Понятие деятельности
Деятельность считается основой для развития человека как личности, основным фактором его существования как социального существа. Освоение деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для развития нервной системы человека. Для решения воспитательных задач нужно базироваться на психологических закономерностях и динамику человеческих деятельностей. Проводя воспитательные действия необходимо учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл, содержание и объем.
Понятие личности и деятельности в российской психологии рассматриваются как связанные между собой явления. При разработке проблемы деятельности и активности личности, современная психология основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности называют, в первую очередь, потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
По происхождению потребности можно поделить на естественные и культурные, и характеризуются последующими показателями:
- любая потребность обладает своим собственным предметом, т. е. она непрерывно есть осознание надобности в чем-либо.
- любая потребность получает определенное содержание в зависимости от критериев и способов ее удовлетворения.
- потребность обладает возможностью отражаться.
- потребности выражаются в мотивах, т. е. в некоторых побуждениях к деятельности.
У каждого вида деятельности выделяются свои особые мотивы.
Роль наследственности в развитии личности человека
Под наследственностью понимается воспроизведение биологического сходства с родителями у потомства.
Наследственность — это генетическая программа индивидуума, определяющая его генотип.
Наследственные программы человеческого развития содержат детерминированные и переменные части, которые определяют как то, что делает человека человеком, так и то, что делает людей такими непохожими друг на друга.
- детерминистическая часть наследственной программы в первую очередь предусматривает продолжение рода человеческого, а также специфические особенности человека как представителя рода человеческого, в том числе особенности речи, локомоции, трудовой деятельности, мышления.
- внешние характеристики: От родителей к детям передаются особенности телосложения, конституции, цвета волос, глаз и кожи. 3.
- комбинация различных белков в организме строго генетически запрограммирована, группы крови и резус-фактор фиксированы.
- заболевания крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные нарушения — карликовость передаются по наследству.
- наследственные характеристики включают в себя особенности нервной системы, которые определяют характер и особенности психических процессов.
- наследуется способность выполнять различные виды деятельности.
Каждый ребенок имеет четыре группы природных способностей: интеллектуальные, художественные и социальные. Атрибуты являются естественным условием для развития способностей. Следует сказать несколько слов об интеллектуальных (познавательных, образовательных) задачах. Все нормальные люди по своей природе обладают высоким потенциалом для развития своих умственных и познавательных способностей.
Существующие различия в типах высшей нервной деятельности, влияют только на ход мыслительных процессов, но не определяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи считают, что для развития интеллектуальных способностей может быть неблагоприятная наследственность. Например, отрицательные предрасположенности вызывают вялость клеток мозга у детей алкоголиков, нарушение генетических структур у наркоманов, наследственные психические заболевания.
Вопрос о наследовании моральных качеств и психики очень важен. Ведущее положение отечественной педагогики заключалось в утверждении, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, не говоря уже о злом и преступном. Дети не наследуют нравственные черты своих родителей; генетические программы человека не содержат информации о социальном поведении.
В западной педагогике преобладает мнение, что моральные качества человека определяются биологически. Люди рождаются хорошими или плохими, честными или обманчивыми, человек рождается с воинственностью, агрессивностью, жестокостью, жадностью (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Михерлик и др.).
В последнее время позицию по генетической обусловленности социального поведения отстаивают и отечественные эксперты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие утверждают, что наследственное обусловливали человеческой морали и социального поведения.
Мотивы деятельности
Развитие деятельности влечёт за собой появление различных её видов и форм (игра, труд, учение), которые соединяются, соподчиняются. В таком случае устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Такая единая система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, составляет эмоциональную базу личности.
Иногда однообразные мотивы могут по-разному осуществляться в поведении, а различные мотивы имеют все шансы носить одинаковые внешне формы проявления в поведении. Например, участие в общественных работах, побуждаемое соперничеством, желанием оказаться первым среди товарищей, не однозначно рвению ребенка принести выгоду собственному классу. В зависимости от мотивов ребёнка, формируются разные свойства личности (в предоставленном примере индивидуализм и коллективизм).
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Деятельность и активность как условия развития личности 480 ₽ Реферат Деятельность и активность как условия развития личности 270 ₽ Контрольная работа Деятельность и активность как условия развития личности 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Поведение побуждается чаще всего не одним, а сразу несколькими мотивами, которые различаются по содержанию и строению. Среди них выделяют ведущие и подчиненные. Формирование мотивационной сферы личности характеризуется как раз сменой ведущих мотивов, созданием наиболее высоких нравственных мотивов. Необходимые перемены соотношения мотивов, их иерархия гарантируется целенаправленной организацией деятельности. Именно поэтому в психологии существует понятие о системе мотивов, мотивации.
Дети школьного возраста участвуют в большом количестве разных типах деятельности, каждый из которых характеризуется не только конкретным составом разных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности. В ней появляются, создаются или перестраиваются собственные психологические процессы (в учении — теоретическое мышление, в игре — фантазия и т. д.), от нее зависят ключевые психические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).
Известный российский психолог А. Н. Леонтьев писал, что одни виды деятельности играют главную роль в развитии, остальные — подчиненную, поэтому нужно говорить о зависимости развития психики от ведущей деятельности:
- в период дошкольного детства основным видом деятельности детей считается игра. В игре расширяется кругозор ребенка, развиваются умственные возможности (гипотеза, сообразительность, находчивость), создаются черты характера и нравственные свойства. Наравне с игрой большой смысл в жизни дошкольника приобретает трудовая активность. Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его начальными умениями и навыками, сформировывают нравственно-волевые свойства. Принимая во внимание возраст детей, родители, учителя и воспитатели часто объединяют игру и трудовые занятия;
- с поступлением ребенка в школу главным видом деятельности становится учение. Оно безгранично расширяет кругозор детей, гарантирует создание мнений, способствует их углублению и уточнению. Во время обучения школьники овладевают методами учения и получают возможность узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, разговоров со старшими;
- в ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится наиболее мощным катализатором их разностороннего развития;
- во время обучения в школе все больший смысл приобретает трудовая деятельность.
Деятельность как ведущий фактор развития личности и общества.статья на тему
Деятельность как ведущий фактор развития личности и общества.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что личностью человек становится в труде и общении. К.Маркс и Ф.Энгельс утверждали: — «Личность не есть целостность, обусловленная генетически: личностью не родятся, личностью становятся». Совместный труд невозможен без взаимного обмена представлениями, намерениями, мыслями. Но он предполагает также необходимость знания о том, что представляет собой участник труда. Это знание получают главным образом в процессе деятельность, которая осуществляется совместно. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает. Исходя из этого, можно предположить, что в единстве с потребностью что-то сказать друг другу по поводу общего дела, проявляется также потребность как-то показать себя друг другу, выделить свой вклад в общем деле, быть наилучшим образом, понятым и оцененным окружающими. Потребность человека быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нём личность. Выделяя себя как индивидуальность, добиваясь всесторонней оценки себя как личности, человек в деятельности полагает себя в общности как необходимое условие ее существования. А всестороннее развитие способностей позволяет человеку посредством общественно полезной деятельности осуществлять позитивный вклад в других людей, в жизнь общества в целом.
Личность (англ. personality; от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность) — в общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социальной и культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях, как пример труды И.Канта, личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:
- многогранность феноменологии личность, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;
- междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;
- зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;
- несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;
- разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией.
Согласно определению психологического словаря А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского деятельность – это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория деятельность используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии.
Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметного определения деятельности в широком смысле, состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь, будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический.
В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает внутренней структурой, обеспечивающей усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность.
Согласно определению Л.Д.Столяренко деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.
Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой, или другими словами эталонная по структуре деятельности, является определяющим ведущим фактором развития личности. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата развития личности выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.
Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности.
В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности.
- Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторойрой степени уподобление индивида другим членам той же общности.
- Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.
- Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с другой стороны.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. значительный вклад в решение проблемы внести, в частности, А.Н. Леоньтьв, Л.Н.Божович. Теория Л.Н.Божович заключалась в описании понятия личности в контексте характеризующимся внутренними свойствами и особенностями человека. Опираясь на понятии о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, была показана динамика взаимодействия деятельности и межличностного общения человека, в разные периоды его жизни, формирование определенных воззрений, т.е. внутренней позицией. Эта позиция и есть основной характеристикой личности, предпосылка ее развития, которая и является совокупностью ведущих мотивов деятельности.
А.Н.Леонтьев предложил концепцию структуры и развития личности, в которой важное место отведено понятию деятельность, основными характеристиками являются мотивационная сфера и «личностный смысл». Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которых личность включена, чем они развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.
Говоря о различных теориях личности нельзя забывать о французской психологической школе и ее наиболее выдающемся представителе П.Жане. Идеи, высказанные этим ученым, получили впоследствии широкое развитие в трудах ранее упомянутых отечественных психологов. Жане высказывал мнение о том, что различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие действия. Процессами осуществляющими регуляцию действия являются чувства и мышление. В основе развития личности, по Жане, вложено учение и поведение, смысл которого подразумевает внутреннее психическое содержание, которое является частью поведения и регулирующим звеном. Все это способствует возможности регуляции и саморегуляции личности. Жане также считал, что психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми, поскольку на основе взаимоотношений может регулировать собственное поведение. У П.Жане интересная структура поведенческого акта, где выделены три этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Так же нам известно, что Жане выделил разные уровни поведения человека:
- Рефлексивные акты
- Отсроченные перцептивные действия, где мы можем наблюдать подготовку и завершение действия.
- Элементарные социальные акты, как пример – подражание.
- Интеллектуальные акты
- Манипуляции реальными объектами, что приводит к формирование интеллектуальных объектах.
- Умственная деятельность, чем и поставил вопрос о генетической связи мышления и действия.
- Созидательная трудовая деятельность человека
Положение о саморегуляции, ставшее краеугольным камнем анализа развития личности, перекликается у Жане с положением о наличии психологического напряжения и силы, что способствует определению свойств личности, скорости и длительности отдельных действий, способность к концентрации и распределению силы, что по мнению Жене и составляет активизацию высших потребностей.
Психологическое развитие личности человека по мнению Б.Г. Ананьева — диалектический процесс, возникновения и разрешения противоречий, перехода от внешнего во внутреннее, самодвижения. Активной работы над собой. Б.Г.Ананьев представлял развитие личности как возрастающую по масштабам и уровню интеграции – образование подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств)
Разработанная В.Т.Лисовским типология студентов, т.е. людей в среднем 18-25 лет, выглядит следующим образом:
- «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством. Непримирим с недостатками, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.
- «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимать участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.
- «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован только на учебу, много времени отдает на научно-исследовательскую работу, порой в ущерб другим занятиям.
- «Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая за частую преобладает над другими интересами и порой негативно сказывается на учебной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.
- «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственно развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.
- «Старательный». Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба.
- «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Выбирая профессию, особо не задумывался, однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить, особого удовольствия от учебы не испытывает.
- «Разочарованный». Человек, как правило, способный. Но избранная специальность оказалась малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, вуз надо кончать, особого удовольствия от учебы не испытывает. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.
- «Лентяй». Учится, как правило, слабо по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе к нему относятся как к «балласту». Круг интересов в основном в сфере досуга.
- «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу – будь то учеба, или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу « мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимается научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнениями признанных авторов.
- «Богемный». Как правило, успешно учится на так называемых «престижных» факультетах, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. Знания избирательны. В сфере искусства интересуется, главным образом, «модными» течениями. Всегда имеет «свое мнение», отличное от мнения «массы».
Успеваемость обучения определяется таким психическим свойством, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации) и весь потенциал человека.
Непосредственная зависимость успешности любой деятельности, в том числе и учебной, в первую очередь от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая, в свою очередь, определяющим образом влияет на процесс развития и формирования способностей.
Важным условием оптимизации потенциальных возможностей личностей является ее активность, направленность на определенный вид деятельности, поскольку, то что значимо для человека, выступает в качестве мотива и цели его активной деятельности. В деятельности и развитии личности человека большую роль играет мировоззрение – система представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и факторов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы. Существенные особенности в поведении и деятельности человека вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, на реакции в сложных ситуациях. Также темперамент влияет на ход и результат различных видов деятельности.
В процессе деятельности ярко проявляются способности, т.е. такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть новыми знаниями и эффективно совершенствоваться. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления и памяти, поскольку способности развиваются в процессе их совершенствования. Способности складываются на основе закрепления и проявления свойств человека в связи с особенностями его деятельности. Не последнюю роль играет регулярность деятельности, конкретно учебной деятельности, умение работать систематически даже при средних интеллектуальных способностях способствует стабильный результат.
В психологии есть различные подходы к исследованию личности, но не смотря на разницу в трактовке, прослеживается ведущая характеристика – направленность. Существуют различные определения, например «динамическая тенденция» — С.Л. Рубинштейн, «смыслообразующий мотив» -А.Н. Леонтьев, «доминирующее отношение» — В.Н. Мясищев, «основная жизненная направленность» -Б.Г. Ананьев, «динамическая организация сущности сил человека» — А.С. Прангишвили. А в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда обусловлена и формируется в процессе воспитания, в свою очередь направление – установки личности проявляющиеся в формах влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждения и при этом во всех формах направленности личности лежат мотивы деятельности.
В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становится настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.
Если же рассматривать деятельность как основание личности, то главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым. Он идентифицируется не только своим именем, его идентифицирует и закон, по крайней мере в пределах, в которых он признается ответственным за свои поступки.
Таким образом, существует известное противоречие между очевидной физической, психофизиологической изменчивостью человека и устойчивостью его как личности. Это и выдвинуло проблему «я» в качестве особой проблемы психологии личности. Она возникает потому, что черты, включаемые в психологическую характеристику личности, выражают явно изменчивое и «прерывное» в человеке, т.е. то, чему как раз противостоит постоянство и непрерывность его «я». Что же образует это постоянство и непрерывность? Персонализм во всех своих вариантах отвечает на этот вопрос, постулируя существование некоего особого начала, образующего ядро личности. Оно-то и обрастает многочисленными жизненными приобретениями, которые способны изменяться, существенно не затрагивая самого этого ядра.
При другом подходе к личности в его основу кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: ее опосредствований и порождаемых ею форм психического отражения. Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности. Решение это исходит из положения, то реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.
Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взгляд это положение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личности и, более того, объединяющим их. Тем не менее оно единственно открывает путь к пониманию личности, в ее действительной психологической конкретности. Исследование личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обращается – не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными. Уже первые шаги в указанном направлении приводят к возможности выделить очень важный факт. Он заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте. Представление о связях между деятельностями как о коренящихся в единстве и целостности их субъекта является оправданным лишь на уровне индивида. На этом уровне (у животного, у младенца) состав деятельностей и их взаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта – общими и индивидуальными, врожденными и приобретаемыми прижизненно. Например, изменение избирательности и смена деятельности находятся в прямой зависимости от текущих состояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант.
Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии. Процесс этот неотделим от развития сознания, самосознания, но не сознание составляет его первооснову, оно лишь опосредствует и, так сказать, резюмирует его. Итак, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития.
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
- Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
- Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
- Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
- Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы, и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Выделю, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально-ничтожная личность.
Начало жизненного пути
На протяжении первых лет жизни формируются определенные навыки, ребенок научается все новым и новым приемам, достигая некоторого уровня развития в том или ином направлении деятельности.
Постепенно один вид деятельности сменяет другой, но предыдущий этап нельзя считать отдельным, не связанным с будущим развитием. Это всегда «надстройка» на предыдущий опыт.
Таким образом, деятельность проходит «красной нитью» по жизненному пути человека, формируя и совершенствуя его.
Сущность перемен
wwwuppertal/Flickr.com
Пребывание в определённой психологической среде ежедневно в течение многих лет оказывает огромное влияние на наши привычки и мышление. Это влияет на то, как мы воспринимаем людей, определяет наши взгляды на жизнь и постепенно меняет нас самих. Всё, что мы делаем на рабочем месте, распространяется и на остальную часть нашей жизни.
Обычно мы считаем, что такое случается где-то далеко и с кем угодно, только не с нами. Мы понимаем, что взгляды французского аристократа в XV веке были предопределены строгой социальной иерархией и этикой воина, а тяжкий труд и постоянная борьба со стихией значительно повлияли на мировоззрение обитателей шотландской рыбацкой деревушки в XIX веке. Однако мы мало чем отличаемся от них. Нам гораздо сложнее заметить то, что происходит с нами, поскольку для нас самих наши взгляды кажутся совершенно естественными и единственно верными, хотя это не так. Увидеть это поможет встреча с иностранцем или человеком с совершенно отличным от вашего родом занятий.
Фото Royal Navy Media/Flickr.com
Иногда мы можем заметить результаты воздействия работы на человека. Если спросить адвоката, какими будут машины через 20 лет, он удивится: зачем вообще размышлять о чём-то недостижимом сейчас? Технологии могут развиваться совершенно непредсказуемо, но и через 20 лет будут суды, законы и юриспруденция. И мы разберёмся со всем этим, когда придёт время. А если поинтересоваться у академика, сколько он зарабатывает в час или какую прибыль принесло его последнее открытие, он наверняка сочтёт ваши вопросы неуместными.
Мы знаем, что образ мышления людей в рабочей среде также прослеживается в их поведении в обычной жизни. Учитель начальных классов воспринимает своих детей как учеников, преподаватель, привыкший читать лекции, обычно оказывается главным болтуном на званых обедах, а политик вряд ли удержится от того, чтобы произнести речь на свадьбе.
Однако это всё лишь вершина айсберга. Влияние работы становится заметным во множестве других случаев.
- Технические специалисты очень спокойны и воспринимают жизненные проблемы так же, как технические неполадки, с которыми они сталкиваются на работе. Они считают, что с большинством трудностей можно разобраться, если не паниковать и методично перебрать все возможные решения.
- У телепродюсеров хрупкое чувство собственного достоинства. Они очень агрессивны, когда чувствуют, что находятся на вершине, но быстро меняют поведение, поняв, что ситуация складывается не в их пользу.
- Стоматологи любят командовать. Они так часто отчитывают людей за их слабости, что это становится привычкой.
- Писатели-фрилансеры, которым постоянно приходится подстраиваться под требования заказчиков, привыкают к ощущению, что их недопонимают и недооценивают.
Хорошее и дурное влияние
Работа может хорошо влиять на людей. Мировосприятие, приобретённое в рабочей среде, часто восполняет пробелы и культивирует качества, которые человек не смог бы развить самостоятельно. В офисе, где важна скорость и пунктуальность, нерасторопный и легкомысленный человек обычно становится более собранным. А среда, где достижение компромисса является частью рабочего процесса, будет чрезвычайно полезна для людей, которые считают собственное мнение исключительно важным.
Однако работа оказывает и негативное влияние. Когда у человека закрепляется определённый способ мышления и выполнения задач, всё отличное от этого постепенно вытесняется. Школьный администратор может быть очень хорош в подборе персонала и решении организационных проблем, но вопрос «Какова глобальная цель образования?» поставит его в тупик.
Подобные вопросы могут быть очень болезненны для многих из нас, поскольку лишний раз напоминают, от чего нам пришлось отказаться, чтобы сосредоточиться на конкретной работе. Посвятив большую часть жизни определённому делу, мы не в состоянии уделить достаточно времени другим, потенциально не менее интригующим, вещам.
Помнить о том, как работа меняет нас, — значит быть снисходительнее к другим людям. Возможно, это работа сделала их нервными, агрессивными или скучными. Занимаясь чем-нибудь другим, они, вероятно, были бы совсем другими людьми.