ЛЕКЦИЯ № 21. Условия и движущие силы психического развития

Узнаем, какие факторы влияют на развитие личности?

С первой минуты жизни человек сталкивается с трудностями — ему приходится адаптироваться к новым условиям внешней среды, он учится контактировать с другими и получать при этом самое необходимое — пищу, заботу, тепло. Уже тогда младенец начинает действовать чтобы добиться чего то очень важного для него.

Движущие силы развития личности — это противоречия, которые приходится разрешать человеку на пути к достижению гармонии между внутренними потребностями и тем, что предлагает внешняя среда, общество, реальными возможностями. Эти противоречия создают мотивацию, заставляют овладевать навыками, коммуницировать, учиться правильно реагировать на неудачи и достигать задуманного.

Понятие личности

В психологии под определением “личность” имеется в виду комплекс, включающий в себя социальные качества человека, набор его жизненных и социальных ценностей. В понятие “личность” также входит умение использовать возникающие противоречия между потребностями и реальностью для дальнейшего развития.

Личность и индивид — не одно и то же. Если индивид — это набор качеств, которыми обладает представитель биологического вида “человек разумный”, то личность — узкое понятие. Оно ассоциируется с более высоким уровнем развития, наличием четкой системы взаимоотношений с другими людьми, происходящими во внешнем мире событиями. Личность выстраивает собственное понимание того, что для нее важно, что приемлемо и неприемлемо, определяет для себя понятия “смысл”, “ценность”.

То, насколько индивид может реализовать собственные принципы, зависит от наличия и развитости:

  • интеллекта;
  • таланта;
  • знаний навыков;
  • умения прилагать усилия (волевых качеств);
  • способности справляться с эмоциями;
  • физических данных.

Процесс формирования личности длится всю жизнь. Базой для развития способностей является наследственность социальная среда.

В зависимости от того, насколько развито умение эффективно коммуницировать с окружающими, решать насущные проблемы, различают 2 типа личности:

  • социализированная — умеющая выживать в обществе;
  • несоциализированная — не способная к социальной коммуникации, выполнению возложенных общественных функций, зачастую — с психическими отклонениями.

Отличительные качества социализированной личности:

ориентир на собственные цели, ценности, жизненную стратегию даже в сложных ситуациях;

  • автономность;
  • умение применять защитные приемы для установления барьера при токсическом воздействии;
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, дружить;
  • способность проявлять сострадание;
  • настойчивость в достижении целей.

То, насколько социализирована и развита личность, является основным показателем психического благополучия, способности принимать ответственность на себя.

Виктор Франкл: воля к смыслу

Один из самых ярких представителей гуманистического направления в психологии был Виктор Эмиль Франкл. Вопреки судьбе, он прожил длинную жизнь – с 1905 по 1995 годы. 1941-й был роковым годом для австрийских евреев – Австрия стала частью нацистской Германии. Виктор Франкл тогда уже был признанным профессионалом в области психиатрии и неврологии. Он выступал с научными докладами, изучал закономерности развития личности. В этом же году Франкл получает предложение эмигрировать в Америку. У его родителей не было возможности с ним уехать. Но, оставаясь дома, Франкл рисковал собственной жизнью. Срок действия визы заканчивался, а ученый так и не мог принять решения. Ведь на всех его родственников, пока он оставался на своей должности, распространялась защита от депортации в концлагерь. При переезде она снималась. Но однажды после работы Франкл зашел в храм, чтобы найти там спокойствие и привести в порядок мысли. На полу он увидел клочок бумаги с надписью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будешь долголетен на земле». В этот момент им было принято решение. По прошествии девяти месяцев больница, в которой он работал, была закрыта. Сам Франкл, как и члены его семьи, стали узниками концентрационного лагеря.

Вместе с другими заключенными Франкл создал систему психологической поддержки заключенных, стараясь предотвратить самоубийства. Особую помощь он старался оказать самым немощным – старикам, страдающим от эпилепсии или других нервных расстройств, асоциальным личностям. Франкл и его помощники понимали – движущие силы развития личности и ее выживания заключаются в воле к жизни. Без нее человек очень быстро терял всякие шансы на то, чтобы остаться живым. Франкл был освобожден из концлагеря в 1945 году американскими войсками. Свой опыт Франкл передал в книге «Психолог в концлагере». Она создавалась им в уме с 41-го по 45-й годы, а была надиктована на микрофон за 9 дней.

Развитие личностных характеристик

Врожденные качества определяют, насколько человек способен к разностороннему развитию. В течение всей жизни природные характеристики личности остаются практически неизменными, только некоторые из них меняются вследствие влияния факторов внешней среды, социума.

Временем, которое определяет, в каком направлении будет развиваться личность, являются первые 5 лет жизни. Все последующие годы к уже имеющейся структуре характера только добавляются какие-либо характеристики или немного корректируются имеющиеся.

Характеристики личности влияют на все сферы жизни человека. Они отражаются на стиле поведения в кругу родных, знакомых, коллег, определяют выбор профессии и стиля поведения в разных ситуациях.

Так, для человека, стремящегося к карьерному успеху, движущей силой становится его умение трезво взглянуть на имеющуюся ситуацию, оценить свои силы, способность добиваться поставленной цели. Тот, кто понимает свои потребности, осознает собственные интересы, ценность, выберет деятельность, которая поможет максимально полно раскрыть заложенный потенциал.

Большая роль в развитии личностных характеристик принадлежит общению. Оно начинается с первых минут появления малыша на свет. В процесс общения вовлекаются, кроме ребенка, родители, родственники, воспитатели, другие дети. Через активное общение с окружающими маленький человек учится взаимодействовать с окружающими.

Общаясь с другими, малыш находит мотивации, определяется со стилем поведения в разных ситуациях, определяет наиболее действенные инструменты взаимодействия с окружающими.

Логотерапия Франкла

Логотерапия, созданная Франклом, основывается на главном положении – движущие силы развития личности заключаются в стремлении обрести жизненный смысл. Слово «логос» в переводе с греческого языка значит «смысл». Главная задача логотерапии – помочь человеку найти «нечто такое», что может сделать его жизнь наполненной этим содержанием. Это особый смысл, который может осуществить только этот человек, и никто другой.

Человек существует в трех плоскостях – это тело (соматика), душа и дух. Первые два измерения тесно связаны между собой. Как подчеркивал Франкл, вместе они образуют то, что ученые называют «психосоматикой». Третье измерение – духовное. Именно на нем фокусируется созданная Франклом психотерапия. Здесь находятся понятия любви, совести, эстетики. Духовность – это одна из главных отличительных черт, которая отделяет человека от царства животных.

Следующей исключительно человеческой чертой Франкл считал свободу выбора. Франкл подчеркивал, что свобода выбора проявляется человеком каждую секунду – ведь он является существом, которое принимает решения. Свобода проявляется независимо от окружения, внешних обстоятельств, собственной наследственности и инстинктов. Находясь в концлагере, ученый вскоре обнаружил: многие люди, попадая в эти условия, утрачивают способность мыслить независимо. К примеру, когда фашисты приказывали «Лежать!» и направляли на узников оружия, большинство сразу же повиновалось этому приказу. Но были и те, кто как бы «зависал» на несколько мгновений, лишь после этого выполняя приказ. Виктор Франкл задавал вопрос этим людям: что они делают в течение этих нескольких секунд? Он узнал, что эти свободные люди спрашивают самих себя, хотят ли они упасть или продолжать стоять. И их выбор был упасть, так как они ценили свободу и собственную жизнь.

Следующим фактором, который свойственен человеку, является чувство ответственности. Человек не только имеет свободу выбора – он должен знать, для чего она ему необходима. Ответственность перед собой, Богом или совестью – это обязанности, которые человек должен выполнить. Как и другие движущие силы развития личности, ответственность принадлежит к духовному измерению. Логотерапия помогает человеку понять, что только он ответственен за свой жизненный выбор.

Механизмы развития личности

Вопрос того, каким путями реализуются развитие личности, какие механизмы при этом задействованы — предмет изучения множества ученых. Большинство теорий развития личности рассматривают такие:

  • присвоение — оно реализуется через осознавание и присвоение своей человеческой сущности;
  • обособление (индивидуация) — индивидуум проявляет стремление выделиться из множества таких же индивидуумов. Обособление делится на внешний и внутренний тип. Внешнее связано с такими характеристиками как национальность, физические данные, пол. Внутреннее — индивидуальные особенности психологического характера, интеллект, темперамент;
  • идентификация — отождествление (в первую очередь, на эмоциональном уровне) себя с другими людьми, группой людей, важным объектом. В детстве ребенок отождествляет себя с родителями или другими значимыми людьми, перенимают их стиль поведения, способ реагирования и общения с социумом, а также вбирают жизненный опыт, взгляды.

В подростковом возрасте образец для самоидентификации — сверстники, авторитетные взрослые, кроме родителей. Идентификация длится всю жизнь.

Социализация

Социализация — это многоступенчатый процесс, который приводит к формированию психических свойств у индивида. Основное влияние на социализацию оказывает среда, в которой развивается индивид.

Взаимодействие человека с социумом может происходить двумя способами:

  • пассивным — когда он использует свой социальный опыт;
  • активным — когда человек проявляет активность, действует и таким образом влияет на социальное окружение.

Социализация происходит в несколько этапов:

  1. дотрудовой — наступает при рождении и длится до момента начала трудовой деятельности;
  2. трудовой — совпадает с периодом активной трудовой жизни, зрелости;
  3. послетрудовой — наступает с момента прекращения активной рабочей жизни в преклонном возрасте.

На каждом этапе социализации у человека меняется спектр обязанностей, которые он выполняет, как член семьи, работник. Меняется и социальная позиция, проявляющаяся в отношении к тем или иным событиям. Социальные роли влияют на личностное становление в течение всей жизни.

Роль наследственности в развитии личности

Немалую роль в становлении личности играют наследственные факторы. Они человеку, как представителю биологического вида, помогают адаптироваться к меняющимися условиям.

Для психологической науки наибольший интерес представляет вопрос передачи творческих способностей, задатков от родителей детям и последующим поколениям. Чтобы ребенок мог гармонично развиваться, максимально раскрыть заложенный в нем потенциал. Врожденные задатки прямо влияют на успех в обучении, выбор профессии.

То насколько реализуются врожденные способности, во многом зависит от условий,в которых воспитывается ребенок, внутрисемейных отношений. Именно методы воспитания подкрепляют талант, который передается разным поколениям одной семьи (например, семьи выдающихся музыкантов — Баха, Моцарта).

В современной педагогике уделяется большое внимание разносторонних, самых ярко выраженных способностей уже в детском возрасте. Создаются специальные условия для проявления и развития талантов.

Темперамент — врожденная характеристика. Он определяется свойствами нервной системы. Темперамент не меняется в течение всей жизни. Он определяет особенности реагирования, поведения, влияет на характер и способы взаимодействия с социумом.

Комплекс всех наследственных факторов влияют на способность ребенка самостоятельно развиваться. Перед родителями стоит задача усилить врожденные задатки в процессе воспитания.

Роль общения в развитии личности

Общение необходимо для социализации и развития задатков ребенка. Уже в первые годы жизни у него формируется собственный круг общения — в него входят родители, братья и сестры, другие родственники, друзья по детскому саду, воспитатели. С возрастом этот круг расширяется.

Общение со сверстниками в детском саду, на игровой площадке дарит большой спектр эмоций и важный опыт.Он становится базой для развития личностных качеств и отношений в будущем.

Если ребенок не общается со сверстниками, то выявить наличие у него проблем с социализацией не представляется возможным. Если они есть, то выявить их можно только в диалоге в одногодками.

Уже годовалому малышу необходимо общество таких же деток. В парке, центре раннего развития малыш может научиться отстаивать себя, играть и проявлять другие виды взаимодействия.

По мере взросления общение не теряет своей важной роли. Более того, это фактор формирования личности становится еще более весомым. Это связано с тем, что ребенок расширяет свой опыт, духовный мир, поэтому испытывает потребность в том, чтобы делиться им с другими и перенимать чужой опыт. Появляется стремление к общению со взрослыми, формируется круг друзей.

В общении удается более легко преодолеть сложные ситуации. Нередко общение приводит к тому, что корректируются ошибки воспитания. Важно, чтобы родители создали условия для гармоничного развития и формирования позитивного мышления.

В детском возрасте общение происходит через игры. Играя, дети учатся помогать друг другу, конкурируют, строят взаимоотношения. Это вид деятельности позволяет снизить уровень психоэмоционального напряжения, способствует формированию уверенности в собственных силах, помогает стать более активными, избавиться от замкнутости.

Влияние среды на развитие личности

Социум для личности является основным компонентом взаимодействия. Активность человека отражается на социальной среде, точно так же и перемены, которые происходят в социуме, отражаются на нем. Среда диктует свои условия, выставляет к личности определенные требования или же относится к индивиду с доброжелательностью.

То, какой настрой по отношению к человеку демонстрирует социум, зависит от его готовности принимать ее требования. Социальный статус человека обуславливает его поведение.

Воспитание

Наиболее весомым фактором развития личности считается воспитание. Через него удается корректировать неблагоприятные врожденные факторы, нивелировать влияние социума.

В психологии воспитание рассматривается, как средство, которое позволяет контролировать процесс социализации. Заданием воспитания является формирование индивида так, чтобы он максимально советовал требованиям того общества, где он живет, успешно справлялся с трудностями и достигал успеха.

Воспитание развивает человека как потребителя материальных благ. Но это — не единственная задача воспитательного процесса. Он также развивает высшие человеческие потребности — стремление к созданию материальных и духовных ценностей. Эти потребности проявляются в стремлении общаться с другими людьми, сотрудничать с ними, заниматься творчеством. Развитие этих потребностей и связанных с ними эмоций помогает формировать мировоззрение, способность к саморегуляции поведения и деятельности, в обретении нового опыта.

Воспитательный процесс дает возможность структурировать влияние на формирующуюся личность и создать основу для успешной ее социализации.

Обучение и образование

Термин “обучение” включает в себя передачу определенных знаний, а также активное взаимодействие между учеником и тем, кто обучает. Независимо от возраста обучаемого, он в процессе образования получает новый опыт, отрабатывает навыки его использования, тем самым расширяет спектр собственных возможностей для реализации.

Способность к обучению напрямую связана в возрастом и зрелостью мозговых структур. Так, 2-летний ребенок не способен усвоить материал, который излагают первокласснику.

Те психические качества личности, которые формируются при воспитании и обучении — очень сложные новообразования. Они постепенно вырабатываются в процессе индивидуального развития. Каждое их этих психических качеств имеет системную структуру и включает в себя:

  • потребности;
  • мотивы;
  • цели;
  • знания;
  • средства для действий;
  • эмоции.

Например, любопытство предполагает наличие знаний, относительно которых новый объект вызывает удивление, стремление изучить его и средств, которыми человек реализует это стремление. Каждое из психических качеств тесно связано со всеми остальными.

Движущие силы, условия и источники развития личности

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими.

1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.

2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация. Она выполняет несколько функций:

побуждает поведение;

направляет и организует его;

придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации. Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Все это и есть условия психологического развития ребенка. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Источниками развития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.

1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.

2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предмет-но-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).

3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения.

4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.

Кризис развития в трактовке Л.С. Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л.С., 1991).

Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.

3.3. Закономерности психического развития

К закономерностям психического развития относятся неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сен-зитивность, кумулятивность, дивергентность – конверген-тность.

Неравномерность и гетерохронность. Неравномерность – это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Было замечено, что наибольшая частота колебаний в развитии какой-либо функции приходится на период наивысших достижений этой функции. Е.Ф. Рыбалко говорил, что чем выше уровень продуктивности (достижений) в развитии, тем больше колебательный характер ее возрастной динамики.

Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов.

Отечественный физиолог П.К. Анохин (1898–1974) считал, что гетерохронность заключается в неравномерном развертывании наследственной информации. В качестве примера он приводил такой факт: вначале формируются более древние анализаторы, а затем более молодые.

Немецкий педагог и психолог Э. Мейман (1862–1915) показал следующее: чем нужнее та или иная функция, тем быстрее она развивается. Например, ребенок быстрее учится ориентироваться в пространстве, чем во времени.

Неустойчивость развития. Данная закономерность, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. Устойчивость возможна при выполнении двух условий: 1) при частых мелкоаплитудных колебаниях; 2) при несовпадении во времени развития разных психических процессов, функций и свойств. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития. Как говорилось выше, сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей (см. 2.8). Отечественный психолог Б.Г. Ананьев понимал под сензитивностью временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения.

Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим.

Кумулятивность. Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.

Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

Развитие личности — другие факторы и движущие силы.

Уже в детском возрасте под влиянием воспитательного процесса формируется сознание и самосознание, собственное “Я”— важнейшие факторы развития личности. Достигнув подросткового возраста, ребенок начинает активно использовать самопознание с целью самовоспитания, создания собственной личности.

Самовоспитание вслед за воспитанием включается в процесс развития личности. Оно выражается в действиях человека, направленных на самого себя, на выработку качеств, которые соответствуют именно его идеалам, жизненной цели.

Индивид начинает работу над собой, формирует характер, волю, другие качества. Меняя себя, личность меняет условия и обстоятельства своей жизни.

Ирина Шербул

Понятие о личности. Движущие силы, условия развития. Современные теории личности.

В человеке выделяют три грани: биологическое основание (индивид); социальное основание (личность); «человеческое в человеке» (индивидуальность). Личность отражает социальное начало в человеке. Понятие «личность» — это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.

Личность — это система отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.), а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями.

Структура личности:

направленность — проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях;

знания, умения и навыки;

индивидуально-типологические особенности — проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:

биологический — этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;

социологический — этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.

Однако личность — это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.

Развитие личности — это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Основные направления развития личности:

физическое развитие — включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

социальное развитие — связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Движущие силы развития личности — это противоречия:

общие (универсальные) противоречия — между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;

индивидуальные противоречия — противоречия, характерные для отдельно взятого человека;

внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, одно из основных внутренних противоречий — расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: «хочу-могу», «хочу-надо», «знаю-не знаю» и др.);

внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В конце 30-х годов нашего-века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 57. Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации. К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,

22. Понятие сенситивного периода и его роль в развитии личности

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Признаки здорового человека по Маслоу

Маслоу выделил движущие силы развития личности, которые свойственны здоровым людям. Это следующие признаки:

  1. Адекватность восприятия. Здоровый человек отличается более эффективным взаимодействием реальности. Он может отличить факты от своих страхов, желаний или общественного шаблонного мнения. Быстро разоблачает ложь;
  2. Спонтанность. Самоактуализирующийся человек отличается спонтанностью — но она проявляется скорее в его образе мыслей и воображении, нежели в поведении. Он соблюдает общественные нормы – но больше из уважения, чем их страха;
  3. Принятие. Психологически здоровый человек умеет принимать себя и других такими, какие они являются. Он способен также удовлетворять свои насущные потребности – в пище, сне и сексе. Из последнего логически вытекает, что он практически не подвержен отвращению;
  4. Служение, концентрация на проблеме. Здоровый человек не занимается лишним самокопанием – у него для этого слишком много дел. Свои проблемы он уже решил, и целиком посвящает себя делу;
  5. Отстраненность. Самоактуализирующийся человек не только не боится одиночества – он получает от него наслаждение. В сложной ситуации он способен от нее отстраниться, что часто расценивается окружающими как эмоциональная холодность или снобизм. Но на самом деле так здоровый человек защищает собственную психику;
  6. Автономия. Движущие силы развития личности заложены внутри самого здорового человека – поэтому он не нуждается в социуме, чтобы продолжать нормальную жизнедеятельность. Эта независимость дает самоактуализирущейся личности большую устойчивость при столкновении с трудностями;
  7. Свежесть восприятия. Здоровый человек способен находить новизну даже в обыденных вещах. Секс и вкусная еда доставляют ему не меньше удовольствия, чем музыка или природа;
  8. Высшие переживания. Маслоу называл их также «пиковыми» — это вдохновение, трепет, благодать. Для того, чтобы испытывать их, здоровые люди не нуждаются в алкоголе или наркотиках;
  9. Ощущение общности с человечеством. Здоровый человек способен испытывать сострадание и сопереживать. Его отношение к человечеству сравнимо с братским.

Помимо этого, здоровых людей отличают чувство юмора, наличие устойчивых моральных принципов, креативность, демократичность, а также избирательность во взаимоотношениях с людьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]