Возрастные особенности психического развития старшего дошкольника

Психическое развитие дошкольника имеет большое значение в становлении яркого и полноценного человека. Дошкольный период в жизни современного человека составляет всего семь лет. Однако, несмотря на его непродолжительность, он является одним из самых важных. В это время формируются основы личности.

Здесь очень важно знать индивидуальные черты дошкольника. Они помогут сформировать склонности ребёнка, которые потом станут основным фундаментом для вхождения в систему школьного образования. Родителям следует обратить внимание на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста

В психологии есть деятельностный подход. Его изучал советский психолог и педагог Алексей Николаевич Леонтьев, а также и его последователи. Они, опираясь на труды Льва Семёновича Выготского, сделали обоснование структуры возраста. Одним из основных критериев данной структуры является так называемое новообразование.

Среди основ новообразования мы хотим выделить 3 важных фактора:

  • произвольность – у ребёнка формируется воля, и он уже начинает ставить цели и идти к ним;
  • наглядно-образное мышление эволюционирует – ребёнок уже может устанавливать связи между изображениями;
  • увеличивается объём памяти – дошкольник самостоятельно ставит перед собой цель удержать что-нибудь в памяти.

Все эти особенности говорят о том, что просто необходимо заняться изучением ментальной арифметики. Ведь занятия по методикам «Академии развития интеллекта AMAKids» способны развивать память, образное мышление (способствует работа с воображаемым абакусом). Уроки ускоряют у детей в разы восприятие и обработку информации. К тому же у них формируются нужные целеполагающие качества для интереса к саморазвитию и изучению нового. Занятия в AMAKids проходят в интересной игровой форме, что тоже немаловажно для формирования у дошкольника интеллекта.

Психологи и педагоги отдельным и очень важным пунктом выделяют формирование математических представлений. Ментальная арифметика является супертренажёром для мозга. Если раньше больше надежд возлагали на классическую математику, то сейчас всё больше и больше на развитие ребёнка с помощью устного счёта посредством визуализации абакуса.

В качестве примера можно привести математические способности ментальной арифметики ученика AMAKids Саввы Тихненко, который известен по участиям в телепередачах. Он поразил всех своими математическими способностями в шоу Максима Галкина «Лучше всех».

Диагностическое обследование дошкольников психологом

С целью исследования особенностей развития дошкольников используются разнообразные методики. Преимущественно это тесты, позволяющие определить личностные особенности ребенка, уровень его психического развития, а также психологическую готовность к школе. Разработкой подходов к обследованию, методов, правил проведения, интерпретации результатов занимается психология детей дошкольного возраста.

К 5-6 годам ребенок уже хорошо воспринимает информацию на слух, может пересказать услышанное, пояснить ответ на вопрос. Развивается логическое мышление, операции анализа и синтеза, обобщения, классификации. Поскольку произвольность поведения в этом возрасте еще только формируется, психодиагностика детей должна включать задания, затрагивающие как произвольный, так и непроизвольный уровень познавательных процессов.

Методики для дошкольников в основном направлены на определение сформированности предпосылок к учебной деятельности, уровня личностного и познавательного развития дошкольника, особенностей его мотивационно-потребностной сферы.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста не ограничиваются специальными заданиями и тестами. Оптимальными психодиагностическими результатами обладает наблюдение за детьми в процессе игры со сверстниками или в одиночестве. Как правило, в этом процессе отражаются особенности взаимоотношений с родителями, степень конфликтности и агрессивности ребенка, умение подчиняться правилам и нормам. Проективные, рисуночные тесты отлично подходят для маленьких детей. На листе бумаге отображаются все переживания и проблемы, эмоциональное состояние и степень уверенности в себе.

Важным условием получения достоверных результатов является установление психологического контакта между дошкольником и психологом. Только в этом случае диагностика развития будет оправданной. Если ребенка заставлять или запугивать, результаты обследования могут быть сильно искажены. При необходимости будет рекомендовано посещение коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом или другим специалистом.

Трудности психического развития дошкольников

Психологические особенности старших дошкольников состоят в том, что из-за быстрого роста появляются противоречия, которые влияют на эмоции и действия ребёнка. Основными движущими силами развития детей до 7 лет являются следующие факторы:

  • окружающий мир;
  • новые возможности;
  • большая двигательная активность;
  • желание общаться с друзьями и незнакомцами.

Из-за некоторых трудностей это развитие может быть приостановлено. Здесь мы перечислим ряд данных проблем:

  • проблемы, связанные с эмоциями или личностью (вспыльчивость, тоска и печаль, боязнь чего-либо);
  • медленное формирование познавательного процесса, который включает в себя плохую память, маленький запас слов, непонимание происходящего, отсутствие внимания;
  • проблемы с поведением (ребёнок говорит неправду, хамит, грубит, зазнаётся);
  • проблемы, связанные с неврологией (беспокойный сон, чрезмерная усталость);
  • проблемы, связанные с коммуникацией (излишняя обида на других, замкнутость в своём мирке).

Психологические особенности старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.

Ведущая потребность в этом возрасте — потребность в общении.

Этот период называют сензитивным (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как его родителям?

Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:

  • формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
  • изменения в образе-Я;
  • отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

Изменения в образе «Я» До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд), героями или персонажами, реальными или фантастическими, на которых он бы хотел быть похожим. Поэтому, важно влияние ближайшего окружения, важно то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только через окружающий мир он познает, и оценивает себя.

Отношения со сверстниками

Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:

1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию; 2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться; 3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры; 4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские отношения. Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора. В этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6 годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных, преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры , направленные на расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т.п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Обязательно замечайте успехи ребенка, хвалите его, говорите ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для него это особенно важно.

Характеристика развития познавательных процессов:

Или что должен уметь ребенок 5-6 лет?

ВНИМАНИЕ:

  • — выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
  • — удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
  • — находить 5-6 отличий между предметами;
  • — выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • — находить 4-5 пар одинаковых предметов

ПАМЯТЬ:

  • — запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
  • — рассказывать наизусть несколько стихотворений;
  • — пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
  • — сравнивать два изображения по памяти;

МЫШЛЕНИЕ:

  • — определять последовательность событий;
  • — складывать разрезанную картинку из 9 частей;
  • — находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • — находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  • — находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

  • Иметь достаточно богатый словарный запас.
  • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
  • Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
  • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
  • Определяет место звука в слове.
  • Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Педагог-психолог
Томрачева Ю.А.

Рекомендации родителям

  • Привлекайте сына или дочь к домашнему хозяйству, давайте ребёнку простые задания, соответствующие возрасту. Благодаря ним он почувствует себя важным и значимым, поймёт, что его ценят.
  • Если ребёнок слишком застенчивый, не переставайте хвалить его, поддерживайте все его начинания, радуйтесь любым, даже незначительным успехам.
  • Комплименты и наказания обязаны соответствовать тому, сколько лет исполнилось ребёнку, и что он сделал.
  • Не нужно сравнивать сына/дочь с собой или с соседским ребёнком. Лучше сравнивайте своего ребёнка с самим собой или тем, кем он был в прошлом и каким стал сейчас.
  • Поощряйте активные и инициативные действия, исходящие от ребёнка.
  • Формируйте правильное восприятие провалов и проигрышей. Дошкольник должен уметь признавать свои минусы и недостатки.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он родился, то есть со всеми его плюсами и минусами. Ведь он – это частичка Вас.
  • Окружите сына или дочь любовью и заботой. Ребёнок должен чувствовать Вашу защиту. Он должен понять, что Вы поддержите его и всегда будете на его стороне. Не забывайте о тактильном контакте: целуйте, гладьте своё чадо по голове и обнимайте его почаще.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития старшего дошкольника может быть названа «ребенок – общественный взрослый». Она остается неизменной с младшего школьного периода и характеризуется тесным взаимодействием с миром взрослых людей. Однако в старшем дошкольном возрасте это взаимодействие становится более активным, оно направлено не только на родителей и ближайших родственников, но и за пределы семьи. Ребенок заинтересован в общении с интересующими его людьми, так он получает опыт взаимодействия, необходимый для успешной социализации.


Показатели нервно-психического развития старшего дошкольного возраста

Общение характеризуется как внеситуативно – личностное, с активностью с обеих сторон. Цель такого общения состоит не в познании предметного мира, а в непосредственной коммуникации с собеседником.

Совет родителям: не лишайте ребенка возможности посещать детский сад. Именно там он получит первые навыки общения, научится самостоятельности, дисциплине и будет всесторонне развиваться вместе со сверстниками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]