание формирующей роли социальных отношений может привести к его собственной форме авторитаризма. Браун утверждает, что сдвиг в отношениях недостаточно учитывает роль основных принципов и что эту тенденцию можно бросить вызов аналитической психологии .

Психоанализ современности

Зигмунд Фрейд был убежден, что все наши поступки продиктованы подсознательными желаниями. Особенный акцент был сделан на то, что возникающие потребности основаны на физиологии и сексуальных желаниях. Психология современности уже не акцентирует на этом и не уделяет утверждению слишком много внимания.

Насколько психоанализ распространен ныне? Во многих странах он довольно развит, являясь вполне рядовым явлениям. Множество современных терапевтов пишут книги на эту тему, которые пользуются большой популярностью – то есть, это востребовано. Безусловно общество определенного типа долгое время сопротивлялось основам психоанализа, не принимая их. Это можно сказать о Германии в период национал-социализма и СССР до брежневского застоя. Эти примеры самые очевидные. И фашистский, и коммунистический режим противился учениям Фрейда, базируясь на идеологических соображениях. Немцы считали эти теории «еврейской наукой, унижающей достоинство человека», а Советский Союз – «апофеозом буржуазного индивидуализма».

Известны, как скрытые попытки вытеснения учения из жизни общества, так и очевидные репрессии против него. Стоит признать, что психоанализ также идет в разрез со многими религиозно-центрированными и теократическими обществами. Хотя известны случаи, когда он с успехом получал развитие в странах с авторитарными политическими режимами. Самым явным примером можно назвать Аргентину. По предположению аргентинского психотерапевта А. Бенджамина, причина в том, что именно кабинет психолога обычно становился для угнетенных граждан последним прибежищем, где не запрещалась свобода слова.

Если подвести итог, то напрашивается вывод, что основным условием успешного развития психоанализа в обществе считается свобода. Уточним, что при этом обществу следует разделять ценность свободы, оно должно демонстрировать реальное осуществление свобод (личности, слова, мысли). К слову, для полноценного развития психоанализа требуется свобода объединений, дающая возможность оформиться соответствующему сообществу.

В целом, в современном обществе психоанализ довольно распространен. Проводятся различные тренинги, функционируют терапевтические кабинеты, выпускается соответствующая литература.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]