Такое понятие как «культ личности» слышал, наверное, каждый. Что первым приходит на ум при его упоминании? Чаще всего, попытки объяснить его значение основываются на общих сведениях о наиболее известных диктаторах, известных еще из учебников истории и сводятся к перечислению некоторых их черт. Так что же это такое на самом деле?
Говоря об этом понятии, мы говорим о возвеличивании или даже обожествлении человека, стоящего во главе страны или какой-либо религиозной организации (например, церкви). Его роль в жизни страны и те функции, которые он выполняет, завышены до невероятных размеров, а власть считается неоспоримой или даже священной (в зависимости от идеологии и отношения к религии). Власть вождя почитается как данная свыше, а сам он в сознании своего народа наделяется некими сверхчеловеческими способностями, например, по своему усмотрению менять ход истории или непосредственно ведать судьбой каждого гражданина страны. Чаще всего такое явление формируется в странах тоталитарного и авторитарного государственного строя.
Что такое культ личности
Речь идет о возвеличивании отдельного человека, которым является видный государственный деятель. Тем, кто интересуется, что значит культ личности, стоит привести в пример такие всем знакомые имена, как Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун и др. В абсолютных монархиях цари и императоры играли роль Богов. Их почитали, ими преклонялись и славили не за конкретные качества, а просто за сам факт их нахождения на троне.
При диктатурах и авторитарных режимах стоять у руля власти было уже мало. Необходимо было обладать выдающимися качествами, делающими правителя достойным занимаемой должности. Имея в руках мощные орудия пропаганды, легко выдать себя за того, кого народ хочет видеть своим вождем и правителем. О таких людях писали поэмы и слагали былины, прижизненные биографии. Их труды изучали в учебных заведениях и повсеместно им устанавливали памятники.
Религия
Как бы ни было важно осознание существование Бога для большей части жителей Земли, в своем чистом виде религия – это культ Высшего Существа, и ничего более. Именно поклонение некоему единому, независимому и всемогущему существу является главным в монотеистических религиях.
Религиозный культ – это, кроме поклонения непосредственно Богу, еще и наделение огромного количества артефактов и ритуалов неким сакральным, высшим смыслом. Следование этим самым ритуалам (покаяние, причащение в христианстве, например) является одним из главных столпов религии. С помощью них можно удовлетворить Высшее Существо, а за несоблюдение – разгневать его.
Религия играет огромную роль в истории человечества – настолько большую, что ее сложно переоценить. В мировых верах (буддизме, христианстве, исламе), по сути, заложены все моральные нормы поведения для современного человека. Религия тем самым и стала выше простого культа, что превратилась из испуганного преклонения в учение, попытку привести человеческую жизнь в благодатную упорядоченность. Именно наличие философских толчков и ставит религию уровнем выше, чем культ.
Что такое полноценная личность гражданина
Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».
Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:
- брать на себя ответственность;
- участвовать в обсуждении совместных решений;
- разрешать конфликтные ситуации без применения насилия;
- участвовать в принятии совместных решений по поводу деятельности тех или иных социальных Институтов;
- понимать культурные и языковые различия и уважительно относиться к представителям других наций и культур.
Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.
А если отойти от сакрального?
Однако религиозный культ – это всего лишь пункт (пускай и громадный) в списке преклонений человека. Далеко не всегда культ несет в себе высший и божественный заряд, желание объяснить мир. Наш мир и история, по сути, заполнены различными вариантами поклонений.
Одним из важнейших культов в истории человечества можно назвать культ силы. Он пришел к нам еще из жестокого звериного мира, где наличие силы – обязательный пункт для выживания.
Сильнейший (альфа) моментально становится главным. Без его разрешения или ведома более слабые существа не могут сделать ничего. Однако эти самые беты и гаммы точно так же идут друг за другом, создавая простую иерархическую лестницу, где самый слабый (омега) обязан поклоняться сильнейшему.
Подобный животный устрой можно хорошо увидеть в школах, где дети еще не научились контролировать себя и выплескивают все то звериное, что осталось нам от предков.
Причины возникновения
Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:
- Политико-правовая незрелость людей, отсутствие сплоченности и гражданского общества.
- Большое количество отдельных индивидов, основной характеристикой которых является социально-психологический инфантилизм, то есть неспособность прогнозировать последствия собственных действий и нести какую бы то ни было ответственность за совершенное.
- Низкий уровень культуры и образования в обществе (у большинства его представителей). Культура и личность уступают место сознанию индивида.
- Нетерпимость к инакомыслию в обществе вплоть до его полного искоренения.
- К причинам возникновения культа личности также можно отнести необходимость идеологического подкрепления функционирования режима.
- Влияние личных качеств вождя (например, ораторское мастерство, харизма и исключительные свойства интеллекта и мышления).
- Манипуляция сознанием масс и его мифологизация, то есть формирование образа (художественного) на основе событий, которые действительно имели место быть.
Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.
Следующая стадия
Однако культ – это традиция развивающаяся. В какой-то момент своего существования человек столкнулся с тем, что есть вещь, абсолютно не подвластная его объяснениям, которая никак не реагировала на поклонения и почитания. Она была неотвратима. Это Смерть.
С самого зарождения интеллекта у человека его беспокоил вопрос, что же наступает после перехода этой грани? Сам себе он не мог дать ответ. Именно тогда возник культ предков. Ведь они, уже находясь на том свете, знали, что такое смерть. Ушедшие в мир иной предки могли помочь человеку в делах мирских, благодаря своей мудрости и всеосведомленности.
Для того чтобы понять культ умерших, стоит ознакомиться с мифами Скандинавии. Именно там, в связи с важностью родовой общины, поклонения предкам являлись огромной частью местных ритуальных церемоний.
Цели создания
Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:
Внушить страх врагам
Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.
Видимость непобедимости
Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.
Неограниченная власть
Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.
Способы создания
Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:
Создание изображений лидера
Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.
Присвоение политическому лидеру титулов
Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.
Создание государственной идеологии со звучным названием
Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.
Издание собственных книг
Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.
Присутствие во всех новостях
Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.
Присвоение объектам имени вождя
Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.
Издание необычных законов
Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.
Ирак — Саддам Хусейн
Пятым президентом Ирака стал Саддам Хуйсейн. Произошло это в 1979 году. Правление Хусейна длилось до 2003 года. Основным достижением Хусейна стало тесное взаимодействие военных с работой правительства. В результате правления Хусейна стране удалось национализировать добычу нефти и получить контроль над большинством банков. Все эти достижения сопровождались устранением оппонентов и другими репрессиями. По одной из версий, за все время существования режима Саддама Хусейна было убито не менее 250000 человек. Культ личности Хусейна оборвался в 2003 году, когда армия США вторглась в государство и захватила лидера страны.
Примеры
Леонид Брежнев
Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого товарища Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма ». Это не было культом, но данью уважения крупному руководителю, поддерживаемому зависимой от него номенклатурой , включал в себя вручение Брежневу излишнего количества правительственных наград (в их числе «Орден Победы », которым награждали только великих полководцев Второй мировой войны , и четыре медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза). В государственных органах развешивались портреты Брежнева и транспаранты с лозунгами на основе выдержек из его речей. В последние годы жизни под авторством Брежнева был опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина» , которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии . Вместе с тем, известно, что они были написаны в соавторстве с группой писателей. Реакция на эти явления отразилась в большом количестве анекдотов . После смерти Брежнева и других лидеров СССР их имена появились (ненадолго) в географических названиях. Так, были переименованы города Набережные Челны, Рыбинск и другие.
Нурсултан Назарбаев
Многие политики, журналисты, такие, как Жасарал Куанышалин и другие, отмечают культ личности Назарбаева . Досым Сатпаев:
Болат Рыскожа:
По мнению политолога Дилярам Аркин, культ личности Назарбаева начинает распространяться и за пределы Казахстана.
Появление мифа как культа
Как мы выяснили, изначально культ – это поклонение явлениям (объектам) природы или предкам. Во втором случае в преклонении уже появлялась личность – злая или добрая, хитрая или честная, имеющая свой определенный характер.
Наделение личностными качествами человека неживых предметов и даже чувств (!) создало миф. Появился огромный пантеон разнообразных богов, у каждой культуры свой. Однако культ предков никуда не ушел с появлением Зевса, Тора, Ра и других разнообразных идолов.
Его дальнейшее развитие особенно хорошо заметно в Китае. В Поднебесной все, самое незначительное явление и самый незаметный предмет, по представлениям жителей, имеет духа-хранителя. Ими и становились умершие предки, иногда заменяя друг друга или просто покровительствуя вдвоем. Множество известных китайских правителей, ученых и чиновников после смерти «оставались» на земле, помогая простым людям и оберегая реки, дома, поселения, свет и рисовые поля.
Проявления культа личности
Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т. д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918—23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924—33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934—53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.
Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под его контроля, оградил себя от критики. Сталин методически укреплял культ своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин—это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.
Массовые репрессии
Происходит усиление карательно‑репрессивного аппарата и силовых наркоматов:
— 1924 г. — ЦИК СССР утвердил «Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь».
— 1930 г. — образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, переименованное в 1931 г. в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ).
— 1934 г. — образован Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР. В него в полном составе вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление госбезопасности.
— С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел образовано Особое совещание («большая тройка»), которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно‑трудовые лагеря на срок до пяти лет.
— Создан Секретный отдел НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом (в августе 1940 г. в Мексике убит Л. Троцкий, жертвами сталинского режима стали многие деятели Коминтерна, белого движения).
Изменения в системе госучреждений в 1930‑е гг. свидетельствовали о складывании основ тоталитарного режима с мощным репрессивным аппаратом.
1928 г. — «Шахтинское дело» послужило толчком для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно‑технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства.
1930 г. — процесс над «Промышленной партией»; «Дело академиков».
Начало 1930‑х гг. — массовые репрессии против кулаков и «подкулачников». 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (закон «о пяти колосках»), по которому даже за незначительные хищения полагался длительный срок заключения или расстрел.
Поводом для развертывания массовых репрессий в стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Через несколько часов после этого убийства был принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Укреплению режима личной власти Сталина способствовала волна «большого террора».
Конец декабря 1934 г. — закрытый процесс над членами так называемого ленинградского центра.
7 апреля 1935 г. — Постановление ЦИК и СНК предписывало «несовершеннолетних начиная с 12‑летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь.
1936 г. — первый из крупных судебных процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции (Г. Зиновьев, Л. Каменев и др.). Прокурор А. Вышинский обвинял их в убийстве Кирова, в попытках убить Сталина и свергнуть советскую власть.
1937 г. — второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». Большинство обвиняемых приговорено к расстрелу (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Л. Пятаков, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.). Показательно, что жертвой третьего московского процесса стал Г. Г. Ягода, возглавлявший НКВД до сентября 1937 г., когда его на этом посту сменил Н. И. Ежов.
Июнь 1937 г. — после однодневного разбирательства в военном трибунале были расстреляны обвиненные в шпионаже и подготовке фашистского заговора заместитель наркома обороны М. Н. Тухачевский и 7 видных военачальников — героев гражданской войны. Это было лишь начало широкомасштабного террора, коснувшегося не только высшего, но и среднего и младшего командного состава Красной Армии. Фактически в 1937-1938 гг. армия и флот были обезглавлены. Так, из пяти человек, первыми получившими звание маршала Советского Союза, учрежденное в 1935 г., трое были расстреляны (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, А. И. Егоров).
Март 1938 г. — прошел третий судебный процесс. Были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.
Формируется широкая сеть концентрационных лагерей. Массовые репрессии второй половины 1930‑х гг. сыграли немаловажную роль в укреплении тоталитарного режима и личной власти Сталина. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.
Туркменистан — Сапармурат Ниязов
Туркменистан получил независимость после распада СССР в 1991 году. Спустя 8 лет, в 1999 году, Сапармурат Ниязов становится пожизненным президентом Туркменистана. Попытки политических противников сместить Сапармурата Ниязова с президентского места не имели успеха. Все противники отправлялись в тюрьмы или психиатрические больницы, а СМИ прославляли действующего правителя. Ниязов славится и достаточно странными запретами. Например, он запрещал показ балета и оперы по телевидению, ношение молодыми мужчинами длинных волос и бороды. Также Сапармурат Ниязов изменял названия месяцев в честь членов своей семьи.
Разоблачение культа личности
Ни одно масштабное явление в жизни общества не обходится без последствий. После эйфории массового заблуждения приходят разочарование и всенародное раскаяние. В любом народе, переболевшем культом личности, обязательно – рано или поздно – пробуждается самосознание.
Отрезвленные граждане начинают сомневаться в верности выбранного пути и волноваться о своем будущем. В недрах рабской покорности и поголовного соглашательства зарождается четкое понимание необходимых перемен, стремление взорвать изнутри систему.
Насильно насаждаемое идолопоклонничество провоцирует возникновение людей, берущих на себя роль разоблачителей культа личности. В СССР эту миссию возложил на себя Никита Хрущев. В ходе XX съезда КПСС, уже после смерти Сталина, Никита Сергеевич выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем бывший соратник Сталина озвучил свое мнение о правлении вождя, указав на факты, доказывающие виновность «отца народов» в совершенных им массовых преступлениях против человечности.
Несмотря на закрытость документа, разоблачающего культ личности, вести о нем моментально разлетелись по всем городам и весям Страны Советов. Его обсуждали в каждой общественной ячейке, на каждом предприятии. Огромный резонанс получил этот документ во всем мире. Правда, официально опубликовать его решились только через 40 лет – в 1989 году.
При этом внутренние противоречия между приверженцами сталинизма и его противниками до сих пор не искоренены. Так что каждому члену посткультового общества приходится самостоятельно осознавать свержение с пьедестала бывшего кумира. Некоторые не примирились с этим фактом по сей день.
Примеры в истории
- Иосиф Сталин
Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.
- Саддам Хусейн
Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.
- Ким Чен Ир
Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.
- Адольф Гитлер
Лидер нацистской Германии со 2 августа 1934 по 30 апреля 1945. Основатель немецкого национал-социализма и диктатуры Третьего рейха. Почитался как сверхчеловек, совершенная личность и абсолютный идеал. После поражения в развязанной им Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.
Страна в период формирования культа личности
Культ личности вождя стал формироваться уже в 30-е годы. Это время сопровождается началом формирования плановой экономики страны. За две пятилетки (1928-1937 гг) в стране был построено множество промышленных заводов в Магнитогорске и Челябинске, тракторные заводы в Сталинграде и Харькове, автомобильные и машиностроительные заводы, была запущена ДнепроГЭС, развернулось железнодорожное строительство Турксиба. При таких успехах среди ярых сторонников идей коммунизма личность Сталина стремительно росла, однако следует знать, какой ценой они были достигнуты.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Для борьбы с мнимыми врагами установившегося режима в армии и среди населения проводились регулярные «чистки». Суды проводились в виде сталинских «троек», когда в течение короткого срока три человека принимали решение о расстреле по большей части ни в чем неповинных людей. Человека могли расстрелять за то, что его предки были церковнослужителями или принадлежали сословию, не вписывающегося в рамки коммунистической идеи.
В европейской части Советского Союза в 30-х годах население испытывало ужасный голод, который захватил север Казахской ССР, юг РСФСР и часть Украинской ССР. Только в Украине от голода погибло более 11 миллионов человек за 1 год. Ради проведения индустриализации и коллективизации населению не хватало продовольствия, а весь урожай с полей следовало сдавать в пользу государства. Рабочие на стройках спали прямо на рабочих местах, а там, где не хватало рабочих рук, привлекались заключенные и репрессированные, которых по стране было несколько десятков миллионов человек. Апогеем стал закон «О трех колосках», когда расстрелу могли подвергнуть колхозников за то, что они унесли с колхозного поля даже несколько зерен.
Миллионы людей в 30-е годы умерли от голода, были расстреляны или приняли смерть в лагерях.
Понятие термина культ
В средние века слово культ встречается чаще. Культ был наполнен высоким духовным значением для верующего; это не следует понимать как пустой ритуал. Через культ человек приобрел способность раскрывать себя в любви к Богу. Католический философ Романо Гуардини утверждал, что с прямой религиозной точки зрения совокупный порядок бытия воссоздается в культе.
Культ постигается не рациональным пониманием, а жизненным контактом с ним. Русский философ П. А. Флоренский указывал на центральную роль культа во всей культуре, связывая его с особой деятельностью человека — литургической. Эта деятельность создает характерные реальности — святыни, которые являются продуктом изначального творчества человека, так что все культурные ценности в значительной степени происходят от культа. Культ вводит человека в сакральную, мистическую реальность, тем самым преображая его, реализуя цели, в чем-то близкие к целям греческой пайдейи.
Возникновение культа личности И.В.Сталина
В последние годы жизни, будучи тяжело больным, Ленин в своих письмах и статьях призывал провести ряд мер для обеспечения единства Коммунистической партии, для укрепления ЦК партии. Свое «Письмо к съезду» (декабрь 1922 — январь 1923), известное под названием «Завещание», Ленин посвятил главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Характеризуя в этом письме И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина и Г. Л. Пятакова, Ленин указывал как на их положительные, так и отрицательные качества
Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что «…это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение» За годы своей революционной деятельности Сталин накопил большой опыт руководящей партийной работы, но имел некоторые крайне отрицательные личные качества. «Тов
Сталин, сделавшись генсеком,- писал Ленин 24 дек
1922,- сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста
4 января 1923г. Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:
В силу сложившихся обстоятельств Сталин не был тогда освобожден от обязанностей генерального секретаря ЦК. Очередной XII съезд РКП(б) состоялся в Москве 17-25 апреля 1923, но ленинское «Завещание» делегатам этого съезда сообщено не было.
Через несколько месяцев после XII съезда, осенью 1923, оппозиция, возглавляемая Троцким, выступила открыто с антиленинской платформой. ЦК партии, возглавляемый Сталиным, организовал борьбу партии против троцкистской оппозиции. В январе 1924 года скончался Ленин. В конце мая 1924 прошёл ХШ съезд РКП(б), делегатам которого ленинское «Завещание» было сообщено не на заседании съезда, а на совещаниях делегаций отдельных республик, краев, губерний. Зачитав «Завещание», руководители делегаций (секретари местных партийных органов) ставили перед товарищами вопрос: целесообразно ли в условиях острой внутрипартийной борьбы освобождать Сталина от поста генерального секретаря. Делегации XIII съезда, а затем члены ЦК РКП(б) на состоявшемся сразу после съезда пленуме обсуждали письмо Ленина в сложной внутрипартийной обстановке. Искренне надеясь, что Сталин добросовестно выполнит свое обещание учесть ленинскую критику, делегаты съезда и пленум ЦК высказались за оставление его на посту ген. секретаря ЦК.
Исторические предпосылки и критика культа личности
Август из Прима-Порта
Монумент Китайскому императору Цинь Шихуанди
На протяжении истории многие государственные деятели претендовали на некие выдающиеся качества.
В абсолютных монархиях монарха практически обожествляли. Утверждалось, что он был дарован Божиею милостью или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи. В китайских монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения.
Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах и авторитарных режимах харизматических лидеров-вождей, пришедших к власти в результате государственных переворотов, революций или внешнего вмешательства (марионеточные правители). Им необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причём диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно[уточнить
] развешивались их портреты; художники, композиторы, писатели, поэты создавали во множестве[] произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов. Их биографии и труды в обязательном порядке изучались в учебных заведениях и правящих партиях. Народ должен был славить вождей и подносить им дары[
уточнить
]. В их честь прижизненно ставились многочисленные статуи и памятники, переименовывались города и назывались многочисленные объекты.
Термин «культ личности» возник в период борьбы с наследием сталинизма в середине 50-х годов в СССР. По отношению к буржуазным и фашистским деятелям он обычно не использовался. Хотя сейчас иногда применяется в качестве отрицательного эпитета в рамках пропагандистской риторики, направленной против личности того или иного деятеля.
Одними из первых, кто указали на недопустимость такого явления, были К. Маркс и Ф. Энгельс.
Маркс писал Вильгельму Блосу:
Энгельс высказывал аналогичные взгляды:
Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:
Сам Сталин показательно критиковал культ своей личности. Например, известно следующее письмо:
Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные письма должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» — одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего». Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ. К примеру, в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин написал ему: «Я против затеи насчет моей биографии. У Максима Горького тоже имеется намерение аналогичное с Вашим Я устранился от этого дела. Я думаю, что не пришло ещё то время для биографии Сталина!!»
После разоблачения культа личности Сталина в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.
Экваториальная Гвинея — Франсиско Масиас Нгема
Правление Франсиско Масиаса Нгема началось в 1968 году и продолжалось до 1979 года. Сразу после получение поста лидера страны, Нгема наделил себя полной властью над всеми ветвями власти. В 1972 году Нгема объединил все политические партии страны в Единую Национальную Партию, после чего был инициирован референдум. При помощи референдума Нгема назначил себя пожизненным президентом страны. Любые попытки противостоять правителю пресекались, а самых неугодных попросту убивали. В результате, в 1979 году в Экваториальной Гвинее произошел государственный переворот и правление Франсиско Масиаса Нгема завершилось.
2.3.Проявления культа личности
Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина.
Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году.
Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство. Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров.
Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус». В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.
После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».
2.4.Разоблачение культа личности
5 марта 1953г. скончался И.В. Сталин. Советский Союз онемел. Чувства
народа были сложны и драматичны. Многих охватила глубокая и
искренняя скорбь. Ещё более сильным было смятение. И.В. Сталин был обличен
множеством официальных постов.
С 14 по 25 февраля 1956 года проходил XX съезд КПСС, первый после
смерти Сталина. Решение о его созыве принял Пленум ЦК в июле 1955 года.
Самым известным разоблачителем культа личности был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина.
Имя Сталина в докладе было названо лишь дважды, когда речь заходила о
его смерти. Критика культа была прозрачной, но имя Сталина не
называлось.
Основу «секретного доклада» составляли результаты расследования репрессий.
Хрущев детально проанализировал методы, с помощью которых Сталин
сконцентрировал с своих руках всю власть и поддерживал в стране культ самого
себя. Съезд был поражен. После доклада была принята короткая резолюция,
в которой поручалось вновь избранному ЦК принять меры по «преодолению культа
личности и ликвидации его последствий во всех областях».
XX съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Произошел и
окончательный раскол в правительственной коалиции. Несмотря на
сопротивление сталинцев, «секретный доклад» был зачитан на открытых собраниях
на предприятиях, в учреждениях и в ВУЗах. Сама брошюра с докладом выпущена
не была, но материалы, попавшие в руки спецслужб США, были опубликованы.
Это потрясло мир. Обнародование доклада в СССР вызвало бурную реакцию.
Серьезные инциденты произошли в Грузии и в Прибалтике. Стали
восстанавливаться автономные государственные образования, освобождались
незаконно осужденные, им возвращались утерянные права.
Книги о культе личности
Миллионы людей были репрессированы, расстреляны и заключены в лагеря во время нахождения у руля власти Сталина. Последствия тех событий страна переживает до сих пор. Многие видные писатели в разное время приподнимали завесу тайны, описывая черты культа личности и последствия, к котором привело такое возвеличивание отдельного человека. К самым известным трудам относят:
- «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына
. Этот роман-исповедь вошел в «100 книг века». - «Отверженная» Анчи Мин
. Этот исторический роман освещает культ личности Мао Цзэдуна и трагические последствия его правления. - «Тайный советник вождя» В. Успенского
. В двух книгах рассказывается о деятельности Сталина от имени его соратника. Повествование не приукрашивает, но и не очерняет вождя всех народов, а честно рассказывает о событиях тех лет.
Формирование человеческой личности
Процесс формирования личности — это образование у каждого индивида определенных человеческих качеств, которые были приобретены в процессе жизни. Но отчего же зависит проявление определенных качеств в человеке?
Факторы, которые оказывают влияние на становление личности
Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелом возрасте. Довольно трудно переоценить значимость семьи при становлении личности. Воспитательную функцию можно считать основной задачей социального института ячейки общества — семьи. Как правило, в благополучных и полноценных семьях вырастают гармонично развитые дети. Стоит отметить, что проблемы, с которыми столкнулся ребенок в детстве, словно багаж, который в будущем мешает человеку полноценно развиваться. Каждый ребенок копирует поведение своих родителей и учится быть полноправным членом социума
Стоит обратить внимание, что дети на бессознательном уровне копируют негативные и позитивные качества родителей, ценности и идеалы, не стоит также забывать и о привычных типах мышления, стратегиях, поведении и стили жизни. Спустя время, родительские наставления трансформируются во «внутренний голос», активно формируются такие моральные качества, как нравственность, честь, совесть и прочие
В процессе взросления человек руководствуется знаниями, которые получил от родителей. Генетика. Каждый человек неповторим, а все потому, что не встречается одинаковая комбинация генов. Часть компонентов и особенностей индивидуальности человек приобретает еще при рождении. Темперамент уже определен с рождения, основные эмоции новорожденный умеет не только испытывать, но и выражать. Стоит отметить, что генетика семьи не менее важна, чем воспитание семьей, поскольку генетическим путем могут передаваться заболевания психического характера. Жизненный опыт. Каждое событие, которое происходит в жизни человека, затрагивает его внутренний мир, в особенности если речь идет о знаковых событиях. Жизненный опыт может преображать или видоизменять направление развития жизни или ее ход. Человек находит или теряет мотивацию в результате переживших событий, развивает свои способности, воспитывает характер и силу воли.
Культура и менталитет. На менталитет оказывает влияние климат и окружающая среда, в которой живут представители определенной народности. Короче говоря, менталитет можно охарактеризовать, как «характер народа». Например, жители теплых стран отличаются своей темпераментностью, эмоциональностью и активностью. Мораль, нравственные ценности и культура, которые распространены в социуме, прививаются каждому человеку с рождения и направляют процесс становления личности. Например, представители одной культуры более сдержанны и вынуждены придерживаться правил поведения, а другие могут вести себя более свободно, развязно и естественно. Факторы становления личности оказывают на нее влияние каждый раз, когда человек пребывает в новой для себя социокультурной среде. По существу, ее формирование представляет собой череду вхождений в новые социальные общности.
Стадии формирования личности
- Адаптация — это явление подразумевает стремление каждого индивида в некоторой степени становится таким же, как и остальные представители его окружения. Процесс формирования личности осуществляется путем принятия ею форм деятельности в социальной среде.
- Второй, не менее важный этап называется «индивидуализация». Когда человека осознает, что он «как все», он начинает активно искать и проявлять свои индивидуальные особенности, чтобы достичь персонализации.
- Интеграция — это понятие определяет не столько формирование личности, сколько развитие социума, где человек живет. Каждый индивид для взаимодействия с обществом должен согласовать с ней свою индивидуальность, проявить те индивидуальные качества, которые можно использовать во благо людей. Если человек приносит пользу обществу, то он развивается.
Подведя итог этого раздела, хочется отметить, что если один из этих этапов не был пройден, то наступает фаза дезинтеграции, сопровождающаяся отторжением человека обществом. При дезинтеграции процесс становления останавливается и может обернуться вспять, что влечет за собой деградацию.
Послесловие
На мой взгляд, большинство культов носят негативный характер, остальные – нейтральный. Положительных культов я практически не вижу. Каждый из них лишает человека самостоятельности, стопорит развитие.
К полезным поклонениям можно отнести, например, культ здорового образа жизни или культ образования. Но все хорошо в меру, а чрезмерная увлеченность превращается в одержимость. Человек оказывается заложником идеи, она становится целью, а не средством. Из-за культов возникают войны, противоречия, личностная тревожность, комплексы.
Культ – это игнорирование, подавление индивидуальности, заложенных в человеке способностей, особенностей. Это стремление уравнять всех людей, притом сделать их похожими на некий один идеал. При этом акцент ставится на негативное отношение к себе, несостоятельность, а не на любовь и принятие, раскрытие личностного потенциала.
Причины культа личности
По мнению социальных психологов, идолопоклонничество хорошо приживается в определенной общественной среде. Предпосылками к обожествлению политического деятеля являются:
- отсутствие гражданского общества, сплоченности и политико-правовой зрелости людей;
- социально-психологический инфантилизм многих индивидов, не способных думать о последствиях своих поступков и нести за них ответственность;
- низкий культурно-образовательный статус большинства членов общества;
- искоренение инакомыслия в социуме.
Перечисленные причины культа личности стали плодотворной почвой и для осуществления сталинских репрессий 30-х годов. Привыкшие к ритуализированному стилю поведения, слепо верящие в правоту своего лидера, советские строители коммунизма не соизволили усомниться в справедливости объявленной расправы с «врагами народа».
Работающая с утроенной силой пропагандистская машина – одна из причин культа личности – помогала успешно манипулировать общественным сознанием. Греющиеся в лучах правительственной славы журналисты, писатели, художники способствовали своим творчеством укреплению вождизма и всенародному трепету перед «дорогим товарищем Сталиным».