Образная память — это что такое и как работает? Развитие образной памяти

Если проанализировать работу современного человека с информацией, то можно прийти к выводу, что большую часть необходимых сведений люди запоминают посредством многократного повторения, чтения, зубрежки. Такое запоминание требует много времени. Существует особый вид воспоминаний – образная память. В ее основе лежат ощущения, получаемые человеком от органов чувств (образы).

Образы в памяти

Образная память в психологии

Образная память – это естественное запоминание. После однократного прослушивания информации человек запомнит 10% сказанного. Если какой-то текст индивид прочитает 1 раз, то запомнит 30% информации. Если человек будет одновременно слушать и читать этот текст, то он запомнит половину содержащейся в нем информации. Если бы у него была возможность задействовать остальные органы чувств, то после однократного знакомства с текстом индивидуум смог бы воспроизвести его практически без потерь.

Образная память – это стойкая мнемоформа, которая основана на интересах и знаниях человека. Образы неотделимы от сознания личности. Примером образной памяти может служить запах мандаринов, который ассоциируется у людей с приближающимся Новым годом.

Внимание! Все малыши с рождения обладают хорошо развитой образной памятью. Но взрослые заставляют их заучивать материал, абстрагируясь от ощущений, поэтому они утрачивают ее.

Тесты для старших детей и взрослых

Уже отмечалось, что с возрастом прогрессируют другие виды усвоения и воспроизведения знаний. В старших классах эффективно заниматься творчеством, чаще рисовать. Взрослому необходимо выяснить, какой тип памяти образной преобладает у него, и развивать самое перспективное направление.

Попросите кого-нибудь написать для вас 20 слов или возьмите из данной статьи. Для начала эти слова должен прочитать кто-то другой. Запомните максимальное количество вместе с порядковым номером за 40 секунд:

  1. Откос. 2. Преамбула. 3. Лаванда. 4. Атмосфера. 5. Экономика.
  2. Жираф. 7. Прогноз. 8. Шизофрения. 9. Обучение. 10. Спортсмен.
  3. Река. 12. Комета. 13. История. 14. Шкаф. 15. Пельмень.
  4. Икона. 17. Мегаполис. 18. Компьютер. 19. Банк. 20. Равенство.

Запишите на листке запомнившиеся слова вместе с номерами. Количество правильных ответов нужно разделить на 20 и умножить на 100. Например, 15/20*100 = 75% – это эффективность слухового усвоения. Теперь возьмите другой аналогичный список сами, прочтите и запомните слова за то же время. Рассчитайте эффективность визуального усвоения материала по той же формуле.

Тренируется любое направление образной памяти:

  • зрительная – запоминайте черты лиц людей, оформление блюд в ресторанах, обложки книг;
  • слуховая – слушайте музыку, записи стихов
  • обонятельная – наслаждайтесь ароматами цветов, посещайте парфюмерные магазины и старайтесь отличать один запах от другого;
  • тактильная – трогайте предметы и ловите себя на эмоциях во время ощупывания;
  • вкусовая – старайтесь распробовать каждое блюдо, улавливайте вкус каждого ингредиента (лучше начать с простых).

Для чего нужна человеку

Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения», потому что она:

  • Формирует целостный образ, воссоздавая недостающие ощущения;
  • Активизирует все каналы восприятия;
  • Повышает уверенность в себе, помогая запоминать информацию без стрессов, сохраняет здоровье психики;
  • Превращает мыслительную деятельность в творчество;
  • Освобождает время для чего-то более полезного, чем многократное повторение того, что нужно запомнить;
  • Сводит обучение к пониманию;
  • Позволяет человеку заниматься несколькими делами одновременно;
  • Повышает темп работы;
  • Может восстанавливать любую картину после быстрого взгляда на нее;
  • Увеличивает объем информации, которую человек способен сохранять в сознании;
  • Делает процесс забывания произвольным.

Важно! Образы возвращают взрослому детское восприятие мира и естественную память.


Детское восприятие мира

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Особенности

Долговременная память — что это означает в психологии, как улучшить

Отличительными особенностями образной памяти являются:

  • Временное хранение образов. Нужные образы сохраняются на долгое время, а ненужные стираются через сутки.
  • Чем дольше образ хранится, тем бледнее он становится. Через большой промежуток времени человеку сложно будет вспомнить мельчайшие детали образа.
  • Бессознательная природа. Человеку не нужно прилагать усилий, чтобы запомнить что-то.

Угасание образов

Что это такое, невозможно продемонстрировать наглядно. Образная память является абстрактным понятием, и все процессы происходят у вас в мозгу, однако вполне можно описать, что же это такое. Итак, представьте себе, что вы едете в общественном транспорте днем. Вернувшись домой, вы вспоминаете, что видели женщину в синем пальто, она сидела рядом с вами. В этот момент вы можете вспомнить и другие детали, такие как цвет ее волос, черты ее лица, аксессуары, которые она носила, и так далее. Но если вы не будете думать о ней хотя бы день, то на следующий день вы уж с трудом будете вспоминать те детали, которые вам вчера казались очевидными. Что уж говорить о том, что случится через неделю или месяц. Образная память отличается тем, что образы, которые хранятся в мозгу, со временем становятся бледными, нечеткими. Они являются неустойчивыми и могут быть фрагментарными. Например, через месяц вы забудете, что было надето на девушке в принципе, но в вашем мозгу отпечатаются сережки, которые она носила тогда. Ну и конечно же, стоит отметить, что каждый образ может обманчиво меняться с течением времени и через месяц вам может показаться, что девушка была в зеленом пальто, хотя на самом деле она была в синем. Это объясняется тем, что человеческому сознанию проще создать что-то новое взамен утраченного элемента образа, чем тратить энергию на то, чтобы вспомнить этот элемент.

Что такое «яркая» образная память

Яркая образная память называется эйдетической. Она имеет эмоциональную природу. Данным видом запоминания обладают дошкольники. Они без труда могут описать понравившуюся игрушку товарища, когда ее уже нет в поле зрения, потому что яркий образ запечатлелся в мозгу и представляет для них интерес.

При рассказывании наизусть длинного стихотворения глаза школьников двигаются так, словно перед ними раскрыта книга с ним. Их мысленному взору действительно представляются страницы книги, где написано это стихотворение. Рассказывая его, они «видят» все рисунки, которые были на этом развороте книги.

Дети постепенно утрачивают способность к эйдетике при поступлении в школу. Осваивая другие способы запоминания, они реже обращаются к эйдетике. На смену ей приходит отвлеченное мышление.

Дополнительная информация. Эйдетическое запоминание основано на преимущественном зрительном восприятии. Оно полностью отвечает физиологическому развитию дошкольников, присущему им наглядно-образному мышлению. С момента поступления в школу у детей начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, они учат определения, правила, строят умозаключения, поэтому эйдетика и зрительные образы уступают место практическим действиям, логике и ассоциативному запоминанию.

Фотографическая память

Как вы уже узнали, к образной памяти относится любая память, связанная с органами чувств, так как вся подобная информация поступает не в форме конкретных данных, а в форме абстрактных образов. Но при этом отдельно хотелось бы выделить фотографическую память, о которой слышал, вероятнее всего, каждый человек.

Фотографическая память представляет собой подвид зрительной образной памяти, но отличается своей невероятной и несвойственной большинству людей детальностью и полным отсутствием бледности и наличием четкости. Что это значит? Представьте себе, как работает образная память, это было описано выше. Вы смотрите на объект, и ваш мозг делает «снимок» этого объекта, записывая его в мозгу. Но этот снимок изначально нечеткий, и вы вряд ли сможете рассмотреть на нем все детали, чтобы их воспроизвести. Если же вы обладаете фотографической памятью, то ваш мозг может делать идеальные снимки, которые вы можете хранить в течение длительного времени совершенно без потерь в качестве. Естественно, каждому человеку хотелось бы обладать фотографической памятью, однако с учетом того, что многие родители не стремятся развивать образную память у детей, а также сами не развивают свою собственную память, это понятие воспринимается теперь скорее как феномен, чем как что-то, к чему можно стремиться и чего можно добиться. Но в действительности это не так, и вы можете самостоятельно изменить порядок сложившихся вещей.

Виды образной памяти


Виды образной памяти

В психологии выделяются следующие виды образной памяти:

  • Зрительная. Этот вид запоминания основывается на сохранении в сознании лиц близких людей, рекламных плакатов, достопримечательностей.
  • Слуховая. Из всего многообразия звуков этот вид памяти помогает человеку выбрать важные для запоминания: голос мамы, звук приближающейся машины, мелодию любимой песни.
  • Вкусовая. Этот тип воспоминаний дает человеку возможность сохранять долговременные представления о вкусе лимона, перца, клубники.
  • Обонятельная. Благодаря этому виду памяти, почувствовав запах костра, человек мечтает оказаться в походе.
  • Тактильная. Запоминать события помогают человеку прикосновения и тактильные ощущения. Людям нравится гладить кошек, потому что они помнят приятную мягкость их шерсти.

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Когда появляется образное восприятие

Способность воспринимать образы появляется у ребенка в период раннего детства. В возрасте 1,5-2 лет малыш способен запомнить краткую образную информацию. Именно с этого момента начинает существовать долговременная память. Достаточно развитый мозг крохи позволяет ему строить простые логические цепочки, формулировать понятия на основе образов.

Важно! Образную память принято называть фундаментом всех остальных видов сохранения информации в сознании. При слабо развитой образной памяти объем других видов памяти будет небольшим.

Тренировки

Вы можете самостоятельно воздействовать на то, насколько развитой является ваша образная память, даже если в детстве ваши родители не уделяли этому особого внимания. Для этого вам необходимо ежедневно проводить тренировки, которые позволят вам лучше запоминать образы. Как это делать? Вам необходимо запоминать различные образы, а затем воспроизводить их. Упражнения могут быть самыми разнообразными. Например, это может быть ряд картинок, на которые вам нужно посмотреть и запомнить именно образы, а не пытаться придумать словесные ассоциации. Затем вам необходимо воспроизвести порядок этих образов. Также вы можете запоминать картинку, а затем пытаться воспроизвести как можно больше деталей. Существует большое количество разнообразных игр, включающих в себя запоминание образов, так что это также может вам помочь, и фотографическая память вскоре может вам казаться уже вовсе не недостижимым феноменом.

Как развивать образную память

Методики развития образной памяти называются мнемотехниками. Чтобы улучшить образное запоминание, можно:

  • Тренироваться в запоминании последовательности геометрических фигур, применяя метод ассоциаций к ним. Квадрат можно ассоциировать с окном, а трапецию – с юбкой.
  • Упражняться в запоминании ряда слов, не связанных друг с другом по смыслу, можно, если составить рассказ, где будут содержаться все эти слова. Кроме того, можно попробовать представить себе рисунок или картину, где в виде образов будут присутствовать все слова, которые нужно запомнить. Психологи утверждают, что, если картинка будет нелогичной, нелепой, то это обеспечит прочное запечатление образа, так как людям свойственно обращать внимание именно на необычное. Например, чтобы запомнить слова «перевернутый», «дом», «батон», «дерево», «достать», «женщина», «лодка», «топор», можно представить себе нелепую картинку: на дереве растут батоны, чтобы их достать, женщина встала на лестницу, в речке тонет топор, а лодка по траве не плывет.


Нелепицы

  • При запоминании иностранных слов можно их звучание ассоциировать с русскими словами, наделяя каждое образом. Например, немецкое слово «Krawatte» (галстук) по звучанию и написанию похоже на русское слово «кровать». Чтобы его запомнить, можно представить себе галстук с рисунком в виде кроваток.
  • Если нужно запомнить какую-то дату, в своем воображении каждую цифру можно наделить ярким образом.
  • При запоминании любой информации нужно стараться задействовать все органы чувств. Это обеспечит быстрое запоминание и долговременное хранение информации в памяти.

Таким образом, образная память основывается на одновременной работе обоих полушарий. Заставить мозг работать в полную силу можно, если стимулировать одновременную работу всех анализаторных систем при восприятии информации. В этом случае в сознании человека формируется яркий образ, который запечатлевается надолго без приложения умственных усилий.


Хорошая память

Упражнения и игры

Детство – лучшее время для развития образного мышления. Однако доказано, что чётких границ между видами памяти не существует. Способность запоминать образы у не натренированного взрослого намного слабее. Но существуют упражнения для различных возрастов.

Групповые занятия для детей 3-7 лет

Большинство упражнений целесообразно проводить в группе. Так поступают воспитатели детских садов и начальных классов. Группу может создать и семья, и просто знакомые дети со двора.

Популярные игры и упражнения:

  1. «Бросай-лови». Дети разбиваются по парам. Каждый получает мячик. Задача: бросить свой мячик и поймать мячик напарника, когда прозвучит слово или цифра (например, «стол» или «один»).
  2. «Придумай слово». Ведущий (педагог, родитель) называет букву, на которую необходимо назвать слово. В игре участвует один, но он может попросить подсказку коллектива при возникновении сложностей.
  3. «Минное поле». Ведущий рисует на асфальте клетки, по которым в дальнейшем будут прыгать дети. Подразумевается, что это поле, где зарыты мины. Обозначается вход и выход. На листе бумаги продумывается, какие участки будут заминированы. Дети поочерёдно прыгают по клеткам, и если кто-то нарывается на боеприпас, то сходит с дистанции и встаёт в конец очереди. Дети узнают об опасности, только ошибившись. Методом проб и ошибок вычисляются все участки. В конце игры все дети должны беспрепятственно пройти от входа к выходу.

Индивидуальные занятия

Наиболее простое упражнение для маленького – перечислять одежду, прежде чем одеваться. Задача состоит в том, чтобы он, не видя вещей, назвал их наименования и цвета. При перечислении должен соблюдаться порядок одевания.

Наедине с ребёнком можно предложить одну из следующих игр:

  1. «Найди объекту пару». Чаду демонстрируют предмет (например, наушники). После запоминания объект убирается и вместо него демонстрируется 15 пар выбранных предметов. Все они должны отличаться размерами, формой, цветом, оттенками.
  2. «Небылицы». Демонстрируется ряд изображений с различными ситуациями. Одни картинки рассказывают о реальных событиях, другие содержат явные признаки вымысла. Ребёнок определяет и перечисляет придуманные события.
  3. «Составь предложение». Диктуются 10 – 12 слов, которые необходимо преобразовать в осмысленный рассказ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]