Словесно-логическая память. Развитие словесно-логической памяти


Классификация видов памяти представляет собой сложную систему со множеством связей. На сегодняшний день самым распространенным подходом к типизации памяти является выявление зависимости ее характеристик от специфики деятельности, направленной на запоминание и последующее воспроизведение.

Память различают:

  • по длительности сохранения данных – долговременная или кратковременная;
  • по целевой активности – непроизвольная или произвольная;
  • по особенностям психической активности – образная, эмоциональная, моторная (двигательная) и словесно-логическая память.

Самую большую группу представляют виды памяти по особенностям психической активности. Все они не могут полноценно существовать и функционировать отдельно друг от друга, так как очень тесно взаимодействуют и развитие одной невозможно без прогресса другой. Однако ведущую роль играет словесно-логическая ветвь, которая из всех живых организмов присуща только человеку. Двигательная, образная и эмоциональная память в примитивной форме есть у многих животных, а вот словесная память только у человека, и развивать ее необходимо усиленно и систематически, начиная с достаточно раннего детского возраста.

Что такое словесно-логическая или вербальная память?

Главный компонент вербальной памяти – это мысли, мыслительные процессы, понимание изучаемых явлений, анализ суждений, способность делать умозаключения, работать с чужими высказываниями и услышанными от кого-то мыслями. Как уже понятно из названия данный вид памяти состоит из двух слагаемых – логической и словесной.
Логическая слагаемая, в отличие от механической, при помощи которой человек запоминает только внешние данные объекта/текста, направлена на познание смысла изучаемого предмета или темы. Логическая память всегда предполагает мыслительную работу, при которой материал не просто механически заучивается, а предварительно анализируется, разбивается на логические фрагменты, из которых потом отделяются важные и второстепенные, строятся взаимосвязи между всеми фрагментами, и таким образом познается суть всего объема, подлежащего запоминанию.

Результатом любой мыслительной деятельности человека становится словесная формулировка умозаключений (передать мысли без языка невозможно) – она же словесная слагаемая вербальной памяти. Эта составляющая не всегда будет точной копией исходного материала, она скорее будет отражать только его смысл. То есть человек может своими словами объяснить суть вопроса, без зазубривания книжного ответа. На специальной познавательном ресурсе «АйКлуб» каждый желающий может потестировать и потренировать все существующие виды памяти. Материалы сайта разработаны на основе научных теорий специалистами в области психологии и преподавания, а представлены в игровой форме, особенно интересной детской аудитории.

Вербальная память, формируется на трех других видах – двигательной, образной и эмоциональной, но при этом является основной, и только от нее будет зависеть степень развитости смежных видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении любых знаний.

Степень развитости словесно-логической памяти – лакмусовая бумажка эрудированности человека, уровня его обучения, качества знаний. Обучение любого школьника обеспечивается словесно-логической памятью, поэтому ее возможности необходимо использовать как можно полнее, а значит важно всестороннее развитие словесно-логической памяти. Чем больше она применяется в жизни, тем успешнее становится деятельность человека. Отличная память, конечно, не сможет заменить гениальный ум, однако она станет ему надежной помощницей при решении задач любой сложности. Развитая память во много раз сокращает время выполнения любой умственной операции.

Эмоциональная память

Как развить память у взрослого – используйте эмоции, некоторые детали лучше отпечатываются, если событие вызвало бурю чувств. Эмоции помогают вспомнить события, которые произошли с вами когда-то, даже несмотря на то, что со временем уровень чувствительности к этим событиям снижается.

Особенность данного вида памяти в том, человек особенно ярко запоминает три чувства:

  • страх;
  • страдание;
  • удивление.

То есть, ситуации, имеющие негативную окраску, мы помним дольше и четче, чем позитивную.

Развиваем эмоциональную память у взрослых упражнения:

  1. Ведите дневник, в котором записывайте свои эмоции и переживания. Иногда перечитывайте его, стараясь воспроизвести события на основе испытанных чувств.
  2. Периодически вспоминайте различные позитивные события в своей жизни, стараясь прочувствовать те же эмоции.
  3. Формируйте позитивное эмоциональное состояние путем прочтения правильных книг или просмотра хороших фильмов. Старайтесь прочувствовать состояние главных героев. На основе этих эмоций, вы с легкостью сможете воспроизвести содержание или сюжет.

Развитие эмоциональной памяти позволит предупредить негативные события. При пережитом ранее отрицательном опыте она выступает своеобразным стоп-сигналом, который удерживает от совершения ошибочных действий.

Специальные упражнения

Процесс формирования словесно-логической памяти зачастую приходится на дошкольный или ранний школьный возраст. Задача родителей — помогать детям развивать данный вид памяти всеми доступными средствами, так как вся школьная программа построена на умении детей читать, анализировать, запоминать и пересказывать информацию. Особенно важно заниматься с детками, у которых наблюдаются речевые нарушения, поскольку они хуже других запоминают новые слова, учат стихи, пересказывают сказки, события.

  1. Выполни поручение. Ребенку необходимо всего один раз озвучить последовательность действий, которую он должен выполнить: пойди на кухню, открой холодильник, в холодильнике овощной ящик, в котором возьми красное и зеленое яблоко, помой яблоки, возьми полотенце, вытри их и принеси в комнату, красное отдай маме, а зеленое кушай сам, или наоборот. Ребенок должен запомнить и проделать весь алгоритм, если не получается с первого раза – продолжать тренировки. Поручения, конечно, со временем нужно менять и усложнять.
  2. Тренируйтесь пересказывать. Читаете тексты и просите ребенка пересказать, если не получается, читайте снова. Задавайте вопросы по тексту, которые стимулировали бы мыслительную деятельность – как ты думаешь, почему так ответил главный герой? На какую сказку похожа ситуация и т.п. Отвечая на вопросы, ребенок учится размышлять, делать выводы, формулировать высказывания.
  3. Семь фраз. Назовите ребенку семь фраз, например: собака лает, мальчик плачет, огонь горит, зимой холодно, летом жарко, день рождения, завтра выходной. Пусть к каждой фразе ребенок нарисует картинку, которая бы помогла ему вспомнить словосочетание. По окончании работы пусть по картинкам воспроизведет все фразы, при необходимости помогите. Повторите задание и на следующий день – вспомнит или нет?
  4. Мозаика. Так называется задание, в котором нужно, чтобы взрослый задал ребенку несколько разных слов, штук 7-10, а ребенок должен объединить их единым рассказом. То есть придумать историю со смыслом, в которой фигурировали бы указанные слова.
  5. Сгруппируй слова. Придумайте 5-10 слов, которые можно было бы разбить на группы: чашка, попугай, стол, синичка, вилка, диван, кресло, ласточка, сковорода, доска. Дайте ребенку задание вначале повторить последовательность, а потом разбить ее на логические группы. Пусть попробует сделать это самостоятельно, наверняка он будет объединять их в разных вариациях, но это только на пользу, поскольку означает, что ребенок думает. Если попытки ни к чему не приведут, подскажите группы – мебель, птицы, кухонная утварь.
  6. Что услышал? Нужно выбрать интересное стихотворение и не спеша прочитать его ребенку, а затем попросить изобразить (можно схематически) все предметы или животные, которые фигурировали в стихотворении.
  7. Ответь на вопрос. Задание практически школьное. Необходимо ознакомиться с текстом и ответить на вопросы по нему, как на прямые, так и на те, которые потребуют размышления. Ребенок обязан научиться читать, понимать материал и находить в нем ответы насколько угодно сложные вопросы.
  8. Ассоциации. Подготовьте картинки с различными изображениями, подберите к ним логические слова. Например: картинка елка, слово Новый год, чашка – чай, молния – дождь и т.д. разложите картинки перед ребенком и зачитайте слова, пусть продемонстрирует свои ассоциации. Затем объясните по какому принципу осуществляется подбор, и попросите дополнить картинки еще и другими ассоциативными словами, а не только теми, которые назвали вы. Елка – Новый год, дрова, гнездо птицы, хвоя, лес, пикник.
  9. Много специальных игр на .

Благодаря таким нехитрым и интересным заданиям у ребенка будет развиваться не только память, но и пополняться запас знаний об окружающем мире, нормам поведения, будут прививаться новые навыки и умения.

Обонятельная память

Запах — великолепный стимулятор памяти. По мнению специалистов, обонятельная память гораздо сильнее зрительной и слуховой. Это связано с особенностями структуры головного мозга. Вы наверно не раз ловили себя на мысли, как какой-нибудь запах погружал вас в воспоминания, при этом перед глазами разворачивалась целая цепочка событий, или возникало чувство приятной теплой ностальгии.

Согласно исследованиям ученых, ассоциация с определенным запахом помогает лучше запоминать информацию. Например, при подготовке к экзамену, использование ароматической палочки, способно повысить эффективность запоминания на 30%. Достаточно вспомнить этот аромат (если нет возможности воспроизвести его в реальности).

Для тренировки обонятельной памяти выполняйте следующие несложные упражнения:

  1. Попробуйте представить запах апельсина, розы, шоколада, ваших любимых духов.
  2. Попробуйте запоминать предметы по запаху.

Это интересно: В некоторых случаях память у больных амнезией восстанавливается, когда срабатывает ассоциация с определенным запахом.

Зрительная память

Цветные картинки

Покажите ребенку от трех до пяти картинок разного цвета в определенной последовательности и попросите повторить. Поменяйте местами. Повторите задание

Геометрические фигуры

Покажите персонаж из геометрических фигур. Фигур должно быть не больше четырех.

Время для запоминания 30 секунд.

Попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем изменять какую-то деталь.

Зрительная память

Интеллектуальное упражнение «25 букв»

Участникам на 30 секунд показывается таблица.

Задача найти слова, которые помогают запомнить таблицу.

Если ребенок длительное время затрудняется назвать слова, можно снова показать таблицу секунд на пять.

В конце можно еще раз продемонстрировать таблицу, чтобы можно найти другие слова, кроме пяти расположенных по горизонтали.

Образная память

Такая память в психологии представляет собой воспроизведение воспринятого в виде представлений. С ней связаны картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы и др. Для этого вида памяти присуще те особенности, которые делают представления блеклыми, невыразительными, фрагментарными и нестабильными. Это обусловлено различием между ранее воспринятым объектом и его образом. Причем время может усугубить эти отличия.

Отличие от реального объекта может идти в двух направлениях:

  1. Смешение образов. Образ утрачивает свои параметры и на первый план выходит общее для данного объекта и иных предметов;
  2. Различие образов. В памяти происходит усиление параметров, характерных для этого образа, что делает акцент на исключительных свойствах предмета.

На простоту воспроизведения образа оказывают воздействие два показателя:

  1. Содержание и эмоциональный окрас образа, чувственное состояние человека.
  2. Состояние человека в момент воспроизведения образа. Более точное воспроизведение присуще тем объектом, которые были названы словами при восприятии.

Двигательная память

Моторная память имеет значение не только для танцоров или спортсменов, она актуальна для любого человека в процессе запоминания материала. Например, когда вы набираете текст на компьютере, обладая навыком быстрой печати, вы концентрируете свое внимание на информации, а не на попадание пальцами на нужные буквы, что значительно повышает уровень освоения и запоминания данных.

На заметку: Как еще можно быстро запоминать информацию? Связывайте информацию, которую нужно зафиксировать надолго с каким-то определенным жестом. Таким образом, впоследствии сделав это движение, вы сможете воспроизвести нужные сведения.

Но наибольшее значение двигательная память имеет для людей, чья работа связана с выполнением точных и сложных движений: хирургов, музыкантов, танцоров и др. Развить моторную память несколько сложнее, чем другие ее виды, понадобиться терпение и сила воли, но все же главное в этом деле, это практика.

Как развить моторную память:

  1. Если стоит цель приобрести определенный навык – придется повторять одно и тоже действие столько раз, пока оно не дойдет до «уровня рефлекса». Главное условие — выполнять алгоритм действий четко и правильно, сконцентрировавшись на информации или на самих действиях.
  2. Упражнение «Гриб-поляна»:

одна рука – это гриб, сожмите ее в кулак и вытяните перед собой

вторая рука — поляна, ладонь подставьте под воображаемый гриб.

Ваша задача – резко поменять руки, превратив гриб в поляну, а поляну в гриб, при этом плечи остаются на месте, задействованы предплечья, кисти и пальцы. С каждым разом ускоряйте движения.

  1. Вытяните руки перед собой и одновременно начните вращать в разные стороны. Как только начнет свободно получаться, поменяйте направление.

На заметку: Используйте двигательную память, если вам нужно выучить лекцию: перепишите ее или прочитайте вслух.

Индивидуальные особенности памяти

  • Объем запоминаемой информации. Стандартный объем — 7±2. Некоторые люди отличаются неограниченным объемом. Лурия: «человек и не догадывался об особенностях своей памяти».
  • Скорость запоминания информации;
  • Прочность запоминания информации. Скорость и прочность запоминания информации объединены взаимосвязью, определяемой типом темперамента человека: холерики отличаются высокой скоростью и низкой прочностью, сангвиники – высокими значениями того и другого, флегматики – низкой скоростью и высокой прочностью, меланхолики – низкими значениями того и другого.
  • Тип памяти. Определяется наиболее развитым у данного человека видом памяти.

См. также:

  • Развитие памяти;
  • Факторы эффективности памяти.

Тестирование

Итак, пришло время переходить к практике. Что необходимо сделать, чтобы определить, насколько хорошо у вас развита вербальная память? Тест проводится в основном только на маленьких детях в возрасте до десяти лет, так как у взрослых людей уровень вербального интеллекта или вербальной памяти определить бывает немного затруднительно.

Причина здесь кроется в том, что именно в самом младшем возрасте происходит постоянный прирост определенных знаний, поэтому можно легко определить, на каком именно этапе вербального развития находится ребенок. Взрослые же люди не слишком сильно отличаются друг от друга по данному показателю.

Вербальная память у детей проверяется с использованием игровых методов. Например, ребенку предлагают выбрать лишний предмет или образ из ряда или же закончить начатое предложение. Эти небольшие тесты помогут определить уровень развития малыша.

Однако вербальная память в психологии проверяется и у взрослых людей. Как это происходит? Самый распространенный вариант заключается в том, что психолог зачитывает пациенту список из пятнадцати слов, которые абсолютно никак не связаны друг с другом, а последний должен их воспроизвести. Обычно среднестатистический человек способен запомнить семь из пятнадцати слов после одного прочтения. Когда же ему зачитывают список четыре раза подряд, он может воспроизвести уже от двенадцати до пятнадцати слов. А через пятнадцать минут это количество снова падает до десяти слов.

Значит, если вы показываете подобные результаты, то ваша вербальная память в норме, если же результаты хуже, то вам стоит поработать над ней. Однако даже если результаты в норме, вы всегда можете стремиться к чему-то большему. Как именно? Об этом и пойдет речь сейчас.

Развитие у детей

Как уже было сказано ранее, вербальную память у детей лучше всего развивать игровым методом. Дело в том, что запоминание слов, предложений и целых текстов – это довольно скучное и неинтересное занятие, поэтому маленький ребенок вряд ли будет проявлять к этому серьезный интерес. А как известно, маленького ребенка обязательно нужно заинтересовать, чтобы чего-то от него добиться. Поэтому постарайтесь придумывать различные игры, которые будут включать в себя запоминание слов и предложений. Вместо текстов давайте ребенку разучивать стихотворения, так как они даются гораздо легче, а ритмичность их произнесения всегда радует детей. Позже можно переходить уже и на более серьезные варианты, но все время помните о том, что детям должно быть интересно, иначе результаты окажутся мизерными.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]