Все психические процессы, включая внимание, имеют низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие – произвольным. Непосредственное внимание тоже относится к более низкой форме его развития.
Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле культурно-исторической концепции её формирования. Он считал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания надо искать вне личности ребенка.
Развитие внимания – это переход от более простых видов к более сложным видам внимания. От врожденных к приобретенным. Например, развитием внимания будет являться переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, потому что оно работает значительно лучше.
По разным направлениям развитие внимания может идти параллельно, включая совершенствование всех его видов, и может относиться только к отдельным видам.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Его развитие может идти также естественным путем и постепенно улучшаться по мере накопления жизненного опыта и взросления. Происходит это у всех здоровых людей от рождения до окончания школы.
Человек может развивать свое внимание и целенаправленно, сознательно предпринимая продуманные действия, которые ориентированы на его улучшение. У естественного и искусственного развития внимания есть как общее, так и различное:
- Развитие внимания естественным путем идет по мере созревания мозга, накопления опыта, т.е. постепенно и является медленно протекающим процессом. Естественный процесс приводит к устойчивым изменениям;
- И, наоборот, искусственное его развитие – это ускоренный процесс и связан он с выполнением специальных упражнений, которые рассчитаны на развитие какого-то его свойства или вида. Происходящие изменения сначала являются недостаточно устойчивыми, поэтому нуждаются в закреплении в последующем жизненном опыте человека.
На развитие внимания существенное влияние оказывают следующие факторы:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Развитие внимания 420 ₽ Реферат Развитие внимания 220 ₽ Контрольная работа Развитие внимания 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Речь, которая развивается под воздействием обучения;
- Подражание поведению взрослых людей;
- Умственная деятельность.
В психологии основные исследования по развитию внимания были связаны с изучением процесса естественного его развития у детей. Это было связано с такими обстоятельствами:
- Изучение внимания психологами началось сравнительно недавно, поэтому важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует в жизни человека, т.е. естественный процесс его развитии;
- Долгое время было вообще, не ясно можно ли развивать внимание человека искусственным путем.
К началу второй половины XX века были предложены первые методы развития внимания детей, которые были не вполне эффективны.
Процесс естественного развития внимания у детей в России одним из первых изучил Л.С Выготский. Он же разработал общую теорию развития познавательных процессов человека. Эта теория получила название «Теория развития высших психологических функций у человека». Она применялась к изучению развития внимания у детей.
Стадии развития внимания
Для развития произвольного внимания особое значение имеет школа, потому что именно в процессе учебы ребенок приучается к дисциплине. В школьные годы у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В возрасте 9-10 лет в организации процесса внимания возникают уже качественные сдвиги. Эффективными возбудителями внимания в этом возрасте становятся эмоционально-нейтральные раздражители. Снижение характеристик внимания наблюдается в возрасте с 11-12 до 14-15 лет. Происходит существенная перестройка организма ребенка, которая сопровождается отклонениями во внимании – возникает повышенная утомляемость, эмоциональность, происходит снижение коркового контроля. И только к концу подросткового возраста устанавливается оптимальная система внимания.
Л.С. Выготский выделил 4 стадии в процессе генезиса произвольного внимания:
- Стадия первая. Суть её сводится к тому, что взрослый управляет поведением и сознанием ребенка с помощью определенного средства. Этими средствами могут быть указательный палец, речевое сопровождение взрослого. В начале управления вниманием, отмечает Л.С. Выготский, стоит именно указание, поэтому историю произвольного внимания следует начинать с истории указательного пальца. Это на данной стадии интерпсихическое действие и осуществляется оно между людьми во внешнем плане;
- Стадия вторая. Ребенок на этой стадии становится субъектом, который психологическое орудие использует для управления поведением и сознанием другого человека. Теперь уже он с помощью собственного указательного пальца и речевого сопровождения, обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Данное действие управления существует во внешнем плане как интерпсихическое действие;
- Стадия третья. Способы управления сознанием и поведением, которые применялись людьми к нему, а он применял их по отношению к ним, ребенок начинает применять к самому себе. Действие все ещё протекает во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка. Но действие ребенок обращает на самого себя. На этой стадии начинается интериоризация действия управления вниманием. Законченный вид она приобретает только на следующей стадии;
- Стадия четвертая. Действие управления своим вниманием на этой стадии становится собственно внутренним действием. Опорой его осуществления является психический образ и внутренняя речь.
Ученый, таким образом, показал, что развитие произвольного внимания, как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций.
Еще раз обобщим сказанное. С самого начала внимание ребенка является управляемым. Сначала им руководят взрослые. Затем ребенок переходит к самоуправлению своим вниманием – это значит, овладевает вниманием произвольным, употребляя то же самое средство, что использовалось по отношению к нему. Овладев речью, ребенок сначала управляет процессом внимания другого и только потом собственным вниманием.
Выход на уровень взрослого человека происходит тогда, когда ребенок овладевает внутренними средствами управления вниманием. В результате динамика развития произвольности внимания в дальнейшем онтогенезе не выражена, но оно приобретает индивидуальные особенности.
В целом психологи в развитии внимания выделяют два основных этапа:
- Этап дошкольного развития. Внимание на этом этапе вызывается факторами внешней среды;
- Этап школьного развития. Происходит бурное развитие внутреннего внимания, т.е. опосредованного внутренними установками ребенка.
Как формируется внимание у детей?
Есть несколько факторов, влияющих на скорость формирования навыка внимания в процессе обучения. Вот некоторые из них:
- индивидуальный темп обучения;
- отсутствие длительных пауз в процессе обучения;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- опора на уже существующие знания и умения;
- сопровождение интеллектуальной деятельности специальной двигательной активностью;
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений, музыки и разговоров);
- чёткость и краткость пояснений взрослых/условий задачи, которую необходимо решить.
Воспитание непроизвольного внимания
В воспитании непроизвольного внимания у детей видное место занимает формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, стремиться полнее и лучше ознакомиться с действительностью. С этой целью ребенка надо с ранних лет знакомить с богатством и многообразием окружающего мира, подмечать, что находится вокруг, учить реагировать на любое изменение в окружающей обстановке.
Учебный процесс для ребенка будет привлекательным, если он проявляет интерес и эмоции, которые являются основным условием появления непроизвольного внимания. Безусловно, в первую очередь, это зависит от изучаемого материала, способа его подачи и наглядности преподавания. Непроизвольное внимание вызывает применение картин, муляжей, показ опытов, использование конкретных фактов из жизни и др. Младшим школьникам непроизвольное внимание просто необходимо. Любая наглядность требует соблюдения ряда условий:
- Правильно организовать восприятие ребенка;
- Поставить конкретную задачу – ответить на вопрос, произвести сравнение, обнаружить что-то новое и др.
- Научить замечать то, что требует внимания.
Работа, организованная с наглядностью, активизирует мысль ребенка, приучает быть внимательным, выделять существенное, замечать главное.
Непроизвольное внимание привлекает качественное объяснение изучаемого материала, яркое по форме, богатое по содержанию и эмоционально насыщенное. Изложение любого материала должно будить мысль, заставлять задуматься над возникающими вопросами, вызывать стремление узнать, что будет дальше.
Для привлечения и удерживания внимания большое значение имеет активность самих детей, важно, чтобы они не просто пассивно слушали, но еще и действовали сами – спрашивали, отвечали, проводили опыты и др. Общий культурный уровень тоже является важным условием внимания.
Факторы, влияющие на внимание
Возрастные особенности внимания связаны с участием в мыслительных процессах различных участков головного мозга. Эффективность выполняемой работы зависит, во многом, от окружающих факторов.
Некоторые объекты отвлекают внимание. Например, яркий цвет, посторонние раздражающие звуки, эмоциональный дискомфорт при общении. В то же время, другие – помогают сосредоточиться. Если это, к примеру, тишина или спокойная музыка, неброская цветовая гамма в оформлении интерьера.
Однако, долгое нахождение в рабочей обстановке тоже негативно сказывается на концентрации и трудоспособности. Поэтому стоит делать небольшие, но регулярные, по 10-15 минут, перерывы. В это время можно немного размяться физически. Если получится, то успеть выпить чаю или кофе.
Безусловно, большое значение имеет колебание уровня умственной активности в течение суток. Как известно, ученые доказали, что наиболее высокая эффективность наблюдается с 9.00 до 12.00 часов дня и с 15.00 до 19.00 вечера. Планировать свой рабочий день лучше всего с учетом данных особенностей.
Съедобно, несъедобно
Скорость осознанного переключения внимания, является хорошо тренируемым свойством человеческого внимания. Примером упражнения для тренировки скорости переключения может служить детская игра «Съедобно, несъедобно». Участники игры садятся в круг. Ведущий, по-очереди, бросает мячик, и называет предметы. Если предмет несъедобный, то участник, которому кидают мяч не должен его поймать, и, наоборот, съедобные предметы ловятся. Успешный участник, занимает место ведущего.
Таким образом, тренируя скорость переключения, ты повышаешь способность к распределению внимания, то есть повышаешь свой уровень обработки информации в режиме многозадачности.
Женская черта
Когнитивная способность распределения внимания – важное качество для эффективной реализации поставленных задач в повседневной жизни.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Известный факт, что женщины, по своей природе, больше склонны к многозадачности, и обладают повышенной устойчивостью к стрессовым факторам.
Это сложилось исторически, и обусловлено самой женской природой. На бытовом уровне, распределение внимание имеет вид правильного планирования последовательности процессов: четко определять приоритетность и последовательность целей, при этом учесть условия и влияние внешних факторов, можно считать, почти генетической, женской чертой.
Психологические теории внимания
На протяжении всей истории психологии как самостоятельной науки существовали (и продолжают существовать) различные представления о том, что такое внимание. Давайте рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, теории внимания.
В 1879 г. Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и начал изучать сознание с помощью интроспекции. Сознание начали изучать одновременно с вниманием, потому что оно делает некоторые впечатления сознания более ясными и отчетливыми, чем остальные.
Вундт считал, что сознание — это «сумма наших сознательных впечатлений». Для понимания сознания ученый использовал идею И.Ф.Гербарта о метафоре зрительного поля. Как и в зрительном поле, сознание можно разделить на три зоны: точку фиксации, центральную область и периферию. Точка фиксации сознания содержит наиболее четко воспринимаемое содержание. Точка фиксации сознания окружена центральной областью, в которой отчетливо воспринимается множество впечатлений. К центральной области примыкает «периферия зрительного поля», в которой объекты воспринимаются довольно размыто.
Вундт писал, что существует термин «внимание» для центральной части зрительного поля нашего сознания. Ученый понимает внимание как «психический процесс, происходящий при более четком восприятии ограниченной области содержания по сравнению со всем полем сознания». Поэтому можно сказать, что те впечатления, которые в определенный момент времени выделяются из остальных с особой четкостью, являются центром внимания.
Вундт решил выяснить, что такое объем внимания, то есть, сколько объектов может четко восприниматься человеком одновременно. Представление называется ясным благодаря своим собственным свойствам, и оно является ясным, когда его можно отличить от других представлений.
Эксперименты по изучению объема внимания проводились с визуальным материалом. Вундт использовал тахитоскоп для изучения устойчивости внимания. Устройство может использоваться для представления человеку серии символов (букв). Экран, закрывающий изображение, на мгновение поднимается, и испытуемый должен направить свой взгляд на как можно большее количество букв. Если испытуемый сконцентрируется на точке в центре экрана до предъявления изображения, то в момент предъявления он сможет четко увидеть очень небольшое количество предметов. Неопытные наблюдатели охватывали взглядом 3-4 единицы, а у опытных объем внимания увеличивался до 6. Современные исследователи приводят те же данные.
Внимание, как и сознание, имеет динамику: новые элементы входят в поле внимания и вытесняют прежние содержания на периферию. Для описания этих процессов используются два термина. Восприятие — это «фактическое вхождение некоторого содержания в сознание», а апперцепция — усиление концентрации в фокусе внимания. При апперцепции содержание сознания становится ясным и отчетливым. Апперцепция позволяет расширить перцептивные единицы, постичь смысл целого. Это происходит, например, при чтении слова, состоящего из букв.
Американский ученый У. Джеймс, классик психологии сознания, понимал феномен внимания по-другому. Он считал, что сознание — это «поток». Как ручей, текущий по широкому лугу, не может охватить все пространство, так и сознание не может вместить в себя весь окружающий мир и внутренний мир человека. «Область нашего сознания, естественно, кажется очень ограниченной по сравнению с огромным полем внешних воздействий на органы чувств и с массой новых впечатлений, постоянно поступающих извне. «
Из принципа ограниченности сознания вытекает его избирательность. Оно направлено на определенные объекты или восприятия, которые становятся объектами внимания. Однако, как правило, внимание не может долго удерживаться на одном и том же объекте. Для иллюстрации этого факта Гемс приводит слова немецкого физиолога и психолога Гельмгольца: «Если мы хотим направить свое внимание на определенный объект, мы должны открывать все новые и новые его аспекты.
Джемс считал, что внимание не существует как отдельный психический процесс. как отдельный процесс. По его мнению, выбор объекта внимания обусловлен деятельностью нервной системы в трех ее аспектах.
Настройка органов чувств, которая определяет четкость восприятия и направление внимания в зависимости от поворота головы, направления ее взгляда. Когда мы смотрим или слышим что-то, мы непроизвольно настраиваем наши глаза и уши, а также поворачиваем голову; при обонянии и дегустации мы настраиваем язык, губы и нос на данный объект и т.д. Поэтому любой объект, способный пробудить наш орган чувств, вызывает адаптацию органа чувств, что приводит как к ощущению активности, так и к повышению ясности сознания данного объекта. Когда мы обращаемся к своим мыслям, можно говорить о линии взгляда «внутри себя».
Идейное возбуждение определенного центра в мозге человека. Согласно Джеймсу, добровольное внимание к объекту возникает только тогда, когда у нас в голове есть идея или образ объекта, и мы можем его предвидеть. Ученый назвал процесс предвосхищения объекта внимания «преперцепцией». Это явление связано с работой памяти и воображения, которые дают материал для образа объекта.
Основываясь на концепции предвосприятия, У. Джеймс дает педагогические советы о том, как развивать внимание учащихся. Ребенок может направить внимание на объект, на который ему когда-то указали и о котором он уже имеет представление. «Лучше всего, если сам предмет обучения интересен, и когда мы учим детей, мы всегда должны стараться связать новую информацию, которую мы им даем, с объектами, с которыми они связаны своим предыдущим опытом».
Приток крови к соответствующему мозговому центру. Хотя Джемс признает это состояние лишь физиологически правдоподобным, в современной нейрофизиологии оно стало одним из важнейших источников данных о механизмах внимания.
Одна из самых известных теорий внимания была предложена французским психологом Т. Рибо. Описывая внимание процессами сознания, Рибо рассматривал внимание как психический моноидеизм. Такое состояние противостоит обычному потоку чувств, мыслей в сознании человека, т.е. полиидеизму. Когда внимание выбирает одно впечатление, другие восприятия так или иначе группируются вокруг центрального впечатления. Т. Рибо определяет внимание как «относительный психический моноидеизм, сопровождающийся непроизвольной или искусственной адаптацией индивида».
Распределение как свойство
Внимание характеризуется пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Giphy
Остановимся более детально на свойстве распределения внимания. Случалось, ли тебе выполнять несколько дел одновременно? Если да, то принцип действия распределения внимания тебе хорошо знаком. Способность удерживать в зоне активного внимания несколько разных объектов, или действий, называют распределением внимания.
Вспомни себя в школе: ты была уверена, что находишься в поле зрения учителя, но твой сосед, или соседка по парте, так же были уверены, что учитель наблюдает за каждым из них персонально. Правильное распределение внимания, является профессиональной чертой учителя.
Хорошим примером распределения внимания, может служить водитель автомобиля: успешность управления автомобилем, напрямую зависит от умения водителя удерживать в зоне своего контроля, внимания других участников движения, технические показатели автомобиля, внешние факторы окружающей среды.