Понятие «социализация» состоит из множества различных структур, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации, привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом. Существует несколько понятий, которые полностью противоположны социализации. Название этих явлений сформированы при помощи присоединения приставок. К этим явлениям относятся «ресоциализация» и «десоциализация». В данной статье мы предлагаем поговорить о том, что такое ресоциализация и в чем она проявляется.
Социализация (лат. socialis — общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику
Подробный разбор терминов
Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.
Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум. Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру.
Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.
Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.
Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей
Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.
Ресоциализация подростков сложный процесс, успех которого зависит от множества различных факторов.
Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.
Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:
- потеря близкого родственника;
- потеря рабочего места;
- личностные и психические расстройства;
- террористические акты.
Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.
Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь. Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации.
Характерные признаки
Признаки десоциализации в легкой форме могут заметить только близкие люди. Это проявляется в смене привычного образа жизни: перепадах настроения, в нежелании выполнять то, что некогда доставляло удовольствие.
Подобные перемены носят только отрицательный характер
Здесь важно не перепутать десоциализацию со сменой приоритетов, вызванной изменением мировоззрения. При смене мировоззрения одни ценности меняются на другие
Во время десоциализации развивается апатия. Этот процесс развивается постепенно. Если меры не будут приняты вовремя, то легкая форма может перейти в глубокую.
Отстранение от старых норм
Основной признак глубокой десоциализации — это ярко демонстрируемое отстранение от старых норм поведения и ценностей. Если подросток никогда не грубил взрослым, а его внешний вид всегда вызывал умиление аккуратностью и опрятностью, а с некоторых пор взрослые — не авторитет и внешний облик изменился до неузнаваемости, то это говорит о смене норм и ценностей.
Отказ от привычных правил поведения
Если раньше школьница училась на «4» и «5» и поздно никогда не возвращалась, а с некоторых пор дневник пестрит двойками и раньше полуночи девушка домой не возвращается, то стоит начинать бить тревогу. Это первый признак глубокого отторжения общественных правил и норм поведения.
Потеря социального опыта
В отдельных случаях особо глубокая десоциализация проявляется в потере социального опыта. Это когда школьники или студенты полностью прекращают посещать учебные заведения. Потеря социального опыта присуща и взрослым. Проявляется это в нежелании устраиваться на работу или посещать ее. Вместо этого время проводится исключительно за развлечениями. Такой образ жизни ведет к деградации личности.
Отстранение от конкретной общественной группы
Отстранение от конкретной общественной группы обусловлено особенностями коллектива и отстранившейся личности. Речь идет о случаях, когда морально-нравственные нормы поведения отдельного индивида противоречат морально-нравственным нормам общественной группы. Отстранившегося в коллективе считают изгоем.
Как действует процесс десоциализации
Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении. Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому.
Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие. В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план.
Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.
Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений
Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.
Путь исправления
К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.
Использование термина
Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.
Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки. Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.
Ресоциализация осужденных — это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами
Социализация малыша в садике
Как происходит социализация ребенка в ДОУ? Стоит напомнить, что в таком случае речь уже пойдет о вторичной социализации. То есть в работу вступают различные образовательные учреждения, которые неукоснительно влияют на жизнь человека. Так, в детском садике главную роль играет процесс обучения малыша. Именно для этого специалистами разрабатываются самые различные образовательные программы, которым должны следовать воспитатели. Их цели:
Создание позитивных условий для развития детей (выбор мотивации, создание той или ной поведенческой формы). Продумывание видов и форм педагогической деятельности
То есть важно составлять занятия так, чтобы они, к примеру, формировали позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, потребность в сопереживании и т. д. Также важно уметь определять уровень развития каждого ребенка, чтобы иметь возможность работать с каждым малышом согласно его потребностям и возможностям.
Важнейшим элементом является социализация ребенка. Программа же, которая для этого будет выбрана работниками ДОУ – это также особый и ответственный момент. Именно от этого может зависть многое в последующем обучении крохи.
Кто отвечает за ресоциализацию
Ресоциализация представляет собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Подобный контроль осуществляется учебными и воинскими коллективами, школами, институтами и публичными организациями. Особую власть в этом вопросе имеют представители правоохранительных органов, которые выступают в качестве профилактических структур. Важно отметить, что в большинстве случаев, ресоциализация подразумевает отсутствие мер, лишающих свободы. Однако, в случае совершения преступных действий в отношении личности могут быть приняты различные санкции.
В некоторых случаях, нарушение общепринятых норм и правил, может стать причиной длительного лишения свободы. Учитывая вышеупомянутые факторы, можно сказать о том, что ресоциализация является важным инструментом, который позволяет вернуть личности былые социальные навыки. На протяжении всего этого процесса используются различные методы, которые помогают уничтожить асоциальные манеры поведения и закрепить положительные установки. В качестве контролирующих органов, осуществляющих ресоциализацию, могут выступить следующие организации:
- воспитательно-трудовые тюрьмы для несовершеннолетних преступников;
- исправительно-трудовые учреждения;
- центры реабилитации наркозависимых и алкоголиков.
Задача подобных учреждений заключается в исправлении людей, вставших на неправильный жизненный путь.
Профилактика школьной дезадаптации
Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.
Родители должны быть очень внимательными к своим детям и понимать, что во время периода адаптации школьник особенно сильно нуждается в поддержке близких людей и в готовности вместе переживать эмоциональные трудности, тревоги и переживания.
Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь
При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах
Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей
Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.
Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.
Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.
Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.
Школьная дезадаптация подростков отличает тех подростков, которые адаптированы к школе самим их отношением к учебе. Подростки с дезадаптацией часто указывают на то, что им тяжело учиться, что в учебе есть очень много непонятного. Адаптивные школьники в два раза чаще говорят о трудностях в недостатке свободного времени через загруженность занятиями.
Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.
Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.
В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.
Информационный подход основан на идеи того, что отклонения от норм поведения происходят, поскольку дети ничего не знают о самих нормах. Этот подход больше всего касается подростков, они информируются о правах и обязанностях, которые им предъявлены.
Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Актуальность вопроса
Тема ресоциализации тесно взаимосвязана не только с уголовно наказуемыми действиями. Подобный процесс осуществляется и в отношении людей из других категорий. Важная роль в развитии современного общества отведена процессу ресоциализации людей с зависимостью, личностными расстройствами и психическими заболеваниями, а также в отношении лиц, находящихся в тяжелом стрессе из-за природных катаклизмов, террористических актов или дорожно-транспортных происшествий.
Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации
Люди, входящие в вышеупомянутые категории, нуждаются не только в социальной поддержке. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапия, аутотренинги и психотерапевтическая коррекция. Для того чтобы ускорить адаптацию в социуме, следует устранить эмоциональное напряжение.
Яркие примеры ресоциализации демонстрируют такие муниципальные службы, как Церковь, «Армия спасения» и благотворительные общественные организации. Однако подобные муниципальные службы действуют лишь в зарубежных странах. На территории Российской Федерации, социальной реабилитацией занимаются специализированные центры. На сегодняшний день, вопрос развития подобных центров имеет высокую актуальность, поскольку процент людей, нуждающихся в помощи, с каждым годом лишь увеличивается. Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с необходимостью социальной адаптации. Для того чтобы достигнуть необходимого результата в этом процессе, очень важно снять психологическое напряжение и устранить внутренние конфликты.
Подходы к пониманию социализации
Определение 1
Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.
Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.
Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.
В общем виде выделяют два основных периода социализации:
- первичная, которая начинается с момента рождения ребенка и заканчивается к 18 годам, во время которой индивид становится личностью, активным членом общества;
- вторичная, которая длится на протяжении всей остальной жизни личности.
Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.
Итог
Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.
Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.
Прогноз после инсульта
Инсульт представляет собой внезапное осложнение более длительного заболевания – нарушения кровотока в головном мозге в связи с венозной недостаточностью, васкулитом, гипертензией или атеросклерозом. Исход инсульта будет зависеть от вида и сложности заболевания, от своевременности оказания медицинской помощи и от того, какой именно участок мозга остался без питания и кислорода. Чаще возникают ишемические инсульты – примерно 2/3 всех случаев, при этом 15% из них заканчиваются летальным исходом, а у 60% пациентов появляются негативные последствия.
При остром инсульте, как ишемическом, так и геморрагическом, у пациента возможно появление следующих нарушений:
- полный или частичный паралич (обездвиживание всего тела или одной его стороны;
- парез – онемение и потеря чувствительности кожи;
- вестибулярные расстройства в виде потери равновесия, плохой координации;
- нарушения процесса глотания;
- нарушения речи;
- потеря слуха;
- нарушение работы мочевого пузыря и кишечника как результат паралича тазовых органов;
- психоэмоциональные нарушения;
- снижение интеллектуальных способностей.
Возраст
Учеными определены прогностические факторы определения реабилитационного потенциала, преобладающие у пожилых и стариков, которые отрицательно влияют на восстановление после инсульта сложных двигательных функций:
- когнитивные нарушения (снижение памяти и интеллекта),
- снижение психической и двигательной активности,
- выраженная соматическая отягощенность, значительно астенизирующая больных и препятствующая проведению в полном объеме двигательной реабилитации,
- гипотония мышц паретичной ноги,
- нарушение функции равновесия,
- снижение внимания,
- элементы брадикинезии, часто встречающиеся в пожилом и старческом возрасте вследствие снижения уровня дофамина в головном мозге,
- старческая тугоподвижность суставов.
У тех больных пожилого и старческого возраста, у которых отсутствуют перечисленные выше отрицательные факторы, восстановление ходьбы и самообслуживания не отличается от того, что наблюдается у больных молодого и среднего возраста.
Следует отметить, что восстановление работоспособности и таких сложных навыков, как вождение автомобиля, значительно выше в группе молодых больных: трудоспособность возвращается более чем у 40% больных.
Источник
Психологические зависимости и избавление от них через ресоциализацию
Психологическая зависимость алкоголиков, наркоманов, игроманов имеет не только социальную подоплеку. Во многом она является следствием травм, полученных человеком в течение его жизни. Вырвав зависимое лицо из привычной среды реабилитационный Центр и его сотрудники принимают на себя непростую задачу по предоставлению своим пациентам возможности вернуться к нормальной жизни без тяжелых психостимуляторов. Но мало просто перестать принимать запрещенные и опасные для здоровья вещества, нужно еще и адаптироваться к новым условиям жизни в социуме.
Чем более интенсивным будет взаимодействие с внешним миром в период ресоциализации, тем успешнее будет проходить процедура интеграции человека к новым условиям жизни
Стоит обращать внимание на то, что варьировать интенсивность общения с окружающим социумом на этом этапе помогают психологи. В зависимости от успехов конкретного пациента предлагаются варианты частичного проживания в Центре, с работой за его пределами или любые другие приемлемые способы, включая использование специальных социальных общежитий для тех, кто уже находится на полпути к выздоровлению от пагубной привычки
Мы предлагаем вам уже сейчас шагнуть навстречу жизни без зависимости или помочь это сделать своему близкому человеку. Звоните и записывайтесь на консультацию!
Коллективная поддержка – невероятно важная часть реабилитационной Программы. Именно на этом этапе можно вдохновиться позитивными результатами тех, кто также пробует возвращаться к обычной жизни в социуме или уже смог это сделать. Групповое обсуждение успехов и неудач дает не только необходимую поддержку, но и обеспечивает возможности для результативного поиска собственного пути в жизни. Именно на этой стадии можно найти хобби и новых друзей, сформировать круг общения, который обеспечит оптимальные условия для полного отказа от возвращения к пагубным привычкам. Сформировавшаяся психологическая зависимость не исчезнет сама собой. Над избавлением от нее можно и нужно работать, достигая желаемых результатов как в индивидуальных занятиях со специалистами, так и в группе, бок о бок с другими людьми, имеющими схожие затруднения.
Примеры
Десоциализация, как процесс нарушения адаптации человека к общественным условиям, может проявлять себя в различной степени выраженности. Если рассматривать десоциализацию в ее крайнем варианте, то синонимом этого определения может служить понятие деградации. Примеры десоциализации встречаются как в повседневной жизни, так и в особых условиях. Например, человек, который провел длительный отпуск в условиях дикой природы и возвращается в трудовой коллектив в офис, выступает ярким примером легкой степени десоциализации.
О тяжелой и выраженной степени можно говорить, к примеру, упоминая человека, который возвращается в социум после длительного лечения в психиатрической больнице или же пребывающего в местах лишения свободы. Серьезное правонарушения, к примеру намеренное убийство, само по себе уже говорит о выраженной десоциализации преступника, так как является демонстрацией пренебрежения социальными нормами и порядками. Поэтому основная цель наказания за уголовное правонарушение является также процесс ресоциализации провинившегося, говоря иначе – исправление.
Помимо этого, десоциализация может проявить себя и в глобальном смысле, представляя достаточно серьезный фактор снижения потенциала социума в целом. Речь может идти о снижении и даже истреблении социального, а также национального сознания, путем навязывания различных стереотипов с помощью средств массовой информации.