Тема самоопределения как неизбежного этапа формирования личности и основы на пути к самореализации человека, вызывает среди ученых много дискуссий. Исследования этой проблемы проводились в разных направлениях. Ученые считают, что самоопределение стоит рассматривать в узком контексте каждой сферы жизни человека. Кто-то убеждён, что во главе всех векторов развития лежит личностное самоопределение.
Конечно, каждая теория имеет свои доказательства и право на существование, но все же без внутреннего ядра и самоопределения человека как личности невозможно безошибочно выбирать свое место в других сферах жизни.
В этой статье:
Что такое самоопределениеВиды самоопределенияОсобенности нравственного самоопределенияПрофессиональное самоопределениеРоль самоопределения личности в обществеУсловия гармоничного самоопределения
Что такое самоопределение
Фото автора Dih Andréa: Pexels
Самоопределение – это четкое осознание собственной направленности по отношению к миру, своего положения в этом мире, а также жизненная позиция, которая формируется на ценностно-нравственных ориентациях. Проблема самоопределения ставит перед человеком две задачи:
- Человек определяет индивидуальный жизненный смысл.
- Построение планов, целей на своем жизненном пути. Выбор средств достижения поставленных целей.
Как правило, самоопределение, как форма психологического развития личности особенно остро ощущается в подростковом возрасте. Этот период является важным и переломным в жизни каждой личности. Словно внезапно повзрослевший ребенок стоит на перекрестке дорог и решает, какую ему выбрать. Каждая из них, как в сказке обещает блага и определенное вознаграждение, но на пути однозначно встретятся препятствия.
Еще каждый путь незримо определяет, кому он под силу, а кому и не стоит пытаться туда идти. Это конечно метафора, но она имеет место быть в жизни в форме предрассудков и предубеждений. В идеале каждый человек должен иметь свободу выбора и определять свой путь, и видеть себя, как уверенно идущего человека.
Осознанность и самосознание
Непосредственное влияние на самоопределение играет формирование экзистенциональных установок личности. Именно в этот период подросток задается вопросами о смысле жизни, о собственном бытии и о смерти. Самоопределение является психологическим аспектом и основой на пути самореализации человека в жизни. Иными словами, понимание того, кто «Я», и чего жду от жизни, уже является частью самоопределения личности.
Проблемы личностного и жизненного самоопределения
Так как первые два вида самоопределения – личностное и жизненное – прочно взаимодействуют друг с другом, проблемы у этих процессов общие. Не секрет, что свойства и характеристики личности формируются в течение всей жизни, с самого рождения. Некоторые типичные проблемы самоопределения личности уходят корнями в глубокое детство. Вот некоторые из них.
- Мне все должны / никто никому ничего не должен
Адекватное сознание должно с детства воспитываться в четких рамках соотношения обязанностей и долженствования. На взаимосвязи и балансе долга и обязанностей построены отношения – ими руководствуется и большой социум (государство), и малый (например, семья или рабочий коллектив), и каждый отдельный индивид. При нарушении этого баланса обязанностей и долженствования возникают проблемы.
Виды самоопределения
Стоит сказать, что самоопределение бывает разных видов и ученые проводят интересные исследования на тему этих психологических процессов. Наиболее важные и интересные аспекты выбора личности относят к следующим видам самоопределения:
- Религиозное.
- Социальное.
- Профессиональное.
- Общественно – политическое.
- Семейное.
Именно эти сферы жизни человека выделяют многие ученые и изучают выбор личности в том или ином направлении. Стоит сказать, что не все виды самоопределения сваливаются на юную подростковую голову в один момент. Определение происходит естественным путем, по мере поступления новой информации и вовлечения в новую сферу деятельности человека.
Так, например, подросток получает право голосовать с 18 лет, соответственно его общественно-политическое самоопределение не будет стоять остро в 13 или 15 лет. Но его формирование уже осуществляется путем накопления информации из микро- и макросоциума. Это значит, что личность обращает внимание на самоопределение в этом направлении своих родителей и родственников, друзей и даже своего народа.
Важность ежедневной работы над собой
Залогом успеха в любом деле считается постоянная работа над собой. Человек должен в любой ситуации уметь анализировать, чего ему не достает для достижения цели. Очень важно уделять внимание самообразованию, много читать, посещать семинары, тренинги. Все перечисленные мероприятия способствуют повышению интеллекта, расширяют возможности для самореализации.
Самоактуализация позволяет максимально использовать собственные возможности и таланты. Это помогает добиваться успехов в любой деятельности, она должна соответствовать духовным потребностям, приносить прибыль и быть полезной для общества.
Вставший на дорогу саморазвития человек может стать хозяином своей жизни, что поможет обрести независимость от мнения других людей, ограничений и стереотипов. Такой вариант позволяет самостоятельно принимать решения и делать выбор исходя из собственных убеждений. Такие люди понимают себя и жизнь, ярко ее проживают.
Особенности нравственного самоопределения
Нравственное самоопределение проходит длительный процесс формирования. В его основу ложатся ценностно-смысловые ориентиры, которые ребенок уже имеет. Основа нравственности и духовной ценности закладывается в детской Душе её родителями.
Giphy
Личный пример родителей, доброжелательные беседы с ребенком на тему нравственности, морали и порядочности оказывают глубокое влияние на его ценностные ориентиры. Сензитивным возрастом для формирования нравственности у человека является, опять-таки, пубертатный период.
Исследования на данную тему особенно важны, так как нравственная направленность молодежи является будущим общества, а значит уже сейчас стоит обращать внимание, кто служит им идеалами и эталоном для подражания, какие ценности и ориентиры они выбирают.
Нравственность стоит рассматривать, как совокупность убеждений, эталонов, идеалов и смыслов, которые вырабатывают в личности потребность жить духовно-нравственно. В психологии этот процесс определяют, как нравственная ориентация человека на собственную систему ценностей и индивидуальный поиск самореализации в жизни, согласно с этой системой.
Особенностями нравственного самоопределения являются следующие факторы:
- Самоопределения себя как образа «Я – идеальный».
Поиски путей достижения этого образа.
- Определение смыслов и норм морали в общении с другими людьми.
- Определение смыслов в системе мироздания.
Каждый фактор оказывает в совокупности влияние на конечный результат и даст свой «оттенок» на становление.
Профессиональное самоопределение
Выбор профессии и поиски себя в этом мире настегают подростка по окончанию школы. Несмотря на то, что уже в старших классах активно ведется работа по профессиональному самоопределению, многие дети все равно словно плывут по течению и делают свой выбор под давлением родителей или общества.
Фото автора Marcelo Chagas: Pexels
В психологии существуют разные тесты и методики, которые позволяют подростку лучше узнать себя и свою направленность. Профориентационные методики способны очертить определенные направления в деятельности, которые подходят человеку.
Свобода выбора должна быть всегда, но так как многие подростки не относятся серьезно к выбору профессии и пока еще не осознают, что пора делать свой выбор деятельности, который может повлиять на всю их жизнь, случаются проблемы.
Характеризует профессиональное самоопределение человека следующие аспекты:
- Подросток готов к самостоятельному и осознанному освоению новой трудовой деятельности, в которой ему предстоит самореализовываться.
- Личность испытывает необходимость в поиске собственного смысла в том или ином профессиональном направлении.
- Адекватная оценка собственных возможностей и способностей для самореализации в той или иной деятельности.
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Здесь наглядно показано, что в основе профессионального самоопределения лежит внутренняя потребность в самореализации, а она формируется исключительно на личностном самоопределении. Пока ребенок не осознает свои внутренние мотивы и побуждения. Пока он не будет действовать согласно своим ценностям. На его пути будут встречаться сложности с выбором профессии.
Выбор профессии
Как правило, массовое профессиональное самоопределение обучающихся происходит в преддверии выпускного. Ученик зубрил много различных предметов, а это дает возможность объективно оценить себя и понять, что дается более сложно, а что легко.
Ученикам часто сложно определиться с будущей профессией, потому что многие основываются на нескольких дисциплинах одновременно, а другие вообще не имеют ничего общего со школьной программой.
На помощь им приходят профориентационные тренинги и занятия, на которых можно узнать о новых востребованных профессиях, сопоставить их со своими профессиональными качествами и попробовать примерить на себя эти роли.
Роль самоопределения личности в обществе
Можно смело сказать, что все виды самореализации тесно связаны, словно пирамида, где во главе стоит личностная самореализация. Когда человек делает свой выбор и действует согласно внутренним ценностям и ориентирам, он не может не включать в свою систему внутреннюю направленность по отношению к окружающему миру.
Иными словами, если у ребенка с детства действует установка, что он хороший и мир хороший, то он будет определять себя в этом мире гармонично. Негативные установки: «Я хороший, а мир плохой» или «Я плохой, мир хороший», а может даже и такая установка: «Я плохой и мир плохой», то и самоопределение в обществе будет базироваться с этими установками.
Личность в процессе самоопределения себя в обществе, находится в поиске соответствующим её ценностным ориентирам социальных групп. Социальное самоопределение может проявиться, как в негативной форме, так и в позитивной.
Фото автора Ali Pazani: Pexels
Человек имеет свободу, и его внутренняя направленность и вовлеченность в деятельность может привести его в разные группировки, сообщества и коллективы.
Подростковый возраст
Давайте вспомним себя в этом возрасте. Сколько пришлось пережить открытий, которые, казалось бы, все время были у нас перед глазами? Сколько раз мы вдруг, неожиданно для самих себя, начинали смотреть иначе на все привычные и обыденные вещи?
Все усугублялось, когда этим объектом созерцания становился ты сам. Анализировать свои поступки нас учат с детства. Эталоном были взрослые наставления, объяснение того, что такое хорошо, а что плохо. Дети до 10-11 лет в силу возраста не склонны к рефлексии, они не могут оценить свое психическое состояние и еще не умеют анализировать свои переживания. Следовательно, проблема самоопределения перед ними тоже пока не стоит, так как это результат процесса интроспекции.
Условия гармоничного самоопределения
Основными условиями для гармоничного самоопределения личности являются детско-родительские отношения, которые строятся на принятии, доверии и свободе выбора. Нельзя говорить, что для самоопределения стоит создавать необходимые условия только в подростковом возрасте.
Нет, первые кирпичики этого процесса закладываются еще в раннем детстве, когда мама обнимает ребенка и говорит, что она его любит просто за то, что он есть, без условностей, то у него формируется положительная установка, что он хороший.
Обязательным условием для развития самоопределения будет поддержка подростка в его выборе родителями. Помощь и принятие его ценностей и ориентаций в этом мире. Личный пример и отсутствие критики помогут изменить направленность, и сделать обдуманно выбор.
Взаимосвязь самоопределения и самореализации
В процессе становления личности человеку необходимо пройти этап самоопределения – без этого невозможна самореализация. Человек должен осознать собственное предназначение, научиться добиваться поставленных целей, осознавать свою ценность и найти применение знаниям и умениям.
Развитие самоопределения – небыстрый процесс. Чтобы в современном мире быстрее прийти к самоопределению и избежать проблем, необходимо развивать мышление, учиться понимать себя, свои эмоции и потребности, изучать взаимодействие с окружением. Если человек мыслит сознательно и разумно, ему не составит труда верно определить цели, к которым он будет стремиться, и осознать свои желания и потребности – и это будет отличным стартом на пути к самоопределению во всех сферах жизни.
Редакция сайта